ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
DOI 10.24412/2227-7315-2021-6-15-21
УДК 340, 342.5
С.Н. Туманов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Введение: дается обоснование актуальности исследования современного состояния комплекса информационных гарантий осуществления внешних функций отечественного государства. Обозначается проблемный характер общетеоретического познания средств стратегического влияния России на международную безопасность в качестве составной части механизма реализации внешних функций государства. Цель: формирование общетеоретической модели информационных гарантий осуществления внешних функций отечественного государства и их соотношения с инструментами стратегического влияния государства на международную безопасность. Методологическая основа: доминирующими методологическими средствами исследования выступают системный и функциональный подходы, благодаря которым информационные гарантии реализации внешних функций отечественного государства раскрываются в системном единстве с иными составными частями механизма осуществления внешних функций государства. Результаты: предложено авторское понимание соотношения и взаимосвязи информационных гарантий реализации внешних функций государства и средств стратегического влияния на международную безопасность. Выводы: информационные ресурсы в современном Российском государстве выступают дополнительной гарантией обеспечения надлежащего его функционирования на международной арене, одновременно способствуя реализации всех основных внешних функций.
Ключевые слова: государство, внешние функции государства, гарантии реализации функций государства, информационные ресурсы, международная безопасность.
© Туманов Сергей Николаевич, 2021
Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: k_igp@ssla.ru © Tumanov Sergey Nikolaevich, 2021
Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of History of State and Law (Saratov State Law Academy) 15
S.N. Tumanov
INFORMATION GUARANTEES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE EXTERNAL FUNCTIONS OF THE RUSSIAN STATE AND INSTRUMENTS OF STRATEGIC INFLUENCE ON INTERNATIONAL SECURITY
Background: the substantiation of the relevance of the study of the current state of the complex of information guarantees for the implementation of external functions of the domestic state is given. The problematic nature of the general theoretical knowledge of the means of Russia's strategic influence on international security as an integral part of the mechanism of the implementation of the external functions of the state is indicated. Objective: to form a general theoretical model of information guarantees for the implementation of the external functions of the domestic state and their correlation with the instruments of the strategic influence of the state on international security. Methodology: the dominant metrological means of research are systemic and functional approaches, thanks to which information guarantees for the implementation of external functions of the domestic state are revealed in systemic unity with other components of the mechanism for the implementation of external functions of the state. Results: the author's understanding of the correlation and interrelation of information guarantees for the implementation of external functions of the state and means of strategic influence on international security is proposed. Conclusions: information resources in the modern Russian state act as an additional guarantee of ensuring its proper functioning in the international arena, while simultaneously contributing to the implementation of all its main external functions.
Key-words: state, external functions of the state, guarantees of the implementation of state functions, information resources, international security.
| В отечественной юридической науке проблематика государства и его функци-
| онирования периодически становится объектом исследования и теоретического ° осмысления. Достаточно обстоятельно рассматриваются на страницах печати
и
| вопросы понятия и сущности государства, его механизма, внутреннего содер-5. жания и структуры. Отдельный предмет исследования составляют функции государства и формы их реализации. Однако проблемы гарантий реализации | основных внешних функций отечественного государства привлекают суще-| ственно меньшее внимание правоведов, что делает подобные явления по многим | параметрам неизученными, не раскрытыми должным образом в понятийном '§ аппарате юриспруденции, не учтенными в описываемых теорией закономер-¡5 ностях функционирования государства.
§ В целях восполнения обозначенного исследовательского пробела в науке общей
1 теории государства и права полагаем возможным и перспективным обращение | к такой междисциплинарной проблеме как информационные гарантии реализации внешних функций Российского государства. Именно информационные ресурсы становятся в последние годы одним из основных средств продвижения национальных интересов России на международной арене.
Нарастающая тенденция развития сетевых технологий и электронно-цифровых форм коммуникаций существенным образом трансформирует формы реали-16 зации основных функций Российского государства, что требует от юридической
науки своевременного анализа и теоретического моделирования соответствующих изменений в практике государственного управления.
Информационно-технологические новации играют двоякую роль в механизме реализации внешних функций государства. С одной стороны они предоставляют новые технологические решения для осуществления таких внешних функций государства, как оборона страны, межгосударственное сотрудничество в сфере обеспечения мирового порядка и международной безопасности, экономического взаимодействия и др. Внедрение электронно-информационных инструментов в структуру механизма реализации внешних функций государства технологий позволяет обеспечить ряд новых возможностей в получении и обработке государственно-значимой информации, ускоряет процессы межгосударственной и внутринациональной коммуникации, повышает прозрачность процессов межгосударственного сотрудничества. С другой стороны новые технологические решения в информационно-коммуникационное сфере выступают факторами, порождающими угрозы для информационной и национальной безопасности в целом, что актуализирует проблему информационной защиты государства, его суверенитета и национальных интересов на международной арене. Кроме того, информационные технологии могут использоваться государствами и в целях нанесения ущерба военно-политическому потенциалу, экономическому положению другой страны, что порой, как показывает современная практика межгосударственного взаимодействия, реализуется «западными партерами» в отношении Российской Федерации.
Так, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации в качестве одной из важнейших информационных угроз обосновано называются возможности трансграничного оборота информации, которые «все чаще используются для достижения геополитических, противоречащих международному праву военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности»1.
Установление информационных гарантий и информационное сопровождение реализации внешних функций отечественного государства возложены на такой специализированный орган государственной власти как Министерство иностранных дел Российской Федерации, в системе которого сформировано и функционирует профильное подразделение Департамента информации и печати. Доминирующей функцией указанного подразделения выступает формирование внешнеполитического обзора иностранных средств массовой информации (далее — СМИ). Ранее нами уже проводилось достаточно детальное рассмотрение отдельных проблемных вопросов информационных гарантий реализации внешних функций государства на примере Российского государства. В частности, было обращено внимание на существенную роль в информационно-технологическом сопровождении процесса реализации государства внешних функций, которую играют информационные агентства ИТАР-ТАСС, телеканалу «Russia Today», «Интерфакс», «РИА Новости» и радиовещательный канал «Голос России» [1, с. 435-438].
1 Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50, ст. 7074.
Раскрывая информационные гарантии реализации внешних функций государства, нельзя не упомянуть и об ускоренном развитии «цифровой дипломатии», которая одновременно используется и в качестве инструмента продвижения национальных интересов России на международной арене. Практика межгосударственного сотрудничества в настоящее время подтверждает достаточно высокую эффективность воздействия отмеченного инструментария на сознание и мнение целого ряда государств, тесно взаимодействующих с Россией по целому ряду ведущих направлений. Создаваемый эффект «цифровой дипломатией» обеспечивает прочный фундамент для дальнейшего доверительного международного сотрудничества в таких областях, как экономика, политика, культура, экология, борьба с международным терроризмом и др.
Значение информационных гарантий в механизме реализации внешних функций существенно возрастает год от года, что ставит их в один ряд с политическими, правовыми, экономическими и военными гарантиями. Однако простое внедрение информационно-технологических гарантий не дает автоматически повышение качества внешнеполитической деятельности. Отдельной проблемой остается задача получения качественной информации в рассматриваемой сфере, а также выработка надлежащих алгоритмов обработки получаемой информации для принятия соответствующих решений государством на международном уровне. Следует подчеркнуть ту закономерность, согласно которой, чем больше объема высококачественной системной информации о событиях в мире получает к обработке государство и чем выше уровень информационно-технологической его оснащенности государства, тем существеннее и плодотворнее реализуется й процесс отстаивания национальных интересов на международной арене, а ¡5 значит и эффективнее действует весь механизм реализации внешних функций ш государства.
| Существенным обеспечительным потенциалом уже долгое время продолжают
| обладать учрежденные государством СМИ, призванные освещать деятельность | органов государственной власти, имеющую внешнеполитическую направлен° ность. Посредством данного инструмента государство реализует информации
| онную поддержку предпринимаемым им действиям на международной арене, Ц формирует положительный имидж, создает благоприятный информационный >§ фон. Следует подчеркнуть, что государственные СМИ призваны обеспечивать Ц в ходе осуществления государством внешних функций не только объективное | отражение международных процессов и роли России в них, но и формировать | информационную реальность с учетом задач и национальных интересов, обо-!| значенных в ранее упомянутой Доктрине информационной безопасности РФ. ё Как справедливо отмечается в литературе, формируя положительный имидж Л государства и создавая благоприятный фон для реализации его внешнеполи-1 тической деятельности, СМИ освещают те или иные события и процессы под | «правильным» углом и в соответствующем политике государства идеологическом ракурсе» [2, с. 212].
Таким образом, можно констатировать, что четко выверенная и научно-практически проработанная стратегия в сфере информационной безопасности служит для государства гарантией, обеспечивающей должный статус и положительный образ на международной арене. Информационно-технологическая обеспечен-18 ность подобной стратегии по ряду параметров предопределяет эффективность
реализации Российским государством его внешних функций в основных сферах международного сотрудничества.
Информационный PR-механизм внешнеполитической деятельности современной России выполняет функции своеобразного «щита» от недружественного освещения в СМИ иностранных государств предпринимаемых шагов отечественным государством в рамках международного сотрудничества, а также выступает инструментом разрушения стереотипов, навязываемых Российской Федерации «коллективным» Западом.
В этой связи заслуживает поддержки тезис, согласно которому информация предстает в качестве важнейшего инструмента противостояния современных государств на глобальном уровне и используется как «оружие» доминирования на международной арене [3, с. 77]. Фактически информационно-технологические новации представляют возможность вести информационные и информационно-психологические «войны», воздействуя тем самым (в негативном ключе) на экономику, политику, военную инфраструктуру того или иного государства.
Так, целый ряд стран «западного мира» с помощью иностранных СМИ осуществляет своеобразное информационно-психологическое давление на российское государство и общество, стремясь тем самым реализовать исключительно собственные интересы в ущерб безопасности отечественного государства и стабильности мирового порядка. Неприемлемость подобный политики со стороны зарубежных партнеров особенно подчеркивает в своей статье С. Лавров: «Наращивая санкции и прочие меры незаконного давления на суверенные правительства, Запад насаждает тоталитаризм в мировых делах, занимает имперскую, неоколониальную позицию по отношению к другим странам: у себя дома внедряйте нужную мне модель демократии, а во внешних делах о демократии не беспокойтесь, мы всё решаем сами, ведите себя смирно, а то накажем»1.
Результаты информационных атак способны поставить под угрозу осуществление внешних функций по различным направлениям международного сотрудничества. Так, информационная война против российских спортсменов направлена, в том числе, против имиджа России в геополитике, в целях ослабления ее международного статуса и сотрудничества по всем направлениям внешней политики. Отсутствие представителей российского спорта в международных федерациях ведет к ослаблению влияния государства на развитие отношений не только в области спорта, но и в области отношений культуры и экономики.
Еще одним примером применения информационных атак на ослабление международных связей России с иными государствами выступает деятельность CNN и BBC, активно распространяющие информацию о преступном нарушении суверенитета Украины в связи с присоединением Крыма, о виновности Российской Федерации в крушении малазийского авиалайнера в районе боевых действий на Юго-Востоке Украины в июле 2014 г. Результатом их применения, в совокупности с другими средствами, выступили экономические санкции против России, увеличение оттока иностранных инвестиций, снижение уровня ВВП.
Анализируя основные положения Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что гарантии информационной безопасности призваны обеспечить установление устойчивой системы
1 Лавров С. О праве, правах и правилах // Россия в глобальной политике. 2021. № 4. Июль-Август. URL: https://globalaffairs.ru/articles/o-prave-pravah-i-pravilah/ (дата обращения: 21.11.
2021). 19
неконфликтных межгосударственных взаимоотношений в общемировом информационном пространстве, а также равноправное стратегическое партнерство1.
Учитывая прямо противоположные тенденции в виде регионализации и глобализации в мире, все в большей степени подтверждается невозможность отдельно взятого государства самостоятельно разрешить проблемы борьбы с терроризмом, распространением ядерного оружия, эпидемиями, экологическими катастрофами. Интеграционные процессы в различных сферах общественного развития увеличивают взаимозависимость государств. Однако не все и не всегда политики лидирующих держав проявляют должную активность в организации условий плодотворного сотрудничества, несмотря на масштабность и остроту проблем [4, с. 4], особенно, если это касается вопросов укрепления мира и безопасности, борьбы с актами международного терроризма. Последние политические события все с большей очевидностью свидетельствуют о снижении эффективности ООН и Совета Безопасности в понуждении государств к соблюдению принципов международного права, к отказу от вооруженного вмешательства во внутренние дела других стран.
В этих объективно непростых условиях девальвации международных инструментов сохранения и обеспечения справедливого и устойчивого миропорядка Российская Федерация вынуждена решать задачу повышения качества и совершенствования инструментария влияния на международные события с тем, чтобы обеспечить осуществление своих внешних функций и национальных интересов. Под инструментами влияния понимаются дипломатические, информационные, силовые, технологические и иные ресурсы, способные оказать давление на другие государства, их международную политику, на миропорядок в целом.
В недалеком прошлом Россия занимала седьмое место по качеству потенциала такого влияния после США, Китая, Германии и других государств с учетом ее военного, экономического положения и роли в Совете Безопасности ООН [5]. Сегодняшние позиции России более прочные благодаря внутренней экономической и политической стабильности. Интеграция в мировую экономику обеспечила нашему государству статус энергетической сверхдержавы. Это позволяет многим политическим конкурентам воспринимать Россию как источник цивилизаци-онной угрозы (США, Япония, Германия, Италия, Франция и другие)2.
Значительное влияние социальной направленности Российская Федерация оказывает на политику латиноамериканских стран, государств-участников СНГ не только посредством экономических механизмов (поставка нефти, газа), но и различных средств в области борьбы с организованной преступностью, терроризмом.
Россия активно, но не рационально, по мнению некоторых исследователей, использует свой потенциал влияния на систему международной безопасности, хотя у государства имеются для этого необходимые военно-технологические и информационно-технические ресурсы. Наращивание иностранными государствами экономического, демографического, военно-технического ресурса требует
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 50, ст. 7074.
2 См.: Резчиков А. Из Нигерии с любовью // Взгляд. Деловая Россия. URL: http://www.vz.ru/ 20 politics/ (дата обращения: 19.10.2021).
от России усиливать свои преимущества в «нематериальных» сферах1, для того чтобы компенсировать недостаточный материальный ресурс внешней политики.
Качественный и разнообразный инструментарий влияния позволяет не только результативно осуществлять свою внешнеполитическую деятельность, но и прогнозировать и отслеживать, а иногда и контролировать политику других государств, направлять ее по пути, отвечающему национальным интересам, безопасному развитию участников международных отношений, отчасти делая и ее гарантиями осуществления своих внешних функций.
Таким образом, проведенный анализ факторов, оказывающих влияние на формирование благоприятных условий осуществления внешних функций государства и играющих тем самым обеспечительную роль в этом процессе, приводит к возможности предложить один из вариантов группировки гарантий осуществления основных направлений деятельности государства на международной арене. Их можно сгруппировать, применив два основных критерия: а) сфера формирования гарантирующих условий (внутренние и внешние гарантии); б) характер и объем детерминирующего влияния на процесс осуществления внешних функций государства (общие и специальные). Еще раз подчеркнем, что сложный процесс осуществления внешних направлений деятельности обеспечивается целой совокупностью условий, действующих неразрывно, а потому грани между выделенными нами гарантирующими условиями весьма зыбки.
Библиографический список
1. Туманов С.Н. Механизм реализации внешних функций российского государства: вопросы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2017. 501 с.
2. Филимонов Г.Ю. «Мягкая сила» культурной дипломатии США. М.: РУДН, 2010. 212 с.
3. Ерофеева Н.В. Современные информационные войны и их влияние на политическую стабильность государства // Politbuk. 2015. № 2. С. 74-83.
4. Закария Ф. Постамериканский мир. М.: Европа, 2009. 280 с.
5. Мельвиль А. Россия в мировых рейтингах: перегрузка // Эксперт. 2006. № 43 (539). С. 24-44.
References
1. Tumanov S.N. Mechanism of realization of external functions of the Russian state: questions of theory and practice: dis. ... Dr. yurid. sciences'. Saratov, 2017. 501 p.
2. Filimonov G.Yu. "Soft power" of cultural diplomacy of the USA. Moscow: RUDN, 2010. 212 p.
3. Erofeeva N.V. Modern information wars and their impact on the political stability of the state // Politbuk. 2015. No. 2. P. 74-83.
4. Zakaria F. Post-American world. Moscow: Europe, 2009. 280 p.
5. Melville A. Russia in the world rankings: reboot // Expert. 2006. No. 43 (539). Р. 24-44.
1 См.: Иванов И. С. Какая дипломатия нужна России в XXI веке? Эпоха, когда идеи важнее материальных ресурсов // Россия в глобальной политике. 2011. 14 дек. URL: http:// www.globalaffairs.ru/Kakaya-diplomatia-nuzhna Rossii-v-XXI-veke-15392 (дата обращения: 06.11.2021). 21