Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / ОСНОВЫ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАБОТКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Комардина Мария Александровна

В настоящей статье подчеркнута важность применения информационных технологий в современном образовании. Обоснована необходимость их применения для формирования профессиональных компетенций на конкретном курсе высшего образования. Рассматривается комплекс возможных способов применения информационных технологий (выраженных в категории электронных образовательных ресурсов) в рамках проведения практических занятий по дисциплине «Основы теории статистики». Рассмотрены основные теоретические положения, относящиеся к теме работы, приведены мнения исследователей относительно классификационных групп упомянутых понятий. Обобщен программный функционал для использования при изучении статистических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна, Комардина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY IN CONDUCTING CLASSES ON THE BASICS OF THE THEORY OF STATISTICS

This article emphasizes the importance of using information technologies in modern education. The necessity of their application for the formation of professional competencies in a particular course of higher education is substantiated. A set of possible ways of using information technologies (expressed in the category of electronic educational resources) within the framework of conducting practical classes in the discipline "Fundamentals of the theory of statistics" is considered. The main theoretical provisions related to the topic of the work are considered, the opinions of researchers regarding the classification groups of the mentioned concepts are given. Generalized software functionality for use in the study of statistical disciplines.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ»

При этом, как отмечают некоторые исследователи, например, Т.И. Закирова, организация исследовательской деятельности студентов по той или иной учебной дисциплине предусматривает различные формы выражения. Так, исследовательская деятельность может базироваться на:

- проведении статистического анализа того или иного существующего в обществе явления;

- проектирование определенного мероприятия либо их комплекса с дальнейшим проведением статистического анализа результатов реализации данной деятельности;

- проведение экспериментальных мероприятий в отношении активизации каких-либо социальных явлений и дальнейший анализ их в статистическом выражении [4].

Таким образом, исследовательская деятельность обучающегося в рамках учебной дисциплины «Основы теории статистики» может базироваться не просто на изучении какого-либо фигурирующего на момент её организации социального явления, но также и на проведении мероприятий по проектной деятельности либо формировании экспериментально обусловленных явлений как таковых.

Важно понимать, что, несмотря на приведенные и подробно рассмотренные преимущества организации исследовательской деятельности обучающихся в отношении оценки уровня имеющихся у них знаний, данного рода деятельность должна быть призвана, в первую очередь, сформировать у студентов необходимые в дальнейшей жизни профессиональные компетенции по ведению статистического учета, анализа и обработки определенных данных [3].

При этом выражение данного рода исследовательской деятельности в проектном и экспериментальном аспектах, что требует, безусловно, кооперацию обучающихся в группы, приводит также к формированию эффективного уровня развития у них:

- умения работать в команде и учитывать интересы партнеров;

- умения эффективно организовывать исследовательские процессы;

- умения проектировать те или иные мероприятия социальной направленности;

- умения взаимодействовать с представителями экспертной группы той или иной предметной области.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о многоаспектности процесса организации исследовательской деятельности обучающихся как таковой. В рамках же учебной дисциплины «Основы теории статистики» исследовательская деятельность студентов приобретает широкий спектр форм выражения, тематической отнесенности, способствует более эффективному овладению дисциплиной и формированию у обучающихся профессиональных компетенций данной предметной области.

Литература:

1. Винникова, И.С. Применение современных педагогических технологий при изучении основ финансовой грамотности в школе / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. -№ 65-2. - С. 90-93.

2. Винникова, И.С. Педагогические особенности формирования финансовой грамотности у студентов экономических направления подготовки / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, Ю.Г. Шутова, Д.С. Стародубова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - Т. 4. - №6. http://mir-nauki.com/PDF/39PDMN616.pdf (доступ свободный).

3. Галиуллина, Ф.Ш. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования профессиональной компетентности / Ф.Ш. Галиуллина // Филология и культура. - 2011. - №25. - С. 235-239.

4. Закирова, Т.И. Проектная деятельность студентов как метод формирования компетенций студентов вузов / Т.И. Закирова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №5. - С. 326.

5. Кириллов, А.В. Статистика. Часть 1. Общая теория статистики. - Самара: Издательство СГАУ. - 2012. - 112 с.

6. Пастухова, И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. - 2-е изд. - Москва: Издательский центр "Академия". - 2012. - 160 с.

7. Хижная, А.В. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов / А.В. Хижная, Е.А. Челнокова, А.С. Челноков, И.Р. Воронина // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49.

8. Юнусов, Р.Ф. Организация исследовательской деятельности студентов / Р.Ф. Юнусов, М.М. Гарипов // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - Т. 2. - №1(9). - С. 264-268.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Комардина Мария Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ

Аннотация. В настоящей статье подчеркнута важность применения информационных технологий в современном образовании. Обоснована необходимость их применения для формирования профессиональных компетенций на конкретном курсе высшего образования. Рассматривается комплекс возможных способов применения информационных технологий (выраженных в категории электронных образовательных ресурсов) в рамках проведения практических занятий по дисциплине «Основы теории статистики». Рассмотрены основные теоретические положения, относящиеся к теме работы, приведены мнения исследователей относительно классификационных групп упомянутых понятий. Обобщен программный функционал для использования при изучении статистических дисциплин.

Ключевые слова: статистика, основы теории статистики, информационные технологии, обработка статистических данных, электронные образовательные ресурсы, программный комплекс, образовательный процесс.

Annotation. This article emphasizes the importance of using information technologies in modern education. The necessity of their application for the formation of professional competencies in a particular course of higher education is substantiated. A set of possible ways of using information technologies (expressed in the category of electronic educational resources) within the framework of conducting practical classes in the discipline "Fundamentals of the theory of statistics" is considered. The main theoretical

provisions related to the topic of the work are considered, the opinions of researchers regarding the classification groups of the mentioned concepts are given. Generalized software functionality for use in the study of statistical disciplines.

Key words: statistics, fundamentals of the theory of statistics, information technology, statistical data processing, electronic educational resources, software package, educational process.

Введение. В современном мире весомую роль при определении квалификационных качеств сотрудника играют имеющиеся у него компетенции относительно основ статистического анализа, поскольку умение работать с данными и производить их классификационную структуризацию подразумевается, фактически, каждой рабочей должностью в умственно-трудовом аспекте. Невозможно представить себе работу, которая не связана с хранением и обработкой каких-либо данных. Одним из наиболее простых примеров подобного рода информации, требующей структуризации, могут послужить, например, перечни задач, которые необходимо выполнить работнику. Без имеющихся знаний относительно их статистического представления человеку довольно трудно оптимизировать рабочие процессы.

Изложение основного материала статьи. Само по себе слово «статистика» произошло от однокоренной лексической единицы их латинского языка - «status», что в переводе на современный русский язык может трактоваться как «состояние». Впервые в научном дискурсе данный термин был применен Готфридом Ахенвалем - ученым немецкого происхождения. Примерный временной период начала развития данного термина - XVIII век. При этом необходимо учитывать, что статистика как комплекс методов и подходов к структуризации и учету определенных данных существовала ещё в глубокой древности, однако являлась в тот период необособленной частью общей математической науки. Самостоятельное становление её началось ориентировочно в XVII веке, за определенный временной период до введения названным ученым соответствующего термина в научный оборот [7].

В то же время на сегодняшний день в исследовательской среде фигурирует три возможных трактовки термина «статистика», к которым можно отнести следующие:

- самостоятельная, обособленная отрасль практической деятельности, цель которой заключается в проведении отбора, структуризации, анализа, также публикации определенной информации о том или ином социальном явлении;

- комплекс информационных ресурсов, относящийся к тому или иному социальному явлению, служащий для возможной дальнейшей его характеристики;

- особая научная дисциплина, отрасль теоретико-практического знания, учебный предмет в образовательных организациях.

Поскольку настоящая работа направлена на изучение путей применения информационных технологий при обучении студентов по дисциплине «Основы теории статистики», упомянутый термин будет рассматриваться в последнем своём значении. Сама по себе названная учебная дисциплина опирается на обучение студентов набору методов и подходов к организации статистического учета каких-либо данных, предусматривает овладение ими в процессе обучения определенным комплексом классификационно-структурирующих навыков, а также каким-либо программным комплексом для их практической реализации.

Таким образом, можно сказать, что обучение основам теории статистики сводится к работе студентов каких-либо специальностей с программно-информационными комплексами, применение которых предусматривается той или иной образовательно программой. При этом важно понимать, какие существуют подходы к применению данных программно-информационных комплексов в образовательном процессе, а также их природу и роль в педагогической деятельности как электронных образовательных ресурсов.

Информационные технологии как таковые представляют собой, согласно действующему на территории Российской Федерации Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации», комплекс процессов, предусматривающих применение различных средств отбора, обработки, накопления, а также передачи данных для дальнейшего получения новой информации относительно базисного информационного продукта либо явления. При этом важным является необходимость различать информационные технологии от электронных образовательных ресурсов [4].

В дидактическом процессе возможно применение различных средств и способов его организации - к ним могут относиться разнообразные педагогические технологии, методические приемы, используемые в рамках отдельных дисциплин и регламентируемые соответствующей предметной отраслью методической науки, материалы и носители информации относительно изучаемой дисциплины и т.п. Все названные категориальные ответвления применяемых в процессе обучения методов и средств, формирующие его как таковой, называются образовательными ресурсами.

Образовательные ресурсы, согласно устоявшейся в дидактико-методической отрасли педагогической науки классификации, могут подразделяться на следующие виды:

- личностные (содержат в себе непосредственно преподавателя той или иной учебной дисциплины в сочетании с его педагогическом опытом и личностными особенностями ведения деятельности);

- материальные (подразумевают непосредственно физические компоненты, применяемые при организации образовательного процесса, могут содержать в себе как сами здания проведения учебных занятий, так и учебно-методические комплексы и прочие материалы);

- информационные (выражены в используемых теоретико-практических положениях методической науки, представляют собой непосредственно применяемую при обучении теоретическую базу, сформированные учебные планы и т.п.) [3].

Однако в современных условиях развития информационных технологий, методической науки, а также непосредственно образовательных ресурсов, исследователями выделяется также иной их вид - электронные образовательные ресурсы. В некоторых классификациях данный вид не фигурирует как самостоятельный и соотносится с информационными образовательными ресурсами из описанной ранее классификации.

Электронные образовательные ресурсы, в свою очередь, представляют собой средства информационного обеспечения дидактического процесса, создание и применение которых обусловлено использованием компьютерных технологий. К ним можно отнести:

- средства сопровождения образовательного процесса (электронные доски, интерактивные материалы, проекторы, аудио устройства);

- средства обеспечения практической деятельности (электронные образовательные системы, программные комплексы различной направленности);

- средства интерактивного взаимодействия (различные программные решения, предусматривающие свое применение в образовательном процессе и обеспечивающие процесс коммуникации между обучающимися и преподавателем).

Освоение дисциплины «Основы теории статистики» содержит в себе теоретический и практический аспекты. Теоретический аспект заключается в изучении теоретико-ориентированной базы научных знаний относительно способов

организации статистического учёта в различных его формах, сбора информации, её анализа и т.п. Практический же аспект выражается в реальной отработке полученных знаний на определенных смоделированных наборах данных. Однако в современных реалиях практический аспект изучения названной дисциплины заключается также в овладении студентами программными комплексами, необходимыми для реализации полученных знаний. Применение в описанных обстоятельствах программных комплексов может трактоваться как задействование в дидактическом процессе ряда электронных образовательных ресурсов. При этом необходимо осознавать возможность применения электронных образовательных ресурсов (основанных, как было пояснено ранее, на информационных технологиях) при преподавании непосредственно теоретического блока рассматриваемой дисциплины [8].

Изучение основ теории статистики может сопровождаться различными мультимедийными материалами, среди которых, в частности, презентации с определенным иллюстративным материалом и поясняющим (сопровождающим) текстом по изучаемой теме, видео материалы, предназначенные для их совместного просмотра с преподавателем либо индивидуального ознакомления с выраженными в них теоретическими аспектами темы, и т.д.

Говоря о практическом аспекте изучения дисциплины «Основы теории статистики» и роли в его внутренних дидактических процессах информационных технологий и, как следствие, электронных образовательных ресурсов, необходимо упомянуть следующие пути их применения:

- информационные технологии могут быть задействованы в качестве основного инструмента работы с практическим материалом;

- информационные технологии могут использоваться при организации индивидуальных и домашних заданий;

- информационные технологии могут применяться в качестве сопровождающего компонента образовательного процесса.

Рассмотрим каждый из названных путей применения информационных технологий (выраженных в электронных образовательных ресурсах) при проведении практических занятий по дисциплине «Основы теории статистики» более подробно, опираясь на конкретные примеры и их специфические свойства проявления.

Так, при изучении рассматриваемой дисциплины студенты сталкиваются с необходимостью производить над учебными наборами статистических данных определенные операции - составлять таблицы с применением различных изучаемых формул обработки входящих в них данных, производить отбор данных в соответствии с каким-либо критерием, классифицировать исходные наборы данных относительно заданных параметров и т.п. Для реализации проведения обучающимися данного рода операций (либо её упрощения) возможно применения соответствующих программных инструментов. Среди существующих пакетов программного обеспечения, обладающих необходимым для освоения рассматриваемой дисциплины функционалом, можно выделить следующие:

- Microsoft Office (Excel);

- LibreOffice (Calc);

- iWork (Numbers);

- Р7-Офис (Редактор Таблиц).

В то время как первая и последняя в представленном перечне программы требуют оплаты лицензии для их использования, инструменты, предлагаемые разработчиками программных пакетов iWork и LibreOffice являются бесплатными и могут быть задействованы без решения дополнительного рода вопросов об их лицензировании.

Кроме того, применение информационных технологий на занятиях по дисциплине «Основы теории статистики» возможно при организации самостоятельной работы обучающихся (в т.ч. при выполнении домашних индивидуальных заданий). Студентам могут быть предоставлены практические задания для самостоятельного выполнения с осуществлением их последующей оценки в соответствии с применяемыми в том или ином учебном заведении критериями. При этом не стоит игнорировать возможное применение различных методических приемов организации обучения. Так, преподавателем может быть сконструирован комплекс практических занятий, предусматривающих работу студентов в рамках проектного метода -таким образом, применение информационных технологий будет обусловлено не только выполнением каких-либо операций над исходным набором данных, но также и дальнейшей демонстрацией полученных результатов посредством использования мультимедийного оборудования [1].

Информационные технологии при проведении занятий по рассматриваемой дисциплине могут также применяться как сопровождающий компонент образовательного процесса. При обучении теоретическим положениям относительно производимых с данными операций, преподаватель может демонстрировать их проведение путем использования уже упомянутых ранее программных комплексов и мультимедийного оборудования. При этом важно отметить существующую тенденцию при применении в данном ключе информационных технологий к повышению уровня познавательной мотивации студентов, что позволяет путем их использования в процессе обучения повысить эффективность не только предоставления материала, но и его освоения обучающимися.

Существующие на современном этапе развития человечества информационные технологии и основанные на них электронные образовательные ресурсы предоставляют преподавателям многих учебных дисциплин новый набор методов обучения теоретическим положениям и организации практической работу обучающихся. Наибольший интерес, при этом, вызывает применение информационных технологий в аспекте преподавания учебных дисциплин, предусматривающих обширный объём работы с различными наборами данных, проведение операций по их анализу, систематизации, классификации и т.д. К подобного рода дисциплинам можно отнести основы теории статистики.

Выводы. Благодаря применению информационных технологий на различных этапах обучения (как на этапе предоставления теоретической базы по работе с данными, так и на этапе самостоятельной работы обучающихся) становится возможным организация новых форм проведения практических занятий. Так, намного более эффективным при использовании соответствующих современному уровню развития информационных технологий электронных образовательных ресурсов становится проектный метод организации учебной деятельности. Кроме того, упрощается путем введения наглядного компонента работа обучающихся с наборами данных, реализация их обработки.

Немаловажным в данном аспекте является также значительное повышение уровня познавательной мотивации обучающихся при использовании описанных ранее информационных технологий. Применение мультимедийного оборудования и программных комплексов обработки данных при проведении практических занятий по основам теории статистики вызывает повышенный уровень интереса со стороны студентов, позволяет значительно упростить их взаимодействие с исходными наборами данных [6].

Невозможно переоценить вклад бурного развития информационных технологий и, как следствие, электронных образовательных ресурсов в организацию процесса обучения. На сегодняшний день применение различного рода мультимедийных технологий и наборов программ становится привычным для представителей педагогического сообщества. Благодаря данного рода образовательным ресурсам произошли значительные изменения в организации образовательного процесса в отношении многих учебных дисциплин, среди которых, в частности, основы теории статистики.

Литература:

1. Бурханова, Ю.Н. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математической статистики / Ю.Н. Бурханова // Вестник ЮУрГГПУ. - 2013. - №4. - С. 30-37.

2. Винникова, И.С. Информационные технологии при изучении финансовой грамотности студентами неэкономических специальностей / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, В.С. Крупинов // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №69-4. - С. 35-37.

3. Джораев, Б.Х. Особенности электронной образовательной среды современного университета / Б.Х. Джораев // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 306-312.

4. Закон Российской Федерации "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 08.07.2006 № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 31. - Ст. 3448 с изм. и допол. в ред. от 29.12.2020.

5. Лебедева, О.В. Электронная информационная образовательная среда и современный студент / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, - №4. DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-11.

6. Никифорова, О.В. Информационные технологии при изучении математической статистики / О.В. Никифорова // Концепт. - 2013. - №2 (18). - С. 1-6.

7. Полякова, В.В. Основы теории статистики / В.В. Полякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 148 с.

8. Семенихина, В.Н. Инновационные информационные технологии в статистике / В.Н. Семенихина // Научный журнал молодых ученых. - 2015. - №2 (5). - С. 130-133.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ЕГО СПЕЦИФИКУ

Аннотация. Статья посвящена изучению тенденции внедрения принципов непрерывного образования в процесс профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. В работе рассмотрены научные подходы к определению сущности непрерывного образования и его роли на современном этапе развития системы образования. В исследовании определены и проанализированы основные принципы непрерывного образования. В статье анализируется сущность системы непрерывного образования и его состояние в отечественном образовательном пространстве на современном этапе. Непрерывное образование рассматривается как результат развития инновационного образовательного процесса, структурные компоненты которого анализируются в работе. В работе проанализированы причины появления данной образовательной концепции и ее роль на современном этапе развития отечественного профессионального образования; раскрываются основные теоретические положения указанной концепции: цель, задачи, тенденции, принципы и условия организации непрерывного образования.

Ключевые слова: система непрерывного образования, принципы непрерывного образования, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип опережения, принцип мобильности, принцип открытости, принцип непрерывности, модернизация образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the trend of the introduction of the principles of continuing education in the process of professional training and retraining of specialists. The paper considers scientific approaches to the definition of the essence of continuing education and its role at the present stage of the development of the education system. The study identifies and analyzes the basic principles of continuing education. The article analyzes the essence of the system of continuing education and its state in the domestic educational space at the present stage. Continuing education is considered as a result of the development of an innovative educational process, the structural components of which are analyzed in the work. The paper analyzes the reasons for the emergence of this educational concept and its role at the present stage of the development of domestic vocational education; reveals the main theoretical provisions of this concept: the purpose, objectives, trends, principles and conditions of the organization of continuing education.

Key words: the system of continuous education, principles of continuing education, the principle of humanism, the principle of democracy, the principle of prediction, the principle of mobility, the principle of openness, the principle of continuity, modernization of education.

Введение. Анализ тенденций развития современного общества вызывает необходимость изменения статуса образования, как одного из важнейших областей человеческой деятельности, неразрывно связанной с другими отраслями общественной жизни.

Модернизация высшего профессионального образования согласно глобально всемирным тенденциям общественного развития вызывает трансформацию взглядов относительно роли и форм осуществления профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, которые принимают инновационный характер.

Сегодня особенно важное значение приобретает подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, обладающих прочными знаниями не только в области своей профессии, но и в сферах смежных отраслей знаний; способностью эффективно работать согласно мировым требованиям; готовностью к постоянному профессиональному росту.

Современное отечественное высшее профессиональное образование ориентируется на такие мировые тенденции, как:

- всестороннее обновление общества в быстро изменяющихся социокультурных условиях;

- поиск путей решения проблем глобального масштаба средствами мирного взаимодействия и диалога культур благодаря формированию планетарного стиля мышления человека;

- потребность в подготовке личности к новому качеству жизни, вызванная особенностями постиндустриального развития общества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рост значения человеческого капитала;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.