ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
INFORMATION TECHNOLOGIES OF ORGANIZING HR-PROCESSES MANAGEMENT
ПОЛУЧЕНО 26.04.16 ОДОБРЕНО 12.05.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.06.16
УДК 65 DOI 10.12737/20667
СМИРНОВА Е.С.
Студентка 4-го курса факультета управления, Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация
SMIRNOVA E.S.
4th-year Student, Management Department, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation
e-mail: catherine_sm@mail.ru
Научный руководитель: ВЕРЕТЕХИНА С.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики Российского государственного социального университета, г. Москва, Российская Федерация
Scientific adviser: VERETEHINA S.V.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of Human Resource and Personnel Policy Department, Russian State Social University, Moscow, Russian Federation
e-mail: veretehinas@mail.ru
Аннотация
В статье доказана необходимость использования информационных технологий в совершенствовании процессов управления персоналом. Рассмотрен человеческий капитал как долговременный экономический ресурс. Доказано, что использование систем автоматизации кадрового учета способствует повышению конкурентоспособности организации. Рассмотрена эффективность организации процессов управления персоналом на современном этапе развития общества. Определена значимость управления интеллектуальными ресурсами организации. Обобщены результаты проведенных исследований.
Ключевые слова: совершенствование процессов управления персоналом, информационные технологии в управлении персоналом, человеческий капитал.
Abstract
The article proves the necessity to use information technology for improving HR processes management. Human capital is explored as long-term economic resource. It is proved that the use of automatization systems of personnel records contributes to the competitiveness of the organization. The effectiveness of organizing personnel management processes is considered at the current stage of society development. Value of intellectual resources management is significant for organization. The results of research are summarized.
Keywords: HR-processes management improvement, information technologies in HR management, human capital.
На современном этапе развития процессов управления персоналом информационные технологии являются инструментом обеспечения высокой степени вооруженности информацией о человеческом капитале организации. Информационное обеспечение систем управления персоналом способствует накоплению данных о персонале, хранению, передаче и их обработке. Использование информационных технологий управления персоналом позволяет применять процедуры преобразования информации по кадрам с целью ее формирования, организации, обработки, проведения анализа по различным категориям данных, обеспечивая централизацию управленческой деятельности. Внедрение и использование информационных технологий в процессах управления персоналом положительно влияет на организацию труда служб управления персоналом. Наличие систем автоматизации кадрового учета, многофункциональных автоматизированных систем организации документационного обеспечения управления в совокупности с системами бухгалтерского учета позволяют решать сложнейшие задачи по управлению человеческим капиталом организации. Современные тенденции использования информационных технологии в организации процессов управления персоналом способствуют раскрытию внутреннего потенциала организации,
направлены на эффективное управление. Управление персоналом организации способно обеспечить конкурентоспособность организации только в том случае, если каждый сотрудник организации является высококвалифицированным специалистом, способным решать сложнейшие многофункциональные задачи. Для того чтобы сформировать конкурентоспособную организацию, требуется усилить работу служб по управлению персоналом и наладить работу по отбору, подбору на вакантные места, обучение и переобучение, проведение курсов повышения квалификации, проведение своевременной аттестации каждого сотрудника организации.
Процесс управления персоналом современных компаний идет по следующим основным направлениям:
- подбор персонала на вакантные должности;
- кадровое делопроизводство управления персоналом (прием на работу, перевод, увольнение, отпуска, больничные листы, табель учета рабочего времени, штатное расписание, учет рабочего времени для оплаты отпускных и т.д.);
- обучение и развитие (повышение квалификации сотрудников, сертификация по направлениям деятельности);
- оценка деятельности, аттестация, переаттестация;
6З
- бонусы и компенсации (обзоры рынка труда, оценка должности и для определения ее веса и уровня оплаты и компенсационного пакета: медицинская страховка, корпоративный телефон, автомобиль и т.д.).
Технологии кадрового делопроизводства опираются на системы электронного взаимодействия. Основной составляющей таких систем является использование психометрических тестов и программных решений в управлении персоналом [2, с. 121] для проведения оценки кандидатов на вакантные места и использование современных образовательных технологий, нацеленных на повышение качества выполняемых сотрудниками обязанностей. Рассмотрим электронные системы обучения и развития персонала. Видеокурсы для самообучения (e-leaming), организация очного обучения в аудиториях с тьюторами, а именно регистрация на обучение по бизнес-программам, нацелены на повышение качества выполняемых должностных обязанностей сотрудниками организации. Информационное взаимодействие и обучение на рабочих местах позволяют дополнительно обеспечить сотрудников нормативной документацией, узкоспециализированной литературой, инструкциями документационного обеспечения управления, инструкциями по управлению персоналом применительно к видам работ.
Целенаправленное обучение сотрудников организации посредством применения электронного обучения имеет ряд преимуществ, к которым можно отнести:
- рассылку о прохождении необходимого количества видеокурсов (контентов) по самообучению (e-leaming);
- индивидуальное планирование обучения;
- тестирование согласно электронным образовательным контентам;
- обобщение результатов тестирований;
- формирование отчетов по результатам тестирований;
- обобщение данных по времени прохождения тестирований;
- получение фиксированных в системе результатов тестирований и направление руководителю работ по управлению персоналом для последующего рассмотрения;
- проведение систематического отбора лучших показателей тестирования.
Эффективность электронного обучения имеет несколько уровней: первый уровень — реакция участников; второй уровень — динамика обучения (как изменились знания работника в результате обучения).
Целенаправленное обучение сотрудников организации посредством применения электронного обучения имеет ряд недостатков, которые удорожают проекты обучения на рабочих местах:
- проведение тестирований в рамках организации требует расхода временного ресурса технических служб, вынужденных заниматься техническими проблемами, администрированием, установкой и наладкой программного обеспечения и т.д.;
- разработка методических рекомендаций пользователя (описание имеющегося инструментария в образовательных программах, helpdesk, FAQ — инструкции по навигации работы в системе);
- организация каналов обратной связи отделов предприятия с технической службой;
- отвлечение на телефонные звонки;
- разработка курса или электронного контента, а также лицензирование предприятия по этому виду деятельности [1, с. 129].
Решением данной проблемы является проведение обучения на рабочих местах в режиме онлайн посредством заклю-
чения договоров с организациями, имеющими лицензии на образовательный вид деятельности, а также использующих апробированные, научные методики при проведении тестирований и использованию программных решений в управлении персоналом [2, с. 121]. Организацию оценки деятельности или аттестации также целесообразно проводить с помощью электронных систем контроля [3, с. 16]. Использование формализованных описаний, использование шаблонов аттестационных бланков, контроль ведения плановой аттестации — все это совместно позволяет наладить электронное взаимодействие сотрудника отдела кадров, сотрудников служб по управлению персоналом непосредственно с каждым сотрудником организации.
Электронное взаимодействие имеет ряд преимуществ:
- производится рассылка приглашений на прохождение аттестации каждому сотруднику по электронной почте;
- все назначения (приказы о проведении аттестации, сроки проведения аттестации, списки участников, приглашения конкретному участнику) переадресовываются ссылкой на документы из общей базы данных организационно-распорядительной документации;
- проводится планирование встреч с целью обсуждения дальнейшего карьерного роста.
Электронная система, в которой руководитель и сотрудник работают совместно, предусматривает следующие виды работ: защиту профессиональных данных; создание индивидуальных профилей; постановку целей; развитие карьеры, разработку планов; определение необходимости и проведения обучения. Эффективность организации процессов управления персоналом на современном этапе развития общества уже невозможна без использования электронных систем организации процессов обучения и переобучения, проведения аттестации и переаттестации, а также обобщения результатов деятельности сотрудников по управлению персоналом, служб управления по мотивации и стимулированию и непосредственно самих участников процесса. Большая часть российских ученых в области управления персоналом проводит исследования по поиску степени автоматизации процессов в управлении персоналом: А.Я. Кибанов в работах по совершенствованию служб по управлению персоналом акцентировал внимание на расчет стоимости функций управления и снижению их общей стоимости [12, с. 157]; А.В. Кириллов в научных исследованиях рассматривал необходимость развития кадровых служб и развития структур по мотивации и стимулированию сотрудников организации [10, с. 60]; С.В. Веретехина в научно-исследовательских работах доказала необходимость автоматизации процессов второстепенных функций управления в структуре управления персоналом и использования психометрических тестов программных решений в управлении персоналом [9, с. 134].
Информационные технологии организации процессов управления персоналом интегрированы во все процессы управления персоналом, а именно в процессы:
- кадровое планирование;
- обучение, переобучение;
- аттестация и переаттестация;
- повышение квалификации;
- отбор (подбор) персонала на вакантные места;
- управление талантами (по данным психометрических тестов и программных решений);
- мотивация и стимулирование;
- документационное обеспечение управления персоналом.
Конкурентоспособность организации при этом значительно повышается. Информационные технологии организации процессов управления персоналом способствуют
выявлению человеческого капитала как основной единицы, определяющей производительность труда и являющейся экономическим ресурсом. Каждый сотрудник организации, способный к трудовой деятельности, является источником создаваемых благ. В совокупности трудовые отношения и управление персоналом являются взаимовыгодными и способствуют обеспечению конкурентоспособности организации в целом.
В честь VII Всероссийского межвузовского кадрового форума им. А.Я. Кибанова «Инновационное управление персоналом» хотелось бы отметить значимость проводимого мероприятия. Современный мир обращает внимание на значимость интеллектуальных ресурсов организации, и только службы по управлению персоналом способны совершенствовать процессы управления человеческим капиталом, даже если инструментом работы являются информационные технологии организации процессов управления персоналом. Обобщая результаты проведенных исследований, можно заметить, что совершенствование служб по управлению персоналом требует тщательного подхода к каждому сотруднику организации, так как человеческий капитал организации способен укреплять и развивать конкурентоспособность всей организации в целом [6, с. 44].
Современное управление персоналом невозможно без внедрения информационно-коммуникационных технологий. Автоматизация функций кадрового управления, нацеленных на отбор персонала посредством применения апробированных психометрических тестов и программных решений, способствует качественному проведению отбора. Автоматизация процессов обучения посредством применения онлайн-обучения или использования виртуальных образовательных сред обеспечивает комфортные условия персоналу по времени и способам обучения. Наличие теле- и информационно-коммуникационных каналов связи способствует своевременной передаче документации. Разработка общей базы данных по персоналу обеспечивает единый подход в организации хранения документов по персоналу. Обеспечение сотрудников по управлению персоналом актуальной организационно-распорядительной документацией электронного вида по управлению персоналом исключает дублирование функций. Автоматизация контроля над исполнением документов облегчает работу сотрудникам кадровых служб по организации контроля за исполнением распорядительной документации (приказы о назначении, переводе, приеме, об увольнении и т.д.). Общая информатизация служб по управлению персоналом в совокупности дает новый, более качественный подход в управлении персоналом. Применение информационных технологий организации процессов управления персоналом повышает качество работ и способствует созданию комфортных условий работы за счет актуальности, своевременности, доступности документации по управлению персоналом, что в итоге приводит к централизации управления в сфере управления персоналом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веретехина С.В. Проблемы внедрения системы электронного документооборота в ДОУ предприятий [Текст] / С.В. Веретехина // Кадровик. — 2014. — № 11. — С. 122— 129.
2. Веретехина С.В. Психометрические тесты и программные решения в управлении персоналом [Текст] / С.В. Веретехина // Материалы Афанасьевских чтений. — 2015. — Т. 1; 13. -С. 116-121.
3. Веретехина С.В. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов [Текст] / С.В. Веретехина,
Е.В. Рубцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 3-4. — С. 12-16.
4. Веретехина С.В. Обзор требований европейской спецификации MOREG-2 и проблемы импортозамещения программного обеспечения СЭД/ЕСМ-решений на Российском рынке [Текст] / С.В. Веретехина // Материалы Ивановских чтений. — 2015. — № 5. — С. 203-209.
5. Веретехина С.В. Технология аутсорсинга в архивном деле. Проблемы и решения [Текст] / С.В. Веретехина. // Делопроизводство. — 2016. — № 1. — С. 19-28.
6. Веретехина С.В. Информационные технологии. Пакеты программного обеспечения общего блока «IT-инструмен-тарий» [Текст] / С.В. Веретехина, В.В. Веретехин. — М.: Русайнс, 2015. — С. 44.
7. Веретехина С.В. Автоматизация процессов управления как фактор возникновения профессий будущего [Электронный ресурс] / С.В. Веретехина, В.В. Веретехин // Современные технологии управления. 2016. - №3 (63). URL: http://sovman.ru/article/6301/
8. Веретехина С.В. Электронное взаимодействие граждан и государства. Направления проведения электронных выборов [Текст] / С.В. Веретехина // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы. — 2016.
9. Веретехина С.В. Методика разработки интерактивной электронной технической документации для наукоёмких изделий отрасти связи и информатизации [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / С.В. Веретехина. -2008. С. 134.
10. Кириллов А.В. Разработка контента электронного курса по учебной дисциплине высшего образования «Современные проблемы управления персоналом, функционально-стоимостный анализ системы и технологии управления персоналом» [Текст] / А.В. Кириллов, С.В. Веретехина // Отчет о НИР (РГСУ). — 2015. — С. 60.
11. Пробин П.С. Проблемы формирования систем обращения криптовалют в России [Текст] / П.С. Пробин // Социальная политика и социология. — 2013. — № 4- 2 (97). — С. 262-269.
12. Смирнова Е.С. Электронная система организации процессов управления персоналом [Текст] / Е.С. Смирнова, С.В. Веретехина. Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016.-№ 3-2(46). С. 157-162.
13. Телепченкова Н.В. Самостоятельная работа студентов в условиях дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Телепченкова // Сборник: Проблемы подготовки и переподготовки специалистов в области гостеприимства и туризма. Учебно-методический сборник кафедры социального менеджмента и туризма. Российский Государственный Социальный Университет. — М., 2013. — С. 115-120.
14. Телепченкова Н.В. Маркетинговые коммуникации в кей-теринге [Текст] / Н.В. Телепченкова // Материалы Афанасьевских чтений. — 2014. — № 1. — С. 166-171.
REFERENCES
1. Veretekhina S.V. Problemy vnedreniya sistemy elektronnogo dokumentooborota v DOU predpriyatii [Problems of introduction of electronic document management system in DOE enterprises]. Kadrovik [Kadrovik],2014, no 11. рр. 122-129 (in Russian).
2. Veretekhina S.V. Psikhometricheskie testy iprogrammnyeresh-eniya. [Psychological tests and software solutions]. Materialy Afanas'evskikh chtenii [Materials Afanasievsky readings]. 2015, V. 1; 13. рр. 116-121.
3. Veretekhina S.V., Rubtsova E.V. Avtomatizirovannye sistemy kontrolya za ispolneniem dokumentov [Automated system of control over execution of the documents]. Sovremennaya nauka:
aktual'nye problem teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modem science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and law], 2015, I. 3—4. pp. 12—16.
4. Veretekhina S.V., Obzor trebovanii evropeiskoi spetsifikatsii MOREG-2 i problem importozameshcheniya programmnogo obespecheniya SED/ESM-reshenii na Rossiiskom rynke [An overview of the requirements of the European specifications MOREG-2 and the problems of import substitution of software EDMS/ECM solutions on the Russian market]. Materialy Iva-novskikh chtenii [Materials readings Ivanovo], 2015, I. 5, pp. 203-209.
5. Veretekhina S.V. Tekhnologiya autsorsinga v arkhivnom dele. Problemy i resheniya [Tech outsourcing in the archive business. Problems and solutions]. Deloproizvodstvo [Correspondence]. 2016. I. 1, pp. 19-28.
6. Veretekhina S.V., Veretekhin V.V. Informatsionnye tekhnologii. Pakety programmnogo obespecheniya obshchego bloka «IT-in-strumentariy» [Information Technology. Software packages common block «IT-tools»]. Moscow, Rusans Publ., 2015, p. 44.
7. Veretekhina S.V., Veretekhin V.V. Avtomatizatsiya protsessov upravleniya kak faktor vozniknoveniya professiy budushchego [Automating management processes as a factor in the emergence of future professions]. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern control technology]. 2016, I. 3 (63). Available at: http://sovman.ru/article/6301/
8. Veretekhina S.V. Elektronnoe vzaimodeystvie grazhdan i gosu-darstva. Napravleniya provedeniya elektronnykh vyborov [Electronic interaction between citizens and the state. Destinations of the electronic elections]. Sovremennyy mir: opyt, problemy i perspektivy [The modern world: experience, problems and prospects]. 2016.
9. Veretekhina S.V. Metodika razrabotki interaktivnoy elektronnoy tekhnicheskoy dokumentatsii dlya naukoemkikh izdeliy otrasti svyazi i informatizatsii. Kand. Diss. [The methodology of the
interactive electronic technical documentation for high technology products grow back for Communication and Information. Cand. Diss.]. 2008, p. 134.
10. Kirillov A.V., Veretekhina S.V. Razrabotka kontenta elektron-nogo kursa po uchebnoy distsipline vysshego obrazovaniya «Sovremennye problemy upravleniya personalom, funktsional'no-stoi-mostnyy analiz sistemy i tekhnologii upravleniya personalom» [The development of e-learning content for the academic discipline of higher education «Modern human resources management issues, functional and cost analysis system and personnel management technology»]. 2015, p. 60.
11. Probin P.S. Problemy formirovaniya sistem obrashcheniya krip-tovalyut v Rossii [Problems of formation treatment systems cryptocurrency in Russia]. Sotsial'naya politika i sotsiologiya [Social Policy and Sociology]. 2013, I.4-2 (97), pp. 262-269.
12. Smirnova E.S. Veretekhina S.V. Elektronnaya sistema organi-zatsii protsessov upravleniya personalom [The electronic system of personnel management processes]. Nauchnaya diskussiya: innovatsiivsovremennom mire [Scientific discussion: innovations in the modern world]. 2016, I. 3-2(46), pp. 157-162.
13. Telepchenkova N.V. Samostoyatel'naya rabota studentov v us-loviyakh distantsionnogo obucheniya [Independent work of students in distance learning]. Problemy podgotovki i perepodgo-tovki spetsialistov v oblasti gostepriimstva i turizma Uchebno-metodicheskiy sbornik kafedry sotsial'nogo menedzhmenta i turizma [Problems of training and retraining of specialists in the field of hospitality and tourism Teaching collection of the Department of Social Management and Tourism]. Moscow, Ros-siyskiy Gosudarstvennyy Sotsial'nyy Universitet Publ., 2013, pp. 115-120.
14. Telepchenkova N.V. Marketingovye kommunikatsii v keyteringe [Marketing communications in the catering]. Materialy Afanas'evskikh chteniy [Materials Athanasian readings]. 2014, I. 1, pp. 166-171.
Шумаков Ю.Н., Винничек Л.Б., Алексеева С.Н., Максимова Т.А.
ЭКОНОМИКА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АПК
Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 224 с.
В учебном пособии рассмотрены теоретические аспекты трудовой деятельности, вопросы трудового потенциала и трудовых ресурсов, организации, измерения и нормирования труда, мотивации, стимулирования и оплаты труда, формирования денежных доходов, производительности труда, качества и уровня жизни, социального партнерства в сфере труда, вопросы международного регулирования социально-трудовых отношений.
Рассматриваемые вопросы нашли отражение в задачах, предлагаемых для решения на практических занятиях, а также в текстах и ситуациях. По каждой теме подготовлены контрольные вопросы для самопроверки и список рекомендуемых литературных источников.
Пособие предназначено прежде всего для студентов аграрных вузов, обучающихся по экономическим специальностям, но может быть рекомендовано студентам и других специальностей, аспирантам, слушателям факультетов повышения квалификации, специалистам АПК.
Анзорова С.П., Федорчукова С.Г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
Учебное пособие. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2016. — 160 с.
Излагается курс организации труда государственных и муниципальных служащих. Раскрываются методологические, теоретические и прикладные проблемы, сущность основных законов, принципов, категорий и понятий государственного и муниципального управления во взаимосвязи с организацией труда в данной сфере. Для студентов вузов, обучающихся по направлению 38.03.04 (080000) «Государственное и муниципальное управление».
СП. Анзорова • С.Г. Федорчукова
ОРГАНИЗАиИЯ
Т Р V А А
ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
С Л V Ж А Ш И X
M
ее