Менеджмент
53
2. Тарасов В. Искусство управленческой борьбы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://e-libra.ru/read/20259--.html (дата обращения: 20.01.2016).
3. Летуновский В.В. Наука побеждать. Менеджмент по Суворову. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - С. 95.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ
© Ядова Н.Е.*
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
г. Москва
В докладе рассматриваются особенности развития методов и инструментов коммуникационного менеджмента (КМ) в процессе интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены цели и задачи КМ. Показана необходимость адаптации и использования зарубежных моделей менеджмента с учетом особенностей функционирования российских компаний. Отражено возрастание влияния международных внешних условий на основные функции КМ.
Ключевые слова: глобализация, международная экономическая интеграция, информационно-коммуникационные технологии, коммуникационный менеджмент, кросскультурный менеджмент, российские компании, парадигма.
Бурное развитие и широкое распространение информационно-коммуникационных технологий стало одним из глобальных вызовов в конце XX и начале XXI веков, радикально преобразовавших окружающий мир. Современное общество трудно представить без различного рода гаджетов, интернета, которые дают возможность передавать и получать информацию в реальном режиме времени. Переход к инновационной модели развития экономики и общества в целом обусловлен распространением и массовым использованием информационно-коммуникационных технологий, а также созданием принципиально новых форм организации бизнеса, основанным на управлении знаниями.
Информационные и коммуникационные технологии выступают в настоящее время одним из основных драйверов экономического и социального развития. Кардинально изменились принципы взаимодействия между производителем и потребителем. Происходит неуклонный рост нематериального производства, признанного основным элементом информационной
Старший преподаватель кафедры Инженерного бизнеса и менеджмента.
54
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
экономики. В свою очередь рост объемов и значимости различного рода информации, циркулирующей с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), предопределила необходимость организации и управления этими процессами.
ИКТ становятся неотъемлемой частью всей структуры современного мирового бизнеса. Устойчивое развитие различных экономических систем определяется в значительной степени стабильностью функционирования ИКТ. Интеграция ИКТ формирует глобальную информационно-коммуникационную сеть, которая снимает пространственные, временные, социальные и другие ограничения для свободного социально-экономического взаимодействия, что, в свою очередь, является фактором оптимизации экономических и социальных процессов в условиях глобализации, глобальных информационных потоков. Усиливается влияние международных внешних условий на организацию и функционирование российских компаний, возрастает интернационализация принципов, условий, содержания управления, активизируется и нарастает процесс экономической интеграции российских компаний в международный бизнес.
В условиях динамично развивающихся мировых хозяйственных связей, обостряющейся конкурентной борьбы, содержания управленческой деятельности, менеджмента, происходит переход от узкой специализации к интеграции. Интеграционные процессы представляют в современных условиях основу формирования принципов, методов, способов и форм менеджмента при создании крупных и сложных по организационно-технологической структуре хозяйствующих субъектов, выступающих в качестве двигателя устойчивого экономического развития. С точки зрения менеджмента интеграция представляет, в частности, объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развития производственно-экономических и информационных связей между ними. Происходит углубление сотрудничества субъектов в управлении, их объединение, интенсификация взаимосвязей между структурами системы управления.
Международная экономическая интеграция российских компаний предполагает проведение политики установления таких взаимоотношений между компаниями, которые обеспечивают углубление и усиление взаимосвязей и взаимодействие с целью повышения эффективности функционирования, более полного использования ими конкурентных преимуществ и реализации стратегических целей интегрирующихся субъектов. Получение экономического эффекта от интеграционных процессов для каждого участника, включая финансово-экономические, производственно-технологические, информационно-коммуникационные составляющие, было бы невозможно при самостоятельном функционировании участников.
Друкер П. в книге «Задачи менеджмента в XXI веке» выделяет следующие взаимозависимые и взаимовлияющие факторы: «Существует подлинно
Менеджмент
55
глобальная экономика, в которой свободно циркулируют деньги и информация. Есть региональные экономики, в рамках которых свободно циркулируют товары и где сведены к минимуму, хотя и не устранены полностью, все ограничения по перемещению услуг и рабочей силы. И на лицо рост национальной и локальной обособленности, которая обусловлена экономически, но прежде всего - политически. Все три фактора быстро набирают вес. Так что у бизнеса просто нет выбора. Приходится существовать и работать с учетом всех трех факторов одновременно. Это та реальность, на базе которой должна формироваться стратегия» [2].
Российские компании, создаваемые и реорганизуемые в последние 20 лет, осуществляли формирование в этот период своей новой корпоративной культуры, одним из основных элементов которой стал менеджмент и его структурная составляющая - коммуникационный менеджмент. В связи с этим возникает проблема согласования состава и содержания национального коммуникационного менеджмента (характеристики которого определяются особенностями национальной корпоративной культуры) и международного типов менеджмента бизнесом, определение состава универсальных (международных) методов и инструментов коммуникационного менеджмента, нивелирования неустранимых национальных способов и средств менеджмента [1].
Важнейшей предпосылкой развития информационно-коммуникационных технологий является глобализация экономики, которая проявляется в изменении масштабов, динамики и организации экономических процессов через:
- движение товаров и услуг между странами, регионами, секторами экономики;
- возрастание удельного веса инвестиций и инноваций;
- свободное движение финансового капитала;
- увеличение создания интеллектуальной продукции и свободное ее движение между странами и регионами.
Принципиально новым явлением глобализации экономики является глобализация создания и использования международной информационной экономики в результате стремительного развития информационно-коммуникационных технологий.
Создание и широкое распространение информационных и коммуникационных технологий на базе микроэлектроники, цифровых, космических систем связи, появление всемирной сети интернет произвело переворот в социальной, экономической и политической деятельности человечества. Мировая ИКТ индустрия все более интернационализируется и глобализируется, так как она является значительно более подверженной международной интеграции и глобализации по сравнению с другими отраслями экономики.
Совокупные затраты всех организаций РФ на информационные и коммуникационные технологии составили в 2009 году - 37233,4 млн. рублей, а
56
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
в 2013 году - 124570,5 млн. рублей, т.е. возросли в 3,34 раза [4]. Мировой рынок ИКТ, реализующих функции управления бизнес-процессами (Business Process Management - BPM), включающий аппаратное и программное обеспечение, сервисы, телекоммуникации, веб-приложения, ERP-системы и другие в 2010 году оценен в 1400 млрд. долларов или 9,5 % товарооборота мировой торговли, а в 2015 году согласно оценкам аналитиков компании GARTNER составит около 3500 млрд. долларов. Ожидаемые общемировые затраты на ИКТ в 2015 году составят около 4500-4800 млрд. долларов. Таким образом, мировой рынок ИКТ в текущем десятилетии характеризуется рекордно высокими темпами роста.
В последние годы в компаниях ведущих экономических стран, в транснациональных корпорациях формируется новый вид управления - коммуникационный менеджмент. Коммуникационный менеджмент многими исследователями рассматривается как специальный вид менеджмента, применяемый в качестве инструментария управления обменом информацией в процессе функционирования организационно-экономических систем. Коммуникационный менеджмент - это совокупность методов, способов, средств управления во времени и пространстве ИКТ с целью эффективного использования капитала организационно-экономических систем и обеспечения их устойчивого развития. На различные аспекты функционирования компаний существенное влияние оказывают особенности национальной деловой культуры.
В современных условиях развития и углубления международной экономической интеграции, транснационализации и тенденции глобализации в мировой экономике возникает необходимость исследования и учета кросскультурной специфики ведения бизнеса. Экономическая интеграция российских компаний в мировой бизнес предопределяет необходимость адаптации особенностей национальной и корпоративной деловой культуры в международные бизнес процессы с использованием методов и инструментов кросскультурного менеджмента.
С трансформацией индустриальной экономики на новый тип экономики, базирующейся на знаниях, возникает необходимость смены парадигмы менеджмента индустриальной экономики на парадигму менеджмента постиндустриальной или информационной технологии. Соответственно, происходит эволюция парадигмы видов и типов менеджмента экономики, в том числе формирование парадигмы коммуникационного менеджмента. Концептуальные основы, парадигмы дающие возможность выявлять, идентифицировать и оценивать общие черты и особенности содержания коммуникационного менеджмента в разных странах и регионах мирового бизнеса, позволяют характеризовать национальные модели коммуникационного менеджмента. Этот процесс необходим с точки зрения развития транснационализации экономической деятельности и международной экономической интеграции российских компаний.
Менеджмент
57
Создание современного коммуникационного менеджмента, основанного на использовании научных исследований и передовой зарубежной и отечественной практики, является одним из важнейших приоритетов экономики России [6]. Особую значимость коммуникационный менеджмент будет иметь для повышения конкурентоспособности российских компаний в процессе их интеграции в мировой бизнес. В настоящее время передовые формы и методы коммуникационного менеджмента используются в российских компаниях недостаточно. Это является одной из причин технического, технологического и организационно-управленческого отставания российской экономики от экономики развитых стран и доминирования сырьевого экспорта над инновационным, высокотехнологичным.
Таким образом, развитие и активное внедрение коммуникационного менеджмента в повседневную практику функционирования социально-экономических структур с целью интеграции их в мировую экономику является одной из главных задач отечественной экономики и государства.
Список литературы:
1. Горбанев С.В. Основные особенности российского менеджмента // Ж. Новые технологии. - 2010. - № 2.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - Изд. Вильямс, 2003. -240 с.
3. Мартынов Л.М. Адаптация как критерий поведения промышленных предприятий в современной информационно-коммуникационной бизнес среде // Ж. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -2013. - Вып. 3.
4. Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс]. - 20112014. - Режим доступа: www.gks.ru.
5. Слонов Н.Н. Управленческое решение - выбор системы // Ж. Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 3.
6. Суздальцев С.И. Развитие информационно-коммуникационного менеджмента как стратегическая задача современного общества // Ж. Теория и практика современного общественного развития. - 2013. - № 10.
7. Шарков Ф.И. Коммуникология: энциклопедический словарь-справочник. - М.: Изд. Дашков и Ко, 2009. - 768 с.