Научная статья на тему 'Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента'

Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / КАДРЫ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФОБРАЗОВАНИЕ / SMART-СТРУКТУРЫ / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION (CPE) / TAX MANAGEMENT / INFORMATION / TECHNOLOGY / PERSONNEL / SMART STRUCTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евстигнеев Евгений Николаевич, Викторова Наталья Геннадьевна

В статье рассматриваются информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента. делается вывод о достаточно серьезных кризисных явлениях в цепочке «информация технологии кадры». Формулируются выводы и конкретные предложения по преодолению отставания и достижению мировых стандартов в вопросах технологий обучения, подготовки и переподготовки креативных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евстигнеев Евгений Николаевич, Викторова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the information, technological and human aspects of tax management. It concludes that there is a rather serious crisis in the chain «information technology personnel» and gives specifi suggestions on how to overcome the lag and achieve international standards in education technology as well as in training and retraining of creative personnel

Текст научной работы на тему «Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента»

УДК 336.2

Информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента

В статье рассматриваются информационные, технологические и кадровые аспекты налогового менеджмента. Делается вывод о достаточно серьезных кризисных явлениях в цепочке «информация - технологии - кадры». Формулируются выводы и конкретные предложения по преодолению отставания и достижению мировых стандартов в вопросах технологий обучения, подготовки и переподготовки креативных кадров.

Ключевые слова: налоговый менеджмент; информация; технология; кадры; непрерывное профобразование; Sma/í-структуры.

The paper discusses the information, technological and human aspects of tax management. It concludes that there is a rather serious crisis in the chain «information - technology - personnel» and gives specific suggestions on how to overcome the lag and achieve international standards in education technology as well as in training and retraining of creative personnel.

Keywords: tax management; information; technology; personnel; continuing professional education (CPE); smart structure.

Ключевая проблема современности: информация, технологии, кадры (системный подход)

В начале XXI в. стало очевидным, что общепринятое понимание процесса обучения не соответствует современным реалиям. Технологии «не желают сводиться к новым средствам обучения, они претендуют на место в самой сути обучения...», они уже «не дополняют сложившийся традиционный учебный процесс, с их помощью (на их базе, под их влиянием, ими самими, наконец) создается иной учебный процесс с другой целевой ориентацией, иными ролевыми функциями участников, иной средой обучения» [1]. Но проблема глубже в каждой предметной области.

Если сравнивать объем увеличения знаний по временным отрезкам, можно сделать вывод, что их удвоение происходит в мире каждые 72 часа, и большая часть образовательного контента отстает от применяемых технологий на два-три поколения. Благодаря сервисам Web 21 & Web 3 эти знания могут не передаваться посредством книг или рукописей [3].

1 Согласно Тиму О'Рейли Web 2.0 — методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Ключевая идея Web 2.0 — использование коллективного разума [2].

Евстигнеев Евгений Николаевич

канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры аудита и налогообложения Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета E-mail: [email protected]

Викторова Наталья Геннадьевна

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры аудита и налогообложения Санкт-Петербургского государственного торгово-экономического университета E-mail: [email protected]

ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗНОПЛАНОВАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Философский Социально- Экономический Правовой

аспект политический аспект аспект аспект

■ ■ II

^ ^ ^ ^

НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СЛОЖНАЯ СИСТЕМА

Системные представления

(U

о «

о

(U

У —

h (U X <и U

(U

О «

о

(U

у —

£ н о о

(U

S о U

(U

о «

о

(U

у —

*

SP й SP

(U

к

(U

о и

(U

ч

(U

(U

о X л Ч й X о К

я

*

X $

<а о X X о к

Я

й со К X й U

а О

(U

о к а

(U

Я" О SP

С

(U

о X X о к я й и о X X

S

(U

о и о

SP

ч

й «

(U

к

X й и о

(U К

к

(U (U

я

а я

lo u

)S ю О о

¡3

Обеспечивающие подсистемы и инструменты

о X m S

ё S а о

Ж

(U

о и о и й SP

я

(U К X <и У <и

я

о

(U

ю о

(U

о X X о К

я й S (р о

к S

(U К X

<и у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я

о

(U

ю о

(U

о «

о

(U —

к

*

(U

н

(U К X <и У <и

я

о

(U

ю о

(U

о «

о

(U

К U

о ч о

к

*

(U

н

(U К X <и У <и

я

о

(U

ю о

« S

а о

(U (Г «

h

И й

й Н

& я

X <D

о к т

(р н

^ о

hS ^ Д к

налоговый менеджмент: системный подход

Одним из следствий технологической революции является возникновение необходимости выработки стратегий, направленных на преодоление вызовов современного мира. Нужны новые креативные подходы к обучению и повышению квалификации кадров. Для решения слабоструктурированных проблем2 предлагается рассматривать налоговый менеджмент как сложную систему, состоящую из обособленных, взаимосвязанных и взаимодействующих системных представлений и обеспечивающих подсистем. Такая система является открытой, ибо взаимодействует с внешней средой, динамичной

2 Слабоструктурированная проблема — качественная, не полностью поддающаяся детальному количественному анализу проблема. В экономике, как и в других социальных науках, решаемые проблемы практически всегда относятся к слабоструктурированным [4].

и нерефлексной, где люди могут вносить свои коррективы в процесс управления. Описание сложной системы и характера ее функционирования приводится в работе [5], на рисунке выделены три взаимообусловленных вида обеспечения сложной системы: кадры, информация, технологии.

тенденции развития технологий (Web 2.0)

Поскольку налоговый менеджмент является открытой для внешней среды системой, необходимо изначально выявить мировые тенденции в контексте развития кадрового и информационно-технологического обеспечения. Для этого авторами был проведен качественный анализ решаемой проблемы и получен следующий результат ее структуризации (деления на части, направления): непрерывное профобра-

зование, облачные вычисления, мобильное обучение, массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы, персональная учебная среда, Smart-структуры.

Система непрерывного профессионального образования в различных странах называется по-разному: «возобновляющееся» (Швеция), «продолжающееся» (Англия), «пожизненное» (США), служит для переподготовки специалистов ввиду того, что профессиональное образование взрослых людей имеет склонность к моральному износу: после окончания учебного заведения ежегодно теряется до 20% знаний [6]. В то же время любой специалист, с учетом требований реальной экономики, нуждается в получении новых знаний, чтобы соответствовать занимаемой должности.

Облачные вычисления (от анг. cloud computing) — модели обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общим вычислительным ресурсам. Различают три вида предоставления облачных сервисов: IaaS, SaaS и PaaS. Например, модель SaaS (программное обеспечение как услуга) повсеместно используется в малом и среднем бизнесе как онлайн бухгалтерия, притом не только для ведения учета, но и для предоставления дополнительных сервисов по управлению персоналом, продажами, закупками.

В мире в 2015 г. около 90% крупных предприятий и госучреждений начнут использовать элементы облачных технологий [7], свыше 50% всех работающих мировых систем управления взаимоотношениями с клиентами будут развернуты в облачной инфраструктуре. Бизнес станет пользоваться ими на условиях SaaS, а через 10 лет доля SaaS-решений достигнет 80-85% [8].

Мобильное обучение (от анг. mobile learning) связано с электронным и дистанционным образованием и осуществляется с помощью портативных устройств и технологий в виде смартфонов, коммуникаторов, планшетов, что становится причиной трансформации бизнеса и, как следствие, основой дистанционных способов обучения и повышения квалификации кадров [9].

Массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы служат для переподготовки специалистов. В поисках форм и методов обучения, отвечающих философии глобальной сети, ученые пришли к идее коннективизма, которая привела к появлению массовых открытых дистанционных курсов (MOOC). Ключевое положение этой теории обучения в цифровой век состоит в следующем: знание распределено по сетям связей, и поэтому обучение заключается

в возможности конструировать эти связи и проходить по ним.

Персональная учебная среда постепенно становится повсеместной. Непрерывное и пожизненное обучение специалиста, конкурентоспособного и успешного в предметной области, связано с развитием сетевых технологий. Эпоха Web 1.0 — время сайтов, а не людей. Центром современного Web 2.0 являются люди и их знания, а также их сетевое взаимодействие и возможность самовыражения. По сути это и есть второе поколение проектов и социальных сервисов, активно развиваемых и улучшаемых самими пользователями Интернета. Web 2.0 можно определять как комплексный подход к организации, реализации и поддержке сетевых ресурсов.

Нетрудно заметить, что на базе Web 2.0 можно построить и реализовать любую индивидуальную образовательную траекторию. Эта среда представляет собой личное виртуальное пространство специалиста — совокупность инструментов, ресурсов и связей, позволяющая ставить цели и решать задачи, связанные с управлением хозяйствующего субъекта, повышением квалификации за счет использования профессионального опыта и знаний коллег. Специалист конструирует личное пространство, выстраивая связи и взаимодействуя с партнерами, в том числе при реализации сетевых образовательных программ. Сетевые проекты, социальные сервисы и приложения позволяют ему проектировать и развивать процессы планирования, аналитики и контроля, а также сетевого сотрудничества, коммуникаций и обратной связи.

Smart-структуры. Smart-общество — это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета приводит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты — социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий этап развития, который следует за так называемым «информационным обществом», в котором мы сегодня живем. С этих позиций концепция Smart-образования — гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраиваться под уровень и потребности слушателя. Такое образование должно быть легко управляемым и постоянно ориентированным на изменения внешней среды. Это уже принципиально новая образовательная среда, объединяющая усилия педагогов, специалистов и учащихся для

использования всемирных знаний и перехода от пассивного контента к активному.

Информационное общество: российские реалии в налогообложении (2011-2020 гг.)

Сравнивая российскую действительность с общемировыми тенденциями, можно сделать вывод, что Россия отстает на 5-7 лет как в нормативно-правовом регулировании нового социально-экономического уклада, так и в его практической реализации. В 2012 г. принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», а затем — Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 гг. и на перспективу до 2025 г. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» впервые говорится о сетевой форме реализации образовательных программ, применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, по которым сложилась следующая ситуация.

Система непрерывного профессионального образования. В настоящее время в России отсутствуют законодательные акты, определяющие развитие непрерывного профобразования, нет разработок стандартных процедур, почти нет организаций, координирующих эти процессы и ведущих научно-исследовательские работы. Усложнена система государственного лицензирования учебно-методических центров организаций. При этом взрослое население, занятое в экономике (60-70 млн), остро нуждается в непрерывном обновлении знаний. Однако для развития базового профессионального образования имеются правовые акты, определены источники финансирования, а для непрерывного продолжающегося образования их нет. Оно ведется лишь за счет хозяйствующих субъектов по индивидуальным планам и программам [6].

В 2013 г. подписано соглашение двумя негосударственными вузами о создании Консорциума научно-образовательных сетевых структур3. Главная цель — обеспечение устойчивого поступательного развития научно-образовательных заведений на основе применения новых информационно-педагогических технологий и технологий управления. В рамках данного организационного решения намечено развитие дистанционных и информационных техно-

3 URL: http://www.akvobr.ru/rosnou_rosi_nachalo_polozheno.html (дата обращения: 05.07.2014).

логий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для инновационных организаций. Вполне вероятно, что это приемлемый путь, который предоставит возможность приблизиться к международным стандартам в современном образовании.

Облачные вычисления. Россия занимала по внедрению облачных технологий в 2011 г. лишь 34-е место в мире. Годом позже она была на 16-м месте среди 24 стран в рейтинге государственного регулирования, влияющего на рост облачных вычислений. С 2013 г. начато внедрение проекта Ростелекома по созданию национальной облачной платформы «07», охватывающей бизнес, медицину, образование и др. [7].

Одновременно распространяются различные облачные услуги, вычислительные ресурсы и приложения, например онлайн-бухгалтерии.

Мобильное обучение. В прошлом году в рамках модернизации российского образования стартовал проект «Мобильное образование XXI века». Участники эксперимента — студенты отметили, что применение цифровых технологий повышает качество образовательных курсов и существенно увеличивает привлекательность учебных материалов.

Действительно, сегодня многие студенты психологически и технически готовы применять мобильные приложения, но недостаточно используют этот потенциал в учебном процессе и самостоятельной работе [9]. В опросе лишь 29% студентов признались, что применяют свой телефон для учебы, хотя в Интернете есть довольно много приложений по налоговой тематике.

Массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы. Примечательно, что в конце 2013 г. три российских вуза стали партнерами образовательного сервиса Coursera: Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный университет и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». В мае 2014 г. запущен проект «Универсариум» (URL: http:// universarium.org/project/) — открытая система электронного образования, дающая возможность миллионам граждан получить качественное образование от лучших преподавателей страны и ведущих университетов. Цель — создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатно энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение потребителей образовательной услуги. Основные принципы реализации проекта: открытая образовательная платформа и вовлечение в проект ведущих университетов и лучших преподавателей страны, доступное и бесплатное

обучение, активная среда образования и применение в ней новых технологий и методик — видеолекции, автоматизированный контроль знаний, интерактивные домашние задания, а также ориентация части курсов на конкретных работодателей.

Общее число направлений электронного обучения невелико, а курсов по разработке идей и приложений налогового менеджмента, образовательных программ в сфере налогов и налогообложения пока не встречается.

Персональная учебная среда (ПУС). В электронном и дистанционном обучении по налоговой тематике изучены и давно используются различные сетевые ресурсы: средства поиска информации, информационно-правовые системы, электронные библиотеки, службы новостей, специализированные порталы и сайты, онлайн-сервисы, а также облачные электронные бухгалтерии [10, с. 224-229]. Однако проблема заключается в том, что для создания полноценной ПУС необходим не разрозненный, а системный подход к организации и поддержке сетевых ресурсов в сфере налогообложения и налогового менеджмента на базе современных сетевых проектов и социальных сервисов.

Smart-структуры. В сфере обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров делаются первые шаги на пути к Smart-университету и использованию Smart-технологий при изучении налоговых и связанных с ними дисциплин. Сегодня очевидно, что применение даже отдельных социальных сервисов дает обучающимся возможность приобретения профессиональных компетенций на основе системного видения и изучения налоговых дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления. При этом Smart-образование открывает новые возможности и для педагогов: делиться опытом и идеями в рамках сетевых сообществ, формировать ПУС в зависимости от задач учебного курса и компетенций слушателя.

Выводы и предложения

1. С системных позиций и в контексте развития технологий мерами для преодоления вызовов цифрового мира являются непрерывное профессиональное образование — облачные вычисления — мобильное обучение — массовые открытые дистанционные (онлайн) курсы — персональная учебная среда — Smart-структуры. Это логически замкнутая и взаимосвязанная цепочка, которая позволяет мировому сообществу в прикладных областях знаний своевременно принимать адекватные решения.

2. В России прилагается недостаточно усилий для адаптации специалистов к стремительно меняющимся требованиям XXI в. Удивительно, но системному подходу в управлении сегодня практически нигде не обучают, его принципы и методы не применяются. Проблемы являются системными, а решаются внесистемно. Для понимания взаимосвязанной проблемы «информация — технология — кадры» предложена модель налогового менеджмента как сложной системы: открытой, динамичной и нерефлексной (решения в ней принимают люди). Центральным вопросом в такой системе становится подготовка и переподготовка кадров, обладающих творческим, креативным потенциалом, умеющих работать в Smart-структурах. Именно поэтому необходимо углубление исследований налогового менеджмента как сложной системы.

3. Цифровые Smart-технологии не только расширяют и перестраивают способности самого обучающегося, но и становятся причиной возникновения необходимости развития новых реалий в предметной области. Сегодня технологии формируют нового специалиста в сфере налогообложения, а не наоборот. Специалист без навыков работы в социальных сервисах и сетевых сообществах уже неэффективен и не востребован. Решение комплексной проблемы информационно-технологического и кадрового обеспечения немыслимо без соответствующих научно-практических исследований в рамках сетевого взаимодействия, без создания ассоциации непрерывного профессионального образования, организации работы методических и учебных центров налогового профиля.

4. Актуальные вопросы обучения налоговым и смежным дисциплинам связаны с разработкой стратегии налогового web-образования, которая поможет кадрам адаптироваться к проблемам и трудностям постоянно меняющегося мира; с созданием среды, обеспечивающей максимально высокий уровень образования; с организацией Smart-учебного процесса, использующего Интернет и инновации.

5. Сегодня образование и повышение квалификации кадров можно определить как гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью использования контента со всего мира, находящегося в свободном доступе. Поэтому можно проводить налоговые конференции и симпозиумы с использованием идеологии сервисов Web 2.0.

6. Новые цифровые технологии, проекты и сервисы, облачные вычисления пока не находятся

в центре внимания ученых-налоговедов. Крайне нужны теоретико-методологические исследования для выработки рекомендаций по применению «облаков», онлайн-решений и сервисов, электронных систем налогового учета и отчетности.

7. Мобильные технологии и обучение применяются недостаточно. Эти технологии представляют собой комплекс приложений, обеспечивающий почти любые нужды пользователя по налоговой тематике, включая чтение новостей, просмотр видео, прямые эфиры и трансляции, доступ к нормативной и справочной информации, сетевое общение, обмен фото и видео, создание собственного контента. В то же время требуются организационные усилия, исследовательская и методическая работа по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в сфере налогообложения. Для реализации задач мобильного обучения целесообразно создавать сетевые сообщества, привлекая в них активных студентов и продвинутых преподавателей.

8. В реализации MOOC делаются первые шаги. Консорциум вузов должен помочь скорейшему выходу российской образовательной системы из кризиса на пути достижения мировых стандартов, подготовки кадров и проведения научных исследований. В связи с этим целесообразно обсудить в научном сообществе вопрос о возможности формирования сетевого взаимодействия вузов, имеющих кафедры налогового профиля, а также научных организаций и профильных учреждений. Тем самым закладываются основы современного Smart-образования, а именно осуществления образовательной деятельности в Интернете на базе общих стандартов, технологий и соглашений, установленных сетью вузов, профессорско-преподавательским составом, учеными и практиками, студентами.

9. Проект «Универсариум» предоставляет доступ к сетевой реализации программ предпрофильной подготовки и целевого профильного обучения. Поэтому на его платформе допустимо сетевое взаимодействие партнеров по разработке какого-либо учебного курса, например курса «Налоговый менеджмент», который призван объединить и систематизировать информацию в предметной области. Возможна также сетевая разработка электронного курса на иной специализированной облачной платформе на основе Web 2 & Web 3.

10. Необходима консолидация усилий научно-практического сообщества для обсуждения острых проблем реформирования непрерывного

профессионального образования, проведения исследований различных Smart-структур в области налогообложения.

Литература

1. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. Информационно-коммуникационные технологии и новая образовательная среда. URL: http://ito.edu. ru/2004/Moscow/I/1/I-1-4650.html (дата обращения: 05.07.2014).

2. Тим О'Рейли. Что такое Веб 2.0. URL: http://old. computerra.ru/think/234100/ (дата обращения 05.07.2014).

3. Тихомиров В.П. Мир на пути к Smart Education: новые возможности для развития. URL: http://www.slideshare.net/PROelearning/ smart-education-7535648 (дата обращения: 20.06.2014).

4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. URL: http://slovari.yandex.m/~книги/ Лопатников (дата обращения: 20.05.2014).

5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Экономические и иные аспекты налогового менеджмента как сложной системы // Экономика налоговых реформ: монография / под ред. И.А. Майбуро-ва, Ю.Б. Иванова, Л.Л. Тарангул. Киев: Алерта, 2013. С. 56-65.

6. О развитии системы непрерывного профессионального образования в России и Свердловской области. URL: http://saviak.ru/president/ obracheniya/profobrazovanie/61-o-razvitii-sistemy-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-sverdlovskoj-oblast (дата обращения: 20.07.2014).

7. Макарчук Т.А., Минаков В.Ф., Артемьев А.В. Мобильное обучение на базе облачных сервисов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. № 2. URL: www.science-education.ru/108-9066 (дата обращения: 20.06.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Шиян К. Пять лучших облачных CRM-сис-тем на русском языке. URL: http://www.klerk. ru/boss/articles/386796/ (дата обращения: 05.08.2014).

9. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1. С. 241-252.

10. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: монография. М.: ИНФРА-М, 2012. 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.