Научная статья на тему 'Информационные технологии как современный инструмент развития гражданской активности молодежи в условиях студенческого самоуправления'

Информационные технологии как современный инструмент развития гражданской активности молодежи в условиях студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIVIC ENGAGEMENT / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ / INFORMATIZATION SELF-MANAGEMENT / ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / PEDAGOGICAL EDUCATIONAL TOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Виктория Николаевна

Статья посвящена проблемам формирования гражданской активности молодежи. Автор показывает, как в качестве эффективного инструмента развития гражданской активности личности студента используются современные информационные технологии. Использование информационных технологий в молодежной среде становится насущной потребностью и основной тенденцией в воспитательной работе с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGies AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF CIVIL ACTIVITY OF YOUTH IN THE CONDITIons of student self-managment

The article is devoted to problems of formation of civil activity of young people. The author shows how, as an effective tool for the development of civil activity of the individual student uses modern information technologies. The use of information technology among youth is becoming urgent need and the main trend in educational work with young people.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как современный инструмент развития гражданской активности молодежи в условиях студенческого самоуправления»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования гражданской активности молодежи. Автор показывает, как в качестве эффективного инструмента развития гражданской активности личности студента используются современные информационные технологии. Использование информационных технологий в молодежной среде становится насущной потребностью и основной тенденцией в воспитательной работе с молодежью. Ключевые слова: гражданская активность, студенческое самоуправление, информационные технологии, информатизация самоуправления, гражданин, гражданственность, активность, воспитательный инструмент.

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A TOOL FOR DEVELOPMENT OF CIVIL ACTIVITY OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF STUDENT SELF-MANAGMENT

Annotation. The article is devoted to problems of formation of civil activity of young people. The author shows how, as an effective tool for the development of civil activity of the individual student uses modern information technologies. The use of information technology among youth is becoming urgent need and the main trend in educational work with young people. Keywords: civic engagement, student government, information technology, informatization self-management, citizen, citizenship, activity, pedagogical educational tool.

Развитие гражданской активности студентов выступает основой формирования социокультурной личности патриота и гражданина. Поэтому воспитательная работа в данном направлении должна быть нацелена на внутреннее стремление личности к усвоению такого опыта. Теоретические исследования в данной области показали, что наиболее эффективными средствами для этого выступает студенческое самоуправление, в соответствии с которыми оно определяется как комплекс принципов, методов и условий способствующей приобретению новых знаний, творческому их применению и стремления к активной преобразовательной деятельности. С данной точки зрения тезис Э.О. Столяровой о том, что студенческое самоуправление в своей развитой форме призвано содействовать формированию ценностей коллективизма и солидарности, нам кажется наиболее интересным. Это позволяет рассматривать проблему студенческого самоуправления через призму личностных достижений индивида как вклада в коллективную деятельность.

Однако определив среду воспитательного воздействия (самоуправление), мы должны подобрать эффективный инструмент, современный и доступный. Таким инструментом, по нашему мнению, являются информационные технологии, которым в области воспитательной работы, как показывает практика и анализ научной литературы (М.М. Амиров, Н.А. Сухарева), уделяется не достаточное внимание. Хотя именно информационные технологии на сегодняшний день обладают огромным влиянием на формирование личности, а также средством манипуляции и регуляции общественного мнения [3; 4].

Использование информационных технологий в молодежной среде становится насущной потребностью и основной тенденцией в воспитательной работе с молодежью. Поскольку в настоящее время доступ к источникам информации стал приоритетной задачей для удовлетворения нужд образования и науки, так же он должен быть обеспечен и для работы студенческого самоуправления. Например, путем создания сайта студенческого самоуправления, как одного из ведущих критериев для оценки реальной деятельности самоуправления среднего профессионального образовательного учре-

УДК 378 В.Н. Карташова

Victoria

© Карташова В.Н., 2015

Социальные структуры: институты и процессы

ждения. Что в свою очередь должно найти свое отражение при аккредитации образовательного учреждения.

Создание сайта студенческого самоуправления является необходимой и неотъемлемой частью информатизации воспитательной среды. Сайт студенческого самоуправления - это качественно новый уровень деятельности студенческой молодежи, где происходит не только накопление, обмен и распространение информации о деятельности молодежный объединений образовательных учреждений, реализация творческих возможностей студентов, а также мобилизация организаций студенческого самоуправления разных образовательных учреждений для реализации крупномасштабных акций, волонтерских движений, студенческих соревнований, в том числе профессиональных и образовательных. Работающий сайт студенческого самоуправления представляет широкие возможности для обмена опытом в масштабе страны и мира. Сайт студенческого самоуправления позволяет: надежно сохранять информацию; обмениваться новостями; поддерживать соревновательный дух; обеспечивать широкий доступ как индивидуальный так и коллективный через информационные сети; распространять опыт и информировать о планируемых акциях.

Заметим, что в настоящее время не существует единого понимания, что такое информатизация студенческого самоуправления. Чтобы охватить весь спектр мнений по данному вопросу, приведем несколько конструктивных определений понятия информатизация студенческого самоуправления, имеющих широкое распространение у отечественных и западных исследователей.

Информатизация:

- это расширение доступа к цифровым информационным объектам в различных форматах;

- предоставление услуг, связанных с сохранением, переработкой и обменом информацией;

- непосредственный доступ к сообществу пользователей [2].

Вышепредложенные определения позволяют отметить общее в понимании определения «информатизация» - это система, предоставляющая расширенный доступ к сохранению, переработке и распространению информации локализованной в сети, а также доступной через различные телекоммуникационные сети. Под информатизацией студенческого самоуправления мы понимаем обеспечение доступа к работе органов студенческого самоуправления его структурных подразделений, молодежных объединений, кружков по интересам; документации студенческого самоуправления и молодежных объединений (положение, планы, отчеты, программы). При подготовке специалиста нужно учитывать, что в его будущей профессиональной деятельности от него потребуется умение использовать не только полученные знания, но и максимально быстро и эффективно пополнять, и обновлять их, успешно ориентируясь в информационном потоке.

Так, М.М. Амиров выделяет ряд факторов, определяющих необходимость использования информационных технологий в студенческом самоуправлении: внедрение ИТ в самоуправление существенным образом ускоряет передачу накопленного социального и гражданского опыта от студента к студенту, от объединения к объединению; современные ИТ, повышая взаимодействие разного уровня структурных подразделений студенческого самоуправления позволяют каждому отдельному его члену успешнее и быстрее адаптировать к социальным потребностям; эффективное внедрение ИТ в самоуправление отвечает требованиям информатизации образования, катализирует процесс реформирования традиционного подхода в воспитании и молодежной политике; ИТ позволяют качественно проводить контроль деятельности студенческого самоуправления, способствуют формированию у студентов рефлексии. ИТ позволяет сочетать коммуникативные технологии при развитии гражданственности с визуализацией деятельности самоуправления. В данном случае соблюдается педагогический принцип наглядности, который делает работу в самоуправлении привлекательной и доступной. ИТ развивают критическое мышление и креативность. Позволяют создавать электронную версию портфолио студенческого самоуправления для будущей профессиональной и социальной деятельно-

сти. ИТ способствуют реализации группового общения, коммуникативных навыков, самостоятельности [1].

Обобщив выше приведенные подходы, выделим особенности применения ИТ в самоуправлении образовательного учреждения, с точки зрения развития гражданской активности:

- во-первых, использование современных ИТ, повышает процент силы воспитательного воздействия, способствует консолидации молодежных объединений, способствует мобильности и информационному творчеству. Дает ощущение сопричастности к эпохе, массовости и масштабности;

- во-вторых, способствует адаптации и а и социализации молодежи в быстро меняющихся условиях, находится в ритме с потребностями государства и общества; реагировать на соцзаказ и проявлять гражданственнось. Внедрение ИТ способствует сохранению, накоплению и усвоению накопленного опыта гражданской активности поколений;

- в третьих, ИТ создает условия для совместной активной деятельности студентов, развитию моделей межличностных коммуникаций. Расширяет возможности самоуправления и его популярности (рост влияния студенческого самоуправления через блоги и социальные сети).

Отметим, что использование ИТ в студенческом самоуправлении малоэффективно, если не будет четко сформулированных целей, достижение которых становится возможным с использованием разработанной воспитательной программы развития образовательного учреждения.

Информационные технологии должны органично интегрироваться в концепцию студенческого самоуправления, где органично используются разные в том числе и традиционные подходы развития активности и гражданственности. Речь идет о гармоничном единстве ИТ и студенческого самоуправления для решения задач по формированию гражданской активности.

Таким образом, можно сформировать основное педагогическое условие для развития гражданской активности молодежи - развитие гражданской активности должно осуществляться с использованием передовых информационных технологий в среде студенческого самоуправления.

Данное условие нацелено на реализацию потенциала гражданской активности студентов через следующие компоненты: социально-образующие, информационные, коммуникативные, целевые. Для реализации данного условия необходимо наличие реально действующей системы студенческого самоуправления образовательного учреждения, так как она является основой для использования ИТ, а также содержание высокого уровня информационной культуры, как основы информационных технологий.

Проведенный анализ литературы по проблеме использования информационных технологий в студенческом самоуправлении для формирования гражданской активности показал, что эффективным инструментом воспитательного воздействия, является информатизация самоуправления. ИТ оказывают беспрецедентное воздействие на рост активности, гражданственности и аутентичности молодежи. Приведенные нами доводы наталкивают на необходимость более детального исследования данной проблемы ее теоретического осмысления и практического применения в воспитании гражданина.

Библиографический список

1. Амиров, М. М. Современные информационные технологии в системе воспитания гражданственности / М. М. Амиров // Мат-лы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий форум», 15 февраля - 31 марта 2013 г. - Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/ 624p.pdf (дата обращения : 27.05.2015) .

2. Кобелева, Т. И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования : дис. ... канд. пед. наук 13.00.01 / Т. И. Кобелева. - Самара, 2006 - 183 с.

3. Саенко, Л. А. Сетевое общество в контексте современных социальных трансформаций / Л. А. Саенко, М. В. Егоров // Дискуссия. - 2014. - № 7(48). - С. 88-93.

4. Сухарева, Т. А. Воспитание гражданской позиции старшеклассников в деятельности молодежных общественных объединений : дис. канд. п. наук 13.00.01 / Т. А. Сухарева. - Челябинск, 2008. - 173 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.