Научная статья на тему 'Информационные технологии на пути совершенствования уголовно-исполнительной системы (УИС) России'

Информационные технологии на пути совершенствования уголовно-исполнительной системы (УИС) России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1480
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Телегина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии на пути совершенствования уголовно-исполнительной системы (УИС) России»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

(УИС) РОССИИ

ТЕЛЕГИНА Елена Геннадьевна адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России

С

' овершенствование деятельности 'органов и учреждений, исполняющих наказания, является одной из актуальных задач правовой науки по разработке форм и методов предупреждения преступности.

Реформирование уголовно-исполнительной системы России представляет собой многогранный процесс, который происходит поэтапно и осуществляется в русле социально-экономических, законодательных и иных преобразований в государстве.

Объем информации на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы России значительно вырос, и внедрение в эту сферу деятельности компьютерных технологий, на наш взгляд, значительно улучшит функционирование не только объектов УИС, но и всей системы в целом.

В настоящее время для того, чтобы иметь целостную картину деятельности уголовно-исполнительной системы, сотрудникам различных служб приходится обрабатывать значительный по объему масссив информации. Применение современных компьютерных технологий в деятельности учреждений, исполняющих наказания, позволит экономить время и получать необходимую информацию в кратчайшие сроки, систематически проводить анализ о состоянии преступности, а также оказывать содействие в разработке концептуальных подходов борьбы с преступностью.

Ф Ш

Речь идет о создании «Единой базы данных» с помощью новейших информационных технологий, где будет обрабатываться, хра-ииться и передаваться информация на спецконтингент, содержащийся в учреждениях пенитенциарной системы и на лиц, проходящих по различным учетам. Данная база, по нашему мнению, должна иметь несколько специальных учетов по различным категориям. Необходимо разделять учеты по возрастному и половому признаку. Например, в базе данных МВД ведется учет преступности несовершеннолетних лиц без различия половых принадлежностей. А изучение количественных и качественных показателей преступности несовершеннолетних показало, что несовершеннолетние лица женского пола совершают противоправные деяния намного реже, чем несовершеннолетние лица мужского пола. Именно поэтому в России имеется только три воспитательные колонии для несовершеннолетних лиц женского пола, тогда как воспитательных колоний для несовершеннолетних лиц мужского пола в десятки раз больше.

Также, на наш взгляд, имеет особое значение деление учетов по видам наказания: связанных с лишением свободы или без лишения свободы, поскольку целью наказания является не только исправление осужденного и изоляция его от общества, но и предупреждение повторных преступлений. Такие учеты будут важны при назначении наказания условно, а также при назначении отсрочки от-

бывания наказания по различным основаниям, в соответствии с действующим законодательством. Необходимо подчеркнуть, что назначение наказания условно или отсрочка отбывания наказания чаще применяется к лицам женского пола. Это обусловлено той социальной ролью, которую общество и государство возлагает на женщину.

«Единая база данных» должна охватывать уголовные, уголовно-исполнительные и криминологические аспекты, в которых бы отражались: сроки наказания; социальные связи осужденного; психологические особенности личности преступника; причины и мотивы, послужившие совершению преступления; прогнозы его поведения при отбывании наказания; методы социальной адаптации после освобождения от наказания.

Таким образом, можно сделать вывод, что в связи с бурным развитием сферы компьютерной информации и высоких технологий, в целях совершенствования уголовно-исполнительной системы назрела необходимость принятия закона о внедрении компьютерных технологий в учреждениях УИС. Данный закон должен отражать концептуальные идеи обеспечения своевременной и полной информацией всех заинтересованных структур, что, на наш взгляд, приведет не только к повышению эффективности работы УИС, но и принятию своевременных мер предупреждения преступности.

Необходимо отметить, что имеются некоторые попытки правового закрепления применения информационных технологий в практике уголовно-исполнительной системы России. Так, в п. 2 Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России говорится о создании осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, и в п.4 - о том, что в процессе обучения используются компьютерные информационные технологии, современные средства и формы обучения, обеспечение осужденным возможности получения образования посредством дистанционного обучения [1].

Важную роль в воспитательной работе играет процесс вовлечения осужденных в общее и профессиональное обучение. При этом необходимо использовать все формы обучения, в том числе и заочную, которая в условиях мест лишения свободы является, пожалуй, наиболее приемлемой для обучения

осужденных в высших образовательных учреждениях [2, с. 281].

Актуальным, по нашему убеждению, будет являться введение смешанной технологии обучения с использованием интерактивного обучения осужденных. Слово «интерактивный» (от английского «interact», «inter») означает взаимный, «act» - действовать, означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с компьютером или человеком (преподавателем). Следовательно, интерактивное обучение означает диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие ученика-осужденного и учителя.

Для этого необходимо решить ряд вопросов организационного характера: имеются ли люди с необходимыми навыками работы, имеются ли у учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, аппаратные средства, программное обеспечение, техническая поддержка специалистов ИТ, есть ли у желающих обучаться по такой технологии навыки и что нужно сделать, чтобы подготовить их? Но главный вопрос - финансовое обеспечение.

Интерактивное обучение - это учеба по индивидуальному плану. Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении - тексты лекций, задачники, практикумы на разных носителях: бумажных, CD, аудио и видеоносителях. Последовательность изучения предметов и темпы работы выбираются самостоятельно. За один семестр можно пройти курс, который изучается целый год, или, наоборот, растянуть на два года. За каждый раздел курса студент-осужденный должен отчитываться - сдавать контрольные, тесты. Перейти к изучению следующего курса, не отчитавшись, нельзя.

Вышеизложенное позволяет рассматривать процесс вовлечения осужденных в обучение по смешанной технологии с использованием интерактивного обучения как профилактику совершения повторных преступлений. Так, Челябинские институты предлагают лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, несколько вариантов дистанционного обучения на платной основе. К сожалению, немногие желающие обучаться по такой системе могут себе это позволить, а лишь те, которые располагают финансовой поддержкой близких. Особенно эта проблема ощутима в женских колониях, так как у многих осужденных женщин, особенно рециди-

висток, разрушены социальные связи, а также в колониях для несовершеннолетних лиц женского пола, обитатели которой зачастую дети-сироты или девочки из неблагополучных семей7. В данной ситуации финансовая поддержка региональных органов государственной власти решила бы ряд вопросов, возникающих в процессе вовлечения осужденных в обучающие программы.

Намерения осужденных рецидивистов, находящихся в местах лишения свободы, зачастую остаются преступными. Об этом свидетельствуют акты членовредительства и суицида осужденных, нарушение дисциплины в исправительных учреждениях, захват заложников, побеги. Не составляют исключение и женские исправительные колонии и колонии-поселения. Поэтому, помимо усиления воспитательной и психологической работы с осужденными, необходимо совершенствование системы безопасности уголовно-исполнительной системы. Решение этой задачи невозможно без применения специальных технических средств надзора, контроля и внедрения новых технологий.

Одним из магистральных направлений совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений в наиболее развитых странах является неуклонное улучшение технической оснащенности. Первостепенное значение уделяется охране и обороне пенитенциарных учреждений, исключению возможности совершения побега спецконтингента. Широко применяются системы видеонаблюдения для наружного и внутреннего технического обеспечения безопасности тюрем. Применение новейших, в том числе информационных, технологий и оригинальных решений позволяет западным специалистам обеспечивать надежную работу «периметровых» систем охраны, разработанных специально для исправительных учреждений [3, с. 285].

Обеспечение пенитенциарной безопасности, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в ходе исполнения мер государственного воздействия, связанных с изоляцией от общества, не только имеет многовековую историю, но и весьма далеко от завершения [4, с. 44].

7 По результатам исследования, проведенного автором в Саратовской и Челябинской женских колониях, и в Рязанской воспитательной колонии для несовершеннолетних лиц женского пола.

Мы не отстаем от западных коллег. В программе реформирования уголовно-исполнительной системы России запланировано преобразование и в сфере обеспечения пенитенциарной безопасности.

Так, в одном из исправительных учреждений ГУФСИН России по Челябинской области в 2007 году введен в действие новейший комплекс видеонаблюдения «Пахра-М». Эта система безопасности является на сегодня самой передовой в стране. Основу ее составляет купольная видеокамера, установленная на высокой мачте посредине учреждения, благодаря которой дежурный имеет возможность держать под наблюдением всю территорию колонии. Мощное оптическое и цифровое приближение видеокамеры позволяет прочитать марку сигареты на брошенном окурке. Дополнительные видеокамеры в помещении штрафного изолятора, ПКТ и отряде СУС создают целостную картину оперативной обстановки в учреждении [5, с. 13-17].

Возможности новейшего комплекса видеонаблюдения «Пахра-М» имеют широкий спектр: обеспечение непрерывного сбора информации, передача и интеллектуальный анализ, а также архивирование видеоданных от большого количества видеокамер, расположенных на всей территории исправительного учреждения, и вывод видеоинформации на рабочее место дежурного.

Организация надзора за осужденными с помощью видеонаблюдения является одним из важных направлений укрепления правопорядка в пенитенциарной системе и имеет правовую регламентацию применения технических средств надзора и контроля, которая закреплена в нормативно-правовых актах. Так, в соответствии со ст. 12 п. 2 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» администрация ИУ имеет право использовать аудиовизуальные, электронные и другие технические средства.

Исследование зарубежного, в частности европейского, опыта организации управления учреждений пенитенциарных систем, состояния их технической обеспеченности показало, что, несмотря на высокую стоимость специальной техники и вооружений, зарубежные правительственные программы постоянно предусматривают выделение достаточных средств для оснащения ею данных учреждений. Процесс интеграции России в мировое сообщество, признание ею международных

правовых актов в сфере исполнения наказаний, интересы повышения эффективности уголовно-исполнительной системы диктуют необходимость шире использовать зарубежный опыт, их технологии развития полицейской техники [3, с. 286].

Внедрение новых технологий представляет альтернативу некоторых видов наказаний, например, домашний арест. Чтобы не заключать гражданина, совершившего правонарушение, в помещение камерного типа, в его доме устанавливается электронный маячок, который связан с базовой станцией. Передвинуть маячок нельзя, он пошлет сигнал на станцию, что будет расцениваться как попытка побега. Другой альтернативный вид наказания - ограничение свободы. Человеку определяют маршрут и режим дня, а контроль будет осуществляться через спутниковое наблюдение с помощью браслета, надетого на руку и подключенного к сети сотовых операторов. Подобные виды наказаний используются во Франции, а в России такой проект ввели в качестве эксперимента [6].

В настоящее время российская уголовно-исполнительная система находится в стадии реформирования, и хотелось бы отметить положительные моменты внедрения компьютерных технологий в исправительных учреждениях и органах, исполняющих наказания.

В течение последних шести лет отмечается снижение заболеваемости спецконтингента туберкулезом на 43%, а среди сотрудников УФСИН Курской области - на 39%8. Преобладает выявление малых форм туберкулеза, что свидетельствует о своевременности диагностики заболевания. В рамках соглашения между ФСИН России, Фондом «Российское здравоохранение» и Международным банком реконструкции и развития в учреждениях УФСИН с марта 2006 года проводится модернизация имеющегося флюорографического и рентгенооборудования и поставка нового лабораторного оборудования. Благодаря цифровым технологиям значительно улучшилось качество снимков и диагностика туберкулеза, повысилась надежность рентгеноаппаратуры [7, с. 18-22].

Внедрение современного оборудования дает положительные результаты и при лечении осужденных от наркомании. Раньше ле-

8 Ввиду специфики служебной деятельности сотрудники исправительных учреждений УИС проходят флюорографию два раза в год.

чили стандартно - таблетками, капельницами, но такими методами снимается физическая зависимость от наркотика, а психическая остается. Человек постоянно испытывает дискомфорт, так как организм не вырабатывает эндорфины (гормоны удовольствия), у наркоманов их выброс стимулируется за счет употребления наркотиков. И тогда перед психологической службой исправительного учреждения стоит задача научить пациента нормальной жизни, забытой за время употребления наркотиков. Так, больница ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области оборудована кабинетами альфастимулирую-щего тренинга (обучение человека способности поддерживать комфортное состояние организма за счет собственных внутренних резервов), аудиовизуальной стимуляции (позволяет пережить состояние синдрома «отнятия от наркотика»), транскраниальной электростимуляции (снимает депрессию, улучшает психическое состояние человека). Все это в комплексе позволяет заставить организм самостоятельно вырабатывать те самые «гормоны удовольствия» [8, с. 40].

Внедрение такого оборудования особенно актуально, так как в 2004 году отменена статья о принудительном лечении от наркомании, и учитывая увеличение и омоложение осужденных наркоманов. Теперь врачи обязаны лечить осужденного от наркомании только в том случае, если он сам попросит. В местах изоляции, где имеется данное оборудование, желающих вылечиться от серьезного недуга меньше не стало, а установка данного оборудования в женских колониях, на наш взгляд, должна иметь первостепенное значение. Это обусловлено тем, что женский организм, по мнению психологов и медицинских работников, значительно труднее поддается лечению от наркомании. Кроме того, среди рецидивисток женского пола наблюдается увеличение осужденных за незаконный оборот наркотиков, несмотря на то, что за употребление наркотических средств и психотропных веществ в российском законодательстве не предусмотрено уголовное наказание.

Очевидно, что разработка федеральной целевой программы по совершенствованию информационных систем должна иметь комплексный подход и охватывать все сферы деятельности уголовно-исполнительной системы России.

* * *

1. Краткая характеристика УИС России // Официальный сайт Федеральной службы исполнения наказаний России. http:// www.fsin.su. 08.10.2007 г.

2. Иринчеев В.В. Организационные и правовые аспекты совершенствования профилактической деятельности исправительных учреждений Минюста России [Текст] // Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. А.И. Долговой - М., 2005. -ISBN 5-87817-046-7.

3. Пантелеев В.А. Концепции антикризисного управления в уголовно-исполнительной системе [Текст] // Новые криминальные реалии и реагирование на них / Под ред. А.И. Долговой - М., 2005. - ISBN 5-87817046-7.

4. Ливадная Ю. Пенитенциарная безопасность в России [Текст] // Научно-технический и военно-политический журнал «Защита и безопасность». - 2006. - №3.

5. Мочалов Е.В., Савиных В.А. Вся колония как на ладони (технический прогресс) [Текст] // Бюллетень УИС. Научно-методический журнал ГУФСИН России по Челябинской обл. - 2007. - № 2.

6. Российская газета. 2007, сентябрь. № 210.

7. Носов С. Восстановить утраченные позиции [Текст] // Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание». - 2006.- № 11. -ISSN 0869-6462.

8. Валентей А. Возвращают к полноценной жизни [Текст] // Пенитенциарный журнал «Преступление и наказание». - 2006. - № 11. - ISSN 0869-6462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.