Научная статья на тему 'Международный бизнес в условиях формирования глобальной экономики знаний'

Международный бизнес в условиях формирования глобальной экономики знаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1479
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-ЭКОНОМИКА / INTERNATIONAL BUSINESS / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / GLOBALIZATION / GLOBAL KNOWLEDGE ECONOMY / GLOBAL INNOVATION NETWORKS / INTERNET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горда О.С.

Исследованы особенности развития международного бизнеса в условиях глобализации сферы знаний. Уточнена сущность категории «международный бизнес», которая охватывает как деятельность ТНК и МНК, так и интернациональную деятельность национальных компаний. Определены функции международного бизнеса в мировом хозяйстве, в частности в формировании глобальных инновационных сетей. Акцентируется внимание на роли международного бизнеса в формировании интернет-экономики, развитии сферы знаний и изменении мотивов транснационализации. Выделены особенности инновационной активности современных транснациональных корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL BUSINESS UNDER THE CONDITIONS OF FORMING THE GLOBAL ECONOMY OF KNOWLEDGE

The article is aimed at international business development features studying in the context of the knowledge sphere globalization. The essence of international business that covers both TNCs and national companies with an international activity sphere is clarified. Attention is drawn to the fact that such business covers operations in the technology transfer field, information and data transfer, various intellectual property objects, as well as R&D activity and venture investment. The international business functions in the world economy in particular in the global innovation networks formation are defined. The international business development general tendencies have been studied taking into account the changes that knowledge economy and its globalization bring about. Special mention is focused on features related to the Internet economy, R&D, cooperation with universities as well as international business role in knowledge development and the transnationalization changing drivers. The idea of new generation innovative companies' emergence that is moving to the international level is put forward. The international business role in the world economy connected with the sphere of knowledge is grounded. In particular, this concerns the global innovation networks formation. In this context, the modern TNCs innovative activity features accompanied by changes in management and the new problems emergence are presented.

Текст научной работы на тему «Международный бизнес в условиях формирования глобальной экономики знаний»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 3. С. 41-51.

УДК 330.342.24:339.5.9

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Горда О. С.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: alx2777@mail.ru

Исследованы особенности развития международного бизнеса в условиях глобализации сферы знаний. Уточнена сущность категории «международный бизнес», которая охватывает как деятельность ТНК и МНК, так и интернациональную деятельность национальных компаний. Определены функции международного бизнеса в мировом хозяйстве, в частности в формировании глобальных инновационных сетей. Акцентируется внимание на роли международного бизнеса в формировании интернет-экономики, развитии сферы знаний и изменении мотивов транснационализации. Выделены особенности инновационной активности современных транснациональных корпораций. Ключевые слова: международный бизнес, транснациональные корпорации, глобализация, глобальная экономика знаний, глобальные инновационные сети, интернет-экономика.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных тенденций развития мирового хозяйства в последние десятилетия стали процессы транснационализации. Транснациональные корпорации (ТНК) стали мощной движущей силой глобализации, содействовали коренному преобразованию мирового рынка, способствовали развитию международной торговли. ТНК и МНК стали главным субъектом международного бизнеса, но он охватывает не только ТНК и МНК, а и национальные компании, осуществляющие международные операции в различных производственных сферах и сферах услуг. В условиях глобализации масштабы таких операций быстро увеличиваются, что делает международный бизнес еще более значимой составляющей мирового хозяйства, которая влияет на национальные экономики и их взаимосвязи. Поэтому изучение тенденций развития международного бизнеса имеет большое значение для понимания особенностей, тенденций и проблем развития мирохозяйственных процессов и связей. При этом необходимо понимать, что сам международный бизнес не является статичным, в последние годы он преобразуется и трансформируется в соответствии с эволюцией мирового хозяйства в русле трансформационных изменений, связанных со становлением глобальной экономики знаний.

Глобальная экономика знаний понимается как перспективная модель экономики, которая приходит на смену индустриальному хозяйству (постиндустриальная экономика - это переходной термин). Переход к глобальной экономике знаний должен рассматриваться и на уровне мирового хозяйства как очередной этап его эволюции. Пока такой переход осуществляют, в первую очередь, развитые страны, но он проецируется на всю мирохозяйственную систему и создает ориентиры и для развивающихся стран.

Становление глобальной экономики знаний существенным образом влияет на международный бизнес, вызывает новые тенденции и особенности его развития.

Кроме того, для международного бизнеса формируются и становятся характерными новые функции в мировом хозяйстве, связанные с получением, распространением и использованием знаний. Включаясь в борьбу за знания, международный бизнес во многом будет влиять на международный научно-технический обмен и определять тенденции его развития. Таким образом, в контексте перехода к глобальной экономике знаний актуализируется проблематика управления знаниями в деятельности компаний и организаций - субъектов международного бизнеса.

Теоретико-методологические основы исследования экономики знаний и практических разработок в качественно новых условиях хозяйствования заложены в работах П. Друкера, Г. Ицковица, Б.-А. Лундвалла, Ф. Махлупа, Дж. Мокира, Дж. Стиглица, Д. Форая и других. Изучению глобализации экономики знаний посвящены работы Дж. Джессона, Дж. Джоханнесена, Д. Эрнста, Б. Олсена, Дж. Робертса, А. Д. Харта и других.

В контексте заявленной темы целесообразно обратить внимание на ряд исследований. В работах Калкана В. Д. [1] и Гудмана Н. Р. [2] управление знаниями рассматривается как вызов для глобального бизнеса (глобальных предприятий). Такое управление приобретает конкретные проявления в определенных направлениях деятельности международных компаний. Так, например, Н. Нахар, З. Аль-Обаиди и Н. Худа исследуют потребности и особенности управления знаниями в сфере международного трансфера [3].

Процессы глобализации в сфере знаний обращают на себя все большее внимание исследователей. Идеи появления глобальной экономики знаний выдвигаются в роботах Johannessen J. и B. Olsen [4], S. Cozzens, E. Kallerud, L. Ackers, B. Gill, T. Santos Pereira [5]. Roberts J. поднимает сущностные вопросы, обобщая характеристики экономики знаний и обосновывая влияние на нее глобализации [6]. Кроме того, Roberts J. предлагает начать научную дискуссию по поводу понимания сущности категории «глобальная экономика знаний». В частности, отмечается, что международная практика хозяйствования актуализирует исследование тенденций развития международного бизнеса. Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что формирование глобальной экономики знаний создает соответствующих контекст для преобразования и развития международного бизнеса.

Проведенный анализ теоретических и эмпирических исследований позволяет говорить о необходимости уточнения сущности международного бизнеса, а также углубления исследований тенденций и особенностей его развития в контексте глобальных трансформаций, связанных с переходом к глобальной экономике знаний. Остается недостаточно исследованной роль международных компаний в формировании и функционировании глобальных инновационных сетей, которые непосредственно связаны с аккумулированием и организацией знаний, распространенных в мировом пространстве. Такая роль должна раскрыть позиции международного бизнеса в процессах интернационализации НИОКР и инновационной деятельности.

Целью статьи является исследование особенностей и тенденций развития международного бизнеса в контексте и под влиянием становления глобальной экономики знаний и его роли в формировании глобальных инновационных сетей.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Изучая особенности развития международного бизнесе на современном этапе, прежде всего, необходимо уделить внимание уточнению его сущностных характеристик. Как уже отмечалось выше, международный бизнес охватывает не только деятельность ТНК и МНК всех разновидностей, но и функционирование национальных компаний, сфера деятельности которых является интернациональной. Речь идет о любых формах предпринимательской деятельности и видах международных деловых операций в различных областях и сферах, которые предусматривают пересечение национальных границ. Необходимо обратить внимание, что это касается и операций в сфере международного трансфера технологий, передачи информации и данных, различных объектов интеллектуальной собственности, формирования международных (или даже глобальных) информационно-коммуникационных систем, НИОКР, предоставление образовательных услуг, поиск и наем специалистов за рубежом. Все это - сферы глобальной экономики знаний. Чаще всего международный бизнес действует в виде обеспечивающих хозяйственную активность, международных институциональных структур. Кроме ТНК и МНК, это могут быть альянсы университетов, исследовательские консорциумы, международные инновационные программы и проекты, предпринимательские ассоциации, объединения предприятий и т. д.

На протяжении 90-х годов ХХ века именно стремительное развитие глобальных производственных сетей, главным образом в виде транснациональных корпораций, обусловило быстрые темпы роста объемов международной торговли товарами. Этому способствовали либерализация международной торговли, активизация процессов международной экономической интеграции, унификация и стандартизация технических, санитарных, экологических и других норм и стандартов, совершенствование средств транспортировки грузов, стремительное развитие информационных и телекоммуникационных сетей и т. п. [7, с. 64].

Многие виды международного бизнеса фокусируются на глобальных ресурсах и возможностях, их деятельность все меньше «привязывается» к конкретной стране и осуществляется в контексте глобализационных процессов. Международный бизнес может рассматриваться как самостоятельная социально-экономическая система, включающая: субъектов международной экономической деятельности; международные деловые и трудовые отношения; международную предпринимательскую среду; связи с потребителями, органами власти, бизнесом; накопленные знания, инновационный потенциал; институциональные структуры.

Как элемент мирового хозяйства международный бизнес выполняет ряд специфических функций:

1) создание и развитие глобальных цепей производства добавленной стоимости и глобальных инновационных сетей;

2) формирование интернациональных структур и обеспечение международных потоков товаров, услуг, информации, капитала, рабочей силы;

3) разработка глобальных инноваций;

4) распространение знаний и технологий;

5) интегрирование научного потенциала стран и консолидация мировых научных ресурсов.

В то же время, несмотря на увеличение степени глобализации, эффективность и результативность международного бизнеса все равно в значительной степени зависит от национальных условий. С переходом к экономике знаний эта зависимость все меньше касается природных ресурсов и все больше - интеллектуальных ресурсов, знаний, институциональных условий для НИОКР и инновационной деятельности.

Современный международный бизнес демонстрирует высокий уровень организации, сложные разнообразные и гибкие системы управления, позволяющие эффективно осуществлять хозяйственную деятельность на глобальном уровне. Важнейшей предпосылкой и условием для этого являются постоянные внешние и внутренние коммуникации, осуществляемые преимущественно за счет интранетов и интернета. Учитывая тот факт, что в современных условиях значимость социального капитала многократно возрастает, нужно принимать во внимание, что вокруг международного бизнеса формируется особая коммуникационная среда в рамках глобализированного экономического пространства.

Анализ деятельности международных компаний [8] позволяет выделить основные особенности их развития:

- сохранение высокой концентрации. Более 50 % торгового оборота и 80 % инвестиций приходится на 500 крупнейших компаний;

- опережающий рост международного технологического бизнеса (табл. 1), интернет-компаний (Apple Inc., Alphabet Inc., Microsoft Corp) и компаний, действующих в рамках модели «по требованию» на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий (например, Uber, Didi Chuxing)

Таблица 1

Сравнительная характеристика изменений рыночной капитализации Топ-100 международных компаний, 2009-2016 гг. [8]

Отрасли Рыночная капитализация, 2016 г., $ млрд Количество компаний, 2016 г. Изменение рыночной капитализации Топ-100 предприятий, 2009-2016 гг., %

1. Технологии 2993 12 187

2. Финансовые организации 2704 18 109

3. Потребительские товары 2612 19 136

4. Здравоохранение 2310 17 134

5. Бытовые услуги 1680 11 193

5. Нефть и газ 1313 8 2

7. Телекоммуникации 1037 7 54

8. Промышленные компании 831 7 152

9. Сырье 97 1 165

— увеличение количества крупных международных компаний из развивающихся стран, в частности в технологическом секторе (например, Didi

Xiaomi);

— рост количества малых и средних компаний, действующих на международном уровне;

— увеличение доли и значимости нематериальных активов в обеспечении эффективного развития международного бизнеса.

Международный бизнес становится все более инновационным, что также связано со становлением экономики знаний. Инновационности содействуют глобализация информационного пространства, распространение технологий и изменение парадигмы конкуренции. Нужно заметить, что рост инновационной активности наблюдается и у компаний из развивающихся стран, что обеспечивает диффузию знаний. Однако, несмотря на повышение уровня транснационализации и увеличение внешней производственной активности ТНК в развивающихся странах, НИОКР по-прежнему концентрируются преимущественно в странах базирования головных компаний крупнейших ТНК (табл. 2).

Таблица 2

Затраты на НИОКР развитых стран по сферам деятельности [9]_

Сферы деятельности 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

США, млн долл. США

Производство 28617 28501 30858 31290 35617 39161 41124

Информация и коммуникация 1932 2264 2298 2405 2466 2170 2361

Компьютерное программирование и консультирование 346 583 989 922 1102 1098 1126

Профессиональная, научно-техническая деятельность 2526 2468 2497 3190 3033 3410 3779

Франция, млн евро

Производство 5083 4422 6710 7013 7288 7539 5396

Информация и коммуникация 381 411 545 503 575 657 638

Профессиональная, научно-техническая деятельность 59 133 174 192 208 289 292

Германия, млн евро

Производство - 10685 - 11546 - 10541 -

Профессиональная, научно-техническая деятельность - 715 - 801 - 721 -

Япония, млрд йен

Производство 708,26 717,97 607,57 290,56 661,87 737,49 808,66

В современных условиях перехода к цифровой экономике к ключевым субъектам международного бизнеса, наряду с технологическими компаниями, следует относить и университеты, аналитические компании, компании по осуществлению НИОКР, а также международные венчурные фонды (например, Sequoia Capital, Lowercase Capital, Benchmark, Baseline Ventures, Founders Fund и др.). Таким образом, можно говорить о том, что формируется достаточно обширная среда международного бизнеса, специализирующаяся на сфере знаний и инновациях. Кроме этого, международные компании активно интегрируются в интернет-экономику, овладевая новыми сферами, способами и бизнес-моделями международной экономической деятельности (например, Amazon.com). Интернет позволяет «глобализироваться» и национальному бизнесу, содействует интернационализации хозяйственной деятельности. Новыми формами глобализации выступают: предпринимательские и инновационные сети, а также различные профессиональные сообщества. В практику международного бизнеса внедряются принципиально новые формы маркетинга и коммуникации с потребителями, которые также затрагивают развитие сферы знаний.

В связи с повышением инновационной активности международные компании активно сотрудничают с университетами по вопросам образования и науки, а также меняют направленность инвестиционной деятельности, осуществляют наращивание инвестиций в знания (НИОКР, человеческий капитал, ИКТ). Из-за высокого динамизма требований к качеству человеческого капитала и отставания традиционного образования, многие ТНК самостоятельно проводят образовательную деятельность. Расходы крупнейших ТНК на НИОКР свидетельствуют о повышении их интенсивности (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг компаний по инвестированию в НИОКР в 201 6 г. [10]

Место по Объем Изменение места за 20042016 гг.

Компания объему инвестиций в НИОКР инвестиций в НИОКР, млрд евро Интенсивность НИОКР, %

Volkswagen 1 13,6 6,4 рост на 7

Samsung 2 12,5 8,0 рост на 31

Intel 3 11,1 21,9 рост на 11

Alphabet 4 11,1 16,0 рост > 200

Microsoft 5 11,0 14,1 рост на 8

Apple 11 7,4 3,5 рост на 93

Cisco Systems 17 5,7 12,6 рост на 13

Oracle 19 5,3 15,6 рост на 27

IBM 27 4,5 6,0 снижение на 17

Facebook 29 4,4 26,9 рост > 200

HP 42 3,2 3,4 снижение на 19

Таким образом, знания в современном международном бизнесе рассматриваются как источник конкурентных преимуществ, связанных с продуктом, технологией,

бизнес-процессами и маркетингом. При этом владение знаниями, способность их генерировать или абсорбировать и организовывать - это также важнейшие конкурентные преимущества. Рассматривая знание как фактор устойчивого глобального конкурентного преимущества, целесообразно сосредоточить внимание на преодолении барьеров и ограничений деятельности; повышении мобильности, развертывании инновационной деятельности; формировании ключевых компетенций; эффективном стратегическом и оперативном управлении.

Формирование конкурентных преимуществ предусматривает получение знаний, их накопление и преобразование, в связи с чем возникает потребность и в управлении знаниями. Управление знаниями целесообразно рассматривать как новое направление международного менеджмента. Это обусловлено преобладанием инновационного типа конкуренции на мировых рынках и активизацией деятельности корпораций в сфере знаний, в частности развитием сотрудничества с наукой, увеличением объема международного трансфера знаний, а также изменением стратегий и моделей инновационной деятельности. В своей деятельности компании сталкиваются с многочисленными проблемами, которые требуют специализированного управления знаниями. Например, это касается разработки инноваций, получения необходимых знаний, достижения продуктивности использования знаний, повышения эффективности интеллектуального труда и НИОКР. Управление знаниями является особенно важным, если речь идет о разработке крупных и значимых инноваций, требующих больших расходов, сложной работы над «прорывным» достижением.

У ведущих мировых компаний (IBM, Apple, Microsoft, Google, Ford Motor Company и др.), которые преимущественно занимаются международным бизнесом, управление знаниями уже несколько десятилетий относится к ключевым компетенциям, является элементом системы управления и частью организационной культуры, а зачастую и атрибутом бренда. Поиск эффективных подходов к управлению знаниями ведется постоянно, что проявляется, прежде всего, в построении различных информационных архитектур, разработке специальной политики, которая охватывает персонал, технологии, партнеров, клиентов.

Под управлением знаниями следует понимать целенаправленную и систематическую управленческую деятельность относительно обеспечения эффективного получения, передачи и использования знаний в компании. Она включает разработку методик, процедур, стандартов, определение источников, создание инструментов для поиска, получения, распространения, оценки, хранения, трансфера и преобразования знаний, как необходимых элементов интеллектуального капитала.

Современное понимание управления знаниями ограничивается представлением его как средства повышения уровня осведомленности персонала, и сводится, в основном, к информатизации. С нашей точки зрения, современная система управления знаниями в международном бизнесе должна обеспечивать эффективную работу с научными знаниями и разработками. Управление знаниями должно включать работу с различными информационными ресурсами, в том числе научно-технической информацией, обработку данных, поэтому связь с информатизацией и

интеллектуализацией является прямой. В данном контексте управление знаниями следует понимать как:

1) комплексную функцию по отношению ко всем видам работ, направленную на то, чтобы они осуществлялись максимально рационально, результативно и эффективно;

2) осуществление комплекса мер во внутренней и внешней среде, которые касаются получения, хранения, распространения и использования знаний;

3) обеспечение эффективного применения человеческого капитала и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Необходимо акцентировать внимание на том, что современная система управления знаниями относится к системному процессу, поддерживаемому ИКТ, и ориентирована на генерирование инноваций. Управление знаниями касается не только процессов, связанных с получением и использованием знаний, а и всех бизнес-процессов и составных потенциала компании.

Следует отметить, что в современных компаниях, которые все более инновационные и ориентированы на работу со знаниями, формируется специальная среда с интенсивной коммуникацией и передачей знаний, новое понимание человеческого, социального и информационного капитала. Компания становится институтом коллективного прогресса. Управление знаниями включается в достижение основных целей компании и интегрируется в сферу стратегического управления.

В связи с интенсификацией НИОКР расширяется деятельность, связанная с патентованием, преимущественно созданием семейств патентов-аналогов. В контексте развития мировой системы патентования, патенты корпораций продвигаются преимущественно в рамках триады США, Японии и ЕС. В последние годы усиливается и патентная активность китайских компаний (например, Ocean's King Lighting Science & Technology Co Ltd, ZTE Corporation, Huawei Technologies Co Ltd и др.).

В результате в последнее десятилетие возникает новое поколение инновационных компаний, которые выходят на международный уровень. ТНК и МНК являются главными субъектами интернационализации НИОКР и инновационной деятельности. Их экономическая политика и деятельность характеризуются:

- глобальной инновационной стратегией;

- использованием последних достижений науки и технологий;

- ориентацией на глобальное пространство в абсорбции новых идей и знаний, поиска специалистов, коммерциализации инноваций;

- поддержанием сложной системы сотрудничества с научными организациями и другими компаниями.

С точки зрения инноваций важно, что в сферу международного бизнеса активно включаются малые и средние предприятия (МСП), которые выходят на рынок преимущественно в результате разработки инновации и стимулируют международную конкуренцию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно нужно подчеркнуть, что ТНК играют определяющую роль в

формировании глобальных инновационных сетей (ГИС). Безусловно, это происходит преимущественно в рамках корпоративных структур. Рассматривая мировое пространство как арену действий, ТНК сосредоточивает свою инновационную деятельность там, где сложились оптимальные институционные, инфраструктурное и ресурсное условия. При этом ТНК содействуют включению промышленных агломераций в глобальные инновационные сети.

В целом, роль ТНК в формировании ГИС проявляется в следующем:

- установление связей между центрами генерирования/использования знаний;

- организация фрагментированных знаний (выстраивание цепочек);

- интеграция интеллектуальных ресурсов различных стран, концентрация знаний;

- привлечение различных участников (университеты, малые компании, фонды) в инновационную деятельность и ГИС;

- создание интернациональных структур инновационной деятельности на международном уровне;

- разработка специализированных информационных и коммуникационных инструментов.

Роль ТНК в ГИС охватывает все стадии НИОКР и инновационного процесса, выстраиваются новые механизмы взаимодействий, координации, синергии. Главным стало преодолеть инерцию и повысить качество интеллектуального труда и креативности. Также расширяется внутренний корпоративный аспект социальной ответственности, связанный с развитием персонала. Это вызвано несоответствием системы образования требованиям экономики.

В связи с переходом к экономике знаний компании сталкиваются с новым спектром проблем. Кроме задач усиления всех компонентов интеллектуального потенциала, скорейшего получения знаний, эффективной инновационной деятельности и т. п., перед компаниями, которые действуют на международном уровне, возникают закономерные трудности в сфере защиты интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Перед международным бизнесом возникает большая совокупность международных по своему характеру рисков, связанных с потерей знаний. Это объединяет задачи по управлению знаниями и рисками.

Обобщая проведенный анализ, необходимо отметить, что международный бизнес, особенно ТНК, выполняет в мировом хозяйстве многокомпонентную роль в сфере знаний, включая такие направления:

1) генерирование новых знаний, развитие научных ресурсов;

2) организация рассредоточенных по миру знаний;

3) превращение знаний в инновации и их диффузия;

4) обеспечение взаимодействия центров генерирования/использования знаний разветвленной системой взаимосвязи;

5) поиск высококвалифицированных специалистов, стимулирование развития и мобильности человеческого капитала.

Данная роль имеет целью не столько экспансию, сколько концентрацию всего возможного интеллектуального и инновационного потенциала для наращивания

собственных конкурентных преимуществ в международном бизнесе. Этот потенциал, в том числе специфические местные ресурсы, исторически рассредоточенные по миру, с помощью ТНК включается в процессы глобализации. Необходимо отметить и изменение мотивов транснационализации. Например, НИОКР и программирование открытия зарубежных подразделений во многом обусловлены поиском инновационных разработок и высококвалифицированных специалистов, сбором талантов по всему миру. Это порождает новую волну транснационализации.

ВЫВОДЫ

Становление глобальной экономики знаний создает контекст и существенно влияет на развитие международного бизнеса, в частности эволюцию ТНК, предопределяя появление новых тенденций. Это касается перераспределения капитала, опережающего развития технологического бизнеса, в частности интернет-компаний, повышение инновационной активности, возникновение новых форм международного бизнеса в интернет-экономике и т. п. Учитывая новые особенности развития, усиливается роль ТНК в формировании глобальных инновационных сетей.

Особенностями инновационной активности современных ТНК выступают: поиск знаний и специалистов по всему миру; активное сотрудничество с университетами и профессиональными сообществами в различных странах; вертикальная интеграция с малыми и средними инновационными компаниями, поглощение инновационных стартапов; объединение мультинациональной и глобальной коммерциализации инноваций. При этом большинство ТНК целеустремленно создают интернациональные корпоративные инновационные системы.

Международные взаимодействия в сфере знаний становятся самостоятельным видом бизнес-коммуникаций и включаются в систему международных экономических отношений. В контексте активизации инновационной деятельности в международном бизнесе в последние десятилетия наблюдались изменения и в его управлении. В частности, происходит переход к мотивационному управлению, неиерархическим структурам, гибким моделям организации инновационных процессов.

Список литературы

1. Kalkan V. D. Knowledge Management Challenges For Global Business // International Business & Economics Research Journal. 2005. Vol. 4, № 10. Р. 19-28.

2. Goodman N. R. Knowledge Management in a Global Enterprise [Электронный ресурс]. URL: https://www.td.org/magazines/td-magazine/knowledge-management-in-a-global-enterprise.

3. Nahar N. Al-Obaidi Z., Huda N. Knowledge Management in International Technology Transfer // Technology Management in the Knowledge Era. Oregon, 2001. P. 355-364.

4. Johannessen J., Olsen B. The future of value creation and innovations: aspects of theory of value creation and innovation a global knowledge economy [Электронный ресурс]. URL: http://isiarticles.com/bundles/Article/pre/pdf/49221.pdf.

5. Science, Technology and Inequalities in the Global Knowledge Economy: Policy Dimensions. Preliminary Position Paper / S. Cozzens, E. Kallerud, L. Ackers, B. Gill, T. Santos Pereira [Электронный ресурс]. URL: https://www.ces.uc.pt/myces/UserFiles/livros/127_WP1-

Preliminary_po sition_paper_Del%2 31 _Final.pdf.

6. Roberts J. The global knowledge economy in questions // Critical perspectives on international business. 2009. Vol. 5, № 4. P. 285-303.

7. Горда А. С., Горда О. С. Трансформационные процессы в развитии международной торговли товарами на современном этапе // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2015. Т. 2. № 1 (67). С. 60-69.

8. Global Top 100 Companies by market capitalization [Электронный ресурс]. URL: www.pwc.com/gx/en/audit-services/publications/assets/global-top-100-companies-2016.pdf.

9. OECD.Stat. [Электронный ресурс]. URL: https://stats.oecd.org/.

10. The 2016 EU Industrial R&D Investment Scoreboard [Электронный ресурс]. URL: http://iri.jrc.ec.europa.eu/scoreboard16.html.

Статья поступила в редакцию 26.09.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.