Научная статья на тему 'Интенсификация использования ИКТ для инновационного развитияи экономического роста в России'

Интенсификация использования ИКТ для инновационного развитияи экономического роста в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ / РОССИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ICT / THE INTENSIFICATION OF THE USE OF ICTS / RUSSIA / STATE SUPPORT / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревинова С. Ю.

Одним из наиболее актуальных вопросов для Российской Федерации на протяжении последних лет остается задача перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста. Решение этой задачи практически невозможно без интенсификации использования ИКТ во всех сферах. В статье проводится анализ текущей ситуации в отрасли информационных технологий в России и основных показателей ее развития, а также рассматриваются вопросы их использования. На сегодняшний день нельзя не отметить положительные тенденции в сфере использования российскими предприятиями и компаниями информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее российские компании зачастую не уделяют должного внимания этому вопросу. Автор отмечает, что, несмотря на имеющиеся проблемы, у России, несомненно, есть большой потенциал в сфере развития и использования информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSIFICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES USAGE FOR INNOVATION DEVELOPMENT AND ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

In recent years, one of the current issues for the Russian Federation is the problem of transition from the resource-based economic model to the innovative model of economic growth. An important role in this transition is given to information and communication technologies. Russian government has set a strategic goal to become a leader in the development of ICT. To accomplish this task, the government has created a number of programs and strategies to stimulate the development of information technology. The main aim of this article is to examine the current situation of ICT development in the Russian Federation and identify its major trends. The analysis in this paper allows us to say that the current situation in Russia can be evaluated as good. In spite of problems, which were highlighted, almost all observed indicators show a stable positive dynamics. In conclusion, we note that despite the problems in Russia there is great potential in the field of information and communication technology.

Текст научной работы на тему «Интенсификация использования ИКТ для инновационного развитияи экономического роста в России»

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ*

С.Ю. Ревинова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Одним из наиболее актуальных вопросов для Российской Федерации на протяжении последних лет остается задача перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста. Решение этой задачи практически невозможно без интенсификации использования ИКТ во всех сферах. В статье проводится анализ текущей ситуации в отрасли информационных технологий в России и основных показателей ее развития, а также рассматриваются вопросы их использования. На сегодняшний день нельзя не отметить положительные тенденции в сфере использования российскими предприятиями и компаниями информационно-коммуникационных технологий. Тем не менее российские компании зачастую не уделяют должного внимания этому вопросу. Автор отмечает, что, несмотря на имеющиеся проблемы, у России, несомненно, есть большой потенциал в сфере развития и использования информационных технологий.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, ИКТ, интенсификация использования ИКТ, Россия, государственная поддержка, инновационное развитие

Вопросы развития и распространения информационных технологий (ИТ) в Российской Федерации в последнее годы входят в число приоритетных. Инновационное развитие страны невозможно без ИТ и их интенсивного использования. Информационные технологии развиваются быстрыми темпами и привносят огромный вклад практически во все отрасли. Важная роль информационно-коммуникационных технологий в экономическом развитии страны не подвергается сомнению. Вопросы развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их вклада в экономику освещены в работах Дейл В. Йоргенсон, Кун Ву [1; 2; 5; 6; 7], Стивен Дж Эйзел [10], Франческо Вентурини [3], В.К. Шульцевой [29], М.А. Никитенковой [21] и др. Роль ИКТ в экономическом росте отмечается в документе «Реализация преимуществ ИКТ и экономический рост в Европе» [20], подготовленном в середине 2000-х гг. аналитической службой журнала The Economist.

Экономические преобразования, произошедшие в развитых странах, подтверждают, что инвестиции в область информационных технологий усиливают позицию стран и стимулируют экономический рост. Использование ИКТ помогло повысить эффективность и производительность работающего населения, открыть новые рынки и обеспечить долгосрочный экономический рост.

Несмотря на экономический кризис, расходы на информационные технологии в мире продолжают расти, хотя ниже первоначальных прогнозов. Аналитики ком-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант №15-06-05146.

пании Gartner прогнозируют, что в 2015 г. расходы на информационные технологии в мире составят $3,8 трлн. Это на 2,4% больше, чем в предыдущем году (первоначальный прогноз — 3,9%) [9].

Для развития и интенсификации использования информационно-коммуникационных технологий необходима поддержка населения, бизнеса, и, что немаловажно, государства. Эта поддержка должна быть как на финансовом уровне, так и на законодательном. Правительство Российской Федерации поставило стратегическую задачу стать лидером среди стран по развитию ИКТ.

Рассмотрим основные меры государственной поддержки отрасли информационно-коммуникационных технологий в Российской Федерации и результаты ее развития.

Государственная поддержка ИКТ в РФ

22 июля 2000 г. главами государств и правительств стран G8, в том числе России, была принята Окинавская хартия Глобального информационного общества. В хартии отмечается роль информационно-коммуникационных технологий как одного из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества в XXI в., выделяются новые возможности, открывающиеся с использованием новых информационных технологий и имеющиеся проблемы. В ней выделяются приоритетные области, в которых необходимо принимать меры для их дальнейшего развития [23]. Большая часть вопросов, затронутых в этом документе, так или иначе связана с развитием потенциала Глобальной сети Интернет, выравнивания цифрового неравенства в части доступа к сети пользователей, как юридических, так и физических лиц.

1 ноября 2013 г. Правительством РФ была утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г. [22].

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2602-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий» [24]. План мероприятий разработан в целях принятия органами исполнительной власти мер, направленных на ускоренное развитие отрасли информационных технологий в 2014—2018 гг. и реализацию Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 гг. и на перспективу до 2025 г.

К запланированным мероприятиям относятся: развитие исследований и разработок в области информационных технологий; развитие инфраструктуры; развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли информационных технологий; совершенствование институциональных условий ведения бизнеса в области информационных технологий и т.д.

В настоящее время в России реализуется государственная программа «Информационное общество (2011—2020 гг.)». Цель данной программы — получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения

инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе [28].

В государственной программе определены значимые факторы, которые определят место страны по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.

Для того чтобы оценить текущее состояние информационно-коммуникационных технологий в России, рассмотрим некоторые результаты, достигнутые страной за последние годы.

Анализ развития и использования ИКТ в РФ

Одним из целевых показателей программы «Информационное общество (2011—2020 гг.)» является место РФ в международном рейтинге по индексу готовности к сетевому обществу (Networked Readiness Index, NRI). По этому индексу Россия заняла 54-е место в 2013 г. (целевой показатель — быть в числе 67) [4]. По индексу развития информационных технологий (ICT Development Index) Российская Федерация заняла в международном рейтинге 42-е место в 2014 г. (целевой показатель — быть в числе 43) [8].

Для оценки развития информационных технологий и инновационного потенциала стран используются также глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index, GII) и индекс развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира. Согласно глобальному инновационному индексу (ежегодное исследование проводится и публикуется Корнелльским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности) в 2014 г. Россия в этом рейтинге занимает 49-е место из 143 (в 2013 г. — 62-е из 142 стран) [12].

Таким образом, задачи по продвижению России в мировых рейтингах выполняются вовремя и даже с опережением [16; 25].

На сегодняшний день все большую роль в создании инноваций и переходе к инновационному развитию играют компьютерные сети и в частности, Глобальная сеть Интернет. Сеть Интернет уже сейчас является основным источником информации для общества. Применение информационных технологий и сети Интернет как средств коммуникации между такими субъектами, как органы государственной власти, юридические и физические лица, приводит к качественным изменениям практически во всех сферах жизнедеятельности, появлению новых возможностей развития всех хозяйствующих субъектов, повышает производительность труда, и, как следствие эффективность и конкурентоспособность экономки. Происходит трансформация компаний, появляются новые формы ведения бизнеса, новые услуги.

По данным Всемирного банка, по уровню проникновения широкополосного доступа к сети Интернет Россия в 2013 г. занимала 65-е место в мире [14].

Одной из целей государственной программы «Информационное общество (2011—2020 гг.)» является создание инфраструктуры электронного правительства, удобство получения государственных услуг и т.п.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, органы государственной власти (ОГВ) и местного самоуправления (ОМС) широко используют информационные технологии в собственной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и местного

самоуправления

№ Показатель Год

2010 2011 2012 2013

1 Доля ОГВ и ОМС, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций ОГВ И ОМС — всего, % 86,8 90,5 93,0 94,6

2 Доля ОГВ и ОМС, использовавших в отчетном году, %

2.1 локальные вычислительные сети (ЛВС) 72,7 76,7 77,5 80,3

2.2 электронную почту 87,4 89,4 91,7 93,4

2.3 выделенные каналы связи 33,3 34,8 35,6 37,7

2.4 Интранет 11,8 15,5 13,4 15,2

2.5 Экстранет 4,6 5,7 5,9 7,2

2.6 средства электронной цифровой подписи 74,5 83,2 84,4 86,9

2.7 специальные программные средства для предоставления доступа к базам данных организации через глобальные информационные сети, включая Интернет 29,4 31,5 33,5 35,5

2.8 системы электронного документооборота — 72,7 72,4 74,6

2.9 автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена 36,9 27,9 30,3

3 Доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок, в общем объеме размещаемых заказов, %

3.1 количество торгов 25,0 80,5 92,8 94,2

3.2 стоимость заключенных контрактов 14,4 59,3 64,4 63,8

4 Доля ОГВ и ОМС, использовавших веб-сайт при оказании государственных услуг, в общем числе обследованных организаций ОГВ И ОМС, % 8,2 10,6 14,0 16,1

5 Доля электронного документооборота между органами государственной власти, в общем объеме межведомственного документооборота, % 51,5 49,2

Источник: [27].

Приведенные в табл. 1 данные показывают рост по большинству показателей. В Российской Федерации создан единый портал государственных услуг (www. gosuslugi.ru). Единый портал государственных и муниципальных услуг — это федеральная государственная информационная система, с помощью которой обеспечивается предоставление информации физическим и юридическим лицам о государственных и муниципальных услугах, а также доступ и получение государственных и муниципальных услуг [17]. Услуги доступны с любого компьютера, подключенного к Интернету из любой точки мира. Портал доступен на нескольких языках.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, доля обращений за электронными услугами в общем числе обращений граждан в 2013 г. составила 31,7% [27], т.е. практически каждое третье обращено было произведе-

но в электронной форме, а по услугам, предоставляемым федеральными органами исполнительной власти, эта доля составила 47,2%.

Государственная поддержка оказывается также развитию информационно-коммуникационных технологий в таких значимых социальных сферах как образование и здравоохранение.

В области образования использование информационных технологий является необходимостью. Объем знаний, накопленный человечеством невозможно усвоить за время обучения в школе или университете. Информационные технологии, и в частности сеть Интернет становятся средством доступа к знаниям и местом их хранения.

Кроме этого, для поддержания собственной конкурентоспособности человек вынужден постоянно поучать новые знания и адаптироваться к быстроменяющейся среде. Понятие Life-Long Learning уже прочно вошло в нашу жизнь.

Использование ИТ в образовании в РФ показывает положительную динамику (табл. 2). Но особо отметим, что необходимо усилить использование ИТ в области дистанционного образования.

Таблица 2

Использование ИТ в образовании

№ Показатель Год

2010 2011 2012 2013

1 Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, на 100 обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, штук 7 8 11 12

3 Доля образовательных учреждений высшего профессионального образования, подключенных к Интернету по широкополосному доступу (256 Кбит/сек и выше), в общем числе обследованных учреждений высшего профессионального образования — всего, % 84,3 87,7 94,2 94,7

4 Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, имеющих доступ к Интернету, в расчете на 100 студентов (обучающихся) по образовательным учреждениям, штук

4.1 начальному профессиональному образованию 3 4 5 5

4.2 среднему профессиональному образованию 8 9 11 12

4.3 высшему профессиональному образованию 14 16 18 21

5 Доля образовательных учреждений, имеющих веб-сайт в Интернете, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений, %

5.1 начальному профессиональному образованию 60,2 73,5 79,2 77,0

5.2 среднему профессиональному образованию 82,8 91,0 97,1 98,0

5.3 высшему профессиональному образованию 96,3 98,2 99,8 99,8

6 Доля образовательных учреждений, реализующих образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий для реализации основных образовательных программ, в общем числе самостоятельных образовательных учреждений, %

6.1 среднему профессиональному образованию 10,6 11,9 13,8 15,5

6.2 высшему профессиональному образованию 49,8 52,8 59,0 60,2

Источник: [27]. 110

Для удовлетворения запросов государства на использование информационных технологий в сфере обслуживания населения, сегодня необходимо уделять большое внимание на обучение персонала работе с информационными технологиями и мотивации их применения. Надо отметить, что в этом вопросе ситуация практически не изменялась на протяжении последних лет (рис. 1).

Ф Доля гражданских и муниципальных служащих, которые прошли в течение последнего года обучение в системе дополнительного профессионального образования по направлению «Информационно-аналитическое», в общей численности работников, получивших дополнительное пр.

И Доля организаций, проводивших дополнительное обучение сотрудников в области

информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в общем числе обследованных организаций

Рис. 1. Информационная грамотность служащих, % Источник: [27].

Еще одной социальной значимой сферой, которой правительство РФ уделяет большое значение, является здравоохранение. Одной из задач, поставленных государством, является развитие электронного здравоохранения. Использование ИКТ в этой сфере открывает большие возможности и может снять ряд проблем, вызванных неравным доступом к медицинским услугам. Эти проблемы могут быть связаны, например, с удаленностью некоторых населенных пунктов от крупных медицинских центров, а также с трудностью получения медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидов и т.д. Одной из тенденций в развитии электронного здравоохранения является дистанционное медицинское обслуживание.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют совершенствованию доступа к новейшим исследованиям и разработкам, к информации о новых методах лечения и, наконец, к полной информации о состоянии здоровья пациентов. В то же время внедрение электронного здравоохранения повышает эффективность медицинских услуг и обеспечивает возможности для экономии средств.

В таблице 3 представлены некоторые показатели, полученные в ходе реализации программы «Информационное общество».

9,8 10,0 7 0 10,1

8,6 9,8 * 9,4 8,6

♦--- --

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Таблица 3

ИКТ в здравоохранении

№ Показатель Год

2010 2011 2012 2013

1 Доля учреждений здравоохранения, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения, % 98,0 97,9 98,4 98,1

2 Доля учреждений здравоохранения, использовавших Интернет, в общем числе учреждений здравоохранения, % 93,0 94,4 95,9 96,5

3 Доля учреждений здравоохранения, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных учреждений здравоохранения, % 18,1 31,6 41,0 50,6

4 Число персональных компьютеров в расчете на 100 работников в учреждениях здравоохранения, штук 16 18 23 26

Источник: [32].

В последние 10 лет мы наблюдаем существенную трансформацию в области торговли. Электронная торговля (интернет-торговля, онлайн-торговля) стали неотъемлемой частью как для бизнеса, так и для потребителей.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка российской интернет-торговли в 2014 г. составил 713 млрд руб., что на 31% больше результатов 2013 г. [15]. Ключевыми драйверами роста электронной торговли в России являются увеличение количества пользователей сети Интернет в регионах России и развитие мобильного Интернета.

По данным ФОМ [18], пользователями Интернета в России являются 72,3 млн человек, проникновение Интернета в страну составило 62%, тогда как этот показатель в Великобритании составляет 90%, Австралии — 87%, Германии и Японии — 86%. Если по количеству пользователей российский рынок является самым большим в Европе, то по проникновению Интернета стране еще есть куда развиваться.

Распределение пользователей по регионам России также неравномерно: Центральный федеральный округ — 28,6% (от населения страны), Северо-Западный федеральный округ — 10,8%, Южный федеральный и Северо-Кавказский федеральный округ — 14,5%, Приволжский федеральный округ — 19,3%, Уральский федеральный округ — 8,8%, Сибирский федеральный округ — 13,7%, Дальневосточный федеральный округ — 4,2%. Одним из факторов такого неравномерного распределения пользователей сети Интернет является цена на услуги доступа к Интернету. Так, в Центральном федеральном округе весной 2014 г. средняя цена за 1 Мбит/с была 14 руб. в месяц, а в Дальневосточном — 119 руб. в месяц, т.е. разница между ценами в этих двух регионах была более чем в 10 раз [19].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее наблюдается ежегодный рост рынка электронной коммерции и увеличение доли электронной торговли в общей розничной торговле. По данным компании «Гермес», ожидаемая доля электронных розничных продаж в 2014 г. в России составит 2,5%. Для сравнения: в Великобритании этот показатель самый высокий и составляет 13,5%, США — 11,6%, Германии — 9,7%, Швеции — 7,6%, Люксембурге — 7,1%, Франции — 6,9%, Испании — 3%, Польше — 2,8%, Италии — 2,1%. Только 38% интернет-пользователей в России совершали покупки в сети в 2012—2013 гг. Для сравнения: этот показатель в Великобритании самый

высокий и составляет 82%, США — 68%, Германии — 77%, Люксембурге — 69%, Франции — 69%, Испании — 43%, Италии — 29% [13].

Но информационные технологии влияют не только на торговлю в сегменте B2C, но и трансформируют бизнес-процессы в секторе B2B. Сегодня невозможно представить офис компании, государственное учреждение, производственное предприятие, не использующие в своей деятельности персональные компьютеры. Для компаний, ИКТ — одно из основных средств повышения эффективности и конкурентного преимущества.

Персональные компьютеры совместно с компьютерными сетями сейчас предоставляют возможность воспользоваться просто огромным количеством ИТ-услуг: это и использование программного обеспечения для документооборота, расчетов, хранения и обработки информации; и услуги, предоставляемые сетью Интернет: информирование о деятельности компании через сайты, получение информации о заказах, взаимодействие с различными государственными организациями, использование электронной почты, поисковые системы и др.; сюда же можно отнести услуги, предоставляемые электронной коммерцией: покупку или продажу товаров услуг, маркетинговые исследования, рекламирование товаров, услуг и самих компаний и т.д. Грамотное использование всех этих возможностей приведет к экономии времени, сокращению ошибок, своевременному получению необходимой информации и быстрому реагированию на нее, созданию благоприятного имиджа компании и позиционированию ее на мировом рынке [26].

На протяжении последних лет количество организаций, использующих персональные компьютеры практически не меняется (рис. 2). Рост показателей использования компьютерных сетей является незначительным (примерно на 6%).

100,00 90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций

Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций

Доля организаций, имевших веб-сайт, в общем числе обследованных организаций

Доля организаций, использовавших локальные вычислительные сети, в общем числе обследованных организаций

Рис. 2. Использование организациями компьютеров и компьютерных сетей, %

Источник: [27].

С учетом того, что эти показатели достаточно высокие, такие изменения закономерны. Однако просто иметь большое количество персональных компьютеров недостаточно для эффективной работы компании. Поэтому более важным является не количество ПК и подключений к компьютерным сетям, а то, каким образом организации их используют. На рис. 2 представлен показатель, демонстрирующий долю организаций, имеющих веб-сайты. В 2013 г. таких организаций было всего 41%. По нашему мнению, это очень маленький показатель. С учетом того, что именно веб-сайт является лицом организации, открывает доступ к глобальному рынку, позволяет найти как поставщиков, так и потребителей и создает имидж компании, этот показатель должен быть как минимум в 2 раза больше. Именно с этим связаны довольно низкие показатели по размещению и получению заказов российскими организациями через Интернет.

На сегодняшний день 43% российских организаций размещают заказы в сети Интернет, т.е. пользуются услугами компаний, представленных в Интернете (рис. 3). И хотя даже этот показатель не является высоким, показатель по организациям, получавшим заказы через Интернет, выглядит еще хуже. В 2013 году только 19% компаний получили заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету. И, что еще хуже, динамика роста этого показателя с 2010 по 2013 гг. незначительна.

50,00 45,00 40,00 35,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00 5,00 0,00

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

■ Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы услуги) в Интернете, в общем числе обследованных организаций

Доля организаций, получавших заказы на выпускаемые товары (работы, услуги) по Интернету, в общем числе обследованных организаций

Рис. 3. Размещение и получение заказов организациями через Интернет, % Источник: [27].

Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль для организаций не только как средство выхода на внешний рынок, но и как средство повышения эффективности деятельности самой компании. Программное обеспечение, информационные системы, средства автоматизации документооборота позволяют снизить издержки, сократить время операции, усовершенствовать бизнес-процессы, что в конечном итоге приведет к повышению эффективности организации.

Нужно констатировать, что в этом вопросе российские организации пока не показывают высоких результатов (табл. 4).

Таблица 4

Использование программных средств и информационных систем, %

№ Показатель Год

2010 2011 2012 2013

1 Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг) — 36,1 36,20 38,6

2 Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления продажами товаров (работ, услуг) — 24,3 22,80 22,9

3 Доля организаций, использовавших ЕЯР-системы 5,10 6,2 6,50 7,5

4 Доля организаций, использовавших СЯМ-системы 4,10 4,6 5,00 5,7

5 Доля организаций, использовавших автоматический обмен данными между своими и внешними информационными системами по форматам обмена — 31,3 24,30 25,7

6 Доля организаций, использовавших SCM — системы — 3,7 2,50 2,6

Источник: [27].

Ни один из показателей, представленных в табл. 4, не дотягивает и до 40%, а некоторые не составляют и 10%. Такие результаты являются закономерными. Если мы посмотрим на распределение затрат организаций на информационные технологии (рис. 4), то увидим, что расходы на приобретение программных средств в общем объеме затрат на ИКТ падают.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

—20,9

7,1 "11,3" --07-

7,7

52,3

8,5 11,6

-9,8-

.45,4.

9,5

.14,7. ■16

25,9

_11,0_

37,3

7,6

15,2 0,8

-11,3-

7,5

16,5 0,7

29,

"14,7"

6,9

17,5 0,8

15,9

33,7 31,2 27,5

9,2 -19,0—

"16,4"

20,3

9,9 -19,2-

-15,7-

21,9

8,3 -19,9.

-17,3-

23,1

8,2 17,5

20,1

23,8

6,1 21,5

0,8 30,7 0,7 0,4 32,5

33,8 32,6

29,7

_13,7_

25,9

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

2011

2012 2013

на приобретение вычислительной техники

на приобретение программных средств

на оплату услуг электросвязи, том числе сети Интернет

на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий

на оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг электросвязи и обучения)

прочие затраты

Рис. 4. Распределение затрат организаций на ИКТ по видам (в % к итогу) Источник: [27].

Еще более показательна доля расходов на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий. На протяжении 10 лет она не поднималась выше 1,6% в общем объеме расходов, а в последние годы падает. В 2013 году расходы на обучение персонала работе с ИКТ составила всего 0,4% в общем объеме расходов на ИКТ.

Безусловно, одной из причин слабого использования информационно-коммуникационных технологий в компаниях является необходимость крупных инвестиций, которые не окупятся за короткий срок. Это долгосрочные вложения, но результаты внедрения ИТ появляются практически моментально. И бизнесу необходимо осознать необходимость таких вложений.

Сегодня часто топ-менеджмент компании ограничивается закупкой аппаратных и программных средств, но при этом использование этих средств малоэффективно. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и информационных систем на предприятия требует достаточно крупных инвестиций и для того чтобы они приносили отдачу необходимо уделить внимание обучению и мотивации персонала. Любые расходы на ИКТ должны иметь экономическое обоснование, при их закупке и внедрении необходимо учитывать какие бизнес-процессы компании будут реорганизованы и каким образом.

Еще одной причиной является недостаточная грамотность в вопросе использования программных средств. И эта проблема должна решаться как на уровне самих организаций, так и на уровне государства.

Сегодня мы наблюдаем даже некоторое падение численности студентов как закончивших обучение, так и принятых в учреждения высшего профессионального образования по направлению подготовки «Информатика и вычислительная техника». Также снижается число работников, прошедших переподготовку в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) по направлению «Информационно-аналитическое» [27]. Все это оказывает негативное влияние на качество и интенсивность использования новых возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями.

Проведенный в работе анализ позволяет описать текущую ситуацию в области развития информационно-коммуникационных как достаточно хорошую, но видны и проблемные области.

* * *

Наиболее благоприятная ситуация складывается в области электронного правительства, в частности получения электронных государственных услуг. Разработанные при поддержке Правительства РФ порталы государственных услуг пользуются большим спросом у населения, и очевидно, что этот спрос будет увеличиваться. Это обусловлено улучшением качества услуг, а также все большим распространением сети Интернет, развитию мобильного Интернета, а также повышением компьютерной грамотности населения.

Неплохую динамику показывают электронные услуги в области образования. Здесь нужно отметить большой потенциал для роста количества программ, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий, в частности сети Интернет. По нашему мнению, данный вид образовательных услуг

наиболее перспективен в сфере дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в свете Life-Long Learning. Уже сегодня многие известные университеты выходят на Интернет рынок с предложением прослушать онлайн курсы. С учетом глобального и безграничного интернет-рынка российским высшим учебным заведениям нужно быстро адаптироваться к этим изменениям, чтобы быть конкурентоспособными.

Внедрение электронного здравоохранения — еще одно перспективное направление внедрения ИКТ. Как мы уже отмечали, внедрение электронного здравоохранения повышает эффективность медицинских услуг и обеспечивает возможность экономии средств. Одной из основных тенденций в развитии электронного здравоохранения является дистанционное медицинское обслуживание.

Быстрыми темпами на протяжении последних лет развивается электронная торговля в России, что обеспечивает ей неплохие места на мировом рынке. Но здесь можно отметить неравномерное развитие в регионах России. Правительству нужно обратить внимание на все еще имеющееся цифровое неравенство, связанное с инфраструктурой и ценами на доступ к сети. Интернет-рынок России является крупнейшим в Европе и имеет значительный потенциал роста.

Что касается использования ИКТ российскими компаниями, то здесь все еще остаются проблемы. Менеджмент не всегда осознает, что обеспеченность ПК и доступом к сети Интернет являются хоть и важными, но не достаточными факторами для повышения эффективности деятельности. Для того, чтобы почувствовать эффект от внедрения ИКТ необходимо его грамотно использовать. То есть, нужно повышать квалификацию персонала, а также не отставать в вопросах использования специального ПО. Компаниям необходимо осознавать, что использование ИКТ — это единственный шанс остаться конкурентоспособными в современном бизнесе. В конечном счете, от этого зависит и экономический рост, и конкурентоспособность всей страны.

На наш взгляд, Правительству РФ необходимо обратить более пристальное внимание на направления и программы подготовки специалистов в высших учебных заведениях, а также стимулировать организации к более интенсивному использованию ИКТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, текущая ситуация в области ИКТ в России может оцениваться как хорошая. Несмотря на отмеченные выше проблемы, практически по всем наблюдаемым показателям имеется устойчивая положительная динамика.

Как мы уже отмечали, в России принят ряд программ и стратегий, направленных на развитие информационного общества, переходу к инновационному развитию и, тесно связанному с этими задачами, развитию информационных технологий. По оценке WEF, данной в отчете Global Information Technology Report 2014, по показателю «Успех правительства в продвижении ИКТ» Россия занимает лишь 100-е место из 148 [4]. Это говорит о том, что необходимо усилить работу по выполнению принятых государственных программ. В этом должны быть заинтересованы и принимать активное участие три основных контрагента: государство, бизнес и индивидуальные пользователи. Для достижения успеха необходимо не только развивать отрасль ИКТ, но и, что очень важно, интенсифицировать их использование и у России, несомненно, есть большой потенциал в этом вопросе.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Dale W. Jorgenson. Accounting for Growth in the Information Age, 2005.

[2] Dale W. Jorgenson, Khuong Vu. Information Technology and the World Economy Scand. J. of Economics 107(4), 2005, 631—650.

[3] Francesco Venturini The Long-Run Impact of ICT, 2007.

[4] Information technology report 2014. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report

[5] Jorgenson D. and Vu K.M. (2007), "Information Technology and the World Growth Resurgence", German Economic Review, Vol. 8, Issue 2, pp. 125—145.

[6] Jorgenson D. and Vu K.M. (2009), "Projecting World Economic Growth: The Contribution of Information Technology", The Review of Socionetwork Strategies, Vol. 3, pp. 35—49.

[7] Khuong Vu. "Measuring the Impact of ICT Investments on Economic Growth" (working paper, Program on Technology and Economic Policy, Harvard Kennedy School of Government), p. 27. URL: http://www.hks.harvard.edu/m-rcbg/ptep/khuongvu/Key%20paper.pdf

[8] Measuring the Information Society Report 2014. URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Pages/publications/mis2014.aspx

[9] Stamford, Conn., January 12, 2015, http://www.gartner.com/newsroom/id/2959717

[10] Stephen J. Ezell, Boosting Exports, Jobs, and Economic Growth by Expanding the ITA. The Information Technology & Innovation Foundation, March 2012, p. 2—19.

[11] The Global Competitiveness Report 2014—2015. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015

[12] The Global Innovation Index 2014. URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2014/ article_0010.html

[13] URL: https://www.hermesworld.com/int/our-services/full-service-e-commerce/e-commerce/ e-commerce/

[14] World Bank, World Development Indicators. URL: http://data.worldbank.org/indicator/

[15] Ассоциация компаний интернет-торговли. URL: http://www.akit.ru

[16] Балашова С.А. Глобальные индексы как средство комплексной оценки инновационного потенциала // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 6. С. 8—18.

[17] Единый портал государственных и муниципальных услуг. URL: http://www.gosuslugi.ru/ pgu/cms/content/isr/view/00000000000/290/309

[18] Интернет в России. Выпуск 47. Осень 2014. URL: http://fom.ru/

[19] Информационный бюллетень компании Яндекс «Развитие интернета в регионах России». URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/?type=regions

[20] Информационный доклад «Реализация преимуществ ИКТ и экономический рост в Европе». URL: http://www.microsoft.com/ Rus/Government/analytics/eui.mspx

[21] Никитенкова М.А. Влияние развития информационно-коммуникационных технологий на формирование инфраструктуры инновационной экономики // Россия и Америка в XXI веке. 2010. № 1.

[22] Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года. URL: http://m.government. ru/docs/8024/

[23] Окинавская хартия Глобального информационного общества, 22 июля 2000 г. http:// URL: http://kremlin.ru/supplement/3170

[24] Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 2602-р Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий». URL: http://base.garant.ru/70555876/

[25] Ревинова С.Ю. Инновации и информационные технологии, как ключевой фактор повышения конкурентоспособности страны // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал № 1 (18) / 2015 ЧАСТЬ 3. ISSN 2575-7999. С. 94—96.

[26] Ревинова С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в российских компаниях // Вестник РУДН. Серия «Экономика». 2010. № 3. С. 22—30.

[27] Федеральная служба государственной статистики, Показатели развития информационного общества в Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/

[28] ФЦП: Государственная программа «Информационное общество (2011—2020 годы)». URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/369

[29] ШульцеваВ.К. Экономика ИКТ-2010: нереализованный потенциал // Электросвязь. 2010. № 12. С. 26—29.

INTENSIFICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES USAGE FOR INNOVATION DEVELOPMENT AND ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA

S.Yu. Revinova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In recent years, one of the current issues for the Russian Federation is the problem of transition from the resource-based economic model to the innovative model of economic growth. An important role in this transition is given to information and communication technologies. Russian government has set a strategic goal to become a leader in the development of ICT. To accomplish this task, the government has created a number of programs and strategies to stimulate the development of information technology. The main aim of this article is to examine the current situation of ICT development in the Russian Federation and identify its major trends. The analysis in this paper allows us to say that the current situation in Russia can be evaluated as good. In spite of problems, which were highlighted, almost all observed indicators show a stable positive dynamics. In conclusion, we note that despite the problems in Russia there is great potential in the field of information and communication technology.

Key words: Information and communication technology, ICT, the intensification of the use of ICTs, Russia, state support, innovative development

REFERENCES

[1] Dale W Jorgenson Accounting for Growth in the Information Age, 2005.

[2] Dale W Jorgenson, Khuong Vu. Information Technology and the World Economy Scand. J. of Economics 107(4), 631-650, 2005.

[3] Francesco Venturini The Long-Run Impact of ICT, 2007.

[4] Information technology report 2014. URL: http://reports.weforum.org/global-information-technology-report

[5] Jorgenson D. and Vu K.M. (2007), "Information Technology and the World Growth Resurgence", German Economic Review, Vol. 8, Issue 2, pp. 125—145.

[6] Jorgenson D. and Vu K.M. (2009), "Projecting World Economic Growth: The Contribution of Information Technology", The Review of Socionetwork Strategies, Vol. 3, pp. 35—49.

[7] Khuong Vu. "Measuring the Impact of ICT Investments on Economic Growth," (working paper, Program on Technology and Economic Policy, Harvard Kennedy School of Government), p. 27, http://www.hks.harvard.edu/m-rcbg/ptep/khuongvu/Key%20paper.pdf

[8] Measuring the Information Society Report 2014. URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/ Pages/publications/mis2014.aspx

BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2015, № 4

[9] Stamford, Conn., January 12, 2015, http://www.gartner.com/newsroom/id/2959717

[10] Stephen J. Ezell, Boosting Exports, Jobs, and Economic Growth by Expanding the ITA. The Information Technology & Innovation Foundation, March 2012, p. 2—19.

[11] The Global Competitiveness Report 2014-2015. URL: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015

[12] The Global Innovation Index 2014 URL: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2014/ article_0010.html

[13] URL: https://www.hermesworld.com/int/our-services/full-service-e-commerce/e-commerce/ e-commerce/

[14] World Bank, World Development Indicators. URL: http://data.worldbank.org/indicator/

[15] Assotsiatsiya kompaniy Internet-torgovli. [The Association of Internet trading companies]. Available at: URL: http://www.akit.ru

[16] Balashova S.A. Globalnye indeksy kak sredstvo kompleksnoy otsenki innovatsionnogo potentsiala [Global indices as a means of a comprehensive assessment of the innovation potential.]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost [National interests: priorities and security. ], 2013, no 6, pp. 8—18.

[17] Edinyy portal gosudarstvennykh i munitsipalnykh uslug [Common Government Services Portal of Russian Federation]. Available at: URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/cms/content/isr/ view/00000000000/290/309

[18] Internet v Rossii [Internet in Russia]. Vypusk 47 [Issue 47]. Osen 2014 [Autumn 2014.]. Available at: URL: http://fom.ru/

[19] Informatsionnyy byulleten kompanii Yandeks «Razvitie interneta v regionakh Rossii» [Information Bulletin "Internet development in Russia's regions" of Company Yandex]. Available at: URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/?type=regions

[20] Informatsionnyy doklad «Realizatsiya preimuschestv IKT i ekonomicheskiy rost v Evrope» [Information report on "Implementation ofthe benefits of ICT and economic growth in Europe."]. Available at: URL: http://www.microsoft.com/ Rus/Government/analytics/eui.mspx

[21] Nikitenkova M.A. Vliyanie razvitiya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy na formirovanie infrastruktury innovatsionnoy ekonomiki [The impact of information and communication technologies in the construction of infrastructure of innovative economy]. Rossiya i Amerika v XXI veke [Russia and America in the XXI century], 2010, no 1.

[22] Ob utverzhdenii Strategii razvitiya otrasli informatsionnykh tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii na 2014—2020 gody i na perspektivu do 2025 goda [On approval of the Strategy of development of the Information Technology industry in the Russian Federation in 2014—2020 and up to 2025.]. Available at: URL:http://m.government.ru/docs/8024/.

[23] Okinavskaya khartiya Globalnogo informatsionnogo obshchestva, 22 iyulya 2000 g. [Okinawa Charter on Global Information Society, July 22, 2000]. Available at: http:// URL: http://kremlin. ru/supplement/3170

[24] Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 30 dekabrya 2013 g. N 2602-r Ob utverzhdenii plana meropriyatiy ("dorozhnoy karty") "Razvitie otrasli informatsionnykh tekhnologiy" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Order of the Government of the Russian Federation on December 30th, 2013 N 2602-r On approval of an action plan ("Roadmap") "The development of the information technology industry" (with amendments and additions)]. Available at: URL: http://base.garant. ru/70555876/

[25] Revinova S.Yu. Innovatsii i informatsionnye tekhnologii, kak klyuchevoy faktor povysheniya konkurentosposobnosti strany [Innovation and information technology as a key factor in increasing the competitiveness of the country]. Evraziyskiy Soyuz Uchenykh (ESU) [Eurasian Union of Scientists (ESU)]. Ezhemesyachnyy nauchnyy zhurnal [Monthly Scientific Journal], 2015, no 1 (18) /3, pp. 94—96.

[26] Revinova S.Yu. Ispolzovanie informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v rossiyskikh kompaniyakh [Information and communication technologies in Russian companies]. Vestnik RUDN, Seriya Ekonomika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Economics], 2010, no 3, pp. 22—30.

[27] Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Pokazateli razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii [Indicators of the Information Society in the Russian Federation]. Available at: URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/

[28] FTSP: Gosudarstvennaya programma "Informatsionnoe obschestvo (2011—2020 gody)" [The Federal Program: The State Program "Information Society (2011 — 2020)"]. Available at: URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/369

[29] Shultseva VK. Ekonomika IKT-2010: nerealizovannyy potentsial [Economy ICT 2010: unrealized potential]. «Elektrosvyaz» [Magazine: Telecommunications], 2010, no 12, pp. 26—29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.