Научная статья на тему 'Информационные системы в органах судебной власти: этапы, практика, применение'

Информационные системы в органах судебной власти: этапы, практика, применение Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2561
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATIZATION / ПРОГРАММА / PROGRAM / КОМПЛЕКС / COMPLEX / СУД / COURT / СИСТЕМА / SYSTEM / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / БАНК ДАННЫХ / DATABANK / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / INFORMATION RESOURCE / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЬ / COMPUTER NETWORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омаров Мухтар Далгатович

Информатизация судебной власти заложена в федеральных целевых программах, которые предусматривают решение таких задач, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельной судебной власти и независимости судей, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию. Приводится перечень программных комплексов, информационных подсистем и систем, позволяющих автоматизировать процесс судопроизводства и работу органов судебной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEMS IN THE JUDICIARY: THE STAGES, THE USE OF PRACTICE

The informatization of judicial authority has been put in the federal target programs which provide the solution of such tasks as the formation of the common information space, the realization of the constitutional principles of independent judicial authority and the independence of judges, the increase of the efficiency of the courts activity, and also the realization of the rights of citizens and legal entities on judicial and legal information. The list of program complexes, information subsystems and systems, which allow to automate the process of legal proceedings and the work of bodies of judicial authority has been provided.

Текст научной работы на тему «Информационные системы в органах судебной власти: этапы, практика, применение»

Рупошев // Научно-информационное обеспечение инновационного развития АПК («ИнформАгро-2011»): материалы V Междунар. научн.-практ. конф. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011.- С. 231-239. ISBN 978-5-7367-0793-5

6. Осовин, М.Н. Роль современных информационных технологий в организационно-экономических процессах управления

сельскохозяйственным производством / М.Н. Осовин // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник / отв. ред. А.А. Анфиногентова. - Саратов: ИАгП РАН, №1. -2010. - URL. http://www.iagpran.ru. ISSN 2077-5598

ББК 67.711 Омаров М.Д.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОРГАНАХ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ: ЭТАПЫ, ПРАКТИКА, ПРИМЕНЕНИЕ

Omarov M.D.

INFORMATION SYSTEMS IN THE JUDICIARY: THE STAGES, THE USE OF PRACTICE

Информатизация судебной власти заложена в федеральных целевых программах, которые предусматривают решение таких задач, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельной судебной власти и независимости судей, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

Приводится перечень программных комплексов, информационных подсистем и систем, позволяющих автоматизировать процесс судопроизводства и работу органов судебной власти.

Ключевые слова: информатизация, программа, комплекс, суд, система, автоматизация, банк данных, информационный ресурс, вычислительная сеть.

The informatization of judicial authority has been put in the federal target programs which provide the solution of such tasks as the formation of the common information space, the realization of the constitutional principles of independent judicial authority and the independence of judges, the increase of the efficiency of the courts activity, and also the realization of the rights of

citizens and legal entities on judicial and legal information.

The list of program complexes, information subsystems and systems, which allow to automate the process of legal proceedings and the work of bodies of judicial authority has been provided.

Key words: informatization, program, complex, court, system, automation, databank, information resource, computer network.

В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы»[1], утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечение единства судебной системы Российской Федерации, повышение эффективности деятельности судов, а также реализация прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

В рамках реализации ФЦП было предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее - Система). Возможностями Системы предусматривалось обеспечение автоматизированного процесса подготовки документов, обработки и представления необходимой отчётной информации, обеспечение публичного доступа к базам решений судов. Ее развитие было продолжено в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы» [2]. На сегодняшний день Система, включающая в себя 27 информационных подсистем, создана, принята в эксплуатацию и используется во всех без исключения судах районного звена в Республике Дагестан (далее - суды республики). За период развития Системы в судах республики проведен монтаж локальных вычислительных сетей на более чем 1000 рабочих мест, внедрены 179 ед. серверного, 162 ед. сетевого и телекоммуникационного оборудования, 54 информационных киоска, 17 систем аудио-протоколирования хода судебного заседания, 15 систем видеоконференцсвязи и 4 мобильных комплекса скрытия свидетеля. Во всех судах районного звена в холлах зданий размещены информационные киоски, к которым обеспечен свободный доступ граждан. Внедрено и используется специальное программное обеспечение 17 информационных подсистем, таких, как «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений», «Интернет-портал», «Документооборот», «Обращения граждан» и др. Это позволило судам республики выйти на качественно новый уровень работы, обеспечить высокий уровень открытости и доступности правосудия в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. №262-ФЗ "Об обеспечении

доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) [3].

Наряду с судами республики в Управлении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Дагестан (далее - Управление) смонтирована локальная вычислительная сеть, внедрены и используются 24 информационные подсистемы, такие, как «Судебное делопроизводство и статистика», «Документооборот», «Обращения граждан», «Финансовый контроль», «Кадры», «Интернет-портал», «Судейское сообщество» и др. Вместе с тем, в Управлении полностью автоматизирован бухгалтерский учет, применяется система «Консультант Плюс», а также информационные системы, позволяющие автоматизировать процесс обмена служебной информацией с республиканскими учреждениями казначейства, налоговой службой, пенсионным фондом и др.

В частности, подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» позволила автоматизировать процесс судопроизводства с момента поступления дела в суд до его сдачи в архив с возможностью формирования статистических отчетов. До ее внедрения подготовка отчетности по судебной статистике в судах республики занимала несколько дней, сегодня процесс формирования отчетных форм занимает несколько часов.

Публикация на сайтах судов Республики Дагестан текстов принятых судебных актов

2 полугодие 2011 г. 2012 г. 2013 г.

2010 г.

2 полугодие 2010 г. 7 566 судебных актов подлежит публикации, опубликовано 5 826

2011 г. 23 952 судебных актов подлежит публикации, опубликовано 22 416

2012 г. 27 953 судебных актов подлежит публикации, опубликовано 26 978

2013 г. 37 098 судебных актов подлежит публикации, опубликовано 36 356

Рисунок 1 - Публикация на сайтах судов Республики Дагестан текстов

принятых судебных актов

Подсистема «Банк судебных решений» содержит в своей базе данных принятые судебные акты по всем категориям дел. (Рис.1) За период с 01.07.2010 по 31.12.2013 судами республики было вынесено по всем категориям дел 123 440 судебных актов, при этом в подсистему «Банк судебных решений» было внесено 117 384 судебных акта, что составляет 95% от общего числа судебных актов, вынесенных судами районного звена республики за тот же период.

Более 2/3 этих информационных ресурсов, а именно 91,5 тыс. судебных актов, на сегодняшний день обезличена в соответствии с требованиями Федерального закона и круглосуточно доступна любому физическому или юридическому лицу, имеющему доступ в сеть Интернет.

Это стало возможным благодаря созданию в сети Интернет официальных сайтов судов республики, где имеется раздел «Судебное делопроизводство», публикующий в автоматизированном режиме списки дел, назначенных к слушанию, а также обезличенные тексты принятых судебных актов. Официальные сайты судов общей юрисдикции (более 2,5 тыс.) функционируют в рамках подсистемы «Интернет-портал», размещенной по адресу http://sudrf.ru. В сети Интернет сегодня функционируют 42 сайта судов районного звена и 131 сайт судебных участков мировых судей Республики Дагестан, а также сайты Верховного Суда Республики Дагестан, органов Судейского сообщества Республики Дагестан, Управления и Службы по организационному обеспечению деятельности мировых судей Республики Дагестан.

Официальные сайты судов созданы для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности суда, создания механизмов информационного взаимодействия с гражданами. На сайтах также размещены образцы заявлений, справочная информация, адреса, телефоны, а также реквизиты для уплаты государственной пошлины и штрафов. Доступность этой и другой информации на сайтах позволяет гражданам существенно сократить время на подготовку документов при обращении в судебные инстанции.

Вместе с тем, на всех сайтах имеется раздел «Обращения граждан», используя который, любое юридическое или физическое лицо может обратиться в суд, не посещая его. Также имеется возможность получения информации по запросу, который направляется в суд по электронной почте.

Во втором полугодии 2010 года информацией, размещенной на сайтах судов республики, воспользовались 40 681 пользователь, в 2011 году - 80 301, в 2012 году - 93 087, в 2013 году информацию использовали 108 452 пользователя (всего с 1 июля 2010 года - 322 521 пользователь). Это говорит о неуклонно растущей потребности физических и юридических лиц в получении информации о деятельности судов в электронном виде, упрощении механизмов подготовки и подачи документов при обращении в судебные инстанции. Очевидно, что совершенствование судопроизводства путем внедрения в практику рассмотрения судебных дел информационных технологий, также позволит снизить нагрузку на судей и работников аппаратов судов.

Наряду с практическим использованием Системы с 1 июня 2012 года Управлением приняты меры по внедрению в судах республики системы

СМС-извещений участников судебного процесса. Это позволило значительно ускорить процесс информирования лиц, участвующих в деле, а также добиться существенной экономии финансовых средств, затрачиваемых на уведомления участников судебного процесса с помощью почтовых отправлений. По состоянию на конец марта текущего года посредством СМС-извещений были информированы 4 844 участников судебного процесса, при этом расход денежных средств составил 3,8 тыс. руб. В случае информирования указанных лиц посредством почтовых отправлений, с учетом минимальной стоимости маркированного конверта в 16,5 руб., расход денежных средств составил бы 79,9 тыс. руб. Таким образом, при использовании системы СМС-извещений расход денежных средств в 21 раз меньше, чем при отправке почтовой корреспонденции.

Опираясь на 5-летний опыт применения Системы, можно утверждать, что ее использование в практической деятельности позволило приблизить деятельность судов республики и Управления к гражданам, обеспечить прозрачность и постоянную доступность правосудия для неограниченного круга лиц, повысить эффективность и скорость обработки информации в процессе судопроизводства, облегчить процесс отправления правосудия непосредственно судьями, а также повысить эффективность работы сотрудников аппаратов судов и государственных служащих Управления.

Вместе с тем, в судах республики сегодня остро стоит вопрос о кадровом обеспечении их деятельности по линии информатизации, а также потребность в соответствующей технической поддержке работы Системы в целом.

На сегодняшний день 14 судов республики с составностью 5 и более судей обеспечены 19 штатными специалистами в области информационных технологий, в Советском и Ленинском районных судах г. Махачкалы созданы отделы информатизации. При этом 28 судов республики не обеспечены штатными специалистами по информатизации. В истекшем 2013 году в указанные суды Управлением были привлечены 39 специалистов по информатизации на договорной основе. В связи с этим обеспечение потребности судов республики в специалистах по информатизации является на сегодняшний день одной из важных задач Управления.

Непосредственно в Управлении работу по поддержке и развитию Системы ведет отдел юридического обеспечения и информатизации в составе шести сотрудников, трое из которых представляют сектор по информатизации.

В свете задач по созданию электронного правосудия представляется очень своевременным и важным решение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации о создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-

аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» (далее -Учреждение)[4].

Основные цели созданного Учреждения направлены на решение задач сопровождения и дальнейшей модернизации Системы, обеспечения эксплуатации ее программно-технических средств, поддержки пользователей, хранения и автоматизированной обработки судебной информации, включая электронные архивы судебных дел, создания системы поддержки и сервисного обслуживания, охватывающей суды всех уровней в Российской Федерации, интеграции информационных ресурсов и данных судебной статистики.

В настоящее время на базе Учреждения ведется формирование сети филиалов во всех субъектах Российской Федерации, включая Республику Дагестан. Одновременно проводятся мероприятия по приему на работу в создаваемые филиалы квалифицированных специалистов в области информационных технологий.

Касаясь перспектив развития единого информационного пространства органов судебной власти Российской Федерации, необходимо отметить следующее.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"[5], а также по поручению Президента Российской Федерации уже к 2018 году должны быть созданы все необходимые условия для внедрения электронного судопроизводства и обеспечения возможности направления документов в суд в электронной форме. Это значительно упростит процедуры подачи в суд исковых заявлений, жалоб, получения копий документов, ознакомления с материалами дела. Для этого должна быть сформирована современная информационная и телекоммуникационная инфраструктура единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, судебных органов и органов судейского сообщества, а также системы Судебного департамента. Такая инфраструктура обеспечит высокий уровень доступности информации, будут созданы комплексы хранения, а также сеть центров обработки данных. При этом неизбежно потребуется значительная модернизация и доработка Системы, а также автоматизация института мировой юстиции для обеспечения его интеграции в единое информационное пространство.

Более того, предполагается обеспечить перевод судебных архивов в электронный вид и создание специальных электронных хранилищ судов. В ближайшей перспективе дела будут храниться в судах только в электронном виде. Одновременно будет проводиться работа по созданию централизованной подсистемы видеоконференцсвязи, функциональные возможности которой будут расширены до возможности проведения записи и Интернет - трансляции проводимых открытых судебных заседаний.

Наряду с этим планируется реализация комплекса мероприятий по обеспечению электронного взаимодействия судов с органами исполнительной власти посредством внедрения системы межведомственного электронного взаимодействия. Будут разработаны соответствующие регламенты электронного взаимодействия с информационными системами органов прокуратуры, следственных органов, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы исполнения наказаний. Планируется кардинальная переработка подсистемы «Интернет-портал» и как следствие официальных сайтов судов общей юрисдикции с созданием личных кабинетов для участников судебного процесса.

Все эти меры будут направлены на изменение облика всей судебной системы, повышение доверия граждан, открытости, создание условий, препятствующих проявлению коррупции, снижение нагрузки на судей.

Работа Управления по реализации в судебной системе Республики Дагестан задач, поставленных в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", продолжается, будут проводиться все необходимые мероприятия по бесперебойному кадровому, финансовому, материально-техническому и иному обеспечению деятельности судов Республики Дагестан на пути создания «электронного правосудия».

Библиографический список:

1. Постановление Правительства РФ от 20.10.2001г. № 805 «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49. Ст.4623.

2. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006г. № 583 «Развитие судебной системы России на 2007-2012 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 41. Ст.4248.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6217.

4. Приказ Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 04.06.2012г. № 118 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС Правосудие"

5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012г. № 1406 «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 1. Ст.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.