Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ'

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / COMMUNICATION / MANAGEMENT / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богма К.А.

В данной статье актуализируется роль и функции информационных и коммуникационных технологий как одного из основных драйверов экономического и социального развития организации любого масштаба. Также особое внимание уделено практике внедрения коммуникаций, аргументируется, что они являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богма К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A DRIVER OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT

This article actualizes the role and functions of information and communication technologies as one of the main drivers of economic and social development of organizations of any scale. Also, special attention is paid to the practice of introducing communications, it is argued that they are the main necessary condition for the successful achievement of the organization's goals.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 330

Богма К.А., к.социол.н. преподаватель отделение СПО

Южно-Российский институт управления-филиал РАНХиГС

Россия, г. Ростов-на-Дону «ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК ДРАЙВЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ»

Аннотация: в данной статье актуализируется роль и функции информационных и коммуникационных технологий как одного из основных драйверов экономического и социального развития организации любого масштаба. Также особое внимание уделено практике внедрения коммуникаций, аргументируется, что они являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей.

Ключевые слова: коммуникации, менеджмент, управление, эффективность, результативность.

Bogma Ch.A.

candidate of social Sciences, Lecturer in the Department SPO South-Russian Institute of management-branch of Ranepa

Rostov-on-don

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS A DRIVER OF ECONOMIC AND SOCIAL DEVELOPMENT

Abstract: this article actualizes the role and functions of information and communication technologies as one of the main drivers of economic and social development of organizations of any scale. Also, special attention is paid to the practice of introducing communications, it is argued that they are the main necessary condition for the successful achievement of the organization's goals.

Keywords: communication, management, management, efficiency, effectiveness.

На лидирующие позиции в мире начинают выходить не только страны, которые обладают наибольшим количеством природных, энергетических и других видов ресурсов, а страны, которые опираются на инновационные научно-технические и экономические идеи, передаваемые при помощи инновационных средств передачи информации. Эти страны быстрее других создают, апробируют и эффективно используют коммуникационные технологии в процессе производства и управления. Эффективное управление коммуникационным процессом может стать важнейшим ресурсом экономического развития различных стран, в том числе и России.

В современном информационном обществе роль коммуникации постоянно возрастает за счет увеличения объема информации. Происходит радикальное количественное и качественное изменение информационной

сферы, сопровождающееся коренным преобразованием не только экономической, технической, социокультурной, но и управленческой составляющей коммуникационных процессов, происходящих в обществе 1, при этом коммуникация становится составной обязательной частью менеджмента в рамках стратегического управления организацией в целом.

Считаем целесообразно обратить свое научное внимание к термину «коммуникация», который вошел в научный оборот с начала ХХ в. Наличие более чем сорок подходов к смысловой интерпретации данной дефиниции в различных отраслях и сферах человеческой деятельности, обусловило и множество подходов к типологизации коммуникаций, которые сводятся к следующему - это процесс, в ходе которого осуществляется обмен идеями, знаниями, интеллектуальной собственностью и информацией между субъектами: двумя и более людьми, что в результате приводит к взаимному пониманию.

Возросшая роль коммуникативных взаимодействий в функционировании и развитии современных организаций выдвигает на первый план проблему управления коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и ее средой с целью проведения оптимально благоприятных для организации коммуникационных процессов.

Управление коммуникациями или коммуникационный менеджмент является составной частью общественной жизни. Какую бы сферу жизни общества ни сделать объектом изучения: экономику, политику или социальную сферу, в каждой из них определяющим условием ее функционирования является коммуникация как процесс обмена информацией.

В теории и практике управления существуют различные подходы к определению сущности коммуникационного менеджмента, выделяются множественные концепции и модели, такие как концепция пропаганды, теории «паблик рилейшенс» по Айви Ли, суть которой заключается в том, существует реальная зависимость между положительной публикацией в СМИ о той или иной компании и достижениями ими новых успехов, то есть главная задача коммуникационного менеджера - это работа с прессой. Э.Бернайс выделял в коммуникации инженерно-конструкторский характер и объяснял возможность управлять массами посредством верно сконструированного информационного потока2.

Таким образом, определение сущности коммуникационного менеджмента сводится к основным направления научной мысли:

1. Коммуникационный менеджмент как вид управления экономическими системамиЗ;

1 Чемоданова О.Н. Роль коммуникационного менеджмента в повышении эффективности управления современными организациями // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. №8. С. 80-85.

2 Радушинский Д.А. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2015. С. 56.

3 Блинов А. О. Стратегическое задачи страны и развитие высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 6-12.

2. Коммуникационный менеджмент как один из видов деятельности организации;

3. Коммуникационный менеджмент как синоним связями с общественностью (PR-деятельностью)4;

4. Коммуникационный менеджмент как деятельность, включающую в себя всю совокупность управленческих процедур и операций.

Повышение эффективности управления современной организацией зависит от целого ряда факторов экономического характера как на микро-, так и на макроуровне, а также организационного, информационного, политического характера5.

В состав организационно-информационных факторов и входит система коммуникаций, функционирование которой осуществляется аппаратом коммуникационного менеджмента. При этом интерпретация коммуникации как средства обработки и передачи различных видов информации дает возможность обеспечивать необходимые информационные связи с другими организациями и компаниями в процессе управления, а также получать и передавать необходимую информацию для выработки эффективных управленческих решений, для досижения поставленных целейб.

Таким образом, важность и функциональное содержание коммуникационного менеджмента обусловлена следующим:

1. амбивалентность природы, то есть коммуникация — это источник и носитель информации;

2. получение и передача информации участниками коммуникации посредством общения, как во внутренней, так и во внешней среде компании;

3. коммуникация как инструмент реализации стратегических планов организации;

4. коммуникации имеют особое значение для сохранения целостности и жизнеспособности компании. 7

Коммуникационный менеджмент в организации выполняет ряд задач. К ним относят стратегические (создание информационной инфраструктуры организации и управление коммуникациями), тактические и оперативные задачи (разъяснение позиций и направления развития организации, обеспечение конкурентоспособности, снижение себестоимости производства, информационно-коммуникативное обеспечение

управленческих, формирование корпоративной философии, имиджа и корпоративной культуры, организация эффективных коммуникаций в условиях кризисов и конфликтов).

Рассмотрим также функции коммуникационного менеджмента.

4 Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управление изменениями. М.: Дашков и Ко, 2014. С . 87.

5 Розинская Н. А. Становление российского бюджетного законодательства // Финансы. 2009. № 2. С. 70-74.

6 Ядова Н. Е. Цели и задачи коммуникационного менеджмента как фактора развития технологических предпринимательских структур // бизнес. Образование. Право. 2016. №4 (37). С. 189-194.

7 Костылева, Н.В. Управление коммуникациями в менеджменте : учеб. пособие / Н.В. Костылева, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— с. 9.

Во-первых, это аналитико-прогностическая функция, которая реализуется через анализ информации, состояния дел; прогнозирование событий, тенденций.

Во-вторых - организационно-управленческая функция, а именно обеспечение целей организации или служб PR; информационно -коммуникативное обеспечение управленческих решений; оперативная выработка ответных мер и прочее.

В- третьих, коммуникативно-информационная функция позволяет достичь взаимопонимания, гармонии, обеспечивает руководство организации необходимой информацией.

В-четвертых, консультационно-методическая функция способствует решению консалтинговых задач, а также выступает в качестве информационного помощника руководителям различного уровня и звена.

Итак, коммуникационный менеджмент является специальным видом менеджмента, в рамках которого в качестве инструментария используется управление обменом информации8.

Коммуникационный менеджмент - это профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой путем реализации коммуникационной политики9.

Исходя из понимания того, что коммуникационный менеджмент - это теория и практика управления социальными коммуникациями как внутри организации, так и между организацией и её средой, которая направлена на осуществление коммуникационных процессов, формирование и поддержание имиджа и общественного мнения, достижение согласия, сотрудничества и признания 10, рассмотрим наиболее подробно инструментарий коммуникационного менеджмента.

Инструментарий коммуникативного менеджмента обширен и разнообразен и, выбор того или иного конкретного метода воздействия зависит, в первую очередь, от коммуникативного пространства, то есть совокупность целевых групп, которые дифференцируются по масштабу ( к примеру, глобальное коммуникационное пространство и коммуникационное пространство государства, города, села, организации), по сферам общества (экономическое, политическое, социальное, духовное коммуникационное пространство), по сферам профессиональной деятельности (рекламное, педагогическое и прочее коммуникационное пространство), по форме проявления (виртуальное или реальное), по принципу воздействия (личное или публичное коммуникационное пространство).

8 Ядова Н.Е. Развитие коммуникационного менеджмента в условиях интеграции российского бизнеса в мировую экономику // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 38. С .5357.

9 Радушинский Д.А. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2015. С. 6.

10 Крылов А. Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. 2-е изд. М., 2015. С. 87.

В рамках нашего выступления, рассмотрим коммуникационное пространство организации как эконмического субъекта. Коммуникационный менеджмент организации предполагает внутреннюю и внешнюю общественность. Внутреннюю общественность составляют группы людей, входящие в организационно-штатную структуру организации - это персонал всех уровней управления от штатных специалистов, обеспечивающих выполнение различного рода функций, до генеральных директоров, представителей профсоюзных и иных общественных объединений.

К внешней общественности относятся группы людей, которые не входят в штатно-организационную структуру, но непосредственно связаны с процессом функционирования и жизнедеятельности компании. К внешней общественности относят не только потребителей товаров и клиентов, получающих услуги, но и конкурентов, журналистов, работников государственных органов.

Рассмотрим инструменты коммуникаций, составляющих коммуникативную базу внутреннего коммуникативного пространства.

1. Информационные. К ним относят такие средства как листки новостей, книги, брошюры, инструкции, которые дополняют новостную информацию, а также могут помочь новым сотрудникам вникнуть в состояние дел компании и адаптироваться в корпоративной среде.

2. Коммуникативные инструменты, такие как корпоративные праздники, способные объединить и вдохновить сотрудников для достижения целей компании, сформировать внутрикорпоративную культуру, а также корпоративное обучение.

3. Аналитические инструменты с применением элементов социолого-управленческих методов: ящики предложений - это инструмент анализа важных вопросов и проблем, возникающих у сотрудников; анкетирование, опрос мнения сотрудников по какой-либо проблеме.

4. Организационные инструменты по форме классических собраний, которые проводятся для обсуждения целей организации, конкретных действий персонала и т.д.

Инструменты и каналы коммуникации, составляющие коммуникативную базу внешнего коммуникативного пространства, в основном сводятся к следующему перечню: СМИ, реклама, специальные мероприятия, корпоративный сайт, социальные сети и т.д.

Таким образом, информационные и коммуникационные технологии выступают в настоящее время одним из основных драйверов экономического и социального развития организации любого масштаба. Эффективные коммуникации на практике являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей. Развитый коммуникационный менеджмент - является одним из ключевых факторов формирования инвестиционный репутации, которая имеет огромное значение в корпоративном управлении, имиджевой составляющей, оказывающей влиятельное воздействие на конкурентоспособность

организации, а также оказывает влияние на принципы взаимоотношения между всеми участниками-членами жизнедеятельности организации.

Использованные источники:

1. Блинов А. О. Стратегическое задачи страны и развитие высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 11. С. 6-12.

2. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Управление изменениями. — М.: Дашков и Ко, 2014.

3. Костылева, Н.В. Управление коммуникациями в менеджменте : учеб. пособие / Н.В. Костылева, И.В. Котляревская, Ю.А. Мальцева.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017,— с. 9.

4. Крылов А. Н. Коммуникационный менеджмент. Теория и практика взаимодействия бизнеса и общества. 2-е изд. М., 2015.

5. Радушинский Д.А. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие. — Санкт-Петербург. 2015.

6. Розинская Н. А. Становление российского бюджетного законодательства // Финансы. 2009. № 2. С. 70-74.

7. Чемоданова О.Н. Роль коммуникационного менеджмента в повышении эффективности управления современными организациями // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. №8. С. 80-85.

8. Ядова Н. Е. Цели и задачи коммуникационного менеджмента как фактора развития технологических предпринимательских структур // бизнес. Образование. Право. 2016. №4 (37). С. 189-194.

9. Ядова Н.Е. Развитие коммуникационного менеджмента в условиях интеграции российского бизнеса в мировую экономику // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 38. С .53-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.