essary to ensure timely development in specific areas, as well as a certain consolidation of society, which requires special attention to the relevant mechanisms for Russia's internal policy.
The aim of the article is to analyze the mechanisms of formation of domestic policy that ensure a balance between the retention of power by the political leader and the implementation of public interests. To achieve this goal, the authors chose the dialectical method of analysis as one of the forms of creative thinking, namely the process of resolving contradictions, in this case between the essential characteristics of power and the demands of society. According to a retrospective analysis, the authors reveal that the welfare of population and political stability will depend on the implementation of certain areas of internal policy.
Keywords: political leadership, public authority, internal policy, public interests, national development goals
БРОДОВСКАЯ Елена Викторовна — доктор политических наук, профессор; главный научный сотрудник Центра политических исследований, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; [email protected])
АЗАРОВ Артур Александрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49/2; [email protected])
Аннотация. В статье представлены результаты применения методики мультиагентного имитационного моделирования по отношению к процессам реинтеграции новых регионов в социокультурное пространство современной России. В условиях продолжающейся активной фазы военных действий исследование динамики и направленности реинтеграционных проектов и программ, в т.ч. с использованием современного инструментария, обладает несомненной научной значимостью. По результатам применения методики мультиагентного имитационного моделирования авторы выделили сценарные группы различной вероятности реализации. Достижение наиболее вероятного сценария, обладающего позитивными эффектами, предполагает высокую вовлеченность органов государственной власти и гражданского общества в реинтеграционные мероприятия, а также активную работу с молодежью новых регионов. Ключевые слова: интеграция, реинтеграция, социокультурная реинтеграция, реинтеграционные процессы, новые регионы, мультиагентное имитационное моделирование, сценирование реинтеграционных процессов
Введение. Базовым фактором, предопределяющим ход и результативность реинтеграционных процессов в новых регионах Российской Федерации, является то, что федеральным и региональным органам власти приходится решать
МУЛЬТИАГЕНТНОЕ ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЖИТЕЛЕЙ ЛНР И ДНР
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.
сложнейшую стратегическую задачу в условиях продолжающейся специальной военной операции. С одной стороны, это позволяет обеспечивать высокий адаптационный, ресоциализационный и консолидационный потенциалы жителей новых регионов, большинство которых ориентированы на победу, а с другой - определяет некоторую дистанцию от ценностных приоритетов остальных россиян. Продолжение активной фазы военных действий значительным образом отличает процесс реинтеграции ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей от опыта Республики Крым и города Севастополя [Костяев, Юшков 2015].
В новых регионах зафиксировано явное и естественное преобладание ценностей выживания и материалистических ценностей. Исходя из этого, в условиях продолжающихся военных действий значимым направлением деятельности органов власти и общественных институтов, связанных с реализацией задач в сфере образования, культуры, СМИ в новых субъектах федерации, может стать совершенствование информационно-коммуникативных практик и оптимизация электронного взаимодействия с гражданами [Домбровская 2023; Домбровская, Лукушин 2023]. В части исследования возможностей технологий цифровых коммуникаций для оптимизации реинтеграционных процессов высоким потенциалом обладают методики агентного имитационного моделирования, подразумевающие совмещение различных массивов данных, в т.ч. статистики и цифровой активности пользователей региональных сегментов социальных медиа.
Мультиагентный подход к изучению общественно-политических процессов.
В основе изучения мультиагентного подхода лежат природные явления и системы взаимодействия различных организмов. Базовым принципом является наличие у изучаемых организмов эмерджентного интеллекта. Это значит, что не обязательно все свойства, которыми обладает система, могут быть присущи ее элементам [Азаров, Бродовская, Шатилов 2021]. В основном мультиагентный подход применим к компьютерной среде. В его основании лежит составление и использование мультиагентной системы, основополагающими элементами которой являются агенты, самостоятельные программные модули, обладающие рядом свойств, благодаря которым обеспечивается взаимодействие необходимых компонентов между собой. Это дает возможность генерировать решение автоматически, что позволяет снизить нагрузку на человека и избежать ошибок, вызванных человеческим фактором. Решение же задачи по традиционной схеме строится путем самостоятельного построения некоторого детерминированного алгоритма.
Система, работающая на базе мультиагентных технологий, нуждается в определении ключевых объектов, из которых она состоит. Такие сущности принято называть интеллектуальными агентами. Отдельно взятый агент работает как самостоятельная специализированная компьютерная программа, которая воспринимает окружающую среду с помощью датчиков и взаимодействует с другими программными сущностями в своей системе. Исходя из основных свойств такой системы (автономность, социальность, адаптивность, реактивность, активность, наличие намерений и убеждений), можно сделать вывод, что поведение агента схоже с поведением человека в реальной жизни: ему необходимо принимать решения и ориентироваться в среде выполнения задачи [Амелин и др. 2012; Амелина 2011].
Элементы мультиагентной системы. В задаче разработки сценариев развития реинтеграционных процессов на основе метода мультиагентного имитационного моделирования необходимо учитывать факторы масштаба, характера и
направленности вовлеченности в цифровые и реальные практики исследуемых объектов. Исходя из таких характеристик, могут быть выделены следующие метаагенты.
Лидер общественного мнения (ЛОМ). Это типы агентов, обладающих существенными ресурсами для влияния на аудиторию. Данные агенты зачастую имеют несколько аккаунтов в различных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, каналы в Telegram и др.). Кроме того, как правило, у них достаточно ресурсов для привлечения дополнительной аудитории через заказ статей, контекстную рекламу, масштабирование различных показателей. Кроме того, они могут являться источниками формирования различных петиций, общественных движений, результаты которых могут конвертироваться из онлайн- в офлайн-пространство.
Вовлеченные. Это пользователи социальных сетей, имеющие активную позицию, часто комментирующие новости, участвующие в обсуждениях, подписанные на множество сообществ. В редких случаях осуществляют репосты новостей групп и аккаунтов лидеров мнений на своих персональных страницах. Не участвуют в разнообразных видах офлайн-активности.
Пользователи. Сюда входят пользователи социальных сетей, которые в основном используют социальные сети для общения. Вместе с тем они могут быть подписанными на различные сообщества, имеющие общественно-политический окрас.
Необходимо отметить, что агенты могут перемещаться между различными метаагентами под влиянием внешних обстоятельств.
Результаты сценарного моделирования. Сценарное моделирование было основано на представленных выше агентах и связях между ними, а также с учетом ряда аналитических материалов по социально-экономическому состоянию ЛНР, ДНР, а также ряда соседних российских регионов - Белгородской, Воронежской и Ростовской обл.
Очевидная разница в социально-экономических показателях между этими двумя группами регионов отражает необходимость глубокой реинтеграции ЛНР и ДНР в российскую экономическую жизнь. В рамках моделирования было выработано более 1 000 сценариев, после чего результаты были сгруппированы в обобщенные сценарные группы. Одним из ключевых элементов сценарных моделей является выстраивание стратегии объединения региональных информационных потоков с целью нивелирования социального отставания регионов. Однако изменение настроения населения ключевым образом зависит от решения социальных проблем в крупнейших агломерациях, переноса боевых действий специальной военной операции за территории республик, а также существенного роста федеральных инфраструктурных проектов, качественным образом меняющего социально-экономический рельеф возвращенных республик.
Все сгенерированные сценарии были разделены на четыре сценарные группы, которые расположены по вероятности их реализации от наибольшей к наименьшей.
Сценарная группа 1. Сценарий предполагает сохранение текущих тенденций, т.е. продолжение падения безработицы в регионах текущими темпами (в процентном соотношении), сохранение темпов строительства инфраструктурных объектов, сохранение уровня напряженности от активных боевых действий, отсутствие положительной динамики в формировании государственной повестки в социальных сетях. Результаты реализации сценария предполагают достижение высокого уровня доверия населения, в первую очередь к феде-
ральной власти. Однако будет сохраняться напряженность в отношении безопасности жизнедеятельности граждан. При этом молодежь будет сохранять напряженное отношение к общественно-политическим процессам.
Сценарная группа 2. Сценарий предполагает сохранение текущих тенденций, т.е. продолжение падения безработицы в регионах текущими темпами (в процентном соотношении), сохранение темпов строительства инфраструктурных объектов, сохранение уровня напряженности боевых действий, значительное расширение государственной повестки в социальных сетях. Результаты реализации сценария также предполагают достижение высокого уровня доверия населения к федеральной власти, которое будет расти при сохранении напряженности в отношении безопасности жизнедеятельности граждан. При этом молодежь будет ориентироваться преимущественно на пророссийские позиции.
Сценарная группа 3. Сценарий предполагает развитие текущих тенденций, увеличение темпов строительства инфраструктурных объектов, снижение интенсивности обстрелов объектов гражданской инфраструктуры, развитие государственной повестки в социальных сетях. В этом случае уровень доверия к власти будет расти не только в рассматриваемых регионах, но и в соседних. Данные проявления будут однозначно интерпретированы обществом как успех планирования провластных структур и очевидная польза реинтеграции регионов в Российскую Федерацию. Либеральные настроения молодежи будут размываться, а их ценности и установки - демонстрировать приближение к общероссийским.
Сценарная группа 4. Сценарий предполагает сохранение текущих тенденций, т.е. продолжение падения безработицы в регионах текущими темпами (в процентном соотношении), сохранение темпов строительства инфраструктурных объектов, рост уровня напряженности боевых действий, отсутствие государственной повестки. Результаты реализации сценария предполагают сохранение на устойчивом уровне доверия населения новых регионов в краткосрочной перспективе, в среднесрочной - их постепенное падение. При реализации сценария предполагается рост напряженности в обществе, связанной с первичным запросом на безопасность, имеющим экзистенциальную природу. При этом молодежь начинает радикализировать свои негативные настроения и прогнозы относительно реинтеграционных процессов с Россией.
Заключение. Результаты проведенного исследования доказывают высокий потенциал использования агентного моделирования для сценирования и прогнозирования актуальных общественно-политических процессов. Заложенные в основу подобного моделирования массивы цифровых и нецифровых данных позволяют учитывать влияние различных факторов на динамику и направленность реинтеграционных процессов в новых регионах Российской Федерации. Преобладающий сценарий развития социокультурной интеграции жителей новых регионов, обладающий позитивными эффектами, подразумевает высокую вовлеченность государственных и общественных структур в реализацию интеграционных проектов и программ, активную работу с молодежью новых регионов, усиление мировоззренческого компонента государственной политики.
Список литературы
Азаров А.А., Бродовская Е.В., Шатилов А.Б. 2021. Гражданский активизм российской молодежи в цифровой среде как предиктор активности офлайн: результаты массового опроса и мультиагентного моделирования. - Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 296-318. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2041.
Амелин К.С., Амелина Н.О., Граничин О.Н., Кияев В.И. 2012. Разработка приложений для мобильных интеллектуальных систем интеллектуальных систем на платформе Intel Atom. СПб: Изд-во ВВМ. 211 с.
Амелина Н.О. 2011. Мультиагентные технологии, адаптация, самоорганизация, достижение консенсуса. — Стохастическая оптимизация в информатике. Т. 7. С. 149-185.
Домбровская А.Ю. 2023. Технологии цифровых коммуникаций для интеграции жителей ЛНР и ДНР в социокультурное пространство современной России. — Среднерусский вестник общественных наук. Т. 18. № 2. С. 15-28. DOI: 10.22394/2071-2367-2023-18-2-15-28.
Домбровская А.Ю., Лукушин В.А. 2023. Цифровой контент социокультурной интеграции ЛНР и ДНР: результаты когнитивного картирования. - Власть. Т. 31. № 5. С. 38-45. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9776.
Костяев С.С., Юшков И.В. 2015. Особенности интеграции и адаптации Крыма в российскую социально-политическую систему. - Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. № 4. С. 45-52.
BRODOVSKAYA Elena Viktorovna, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Professor; Chief Researcher of the Center for Political Studies, Head of the Institute for Humanitarian Technologies and Social Engineering, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; [email protected]) AZAROV Artur Aleksandrovich, Cand.Sci. (Tech.Sci.), Senior Researcher at the Center for Political Studies, Institute for Humanitarian Technologies and Social Engineering, Financial University under the Government of the Russian Federation (49/2 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; [email protected])
MULTI-AGENT SIMULATION MODELING OF PROCESSES OF SOCIO-CULTURAL INTEGRATION OF RESIDENTS OF LPR AND DPR
Abstract. The article presents the results of applying the multi-agent simulation modeling methodology in relation to the processes of reintegration of new regions into the socio-cultural space of modern Russia. In the context of the ongoing active phase of military operations, the study of the dynamics and direction of reintegration projects and programs, including the use of modern tools, has undoubted scientific significance. Based on the results of applying the multi-agent simulation modeling technique, the authors identify scenario groups with different probabilities of implementation. Achieving the most likely scenario, which has positive effects, requires high involvement of government authorities and civil society in reintegration activities, as well as active work with the youth of new regions.
Keywords: integration, reintegration, sociocultural reintegration, reintegration processes, new regions, multi-agent simulation modeling, staging of reintegration processes
The article is based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds for the state task for the Financial University