Научная статья на тему 'Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения английскому языку'

Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
233
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как средство повышения эффективности обучения английскому языку»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Н. А. Стародубцева, преподаватель ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта»

Реализация ФГОС направлена на формирование общих и профессиональных компетенций. Быстрый темп внедрения ФГОС не позволяет педагогам эффективно организовать работу по их применению. Поэтому перед педагогическим коллективом стоят вопросы: как разработать программную документацию, как организовать проведение практических занятий, как качественно организовать и проконтролировать самостоятельную работу обучающихся, как оценить их знания и умения. Одним из вариантов решения данных вопросов является применение информационных технологий для освоения общих и профессиональных компетенций.

Электронные учебники

Формирование и контроль навыков аудирования, говорения, чтения, письма

дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с обучающимися.

Интернет как информационная система предлагает многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции, видеоконференции, форумы, чаты, интернет-конкурсы, олимпиады;

- возможность публикации собственной информации на Web-сервере; создание собственного блога или сайта;

- доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, Google, LookSmart, NSN); поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite).

Используя информационные ресурсы Интернета на уроках, преподаватели нашего техникума убедились, что можно, интегрируя их в учеб-

Возможности новых информационных технологий при обучении английскому языку безграничны: это использование интернет-ресурсов, обучающих компьютерных программ. Каждый обучающийся выбирает для себя объем и скорость усвоения материала. Компьютер обеспечивает текущий, рубежный, итоговый контроль учебного процесса. Все это

Ресурсы Интернета

Развитие межкультурной коммуникации

ный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

1. Формировать навыки и умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности (ABC News (www.abcnews.go.com), BBC World Service (www.bbc.co.uk/worldservice), The New York Times (www.nytimes.com), The Washington Times (www.washtimes.com), CNN World News (cnn.com/world), The Washington Post (www.washingtonpost.com).

2. Совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, а также подготовленных учителем.

3. Совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания. Например, сайт www.voices-of-the-world.org представляет собой форум, где обучающиеся могут опубликовать свои работы и представить на обсуждение свое мнение.

Электронные образовательные ресурсы в обучении английскому языку

Электронные обучающие программы

4. Совершенствовать исследовательские умения, участвуя в подготовке рефератов, сочинений и др.

5. Пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка.

6. Знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности культуры, традиции страны изучаемого языка.

Данные задачи решаются посредством виртуального общения с помощью электронной почты, участия в форумах, группах обсуждения (например, www.eslgo.com/forum,www.mirc.com; www.chat-web.com,www.openclass.ru/forum), а также с помощью международной переписки на сайте (www.interpals.net, www.hipenpal.com, www.penpalworld.com, и др.). По темам профессионального блока обучающиеся нашего техникума общаются с обучающимися других техникумов России, обмениваясь виртуально продуктами исследовательской деятельности или участвуя в интернет-обсуждениях и конференциях.

Особенно интересно используются материалы Интернета при работе над проектом. Это позволяет создавать на уроке исследовательскую творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечен в активный познавательный процесс. Предлагая подобные материалы обучающимся в малых группах или индивидуально, ставлю задачу — отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней либо, напротив, аргументировано оспорить ее, для чего также необходимы факты. Каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать преподаватель с помощью обучающихся, достаточно грамотных пользователей сети, определив сферу поиска. Подготовка и защита проекта проводятся на завершающем этапе работы над темой. Это уже творческий уровень, которому предшествует большая работа по закреплению и активизации языкового материала на репродуктивном этапе. Защита каждого проекта сопровождается демонстрацией всевозможных красочных наглядных средств, таких как стенгазеты, коллажи, плакаты, возможно также и оформление в электронном варианте (программы Word, Power Point, Publisher).

Следующий интересный момент — это использование компьютерных обучающих программ, которые позволяют тренировать раз-

личные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают интенсификацию самостоятельной работы обучающегося. Например, при введении и отработке новой лексики я использую компьютерные программы Triple play plus in English, English on holidays, Gold English и др. Обучению письму, освоению английской клавиатуры, грамматике способствуют программы Bridge to English, Gold English, Professor Higgins, English Platinum и Oxford English, «Учите английский» (EuroTalk). Очень полезным на уроках является интерактивный учебник по грамматике английского языка Grammar Land.

Для проверки и контроля лексико-грамма-тических знаний обучающихся я пользуюсь тестовыми оболочками, на основе которых создаю тесты различных видов. На мой взгляд, большие практические возможности открывают такие контрольно-тестовые системы, как КТС-Net 2, Hot Potatoes, My TestX. В ходе использования данных систем выявлены следующие их преимущества:

- возможность самостоятельно организовать работу обучающихся по выполнению определенных заданий в любое удобное для них время;

- при возникновении затруднений возможность проработать материал по конспекту или воспользоваться Интернетом;

- экономия времени при обработке результатов;

- непредвзятость при подведении итогов выполнения тестового задания;

- удобство и простота использования;

- возможность усложнения тестовых заданий путем ограничения времени прохождения теста и повышения уровня сложности.

Итак, существует множество компьютерных обучающих программ и интернет-ресурсов, способствующих развитию как лексических, так и грамматических навыков обучающихся. Отсюда возникает необходимость в соотнесении современных требований рабочей программы по английскому языку и существующих компьютерных программных материалов и образовательных ресурсов.

Электронные средства обучения английскому языку обладают большими дидактическими возможностями, имеют огромный мотивацион-ный потенциал, соответствуют принципам индивидуализации обучения.

Соотнесение учебных тем рабочей учебной программы и существующих компьютерных обучающих программ и образовательных ресурсов

Учебная дисциплина БД.03. Английский язык, специальность 23.02.03 — Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (Основной модуль, 1-й курс)

Тема Грамматика Лексика и фразеология Практическая работа Самостоятельная работа

Описание людей, внешность, характер, личностные качества Множественное число имени существительного. Артикли. Программа «Профессор Хиггинс» Изучение лексических единиц по теме, программа «Лондонский курс английского языка» Тесты, программа КТС-Net 2 Тесты блоков Jquiz, Jcloze, программа Hot Potatoes

Человек, здоровье, спорт Порядковые и количественные числительные. Презентация, программа MyTestX Изучение лексических единиц по теме,сайт www.lesson1.ru/ vocabulary/ lexicographer/health.htm; тексты www.alleng.ru Программы «Английский в три приема», «Учим английский язык» Чтение и перевод учебных текстов по теме, сайт www.alleng.ru/ engl-top/650.htm JCross - кроссворд, программа Hot Potatoes

Город, деревня, инфраструктура Степени сравнения прилагательных, программы «Профессор Хиггинс», «Английский язык от А до Z» (часть 2) Изучение лексических единиц по теме «Город», программа «Лондонский курс английского языка» JMix - восстановление последовательности, программа Hot Potatoes Письмо-рассказ о городе Белово на сайте www. penpalworld.com. Мини-презентация о Белово

Природа и человек Глагол-связка be, сайт www.real-english.ru/ crash/lesson4.htm, программы «Профессор Хиггинс», «Английский язык от А до Z» (часть 2) Формирование лексических навыков по теме «Природа», программа «Учим английский язык» (Young Genius) Аудирование текста, CNN World News (cnn.com/world), тесты MyTestX, Hot Potatoes Сообщение об экологической ситуации в регионе на сайте www.voices-of-the-world.org

Научно- технический прогресс Времена группы Simple, программы «Профессор Хиггинс», «Английский язык от А до Z» (часть 2) Текст по теме www.alleng.ru/ engl-top/001.htm; лексика по теме www.speakenglish.co.uk/ vocab/computer Тесты, программа KTC-Net2, MyTestX, Hot Potatoes Словарь компьютерных сокращений, программа Word

Повседневная жизнь, условия проживания, досуг Модальные глаголы, сайт www.homeenglish.ru/ Grammarmod, программа MyTestX Изучение лексических единиц по теме, программа English on holidays Тест по теме, сайт www. english- basis.ru/720-test-my-house/ Сообщения «Мой дом», «Мое хобби» на сайтах www. penpalworld.com, www.hipenpal.com

Новости, средства массовой информации, реклама Времена группы Progressive, программы «Профессор Хиггинс», «Английский язык от А до Z» (часть 2) Изучение лексики по теме, сайты www.washtimes.com, www.nytimes.com, cnn.com/world Чтение и перевод учебных текстов, сайт www. themoscownews. com/news/ Тестовые программы Hot Potatoes, MyTestX, КТС-Net 2

Культурные и национальные традиции, краеведение, обычаи и праздники Активный/пассивный залог, программа Oxford English, сайты fluent-english.ru, englishgrammar.nm.ru Изучение лексики по теме, сайты www.engtopic.ru/holidays; learn-english.ru; homeenglish.ru Создание электронной библиотеки (ресурсов) по теме Сообщение по теме на сайтах www.eslgo.com/ forum; www.mirc.com; www.chat-web/com. Электронная презентация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.