ЛУКУШИН Владимир Андреевич — магистрант факультета социальных наук и массовых коммуникаций; стажер-исследователь Центра политических исследований Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; [email protected])
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ЛНР И ДНР: РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА
Аннотация. В статье представлены результаты прикладного исследования информационных потоков реинтеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. Методика исследования опирается на использование автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков, реализованного с использованием специального программного обеспечения на основе перечня маркеров реинтеграционных процессов, дифференцированных по нескольким ценностным уровням. По результатам исследования автор выделяет ключевые характеристики информационных потоков социокультурной реинтеграции новых регионов, базовые риски и пути их лимитирования со стороны государственных и общественных институтов.
Ключевые слова: реинтеграция, реинтеграционные процессы, социокультурная реинтеграция, новые регионы, информационные потоки, социальные медиа, социально-медийный анализ
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.
Постановка проблемы. В современном мире социальные медиа стали принципиальной и незаменимой частью повседневной жизни индивидов, что позволяет им влиять на общественное поведение и управлять межличностными взаимодействиями в масштабе от человека до нации. Однако влияние в сочетании с манипуляцией, деструктивным воздействием и недоверием создают проблему для современного общества [Johnson, Turnbull, Reisslein 2022; Бродовская и др. 2018].
На этапе начального распространения новых медиа зарубежные исследователи исходили из того, что цифровое подключение способствует процессам примирения в постконфликтных сообществах. Обмен информацией и обсуждение идей в цифровой среде приводят к коллективным действиям, которые являются более сбалансированными, добросовестными, существенными и всеобъемлющими. Формируемые общности способствуют коллективным онлайн-обсуждениям, благодаря которым постконфликтные сообщества могут объединяться и участвовать в конструктивных дискуссиях и процессах [Pettigrew et al. 2011].
Социальные медиа позволяют их пользователям обмениваться знаниями и идеями о различных методах предотвращения конфликтов. Действия, связанные с цифровыми технологиями, могут способствовать реализации общих целей, в частности примирению и построению сообщества [Bennett, Segerberg 2012]. Положительное влияние качественных межгрупповых контактов на снижение уровня предрассудков неоднократно демонстрировалось исследованиями в самых разных условиях и в различных социальных группах, включая этнические.
Социальные медиа на организационном или индивидуальном уровне также позволяют пользователям выступать в качестве посредников в разрешении или ослаблении существующего или зарождающегося конфликта. Результаты актуальных исследований подтверждают ряд гипотез: 1) взаимодействие в социальных медиа повышает вовлеченность граждан в обсуждение примирительных посланий в постконфликтных сообществах; 2) использование социальных медиа положительно влияет на социальные субъекты в постконфликтных обществах; 3) использование социальных медиа повышает готовность граждан участвовать в обсуждении примирения в постконфликтных обществах [Kasadha 2020; Baytiyeh 2019].
Между тем в цифровую эпоху мирное развитие в постконфликтных обществах предполагает формирование конструктивной повестки дня и управление информационными потоками, которые генерируются не только из реальных событий и политической ситуации, но и из виртуальных дискурсов медийного поля [Ярмак и др. 2021]. Развитие средств электронного взаимодействия в подобных случаях способствует повышению динамики реинтеграционных процессов и достижению больших позитивных эффектов по результатам реализации реинтеграционных проектов и программ. В настоящей статье представлены результаты автоматизированного анализа информационных потоков о социокультурной реинтеграции новых регионов Российской Федерации.
Методы и инструменты. Для определения масштаба, динамики и структуры реинтеграционных информационных потоков ДНР и ЛНР в социальных медиа применялась методика автоматизированного социально-медийного анализа. Собранные на этапе когнитивного картирования, по результатам качественной обработки публикаций, размещенных в региональных цифровых сообществах и аккаунтах, различного типа лексические конструкции - маркеры идентификации информационных потоков были дифференцированы по пяти уровням духовно-нравственных и культурных ценностей российского государства: личностному, групповому, региональному, общенациональному, наднациональному [Бродовская, Кащенко 2023; Домбровская, Лукушин 2023].
Для поиска и автоматизированной обработки данных был использован онлайн-сервис «Медиалогия». Всего собрано более 700 тыс. уникальных сообщений, размещенных более чем в 50 популярных цифровых сервисах в период с 1 октября 2022 г. по 1 июня 2023 г. Критериями отбора сообщений выступили: 1) соответствие региональному сегменту социальных медиа (Российская Федерация: Луганская Народная Республика; Донецкая Народная Республика); 2) отсутствие дублирования (копирования) сообщения; 3) точное использование в тексте сообщения хотя бы одного из указанных маркеров - поисковых запросов. Собранный массив цифровых данных был подвергнут статистической обработке по двум осям - географической и уровневой.
Основные результаты. В общем массиве сообщений как в социальных медиа ДНР, так и на площадках ЛНР абсолютное доминирование в течение всего периода исследования принадлежит ценностям личностного уровня, т.е. преимущественно экзистенциального характера, касающимся жизни, здоровья и персонального благополучия. В ДНР доля репрезентации ценностей личностного уровня в общем информационном потоке социокультурный интеграции составляет 71,3%, в ЛНР соответствующий показатель составляет 66,4%. Подобная ситуация указывает на приоритетность среди значительной части населения регионов базовых ценностных категорий, прагматичности, а также
формулирование запросов, касающихся обеспечения безопасности. Данный факт необходимо учитывать при последовательной реализации реинтеграционных процессов и программ в новых регионах. В период продолжения активной военной фазы приоритетность первого ценностного уровня будет сохраняться на крайне высоком уровне и определять содержание и направленность реинтеграционных процессов.
Рассматривая поквартальную динамику распространения тематических сообщений, можно говорить о сокращении общего числа сообщений с репрезентацией традиционных духовно-нравственных ценностей с октября 2022 г. по июнь 2023 г. примерно в 3 раза. Основным обстоятельством этого является взрывной, лавинообразный рост публикаций в период проведения референдумов о вхождении новых субъектов в состав Российской Федерации, а также в период законодательного оформления волеизъявления граждан, пришедшихся на первый квартал 2022 г. На протяжении следующих месяцев наблюдалось снижение числа сообщений, вызванное рационализацией данного факта, постепенным приобщением населения освобожденных регионов к новому статусу в составе РФ.
С одной стороны, данный феномен можно интерпретировать как переход от политической эйфории, вызванной столь ожидаемым политическим событием, к осмыслению и принятию этого факта, возвращением в центр общественного внимания актуальных социальных проблем. С другой стороны, снижение объема реинтеграционных потоков в социальных медиа на фоне продолжающегося внешнего информационного давления и деструктивного информационно-психологического воздействия на жителей новых регионов представляет собой серьезную потенциальную опасность. Реализация реинтеграционных проектов и мероприятий требует соответствующего информационного обеспечения, а также необходимой репрезентации ценностных и культурных оснований российского общества в информационной среде новых регионов.
Обращает на себя внимание резкий рост представленности ценностей общенационального уровня, начиная со II квартала 2023 г., обеспеченный в т.ч. усилиями федеральных и региональных органов государственной власти. Значимость данного уровня ценностей в информационном пространстве определяется формированием и укреплением государственной и гражданской идентичностей жителей новых регионов. Так, в ДНР представленность общенационального ценностного уровня во II квартале составил 19,8%, в ЛНР -28,3% (см. рис. 1, 2). Во многом рост значений данного показателя определяется прежде всего актуальной военно-политической повесткой. В связи с этим актуализируется проблема выстраивания стратегий продвижения общенациональных российских ценностей после окончания активной фазы военных действий для поддержания их представленности на должном уровне.
По результатам обработки данных зафиксирована также недостаточная представленность групповых и региональных ценностей в общем объеме информационных потоков в течение всего периода. Рассмотренные факты требуют дальнейшего наращивания в информационном пространстве новых регионов деятельности местных сообществ, комьюнити, патриотических и общественных объединений, продвигающих общенациональные ценностные категории, способствующие консолидации общества. С особым вниманием необходимо подходить к репрезентации ценностей регионального (локального) уровня, которые не должны быть дистанцированы от общенациональных, не могут противоречить им и распространяться в отрыве от них в информационном
Личностный Групповой Региональный Общенациональный Наднациональный
100°/с
■ IV квартал, 22 г. ■ I квартал, 23 г. ■ II квартал, 23 г.
Рисунок 1. Распределение совокупного объема публикаций в информационном потоке социокультурной интеграции ДНР по кварталам
Личностный Групповой Региональный Общенациональный Наднациональный
40%
60%
80%
100%
| IV квартал, 22 г. ■ I квартал, 23 г. ■ II квартал, 23 г.
Рисунок 2. Распределение совокупного объема публикаций в информационном потоке социокультурной интеграции ЛНР по кварталам
пространстве. Факт недостаточной репрезентации наднациональных контекстов коррелирует с недооценкой значимости достижения и сохранения российским государством статуса глобальной державы в пространстве цифровых коммуникаций, определенной на предыдущих этапах исследования. При этом недостаточная представленность наднациональных ценностей в данном случае является объективной и в условиях активной фазы военных действий будет обладать фоновым характером для пользователей социальных медиа новых регионов.
Анализ семантического ядра информационных потоков социокультурной реинтеграции показывает максимальное соответствие содержания публикаций традиционным российским духовно-нравственным ценностям, акту-
альным ценностным ориентирам в развитии российского общества. Новые регионы во многом являются локомотивами продвижения традиционных ценностей, жители республик демонстрируют в информационном пространстве устойчивый запрос на реализуемую государством ценностную политику. Межрегиональные различия в содержании рассматриваемых информационных потоков не фиксируются, что свидетельствует о достаточно высокой ценностной консолидации и приоритетности интеграционных процессов среди жителей обоих субъектов.
На личностном и групповом уровне доминируют категории «жизнь», «человек», «семья», «дом», «родитель», «ребенок». В то же время просматривается явный рост числа сообщений, указывающих на социально-бытовые проблемы и актуальные персональные запросы, выражаемые с прагматических позиций (например, «работа», «защита», «помощь», «поддержка»). На региональном уровне наибольшую частоту показывают категории «республика», «Донбасс», «Россия», «город», «житель». На настоящем этапе массовые информационные потоки регионального уровня находятся в соответствии с общенациональной повесткой, однако данный факт не ограничивает рисков проявления анклавности как результата излишней заостренности на вопросах, касающихся регионального (локального) значения в ходе реинтеграционных процессов. Содержание потоков общенационального и наднационального уровня сосредоточено вокруг формальных реинтеграционных процессов («Россия», «закон», «Президент», «Федерация», «гражданин», «правительство»), а также актуальных геополитических задач, стратегических целей российского государства в военно-политической сфере («демилитаризация», «денацификация», «спецоперация»).
Заключение. В целом, информационные потоки социокультурной реинтеграции демонстрируют общее соответствие содержания традиционным российским духовно-нравственным ценностям, актуальным ценностным ориентирам развития российского общества.
При этом в информационных потоках абсолютное доминирование в течение всего периода наблюдения принадлежит ценностям личностного уровня, т.е. преимущественно экзистенциального характера, касающимся жизни, здоровья и персонального благополучия, что необходимо учитывать при реализации реинтеграционных проектов и программ в новых регионах, особенно в период продолжения активной военной фазы.
Корректировка указанной ситуации посредством комплексного применения технологий цифровых коммуникаций связана с распространением ценностей общественных интересов, соответствующих общенациональному ценностному уровню, способствующих достижению общественно-политической консолидации и формированию в массовом сознании приоритетности развития общества и государства перед личным благосостоянием и комфортом.
По результатам социально-медийного анализа зафиксирована недостаточная представленность групповых и региональных ценностей в общем объеме информационных потоков в течение всего периода. Государству необходимо с особым вниманием подходить к репрезентации ценностей регионального (локального) уровня, которые не должны быть дистанцированы от общенациональных, не могут противоречить им и распространяться в отрыве от них в информационном пространстве. При этом недостаточная представленность наднациональных ценностей в настоящее время является объективной и в условиях активной фазы военных действий будет обладать фоновым характером для пользователей социальных медиа новых регионов.
Снижение общего объема сообщений в социальных медиа, репрезентирующих реинтеграционные процессы, зафиксированное с февраля 2023 г., представляет опасность в условиях активизации информационного противоборства со странами коллективного Запада. Реализация реинтеграционных проектов и мероприятий требует информационного обеспечения, совместной работы органов власти и институтов гражданского общества, где основная роль должна быть отведена региональным органам исполнительной власти.
Список литературы
Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н., Чередник А.В. 2018. Состояние и динамика русскоязычных потоков о межнациональных и межрелигиозных отношениях в Крыму и Севастополе: киберметрия и дискурс-анализ сообщений социальных медиа Рунета. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. Т. 8. № 4. С. 23-35. DOI: 10.26794/2226-7867-20188-4-23-35.
Бродовская Е.В., Кащенко Т.Л. 2023. Традиционные российские духовно-нравственные ценности: результаты анализа нормативно-правовых актов. -Власть. Т. 31. № 5. С. 71-76. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9781.
Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. 2023. Цифровой контент социокультурной интеграции ЛНР и ДНР: результаты когнитивного картирования. - Власть. Т. 31. № 5. С. 38-45. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9776.
Ярмак О.В., Большакова М.Г., Шкайдерова Т.В., Маранчак А.Г. 2021. Социальные парадоксы коммуникаций в постконфликтных обществах. -Вестник Института социологии. № 1. С. 136-152.
Baytiyeh H. 2019. Social Media's Role in Peacebuilding and Post-Conflict Recovery. - Peace Review. Vol. 31. Is. 1. P. 74-82. DOI: 10.1080/10402659.2019.1613599.
Bennett W. L., Segerberg A. 2012. The Logic of Connective Action. - Information, Communication & Society. Vol. 15. Is. 5. P. 739-768. DOI: 10.1017/CB09781139198752.
Johnson N., Turnbull B., Reisslein M. 2022. Social Media Influence, Trust, and Conflict: An interview-based study of leadership perceptions. - Technology in Society. Vol. 68: 101836. DOI: 10.1016/j.techsoc.2021.101836.
Kasadha J. 2020. Digitizing Community Building and Reconciliation in Post-Conflict Communities: A Case of #Let'sTalkUganda in Northern Uganda. - Social Media + Society. Vol. 6. Is. 2. DOI: 10.1177/2056305120924785.
Pettigrew T.F., Tropp L.R., Wagner U., Christ O. 2011. Recent Advances in Intergroup Contact Theory. - International Journal of Intercultural Relations. Vol. 35. Is. 3. P. 271-280. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2011.03.001.
LUKUSHIN Vladimir Andreevich, Master Student at the Faculty of Social Sciences and Mass Communications; Research Intern of the Center for Political Studies, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
INFORMATION FLOWS OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF RESIDENTS OF THE LPR AND DPR: RESULTS OF SOCIAL MEDIA ANALYSIS
Abstract. The article presents the results of an applied study of information flows of reintegration of residents of the LPR and DPR into the sociocultural space of modern Russia. The research methodology is based on the use of automated
social media analysis of information flows, implemented using special software based on a list of markers of reintegration processes differentiated at several value levels. Based on the results of the study, the author identifies the key characteristics of information flows of sociocultural reintegration of new regions, basic risks and ways to limit them on the part of state and public institutions.
Keywords: reintegration, reintegration processes, sociocultural reintegration, new regions, information flows, social media, socio-media analysis
The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds for the state task for the Financial University.
ГОЛОВКИН Владислав Аркадьевич — соискатель ООО «Сравни.ру Лабс» (121205, Россия, г. Москва, тер. Инновационного центра Сколково, ул. Нобеля, 7, эт./пом. 2/Ш часть ком/раб. место 51/8; [email protected])
ГОТОВНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНЫХ ПОЛИТИК И КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»
Аннотация. В исследовании вводится представление о готовности некоммерческих организаций к реализации кластерных политик и кластерных инициатив и аргументируется тезис о расширении предметного поля исследований научной специальности «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» с точки зрения изучения готовности некоммерческих организаций к реализации кластерных политик и кластерных инициатив.
Ключевые слова: неправительственная организация, кластерная политика, кластерная инициатива, политические проблемы международных отношений, глобальное развитие, региональное развитие
Изучение политических проблем международных отношений, глобального и регионального развития играет важную роль в современном мире с точки зрения изучения сложных процессов и явлений в области мировой динамики, связей между странами и регионами.
Особую роль изучение международных систем и отношений играет при исследовании неправительственных организаций (НПО), которые играют существенную роль в решении глобальных проблем, таких как преодоление