ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
УДК 340
С.Н. Туманов
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ СОВРЕМЕННЫМ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ
Введение: Российское государство осуществляет свою внешнеполитическую деятельность в ситуации, осложненной существенными внешнеэкономическими и геополитическими рисками, что дополнительно актуализирует проблематику гарантирования реализации государством его внешних функций. Цель: формирование общетеоретической понятийной конструкции системы гарантий реализации внешних функций государства. Методологическая основа: центральным методом исследования выступает общенаучный системно-структурный подход, благодаря которому гарантии реализации внешних функций государства рассматриваются как единый системный комплекс правовых и организационных средств. В числе частноправовых методов также используются формально-юридический и сравнительно-правовой. Результаты: предложено авторское понимание системы гарантий реализации внешних функций современного Российского государства, выделены отдельные группы и установлены их межсистемные связи. Выводы: основной целью формирования системы гарантий государства выступает создание благоприятных внутренних и внешних условий, способствующих эффективному осуществлению внешних функций. В связи с этим значение системы гарантий проявляется в получении государством качественной стартовой платформы осуществления любой внешней функции. Обосновывается, что систему гарантий следует понимать как совокупность внутренних и внешних условий реализации внешних функций. Внутренние гарантии, в числе которых необходимо выделять правовые, организационные, экономические, информационные, психологические и иные условия, обеспечивают функционирование различных звеньев аппарата государства, непосредственно осуществляющих внешние функции государства. Внешние гарантии представляют собой благоприятные условия и предпосылки взаимодействия государства с субъектами внешнеполитического общения.
Ключевые слова: государство, внешние функции государства, гарантии реализации внешних функций государства, правовые средства реализации внешних функций государства.
© Туманов Сергей Николаевич, 2019
Доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой истории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: k_igp@ssla.ru © Tumanov Sergey Nikolaevich, 2019
Doctor of law, Associate professor, Head of History of state and law department (Saratov State Law Academy) 15
S.N. Tumanov
ON THE ISSUE OF A GUARANTEE SYSTEM
FOR THE IMPLEMENTATION OF EXTERNAL FUNCTIONS
BY THE MODERN RUSSIAN STATE
Background: the Russian state carries out its foreign policy activities in a situation complicated by significant foreign economic and geopolitical risks, which further actualize the issue of guaranteeing the implementation of its external functions by the state. Objective: formation of the general theoretical conceptual design of the system of guarantees for the implementation of external functions of the state. Methodology: the central method of the research is the General scientific system-structural approach, thanks to which the guarantees of the implementation of external functions of the state are considered as a single system complex of legal and organizational means. Formal-legal and comparative-legal methods are also used among private-law methods. Results: the author's concept of the system of guarantees of external functions implementation of the modern Russian state is offered, their separate groups are allocated and their intersystem communications are established. Conclusions: the main purpose of the formation of the system of state guarantees is the creation of favorable internal and external conditions conducive to the effective implementation of external functions. In this regard, the importance of the guarantee system is manifested in the state obtaining a high-quality starting platform for the implementation of any external function. It is proved that the system of guarantees should be understood as a set of internal and external conditions for the implementation of external functions. Internal guarantees, among which it is necessary to allocate legal, organizational, economic, information, psychological and other conditions, ensure the functioning of various parts of the state apparatus, directly carrying out the external functions of the state. External guarantees are favorable conditions and prerequisites for interaction between the state and the subjects of foreign policy communication.
Key-words: state, external functions of the state, guarantees of realization of external functions of the state, legal means of realization of external functions of the state.
Развитие международно-правовых отношений на современном этапе вызывает достаточно оживленные дискуссии в первую очередь относительно общетеоретических проблем внешнеполитической деятельности государства. Внимание юристов и политологов направлено на раскрытие различных ее аспектов. Однако анализ деятельностного компонента механизма осуществления внешних функций государства в данном контексте или в рамках рассмотрения внешних функций государства проводится не так часто, несмотря на то, что связь указанных категорий и явлений действительности очевидна.
Возможно, одним из объяснений подобного положения дел является убежденность в изученности проблем функциональной характеристики государства, применительно как ко внутренним, так и ко внешним делам. Между тем это не совсем так. В частности, в современной российской науке ряд вопросов остается недостаточно разработанным. Например, практически вне поля научных интересов остаются гарантии осуществления внешних функций Российского государства, качество и устойчивость которых, несомненно, выступают фактором эффективности или причиной неэффективности реализации национальных интересов на международной арене, достижения целей внешнеполитической деятельности, внешних функций государства.
Вопросы обеспечительного воздействия в отношении того или иного явления в сфере права почти всегда становятся предметом рассмотрения и в отраслевых науках, и в общей теории права. Подчеркнем, что в специальных отраслях юридического знания подходы к анализу гарантий во многом обусловлены спецификой предмета правового регулирования и предметом изучения.
Так, в отдельных научных работах гарантии исследуются применительно к реализации нормы права и позиционируются как одно из средств этого процесса [1, с. 9], в области защиты прав различных субъектов правоотношений — как элемент механизма их обеспечения [2, с. 9], как средство обеспечения какой-либо деятельности [3, с. 13], как элемент статуса субъекта правовых отношений [4, с. 52].
Обобщение имеющихся в области теории государства и права, конституционного, административного, гражданского, муниципального права точек зрения ученых показало, что в юриспруденции гарантии традиционно рассматриваются как способы, средства, условия достижения какого-либо результата или сохранения положения, статуса и имеют обеспечительное значение. При всем многообразии подходов иногда встречается и полное отрицание гарантий как элемента правовой сферы [5, с. 2].
Не видя смысла в анализе существующих взглядов на сущность, структуру и место гарантий в функционировании всевозможных правовых явлений, отметим лишь обеспечительный характер гарантий, т.е. их предназначение видится нам в формировании условий для реализации чего-либо. В словарях русского языка синонимом глагола «гарантировать» выступает глагол «обеспечить» [6, с. 129; 7, с. 175].
Применительно к вопросам настоящего исследования под гарантиями осуществления внешних функций государства мы будем понимать условия, необходимые для успешного осуществления внешнеполитической деятельности, достижения ее целей, эффективной реализации национальных интересов государства и способствующие в конечном счете успешному осуществлению внешних функций.
го
Обеспечение внешних функций — это организованная целенаправленная дея- Т тельность органов и уполномоченных на то должностных лиц, иных субъектов к реализации внешних функций государства по формированию благоприятных а условий их осуществления. с
Задача по обеспечению осуществления внешних функций порождена не | субъективными факторами, а объективной необходимостью. Под влиянием у глобализации гарантии либо получают новое содержание, либо видоизменяются р в русле внешнеполитического курса государства. Динамизм международных » отношений требует постоянного поиска новых или совершенствования суще- й ствующих гарантий с тем, чтобы обеспечить равенство во взаимоотношениях с р иностранными государствами и иными субъектами, совершенствовать механизм | такого взаимодействия, а также максимально полно выражать и защищать на- к циональные интересы. а
Основной целью формирования системы гарантий государства выступает д
е
создание благоприятных внутренних и внешних условий, способствующих и эффективному осуществлению внешних функций. В связи с этим значение си- ^
0 »> о ю
стемы гарантий проявляется в получении государством качественной стартовой л платформы осуществления любой внешней функции. 3)
Систему гарантий можно представить как совокупность внутренних и внеш- 0 них условий реализации внешних функций. Внутренние гарантии, в числе 9 которых выделяются: правовые, организационные, экономические, информационные, психологические и иные условия, обеспечивают функционирование различных звеньев аппарата государства, непосредственно осуществляющих внешние функции государства. Внешние гарантии — благоприятные условия и предпосылки взаимодействия государства с субъектами внешнеполитического общения. 17
Таким образом, гарантии направлены как на обеспечение самого процесса осуществления внешних функций государства, так и на формирование предпосылок такого осуществления.
Рассматривая внутренние гарантии осуществления внешних функций государства, необходимо отметить, что их формирование является отдельно взятым управленческим процессом, обладающим собственной структурой и содержанием. Создание указанных выше внутренних условий предполагает формирование отдельного направления профессиональной деятельности, в структуре которой можно выделить субъекта и объект воздействия, формы и методы достижения целей, решения поставленных задач.
Обозначенная ранее направленность внутренних гарантий осуществления внешних функций позволяет классифицировать их на две группы: гарантии, направленные на организацию профессиональной деятельности отдельных субъектов государственного механизма по осуществлению внешних функций, и гарантии, обеспечивающие осуществление названных функций как особого процесса. Причем последняя группа внутренних гарантий для наиболее наглядного демонстрирования возможных условий, обеспечивающих процесс реализации внешних функций государства, представлена двумя подгруппами — общими гарантиями и специальными.
Подчеркнем, что грани между выделенными нами гарантирующими условиями весьма зыбки, четко разделить их на отдельные группы невозможно. Сложный процесс осуществления внешних направлений деятельности государства обеспечивается целой совокупностью условий, действующих неразрывно: и внутренние и внешние гарантии существуют одновременно и одинаково важны. Среди внутренних гарантий, как и среди внешних, одновременно задействованы все, и только на теоретическом уровне можно предложить их классификацию.
Первая группа внутренних гарантий охватывает условия функционирования государственного аппарата, представленного министерствами и ведомствами, чья деятельность немыслима без снабжения кадровыми, материальными, техническими, финансовыми, информационными и правовыми ресурсами. В связи с тем, что названные органы государственного управления не производят такие ресурсы, в их структуре, а также в структуре иных органов государства формируются специальные подразделения как связанные, так и не связанные с осуществлением внешних функций.
В Российской Федерации подобные подразделения представлены разветвленной системой органов, прямо вовлеченных во внешнеполитический процесс (МИД России, ГРУ, ФСО, Министерство обороны РФ, ФСБ России и др.). В некоторых законодательных и иных нормативных актах имеются нормы, позволяющие сделать вывод об объеме и содержании обеспечения условий осуществления внешнеполитических функций данных органов. Например, согласно ст. 5 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. от 6 июля 2016 г.) целями внешней разведки выступают обеспечение Президента РФ и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой для принятия решений в политической сфере, а также создание условий, способствующих осуществлению политики государства в сфере безопасности1.
Исходя из ст. 11.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. от 6 июля 2016 г.)2 органы федеральной службы безопасности осуществляют «сопровождение» внешних функций государства с позиции информационной безопасности.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 143; 2016. № 28, ст. 4558.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 15, ст. 1269; 2016. № 28, ст. 4558.
Круг субъектов, вовлеченных в процесс обеспечения осуществления внешних функций государства, не замыкается на органах и учреждениях государства. В этом процессе принимают участие и различные организации, действующие как внутри страны, так и за ее пределами. Следовательно, можно говорить о целостной системе гарантий осуществления внешних функций (финансирование, разработка нормативных актов, мониторинг правоприменения, подготовка кадров, информационно-техническое оснащение, добывание информации, информационно-психологическая работа с населением и т.д.).
Из изложенного следует, что на обеспечение осуществления внешних функций государства направлена деятельность различных звеньев государственного аппарата, качественные (объем предоставления материальных и технических средств, полнота правового регулирования, состояние информационных ресурсов и др.) и количественные (количество кадров, число учебных заведений, количество структурных подразделений и т.д.) особенности которых определяются содержанием внешних функций государства и его внешнеполитическими интересами.
Библиографический список
1. Лошкарев А.В. Правовые гарантии: теоретические проблемы определения понятия и классификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. 25 с.
2. Тиунов О.И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. № 4 (172). С. 85-95.
3. Занина Т.М., Кузнецов Д.О. Правовое регулирование гарантий деятельности органов исполнительной власти местного самоуправления на современном этапе // Вестник Воронежского ин-та МВД России. 2008. № 4. С. 13-17.
4. Фомина С.В. Государственные гарантии как элемент правового статуса государственных служащих // Журнал российского права. 2007. № 4. С. 52-60.
5. Романовская О.В. Гарантии нотариальной деятельности // Наука. Общество. Го- ш сударство. 2013. № 2 (2). С. 1-8. Н
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фра- С зеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: ИТИ Технологии, 2006. 944 с. а
7. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А.П. Евгеньевой. Л.: Наука, В
1975. 648 с. О
й
о
References а
1. Loshkarev A.V. Legal Guarantees: Theoretical Problems of Definition and Classifica- T tion: extended abstract dis. ... cand. of law. Krasnodar, 2009.25 p. Н
2. Tiunov O.I. International Legal Guarantees as a Means of Ensuring International й Treaties // Journal of Russian Law. 2011. No. 4 (172). Р. 85-95. |
3. Zanina TM, Kuznetsov D.O. Legal Regulation of Guarantees of Activity of Executive | Bodies of local Self-government at the Present Stage // Bulletin of the Voronezh Institute К of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2008. No. 4. P. 13-17. I
4. Fomina S.V State Guarantees as an Element of the Legal Status of Public Servants I // Journal of Russian Law. 2007. No. 4. P. 52-60. M
5. Romanovskaya O.V. Guarantees of Notarial Activities // Science. Society. State. 1 2013. No. 2 (2). Р. 1-8. 6
6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory Dictionary of the Russian Language: 1 80,000 words and phraseological expressions. 4th ed. M.: ITI Technologies, 2006. 944 р. )
7. Dictionary of Synonyms: reference manual / ed. A.P. Evgenieva. L .: Nauka, 1975.648 р. 1