Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА'

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веретехина Светлана Валерьевна, Старкова Е.В.

В рамках данной работы авторами был проанализирован текущий кризис систем обучения персонала на предприятии и были предложены два основных направления, которые стали его причиной. Для решения данной проблемы был проведён анализ системы обучения персонала на предприятии «Проктер энд Гэмбл» и был опрошен ряд сотрудников данной компании. На основании проведённых исследований была доказана необходимость создания единой виртуальной образовательной среды, объединяющей академические университетские курсы и тренинги, проводимые специалистами компаний-работодателей. Также доказана необходимость применения виртуальных образовательных сред в обучении персоналом. Доказана необходимость разработки единых подходов в управлении персоналом, объединяя достижения профессорско-преподавательского состава университета и специалистов сферы управления персоналом. Определена значимость системы управления персоналом в формировании человеческого капитала. Обобщены результаты проведённых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT USAGE IN PROCESSES OF PERSONNEL EDUCATION

In this article, the authors analyzed the current crisis staff training systems in the enterprise and two main trends that have caused it have been proposed. To solve this problem the analysis of personnel training system at the company „Procter & Gamble“ has been carried out and a number of employees of the company were interviewed. On the basis of the survey it was proved the need for a unifi ed virtual learning environment, combining academic university courses and trainings conducted by experts of employing companies. Also it was proved the need to use virtual learning environments in personnel training. The necessity of developing common approaches to the management of personnel, combining the achievements of the teaching staff and specialists of personnel management sphere is justifi ed. The signifi cance of the personnel management system in the formation of human capital is determined. The results of the survey are given.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА»

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНОй ОБРАЗОВАТЕЛЬНОй СРЕды

в процессах обучения ПЕРСОНАЛА

VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT USAGE IN PROCESSES OF PERSONNEL EDUCATION

ПОЛУЧЕНО 29.04.16 ОДОБРЕНО 10.05.16 ОПУБЛИКОВАНО 17.10.16

СТАРКОВА Е.В.

^удентка 3 курса кафедры управления персоналом и кадровой политики, факультета управления Российского государственного социального университета

STARKOVA E.V.

Third-year student of Department of Personnel Management and human resource policy, Management Faculty, Russian State Social University Moscow, Russian Federation

e-mail: eienastar@yandex.ru

УДК 65 DOI 10.12737/22524 ВЕРЕТЕХИНА С.В.

Научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом и кадровой политики Российского государственного социального университета

VERETEKHINA S.V.

Scientific Adviser, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management and Human Resource Policy, Russian State Social University

e-mail: Veretehinas@mail.ru

Аннотация

В рамках данной работы авторами был проанализирован текущий кризис систем обучения персонала на предприятии и были предложены два основных направления, которые стали его причиной. Для решения данной проблемы был проведён анализ системы обучения персонала на предприятии «Проктер энд Гэмбл» и был опрошен ряд сотрудников данной компании. На основании проведённых исследований была доказана необходимость создания единой виртуальной образовательной среды, объединяющей академические университетские курсы и тренинги, проводимые специалистами компаний-работодателей. Также доказана необходимость применения виртуальных образовательных сред в обучении персоналом. Доказана необходимость разработки единых подходов в управлении персоналом, объединяя достижения профессорско-преподавательского состава университета и специалистов сферы управления персоналом. Определена значимость системы управления персоналом в формировании человеческого капитала. Обобщены результаты проведённых исследований.

Ключевые слова: человеческий капитал, управление персоналом, совершенствование процессов управления персоналом, виртуальная образовательная среда, MOOCs.

Abstract

In this article, the authors analyzed the current crisis staff training systems in the enterprise and two main trends that have caused it have been proposed. To solve this problem the analysis of personnel training system at the company „Procter & Gamble" has been carried out and a number of employees of the company were interviewed. On the basis of the survey it was proved the need for a unified virtual learning environment, combining academic university courses and trainings conducted by experts of employing companies. Also it was proved the need to use virtual learning environments in personnel training. The necessity of developing common approaches to the management of personnel, combining the achievements of the teaching staff and specialists of personnel management sphere is justified. The significance of the personnel management system in the formation of human capital is determined. The results of the survey are given.

Keywords: human capital, personnel management, personnel management process development, virtual education, MOOCs.

В современных условиях система обучения персонала на предприятиях малого, среднего и крупного бизнеса подвержена кризисам, как структурным (появление новых технологий, высокие скорости изменения законодательства и требований бизнеса, которые не могут быть оперативно отражены в учебных материалах, и т.п.), так и экономическим (снижение финансирования на обучение персонала, вызванное финансовыми проблемами и затруднениями). Современная система образования зачастую имеет ярко выраженный теоретический характер, который не соответствует задачам, поставленным перед новыми сотрудниками. Данный кризис усугубляется дилеммой, стоящей перед руководством отдела по управлению персоналом, которые, с одной стороны, сталкиваются с необходимостью передачи новым работникам основных знаний о специфике трудового процесса в данной организации, а с другой — имеют дело со сравнительно высокой стоимостью содержания постоянной системы обучения персонала в организации.

Однако если рассматривать данный кризис с философских позиций диалектики, становится ясно, что в проблемах со-

держатся пути их решений. Как было замечено ранее, одной из структурных причин затруднений с обучением персонала стало «взрывное» развитие технологий, изменяющих современный бизнес, — развитие телекоммуникационных средств и сети Интернет. Однако в современных условиях и традиционные модели образовательной системы, и методы преподавания и обучения также оказались под сильным влиянием высоких темпов распространения информационно коммуникативных технологий. Особенно актуальной стала возможность получения высшего образования большим кругом лиц, а также повышение качества высшего образования с помощью использования технологий дистанционного образования и использования цифрового образовательного контента [12].

обучение в компании

«проктер энд гэмбл»

Если рассматривать вопрос обучения персонала на предприятии на примере одной из крупнейших компаний в сфере

FMCG, действующих в России, — компании «Проктер энд Гэмбл», можно заметить, что данная организация использует для повышения рабочей квалификации и обучения новым компетенциям работников многоступенчатую систему обучения. Ядром данной системы служит собственная MOOCs (Massive Open Online Courses) как открытые для сотрудников онлайн-курсы, одна из самых популярных и перспективных тенденций в мировом образовании. По своей форме MOOCs — это электронные курсы (учебно-методические комплексы), включающие видеолекции с субтитрами, текстовые конспекты лекций, домашние задания, тесты и итоговые экзамены [11].

После трех месяцев работы в компании сотрудник проходит систему тренингов по использованию своих рабочих инструментов (или компьютерных программ офисного назначения для офисных сотрудников). Обучение построено в формате интерактивных лекций с выполнением заданий после каждого блока. Данные тренинги направлены на повышение эффективности использования рабочих средств и проводятся специальной группой отдела кадров [11, с. 440].

Данное обучение не является обязательным в рамках подготовки новых сотрудников, однако идет как повышение квалификации и обязательно для последующей сдачи квалификационной аттестации в конце первого года работы.

Следующей ступенью являются обязательные интерактивные курсы для сотрудников с обязательным прохождением аттестации в конце, на которых работникам напоминают основные требования и правила корпоративной политики, особенно в сфере финансовых взаимоотношений с клиентами, поставщиками и государственными органами власти и контроля. Данные курсы построены как интерактивные учебники, раскрывающие требования компании к честному ведению бизнеса. В конце проходит тест, для успешного завершения которого нужно ответить на 10 вопросов и набрать не менее 100% правильных ответов. В случае ошибки — тест проходится заново до тех пор, пока не будет решен корректно. Свидетельства о прохождении тестов сохраняются на рабочем компьютере сотрудника и должны быть предъявлены при первом запросе от отдела кадров или вышестоящего начальства.

Следующим этапом выступают необязательные, полностью добровольные тренинги по овладению специфиче-

Можете ли Вы сказать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей

будущей работы после проведённого обучения?

Да, я хорошо представляю рабочие требования и обладаю знаниями, полученными в результате обучения

У меня очень смутное представление о рабочих требованиях и знаниях, необходимых для успешной деятельности, но я надеюсь, что оно прояснится в начале практической деятельности

Я сомневаюсь в полученных знаниях, необходимых для успешной деятельности Рис. 1. Оценка полученных в результате обучения навыков работниками со стажем и новых сотрудников

скими дополнительными навыками и умениями, напрямую не задействованными в повседневной работе. Это обучение проходит в формате интерактивных вебинаров. На нем закрепляются знания по следующим областям: экономика, маркетинг, финансы, состояние рынков, брендинг и т.д. Аттестации по данным тренингам не проводится, однако по результатам выдается сертификат о прохождении образовательного курса.

оценка эффективности существующих моделей обучения персонала на примере ооо «проктер энд гэмбл» и направления ее развития

Для оценки текущего положения был проведен опрос 52 работников компании ООО «Проктер энд Гэмбл», имеющих стаж работы в компании не менее двух лет.

По результатам данного опроса (см. рис. 1) отмечено, что оценка получаемых в результате обучения навыков во время проведения повышения профессиональных навыков работников со стажем была даже ниже, чем у новых сотрудников. Мнение о том, что образовательная программа недостаточно полно отражает требования профессиональной деятельности (см. рис. 2), высказывает почти половина опрошенных респондентов. В то же время за увеличение образовательных программ и курсов (см. рис. 3) высказалось уже более половины сотрудников, участвовавших в опросе. Подавляющее большинство выступает за увеличение количества образовательных программ, нацеленных на усвоение изменений в текущем законодательстве, технологиях, требованиях и рыночной ситуации для каждой конкретной отрасли.

В результате опроса также было выявлено, что основными требованиями к оптимизации программ повышения квалификации на предприятии ООО «Проктер энд Гэмбл» является увеличение количества образовательных программ и их максимальное приближение к современным требованиям бизнеса.

Процесс разработки традиционного обучения с помощью сети Интернет, используемый компанией в настоящий момент (дополнительные интерактивные курсы и тренинги), не соответствует требуемой скорости изменений бизнеса.

Можете ли вы сказать, что проведённого обучения было достаточно для успешной практической деятельности?

Я считаю, что комплекс полученных знаний полностью отражает содержание и особенность профессиональной деятельности

Я не задумывался над этим вопросом. Получаю те знания, которые положено мне дать по требованиям компании

Я считаю, что образовательная программа недостаточно полно отражает потребности профессиональной деятельности

Методика предоставления знаний не способствует эффективному освоению профессиональной деятельности

Рис. 2. Распределение мнений о том, что образовательная программа недостаточно полно отражает требования профессиональной деятельности

Этот тип образовательных программ отличается большими затратами для широкого использования в качестве «обязательного» и длительным временем составления курса и его создания. Такими же проблемами отличается и проведение тренингов и лекций [14, с. 60].

Для того чтобы решить данную проблему, необходимо сконцентрировать внимание не на операционных изменениях (изменение системы первичной и вторичной подготовки персонала), а на изменении методов обучения и структуры программ.

Таким образом, основными критериями новой модели обучения персонала станут скорость, эффективность и невысокая стоимость внедрения и использования. Из этих критериев следует, что основной идеей новой системы будет не всестороннее, основополагающее обучение по новой технологии или программе, а конкретные аспекты текущих производственных нужд и изменений. Добиться этого можно путем минимизации обучающего контента, который будет

легче трансформировать в короткие образовательные программы, удобные в применении и быстрые в разработке. Идеальным контентом для таких курсов выступают статьи от тренеров, вебинары для работников компании в разных странах, видеоуроки и лекции.

Короткие образовательные программы будет легче встроить в рабочий график, а прикладной обязательный характер не только повысит посещаемость занятий, но и подготовленность кадров к решению новых или текущих задач. Основой методологии новой системы обучения на предприятии должны стать следующие элементы: скорость создания, скорость проведения и дальнейшего использования.

Для того чтобы этого добиться, компании ООО «Проктер энд Гэмбл» следует изменить системный подход к подготовке образовательных программ.

Для создания системы первоначального обучения персонала и повышения квалификации работников компании необходимо:

Рис. 3. Распределение мнений респондентов об увеличении образовательных программ и курсов

- провести централизацию системы управления обучением, т.е. создать единую базу образовательных программ и курсов, на платформе которой будут не только проводиться вебинары и интернет-тренинги для персонала, но и единое обновление программ и внесение изменений в процесс обучения;

- создать сообщество внутри организации, которое будет объединять авторов коротких программ. Передача авторства позволяет увеличить скорость обучения в трех категориях: разработка, проведение и использование. Локализованные авторы имеют возможность работать в тесном сотрудничестве с экспертами в конкретных темах. Еще один плюс заключается в том, что авторы, работающие на местах, могут создавать и проводить обучение на языке региона;

- принять требование к концентрации вебинаров и тренингов на одной конкретной теме, что позволяет экономить время, исключает ненужную информацию (например, детальная история компании) и сокращает разрыв между обучением и практическим применением полученных навыков;

- разрабатывать и соблюдать единые стандарты формата программ обучения.

необходимость создания единой онлайн-платформы для ряда предприятий и вузов россии

Если в рамках деятельности одной из 20 крупнейших компаний мира выполнить все поставленные задачи возможно, то для предприятий среднего и малого бизнеса такие вопросы останутся нерешенными. Более того, они будут усугублены продолжающимся расхождением между требованиями бизнеса и системой академического образования.

Для решения данной проблемы может быть использовано создание объединенной системы виртуального интернет-обучения на базе одного из ведущих вузов России и ряда профессиональных объединений компаний-работодателей тех или иных отраслей [8, с. 134].

Согласно исследованиям «...на современном этапе развития общества онлайн образование является актуальным как для профессионалов различных областей знания, так и для учащихся профессиональных лицеев, специализированных колледжей, школьников и является обязательным для студентов высших учебных заведений» [15, с. 162].

Например, образцом внедрения онлайн-образования в качестве возможной платформы для создания специальных образовательных курсов от предприятий-работодателей является внедрение виртуальной образовательной среды Российского государственного социального университета [http://sdo.rgsu.net].

Виртуальная образовательная среда РГСУ обеспечивает студентам возможность:

- обучения с использованием контента;

- проведения онлайн-тестирований и предварительных тестов (допуск к экзаменам);

- общения и обсуждения тем занятий на форуме (для накопления дополнительных баллов) по дисциплинам;

- сдачи экзамена непосредственно в системе (по результатам оценки пройденных онлайн-тестов, предварительных тестов, рубежных тестов);

- удаленного взаимодействия студента и тьютора [11].

Преимуществом дистанционных образовательных курсов перед классическими формами обучения является наличие у каждого студента персонализированной учебной среды. Данная среда мотивирует учащихся на активный ха-

рактер обучения и взаимодействие с преподавателями и другими студентами (в зависимости от предоставляемой площадки).

Курсы являются отличной возможностью разрешить текущий структурный кризис обучения персонала с наименьшими затратами путем синтеза академического образования на базе MOOCs и внедрения в данные платформы специальных блоков компаний-партнеров.

Учебные курсы, доступные как для студентов, так и для работников компаний, помогут решить «пласт» современных проблем: подготовить студентов к работе в конкретных сферах бизнеса, создать адекватную современным требованиям централизованную систему повышения квалификации и обучения новым навыкам, снизить затраты на поддержание системы обучения персонала на предприятии в рамках отдельно взятых организаций, добиться синтеза теории и практики, объединив в единой платформе профессорско-преподавательский состав университета и специалистов сферы управления персоналом.

литература

1. Bakhtina O.Yu., Kirillov A.V., Matyash S.A., Urzha O.A. The development of technology for higher education institution's administrative personnel assessment. International Education Studies, 2015, vol. 8, i. 5. Pp. 179-190.

2. Веретехина С.В. Методика разработки интерактивной электронной технической документации для наукоемких изделий отрасли связи и информатизации [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / С.В. Веретехина, 2008. — 134 с.

3. Веретехина С.В. Обзор требований европейской спецификации MOREG-2 и проблемы импортозамещения программного обеспечения СЭД/ЕСМ-решений на российском рынке [Текст] / С.В. Веретехина // Материалы Ивановских чтений. — 2015. — № 5 — С. 203-209.

4. Веретехина С.В. Проблемы внедрения системы электронного документооборота в ДОУ предприятий // Кадровик. — 2014. — № 11 — С. 122-128.

5. Веретехина С.В. Психометрические тесты и программные решения в управлении персоналом [Текст] / С.В. Веретехина // Материалы Афанасьевских чтений. — 2015. — Т. 1. — № 13 — С. 116-121.

6. Веретехина С.В. Технология аутсорсинга в архивном деле. Проблемы и решения [Текст] / С.В. Веретехина // Делопроизводство. — 2016. — № 1 — С. 19-28.

7. Веретехина С.В. Электронное взаимодействие граждан и государства. Направления проведения электронных выборов [Текст] / С.В. Веретехина // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы. — 2016. — № 10 — С. 66-69.

8. Веретехина С.В. Автоматизация процессов управления как фактор возникновения профессий будущего [Текст] / С.В. Веретехина, В.В. Веретехин // Современные технологии управления — 2016. — № 3 (63) — С. 2-12.

9. Веретехина С.В. Информационные технологии. Пакеты программного обеспечения общего блока «IT-инструмен-тарий» [Текст] / С.В. Веретехина, В.В. Веретехин. — М.: Русайнс, 2015. — 44 с.

10. Веретехина С.В. Автоматизированные системы контроля за исполнением документов [Текст] / С.В. Веретехина, Е.В. Рубцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2015. — № 3-4 — С. 12-16.

11. Веретехина С.В. Обзор преимуществ виртуальной образовательной среды на примере российского государственного социального университета [Текст] / С.В. Веретехина, Е.В. Старкова // Научная дискуссия: инновации в современном мире. — 2016. — № 3-2 (46) — С. 157-163.

12. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом [Текст] / А.Я. Кибанов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 440 с.

13. КирилловА.В. Проблемные вопросы развития технологий управления персоналом в отечественной практике и пути их решения [Текст]: монография / А.В. Кириллов [и др.]. — М.: Русайнс, 2015. — 280 с.

14. Кириллов А.В. Разработка контента электронного курса по учебной дисциплине высшего образования «Современные проблемы управления персоналом, функционально-стоимостный анализ системы и технологии управления персоналом» [Текст] / А.В. Кириллов, С.В. Веретехина // Отчет о НИР (РГСУ) — 2015. — 60 с.

15. Смирнова Е.С. Электронная система организации процессов управления персоналом [Текст] / Е.С. Смирнова, С.В. Веретехина // Научная дискуссия: инновации в современном мире. — 2016. — № 3-2 (46) — С. 152-157.

references

1. Bakhtina O.Yu., Kirillov A.V., Matyash S.A., Urzha O.A. The development of technology for higher education institution's administrative personnel assessment. International Education Studies, 2015, vol. 8, I. 5, pp. 179-190

Veretekhina S.V. Metodika razrabotki interaktivnoy elektronnoy tekhnicheskoy dokumentatsii dlya naukoemkikh izdeliy otrasli svyazi i informatizatsii. Kand. Diss [The methodology of the interactive electronic technical documentation for manufacturing of high-tech communication industry and informatization. Kand. Diss.]. 2008. 134 p.

2. Veretekhina S.V. Obzor trebovaniy evropeyskoy spetsifikatsii MOREG-2 i problemy importozameshcheniya programmnogo obespecheniya SED/ESM-resheniy na Rossiyskom rynke [Review the requirements of European specification MOREG-2 and the problem of import substitution software DMS / ECM solutions in the Russian market]. Materialy Ivanovskikh chteniy [Proceedings of the Ivanovo readings]. 2015, I. 5, pp. 203-209.

3. Veretekhina S.V. Problemy vnedreniya sistemy elektronnogo dokumentooborota v DOU predpriyatiy [Problems of implementation of electronic document management system in preschool enterprises]. Kadrovik [Personnel]. 2014, I. 11, pp. 122-128.

4. Veretekhina S.V. Psikhometricheskie testy i programmnye resheniya v upravlenii personalom [Psychometric tests and software solutions for human resource management]. Materialy Afanas'evskikh chteniy [Proceedings of the Athanasian readings].

2015, V. 1, I. 13, pp. 116-121.

5. Veretekhina S.V. Tekhnologiya autsorsinga v arkhivnom dele. Problemy i resheniya [Tech outsourcing in the archive business. Problems and solutions]. Deloproizvodstvo [Correspondence].

2016, I. 1, pp. 19-28.

6. Veretekhina S.V. Elektronnoe vzaimodeystvie grazhdan i gosu-darstva. Napravleniya provedeniya elektronnykh vyborov [Electronic interaction between citizens and the state. Destinations of the electronic elections]. Sovremennyy mir: opyt, problemy i perspektivy [The modern world: experience, problems and prospects]. 2016, I. 10, pp. 66—69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Veretekhina S.V., Veretekhin V.V. Avtomatizatsiya protsessov upravleniya kak faktor vozniknoveniya professiy budushchego [Automation of management processes as a factor in the emergence of future professions]. Sovremennye tekhnologii uprav-leniya [Modern control technology]. 2016, I. 3 (63), pp. 2—12.

8. Veretekhina S.V., Veretekhin V.V. Informatsionnye tekhnologii. Pakety programmnogo obespecheniya obshchego bloka «IT-in-strumentariy» [Information Technology. Software packages common block «IT-tools»]. Moscow, Rusayns Publ., 2015. 44 p.

9. Veretekhina S.V., Rubtsova E.V. Avtomatizirovannye sistemy kontrolya za ispolneniem dokumentov [Automated control systems for the execution of documents]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Ekonomika i pravo [Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law]. 2015. I. 3-4, pp. 12-16.

10. Veretekhina S.V., Starkova E.V. Obzor preimushchestv virtual'noy obrazovatel'noy sredy na primere rossiyskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universiteta [Review benefits of virtual learning environment on the example of the Russian State Social University]. Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire [Scientific discussion: innovations in the modern world]. 2016, I. 3-2 (46), pp. 157-163.

11. Kibanov A.Ya. Osnovy upravleniya personalom [Fundamentals of personnel management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 440 p.

12. Kirillov A.V. Problemnye voprosy razvitiya tekhnologiy upravleniya personalom v otechestvennoy praktike i puti ikh resheniya [Problematic issues of personnel management technology development in the domestic practice and their solutions]. Moscow, Rusayns Publ., 2015. 280 p.

13. Kirillov A.V., Veretekhina S.V. Razrabotka kontenta elektron-nogo kursa po uchebnoy distsipline vysshego obrazovaniya «Sovremennye problemy upravleniya personalom, funktsio-nal'no-stoimostnyy analiz sistemy i tekhnologii upravleniya personalom» [The development of e-learning content for the academic discipline of higher education «Modern human resources management issues, functional and cost analysis system and personnel management technology»]. Otchet o NIR (RGSU) [Report on R & D (RSSU)]. 2015. 60 p.

14. Smirnova E.S. Veretekhina S.V. Elektronnaya sistema organi-zatsii protsessov upravleniya personalom [The electronic system of personnel management processes]. Nauchnaya diskussiya: innovatsiivsovremennom mire [Scientific discussion: innovations in the modern world]. 2016, I. 3-2 (46), pp. 152-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.