УДК 336.2
Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента
В статье рассматриваются информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента. Делается вывод о достаточно серьезных кризисных явлениях в цепочке «информация - технологии - кадры». Формулируются выводы и конкретные предложения по преодолению отставания и достижению мировых стандартов в вопросах технологий обучения, подготовки и переподготовки креативных кадров.
Ключевые слова: налоговый менеджмент; информация; технология; кадры; непрерывное профобразование; Sma/í-структуры.
The paper discusses the information, technological and human aspects of tax management. It concludes that there is a rather serious crisis in the chain «information - technology - personnel» and gives specific suggestions on how to overcome the lag and achieve international standards in education technology as well as in training and retraining of creative personnel.
Keywords: tax management; information; technology; personnel; continuing professional education (CPE); smart structure.
Ключевая проблема современности: информация, технологии, кадры (системный подход)
В начале XXI в. стало очевидным, что общепринятое понимание процесса обучения не соответствует современным реалиям. Технологии «не желают сводиться к новым средствам обучения, они претендуют на место в самой сути обучения...», они уже «не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, с их помощью (на их базе, под их влиянием, ими самими, наконец) создается иной учебный процесс с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения» [1]. Но проблема глубже в каждой предметной области.
Если сравнивать объем увеличения знаний по временным отрезкам, можно сделать вывод, что их удвоение происходит в мире каждые 72 часа, и большая часть образовательного контента отстает от применяемых технологий на два-три поколения. Благодаря сервисам Web 21 & Web 3 эти знания могут не передаваться посредством книг или рукописей [3].
1 Согласно Тиму О'Рейли Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Ключевая идея Web 2.0 — использование коллективного разума [2].
Евстигнеев Евгений Николаевич
канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры аудита и налогообложения Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета E-mail: [email protected]
Викторова Наталья Геннадьевна
канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры аудита и налогообложения Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета E-mail: [email protected]
ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗНОПЛАНОВАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА
Философский Социально- Экономический Правовой
аспект политический аспект аспект аспект
■ ■ II
^ ^ ^ ^
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА
Системные представления
(U
о «
о
(U
У —
h (U X <и U
(U
О «
о
(U
у —
£ н о о
(U
S о U
(U
о «
о
(U
у —
*
SP й SP
(U
к
(U
о и
(U
ч
(U
(U
о X л Ч й X о К
я
*
X $
<а о X X о к
Я
й со К X й U
а О
(U
о к а
(U
Я" О SP
С
(U
о X X о к я й и о X X
S
(U
о и о
SP
ч
й «
(U
к
X й и о
(U К
к
(U (U
я
а я
lo u
)S ю О о
¡3
Обеспечивающие подсистемы и инструменты
о X m S
ё S а о
Ж
(U
о и о и й SP
я
(U К X <и У <и
я
о
(U
ю о
(U
о X X о К
я й S (р о
к S
(U К X
<и у
<и
я
о
(U
ю о
(U
о «
о
(U —
к
*
(U
н
(U К X <и У <и
я
о
(U
ю о
(U
о «
о
(U
К U
о ч о
к
*
(U
н
(U К X <и У <и
я
о
(U
ю о
« S
а о
(U (Г «
—
h
—
(р
И й
й Н
& я
X <D
о к т
(р н
^ о
hS ^ Д к
налоговый менеджмент: системный подход
Одним из следствий технологической революции является возникновение необходимости выработки стратегий, направленных на преодоление вызовов современного мира. Нужны новые креативные подходы к обучению и повышению квалификации кадров. Для решения слабоструктурированных проблем2 предлагается рассматривать налоговый менеджмент как сложную систему, состоящую из обособленных, взаимосвязанных и взаимодействующих системных представлений и обеспечивающих подсистем. Такая система является открытой, ибо взаимодействует с внешней средой, динамичной
2 Слабоструктурированная проблема — качественная, не полностью поддающаяся детальному количественному анализу проблема. В экономике, как и в других социальных науках, решаемые проблемы практически всегда относятся к слабоструктурированным [4].
и нерефлексной, где люди могут вносить свои коррективы в процесс управления. Описание сложной системы и характера ее функционирования приводится в работе [5], на рисунке выделены три взаимообусловленных вида обеспечения сложной системы: кадры, информация, технологии.
тенденции развития технологий (Web 2.0)
Поскольку налоговый менеджмент является открытой для внешней среды системой, необходимо изначально выявить мировые тенденции в контексте развития кадрового и информационно-технологического обеспечения. Для этого авторами был проведен качественный анализ решаемой проблемы и получен следующий результат ее структуризации (деления на части, направления): непрерывное профобра-
зование, облачные вычисления, мобильное обучение, массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы, персональная учебная среда, Smart-структуры.
Система непрерывного профессионального образования в различных странах называется по-разному: «возобновляющееся» (Швеция), «продолжающееся» (Англия), «пожизненное» (США), служит для переподготовки специалистов ввиду того, что профессиональное образование взрослых людей имеет склонность к моральному износу: после окончания учебного заведения ежегодно теряется до 20% знаний [6]. В то же время любой специалист, с учетом требований реальной экономики, нуждается в получении новых знаний, чтобы соответствовать занимаемой должности.
Облачные вычисления (от анг. cloud computing) — модели обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам. Различают три вида предоставления облачных сервисов: IaaS, SaaS и PaaS. Например, модель SaaS (программное обеспечение как услуга) повсеместно используется в малом и среднем бизнесе как онлайн бухгалтерия, притом не только для ведения учета, но и для предоставления дополнительных сервисов по управлению персоналом, продажами, закупками.
В мире в 2015 г. около 90% крупных предприятий и госучреждений начнут использовать элементы облачных технологий [7], свыше 50% всех работающих мировых систем управления взаимоотношениями с клиентами будут развернуты в облачной инфраструктуре. Бизнес станет пользоваться ими на условиях SaaS, а через 10 лет доля SaaS-решений достигнет 80-85% [8].
Мобильное обучение (от анг. mobile learning) связано с электронным и дистанционным образованием и осуществляется с помощью портативных устройств и технологий в виде смартфонов, коммуникаторов, планшетов, что становится причиной трансформации бизнеса и, как следствие, основой дистанционных способов обучения и повышения квалификации кадров [9].
Массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы служат для переподготовки специалистов. В поисках форм и методов обучения, отвечающих философии глобальной сети, ученые пришли к идее коннективизма, которая привела к появлению массовых открытых дистанционных курсов (MOOC). Ключевое положение этой теории обучения в цифровой век состоит в следующем: знание распределено по сетям связей, и поэтому обучение заключается
в возможности конструировать эти связи и проходить по ним.
Персональная учебная среда постепенно становится повсеместной. Непрерывное и пожизненное обучение специалиста, конкурентоспособного и успешного в предметной области, связано с развитием сетевых технологий. Эпоха Web 1.0 — время сайтов, а не людей. Центром современного Web 2.0 являются люди и их знания, а также их сетевое взаимодействие и возможность самовыражения. По сути это и есть второе поколение проектов и социальных сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями Интернета. Web 2.0 можно определять как комплексный подход к организации, реализации и поддержке сетевых ресурсов.
Нетрудно заметить, что на базе Web 2.0 можно построить и реализовать любую индивидуальную образовательную траекторию. Эта среда представляет собой личное виртуальное пространство специалиста — совокупность инструментов, ресурсов и связей, позволяющая ставить цели и решать задачи, связанные с управлением хозяйствующего субъекта, повышением квалификации за счет использования профессионального опыта и знаний коллег. Специалист конструирует личное пространство, выстраивая связи и взаимодействуя с партнерами, в том числе при реализации сетевых образовательных программ. Сетевые проекты, социальные сервисы и приложения позволяют ему проектировать и развивать процессы планирования, аналитики и контроля, а также сетевого сотрудничества, коммуникаций и обратной связи.
Smart-структуры. Smart-общество — это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты — социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий этап развития, который следует за так называемым «информационным обществом», в котором мы сегодня живем. С этих позиций концепция Smart-образования — гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя. Такое образование должно быть легко управляемым и постоянно ориентированным на изменения внешней среды. Это уже принципиально новая образовательная среда, объединяющая усилия педагогов, специалистов и учащихся для
использования всемирных знаний и перехода от пассивного контента к активному.
Информационное общество: российские реалии в налогообложении (2011-2020 гг.)
Сравнивая российскую действительность с общемировыми тенденциями, можно сделать вывод, что Россия отстает на 5-7 лет как в нормативно-правовом регулировании нового социально-экономического уклада, так и в его практической реализации. В 2012 г. принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», а затем — Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» впервые говорится о сетевой форме реализации образовательных программ, применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по которым сложилась следующая ситуация.
Система непрерывного профессионального образования. В настоящее время в России отсутствуют законодательные акты, определяющие развитие непрерывного профобразования, нет разработок стандартных процедур, почти нет организаций, координирующих эти процессы и ведущих научно-исследовательские работы. Усложнена система государственного лицензирования учебно-методических центров организаций. При этом взрослое население, занятое в экономике (60-70 млн), остро нуждается в непрерывном обновлении знаний. Однако для развития базового профессионального образования имеются правовые акты, определены источники финансирования, а для непрерывного продолжающегося образования их нет. Оно ведется лишь за счет хозяйствующих субъектов по индивидуальным планам и программам [6].
В 2013 г. подписано соглашение двумя негосударственными вузами о создании Консорциума научно-образовательных сетевых структур3. Главная цель — обеспечение устойчивого поступательного развития научно-образовательных заведений на основе применения новых информационно-педагогических технологий и технологий управления. В рамках данного организационного решения намечено развитие дистанционных и информационных техно-
3 URL: http://www.akvobr.ru/rosnou_rosi_nachalo_polozheno.html (дата обращения: 05.07.2014).
логий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для инновационных организаций. Вполне вероятно, что это приемлемый путь, который предоставит возможность приблизиться к международным стандартам в современном образовании.
Облачные вычисления. Россия занимала по внедрению облачных технологий в 2011 г. лишь 34-е место в мире. Годом позже она была на 16-м месте среди 24 стран в рейтинге государственного регулирования, влияющего на рост облачных вычислений. С 2013 г. начато внедрение проекта Ростелекома по созданию национальной облачной платформы «07», охватывающей бизнес, медицину, образование и др. [7].
Одновременно распространяются различные облачные услуги, вычислительные ресурсы и приложения, например онлайн-бухгалтерии.
Мобильное обучение. В прошлом году в рамках модернизации российского образования стартовал проект «Мобильное образование XXI века». Участники эксперимента — студенты отметили, что применение цифровых технологий повышает качество образовательных курсов и существенно увеличивает привлекательность учебных материалов.
Действительно, сегодня многие студенты психологически и технически готовы применять мобильные приложения, но недостаточно используют этот потенциал в учебном процессе и самостоятельной работе [9]. В опросе лишь 29% студентов признались, что применяют свой телефон для учебы, хотя в Интернете есть довольно много приложений по налоговой тематике.
Массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы. Примечательно, что в конце 2013 г. три российских вуза стали партнерами образовательного сервиса Coursera: Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». В мае 2014 г. запущен проект «Универсариум» (URL: http:// universarium.org/project/) — открытая система электронного образования, дающая возможность миллионам граждан получить качественное образование от лучших преподавателей страны и ведущих университетов. Цель — создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатно энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение потребителей образовательной услуги. Основные принципы реализации проекта: открытая образовательная платформа и вовлечение в проект ведущих университетов и лучших преподавателей страны, доступное и бесплатное
обучение, активная среда образования и применение в ней новых технологий и методик — видеолекции, автоматизированный контроль знаний, интерактивные домашние задания, а также ориентация части курсов на конкретных работодателей.
Общее число направлений электронного обучения невелико, а курсов по разработке идей и приложений налогового менеджмента, образовательных программ в сфере налогов и налогообложения пока не встречается.
Персональная учебная среда (ПУС). В электронном и дистанционном обучении по налоговой тематике изучены и давно используются различные сетевые ресурсы: средства поиска информации, информационно-правовые системы, электронные библиотеки, службы новостей, специализированные порталы и сайты, онлайн-сервисы, а также облачные электронные бухгалтерии [10, с. 224-229]. Однако проблема заключается в том, что для создания полноценной ПУС необходим не разрозненный, а системный подход к организации и поддержке сетевых ресурсов в сфере налогообложения и налогового менеджмента на базе современных сетевых проектов и социальных сервисов.
Smart-структуры. В сфере обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров делаются первые шаги на пути к Smart-университету и использованию Smart-технологий при изучении налоговых и связанных с ними дисциплин. Сегодня очевидно, что применение даже отдельных социальных сервисов дает обучающимся возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного видения и изучения налоговых дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления. При этом Smart-образование открывает новые возможности и для педагогов: делиться опытом и идеями в рамках сетевых сообществ, формировать ПУС в зависимости от задач учебного курса и компетенций слушателя.
Выводы и предложения
1. С системных позиций и в контексте развития технологий мерами для преодоления вызовов цифрового мира являются непрерывное профессиональное образование — облачные вычисления — мобильное обучение — массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы — персональная учебная среда — Smart-структуры. Это логически замкнутая и взаимосвязанная цепочка, которая позволяет мировому сообществу в прикладных областях знаний своевременно принимать адекватные решения.
2. В России прилагается недостаточно усилий для адаптации специалистов к стремительно меняющимся требованиям XXI в. Удивительно, но системному подходу в управлении сегодня практически нигде не обучают, его принципы и методы не применяются. Проблемы являются системными, а решаются внесистемно. Для понимания взаимосвязанной проблемы «информация — технология — кадры» предложена модель налогового менеджмента как сложной системы: открытой, динамичной и нерефлексной (решения в ней принимают люди). Центральным вопросом в такой системе становится подготовка и переподготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать в Smart-структурах. Именно поэтому необходимо углубление исследований налогового менеджмента как сложной системы.
3. Цифровые Smart-технологии не только расширяют и перестраивают способности самого обучающегося, но и становятся причиной возникновения необходимости развития новых реалий в предметной области. Сегодня технологии формируют нового специалиста в сфере налогообложения, а не наоборот. Специалист без навыков работы в социальных сервисах и сетевых сообществах уже неэффективен и не востребован. Решение комплексной проблемы информационно-технологического и кадрового обеспечения немыслимо без соответствующих научно-практических исследований в рамках сетевого взаимодействия, без создания ассоциации непрерывного профессионального образования, организации работы методических и учебных центров налогового профиля.
4. Актуальные вопросы обучения налоговым и смежным дисциплинам связаны с разработкой стратегии налогового web-образования, которая поможет кадрам адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира; с созданием среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования; с организацией Smart-учебного процесса, использующего Интернет и инновации.
5. Сегодня образование и повышение квалификации кадров можно определить как гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью использования контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Поэтому можно проводить налоговые конференции и симпозиумы с использованием идеологии сервисов Web 2.0.
6. Новые цифровые технологии, проекты и сервисы, облачные вычисления пока не находятся
в центре внимания ученых-налоговедов. Крайне нужны теоретико-методологические исследования для выработки рекомендаций по применению «облаков», онлайн-решений и сервисов, электронных систем налогового учета и отчетности.
7. Мобильные технологии и обучение применяются недостаточно. Эти технологии представляют собой комплекс приложений, обеспечивающий почти любые нужды пользователя по налоговой тематике, включая чтение новостей, просмотр видео, прямые эфиры и трансляции, доступ к нормативной и справочной информации, сетевое общение, обмен фото и видео, создание собственного контента. В то же время требуются организационные усилия, исследовательская и методическая работа по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в сфере налогообложения. Для реализации задач мобильного обучения целесообразно создавать сетевые сообщества, привлекая в них активных студентов и продвинутых преподавателей.
8. В реализации MOOC делаются первые шаги. Консорциум вузов должен помочь скорейшему выходу российской образовательной системы из кризиса на пути достижения мировых стандартов, подготовки кадров и проведения научных исследований. В связи с этим целесообразно обсудить в научном сообществе вопрос о возможности формирования сетевого взаимодействия вузов, имеющих кафедры налогового профиля, а также научных организаций и профильных учреждений. Тем самым закладываются основы современного Smart-образования, а именно осуществления образовательной деятельности в Интернете на базе общих стандартов, технологий и соглашений, установленных сетью вузов, профессорско-преподавательским составом, учеными и практиками, студентами.
9. Проект «Универсариум» предоставляет доступ к сетевой реализации программ предпрофильной подготовки и целевого профильного обучения. Поэтому на его платформе допустимо сетевое взаимодействие партнеров по разработке какого-либо учебного курса, например курса «Налоговый менеджмент», который призван объединить и систематизировать информацию в предметной области. Возможна также сетевая разработка электронного курса на иной специализированной облачной платформе на основе Web 2 & Web 3.
10. Необходима консолидация усилий научно-практического сообщества для обсуждения острых проблем реформирования непрерывного
профессионального образования, проведения исследований различных Smart-структур в области налогообложения.
Литература
1. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Информационно-коммуникационные технологии и новая образовательная среда. URL: http://ito.edu. ru/2004/Moscow/I/1/I-1-4650.html (дата обращения: 05.07.2014).
2. Тим О'Рейли. Что такое Веб 2.0. URL: http://old. computerra.ru/think/234100/ (дата обращения 05.07.2014).
3. Тихомиров В.П. Мир на пути к Smart Education: новые возможности для развития. URL: http://www.slideshare.net/PROelearning/ smart-education-7535648 (дата обращения: 20.06.2014).
4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. URL: http://slovari.yandex.m/~книги/ Лопатников (дата обращения: 20.05.2014).
5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И.А. Майбуро-ва, Ю.Б. Иванова, Л.Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 56-65.
6. О развитии системы непрерывного профессионального образования в России и Свердловской области. URL: http://saviak.ru/president/ obracheniya/profobrazovanie/61-o-razvitii-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-sverdlovskoj-oblast (дата обращения: 20.07.2014).
7. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. № 2. URL: www.science-education.ru/108-9066 (дата обращения: 20.06.2014).
8. Шиян К. Пять лучших облачных CRM-сис-тем на русском языке. URL: http://www.klerk. ru/boss/articles/386796/ (дата обращения: 05.08.2014).
9. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241-252.
10. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 270 с.