7. Тухватуллина Е.В. Оценка инновационного потенциала экономических систем / Е.В. Тухватуллина, Е.В. Евтушенко // Нефтегазовое дело. - 2013. - №11-3. - С. 160-164.
© Копылакова М.С., 2015
УДК 332.01
А.В.Захарин, студ.гр. 050400.62 Е.С.Королева , студ.гр. зНОПОб-11-1 Г.В.Кузина, ст.преподаватель кафедры Экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И.Носова»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИКИ РАБОТНИКАМ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ АНО
ДПО КЦПК «ПЕРСОНАЛ»)
Цель работы заключается в разработке предложений по внедрению информационно -коммуникационных технологий в процесс обучения дисциплины «Экономика» для работников металлургических предприятий.
Для осуществления выбранной цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические основы информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе;
• раскрыть все возможности использования ИКТ при подготовке работников металлургических предприятий;
• исследовать разнообразные виды информационных средств, которые используются в образовательном центре КЦПК «Персонал» для подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников металлургических предприятий;
• предложить новый способ обучения, позволяющий производить эффективную подготовку персонала по дисциплине «Экономика» на основе использования ИКТ.
Актуальность работы: необходимость повышения знаний в области подготовки персонала металлургических предприятий, опирающиеся на современные информационно-коммуникационные технологии.
Объектом проводимого исследования является автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Корпоративный центр подготовки кадров «Персонал».
За годы своей деятельности КЦПК «Персонал» стал одним из лучших учебных центров страны. Он вырос в самостоятельное, мобильное, прогрессивное учебное предприятие корпоративного типа, которое обеспечивает необходимую подготовку кадров для эффективной работы как Магнитогорского металлургического комбината и его дочерних обществ, так и других крупных предприятий города и региона.
На сегодняшний день для подготовки высококвалифицированных специалистов в металлургической промышленности корпоративный центр эффективно использует различные типы обучающих систем и материалов, среди которых:
• компьютерные тренажеры, предназначенные для формирования навыков осознанного управления технологическим процессом на конкретном рабочем месте;
• комплексные тренажеры представляют собой гибрид реального физического пульта управления и виртуального тренажера. Цель применения таких приборов: выработать рефлекторную моторику при управлении механизмами на конкретном агрегате;
• анимационные ролики - это фильмы, выполненные с помощью средств компьютерной графики и анимации, предназначенные для демонстрации, как на экране персонального компьютера, так и на экране в аудитории. С их помощью самая сложная для восприятия информация становится простой и доступной. К достоинствам анимационных роликов относят наглядное и последовательное представление информации;
• электронные плакаты наглядно передают любую информацию в виде статичных или динамических изображений и могут использоваться в качестве дополнительных пособий при обучении. Электронные плакаты имеют ряд достоинств: 1) позволяют отображать динамические процессы; 2) со временем не теряют своих изначальных качеств: картинка всегда остается яркой, четкой, наглядной, а текст читабельным; 3) любой фрагмент плаката можно увеличить и рассмотреть его детально, при этом качество увеличенного фрагмента не ухудшится; 4) их можно собирать в курсы, в рамках которых они будут структурированы по темам, что позволит быстро находить нужный плакат.
В центре подготовки кадров «Персонал» на кафедре «Экономика и менеджмент» совместно с ведущей российской компанией по разработке, поставке, внедрению и сопровождению программных продуктов и Интернет-технологий в области оценки, обучения и развития людей «Прометей» разработаны дистанционные курсы по дисциплине «Экономика предприятия».
Электронный учебный курс предназначен для повышения квалификации руководителей-производственников от мастера до начальника цеха, а также для подготовки резерва руководителей. Курс формирует основные знания и умения из области экономики цеха/участка, необходимые линейному менеджеру.
Обучающая программа представляет собой совокупность учебно-методических сведений и практических упражнений, разбитых на четыре основных раздела: основные средства, оборотные средства, учет и управление затратами цеха и показатели эффективности работы предприятия. К каждому разделу прилагается аннотация, которая определяет особенности содержания раздела, цели и ожидаемый результат обучения.
В данном курсе используются графические файлы, цветные иллюстрации и анимации, позволяющие улучшить наглядность представляемого материала, таким образом, способствуя повышению уровня усвояемости соответствующей учебной информации. Лекционная часть четко организована, разделена на небольшие, легко воспринимаемые и логически завершенные фрагменты учебного материала. Изучаемые темы представлены в форме диалога, тем самым поддерживается своеобразный контакт между обучающимся и «электронным» преподавателем. Значимая информация выделена особыми знаками, что улучшает развитие визуальной памяти.
Электронный курс построен следующим образом: обучающийся читает материал по теме, после чего ему задаются некоторые вопросы и задания. На ответы преподаватель дает соответствующий комментарий либо показывает правильное решение.
Таким образом, разработанный организационно-методический электронный курс позволяет обучающим изучить представленную дисциплину, не отрываясь от основной деятельности.
Однако, для более осознанного и прочного усвоения слушателями учебной информации, повышению эффективности обучения и креативности обучаемых, мною было предложено внедрить в данный курс электронную рабочую тетрадь, применение которой является современным способом ведения учебного процесса.
Основные цели электронной рабочей тетради:
• улучшение качества образования;
• повышение эффективности всего учебного процесса за счет его индивидуализации;
• экономия времени слушателей за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;
• использование инновационных методов обучения;
• нацеливание слушателей на самостоятельное овладение учебным материалом и поиск дополнительных информационных ресурсов, в итоге расширяются когнитивные способности, укрепляется сознание в самообразовании, что позволяет облегчить усвоение современной информации и сформировать необходимые компетенции.
Учитывая все перечисленные достоинства, открывается широкий спектр применения электронной рабочей тетради. Они могут стать незаменимыми не только на дистанционных курсах в КЦПК «Персонал», но и в высших учебных заведениях при очной и заочной формах обучениях. А также на учебных занятиях в сфере начального и средне профессионального образования. Список использованной литературы:
1. Рахлис Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007.
2. Савинова Т.Л. Проблемы эффективности инвестиционной политики предприятия. Экономика и политика. 2012. № 5(5). С.65-69.
3. Усманова К.Ф., Федоров Д.Н. Организация предприятий экономики. Экономика и политика. 2012. №5 (5). С. 76-77.
© Королева Е.С., Захарин А.В., Кузина Г.В., 2015
УДК 332.012
О.В. Костенко
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой денег, кредита и финансов ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия
г. Киров, Российская Федерация
ЦЕЛИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КЛАСТЕРЕ
Аннотация
Пирамида стратегий кластера включает три уровня: кластерная стратегия регионального развития, стратегия развития кластера, стратегия участия отдельного предприятия в кластере. Вхождение предприятия в кластер будет зависеть от его стратегических установок, складывающихся внешних условий, а также целей участия в кластере. Это могут быть новые возможности роста бизнеса, повышение конкурентоспособности, развитие вертикальных и горизонтальных связей, повышение статуса предприятия за счет участия в кластере, пользование кластерными сервисами. Участие предприятия в кластере может быть эпизодическим, периодическим и стратегическим. Более успешное и устойчивое развитие кластера возможно, когда участие в кластере становится для предприятий частью их стратегии.
Ключевые слова
Кластер, стратегия развития кластера, уровни управления развитием кластера, цели участия
предприятия в кластере.
Работа выполнена в ФГБНУ СВРАНЦ и ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.