Научная статья на тему 'Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья'

Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
454
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / МОДЕЛЬ / ОЦЕНКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ / ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / УСЛУГИ / ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / INFORMATION STREAMS / MODEL / DECISION-MAKING ASSESSMENT / PROGRAM OF REHABILITATION / REHABILITATION PROCESS / REHABILITATION OF CHILDREN WITH HANDICAP / DECISION-MAKING SUPPORT-SYSTEM / SYSTEM / SYSTEM ANALYSIS / SERVICES / EXPERT SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Логинова Екатерина Владимировна

В статье представлены результаты разработки и исследования структурной модели системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общем виде рассматривается система учреждений, участвующих в процессе исполнения индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, и членов его семьи. Включенные в систему участники процесса реабилитации классифицируются по категориям и детализируются на виды и подвиды соответственно. Для каждой категории определены уровни функционирования. Учреждения рассматриваются в разрезе оказываемых ими тех услуг, которые наиболее важны с точки зрения комплексной и социальной реабилитации. Ядром системы сопровождения семьи является реабилитационный центр. В результате разработки и исследования информационной модели системы сопровождения ребёнка-инвалида выделены связи между объектами системы, типы, направления и состав информационных потоков между объектами системы сопровождения. Виды информационных потоков представлены по каждой организации и каждому ребёнку-инвалиду на каждой стадии сопровождения в разрезе оказываемых семье услуг. Целесообразность распределения информационных потоков в системе сопровождения позволит, с учётом внедрения информационных технологий, своевременно информировать семьи о доступных услугах, отслеживать объем предоставленных услуг семье государственными учреждениями за отчётный период, учитывать и распределять финансирование государственных учреждений в части оказания услуг детям-инвалидам в соответствии со спросом на услуги. Представлена концепция системы поддержки и принятия решения (СППР) в реабилитационном центре, как интеграторе выявленных информационных потоков. Описана процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида, которая позволила выделить подсистемы СППР и их назначение, определить входные/выходные параметры подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Логинова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION STREAMS IN ASSISTANCE´ SYSTEM OF CHILDREN WITH HANDICAP

Results of development and research of structural model of assistance’s system of children with handicap are presented in the article. The system of the establishments participating in the process of doing of the individual program of rehabilitation of the child with handicap and members of his family is considered in a general view. The participants of process of rehabilitation included in system are classified by categories and detailed on types and subspecies respectively. For each category functioning levels are determined. Establishments are considered in a section of the rendered by them services, which are very important in the context of complex and social rehabilitation. The kernel of assistance system of a family is a rehabilitation center. Results of development and research of assistance information model system of a child with handicap are presented, which reflect the existence, the direction and structure of information streams between objects of assistance system. Connectivity between objects of system is shown up; the assessment of information streams in system is carried out. Types of information flows are presented for each organization and for each child with handicap at every stage of support in the context of the family of services. Expediency of information distribution in the assistance system will allow to resolve an issue of timely informing families of available services taking into account introduction of new technologies, to monitor the volume of the provided services to a family by public institutions for the reporting period, to consider and distribute financing of public institutions regarding rendering services for children with handicap according to demand for services. Presented the concept of building of decision support system (DSS) in the rehabilitation center, as an integrator of the revealed information streams in the information model. It describes the process model of rehabilitation of the child with handicap, which is allowed to allocate DSS (decision-support system), to allocate her subsystems and their roles, to determine parameters on entry and on return in the subsystems. Results of development and research of rehabilitation model process of the child with handicap are presented, which has allowed to present DSS (decision-support system), to allocate her subsystems and their roles, to determine parameters on entry and on return in the subsystems.

Текст научной работы на тему «Информационные потоки в системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

16. Супрун Т. П., Мясоедова Т. Г. Классификация должностей и профессий как инструмент управления персоналом // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 5. С. 103-111.

17. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. Часть II (Измерение качества процесса обучения). М. : Знание, 1971. 72 с.

18. Курилова О. Л., Курилов Ф. М. Обзор инструментов для визуализации данных //Опто-, нано-электроника, нанотехнологии и микросистемы: материалы XVI Международной конференции. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2014. С. 220-221.

19. Курилова О. Л., Липатова С. В. Разработка автоматизированной информационной системы «Компетентностный подход в системе высшего про-

фессионального образования» // Ученые записки УлГУ. Серия Математика и информационные технологии. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2014. Выпуск 1(3). С. 133-142.

20. Курилова О. Л., Смагин А. А., Липатова С. В. Методы оценки компетенций выпускника вуза // Ученые записки УлГУ. Серия Математика и информационные технологии. 2012. Выпуск 1(4). С.246-257.

21. Информационная система «Компетентност-ный подход в системе высшего профессионального образования». Св. об офиц. рег. прогр. для ЭВМ № 2014619723 / Курилова О. Л., Курилов Ф. М. За-рег. 19.09.2014.

05.13.18. УДК 004:364

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ В СИСТЕМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© 2016

Логинова Екатерина Владимировна, аспирант кафедры телекоммуникационных технологий и сетей Ульяновский государственный университет, Ульяновск (Россия)

Аннотация. В статье представлены результаты разработки и исследования структурной модели системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В общем виде рассматривается система учреждений, участвующих в процессе исполнения индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями, и членов его семьи. Включенные в систему участники процесса реабилитации классифицируются по категориям и детализируются на виды и подвиды соответственно. Для каждой категории определены уровни функционирования. Учреждения рассматриваются в разрезе оказываемых ими тех услуг, которые наиболее важны с точки зрения комплексной и социальной реабилитации. Ядром системы сопровождения семьи является реабилитационный центр.

В результате разработки и исследования информационной модели системы сопровождения ребёнка-инвалида выделены связи между объектами системы, типы, направления и состав информационных потоков между объектами системы сопровождения. Виды информационных потоков представлены по каждой организации и каждому ребёнку-инвалиду на каждой стадии сопровождения в разрезе оказываемых семье услуг. Целесообразность распределения информационных потоков в системе сопровождения позволит, с учётом внедрения информационных технологий, своевременно информировать семьи о доступных услугах, отслеживать объем предоставленных услуг семье государственными учреждениями за отчётный период, учитывать и распределять финансирование государственных учреждений в части оказания услуг детям-инвалидам в соответствии со спросом на услуги.

Представлена концепция системы поддержки и принятия решения (СППР) в реабилитационном центре, как интеграторе выявленных информационных потоков. Описана процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида, которая позволила выделить подсистемы СППР и их назначение, определить входные/выходные параметры подсистем.

Ключевые слова: информационная система, информационные потоки, модель, оценка принятия решения, программа реабилитации, процесс реабилитации, реабилитация детей с ограниченными возможностями, система поддержки принятия решений, система, системный анализ, услуги, экспертная система.

INFORMATION STREAMS IN ASSISTANCE' SYSTEM OF CHILDREN WITH HANDICAP

© 2016

Loginova Ekaterina Vladimirovna, postgraduate student of the chair of telecommunication technologies and networks

Ulyanovsk State University, Ulyanovsk (Russia)

Abstract. Results of development and research of structural model of assistance's system of children with handicap are presented in the article. The system of the establishments participating in the process of doing of the individual program of rehabilitation of the child with handicap and members of his family is considered in a general view. The participants of process of rehabilitation included in system are classified by categories and detailed on types and subspecies respectively. For each category functioning levels are determined. Establishments are considered in a section of the rendered by them services, which are very important in the context of complex and social rehabilitation. The kernel of assistance system of a family is a rehabilitation center.

Results of development and research of assistance information model system of a child with handicap are presented, which reflect the existence, the direction and structure of information streams between objects of assistance system. Connectivity between objects of system is shown up; the assessment of information streams in system is carried out. Types of information flows are presented for each organization and for each child with handicap at every stage of support in the context of the family of services. Expediency of information distribution in the assistance system will allow to resolve an issue of timely informing families of available services taking into account introduction of new technologies, to monitor the volume of the provided services to a family by public institutions for the reporting period, to consider and distribute financing of public institutions regarding rendering services for children with handicap according to demand for services.

Presented the concept of building of decision support system (DSS) in the rehabilitation center, as an integrator of the revealed information streams in the information model. It describes the process model of rehabilitation of the child with handicap, which is allowed to allocate DSS (decision-support system), to allocate her subsystems and their roles, to determine parameters on entry and on return in the subsystems. Results of development and research of rehabilitation model process of the child with handicap are presented, which has allowed to present DSS (decision-support system), to allocate her subsystems and their roles, to determine parameters on entry and on return in the subsystems.

Keywords: information system, information streams, model, decision-making assessment, the program of rehabilitation, rehabilitation process, rehabilitation of children with handicap, decision-making support-system, system, the system analysis, services, expert system.

Введение

В последние годы принципиально изменились подходы в сфере социальной защиты детей-инвалидов в России. Это обусловлено рядом нормативно-правовых документов и, в первую очередь, ратификацией Россией в 2012 году конвенции ООН о правах инвалидов [1]. Данный документ определил стратегическую государственную задачу - внедрение комплекса мер для обеспечения жизненного уровня инвалида, освоения им жизненных и социальных навыков, обучения в системе общего образования, установления благоприятных условий на рынке труда, доступность среды, адаптация градостроительной, транспортной и иной инфраструктуры, доступ к информации (в том числе через Интернет). В отношении детей-инвалидов поручение для субъектов РФ конкретизировано: проработать вопросы социального сопровождения ребёнка-инвалида и членов его семьи.

Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации, которая дает возможность учитывать физические и психофизические

особенности инвалида и связанный с ними реабилитационный потенциал [2, с. 151]. Для полноценной, активной жизни детей-инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей со здоровым окружением, государственными

учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами [3, с. 172].

Анализ информации об исполнении программ реабилитации ребёнка-инвалида в открытых источниках [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10] и самостоятельного исследования данных ульяновского

реабилитационного центра показал, что сбор и обмен данными между различными ведомствами - сложный информационно-аналитический процесс,

автоматизированный локально. Отсутствие полной и своевременной информации по каждому ребёнку нарушает обеспечение преемственности и непрерывности реабилитационного процесса в системе учреждений разных ведомств. Кроме того, семья не достаточно информирована о программах реабилитации, порядке оказания социальных услуг.

Отсутствие автоматизированных средств обработки и анализа больших, разнородных по составу объемов информации в части реабилитационных мероприятий определяет цели данного исследования - проведение системного анализа процесса сопровождения ребёнка-инвалида и формирование концепции системы поддержки принятия решений в реабилитационном центре. Для достижения целей ставятся следующие задачи. Необходимо определить схему участников процесса реабилитации, разработать и исследовать модель сопровождения ребёнка-инвалида, показывающую категории учреждений, входящих в систему сопровождения, виды взаимосвязей существуют между ними. Определить уровни, на которых могут функционировать учреждения системы.

Классифицировать учреждения по видам оказываемых реабилитационных услуг. Следует также выявить наличие, направление и состав информационных потоков между объектами системы сопровождения. Выделить основные этапы процесса реабилитации ребёнка-инвалида в системе сопровождения. Определить состав и назначение, параметры на входе и выходе подсистем системы поддержки принятия решения в соответствии с основными этапами процесса реабилитации.

Структурная модель системы сопровождения ребёнка-инвалида

Исполнителями индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида являются специализированные реабилитационные и медицинские центры, ими также могут быть учреждения, не имеющие статуса «реабилитационные», например, музеи, библиотеки, дома творчества и другие. Такие организации имеют реабилитационные компоненты (музейная специальная педагогика, библиотерапия и другие) и, следовательно, должны включаться в систему сопровождения ребёнка-инвалида. Создание равных возможностей для инвалидов, как направление социальной политики, связано с обеспечением доступности не только образования и работы, но и различных форм культуры, культурной и досуговой деятельности [11, с. 241]. Термины «учреждение социального сопровождения» и «учреждение реабилитации» в нашем исследовании рассматриваются как взаимно дополняющие термины.

Анализ нормативных документов показал, что единого списка услуг, которые оказываются семье, имеющей детей с ограниченными возможностями, различными учреждениями на данный момент не существует. Построенная модель отражает группы услуг для каждого вида учреждений в системе сопровождения. Современное понимание реабилитации

включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных функций, личного или социального статуса [2, с. 150]. С точки зрения комплексной и социальной реабилитации наиболее важны данные по пяти основным видам услуг:

1) медицинские, в т.ч. оздоровительные услуги;

2) образовательные и педагогические услуги;

3) профориентационные услуги;

4) социокультурные услуги: массовые мероприятия, праздники, фестивали;

5) социосредовые услуги: интеграция детей-инвалидов в общество, инклюзивные услуги.

Исследование взаимосвязей между участниками реабилитационного процесса, проводимое по методике страт системного анализа, позволило построить структурную модель системы сопровождения (рис.1), в которой учреждения классифицированы по категориям и разнесены на два уровня: субъект РФ, муниципальное образование внутри субъекта.

Первая категория объектов, обозначенные как 1.1.. .1.Л, - федеральные государственные структуры региона. Некоторые учреждения и предприятия первой категории могут быть представлены на втором уровне модели. Высшие учебные заведения подчиняются Министерству науки Российской Федерации и формально не имеют регионального подчинения, но расположены в колонке учреждений образовательного типа, так как имеют фактическое управленческое взаимодействие с областным министерством и отраслевое взаимодействие с объектами второй категории вида «образовательные учреждения».

Вторая категория объектов, обозначенные как 2.1.2.В, - органы государственной власти. На первом уровне - правительство, в состав которого входит ряд министерств, департаментов, служб. Если вопросы реализации права каждого ребенка на образование поднимаются как государственными, так и общественными организациями, то вопросы общего развития детей-инвалидов, в том числе культурного и спортивного, приходится решать семье и отдельным энтузиастам [5, с.171], в модели отражены министерства, обязанные наиболее тесно взаимодействовать с реабилитационным центром и участвующие в процессе реабилитации детей с инвалидностью.

Каждое министерство реализует свои функции на втором уровне - муниципального образования, через подведомственные структуры, обозначенные

как 2.1.1, подведомственные учреждения, обозначенные как 2.1.2...2.1.0, 2.2.1...2.2.1, 2.3.1...2.3.0, 2.4.1...2.4.Р и отделы администрации муниципального образования (МО), обозначенные как 5.1.5.С. При этом администрация МО - это самостоятельная пятая категория объектов, которая входит в состав

местных органов самоуправления. Отдел при администрации МО имеет двойное подчинение: функциональное подчинение областным министерствам, структурное подчинение - администрации муниципального образования.

Рисунок 1 - Модель системы сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями

Третья категория объектов, обозначенные как 3.1.3.8, 3.Т, — коммерческие структуры. Коммерческие учреждения также, как государственные, могут быть областными и иметь свою сеть учреждений и находиться на двух уровнях.

Четвертая категория объектов, обозначенные как 4.1.4.Х, — общественные структуры. Это региональные, общероссийские и зарубежные общественные организаций, в той или иной степени занимающихся вопросами детей-инвалидов, активно развивается форма общественных объединений родителей детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, модель системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя 5 категорий учреждений, которые подразделяются на Л, В, С, 8, Т, X видов. Виды государственных учреждений детализируются на О, I, О, Р подвиды. Вид (подвид) может содержать в себе несколько типов, нумерация типов обозначена верхним индексом а1..х1. Здесь Л..Х, а1..х1, а1..х2 - целые положительные числа, которые не зависят друг от друга, могут не меняться на протяжении длительного временного отрезка. За нумерацию самостоятельных главных учреждений (Г) и их филиалов/подразделений (Ф) отвечает нижний индекс а2..х2 и а3..х3, где а3 зависит от а 2, и так далее, х3 зависит от х2 соответственно. Как показал пример Ульяновской области, количество учреждений, которые должны быть включены в систему сопровождения, является достаточно большим и входит в интервал значений 200-250. Важно отметить, что ситуация реструктуризации организационных структур власти возникает довольно часто и усиливает потребность в едином электронном информационном пространстве.

Информационная модель системы сопровождения ребёнка-инвалида

Информационная модель отражает взаимодействие между объектами системы сопровождения (рис. 2), направлено на реализацию реабилитационных услуг и помощь семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. Общий информационный поток (О) в системе сопровождения ребёнка-инвалида складывается из «вертикального» (&.,) и «горизонтального» потоков. Информационный поток может состоять из бумажных и электронных документов (носителей), которые дублируют или дополняют друг друга [17, с. 49].

Информационный поток («вертикальный»), направленный сверху-вниз (<Я,). составляют данные о «спускаемых» задачах от министерства к подведомственным учреждениям, об утверждении документации (положения, внутренние стандарты учреждений), о предоставляемых отчётах объектов системы, орга-

низационные вопросы и прочее. В рамках исследования объем потока принят за константу, сумма учитывает количество организаций в системе (i = [1..O]).

Информационный поток («горизонтальный»), направленный от одной организации к другой, состоит из трёх видов - прямого (D), обратного (I) и косвенного (R). Это сведения общего расписания периодов реабилитации, занятий и процедур для учреждений разного типа и вида, сведения о результатах оказания услуг клиенту (заключение врача, рекомендации педагога ДОУ и т. д.) и может быть определен по

формуле 1.

"т о с и

^=X X X X +Itijk+•sde

Г = 1 ! = 1 j = l Jt = l

где, Dtijh (Direct) - прямой информационный поток, -

регламентированные данные, поступающие в систему от поставщика реабилитационных услуг и данные об услугах, оказываемых в другой стране, в другом регионе, которые поступают через семью ребёнка-инвалида посредством предоставляемых документов. Под поставщиком услуг понимаются учреждения, представленные на модели системы сопровождения (рис.1);

.: 1 (Indirect) - обратный информационный

поток, - данные, поступающие от семьи ребёнка с ограниченными возможностями, вопросы к учреждению, ответы на запросы учреждения;

: (Round) - косвенный информационный

поток - данные учреждений системы сопровождения по услугам, которые оказываются другими участниками реабилитационного процесса, не регламентированные данные;

O - количество организаций в системе сопровождения;

R - количество детей-инвалидов в системе сопровождения;

U - количество оказывающихся реабилитационных услуг;

T - стадии сопровождения ребёнка-инвалида; i, j, к, t - индексы.

Управление информационными потоками в здравоохранении по своей сути должно обеспечивать предвидение события и принятие решений, препятствующих появлению неблагоприятных для системы событий [18, с. 90]. Рассмотрение процесса реабилитации и сопровождения детей с ограниченными возможностями в Ульяновской области показывает, что информационный обмен в системе неоднороден, локально автоматизирован, частично реализован посредством обмена бумажными документами и телефонными запросами, в целом ведет к потере полноты данных. Как следствие нестабильного обмена являет-

ся недопустимая ситуация, когда активные родители получают множество государственных однотипных услуг в различных учреждениях одновременно, при этом другая категория семей не получает никаких услуг. Целесообразность распределения информационных потоков в системе сопровождения позволит с учётом внедрения новых технологий решить вопрос

своевременного информирования семей о доступных услугах, отслеживать объем предоставленных услуг семье государственными учреждениями за отчётный период, учитывать и распределять финансирование государственных учреждений в части оказания услуг детям-инвалидам в соответствии со спросом на услуги.

Рисунок 2 - Информационная модель системы сопровождения семей, имеющих детей с ограниченными

возможностями

Процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида

Процесс реабилитации ребёнка-инвалида состоит из пяти основных этапов:

1) оформление карты клиента, ведение истории реабилитационных мероприятий и результатов;

2) комплексная диагностика пациента: педагогическая, медицинская и другой вид в зависимости от типа учреждения;

3) составление индивидуального плана реабилитации ребёнка-инвалида с учётом всех видов оказываемых услуг семье;

4) реализация программ реабилитации;

5) заключительная диагностика пациента, оформление результатов реабилитационных программ и формирование дальнейших рекомендаций семье;

Ядром системы сопровождения является реабилитационный центр, который выступает в качестве координатора процесса реабилитации от рождения до достижения ребёнком 25 лет. Реабилитационный центр - интегрирующий центр, который аккумулирует информацию ото всех учреждений системы сопровождения ребёнка-

инвалида, и как учреждение реабилитации реализует все пять этапов реабилитации. Центры реабилитации очень тесно сотрудничают как с семьей, так и с общественными учреждениями. Ведь воспитание аномального ребенка требует значительной психолого-педагогической поддержки семьи [3, с.170].

Предполагается создать систему поддержки и принятия решений (СППР) для системы сопровождения ребёнка-инвалида и детских реабилитационных учреждений. Анализ открытых источников показывает [14, 15, 16], что вопрос разработки СППР для реабилитационных центров не решен на должном уровне, при этом анализ систем и программных компонент, в той или иной степени, оказывающих инфокоммуникационные услуги семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, показал, что ни одна из рассмотренных систем полностью не решает указанную проблему [20, с. 157]. Процессная модель предлагаемой СППР, в состав которой будут входить подсистемы соответствующие каждому этапу процесса реабилитации, представлена на рис.3.

Рисунок 3 - Процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида

Подсистема ввода-вывода данных системы поддержки и принятия решений на первом этапе процесса реабилитации «Оформление карты клиента» должна отвечать за реализацию сбора и накопления

информации, формируя электронную

реабилитационную карту. Данные о ребёнке-инвалиде, о его социальном паспорте (семья, условия проживания и др.), о пройденных им курсах лечения,

образовательных курсах и другие данные, необходимые для формирования новой реабилитационной программы, вносятся в карту клиента учреждения. Электронная реабилитационная карта обеспечивает ввод и обработку более 100 параметров [19, с. 206]. Необходимо, чтобы данные информационного обмена в системе сопровождения поступали в интегрированную карту клиента, формируемую реабилитационным центром.

Подсистему определения коммуникативного потенциала ребёнка с ограниченными возможностями на основе экспертной системы предлагается разработать в реабилитационном центре, реализуя часть функций на втором этапе процесса реабилитации «Диагностика клиента». На этом этапе в состав системы поддержки и принятия решений может входить различное программное обеспечение, использующееся реабилитационными центрами для диагностики, или выгрузки результатов из них.

Третья подсистема СППР предполагает составление индивидуальной программы

реабилитации для каждого ребёнка, а также целевой программы для учреждений и специалистов, которые являются исполнителями реабилитационной программы. Подсистема должна формировать и

оценивать несколько вариантов программ, оформлять предложения по набору услуг и соответствующему расписанию для конкретного случая.

Подсистема мониторинга и контроля, в которую данные должны поступать ото всех объектов системы сопровождения, требуется на четвертом этапе процесса реабилитации, в ходе исполнения индивидуальной программы ребёнка-инвалида.

Подсистема выработки рекомендаций и оценки эффективности программ реабилитации на основе экспертных технологий требуется на заключительном пятом этапе реабилитационного процесса. Подсистема диалогового общения с семьей должна обеспечивать получение обратной связи от клиентов, воспитывающих ребёнка-инвалида, и учреждений системы сопровождения.

Данный реабилитационный процесс может многократно повторяться для конкретного ребёнка с ограниченными возможностями.

В схеме на рис.4 представлены основные входные/выходные параметры подсистем

предлагаемой системы поддержки принятия решений реабилитационного центра.

Рисунок 4 - Основные параметры системы поддержки и принятия решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты

Разработанная структурная модель системы сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволяет выделить учреждения, которые должны входить в неё, обозначить участников процесса реабилитации и выявить их место в системе. Из информационной модели следует, что комплексный информационный поток, обозначенный как Gf, позволит связать все учреждения в

систему. Предполагается создать систему поддержки и принятия решения в реабилитационном центре, который является ядром системы сопровождения семьи, и в модели (рис. 2, 3.1.2) представлен как интегратор выявленных информационных потоков. Процессная модель реабилитации ребёнка-инвалида позволила представить СППР, выделить её подсистемы и их назначение, определить параметры на входе и выходе подсистем.

Система учреждений реабилитации

декомпозирована и представлена как иерархическая структура смешанного вида. Разработанные модели могут быть применены ко многим субъектам РФ. Для областей или отдельных муниципальных образований, где социальное сопровождение менее развито или развивалось по другому пути, актуальны возможности предлагаемой модели для расширения взаимодействия между базовым реабилитационным центром и другими потенциальными объектами системы сопровождения. Возможность дополнения модели новыми объектами, характерными для конкретного субъекта РФ, позволяет учитывать социально-экономическую специфику региона в сфере оказания социальных и других услуг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Законы.Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».[Текст] : [федер. закон : принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. 94 с.

2. Бессонова А. С. О социальной реабилитации детей-инвалидов // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2012. № 9-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

3. Болдина М. А., Деева Е. В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №11 (057). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-sotsialnoy-

raboty-s-detmi-invalidami (дата обращения: 31.03.2016).

4. Кирилюк О. М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 2 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7reabilitatsiya-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

5. Лыгина М. А., Тугаров А. Б., Лаврёнова Т. И. Проблемы социальной адаптации детей-инвалидов // Сборники конференций НИЦ Социосфера . 2010. №4. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

6. Поздняков А. П. Организационные аспекты социальной реабилитации детей-инвалидов // Гаудеамус . 2006. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-sotsialnoy-reabilitatsii-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

7. Гусева Н. К., Соколов В. А., Доютова М. В., Соколова И. А. Некоторые вопросы модернизации государственной системы медикосоциальной экспертизы и реабилитации инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-modernizatsii-gosudarstvennoy-sistemy-medikosotsialnoy-ekspertizy-i-reabilitatsii-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

8. Лаврентьева З. И. Реабилитация как педагогический процесс // Ученые записки РГСУ. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/reabilitatsiya-kak-pedagogicheskiy-protsess (дата обращения: 31.03.2016).

9. Кицул Н. С., Абрамова Л. В., Маслова Ж. В. Организация комплексной реабилитации в условиях реабилитационного центра малого города // Гаудеамус. 2006. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-kompleksnoy-reabilitatsii-v-usloviyah-reabilitatsionnogo-tsentra-malogo-goroda (дата обращения: 31.03.2016).

10. Бурмистров К. Г. Роль реабилитационного центра в абилитационном (реабилитационном) процессе детей-инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-reabilitatsionnogo-tsentra-v-abilitatsionnom-reabilitatsionnom-protsesse-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

11. Гудина Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dosugovoe-tvorchestvo-detey-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

12. Дашина М. Г., Боброва М. П., Акимов Е. И. Проблемы экспертной оценки нарушений психической деятельности у освидетельствуемых с поражением лобных отделов мозга // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ekspertnoy-otsenki-narusheniy-psihicheskoy-deyatelnosti-u-osvidetel-stvuemyh-s-porazheniem-lobnyh-otdelov-mozga (дата обращения: 31.03.2016).

13. Карасаева Л. А., Шулепова О. И., Горяйнова М. В., Чайка П. А., Светличная И. В. Роль и значение психологического исследования для реабилитационно-экспертной диагностики инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2014. № 1. URL: http://cyberlemnka.ru/artide/n/rol-i-znachenie-psihologicheskogo-issledovaniya-dlya-reabilitatsionno-ekspertnoy-diagnostiki-invalidov (дата обращения: 31.03.2016).

14. Атьков О. Ю., Кудряшов Ю. Ю., Прохоров А. А., Касимов О. В. Система поддержки принятия врачебных решений // Врач и информационные технологии . 2013. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-podderzhki-prinyatiya-vrachebnyh-resheniy (дата обращения: 31.03.2016).

15. Лукашевич И. П., Дмитрова Е. Д., Киселева О. А., Мачинская И., Ткачёва Т. В., Фишман М. Н., Шкловский В. М. Системы поддержки принятия врачебных решений // Врач и информационные технологии . 2007. № 4. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/sistemy-podderzhki -prinyatiya-vrachebnyh-resheniy (дата обращения: 31.03.2016).

16. Старков Е. Ф. Система поддержки принятия решений в медицине // ВНМТ. 2006. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-podderzhki-prinyatiya-resheniy-v-meditsine (дата обращения: 31.03.2016).

17. Живицкая Е. Н. Информационные потоки логистических систем // Системный анализ и прикладная информатика. 2013. № 1-2. URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye -potoki-logisticheskih-sistem (дата обращения: 31.03.2016).

18. Сосновский А. А. Управление информационными потоками в медицинском кластере // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд . 2010. №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-informatsionnymi-potokami-v-meditsinskom-klastere (дата обращения: 31.03.2016).

19. Лучникова Е. В., Чекал Е. Г., Проектирование распределённой системы инфокоммуникационных услуг детских

реабилитационных учреждений [Текст] // Молодой ученый.Чита : 2013. № 6. С. 205-207.

20. Лучникова Е. В., Чекал Е. Г. Системы инфокоммуникационных услуг в сфере учреждений социального сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями [Текст] // Ученые записки Ульяновского государственного

университета. Серия Математика и информационные технологии. Ульяновск : УлГУ, 2014. Вып. 1 (4). C. 152-159.

REFERENCES

1. Rossiiskaya Federatsiya. Zakony.Federal'nyi za-kon ot 03.05.2012 N 46-FZ "O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov (Russian Federation. Zako-ny.Federalny law from 03.05.2012 N 46-FZ "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities"), SPb, Victory, Staun-kantri, 2001.pp.

2. Bessonova A. S. O sotsial'noi reabilitatsii detei-invalidov (On Social Rehabilitation of Disabled Children), Intellektual'nyi potentsial XXI veka: stupeni pozna-niya, 2012, No9-1

3. Boldina M.A., Deeva E.V. Tekhnologii sotsial'noi raboty s det'mi-invalidami (Technologies of social work with children with disabilities), Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy, 2013, No 11 (057).

4. Kirilyuk O. M. Reabilitatsiya detei-invalidov (Rehabilitation of children with disabilities), Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii, 2013, No 2 (16).

5. Lygina M. A., Tugarov A. B., Lavrenova T. I. Problemy sotsial'noi adaptatsii detei-invalidov (Problems of social adaptation of children with disabilities), Sborni-ki konferentsii NITs Sotsiosfera, 2010, No 4.

6. Pozdnyakov A. P. Organizatsionnye aspekty sotsial'noi reabilitatsii detei-invalidov (Organizational aspects of social rehabilitation of children with disabilities), Gaudeamus, 2006, No10.

7. Guseva N.K., Sokolov V.A., Doyutova M.V., Sokolova I.A. Nekotorye voprosy modernizatsii gosu-darstvennoi sistemy medikosotsial'noi ekspertizy i reabilitatsii invalidov (Some issues of modernization of the state system of medical and social expertise and rehabilitation of disabled persons), Mediko-sotsial'naya eksperti-za i reabilitatsiya, 2014, No 1.

8. Lavrent'eva Z. I. Reabilitatsiya kak pedagogi-cheskii protsess (Rehabilitation as a pedagogical process), Uchenye zapiski RGSU, 2009, No1.

9. Kitsul N. S., Abramova L. V., Maslova Zh. V. Organizatsiya kompleksnoi reabilitatsii v usloviyakh rea-bilitatsionnogo tsentra malogo goroda (Organization of complex rehabilitation in a small town of the rehabilitation center), Gaudeamus, 2006, No 10.

10. Burmistrov K.G. Rol' reabilitatsionnogo tsentra v abilitatsionnom (reabilitatsionnom) protsesse detei-invalidov (The role of the rehabilitation center in the rehabilitation (rehabilitation) process of children with disabilities), Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 2012, No 8.

11. Gudina T.V. Dosugovoe tvorchestvo detei-invalidov (Dosugovoe creativity of children with disabilities), Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova, 2010, No 1.

12. Dashina M.G., Bobrova M.P., Akimov E.I. Problemy ekspertnoi otsenki narushenii psikhicheskoi deyatel'nosti u osvidetel'stvuemykh s porazheniem lob-nykh otdelov mozga (Problems of expert evaluation of mental dysfunctions being examined with the defeat of the frontal parts of the brain), Mediko-sotsial'naya eks-pertiza i reabilitatsiya, 2014, No 1.

13. Karasaeva L.A., Shulepova O.I., Goryainova M.V., Chaika P.A., Svetlichnaya I.V. Rol' i znachenie psikhologicheskogo issledovaniya dlya reabilitatsionno-ekspertnoi diagnostiki invalidov (The role and importance of psychological research for the rehabilitation and expert diagnostics disabled), Mediko-sotsial'naya eksper-tiza i reabilitatsiya, 2014, No 1.

14. At'kov O. Yu., Kudryashov Yu. Yu., Prokho-rov A. A., Kasimov O. V. Sistema podderzhki prinyatiya vrachebnykh reshenii (medical decision-making support system), Vrach i informatsionnye tekhnologii, 2013, No 6.

15. Lukashevich I. P., Dmitrova E. D., Kiseleva O. A., Machinskaya I., Tkacheva T. V., Fishman M. N., Shklovskii V. M. Sistemy podderzhki prinyatiya vra-

chebnykh reshenii (medical decision-making support systems), Vrach i informatsionnye tekhnologii, 2007, No4.

16. Starkov E. F. Sistema podderzhki prinyatiya reshenii v meditsine (Decision support system in medicine), VNMT, 2006, No 2.

17. Zhivitskaya E. N. Informatsionnye potoki lo-gisticheskikh sistem (Information flows of logistics systems), Sistemnyi analiz i prikladnaya informatika, 2013, No 1-2.

18. Sosnovskii A. A. Upravlenie informatsionnymi potokami v meditsinskom klastere (Information management in the medical cluster), Sovremennye tendentsii v ekonomike i upravlenii: novyi vzglyad, 2010, No 4-1.

19. Luchnikova E.V., Chekal E.G., Proektirovanie raspredelennoi sistemy infokommunikatsionnykh uslug detskikh reabilitatsionnykh uchrezhdenii (Designing a distributed system information and communication services of children's rehabilitation facilities), Molodoi uchenyi, Chita, 2013, No6, pp 205-207

20. Luchnikova E.V., Sistemy infokommunikat-sionnykh uslug v sfere uchrezhdenii sotsial'nogo sopro-vozhdeniya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami (Systems of information and communication services in the field of child social support agencies with disabilities), Uchenye zapiski Ul'yanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Matematika i informatsionnye tekh-nologii, g.Ul'yanovsk, UlGU, 2014, No 1 (4), pp 152-159

05.20.00

УДК 636.085.55:65.015.13

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТОКА ЗЕРНОВОГО СЫРЬЯ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КОМБИКОРМОВ

© 2016

Пахомов Виктор Иванович, доктор технических наук, директор Северо-Кавказский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Зерноград (Россия) Брагинец Сергей Валерьевич, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела механизации животноводства Северо-Кавказский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Зерноград (Россия) Бахчевников Олег Николаевич, кандидат технических наук, научный сотрудник отдела механизации животноводства Северо-Кавказский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Зерноград (Россия)

Аннотация. Введение. Цель исследований - обоснование отвечающих современным требованиям вариантов формирования технологического потока зернового сырья в комплексной системе внутрихозяйственного производства комбикормов.

Материалы и методы. Исследования выполнены в «Северо-Кавказском научно-исследовательском институте механизации и электрификации сельского хозяйства» Ростовская область, Россия. Исследования проводи-

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.