• улучшение качества образования;
• повышение эффективности всего учебного процесса за счет его индивидуализации;
• экономия времени слушателей за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия;
• использование инновационных методов обучения;
• нацеливание слушателей на самостоятельное овладение учебным материалом и поиск дополнительных информационных ресурсов, в итоге расширяются когнитивные способности, укрепляется сознание в самообразовании, что позволяет облегчить усвоение современной информации и сформировать необходимые компетенции.
Учитывая все перечисленные достоинства, открывается широкий спектр применения электронной рабочей тетради. Они могут стать незаменимыми не только на дистанционных курсах в КЦПК «Персонал», но и в высших учебных заведениях при очной и заочной формах обучениях. А также на учебных занятиях в сфере начального и средне профессионального образования. Список использованной литературы:
1. Рахлис Т.П. Педагогические условия повышения эффективности экономического образования студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2007.
2. Савинова Т.Л. Проблемы эффективности инвестиционной политики предприятия. Экономика и политика. 2012. № 5(5). С.65-69.
3. Усманова К.Ф., Федоров Д.Н. Организация предприятий экономики. Экономика и политика. 2012. №5 (5). С. 76-77.
© Королева Е.С., Захарин А.В., Кузина Г.В., 2015
УДК 332.012
О.В. Костенко
к.э.н., доцент, заведующий кафедрой денег, кредита и финансов ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия
г. Киров, Российская Федерация
ЦЕЛИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УЧАСТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КЛАСТЕРЕ
Аннотация
Пирамида стратегий кластера включает три уровня: кластерная стратегия регионального развития, стратегия развития кластера, стратегия участия отдельного предприятия в кластере. Вхождение предприятия в кластер будет зависеть от его стратегических установок, складывающихся внешних условий, а также целей участия в кластере. Это могут быть новые возможности роста бизнеса, повышение конкурентоспособности, развитие вертикальных и горизонтальных связей, повышение статуса предприятия за счет участия в кластере, пользование кластерными сервисами. Участие предприятия в кластере может быть эпизодическим, периодическим и стратегическим. Более успешное и устойчивое развитие кластера возможно, когда участие в кластере становится для предприятий частью их стратегии.
Ключевые слова
Кластер, стратегия развития кластера, уровни управления развитием кластера, цели участия
предприятия в кластере.
Работа выполнена в ФГБНУ СВРАНЦ и ФГБОУ ВО Вятская ГСХА.
Процессы научно-технологического и технического развития, усложнение хозяйственных связей, глобализация экономики естественным образом привели к тому, что в современном мире кластеры стали объективной экономической реальностью. В современной экономике активное формирование и развитие кластеров является результатом не только естественных процессов кластеризации в экономике, но и следствием широкого применения кластерного подхода на уровне государственного управления. Однако создание и стимулирование развития кластеров - серьезное мероприятие долгосрочного характера, которое может быть успешным лишь в случае комплексного подхода к его решению. Столь сложный объект управления не должен развиваться стихийно, если он выбран в качестве возможной точки роста региональной экономики. Основой развития кластера должен стать стратегический подход.
Стратегия развития кластера - относительно новое понятие для экономической науки. За пятьдесят лет интенсивного развития стратегического менеджмента широкое развитие получили вопросы стратегического менеджмента на уровне отдельной организации (предприятия) [1]. Значимые шаги сделаны в сфере стратегического планирования на государственном уровне. На фоне этого разработка стратегии развития кластеров является новым, пока еще недостаточно разработанным направлением стратегического планирования.
Кластер - сложная социально-экономическая система, вписанная в пирамиду социально-экономических систем других уровней. Это обстоятельно должно быть положено в основу системного описания стратегии кластера. Пирамида стратегий, обеспечивающих развитие кластера, по нашему убеждению, включает стратегии трех уровней и субъектов управления:
- кластерная стратегия регионального развития, которая находит выражение в региональной кластерной политике;
- стратегия развития кластера, которая в свою очередь тоже должна иметь свою структуру, с обязательным выделением ключевых направлений;
- стратегия развития каждого отдельного предприятия (организации), которая кроме традиционных элементов должна быть дополнена разделом по участию данного предприятия в кластере.
Стратегия участия отдельного предприятия (организации) в кластере - третий, нижний организационный уровень в системе управления развитием кластера. Парадокс в том, что именно на этом уровне протекают основные процессы развития кластера. Региональная кластерная политика и стратегия развития кластера лишь создают условия и задают направления. Рост кластера осуществляется исключительно за счет присоединения новых участников и развития кооперации между ними. Поэтому исследование условий, мотивов и механизмов этого процесса исключительно важно для обоснования и принятия правильных решений, как на уровне региональных органов власти, так и руководства кластера. Вхождение в кластер будет зависеть от ряда обстоятельств: собственной стратегии развития предприятия, складывающихся внешних условий, а также мотивов и стимулов участия в кластере. Очевидно, что такое решение может быть принято, только оно несет предприятию некие выгоды и преференции.
Анализ научных публикаций, посвященных целям и выгодам от участия предприятия в кластере, позволил выделить несколько основных направлений. Первое - возможности роста бизнеса. Так, В.И. Самаруха [2, с.235] указывает на расширение объемов производства товаров и услуг участниками кластера, Д.И. Калашников [3, с.11] - на стремление «развиваться в сторону специализации». Есть примеры указания на направления роста. Гораздо более конкретная цель участия в кластере - выход на новые рынки сбыта, увеличение рыночной доли предприятия [4, с.17]. Называются также рост репутации и популярности торговой марки [5], усиление бренда [4].
Второе направление - развитие вертикальных и горизонтальных связей между предприятиями в кластере. Как отмечает И.Г. Дежина [6, с.31], кластер облегчает вхождение в глобальные цепочки и сети создания продуктов и технологий. Возможны перестройка и оптимизация бизнес-процессов [4], использование разных форм аутсорсинга, в том числе НИОКР [6], улучшение результатов «входных» звеньев
цепочки ценности. Д.И. Калашников [3] в качестве цели участия в кластере называет стремление предприятий иметь доступ к квалифицированной рабочей силе. Развитие горизонтальных связей может осуществляться посредством реализации кластерных проектов и программ [4].
В качестве самостоятельного направления целей участия в кластере указывают также на возможности повышения конкурентоспособности продукции - либо за счет повышения ее качества [4], либо за счет снижения цен, сокращения издержек [3, 4] в производстве, логистике, при выходе на новые рынки и в других операциях. Однако это - следствие роста предприятия в условиях кластера и развития кооперации.
Третье направление - возможность пользоваться различными кластерными сервисами. Это могут быть, например, разнообразные виды информационной поддержки. Так, в интересах кластеров Верхней Австрии [7, с. 15] ведутся базы данных, справочники компаний, осуществляется консультирование и другие виды информирования. Кластеры проводят регулярные специализированные мероприятия, организуют и поддерживают совместные проекты и т.д. В совокупности речь идет о мероприятиях региональной кластерной политики и организации - менеджера кластера. Пишут также о возможности предприятий получать в кластере доступ к различным ресурсам [6], технологическим и другим сервисам, технологиям и знаниям [7, с.16] и т.п.
Четвертое направление основано на том, что вхождение в кластер повышает статус входящих в него компаний [5], увеличивает социально-политический вес системы [4]. Это важно, поскольку дает возможность лоббировать собственные интересы [3], решать проблемы развития инфраструктуры за счет программ государственной поддержки. Надо отметить, что в современных российских условиях эти цели создают весьма сильную мотивацию для формирования кластеров и участия в них.
Справедливости ради надо сказать, что в процессе анализа нами были выявлены ряд иных представлений о целях участия предприятий в кластерах. Некоторые из них мы склонны рассматривать скорее как следствие, но не цели участия в кластере. Сюда можно отнести, например, изменение предпринимательской культуры или рост доверия [6]; синергию и диверсификацию рисков [4]; инновационную активность и внедрение инновационных технологий [2], повышение качества управления и рост капитализированной стоимости [4].
Кроме того, имеют место отдельные опасные, с нашей точки зрения, для эволюции кластера утверждения. Так, А.Г. Боев [4] в качестве цели участия в кластере называет стремление предприятия оказывать влияние на рыночные цены. В.И. Самаруха [2] допускает проведение единой ценовой политики на товарном рынке. С подобными утверждениями категорические не согласна И.Г. Филиппова [8, с.4], которая считает, что это - проявление рыночной власти и полная противоположность конкуренции.
Нельзя согласиться и с утверждением о том, что целью участия в кластере является слияние капиталов предприятий, как утверждает А.Г. Боев [4]. Это как минимум не обязательно, поскольку кластер изначально рассматривается как совокупность независимых агентов, в том числе конкурирующих между собой.
Можно выделить еще одно, пятое направление. Все предыдущие заключались в использовании различных возможностей (роста, развития, улучшения и т.д.). Однако в практике бизнеса нередко компания встает перед необходимостью кардинального пересмотра стратегии, столкнувшись с проблемами. Именно на такой подход указывает Д.И. Калашников [3] и иллюстрирует его примерами вузов (претензии работодателей к качеству подготовки выпускников) и научно-исследовательских учреждений (востребованность прикладных НИР и НИОКР).
Участие предприятия в кластере может осуществляться эпизодически или регулярно, быть скорее формальным или составлять один из основных блоков его стратегии развития. Основываясь на перечисленных выше направлениях, можно привести следующую схему (рисунок 1).
Эпизодическое участие предприятия в кластере может начаться с приглашения принять участие в кластерных событиях разного рода - форумах, стратегических сессиях, заседаниях рабочих групп и т.д. Как правило, организаторы стремятся собрать возможно более широкий круг участников, связанных общими
сферами деятельности или иными интересами.
I Активное участие в кластере, часть стратегии предприятия:
I - не зависит от наличия официального статуба участника кластера; I - активное развитие кооперации по вертикали ^горизонтали, инициирование и I участие в кластерных пгаюктах (результат - реорганизация цепочек ценности. I снижение издержек, тошышенпе качества прод\тст\ 1шновации - рост бизнеса)
Периодическое учасуне в кластере: \
- официальный статус участника кластера; \
- пользуется разгатаными сервисами и услугами кластера. \
- вносит членсюге взносы; \
- имеет пошгомочия участвовать в выработке решений кластера \
Эптодидеское участие предприятия в кластере:
- неофициальный статус участника кластера;
- присутствие на отдельных мероприятиях кластера (по выбору); -не вносит членские взносы;
¿не имеет полномочий участвовать в выработке решений кластера
Рисунок 1 - Уровни участия предприятия в кластере
Дальнейшее их участие в кластерных отношениях будет зависеть от целого ряда факторов, в том числе субъективного и психологического плана. Сложившиеся интересы и первые успехи могут дать сильный толчок к дальнейшему сотрудничеству. Различного рода сервисы, предоставляемые организацией -менеджером кластера, Центрами кластерного развития или другими институтами развития, способны перевести эпизодические контакты в периодические. Появляется смысл официально вступить в кластер, при необходимости вносить членские взносы, участвовать в принятии решений по поводу развития кластера.
Однако основной целью следует считать выход на третий уровень, когда на основе устойчивых партнерских отношений между предприятиями и организациями кластера идет активный поиск возможностей снижения затрат, развития продукта, выхода на новые рынки и в целом роста бизнеса каждого участника. Тогда работа в кластере становится для предприятия частью его стратегии, а кластер получает новые возможности для развития.
Список использованной литературы:
1 Костенко О.В. Стратегический менеджмент на примере предприятий АПК: Учебное пособие для бакалавров направления 080200.62 «Менеджмент», профиль «Экономика и менеджмент на предприятии (в АП)» / Издание 2-е. доп. и перераб.. - Киров: Вятская ГСХА, 2014.- 233с.
2 Самаруха, В.И. Формирование кластеров в сельском хозяйстве региона // Наука. Инновации. Образование. - 2008. - N 7. - С. 231-242.//
http://www.riep.ru/upload/iblock/5fb/5fb9043b1ddf695e897f5b459dd70860.pdf (дата обращения 20.08.2015).
3 Калашников, Д.И. Управление формированием кластеров в регионе (на примере сферы образования) [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. -Курск, 2012. - 24с.
4 Боев А.Г., Воронин С.И. Методические основы оценки целесообразности интеграции предприятий в промышленные кластеры // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2010. - № 3. - С. 15-19 // http://elibrary.ru/download/90837075.pdf
5 Ленчук, Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран // Экономический портал // http://institutiones.com/strategies/1928- (дата обращения 03.08.2015).
6 Дежина, И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? / Дежина И.Г. - М.: Издательство Института Гайдара, 2013. - 124 с. //
http://www.iep.ru/files/RePEc/gai/rpaper/122Dezhina.pdf (дата обращения 15.08.2015).
7 Управление территориальными кластерами: лучшие международные практики. - НИУ Высшая школа экономики, 2015. - 64с.
8 Филиппова, И.Г. Анализ факторов эффективной кластеризации // http://garevna.ucoz.com/panel_top-new.html?2 (дата обращения 04.08.2015).
© Костенко О.В., 2015
УДК 657
Н.Н. Кофанова
магистрант 1 курса экономический факультет Курский Государственный Университет г.Курск, Российская Федерация
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению методов управления прибылью на предприятии. Рассмотрены основные функции прибыли, подробно охарактеризованы методы управления прибылью.
Ключевые слова
Прибыль, управление прибылью, методы управления, функции прибыли.
Главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли. На современном этапе развития прибыль является не только источником развития предприятия, но и создает базу для роста национальной экономики в целом. Прибыль является движущим мотивом деятельности организации, а также основным источником формирования финансовых ресурсов на предприятии. Следует помнить, что прибыль - это главный критерий эффективности производственной деятельности.
Прибыль выполняет определенные функции, а именно, оценочную, стимулирующую и фискальную [1, с.103]. Рассмотрим их более подробно.
Оценочная функция - прибыль дает оценку эффективности хозяйственной деятельности организации. Но в этом случае для анализа деятельности нельзя использовать только показатель прибыли, необходим комплекс показателей, так как невозможно будет в полной мере изучить все аспекты эффективности. Прибыль отражает конечный результат деятельности. Стимулирующая функция прибыли проявляется в финансировании производственной деятельности, а также денежном поощрении работников и научно-техническом развитии производства. Каждый предприниматель должен понимать, что рост доходов может произойти лишь в том случае, если часть прибыли будет вложена в развитие компании. Фискальная функция заключается в следующем: прибыль - это основной источник отчислений в бюджет государства и внебюджетные фонды. Эти отчисления поступают в государственную казну в виде налогов и используются для финансирования основных функций, которые выполняет государство.