Научная статья на тему 'Информационные технологии при реализации компетентностного подхода в военных образовательных организациях высшего образования'

Информационные технологии при реализации компетентностного подхода в военных образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Н.И.

В статье рассмотрена проблема подготовки курсантов военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии на основе использования информационных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены понятия: профессиональная компетентность, технология обучения. Выделены основные подходы к определению информационных технологий обучения. Определены возможности использования информационных технологий в качестве средства организации профессионального обучения.The article considers the problem of preparation of cadets of military educational institutions of higher education of national guard troops on the basis of use information technologies in the educational process. The concepts: professional competence, educational technology. The main approaches to the definition of information technology training. The possibilities of using information technologies as a means of vocational training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии при реализации компетентностного подхода в военных образовательных организациях высшего образования»

Враховуючи показники входного р1вня знань студенпв 5-го курсу стоматолопчного факультету, результати тестування на сервер! дистанцшного навчання "Moodle" та офщшш результати скла-дання Л11 "Крок-2. Стоматолог", спостерталася позитивна динамша.

Таким чином, подготовка студенпв 5-го курсу з1 спещальносп "Стоматолопя" до складання тестового лщензшного штегрованого юпиту "Крок-2" у ВДНЗ Украши "Буковинський державний медичний ушверситет" здшснюеться як системний керований процес, що включае р1зн1 форми етап-ного пром1жного контролю. Багаторазове тре-нувальне тестування на сервер1 дистанцшного навчання актив1зуе зусилля студенпв з тдготовки до юпиту, пвдвищуе продуктившсть навчання, а головне, спрощуе й оптим1зуе систему контролю та самоконтролю.

Висновки.

1. Використання СДН для самостшно! роботи та контролю знань студенпв 5 курсу стоматолопч-ного факультету при шдготовщ до Л11 "Крок 2. Стоматолопя" сприяе покращенню р1вня подготовки та досягненню бшьш високих И результапв.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПР ПОДХОДА В ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

2. Використання СДН дозволяе виявляти та формувати i3 загального числа студентiв «групу ри-зику» для подальшо! персонально! роботи з ними.

Список лггератури

1. Швторак К.В., Феджага 1.В. Формування особистосп та мотивацп до навчання у студенпв медичного унiверситету. Мед. освгга, 2011. - №4. -С. 28-31.

2. Булах !£., Волосовець О.П., Казаков В.М. Система забезпечення якосп пiдготовки медичних кадрiв в Украшг К.: Книга плюс, 2007, 40 с.

3. Шдкасистий П.1., Тищенко О.Б. Комп'ютернi технологи в системi дистанцiйного навчання. Педагогiка, 2000. - № 5. - С. 7-12.

4. Ашамов А.М. Робота в системi дистанцшного навчання Moodle: навч. поаб. Харкав: ХНАГХ, 2009, 292 с.

5. Федорук П.1. Система дистанцiйного навчання та контролю знань на базi 1нтернет-техно-логiй (на прикладi медичних вузiв). Плай, 2003, С. 136.

[ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Попова Н.И.

Кандидат педагогических наук, доцент Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии

INFORMATION TECHNOLOGY IN THE IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

Popova N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Novosibirsk Military Institute named after General I.K. Yakovlev Army of National Guard Troops Russian Federation

Аннотация

В статье рассмотрена проблема подготовки курсантов военных образовательных организациях высшего образования войск национальной гвардии на основе использования информационных технологий в образовательном процессе. Рассмотрены понятия: профессиональная компетентность, технология обучения. Выделены основные подходы к определению информационных технологий обучения. Определены возможности использования информационных технологий в качестве средства организации профессионального обучения.

Abstract

The article considers the problem of preparation of cadets of military educational institutions of higher education of national guard troops on the basis of use information technologies in the educational process. The concepts: professional competence, educational technology. The main approaches to the definition of information technology training. The possibilities of using information technologies as a means of vocational training.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетентность, информационные технологии, технология обучения.

Keywords: professional competence, competence, information technologies, technology training.

Образование - это процесс (или результат) освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанных с ним уровней индивидуального развития. Образовательная система должна быть ориентирована не только на прошлое и настоящее, но и на будущее [1].

Продолжающаяся информатизация всех сфер жизни российского общества оказывает заметное влияние на информационные отношения в военных образовательных организациях высшего образования (далее - ВООВО) войск национальной гвардии.

Одна из основных задач ВООВО - своевременная реакция на быстрое развитие информационных и интернет технологий: необходимо готовить компетентных в своей профессиональной деятельности специалистов. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, каждый курсант в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде ВООВО, в том числе с использованием сети «Интернет» [2].

Проанализировав большое количество определений понятий «компетенция» и «компетентность», необходимо отметить, что большинство авторов понятие «компетенция» трактуют как «заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке выпускника», потенциал личности, готовность (способность) актуализировать свой потенциал в профессиональной деятельности.

А под компетентностью специалиста с высшим образованием в работах отечественных исследователей (В.А.Болотов, А.В.Хуторской, В.В.Кра-евский, В.В.Сериков, А.А.Пинский, И.А.Зимняя, И.Д.Фрумин, О.С.Таизова, В.И.Воскресенский, А.В.Макаров, Ю.Г.Татур и др.) чаще всего понимается проявленная на практике готовность, способность и стремление личности реализовать свой потенциал (компетенции) для успешной продуктивной деятельности в разных сферах жизни (профессиональной и социальной), причем, специалист должен осознавать социальную значимость своей деятельности и личную ответственность за ее результаты, а также необходимость ее непрерывного совершенствования.

Следует акцентировать внимание на том, что термин «компетентность» логично употреблять для характеристики специалиста в его профессиональной деятельности, т.е. когда имеется хотя бы минимальный опыт деятельности в заданной сфере, а «компетенция» - для обозначения базового свойства (качества), которое делает специалиста «потенциально» компетентным.

Таким образом, если в самом обобщенном виде мы определим компетенцию как свойство (качество), то компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.

Под «профессиональной компетентностью» мы будем понимать единство, теоретических знаний, практических умений, личностных качеств, социальных норм и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность.

Поскольку на современном этапе осуществляется интенсивное внедрение информационных технологий, во все отрасли профессиональной деятельности, то одной из составляющих профессиональной компетентности являются элементы информационной деятельности

Хуторской А.В. выделяет три уровня компетенций: ключевые компетенции (относятся к об-

щему (метапредметному) содержанию образования), общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные компетенции (имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов) необходимо отметить, что информационная компетентность, является предметной, общепредметной и ключевой.

Одним из средств, при формировании профессиональной компетентности на современном этапе являются информационные технологии, так как активное внедрение информационных технологий и информатизация общества, вносит свои коррективы при формировании процессе обучения.

Использование информационных технологий в сфере образования позволило качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Изменение целей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизации образования. Технологическое переоснащение учебного процесса, появление новых возможностей в образовательных технологиях приводит к естественной необходимости пересмотра содержания преподаваемых дисциплин.

Поиск ответа на вопрос - как организовать педагогический процесс в современном «информационном» мире - выводит на категорию технологий обучения как средства организации профессионально-ориентированного обучения.

Вокруг понятия «технология обучения» во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии, не позволяющие дать однозначное, всеми принимаемое определение. Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В. П. Беспалько, Н. Ф. Талызина, Ю. Г. Татур, М. В. Кларин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Б.Т. Лихачев, М.А. Чошанов и другие. Из зарубежных исследователей следует отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и других.

Анализ различных точек зрения на понятие «технология обучения» показывает, что большинство исследователей сходятся в том, что технология обучения должна характеризоваться следующими позициями:

> Разбиение процесса обучения на взаимосвязанные этапы;

> Направленное и поэтапное выполнение действий направленных на достижение поставленной цели обучения;

> Выполнение включенных в технологию процедур и операций, для достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Наряду с понятием «технология» существует понятие «педагогическая технология». В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных подходов:

Анализ определений, приведенных, в различных научных и учебно-методических источниках показывает, что большинство исследователей

сходятся на том, что технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей. Это положение является ключевым, так как именно в определении наиболее рациональных способов гарантированного достижения поставленных целей и заключается основной смысл технологизации учебного процесса. Таким образом, технологический подход к обучению предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). В качестве второго ключевого положения, позволяющего раскрыть сущность технологического подхода к учебному процессу, П.И. Образцов и В.М. Косухин рассматривают применение педагогом соответствующих средств обучения.

Информационные технологии обучения часто понимаются как составляющая системы образования есть разновидность педагогических технологий, связанных с применением персонального компьютера, причем они стоятся на внедрении компьютеров в систему обучения и самообразования. Это стимулирует возникновение мотивации учения, активности в процессе познавательной деятельности, творческой активности обучающегося. Кроме того, эта технология относится к альтернативным технологиям обучения. [3, с.48].

Существуют различные определения понятия информационных технологий (ИТ):

> Е.И. Машбиц определяет технологию компьютерного обучения, как совокупности обучающих программ различных типов (от программ обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем), базирующихся на искусственном интеллекте и использующихся в процессе обучения. [4, с.29].

> В энциклопедии по информациологии информационная технология определяется как создаваемая прикладной информатикой совокупности систематических и массовых способов, и приемов обработки информации во всех областях человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. [5, с.115].

> По определению В.М. Глушкова, «информационные технологии - это процесс связанный с преобразованием информации» [6, с.12]

> Л.В. Луцкевич определяет информационную технологию как «технологию машинной обработки, передачи, распространения информации, создание вычислительных и программных средств информатики» [7, с.35].

Наряду с понятием «информационные технологии» некоторые исследователи определяют понятие «информационные технологии обучения».

> В.А. Извозчиков определяет информационные технологии обучения как методологию и технологию учебно-воспитательного процесса с использованием новейших электронных средств обучения. [8, с.126]

> Т.В. Васильев, Е.С Полат, Д.С. Карпов и др. под информационными технологиями обучения определяют совокупность внедряемых в системы организационного управления образованием и в системы обучения новых методов обработки данных, представляющих собой целостные обучающие системы, и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами в соответствии с закономерностями той среды, в которой они развиваются. [9, с 12, 15, 26] То есть ИТ обучения подразумевает научные подходы к организации воспитательного, образовательного процесса с целью его оптимизации и повышения его эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы.

> В.А. Чистяков представляет информационную технологию обучения, как совокупность компьютерных и технических устройств, программного обеспечения и способов работы «в паре с машиной» реализуемую в интересах повышения дидактического процесса. [10, с. 67].

Анализ определений показывает, что существует два подхода к определению информационных технологий обучения. Первый подход заключается в том, что информационные технологии обучения рассматриваются как дидактический процесс, который осуществляется с использованием совокупности внедряемых в систему обучения новых средств и методов обучения, связанных с обработкой данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов с наименьшими затратами и с основными закономерностями познавательной деятельности обучающихся. То есть здесь речь идет об информационных технологиях обучения, как о процессе обучения.

Второй подход заключается в том, что понятие «информационная технология обучения» рассматривается как определенная техническая среда обучения, в которой основополагающее место занимают используемые информационные технологии, т.е информационная технология обучения - это средства, применяемые в процессе обучения.

Под средствами информационных технологий в нашем исследовании будем понимать:

1) программные, аппаратные средства и устройства, работающие на базе вычислительной техники;

2) средства и системы информационного обмена, которые обеспечивают функции сбора, хранения, обработки, передачи информации.

Средства информационных технологий, используемых вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструментальными материалами, обеспечивающими реализацию технологии их педагогически целесообразного использования составляют средства информатизации образования.

При использовании информационных технологий в качестве средства организации профессионального обучения можно выделить следующие возможности:

> индивидуализация учебного процесса, в зависимости от уровня подготовки, способностей, индивидуальных особенностей и интересов учащихся;

> познавательная деятельности характеризуется большей самостоятельностью и носит поисковый характер;

> формирование профессиональных знаний и навыков за счет использования такого средства ИТ, как профессионально специализированные программы;

> наглядное представление и комплексное изучение явлений и событий;

> усиление междисциплинарных связей в обучении.

Использование в процессе обучения таких средства информационных технологий, как пакеты прикладных программ, языков программирования, эмуляторов, системы управления базами данных и др., позволяют сформировать информационную составляющую профессиональной компетентности выпускников военных образовательных организаций высшего образования войск национальной гвардии.

Список литературы

1. Миллер Н.В. К вопросу о влиянии тенденций современного информационного общества на математическое образование в вузе/ Миллер Н.В. // Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2016. С. 116-119

2. Баданов А.А. Вопросы информатизации военного образования в институтах войск национальной гвардии России / Баданов А.А. // В сборнике: Актуальные проблемы противодействия тер-

роризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х частях. Под общей редакцией С.А. Куценко. Новосибирск: НВИ. 2017. С. 12-17.

3. Демьяненко Ю.И. Некоторые аспекты повышения качества подготовки специалиста в высшей школе / Демьяненко Ю.И. // Форум молодых ученых, Саратов, №2(18), 2018, С. 122-126.

4. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения /Машбиц Е.И.// - М.: Педагогика, 1988. - 191 с.

5. Юзвишин, И.И. Энциклопедия информа-циологии / Юзвишин, И.И. // учеб. Пособие под ред. А. М. Прохорова. - М.: Междунар. изд-во «Инфор-мациология», 2000. - 467 с.

6. Глушкова В.М. Основы безбумажной информатики/ Глушкова В.М.//- М.: Наука, 1987. -552с.

7. Луцкевич Л.В. Вопросы эффективного использования эвм в учебном процессе/Луцкевич Л.В.// Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах. Межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГУ, 1986, - с33-39.

8. Извозчиков В.А. Новые информационные технологии обучения/ Извозчиков В.А. //СПб: РГПУ им. Герцена, 1991. -126 с.

9. Тимофеева Е.Г. образовательный мониторинг в отраслевом университете / Тимофеева Е.Г.// Форум молодых ученых, Саратов, №2(18), 2018, С. 517-521.

10. Чистяков В.А. Применение теории информационного обмена в педагогическом процессе / Чистяков В.А.// СПб. СПб Гос. Ун-т (НИЦХ), 2001. -209 с.

FEATURES OF PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS WHICH HAVE LOW MOTOR ACTIVITY

Redkina M.

Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sports, National Pedagogical Dragomanov University,

Kyiv, Ukraine

Abstract

The article describes the level of physical health of students of pedagogical specialties who have low indicators of physical activity; the main causes of impaired motor activity are revealed.

It is emphasized that motor activity of student youth is considered as an integral part of life activity and improvement of physical condition of students.

The importance of increasing the motivation to the physical activity of students in the aspect of the realization of wellness tasks of physical education is revealed.

Keywords: physical condition, physical activity, students, physical education.

At the present stage of society's development, the problem of preserving and promoting the health of people and maintaining a healthy lifestyle is becoming increasingly acute.

In our country there is a critical situation with the state of health of the population. Morbidity has increased dramatically, especially for hypertension, angina, myocardial infarction (30%) [3]. Researches show that systematic exercise, compliance with proper motor and hygiene regimen are the most effective

means of preventing many diseases and maintaining a normal level of performance of the body [4].

One of the reasons for the low rates of motor activity is the increase of training load and the rapid development of information and communication technol-

°gy.

Healthy can be considered a person who is characterized by harmonious physical and mental development and well adapted to the surrounding physical and social environment. The harmonious development of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.