Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПАРТИИ КПРФ В МОСКВЕ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ 2023 ГОДА'

ОЦЕНКА ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПАРТИИ КПРФ В МОСКВЕ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ 2023 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политические партии / КПРФ / информационный поток / цифровые коммуникации / цифровая инфраструктура / цифровой менеджмент / социально-медийная предиктивная аналитика / социально-медийный анализ / сетевой анализ. / political parties / Communist Party of the Russian Federation / information flow / digital communications / digital infrastructure / digital management / social media predictive analytics / social media analysis / network analysis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Кравчук Иван Дмитриевич, Полюшко Елизавета Дмитриевна, Гайваль Антон Игоревич

Представлены результаты прикладного политического исследования цифрового менеджмента московского отделения партии КПРФ в период Единого дня голосования 2023 года. Методология и методика исследования опираются на принципы социально-медийной предиктивной аналитики. Методы исследования включают проведение автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков, сетевой анализ цифровых сообществ (метод построения и анализа социальных графов). Оценка функциональности цифрового менеджмента партии КПРФ проведена по следующим параметрам: обеспечение равномерности информационного потока, содержательное наполнение контента, локализация в различных сегментах социальных медиа, возрастные характеристики вовлеченных пользователей, плотность взаимосвязей и интегрированность партийных цифровых структур. По результатам проведенного исследования авторы выделяют ключевые преимущества и недостатки цифрового менеджмента партии КПРФ в Москве, определяют основные направления повышения эффективности цифровых коммуникаций политической партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бродовская Елена Викторовна, Кравчук Иван Дмитриевич, Полюшко Елизавета Дмитриевна, Гайваль Антон Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF DIGITAL MANAGEMENT OF THE COMMUNIST PARTY IN MOSCOW IN THE 2023 ELECTORAL CYCLE

The article presents the results of an applied political study of the digital management of the Moscow branch of the Communist Party of the Russian Federation during the 2023 Voting Day. The research methodology based on the principles of social media predictive analytics. Research methods include automated social media analysis of information flows, network analysis of digital communities (method of constructing and analyzing social graphs). The assessment of the functionality of the digital management of the Communist Party of the Russian Federation was carried out according to the following parameters: ensuring uniformity of information flow, meaningful content, localization in various segments of social media, age characteristics of involved users, density of relationships and integration of party digital structures. Based on the results of the study, the authors identify the key advantages and disadvantages of the digital infrastructure of the Communist Party of the Russian Federation in Moscow and determine the main directions for increasing the efficiency of digital communications of the political party

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПАРТИИ КПРФ В МОСКВЕ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ 2023 ГОДА»

УДК 329.15:004 001: 10.24412/2071-6141-2023-4-9-18

ОЦЕНКА ЦИФРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПАРТИИ КПРФ В МОСКВЕ В ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ЦИКЛЕ 2023 ГОДА

Е.В. Бродовская, И.Д. Кравчук, Е.Д. Полюшко, А.И. Гайваль

Представлены результаты прикладного политического исследования цифрового менеджмента московского отделения партии КПРФ в период Единого дня голосования 2023 года. Методология и методика исследования опираются на принципы социально-медийной предиктивной аналитики. Методы исследования включают проведение автоматизированного социально-медийного анализа информационных потоков, сетевой анализ цифровых сообществ (метод построения и анализа социальных графов). Оценка функциональности цифрового менеджмента партии КПРФ проведена по следующим параметрам: обеспечение равномерности информационного потока, содержательное наполнение контента, локализация в различных сегментах социальных медиа, возрастные характеристики вовлеченных пользователей, плотность взаимосвязей и интегрированность партийных цифровых структур. По результатам проведенного исследования авторы выделяют ключевые преимущества и недостатки цифрового менеджмента партии КПРФ в Москве, определяют основные направления повышения эффективности цифровых коммуникаций политической партии.

Ключевые слова: политические партии, КПРФ, информационный поток, цифровые коммуникации, цифровая инфраструктура, цифровой менеджмент, социально-медийная предиктивная аналитика, социально-медийный анализ, сетевой анализ.

Постановка проблемы. Цифровое пространство стало новой сферой политической коммуникации между партиями и электоральными группами. Количество активных пользователей соцсетей в нашей стране, превысившее в 2023 году отметку в 106 миллионов человек, подчёркивает важность цифровой политической коммуникации [1]. Эффективная работа политических акторов в цифровом пространстве позволяет сохранить и приумножить их электоральную поддержку [2]. Кандидаты в мэры столицы от крупнейших российских партий ставят задачу развития цифровой инфраструктуры для повышения своего электорального рейтинга. В данном исследовании авторы фокусируются на анализе эффективности цифрового менеджмента партии КПРФ. Коммунисты являются крупнейшей оппозиционной партией, занимают второе место по количеству мандатов в Московской городской думе, в течение многих лет закрепляют за собой статус второй партийной силы как в стране, так и в столице. Повышенное внимание исследователей к партийным коммуникациям обусловлено ростом внутрипартийных конфликтов в последние годы, а также актуализацией вопроса о будущем партии в период трансформации отечественной партийной системы и электоральных ожиданий россиян [3]. Указанные обстоятельства обладают высоким потенциалом влияния на качество цифрового партийного менеджмента в новом «большом» электоральном цикле.

Теоретический обзор. Последнее десятилетие политические партии активно приспосабливались к новым формам политической коммуникации и адаптировались к тенденции цифровизации и сетевизации социально-политических процессов [4]. Данные процессы значительно усилили роль социальных медиа в коммуникации политических партий с целевыми группами, особенно в активный агитационный период электоральных кампаний [5]. В частности, социальные медиа играют ключевую роль в повышении осведомленности молодежи о выборах, партийных повестках, а также вовлечённости молодых граждан в партийно-политические информационные потоки в преддверии выборов [6]. В свою очередь, интернет -пользователи могут трансформировать формат традиционной партийной организации, отвергая устоявшиеся правила [7]. В гонке за расширением собственной электоральной поддержки политические партии повторяют организационные принципы цифровых сетей коммуникации [8]. Впрочем, внедрение современных систем управления в деятельность российских политических партий носит скорее догоняющий характер и принимает краткосрочный характер для решения оперативных проблем [9].

Цифровые коммуникации партии КПРФ уже становились объектом анализа для отечественных исследователей. Результаты подобной работы фиксируют перечень базовых проблем в цифровом менеджменте партии: превалирование политического контента над неполитическим; неравномерность партийного информационного потока; низкий уровень интерактивности контента; локализация преимущественно в традиционных цифровых сегментах, которая затрудняет процесс масштабирования аудитории [10]. Отдельной особенностью партии является слабая адаптируемость к «правилам игры» в пространстве цифровых коммуникаций и явное превалирование реальных сетевых структур над цифровыми [11].

Методология и методика исследования. Исследование опирается в первую очередь на положения сетевого и неоинституционального методологических подходов. Первый подход предполагает, что основные функции и процессы организованы в основном в сети, второй подход направлен на изучение комплекса формальных и неформальных принципов партийной коммуникации. [12-13]. Методология и методика исследования также опираются на принципы социально-медийной предиктивной аналитики, направленные на поиск маркеров социально-политической активности в цифровой среде с использованием автоматизированных инструментов обработки и анализа больших данных [14].

Методика исследования предполагает выявление масштаба и структуры информационных потоков партии КПРФ в московском региональном сегменте социальных медиа в предэлекторальный период (январь-август 2023 года). В исследовании применяется автоматизированный социально-медийный анализ и сетевой анализ (метод построения и анализа социальных графов). Социальной-медийный анализ реализован с использованием мониторингового сервиса «Медиалогия» для определения ключевых ха-

рактеристик информационного потока. В свою очередь, сетевой анализ позволил выявить структуру взаимодействия партийных цифровых акка-унтов в Москве. Для построения и анализа социального графа использовался сервис <^ерЫ». Базовым набором для построения и анализа графа выступили тематические аккаунты депутатов Московской городской думы от партии КПРФ. Дальнейшее построение социального графа реализовано на основе взаимных репостов и упоминаний отобранных аккаунтов. В итоговую структуру социального графа вошли 187 аккаунтов и 98 870 связей между ними.

Результаты исследования. С января по август 2023 года зафиксировано свыше 13 тысяч сообщений с упоминанием московского отделения партии КПРФ и столичных депутатов-коммунистов в социальных медиа. На протяжении исследуемого периода вес информационного потока партии остается стабильным (рис. 1).

Рис. 1. Динамика информационного потока КПРФ в московском сегменте социальных медиа

Ежесуточная амплитуда информационного потока остается в диапазоне 50-100 публикаций. С одной стороны, партия поддерживает свою представленность в информационном потоке на определённом уровне, с другой - частота упоминания партии должна расти по мере приближения выборов для повышения её узнаваемости и её кандидата. В то же время заметны лишь некоторые резкие всплески упоминания партии в социально-медийном пространстве - 7 марта, 20 мая и 7 июня. Инициаторами обнаруженных информационных поводов, в основном, становятся не связанные с партией акторы.

Самый крупный пик упоминаний партии зафиксирован 20 мая, что вызвано широко распространенными результатами социологического исследования компании об электоральных предпочтениях жителей Москвы. В начале июня Мосгордума утвердила дату выборов мэра Москвы, что также краткосрочно увеличило количество упоминаний КПРФ. Рост представленности партии в информационном пространстве в марте связан с медийной активностью оппозиционных депутатов Мосгордумы. В общем виде партийная информационная активность в социальных медиа продолжает носить формальный характер.

Текущая ситуация показывает, что партия испытывает трудности с созданием крупных информационных поводов. Исключение составляют некоторые представители фракции КПРФ в Мосгордуме. Однако данные депутаты значительно больше вовлечены в федеральную повестку. Ряд активных в социальных медиа депутатов были исключены из партии, что лишь усугубляет позиции партийного цифрового менеджмента. Несмотря на тот факт, что количественная упоминаемость кандидата в мэры Москвы от КПРФ Леонида Зюганова показывает его высокую представленность в социально-медийном пространстве, он упоминается в основном лишь в информирующем ключе (рис. 2). Заявления и инициативы политика, которые могли бы повысить его электоральную поддержку среди москвичей, остаются в тени и не репрезентированы в должной мере в информационном потоке.

П

О

Ё V 0> образование выдвижение

а о ^ ^ Зубрилин сентябрь ^ £ | § X событие МЭР £ развитие

¡1 ^ступин^ народ ^ ^ лдпр £ москва

голосование 1 Г м енгалычева

политика кпрф 1-1 <5 ^ "ч Мосгордуме

НОБНИК » м Тй К Н Й^ГРПГРЙ * I москвич ^ о яЕ Й Й Р * Сергеи а *

столицап 8^0 Ю □ д

леонид н ^ ^ н | й »>

странагусев 8 а кандидатура |

о\ ^ а

^ рз й

я ^

£ д й) 2 ¡4

Рис. 2. Семантическое ядро информационного потока КПРФ в московском сегменте социальных медиа

Семантика информационного потока КПРФ показывает, что контекст представленности партии сосредоточен вокруг выборов мэра Москвы. Об этом свидетельствует высокая упоминаемость как самого Леонида Зюганова как партийного кандидата, так и его оппонентов - Сергея Собя-нина, Владислава Даванкова, Дмитрия Гусева, Бориса Чернышова. Содержание информационного потока КПРФ в отличие от выборов 2021 года стало более формализованным и однообразным. Хотя лексическая конструкция группы акторов остаётся неизменной («собянин», «зюганов», «ступин», «енгалычева», «зубрилин»), актуальные политические процессы (за исключением специальной военной операции на Украине), исторические символы и идеологические паттерны практически отсутствуют.

Рис. 3. Локализация информационного потока информационного потока КПРФ в московском сегменте социальных медиа

Информационный поток КПРФ в большей степени локализован в социальной сети «ВКонтакте» и «Одноклассниках» - на две площадки приходится более 9 % сообщений (см. рис. 3). Подобное распределение информационного потока естественно для крупных российских политических партий, в число которых входит КПРФ [9]. Хотя текущее распределение информационного потока по цифровым площадкам соответствует традиционной аудитории партии, низкая представленность КПРФ в набирающем популярность среди российских пользователей мессенджере «Telegram» создаёт барьеры для увеличения её аудитории за счёт другой возрастных групп пользователей [15-17]. На данный момент около 80 %

аудитории КПРФ составляют люди 40-59 и старше 60 лет, при этом последняя возрастная группа составляет порядка 45 % (табл. ). Доля молодых избирателей, вовлечённых в информационный поток партии составляет менее 4 %, что свидетельствует о низком потенциале масштабирования электоральной поддержки партии за счет молодежной аудитории в текущем электоральном цикле.

Возрастная структура аудитории, вовлеченной в информационный поток КПРФ в московском сегменте социальных медиа

Возрастная группа Число авторов Доля, в %

Младше 17 56 1,5

18-24 118 3,6

25-39 409 11,6

40-59 1332 37,9

Старше 60 1593 45,4

В собранном социальном графе, отражающем архитектуру информационного потока московского отделения КПРФ отмаркированы лидеры и центры общественного мнения, напрямую или косвенно аффилированные с партией (зеленым маркером), а также не связанные с партией акка-унты (красным маркером). Цифровая инфраструктура КПРФ обладает средней плотностью общих связей, но высоким уровнем взаимного пересечения (рис. 4). В то же время цифровая инфраструктура партии слабо управляема, так как московские коммунисты отличаются разной вовлеченностью в федеральную повестку. Депутатов Мосгордумы можно разделить на две группы. Первую группу возглавляет депутат Екатерина Енгалычева, которая глубоко вовлечена в федеральную повестку и/или не связанную со столичной тематикой. Второй блок аккаунтов сосредоточен вокруг руководителя фракции КПРФ в московском парламенте Николае Зубрилине, который в большей степени погружён в московскую и партийную повестку. Вхождение оппозиционно настроенных депутатов Мосгордумы (Михаил Тимонов, Сергей Митрохин и Максим Круглов и другие) в сетевые ха-бы партии указывает на внутреннюю разобщенность и несогласованность по вопросу цифровой коммуникации. С одной стороны, коммунисты стремятся поддерживать собственную инфраструктуру, а с другой - также вовлечены в информационный поток своих прямых оппонентов.

Рис. 4. Архитектура информационного потока КПРФ в московском

сегменте социальных медиа

Отдельное внимание стоит обратить на аккаунт кандидата в мэры Москвы от КПРФ Леонида Зюганова. За исследуемый период Зюганов мало упоминается или вовсе не попадает в сетевую структуру других репрезентированных в информационном потоке московских коммунистов (Екатерина Енгалычева - 9 раз, Елена Янчук - 5 раз, Николай Зубрилин - 3 раза, Сергей Савостьянов - 2 раза, Павел Тарасов - 1 раз. Любовь Никитина и Виктор Максимов, который является еще и доверенным лицом кандидата, вообще не распространяли публикации партийного кандидата в мэры Москвы.

За наблюдаемый период Леонид Зюганов также имеет невысокую упоминаемость в социальных медиа. Персональный Те^гат-канал кандидата создан лишь в мае 2023 года, а публикации посвящены исключительно ходу предвыборной кампании. Для содержания информационного потока кандидата характерны традиционные партийные проблемы: превалирование формального и политического контента, низкая интегрирован-

ность в партийные потоки. Такая разобщенность в контенте московских коммунистов отрицательно сказывается на электоральных итогах выборов. Большее количество цифровых сообществ, включённых в отобранный авторами граф, никак не связаны с коммунистической партией, в том числе крупные новостные сообщества, анонимные политические площадки, ак-каунты военных корреспондентов. С одной стороны, это может помочь партии охватить широкое социальные группы и повысить свои электоральные результаты, с другой - эффективность такой стратегии на региональных выборах вызывает сомнения из-за рисков отрыва от регионального и локального социально-политического ландшафта.

Выводы. Цифровая инфраструктура партии КПРФ в Москве обладает как собственными уникальными преимуществами, так и очевидными недостатками. Коммунистическая партия стабильно присутствует в информационном пространстве и работает с целевыми группами в наиболее популярных среди таргетных групп сегментах социальных медиа. Партийные представители создают точечные инфоповоды, которые повышают узнаваемость КПРФ, а структура цифровых сообществ партии демонстрирует некоторую управляемость. В то же время преимущества партийной цифровой инфраструктуры формируют проблемные зоны. Московское отделение КПРФ испытывает трудности в создании весомых и регулярных инфоповодов. Исход высоко репрезентированных в социальных медиа политиков из партии лишь усугубляет проблемы цифрового менеджмента. Росту упоминаний партии в информационном пространстве способствуют не выступления или инициативы, а отстраненные от партии организации и сетевые акторы. Более того, динамика информационного потока партии не увеличивается по ходу избирательной кампании, что негативно сказывается на характере взаимодействия партийного кандидата с целевыми группами с использованием технологий цифровых коммуникаций. Концентрация информационных потоков лишь на двух цифровых площадках создаёт трудности в работе с новыми группами пользователей для решения задачи масштабирования электоральной поддержки.

Список литературы

1. Digital 2022: The Russian Federation. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-russian-federation (дата обращения: 01.11.2023).

2. Азаров А.А., Бродовская Е.В., Лукушин В.А. Цифровые сообщества новых политических партий в России (2020 г.) // Власть. 2020. Т. 29. № 1. С. 77-83.

3. Векторы трансформации партийной системы и электоральных ожиданий россиян / Е.В. Бродовская, С.Е. Заславский, А.Ю. Домбровская, В.А. Лукушин // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2023. № 1(173). С. 96-120.

4. Сморгунов Л.В. Сетевые политические партии // Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 21-37.

5. Чижов Д.В. Формирование имиджа российских политических партий в сети Интернет // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 313-338.

6. Рязанова Л.В. Развитие массовой самокоммуникации в рамках web-технологического подхода // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. № 8(4). С. 116-120.

7. Chadwick A., Stromer-Galley J. Digital Media, Power, and Democracy in Parties and Election Campaigns // International Journal of Press/Politics.

2016. Vol. 21. № 3. P. 283-293.

8. Gerbaudo P. The Digital Party: Political Organisation and Online Democracy. London: Pluto Press, 2019. 240 p.

9. Мухаметов Д. Р. Политические партии в цифровой реальности. Партии сетевого контроля и сетевой координации // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2021. № 2 (373). С. 59-70.

10. Бродовская Е. В., Карзубов Д. Н., Лукушин В. А. Анализ эффективности цифровых коммуникаций КПРФ на старте избирательной кампании 2021 г // Власть. 2021. № 4. С. 61-66.

11. Бродовская Е.В. Цифровой менеджмент в деятельности российских политических партий: проблемное поле управления информационными потоками в социальных медиа // Власть. 2020. № 6. С. 81-88.

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 c.

13. Сморгунов Л.В., Шерстобитов А.С. Политические сети. Теории и методы анализа. М.: Аспект Пресс, 2014. 320 с.

14. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа / Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Д.Н. Карзубов, А.В. Синяков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.

2017. № 5. C. 79-141.

15. В Минобрнауки назвали Telegram самой популярной среди молодежи платформой [Электронный ресурс]. URL: https: // www.rbc.ru /technology and media/15/08/2023/64db19d89a7947cf83c74dfb?ysclid=llcjc1b v4n861431343 (дата обращения: 10.07.2023).

16. Пережил блокировку и обогнал «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6159037?ysclid=llcjci8zkg342460 313 (дата обращения: 01.11.2023).

17. Аудитория Telegram: исследование Mediascope [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/news/1601603/ (дата обращения: 01.11.2023).

Бродовская Елена Викторовна, д-р полит. наук, проф., evbrodovskaya@fa.ru, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ; главный научный сотрудник Центра политических исследований, директор Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга,

Кравчук Иван Дмитриевич, стажер-исследователь, магистрант kravchukid19@gmail.com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ, Центр политических исследований,

Полюшко Елизавета Дмитриевна, стажер-исследователь, магистрант polyushko.ed@,gmail.com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ, Центр политических исследований,

Гайваль Антон Игоревич, магистрант, josech888@gmail.com, Россия, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ

ASSESSMENT OF DIGITAL MANAGEMENT OF THE COMMUNIST PARTY IN MOSCOW

IN THE 2023 ELECTORAL CYCLE

E.V. Brodovskaya, I.D. Kravchuk, E.D. Polyushko, A.I. Gaival

The article presents the results of an applied political study of the digital management of the Moscow branch of the Communist Party of the Russian Federation during the 2023 Voting Day. The research methodology based on the principles of social media predictive analytics. Research methods include automated social media analysis of information flows, network analysis of digital communities (method of constructing and analyzing social graphs). The assessment of the functionality of the digital management of the Communist Party of the Russian Federation was carried out according to the following parameters: ensuring uniformity of information flow, meaningful content, localization in various segments of social media, age characteristics of involved users, density of relationships and integration of party digital structures. Based on the results of the study, the authors identify the key advantages and disadvantages of the digital infrastructure of the Communist Party of the Russian Federation in Moscow and determine the main directions for increasing the efficiency of digital communications of the political party

Keywords: political parties, Communist Party of the Russian Federation, information flow, digital communications, digital infrastructure, digital management, social media predictive analytics, social media analysis, network analysis.

Brodovskaya Elena Viktorovna, doctor of political sciences, professor, evbrod-ovskaya@fa.ru, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation; Chief Researcher at the Center for Political Studies, Director of the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering,

Kravchuk Ivan Dmitrievich, intern, master's student, kravchukid19@,gmail. com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation; Center for Political Studies,

Polyushko Elizaveta Dmitrievna, intern, master's student, polyushko.ed@,gmail.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation; Center for Political Studies,

Gaival Anton Igorevich, master's student, josech888@gmail.com, Russia, Moscow, Financial University under the Government of the Russian Federation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.