Научная статья на тему 'Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления'

Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1501
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММНАЯ ПЛАТФОРМА / NATIONAL SOFTWARE PLATFORM / СУПЕРКОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SUPERCOMPUTER TECHNOLOGY / ГЛОБАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / GLOBAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косовец Александр Александрович

На современном этапе одним из ключевых условий перехода российского социума в состояние развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. В статье ставится акцент на формировании и обосновании условий эффективного обеспечения информационной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Косовец Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technology and information security in state administration

Providing the necessary and sufficient level of information security is a key factor in transforming Russian society into information society. The article focuses on the formation and justification of the conditions for effective information security in Russia

Текст научной работы на тему «Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления»

№ 3(33) 2011

A.A. Коеовец, адъюнктАкадемии экономической безопасности МВД России, г. Москва

Информационные технологии и информационная безопасность в системе государственного управления

Одним из ключевыхусловий перехода российского социума в состояние развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. Основная цель внедрения информационных технологий в функционирование системы государственного управления — оптимизация деятельности всех государственных организаций и органов власти.

Введение

Истоки существующей модели государственного управления относятся ко второй половине XX в., к послевоенному индустриальному обществу, которое основывалось на единстве потребностей людей в базовом медицинском обслуживании, образовании, жилье, социальном обеспечении и коммунальных услугах. Тогда же были организованы крупные вертикальные структуры системы государственного управления — министерства, осуществляющие руководство конкретной сферой деятельности. Такая организация отличалась тем, что для выполнения поставленных задач вертикальным структурам в то время практически не требовалось взаимодействовать между собой. Существование разнородных, практически непересекающихся ветвей управления — характерная черта описанного подхода, приводящего к появлению обособленных систем, служб и инфраструктур.

Государственный аппарат, построенный по строго иерархическому принципу, не может быть в полной мере эффективным в условиях рыночной экономики, когда децентрализация управления компенсируется усилением горизонтальных связей, осуществляющих взаимодействие между однород-

ными по признаку иерархии структурами. Кроме того, переход к информационному обществу обуславливает необходимость переосмысления роли и структуры системы государственного управления, как это имело место при переходе к индустриальному обществу.

Предпосылки совершенствования информационной безопасности России

В современных условиях претерпевают глубокие изменения межгосударственные и внутригосударственные отношения, преобразуется и сама роль государства в современном мире: между государствами обостряются противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил.

№ 3(33) 2011

В настоящее время меняется не только общество в отдельно взятой стране, переходя от одной модели развития к другой, но и меняется весь мир: развитие идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий, возрастает уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз [3].

В связи с этим одним из основных условий перехода российского социума к состоянию развитого информационного общества является обеспечение необходимого и достаточного уровня информационной безопасности. Перечислим основные условия эффективного обеспечения информационной безопасности:

• своевременное выявление угроз информационной безопасности;

• обеспечение надежного противостояния атакам злоумышленников в информационной сфере;

• ликвидация неблагоприятных последствий нарушений защиты информационных ресурсов;

• регулярная оценка защищенности компонентов информационной инфраструктуры;

• своевременная модернизация систем информационной защиты.

В основе реализации указанных условий лежит формирование специализированных систем обеспечения информационной безопасности. Основной действующий на сегодняшний день документ, определяющий базовые направления обеспечения информационной безопасности российского общества и функционирования электронного правительства, — Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)». Ключевыми приоритетами указанной программы в рассматриваемой сфере на период до 2015 г. являются:

1) создание системы определения и контроля уровня реальной защищенности информационного общества от проявлений терроризма в информационной сфере,

обеспечивающей непрерывное получение сведений о состоянии объектов инфраструктуры и возможных проявлениях терроризма в информационной сфере, а также своевременное реагирование на указанные проявления;

2) создание и поддержка отечественных защищенных технологий хранения и обработки больших массивов неструктурированной информации, в том числе создание отечественных защищенных функциональных сервисов и технологических компонентов, обеспечивающих хранение и обработку больших массивов неструктурированной информации, их дальнейшая поддержка и развитие, позволяющие увеличить объем обрабатываемой неструктурированной информации;

3) развитие и интеграция с иными ведомственными и межведомственными информационно-управляющими системами единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом, в том числе:

• подключение ведомственных и межведомственных информационно-управляющих систем к единому банку данных по проблемам борьбы с терроризмом;

• модернизация телекоммуникационной составляющей единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;

• разработка специализированных программно-аппаратных комплексов сопряжения с учетом требований информационной безопасности и уникальных для каждого абонента единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;

• продление гарантийного сервисного обслуживания сложной вычислительной техники единого банка данных по проблемам борьбы с терроризмом;

4) создание национальной программной платформы (комплекс отечественных программных решений — модулей, построенных на базе единых технологий, позволяющих разрабатывать новые программные продукты методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей), в том числе:

№ 3(33) 2011

• развитие отечественной сборки операционной системы на свободном программном обеспечении;

• создание отечественной системы управления базами данных на основе открытых разработок;

• создание российской среды разработки программного обеспечения;

• разработка набора архитектурных стандартов и типовых компонентов для совместимости программ между собой;

• создание базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности;

• создание национального фонда алгоритмов и программ;

• формирование пакета типовых решений, их размещение в национальном фонде алгоритмов и программ;

• формирование территориально распределенной инфраструктуры технической и методической поддержки свободного программного обеспечения;

5) формирование открытых стандартов взаимодействия информационных систем, в том числе разработка и поддержка профиля открытых стандартов архитектуры государственных информационных систем, форматов и протоколов обмена данными, обеспечивающих совместимость государственных информационных систем и их компонентов;

6) развитие суперкомпьютерных и грид-технологий, в том числе:

• разработка математических моделей для их использования в суперкомпьютерных вычислениях;

• создание базового ряда отечественных суперЭВМ с различными эксплуатационными характеристиками;

• построение грид-сети для высокопроизводительных вычислений, в том числе в интересах федеральных ядерных центров;

• разработка отечественного программного обеспечения для технологий проектирования и имитационного моделирования на суперЭВМ;

• создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения [4].

Сущность информационной модели государственного управления

Говоря об информационной модели государственного управления, следует понимать, что прежде всего речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах государственной власти всех уровней, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании компьютерных систем, способных поддерживать все функции государства и взаимодействия органов власти с населением, с гражданским обществом, с хозяйствующими субъектами и различными бизнес-структурами. Нельзя вести речь только о том, что внутриправительствен-ная транзакция реализована в электронном, безбумажном режиме, если в ведомствах не автоматизирован соответствующий процесс или нет электронного документооборота.

Информационное общество формирует граждан нового типа. Упрощая взаимодействие с государственными органами и доступ к информации для населения, интернет-технологии способствуют большей открытости и прозрачности. Облегчается также доступ к разнообразным сведениям — законопроектам, материалам заседаний в комитетах и документам по бюджету. Граждане могут эффективнее следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свои мнения в режиме реального времени. Население хочет не просто узнавать о том, что делает правительство и как оно работает, но и принимать более непосредственное участие в реальном процессе управления.

В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы должны быть

№ 3(33) 2011

организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными обстоятельствами или по иным основаниям (например, смена места работы или места жительства; изменение гражданского положения: вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, изменение бизнес-положения — создание компании и т.п.). В конечном итоге люди должны иметь возможность взаимодействия с органами государственной власти, их службами согласно собственным потребностям, настраивая информационные порталы по своему усмотрению, добавляя, обновляя и удаляя ссылки на конкретные службы.

Новая модель государственного управления в информационном обществе подразумевает проведение согласованной работы над тем, чтобы информатизация охватывала всех граждан. Иными словами, все граждане должны быть равноправными членами информационного общества, иметь равные возможности доступа к средствам информатизации и телекоммуникации. Онлайновые услуги и информация для населения должны быть доступны каждому независимо от его возраста, пола, национальности, финансового положения или местонахождения. Правительству следует взять на себя ответственность за организацию инфраструктуры и систем информационной поддержки жизнедеятельности людей. Указанные меры не только устранят информационное неравенство, но и создадут рабочие места и обеспечат устойчивый экономический рост.

Независимо от размера учреждения или ведомства привлечение людей к онлайновым службам является стержнем любой разумной стратегии в области информатизации отношений в информационном обществе. Государственные электронные службы должны обеспечивать:

• быстрый выход в Интернет и адаптацию пользователей к изменению условий;

• предоставление гражданам персонифицированных услуг, доступных с любого

терминала, делая тем самым эту операцию более удобной и легкой для граждан;

• высокий уровень информационной безопасности граждан;

• интеграцию и автоматизацию процессов государственного управления, осуществляемого с высокой эффективностью;

• ускорение принятия производственных, деловых и политических решений в режиме реального времени;

• прогноз потребностей граждан на различную перспективу;

• снижение расходов на эксплуатационное и техническое сопровождение информационных технологий, используя эффективные и надежные архитектуры;

• снижение управленческих рисков, применяя решения, обеспеченные информационно-аналитической и технической поддержкой.

Использование информационных технологий создает необходимые предпосылки для эффективного осуществления органами государственной власти своих функций путем:

• предоставления возможности сотрудникам легко и оперативно получать, создавать и предоставлять коллегам информацию, управлять ею и действовать на ее основе в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Служащие должны получать мгновенный доступ к инструментам анализа и совместной работы;

• оказания услуг гражданам, предоставления возможности служащим более оперативно и эффективно отвечать на запросы клиентов;

• повышения уровня искусственной интеллектуализации учреждения на основе организации сопряжения и интеграции систем управления контентом, мониторинга и анализа

и т.д.

Уже само по себе использование информационных технологий способствует изменению общественного и личностного поведения государственных служащих и переменам в культуре их работы: если доступ к ин-

№ 3(33) 2011

формации осуществляется очень просто, то вероятность того, что человек захочет посмотреть те или иные данные, будет намного больше; если взаимодействие с коллегами реализуется тоже просто, человек наверняка захочет воспользоваться их опытом; аналогично человек будет придерживаться правильных процедур, если их легко выполнять. Онлайновый обмен информацией порождает ощущение неотложности задачи и действует для государственных служащих как катализатор, заставляющий их заниматься непосредственно вопросами граждан, отвечать на их запросы и рассматривать их в большей степени как клиентов, нежели как бремя.

Однако при этом нельзя забывать и о том, что легкость выполнения тех или иных функций может устранять или в значительной степени снижать фактор индивидуального или общественного интеллектуального развития, расхолаживать исполнителей и, как следствие, способствовать появлению непреднамеренных ошибок.

Ключевая задача реализации концепции информационной модели государственного управления — создание централизованного национального портала, через который граждане, предприниматели и государственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самим государством, так и между собой посредством использования традиционной телекоммуникационной инфраструктуры. Не менее перспективным направлением в области оптимизации системы государственного управления является использование беспроводных технологий связи и мобильных коммуникаций.

В настоящее время активно внедряются электронные услуги и быстро осваивается сеть Интернет государственными организациями различного уровня. Завершена Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», начинается долгосрочная Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» [4]. Суммы, инвестируемые государ-

ством, значительны: если Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» стоила 100 млрд руб., то на Государственную программу «Информационное общество (2011-2020 годы)» планируется потратить более 600 млрд [4]. При этом необходимо учесть и расходы из бюджетов региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В рамках этих программ и бюджетов государственные организации создают сайты, информационные системы, интернет-порталы и т. д. У многих организаций, как отмечают исследователи, на балансе уже по десятку интернет-активов, различных информационных систем и внутренних корпоративных порталов. Многие из ресурсов фактически не функционируют, какие-то заброшены и не поддерживаются, а большинство существуют только для галочки и отчетности перед вышестоящими и контролирующими органами. Но деньги из бюджета на них все равно выделяют и осваивают независимо от их текущего состояния, причем в абсолютной величине эти суммы, как правило, гораздо большие, чем тратят на такие работы коммерческие организации.

Интернет и развитие

Как уже было сказано, одной из важнейших функций государства в сфере развития информационного общества является создание необходимых условий для граждан России, чтобы все они имели возможность пользоваться преимуществами, предоставляемыми им информационным обществом. Преодолеть разрыв между теми, кто имеет доступ к информационным технологиям, и теми, у кого его нет, — программная задача государства, по своей значимости и масштабам подобная задаче ликвидации неграмотности в 20-е гг. прошлого столетия. Так, сегодня в США объединенный правительственный портал позволяет войти на любой из 20 тыс. сайтов федеральных органов и ведомств и бесплат-

№ 3(33) 2011

но получить любую информацию, которая может иметь отношение, например, к инновационной деятельности. В Австрии проведены исследования, доказывающие, что интернет-технологии позволяют экономить в среднем от одного до двух часов на получение информации по вопросу, который интересует инвестора. Опыт, например, Южной Кореи, показывает, что экономия государственных средств от внедрения интернет-технологий в стране составляет 100 млн долл. в год [10].

Таким образом, затраты государства на внедрение современных информационных технологий значительны, это объективная потребность развития информационного общества в России. При этом важно не отклониться от генеральной цели развития информационного общества и постоянно оценивать результаты информатизации страны по критерию, который дадут внедряемые информационные технологии каждому гражданину, государству, обществу в целом.

На сегодняшний день количество пользователей сети Интернет в мире превышает 1,5 млрд чел., в России — примерно 40 млн чел. Если степень проникновения Интернета увеличится, Россия сможет занять второе после Германии место в Европе по числу пользователей Сети [11]. В условиях интегрированной архитектуры информационной модели управления все сведения и службы могут быть организованы исходя из конкретных интересов граждан и представлены в соответствии с жизненными ситуациями или по тематическим областям (например, смена адреса местожительства, вступление в брак, рождение ребенка, потеря работы, создание компании и т. п.).

Правовые и организационные аспекты формирования информационного общества (электронное правительство)

Утвержденная Президентом РФ Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008

№ Пр-212 определяет цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области формирования информационного общества.

Определенные шаги в этом направлении уже сделаны, например, приняты федеральные законы [1,2].

Рассмотрим отдельные аспекты, которые наиболее наглядно отражают роль информационных систем или информатизации в целом в реализации функций государственного управления.

В настоящее время к государству предъявляются все более возрастающие требования, направленные на повышение результативности его деятельности и улучшение качества услуг, для чего требуются фундаментальные реформы. Одним из действенных средств повышения эффективности управления делами государства являются инструменты, основанные на применении современных веб-технологий.

Информационные веб-технологии играют важную роль в развитии модели государственного управления в информационном обществе. И хотя сегодня повсеместное использование информационных технологий направлено, прежде всего, на повышение внутренней производительности, все больше органов власти внедряют новые технологии и подключают их к своим уже имеющимся автоматизированным системам для работы с информацией о клиентах. Интеграция технологий, обеспечивающих выполнение различных функций, позволяет государственным организациям напрямую взаимодействовать друг с другом и предоставлять комплексные услуги, технология реализации которых в совокупности получила название «электронное правительство».

В общем случае электронное правительство можно рассматривать как систему взаимодействия органов государственной власти с населением, основанную на широком применении современных информаци-

№ 3(33) 2011

онных технологий, в том числе сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.).

Впервые понятие «электронное правительство» официально закреплено в качестве самостоятельной категории в Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [5].

В 2006 году были также приняты:

• Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. [6], в которой дано следующее определение: «Под электронным правительством ... понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов»;

• Концепция региональной информатизации до 2010 г. [7], в которой электронное правительство региона определено как «комплекс государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона».

С конца 2006 г. вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Одновременно в 2006 г. были внесены изменения в федеральную целевую программу «Электронная Россия», направленные на обеспечение концентрации выделяемых бюджетных средств на решении задач формирования электронного правительства. Так, начиная с 2007 г., в рамках программы предусмотрено финансирование работ по переводу первоочередных государственных услуг в электронный вид, а также по формированию необходимой инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия и документооборота для предоставления услуг гражданам и организациям на принципах «одного окна» и сокращения сроков межведомственных согласований.

Окончательно политическая стратегия на самом высшем уровне по проведению преобразований в системе отношений «ведомство — потребитель государственной услуги» на основе массового перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде сформировалась в начале 2008 г. Она была реализована в виде целой системы поручений и решений Президента и Правительства РФ, в том числе принявших законодательный и нормативный правовой характер. Началось формирование перечня приоритетных государственных услуг для перевода в электронный вид и подготовки плана выполнения таких работ с учетом со-финансирования из средств, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Вместе с тем, несмотря на формирование необходимых предпосылок, значимых практических результатов в сфере формирования электронного правительства пока добиться не удалось. Фактически были сорваны все сроки, определенные Президентом и Правительством РФ для подготовки и принятия соответствующих нормативных актов. До сих пор не сформирована система проведения аттестации работников федеральных органов исполнительной власти по владению современными информационными технологиями.

Ч..... 49

№ 3(33) 2011

До конца не завершилось формирование органов управления созданием электронного правительства на межведомственном уровне. Образовано избыточное количество межведомственных структур, и вместе с тем ни одна из них пока не обеспечивает эффективную координацию действий федеральных министерств и ведомств в этом направлении. Не решена задача создания института главных конструкторов ведомственных программ информатизации для проведения скоординированной технической политики и осуществления технической экспертизы предлагаемых решений в сфере электронного правительства.

Такая ситуация сложилась из-за отсутствия законодательных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию принятых на президентском и правительственном уровне решений и направленных на регламентацию вопросов, связанных с предоставлением государственных услуг в электронном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако следует отметить положительный момент в сфере формирования электронного правительства — это появление в марте 2009 г. (практически через год после одобрения Правительством РФ концепции формирования в России электронного правительства) согласованного основными заинтересованными ведомствами плана формирования электронного правительства на 2009-2010 гг. и поручение Правительства РФ по его реализации. Дальнейшее развитие практики реализации Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. нашло отражение в [8] и [4].

Заключение

Развитие российского общества в современных условиях характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влия-

ет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Безопасность национальной экономики и экономическая безопасность России существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса она будет только возрастать.

Описок литературы

1. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

2. Федеральный закон от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

3. Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

4. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р «О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"».

5. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"».

6. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 №632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.07.2006 №1024-р «О Концепции региональной информатизации до 2010 года».

8. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия»),

9. Вепрев С. Б., Сомик К. В. [и др.] Информационная безопасность экономических систем. М.: АЭБ МВД России, 2010.

10. Официальный сайт Института развития свободы информации. URL: http://www.svobodainfo.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.