Научная статья на тему 'Информационные системы управления предприятием: положительные и отрицательные стороны внедрения'

Информационные системы управления предприятием: положительные и отрицательные стороны внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
872
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ВНЕДРЕНИЕ ИКТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хмеляк А. С.

В настоящей статье приводится анализ и статистика использования современных информационных технологий в Российской Федерации. Выявляются как положительные, так и отрицательные стороны внедрения ИКТ на предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хмеляк А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные системы управления предприятием: положительные и отрицательные стороны внедрения»

ностью обработки информации. Жесткая конкуренция ставит перед современным бизнесом проблемы, которые могут быть эффективно решены современными средствами анализа данных. Технология нейронных сетей позволяет анализировать информацию, прогнозировать развитие и минимизировать риски при принятии решений, что позволяет строить бизнес на строго научной основе достаточно грамотно и эффективно.

Недостатком нейронной сети является ограниченный круг клиентов, которых можно анализировать с ее помощью и высокая стоимость программного решения. Но применение нейронных сетей в российской банковской практике ознаменует переход экономики на инновационные технологии. Еще один несомненный плюс нейронных сетей это в их обучаемости. То есть запоминают данные о клиентах, которые обращались в этот банк. Положительным эффектом является то, что от пользователя, конечно, требуется какой-то набор эвристических знаний о том, как следует отбирать и подготавливать данные, выбирать нужную архитектуру сети и интерпретировать результаты, однако уровень знаний, необходимый для успешного применения нейронных сетей, гораздо скромнее, чем, например, при использовании традиционных методов статистики. Таким образом, нейронная сеть может быть рассмотрена как надежный и качественный инструмент оценки кредитоспособности заемщиков и широко применяться в российской банковской системе.

Список литературы:

1. Галушкин А.И. Нейросетевые технологии в России / А.И. Галушкин. -М.: Горячая линия - Телеком, 2012.

2. Матвеев М.Г. Методы и модели искусственного интеллекта. Применение в экономике / М.Г. Матвеев, А.С. Свиридов, Н.А. Алейникова. - М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Ясницкий Л.Н. Интеллектуальные информационные технологии и системы / Л.Н. Ясницкий. - Пермь: Пермский ун-т, 2007.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВНЕДРЕНИЯ

© Хмеляк А.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В настоящей статье приводится анализ и статистика использования современных информационных технологий в Российской Федерации.

* Студент.

Выявляются как положительные, так и отрицательные стороны внедрения ИКТ на предприятия.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, управление предприятием, внедрение ИКТ, эффективность использования ИКТ.

Многие компании на современном этапе развития представляют собой довольно сложные организационные системы. Успешное и прибыльное существование таких предприятий предполагает решение определенных задач, связанных с модернизацией процесса документооборота, подбором высококвалифицированного персонала и совершенствованием управленческой деятельности в целом, включая автоматизацию управления как технологических, так и производственных операций. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), как результат научно-технического прогресса, бесспорно, приобрели немаловажное значение для деятельности предприятий и экономик различных стран. Эволюция технологий сильно влияет на ведение бизнеса, меняя инфраструктуру промышленности и бизнес-операций, а также создавая предпосылки для возникновения конкурентных преимуществ у тех организаций, которые внедряют ИКТ в свои бизнес-процессы. Принятие ИКТ на предприятии предоставляет возможность быстрого доступа, оценки, обработки и распространения больших объемов данных и информации об инфраструктуре бизнеса. Следовательно, только предприятия, использующие соответствующие последнему слову науки технологии, имеют возможность выхода на международный рынок и оставаться конкурентоспособными [13].

Мировой рынок ИКТ, поддерживающих управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и включающих в себя всевозможные коммуникации, программное обеспечение, веб-приложения и сервисы, ERP-системы и т.д. [2], был оценен в 2013 году в 2,8 миллиард долларов и прогнозируется его увеличение до 8,3 миллиарда долларов в 2019 году [6].

В России использование ИКТ в управлении бизнес-процессами предприятий используется довольно сдержанно. Анализируя показатели Глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index), выпускаемого Кор-нуольским университетом, состоящего из двух подындексов - потребление инноваций (innovation input) и экспорт инноваций (innovation output), необходимо отметить, что в 2013 Россия в данном рейтинге заняла 62-е место [5]. Позиции выше России занимают такие страны как Иордания, Колумбия, Армения, Южная Африка, Тайланд, Аргентина и другие [5]. Первые строчки рейтинга заняли при этом такие страны как Швейцария, Швеция, Великобритания, Нидерланды и США [5].

Существует также Индекс готовности к сетевому сообществу, издаваемый Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD начиная с 2002 г., строящийся на основе показателей, характери-

зующих соответственно: рыночную, политическую и инфраструктурную среду; готовность населения, предприятий и органов власти к применению сетевых технологий; использование ИКТ населением, предприятиями и органами управления [4]. Часть показателей основана на международной статистике, а часть получена на основе экспертного опроса менеджеров предприятий в оцениваемых странах. Россия, таким образом, в 2013 году заняла 54-е место из 144 стран, против 56 места в 2012 году, то есть ситуация постепенно улучшается [4]. Место России в рейтинге стран по этому индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации [12] и государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» [11]. Между тем, в 2013 году индекс готовности России к сетевому обществу был все еще ниже чем в таких странах как, например, Уругвай, Панама, Иордания, Бахрейн или Свазиленд. Первую пятерку стран в рейтинге 2013 года заняли Финляндия, Сингапур, Швеция, Нидерланды и Норвегия [4].

В соответствии с данными прогноза International Data Corporation (IDC) -ожидаемый ежегодный рост ИТ-рынка России в 2013 году не превысит 7 % [3]. В соответствии с вышесказанным, в настоящий момент можно наблюдать более чем умеренное использование ИКТ на предприятиях в России: затраты организаций на информационные и коммуникационные технологии увеличились с 164572,3 млн. руб. (2003 г.) до 603006,9 млн. руб. (2011 г.). Это объясняется несколькими причинами: использование устарелых технологий, общая технологическая неграмотность, отсутствие квалифицированного персонала, бедная коммуникационная инфраструктура [7].

Несмотря на существенное отставание Российских компаний сфере применения ИКТ от предприятий ведущих стран мира нельзя сказать что российские компании не заинтересованы в применении ИКТ, ведь по статистике, на различных предприятиях в результате внедрения и использования ИКТ и основанных на них информационных систем управления (ИСУ) происходит улучшение по многим аспектам деятельности, среди которых [14]:

- сокращение производственного цикла - на 50 %;

- снижение транспортно-заготовительных расходов - в среднем на 60 %;

- рост оборачиваемости товарно-материальных запасов - на 65 %;

- снижение производственного брака - на 35 %;

- снижение задержек с отгрузкой готовой продукции - на 45 %;

- уменьшение складских площадей - на 25 %;

- сокращение затрат на административно-управленческий аппарат -на 30 %;

- увеличение оборачиваемости средств в расчётах - на 30 %;

- сокращение производственного цикла по базовым изделиям - на 30 %;

- увеличение количества поставок «точно в срок» - на 80 %.

В целом, значение ИКТ весьма велико. В условиях обострения конкуренции, как на национальном, так и международном уровне, предприятия вынуждены постоянно искать способы сделать систему производства и управления им более эффективной. Использование ИКТ может существенно помочь фирмам в этом благодаря расширению доступа к информации, знаниям, финансовым услугам и другим ресурсам. Кроме того, ИКТ могут способствовать повышению прозрачности бизнес-среды, что делает условия конкуренции более совершенными [10].

Благодаря использованию ИКТ для предприятий создаются новые возможности развития существующих и открытия новых видов и направлений деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений и повышению благосостояния населения. Динамическое функционирование частного сектора может способствовать привлечению иностранных инвесторов, расширению торговых отношений с другими странами, а также способствовать облегчению и удешевлению внедрения инноваций [10].

Более того, некоторые программные продукты создаются для того, чтобы помочь пользователю проанализировать всю информацию о предприятии, освободить его от рутинной работы (проведения трудоемких расчетов, построения таблиц, графиков) [8]. Полагаясь на программное обеспечение, сотрудник может заняться исследовательской работой, включающей постановку задачи, оценку качества полученных моделей, интерпретацию результатов, что значительно сократит время работы над поставленной задачей.

Кроме этого, при использовании ИКТ становится возможным создание единого информационного пространства на предприятии, автоматизация взаимоувязанных процессов планирования, учёта и управления по главным направлениям деятельности компании.

Несмотря на большое количество положительных сторон внедрения ИКТ на предприятиях, в научном мире существует диаметрально противоположное мнение. Одно из самых известных высказываний относительно эффективности использования ИКТ принадлежит Николасу Дж. Карру, независимому автору, пишущему о бизнесе, чья статья «Информационные технологии ничего не значат» (IT Doesn't Matter) была удостоена премии McKinsey Awards как лучшие материалы, опубликованные в деловом журнале «Harvard Business Review». Автор полагает, что значимость информационных технологий слишком завышена и они не являются конкурентным преимуществом [1]. ИТ больше не гарантируют предприятию конкурентного преимущества, доказывает Дж. Карр, поскольку они становятся базовыми технологиями подобно электричеству и телефону [1]. Они столь же необходимы, но стратегически бессмысленны, так как передовая бизнес-практика стала доступной всем. Тот, кто раньше других внедряет все самое новое, платит очень дорого, но остальные догоняют его так быстро, что эти ин-

вестиции себя не оправдывают. Отсюда вывод, который делает автор: гораздо больше смысла в том, чтобы добиваться максимального эффекта от уже имеющихся у компаний информационных систем, чем в покупке новых [1].

По нашему же мнению, современные ИТ необходимы на предприятии, однако рост автоматизации управления может сдерживаться такими факторами как сложность расчета реальной выгоды от внедрения, отсутствие уверенности в достижении необходимых результатов, поскольку оценка результатов от внедрения информационных технологий гораздо сложнее чем простое сопоставление желаний, затрат и возможностей компании. Это связано с опосредованным влиянием информационных технологий на результаты деятельности компании, такие как прибыльность, рентабельность, уровень затрат и т.п.

Проведя исследования, можно также выделить основные проблемы внедрения технологий на предприятии:

1. Необходимость в частичной реорганизации структуры и деятельности компании [9]. Прежде чем приступить к внедрению, нужно произвести частичную реорганизацию структуры и технологий ведения бизнеса. Для этого необходимо произвести полное обследование компании во всех аспектах ее деятельности. На основе заключения и строится вся дальнейшая схема построения корпоративной информационной системы.

2. Сопротивление сотрудников компании при внедрении автоматизированных систем управления. Менеджеры и руководство могут столкнуться с активным сопротивлением сотрудников, которое может затянуть проект. В первую очередь это вызвано человеческим фактором: как известно, сотрудники компании, которые всю жизнь проработали с бумажными носителями, психологически тяжело пересаживаются за компьютер. Также это сопротивление объясняется обыкновенным страхом перед нововведениями, опасением утратить свою значимость, боязнью существенно увеличивающейся ответственности за свои действия.

3. Увеличение нагрузки на сотрудников в период введения новой информационной системы. Объясняется это тем, что сотрудникам в течение некоторого времени необходимо одновременно поддерживать бумажный документооборот и вести дела в новой системе.

4. Выстраивание в целом всей организационной структуры компании после внедрения информационной системы - также является трудоемким процессом [9]. Соответственно, руководящему звену следует изменить существующую технологию планирования, бюджетирования и контроля, а также управления бизнес-процессами. Для этого, необходимо создать на предприятии функциональные подразделения с соответствующими центрами ответственности.

Подводя итоги, следует обратить внимание на то что несмотря на большое количество удачно реализованных проектов по внедрению новых ин-

формационных систем на предприятия, существуют также и неудачно завершенные или так и не оконченные проекты по внедрению ИСУ в организациях. Осуществление проектов по внедрению ИКТ и ИСУ на каждом этапе сопровождается многочисленными трудностями и препятствиями, причем не только технического характера. Этот факт привел к появлению разнообразных исследований, содержащих определенные рекомендации по созданию систем управления в организациях и на предприятиях. В настоящий момент, многие проблемы, возникающие при внедрении технологий, достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные методологии решения. Заблаговременное изучение этих проблем и подготовка к ним значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования системы.

Список литературы:

1. G. Carr N. It doesn't matter [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. - 2003. - № 5. - Режим доступа: http://hbr.org/2003/05/it-doesnt-mat-ter/ar/1 (дата обращения: 07.12.2013).

2. Gartner. BPM (business process management) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://blogs.gartner.com/it-glossary/business-process-manage-ment-bpm-2 (дата обращения: 07.12.2013).

3. Russia Vertical Markets 2013-2017 IT Spending Forecast: Market Analysis by Research Manager Victor Pratusevich, IDC Russia [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.idc.com/getdoc.jsp?containerId=EV08V (дата обращения: 07.12.2013).

4. The Global Information Technology Report 2013: Growth and Jobs in a Hyperconnected World [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www3.wefo-rum.org/docs/WEF_GITR_Report_2013.pdf (дата обращения: 07.12.2013).

5. The Global Innovation Index 2013: The Local Dynamics of Innovation: Cornell University, INSEAD, and WIPO 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-re-port-2013#pdfopener (дата обращения: 07.12.2013).

6. Winter Green Research. Business Process Management (BPM) Cloud, Mobile, and Patterns: Market Shares, Strategies, and Forecasts, Worldwide, 2013 to 2019 // WinterGreen Research Inc. - 2013. - 595 p.

7. XV Научно-практическая конференция «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями (РБП-СУЗ-2012): Материалы конференций / МЭСИ -М., 2012. - С. 195.

8. Гусарова М.С., Дерябина Е.Ю. Совершенствование аналитической деятельности на предприятии на основе применения информационных технологий // Вестник Тюменского государственного университета. - 2005. -№ 4. - С. 54-59.

9. Иванов М.И., Сахратова Т.В. Комплексный подход при внедрении систем информационных технологий в управлении предприятиями // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2013. - № 4. - С. 49-52.

10. Кузема Е.Ю. Возможности повышения конкурентоспособности малых предприятий стран СНГ на основе использования информационно-коммуникационных технологий // Инновации в науке. - 2013. - № 25. - С. 203-211.

11. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 окт. 2010 г. N 1815-р (ред. от 22.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 46. - Ст. 6026.

12. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212) // Российская газета. -2008. - № 34.

13. Таратухин В.В., Баженова Е.А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на управление бизнес-процессами малых и средних предприятий в развивающихся странах // Бизнес-нформатика. - 2012. - № 3. -С. 9-16.

14. Филиппенко И. Выбор ПО для автоматизации управления предприятием // Корпоративные системы. - 2001. - № 3. - С. 21-22.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Шалашов С.А.*, Низамова Г.З.*

Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа

В статье затрагивается тема формирования промышленного потенциала предприятий нефтяной и газовой промышленности на примере ОАО АНК «Башнефть». Определены понятие и составляющие промышленного потенциала, проведен анализ промышленного потенциала ОАО АНК «Башнефть» и предложены мероприятия по повышению технологического потенциала предприятия.

Ключевые слова: устойчивое развитие, возможности, промышленный потенциал, факторы производства, технологический потенциал.

В условиях ограниченности ресурсов и жесткой конкуренции возникает необходимость в использовании нового подхода к управлению возможно-

* Студент. Научный руководитель: Низамова Г.З., доцент, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.