Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / информационные технологии / предотвращение коррупции / прогнозирование коррупции / таможенные органы / corruption / information technology / corruption prevention / corruption forecasting / customs authorities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афонин Дмитрий Николаевич

В статье рассматривается зарубежный опыт применения информационных технологий в борьбе с коррупцией. Информационные технологии становятся ключевым союзником в борьбе с коррупцией в таможенных органах и позволяют выявлять, предотвращать и даже прогнозировать коррупционные преступления, которые в прошлом могли быть скрыты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афонин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN CUSTOMS AUTHORITIES. FOREIGN EXPERIENCE

The article examines the foreign experience of the use of information technologies in the fight against corruption. Information technology is becoming a key ally in the fight against corruption in customs authorities. They make it possible to identify, prevent and even predict corruption crimes that could have been hidden in the past.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

УДК 343.9:328.185

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Афонин Дмитрий Николаевич

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры таможенного дела, д-р мед. наук, e-mail: dnafonin@gmail.com

В статье рассматривается зарубежный опыт применения информационных технологий в борьбе с коррупцией. Информационные технологии становятся ключевым союзником в борьбе с коррупцией в таможенных органах и позволяют выявлять, предотвращать и даже прогнозировать коррупционные преступления, которые в прошлом могли быть скрыты

Ключевые слова: коррупция; информационные технологии; предотвращение коррупции; прогнозирование коррупции; таможенные органы

INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION IN CUSTOMS AUTHORITIES. FOREIGN EXPERIENCE

Afonin Dmitry N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of the Department of Customs, Doctor of Medical Sciences, Docent, e-mail: dnafonin@gmail.com

The article examines the foreign experience of the use of information technologies in the fight against corruption. Information technology is becoming a key ally in the fight against corruption in customs authorities. They make it possible to identify, prevent and even predict corruption crimes that could have been hidden in the past

Keywords: corruption; information technology; corruption prevention; corruption forecasting; customs authorities

О

а

н

и

а

Ц

и я

s

у

п

а

и

л

M

н

и

M

а

м

е

m н

н О

s

>

m я

H m л

er н

О

с

H er

s

Для цитирования: Афонин Д.Н. Информационные технологии в борьбе с коррупцией в таможенных органах. Зарубежный опыт // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 3 (87). С. 9-14.

Коррупция сегодня является одной из главных проблем мировой экономики. Ежегодный объем взяток в мире составляет 1,6 трлн долларов, а мировая экономика теряет еще и 2,6 трлн долларов из-за коррупционных преступлений, на долю которых приходится 2,7 % мирового ВВП [1].

Коррупция часто стоит на пути решения задач таможенных органов, активно ставя под угрозу сбор доходов, упрощение процедур торговли и обеспечение внутренней безопасности - незаконный оборот товаров, включая оружие и наркотики. Торговые пошлины составляют значительную часть государственных доходов, обычно 30-50 % от общего объема налоговых поступлений, но из-за коррупции в таможенных органах теряется от 30 % и более таможенных поступлений [2].

Коррупцию как явление, как зло следует рассматривать с экономической, правовой, социологической, политической и даже психологической точек зрения.

Существует не много государственных учреждений, в которых предпосылки для коррупции присутствуют так же явно, как в таможенных администрациях [3]. Коррупция легко материализуется в среде, где должностные лица имеют полномочия в принятии решений и где основанные на риске системы контроля отсутствуют или их

легко нарушить. Высокие таможенные пошлины и сложные таможенные процедуры стимулируют участников внешнеэкономической деятельности в попытках снизить таможенные пошлины и ускорить транзакции путем подкупа должностных лиц таможенных органов с целью занижения стоимости или недекларирования товаров [4; 5].

Контрабанда наркотиков и оружия, а также крупномасштабная контрабанда алкоголя и сигарет определяют таможню любой страны непосредственно в сферу организованной преступности [6]. В таких условиях у должностных лиц таможенных органов могут быть серьезные мотивы брать взятки при исполнении своих обязанностей.

Другой важной особенностью является то, что отношения между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности обычно регулируются через третьи стороны (таможенных брокеров и логистических операторов). Со временем эти третьи стороны могут установить тесные отношения с должностными лицами и использовать их для оказания содействия в получении взяток [7]. Даже при использовании современных процедур таможенного контроля невозможно избежать прямого контакта между должностными лицами таможенных органов и представителями товарообладателя во время физического досмотра товаров. Риск получения взяток возрастает при осуществлении таможен-

ных формальностей в небольших офисах в ночные смены и в выходные дни. Поскольку таможенные органы работают на географически рассредоточенных, удаленных постах с относительно небольшим количеством персонала, надлежащий надзор за ними и отдельными должностными лицами таможенных органов затруднен.

Формируются целые коррупционные сети, охватывающие различные подразделения таможенных органов [8].

Нередки случаи вмешательства в работу таможенных органов политического руководства страны [9]. Например, недавнее исследование, проведенное в Тунисе, показало, что фирмы, принадлежавшие тогдашнему президенту и его семье, уклонялись от уплаты таможенных пошлин, что создало существенные конкурентные преимущества для этих компаний [10].

Кроме того, нельзя отрицать и тенденцию назначения на ключевые стратегические должности в таможенных органах чиновников на основе политической согласованности. В апреле 2015 г. скандал, связанный с коррупцией в таможенных органах, привел к отставке и аресту бывшего в то время Президента Гватемалы Отто Переса Молины.

Нельзя недооценивать семейственность. Часто родственники таможенных чиновников полагают, что человек, занимающий властное положение, обязан использовать это влияние, чтобы помочь своим родственникам и своим землякам. Помогать и делиться - это социальная обязанность каждого - полагают отдельные личности [11]. В таких случаях члены семей и социальные сети рассматривают сотрудников таможни как важных потенциальных покровителей, имеющих доступ к деньгам, ресурсам и возможностям, которыми они морально обязаны поделиться. Накопление, даже коррупционным путем, не обязательно воспринимается как что-то плохое само по себе. Именно накопление без распределения считается неэтичным, и это характерно для целого ряда социальных групп [12]. Кроме того, в собственных интересах должностного лица таможенных органов помогать другим, потому что в следующий раз ему самому может понадобиться помощь.

В 1988 г. американский экономист Роберт Клитгоард обобщил факторы, стимулирующие коррупцию, в известной «формуле коррупции»: Коррупция = (Монополия + Свобода действий) - Подотчетность.

В своем исследовании он доказал разрушительные последствия коррупции и продемонстрировал, как взяточничество, вымогательство, мошенничество, откаты и заговоры приводят к отсталой экономике, неконтролируемому влиянию олигархов и политической нестабильности [13].

Приведенная выше формула коррупции иллюстрирует и позволяет проанализировать степень влияния различных факторов

напроцесспредупреждениякоррупциииборьбысней, в частности, при поиске эффективных инструментов в антикоррупционной работе.

В правовых системах всех стран коррупция является преступлением. Одним из первых законов, предусматривающих уголовную ответственность за мздоимство и лихоимство было Уголовное уложение 1903 г. [14]. Международное признание борьбы с коррупцией следует отнести к 1975 г., когда начался новый этап развития мировой экономики и быстрый рост транснациональных корпораций. В 1975 г. была принята Резолюция против коррупции (Resolution against Corruption), призывающая правительства всех стран принять необходимые меры для предотвращения коррупции и борьбы с ней.

Конвенция ООН против коррупции послужила основой для большинства национальных законов по всему миру и ратифицирована 186 странами. Данный документ не имеет обязательной силы, то есть страна не будет подвергнута санкциям за несоблюдение Конвенции и не обязана ее соблюдать. Однако Конвенция ООН устанавливает общие стандарты поведения и стандарты работы правительства, которые помогут бороться с коррупцией в стране.

Пересмотренная декларация Аруша создает основу для борьбы с коррупцией в таможенных органах и повышения уровня добросовестности должностных лиц таможенных органов в странах - членах Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО). Существуют лишь небольшие различия между декларацией Аруша ВТамО и рекомендациями других международных организаций, такими как документ Международного валютного фонда «Practical measures to promote integrity in customs administrations», и доклад Организации экономического сотрудничества и развития (2017) «Integrity in customs. Taking stock of good practices». Все они подчеркивают, что быстрого решения проблемы коррупции в таможенных органах не существует и что необходим комплексный подход. Важно установить баланс между упрощением таможенных процедур и соблюдением надлежащего контроля, принимая во внимание местные особенности и присущие этому области риска. Соответствующие действия технического характера по предотвращению коррупции в таможенных органах включают в себя:

- мероприятия, направленные на осуществление таможенного контроля, основанном на оценке рисков [15];

- формирование эффективных подразделений внутреннего аудита;

- использование автоматизированных систем управления доходами, переведенных в цифровую форму;

- постоянный мониторинг эффективности соответствующих инструментов, процедур и средств контроля.

Мир не сразу понял важность борьбы с коррупцией, и поэтому международные антикоррупционные стандарты прошли долгий путь, основанный на многочисленных коррупционных скандалах и постепенном понимании необходимости криминализации коррупции.

Transparency International оценивает коррупцию путем расчета ежегодного индекса восприятия коррупции (SRI) и классифицирует страны и территории по восприятию уровня коррупции в государственном секторе. Показатель SR1 является наиболее известным показателем коррупции во всем мире. Индекс оценивает коррупцию только в государственном секторе, выявляя одну из основных причин развития коррупции - отсутствие контроля за финансированием политических партий, снижение прозрачности государственного управления и процесса предоставления государственных услуг. Расчет индекса основан на 13 опросах соответствующих организаций, включая опрос, проведенный Всемирным банком и Международным валютным фондом [16].

Такие исследования являются инструментом как для правительства, так и для профессионального сообщества, поскольку их результаты дают возможность оценить эффективность антикоррупционной работы и задействованных инструментов на национальном уровне.

Мир IT-технологий - это не только новый этап в развитии технологической сферы человечества, но и новая правовая и социально-политическая реальность. Цифровизация становится важнейшим фактором экономики любой страны и является современным трендом их экономического развития. Быстрое развитие IT-технологий приводит не только к позитивным изменениям, но и увеличивает риски для граждан, бизнеса, правовых систем и безопасности государств.

Всемирный банк оценил проблемы, с которыми сталкиваются правительства в борьбе с коррупцией. В отчете исследования, проведенного Всемирным банком, подчеркивается, что в результате глобальной пандемии COVID-19 миллиарды долларов заимствуются и расходуются для управления ситуацией с пандемией странами в обход стандартных процедур отчетности, что приводит к повышенному коррупционному риску. Чтобы снизить указанные риски, правительствам необходимо четко формулировать свои действия, применять правила, устранять нарушения и решать проблемы прозрачности как можно скорее. Приобретают все большее значение инструменты финансовой прозрачности, вовлечения граждан и социальной ответственности [17].

Сегодня правительства многих стран возлагают большие надежды на IT-технологии, которые снижают человеческий фактор при предоставлении государственных услуг, поскольку это способствует прозрачности деятельности правительства и государственной службы в целом.

Использование IT-технологий помогает создать прямые и более прозрачные каналы коммуникации между государственными служащими, гражданами и бизнесом, формирует у населения негативное отношение населения к коррупции, увеличивает доверие к правительству и может предложить новые инструменты для повышения прозрачности работы правительственных органов и предотвращения коррупции.

Основная цель внедрения IT-технологий -автоматизировать устаревшие «бумажные» операции, используемые для взаимодействия с гражданами и бизнесом. Это должно сделать государственные услуги открытыми, доступными и удобными для граждан и бизнеса.

Международный опыт уже располагает рядом цифровых решений, использование которых помогает обеспечивать прозрачность, открытость государственного управления и равный доступ населения к государственным услугам.

В мире уровень развития электронного правительства оценивается с 2003 г. Департаментом Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам (далее - ДЭСВ ООН) года по величине EGDI (Индекс развития электронного правительства), который оценивается каждые два года. Индекс EGDI является комплексным показателем, объединяющим три субиндекса - онлайн-сервисы, человеческий капитал, телекоммуникационную инфраструктуру -и используется для измерения готовности правительств использовать IT-технологии, в том числе для предоставления качественной информации и государственных услуг населению и бизнесу [18].

Кроме индекса EGDI используется EPI (Индекс электронного участия), основанный на трех компонентах (электронная информация, консультации и принятие решений) для оценки предоставления интерактивных информационных услуг гражданам. На вершине рейтинга из 193 государств по EGDI к 2020 г., с учетом объема и качества онлайн-услуг, состояния телекоммуникационной инфраструктуры и существующего человеческого потенциала, находятся Дания, Республика Корея и Эстония, за которыми следуют Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Исландия, Сингапур, Норвегия и Япония.

Среди наименее развитых стран Бутан, Бангладеш и Камбоджа стали лидерами в развитии цифрового правительства, переместившись из средней в высшую группу индекса EGDI в 2020 г. На вершине рейтинга в Африке находятся Маврикий, Сейшельские острова и Южно-Африканская Республика. В целом 65 % государств находятся на высоком или очень высоком уровне EGDI [19].

Латиноамериканские страны характеризуются чрезмерно бюрократизированным процессом предоставления государственных услуг и высоким уровнем коррупции. По данным Transparency Inter-

national, в 2017 г. 30 % латиноамериканцев заплатили взятки за доступ к государственным услугам, что составляет почти 30 миллионов человек в регионе. Такие показатели помогли найти новые решения, которые уже оказывают положительное влияние на данную проблему.

Например, Мексика, Перу, Бразилия и Аргентина уже объединились в процессе совершенствования системы доступа населения к качественным государственным услугам. Эти страны внедрили интегрированные порталы для ряда государственных услуг, и у населения уже есть возможность зарегистрировать ряд услуг онлайн. Однако скорость предоставления онлайн-услуг невелика. Процесс тормозится из-за того, что не все государственные служащие и должностные лица правительства готовы к таким изменениям: одни боятся потерять работу, другие - потерять системный доход от незаконных льгот в процессе предоставления государственных услуг.

Стоит отметить, что 01.01.2019 вступил в силу Указ Президента Аргентины, который вводит так называемое электронное правительство, или «безбумажное правительство». Приказ вступал в силу постепенно, и государственным учреждениям был дан год на обучение и перевод ряда процедур в онлайн-режим. Для его внедрения правительство обучило 227 900 пользователей новой системы.

Португалия имеет успешный опыт внедрения электронного правительства с помощью программы Simplex [20]. Страна использует этот инструмент для модернизации процесса предоставления государственных услуг, повышения открытости и облегчения взаимодействия юридических и физических лиц при получении государственных услуг. Эксперты признают, что успех этой программы основан на ее постоянном совершенствовании путем обсуждений с общественностью и соответствующими организациями. На веб-сайте программы есть окно для публичных обращений с предложениями, рекомендациями и комментариями, что дает возможность каждому быть услышанным. Этот процесс ставит гражданина в центр государственных услуг, формирует у него понимание того, что его голос услышан, и постепенно меняет психологию государственных служащих.

Аналогичный подход к дебюрократизации государственных услуг с 2017 г. внедрен в Бразилии, где функционирует программа «sSimplifique!» [21].

Успешная практика такого улучшения предоставления государственных услуг уже существует в следующих странах: Великобритании, Франции, Канаде и Израиле [22].

Список успешных кейсов стран, которые недавно начали свой путь автоматизации государственных услуг, можно продолжить. Все решения различаются по срокам реализации, численности и особенностям населения, политической и экономической ситуации в странах, по

уровню развития IT-технологий. Успешная реализация таких решений позволяет изменить сознание как граждан, так и самих госслужащих.

Открытые данные позволяют повысить прозрачность деятельности правительства за счет раскрытия данных о бюджетных закупках, собственности на землю, об образовании и медицине, о преступности, финансовых отчетах правительственных учреждений и государства, правительственных контрактах, международных закупках и многом другом.

На международном уровне внедрение открытых данных правительствами отдельных стран регулируется Международной хартией открытых данных. Среди инструментов борьбы с коррупцией большую роль играет деятельность антикоррупционной неправительственной организации Transparency International - ведение реестра недобросовестных участников государственных закупок.

Наибольший положительный эффект от внедрения IT-технологий наблюдался в Великобритании, Канаде, Франции и США. В первую десятку вошли Швеция, Дания, Корея и Япония. Согласно исследованию Transparency International - это страны, которые также имеют высокий уровень развития IT-технологий и индекс восприятия коррупции.

Мексика расширила охват и глубину открытых бюджетных данных, благодаря своему современному порталу финансовой прозрачности, который включает в себя государственные закупки и инвестиции в инфраструктуру. Мехико стал первым городом, представившим свои покупки в открытом формате.

Открытые данные обеспечивают прозрачность государственного управления и таким образом способствуют снижению коррупционных рисков в стране, способствуют развитию бизнеса и участию его в государственных закупках и, как следствие, повышают конкуренцию на рынке товаров и услуг.

В качестве инструмента для борьбы с коррупцией можно использовать технологии блокчейн, которые позволяют расширить возможности населения в получении государственных услуг и помочь решать социальные проблемы. Это исследование было проведено в рамках проекта BLOCKCHANGE [23]. В рамках проекта изучалось влияние блокчейн-технологий на социальную сферу в трех областях - человеческие ресурсы, логистика, заключение контрактов и государственные услуги [24].

В 2018 г. Национальный исследовательский совет Канады (NRC) запустил пилотное использование нового блокчейна на базе Ethereum для открытого администрирования государственных закупок.

С помощью технологии блокчейн в Индии сформировали систему отслеживания прав

собственности на землю, объединив ^-технологии с земельными реестрами. В Швейцарии данные технологии применяются для доступа к государственным услугам. В Соединенных Штатах технологии блокчейн применяются при проведении электронного голосования на выборах.

Все описанные процессы тесно связаны со сбором и передачей персональных данных. Следовательно, кроме преимуществ могут возникнуть и проблемы, связанные с кражей персональных данных, киберпреступностью и мошенничеством.

Антикоррупционная инфраструктура сформирована в каждой стране, но в разных странах ее структура, методы работы, ответственность за коррупционные преступления и влияние власти различны. Специфика зависит от уровня коррупции в стране, ее восприятия населением, воли высшего руководства государства и от уровня цифровизации процессов государственного управления.

Например, в Дании, которая имеет относительно низкий уровень коррупции и высокий индекс восприятия коррупции, не было создано ни одного антикоррупционного органа, но установлена уголовная ответственность за коррупционные правонарушения. Аналогичным примером является Финляндия, которая также занимает одни из самых высоких позиций в рейтингах по борьбе с коррупцией. В этой стране также нет развитой антикоррупционной инфраструктуры. Германия, Франция, Италия имеют более развитую антикоррупционную структуру; эти страны в силу своих исторических особенностей (развитие мафиозных группировок, бизнеса, ведущего обширную международную деятельность) в свое время были вынуждены принимать кардинальные меры и повышать уровень антикоррупционных органов.

Основными принципами, на которых основывается борьба с коррупцией, являются:

- прозрачность деятельности государственных органов власти;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- прозрачность финансирования политической деятельности;

- гражданская активность граждан.

Конечно, страны, лидирующие в развитии

1Т-технологий, давно внедрили электронное правительство, электронные реестры и электронный суд, эффективность которых доказана.

Через официальные веб-сайты и социальные сети антикоррупционные органы проводят просветительскую работу с населением и онлайн-тренинги для государственных служащих. Таким образом, 1Т-технологии становятся ключевым союзником в борьбе с коррупцией, они позволяют специалистам по борьбе с коррупцией выявлять, предотвращать и даже прогнозировать коррупционные преступления.

В то же время при их внедрении следует

учитывать специфические особенности каждой страны и факторы, прямо или косвенно влияющие на эффективность использования IT-техно-логий.

Среди IT-технологий, помогающих в борьбе с коррупцией, в том числе и в таможенных органах, можно выделить следующие:

а) создание системы электронного правительства и формирование системы «одного окна» при осуществлении таможенного контроля;

б) предоставление цифровых государственных услуг (в том числе и таможенных) с использованием IT-технологий, сводящих до минимума личный контакт граждан и участников внешнеэкономической деятельности с чиновниками контролирующих органов;

в) создание инструментов для исключения проявлений коррупции, включая электронное декларирование, электронные торги по государственным закупкам, электронную отчетность;

г) использование социальных сетей для выявления случаев коррупции в государственном секторе;

д) использование Интернета для свободного доступа к публичной информации и возможности получения необходимой информации о деятельности государственных органов через открытый доступ, электронную почту и т.д.

Библиографический список:

1. Halai A., Halai V., Hrechaniuk R., Datsko K. Digital Anti-Corruption Tools and Their Implementation in Various Legal Systems Around the World // SHS Web of Conferences ISCSAI 2021. P. 1-7.

2. Chalendard C. Using internal and external sources of information to reduce customs evasion // ICTD Working Paper. 2017. N 62 (January). 59 pp.

3. Ferreira C., Engelschalk M., Mayville W. The challenge of combating corruption in customs administrations. Chapter 11 // The Many Faces of Corruption. Washington D.C.: The World Bank. 2007. P. 367-386.

4. Ardigo I.A. Corruption in tax and customs authorities. Anti-Corruption Helpdesk // Transparency International. URL: https://www.transparency.org/files/content/ corruptionqas/Literature Review of Corruption risks in Customs and Tax 2014.pdf

5. Campos J.E., Pradhan S. The Many Faces of Corruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level // Washington D.C.: The World Bank. URL: https:// openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986 /6848/399850REPLACEM1010F

6. McLinden G. Integrity in customs. Chapter 4 // Customs Modernization Handbook. Washington DC: World Bank. 2005. P. 67-89.

7. Hors I. Fighting corruption in customs administration: What can we learn from recent experiences? // OECD Development Centre Working Paper. 2001. N 175 (April). 48 pp.

8. Jackson D., Kobis N. Anti-corruption through

a social norms lens // U4 Anti-Corruption Resource Centre.2018. Iss. 7. 24 pp.

9. Von Soest C. How does neopatrimonialism affect the African state's revenues? The case of tax collection in Zambia // The Journal of Modern African Studies. 2017. N 45(4). P. 621-645.

10. Rijkers B. Improving customs performance: Lessons from 5 years of reform in Madagascar // Washington D.C.: World Bank. 2018. 24 pp.

11. Zuleta J.C., Leyton A., Ivanovic E.F. Combating corruption in revenue administration. The case of VAT refunds in Bolivia. Chapter 10 // The Many Faces of Corruption. Washington D.C.: The World Bank. 2007. P. 339-366.

12. Mddard J.-F. Corruption in the neo-patrimonial states of Sub-Saharan Africa. Chapter 22 // Political Corruption. Concepts and Contexts. Third edition. New Brunswick: Transaction Publishers. 2002. P. 126-147.

13. Klitgaard R. Controlling Corruption. University of California Press, Berkeley. 1991. 230 pp.

14. Афонин Д.Н. Борьба с коррупцией в Российской Империи в начале XX века // Бюллетень инновационных технологий. 2019. Т. 3, № 1(9). С. 5-8. EDN VTLUST.

15. Афонин Д.Н., Афонин П.Н. Система управления таможенными рисками: состояние и перспективы // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 4. С. 96100. DOI 10.29039/2409-6024-2019-7-4-96-100. EDN BKOSTQ.

16. Скляр Е.М., Пономарев А.В. Контроль за исполнением международно-правовых обязательств госу-

дарств в сфере противодействия коррупции: проблемы корректности Индекса восприятия коррупции // Modern Science. 2022. № 6-1. С. 243-247. EDN ZAKUPK.

17. Kijang S., Dato Onn J., Lumpur K. Enhancing Government Effectiveness and Transparency The Fight Against Corruption. International Bank for Reconstruction and Development, Malaysia. 2020. 386 pp.

18. Азоева О.В., Нурашева К.К., Шим Г.А. Индекс развития электронного правительства (EGDI) и его связь с уровнем экономического развития в странах ЕАЭС // Вестник университета. 2022. № 4. С. 5-12. DOI 10.26425/1816-4277-2022-4-5-12. EDN VAVVDP.

19. United Nations E-Government Survey 2022. United Nations, New York, 2022. URL: https://ifap.ru/library/ book652.pdf

20. Simplex. Official site. URL: https://www.simplex.gov.pt/ livro

21. Simplifique. Official site. URL: http://www.simplifique. gov.br/

22. E-govtech summit 2020. Official site. URL: https://www. govtechsummit.eu/agenda

23. Blockchain for social change. Official site of the project. URL: https://blockchan.ge/

24. Лавелина В.С. Технология блокчейн против коррупции в государственном секторе: правовой анализ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 9. С. 130-134. DOI 10.37882/2223-2974.2022.09.15. EDN DBNPEI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.