Научная статья на тему 'Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде'

Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
346
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КИБЕРЭКСТРЕМИЗМ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ-КОНТЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макашова Вера Николаевна, Чернова Елена Владимировна

Рассматривается проблема профилактики распространения идей киберэкстремизма, как комплексной проблемы, для решения которой необходимо задействовать юридические, психолого-педагогические и технологические инструменты. Это проблема связана с активизацией ряда экстремистских движений, заинтересованных на вовлечение в свои ряды молодых людей. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. В статье анализируются разновидности экстремизма: политический; экономический; национальный; религиозный; экологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макашова Вера Николаевна, Чернова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной среде»

Макашова В.Н. \ Чернова Е.В.2

1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», факультет информатики,

к.пед. наук, доцент, [email protected]

2 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», факультет информатики,

к.пед. наук, доцент, [email protected]

Информационные технологии как фактор распространения идей киберэкстремизма в молодежной

среде

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Информационные технологии, киберэкстремизм, молодежная среда, интернет-сообщество, интернет-контент.

АННОТАЦИЯ:

Рассматривается проблема профилактики распространения идей киберэкстремизма, как комплексной проблемы, для решения которой необходимо задействовать юридические, психолого-педагогические и технологические инструменты. Это проблема связана с активизацией ряда экстремистских движений, заинтересованных на вовлечение в свои ряды молодых людей. Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества. В статье анализируются разновидности экстремизма: политический; экономический; национальный; религиозный; экологический

Глобализация информационных процессов, повсеместное проникновение информационных технологий, массовость использования сетевых сервисов и их доступность все чаще приводят к тому, что малоизвестные в широких кругах негативные явления из реальной жизни проникают в Интернет и привлекают внимание пользователей. В последние годы в России и странах СНГ отмечается активизация ряда экстремистских движений, ориентированных на вовлечение в свои ряды молодых людей. Именно молодежная среда является благодатной почвой для формирования радикальных взглядов, накопления негативного потенциала, готового к реализации по указанию «лидера». Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране [1].

Попытаемся разобраться в его особенностях, для этого обратимся к истории. В России экстремизм получил развитие в середине 90-х годов. По мнению специалистов, это обусловлено его особенностями: в первую очередь, это длительная экономическая нестабильность, сильное социальное расслоение, низкая эффективность работы государственных институтов, отсутствие социальной защищенности граждан. Все это и сопутствующие проблемы приводят к спонтанным, стихийным протестам, либо к мелкому вандализму, хулиганству и преступлениям. Чаще всего проводниками экстремизма выступают радикальные политические партии. В конце ХХ - начале XXI века подобных партий в России оказалось множество. В качестве основных лозунгов выбирались националистические или сепаратистские, в ряды партий вовлекалась молодежь, среди которой поощрялась активная борьба силовыми методами с «не нашими». Стоит заметить, что роль экстремизма в жизни молодежи России и в то время, и в наше, оказалась недооцененной, что приводит к трагическим событиям, калеча судьбы и отбирая жизни. По мнению Н.М. Сироты, экстремизм -«ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется в основном силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами» [2].

Выделяют несколько разновидностей экстремизма: политический; экономический; национальный; религиозный; экологический.

Политический экстремизм - настолько сложное и неоднозначное явление, что на сегодняшний день существует несколько разных определений. Однозначно только то, что его последователи стремятся к разрушению существующей в обществе политической системы и установлению своей - например, анархия, монархия, марксизм и другие. Чаще всего данный вид экстремизма включает в себя все разновидности.

Экономический экстремизм - «стремление установить одну форму собственности и единые методы ведения хозяйства (коммунистический фундаментализм) либо полностью отказаться от государственного регулирования экономической сферы, резко сократить социальные расходы (либерализм)» [2].

Национальный экстремизм - чаще всего связан с сепаратизмом, акцентуируется на продвижении прав «наших» и ущемлении прав «не наших» национальностей и этнических групп.

Религиозный экстремизм - «нетерпимость к представителям других конфессий или жестком противоборстве в рамках одной конфессии» [2].

Экологический экстремизм - «противоправные акции групп и движений, осуществляемые с целью защиты окружающей среды от научно-технического прогресса как такового и нередко создающие угрозу общественному порядку» [2].

Развернутое определение экстремизма (экстремистской деятельности) в национальном праве дано в ст.1 Федерального Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Необходимо обратить

внимание на те его элементы, реализация которых может быть осуществлена с использованием сети Интернет [3].

Во-первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. Интернет позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацистской атрибутики или символики), что способствует формированию ранее не существовавшего единого неонацистского, расистского сообщества, которое вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

Во-вторых, активно используются участниками террористических и экстремистских организаций информационные ресурсы Интернета, позволяющие быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

В-третьих, экстремистские группы используют Интернет для финансирования своей деятельности (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).

Фридинский С.Н. понимает под экстремизмом «деятельность общественных, политических и религиозных объединений либо иных организаций, средств массовой информации, физических лиц по планированию, организации, подготовке, финансированию либо иному содействию ее осуществлению, в том числе путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств, а также совершение действий, направленных на установление единственной идеологии в качестве государственной; на возбуждение социальной, имущественной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства; на отрицание абсолютной ценности прав человека; на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; на подрыв безопасности Российской Федерации, а равно публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению таких действий» [4].

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что экстремизм - это дестабилизация существующего положения вещей в пользу «правильного». Причем «правильность» определяется лидерами или членами того или иного движения. Крайняя точка экстремизма - терроризм.

Мировое интернет-сообщество акцентирует внимание на многих

проблемах, распространившихся со скоростью вируса: киберпреступность, киберэкстремизм, кибертерроризм. Особенность всех явлений с приставкой «кибер» заключается в том, что их очень сложно контролировать в огромной информационной Сети и при этом, они с молниеносной скоростью находят своих сторонников и получают активную поддержку.

Несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые на различных уровнях - от владельцев сайтов до правительств различных государств, поставить распространение данных явлений в Интернет под контроль, на сегодняшний день нельзя говорить о безоговорочном успехе. Находятся всевозможные лазейки в законах или программно-аппаратном уровне, и процесс распространения продолжается. В настоящее время, наиболее остро в Рунете стоит проблема привлечения молодежи в сообщества экстремисткой направленности. Киберэкстремизм - частое явление в социальных сетях, блогосфере, форумах и сетевых сообществах. После незначительного затишья в начале XXI века, экстремизм снова набрал силу, получив мощный источник информации и инструмент вовлечения - интернет. В дальнейшем речь в статье будет идти о киберпроявлениях экстремизма - те же самые идеи, но облаченные в новую, «электронную» форму.

Задача любого радикального и не только движения - вербовка последователей и продвижение своих идей в широкие массы. И новые информационные технологии дают для этого благодатную почву - блоги, твиттер, социальные сети, сайты, форумы, развлекательные порталы и прочее. Наиболее «продвинутые» идеологи радикализма научились маскировать свои воззрения под юмор, развлечения, шутки. Неопытный пользователь «развлекаясь» незаметно для себя впитывает такие идеи, проникается ими, распространяет и становится их сторонником. На наш взгляд, наиболее опасным источником продвижения киберэкстремизма является социальная сеть, а точнее - система «одобрения» - «лайк и перепост». Суть этой системы в том, что пользователь социальной сети, встречая понравившуюся цитату или картинку «репостит» (публикует на своей странице) или «лайкает» (то есть одобряет) ее, тем самым, распространяя ее по своим друзьям и подписчикам. Как показывает практика, зачастую пользователь Интернета, ставя «лайк» или размещая у себя на странице или в блоге картинку, фото или высказывание - не имеет понятия о том, что эта информация может относиться к экстремисткой. Часто бывает сложно остановить лавину информации, распространяемой таким способом, особенно, если информация содержит в себе остросоциальную проблему. Даже если администраторы ресурса оперативно отреагировали и удалили или заблокировали данный контент -он уже нашел своих читателей и обосновался на их страницах и в их мыслях. Например, в одной из социальных сетей регулярно закрывается и возрождается группа с «невинным» на первый взгляд названием «Ванильный шнапс», в которой различные цитаты и высказывания

сопровождаются фотографиями фашистов, либо картинками, намекающими на скрытый смысл цитаты. Например, фраза «Нет печальнее слов, чем «всё могло сложиться иначе»...» проиллюстрирована фотографией с парада Победы 1945 года, на которой стоят советские солдаты с опущенными флагами побежденной Германии. Эта публикация собрала 119 «лайков» и 21 «репост». То есть, даже если администрация сети удалит провокационную группу - идея уже запущена в массы, и управлять ее распространением, а уж тем более предсказать возраст тех, кто ее увидит -нереально [5]. На сегодняшний день, сторонники экстремизма с легкостью могут использовать возможности, предлагаемые информационно-коммуникативными технологиями: создание и регистрация информационных ресурсов, направленных на формирование и поддержку определенного мнения по ключевым вопросам, на обмен опытом, на вербовку последователей и др., в различных социальных сетях созданы множество групп, целью которых является распространение информации экстремисткой направленности.

Рассмотрим основные программно-аппаратные механизмы противодействия распространения контента киберэстремисткой направленности.

Наиболее распространенными в образовательных учреждениях являются контент-фильтры. Контент-фильтр или программа ограничения Интернет-контента - это программное или аппаратное решение для ограничения выхода в интернет на нежелательные интернет ресурсы.

Системы контроля безопасности контента в первую очередь призваны осуществлять контроль за содержанием потоков информации, передаваемых в Интернет и получаемых из сети в локальную вычислительную сеть. К задачам систем контент-фильтрации относятся также проверка информации, хранящейся в локальной сети, контроль за содержанием электронной почты, а также контроль за просматриваемой информацией с целью предотвращения использования Интернета в личных целях [6]. Необходимость систем контент-фильтрации диктуется тем, что Интернет - это источник информации, за который никто не несет ответственности, и вероятность получения из него недостоверной, оскорбительной, пиратской или запрещенной по другим причинам информации весьма велика. Наличие во внутренней сети учебного заведения подобной информации может вызвать не только претензии к ученикам, которые подобный контент скачивают на рабочую станцию сети, но и к уголовному преследованию администрации, которая допускает хранение подобных материалов.

Контент-фильтр помогает защитить компьютеры от вирусов проникающих на ПК пользователей через сомнительные сайты, спам рассылок на почту. Такие фильтры работают по принципу списков сайтов объеденняемых в специальные группы в зависимости от контента. Процесс создания таких списков длительный во времени и трудоёмкий, однако он

помогает устранить проблемы связанные с хищением персональных данных и ограничения доступа к контенту. Компьютер хранящий базу с персональными данными осуществляет подключение к Интернету через контент-фильтр путём использования защищенного SSL подключения, которое обеспечивает конфиденциальность обмена данными между клиентом и сервером, использующими TCP/IP подключение, для шифрования используется асимметричный алгоритм с открытым ключом. Таким образом данные системы контент-фильтрации позволяет обеспечить защиту инфраструктуры как образовательных учреждений так и корпоративный сегмент.

Каждый день в Интернете появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновления баз данных с нежелательными ресурсами, добиться 100%-ной фильтрации невозможно. Отдельная проблема это недостаточная фильтрация русскоязычного контента западными продуктами. Возможны ошибки, когда фильтр будет отсеивать сайты полезного содержания. В общем, чем более интеллектуален фильтр, и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для школ.

Администраторы в школах имеют различный опыт работы с компьютерами и даже непрофессионал должен иметь возможность создавать и поддерживать политику фильтрации. Образовательный процесс включает множество различных областей науки и фильтрация должна быть всеобъемлющей, настраиваемой, а также обеспечивать защиту от новейших угроз.

Другим широко используемым механизмом обеспечения информационной безопасности является мониторинг интернет-ресурсов, который дает быструю и точную картину Web серфинга. Данные об интернет активности защищены криптографически и хранятся в недоступном для неавторизованного просмотра виде. Любой посещенный ресурс может быть просмотрен, и впоследствии добавлен в список разрешенных или запрещенных листов. Используя специальные механизмы ограничения работы по времени, можно задать в период учебного дня «список» порталов исключительно для образования, а во внеурочное время открыть доступ к порталам попадающим в белый список и не нарушая «Единый реестр» доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет [7].

Известные программы для организации серверной контент-фильтрации для Windows - систем: МКФ, UserGate, Kerio, ISA Server, SafeSquid, а также прокси-серверы, на которых можно организовать фильтрацию. Для Linux-систем наиболее популярны DansGuardian ^7Mindwebfilter и др. При клиентской фильтрации на каждом компьютере устанавливается и настраивается программа-фильтр, что позволяет задать индивидуальные настройки для каждой машины. Примеры программных продуктов для Windows - систем: Интернет Цензор, ПКФ, NetPolice,

KinderGate и др. Для Linux-систем: NetPolice ALT Linux, СКФ и др.

С целью определения уровня компетенции в области информационной безопасности нами был проведен опрос среди учителей школ г. Магнитогорска, и выявлено, что 100% знают-о негативных формах и способах воздействия ИКТ; 80% знакомы с-видами отклоняющегося, зависимого от Интернет поведения школьников; 60% владеют методами работы по их предупреждению и устранению; 55% знают правила и нормы сетевого этикета; 30% (преимущественно учителя информатики) применяют методы защиты. В городе имеется опыт проведения мастер классов и педагогических советов по вопросам информационной безопасности, где выступают приглашенные специалисты вуза, консалтинговых компаний предоставляющих услуги аудита ИБ и др. компетентных лиц.

Согласно on-line-опросу RUметрики, около половины родителей контролируют интернет - передвижения своих детей только до 10 лет. В России насчитывается около 8 млн. пользователей интернета в возрасте до 14 лет, 25% дошкольников пользуются сетью самостоятельно, без надзора родителей. С 10 до 14 лет показатель контактов с нежелательным содержимым сайтов возрастает более чем в 2 раза. Порносайты просматривают 32% интернет - аудитории детей до 14 лет. С сайтами об азартных играх, ресурсами о насилии, алкоголе и наркотиках сталкиваются от 13 до 15% школьников.

Проведя опросы среди родителей, нами выявлено что большая часть опрошенных знакомы с блокировкой нежелательных интернет-ресурсов для посещения детьми, но не умеют пользоваться этой функцией. Таким образом очень важно не только организовать работу по обеспечению информационной безопасности образовательного учреждения, но и повышать осведомленность учеников и родителей в этой области. Это можно делать с помощью тренингов, курсов, новостных рассылок, обучающих роликов, готовых комплексов и учебных материалов, постеров и т.д.

Таким образом, можно сказать, что профилактика распространения идей киберэкстремизма - комплексная проблема, для решения которой необходимо задействовать юридические, психолого-педагогические и технологические инструменты.

Решение обозначенных выше проблем мы видим в разработке содержательного аспекта пропедевтики явлений киберэкстремизма в молодежной среде.

Пропедевтика - «введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме» [8]. Настало время говорить о необходимости подготовки молодежи к жизни, работа, саморазвитию в виртуальном мире без опасения быть вовлеченным в негативную или преступную деятельность. В контексте этой задачи, помимо обязательного минимума знаний по основам

информатики и ИКТ, должны преподаваться базовые знания в области предупреждения возможного вовлечения в киберэкстремисткую деятельность:

• виды экстремизма и киберэкстремизма, их особенности, признаки и истоки;

• особенности проявления киберэкстремизма в ИКТ-среде, особенно в молодежной;

• законодательные, нормативные, правовые, этические, моральные нормы работы в сфере ИКТ, нормы информационной этики и права;

• механизмы защиты от манипулятивных технологий, обеспечение личной безопасности в ИКТ-сфере.

Следует заметить, что необходимо включать пропедевтический аспект в образовательную и воспитательную работу уже в школах, так как легче всего подобные явления распространяются именно среди старших школьников, накладываясь на подростковый максимализм и психологические особенности развивающейся личности. И в обязательном порядке необходимо проводить разъяснительную работу среди молодежи, привлекать их к выполнению различных проектов и решению задач, помогающих развить критическое мышление, просвещающих и в дальнейшем не позволяющих бездумно пополнять ряды киберэкстремистов.

Публикация выполнена в рамках работы над проектом РГНФ № 13-06-00156 «Подготовка педагогических кадров к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма

среди молодежи».

Литература:

10.Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной // Наша молодежь. - 2011. - м№ 6. - С.40-41.

11.Сирота Н.М. Политология: Учебное пособие. - СПб.: Национальный открытый институт России, 2009. - 113 с.

12.Номоконов В.А., Тропина Т.Л. Терроризм с помощью Интернета // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. -192 с.

13.Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003 - С.8

14.Чернова Е.В. Пропедевтика явлений киберэкстремизма в молодежной среде Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 2. Том 16. - Одесса: Куприенко, 2013 - 94 с. - с. 44-47.

15.Программы контроля, родительский контроль [интернет портал], URL: http://nicekit.ru/parental-control/time-boss.php.

16.Абулин, К.А. Безопасность в интернете [интернет портал], URL: http://www.comprice.ru/

17.Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норинт, 2004. - 1456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.