Научная статья на тему 'Глобальная информатизация как содержание и средство реализации внешних функций государства'

Глобальная информатизация как содержание и средство реализации внешних функций государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1131
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / СУВЕРЕНИТЕТ / СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туманов С.Н.

Значительная часть исследований явлений социальной жизни, в том чис-ле и государственно-правовой сферы, содержит обращение к вопросам влияния глоба-лизационных процессов на ход их развития, определения положительных последствий, а также условий и средств минимизации негативных проявлений. Информатизация, будучи глобальным по своему характеру условием функционирования современного общества, оказывает влияние и на область осуществления внешних функций государства как внутри страны, так и на международной арене. В статье предлагается вариант рассмотрения ин-форматизации применительно к механизму осуществления внешних функций государства. Теоретический анализ. Рассмотрение глобальной информатизации в связи с реали-зацией основных направлений деятельности государства на международной арене опи-рается на общее учение о функциях государства, о государственной власти, о средствах осуществления государственной власти, а также на основные правила и принципы про-ведения научного исследования. Эмпирический анализ. Важную часть исследования составляет анализ действующего законодательства, а также документов доктринально-правового характера, в котором отражено значение информатизации для управления со-временными процессами, формулируются приоритеты реализации политики государства в сфере информатизации. Результаты. Результатом анализа влияния информатизаци-онных процессов на действие механизма осуществления внешних функций государства явилась гипотеза о многовекторности их влияния на указанный механизм и о возможности рассмотрения информатизации применительно к внешним функциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальная информатизация как содержание и средство реализации внешних функций государства»

ПРАВО

УДК 340

ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

КАК СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ

ВНЕШНИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

С. Н. Туманов

Туманов Сергей Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, первый проректор, проректор по учебной работе, Саратовская государственная юридическая академия, edu@ssla.ru

Введение. Значительная часть исследований явлений социальной жизни, в том числе и государственно-правовой сферы, содержит обращение к вопросам влияния глоба-лизационных процессов на ход их развития, определения положительных последствий, а также условий и средств минимизации негативных проявлений. Информатизация, будучи глобальным по своему характеру условием функционирования современного общества, оказывает влияние и на область осуществления внешних функций государства как внутри страны, так и на международной арене. В статье предлагается вариант рассмотрения информатизации применительно к механизму осуществления внешних функций государства. Теоретический анализ. Рассмотрение глобальной информатизации в связи с реализацией основных направлений деятельности государства на международной арене опирается на общее учение о функциях государства, о государственной власти, о средствах осуществления государственной власти, а также на основные правила и принципы проведения научного исследования. Эмпирический анализ. Важную часть исследования составляет анализ действующего законодательства, а также документов доктринально-правового характера, в котором отражено значение информатизации для управления современными процессами, формулируются приоритеты реализации политики государства в сфере информатизации. Результаты. Результатом анализа влияния информатизаци-онных процессов на действие механизма осуществления внешних функций государства явилась гипотеза о многовекторности их влияния на указанный механизм и о возможности рассмотрения информатизации применительно к внешним функциям. Ключевые слова: государство, глобализация, функции государства, суверенитет, средство осуществления внешних функций государства, государственная власть, информатизация.

DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-445-451

Введение

Механизм осуществления внешних функций государства -сложное образование, действующее во взаимодействии с другими сложными образованиями и системами, являющееся частью наиболее сложных систем - управления, государства, общества и т.д., детерминированное различными факторами. Формирование, развитие и функционирование указанного механизма как разновидности социальной системы или ее части происходят под влиянием множества условий и связей, обусловливающих все процессы, происходящие в нем и с ним. Многообразные факторы, создающие «фон» деятельности государства по реализации функций, можно разделить на группы: внутренние, внешние, объективные, субъективные, прогнозируемые, форс-мажорные, мирные, военные, национальные, региональные, глобальные и т. п.

В последнее время при исследовании различных объектов гуманитарной сферы наиболее актуальными выступают вопросы, так или иначе связанные с глобализацией, глобальными элементами, всем, что имеет корень «глобал». Так происходит и с внешними функциями государства, которые стали глобальными, а значит, и механизм реализации внешних функций имеет глобальное наполнение и детерминируется условиями, носящими глобальный характер. Одним из таких условий выступает информатизация.

Полагаем, что рассматривать информатизацию только как фактор какого-либо явления недостаточно для полноты анализа, поскольку она может выступать как задачей, так иногда и промежуточной целью на более узком участке деятельности государства. Так, на официальном уровне признано, что быстрое и качественное обновление общества, становление и укрепление рыночной экономики, построение демократического правового государства выдвигают на первый план «решение глобальной задачи - формирование в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти в условиях демократии.

Удобное распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей являются едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире, и, как следствие, в результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично» [1].

Теоретический анализ

Исследователи возможностей информационно-технологических систем, в первую очередь западных стран, а затем и отечественные, отмечают, что возникающее новое общество может стать средством созидательной коммуникации, позволяя каждому с помощью простых в использовании устройств распространять свои идеи одновременно в многотысячной аудитории [2, с. 20].

Последствия глобальной информатизации обнаруживаются в технической, психологической, социальной, экономической сферах. Конкретно это связано с тем, что возникает большая зависимость человечества от современных компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий; появляется возможность самоорганизации и полной независимости сети

Интернет; происходит формирование виртуальных сообществ - новой социальной формы организации людей; применяются компьютерные и телекоммуникационные технологии для осуществления профессиональной деятельности из любой географической точки; возникает необходимость в определенной информационной культуре почти во всех сферах профессиональной деятельности человека; увеличивается количество трудоспособного населения, занятого в сфере производства и обработки информации и информационных услуг, а не в сфере производства материальных благ; наблюдается ослабление фактора географического местоположения предприятий за счет использования современных средств связи и передачи информации, а также создания виртуальных предприятий; развивается автоматизация и, как следствие, удешевляются процессы обработки, передачи и хранения информации, сокращаются рабочие места; повышаются расходы государства в информационной сфере.

Эмпирический анализ

Глобальная информатизация является действенным и необходимым средством модернизации всего общественного процесса, прежде всего экономической сферы, которая, как локомотив, тащит за собой все остальные. Доказано, что развитие технологий способствует снижению зависимости от невоспроизводимых ресурсов, повышению эффективности экономики и общественного богатства. Новые знания и технологии открывают возможности использования новых ресурсов, материалов, неизвестных источников сырья, что создает предпосылки создания ресурсосберегающих технологий [3, с. 41].

На уровне организации суверенной власти также имеет место формирование обширного канала политической коммуникации, устойчивое и быстрое развитие которого уже сейчас меняет представления о государственном управлении, обеспечении государственной деятельности, участии граждан в управлении делами государства, привлечении электората к реализации демократии и др. [4, 5].

Такие понятия, отражающие складывающуюся реальность, как «электронная демократия», «электронное правительство», которые внедряются в сфере обеспечения политической вовлеченности граждан и государственных услуг (медицина, образование, налоговая сфера, оформление документов и др.), свидетельствуют об открывающихся новых возможностях получения государственных услуг. Задача организации

получения государственных услуг через информационные средства решается на государственном уровне [6-8].

На уровне международных отношений развитие информационно-коммуникационных технологий принято рассматривать как движение государства по пути снижения изоляционности от мировых процессов, обеспечения прозрачности и предсказуемости государственной политики, как показатель некой толерантности в отношениях. Масштабность распространения информационных технологий в настоящее время является показателем степени интегрированно-сти страны в мировое сообщество, способности быть «современным» игроком на политической арене и влиять на международные отношения. Поэтому заинтересованность в расширении информационно-технологического инструментария в осуществлении государственного управления внутри страны и в осуществления политической деятельности на международной арене вполне объяснима и не требует дополнительных доказательств.

Однако между намерениями и реальными возможностями, желаниями и результатами, возможностью и действительностью есть существенная разница. Кроме того, в специальной научной литературе отмечается негативное влияние информатизации на обеспечение национальной идентичности и суверенитета [9].

Анализируя имеющийся материал и практику государств по использованию информационных технологий, результаты и выводы исследователей применительно к обозначенной задаче, приходим к возможности рассмотрения глобальной информатизации, с одной стороны, как элемента содержания внешних функций государства, с другой - как средства их реализации.

Глобальная информатизация - содержание внешних функций государства

Происходящие процессы глобализации и информатизации не только выступают условиями, в которых осуществляется внутренняя и внешнеполитическая деятельность государства, причинами изменения средств и методов осуществления функций государства и модернизации механизмов их реализации, но и становятся объектами воздействия в рамках почти каждой функции, как внутренней, так и внешней.

Во-первых, сфера информационных технологий становится предметом правового регулирования, основанием формирования новой отрасли в системе российского права - информационной. Нормы, регламентирующие использование ин-

формации и информационных технологий, содержатся в конституционном, гражданском, уголовном, административном и ином законодательстве. В последнее время в связи с распространением Интернета и его ресурсов наблюдается тенденция расширения ответственности пользователей за поведение в Сети и пользование контентом.

Необходимость правовой регламентации процессов информатизации возникает и на международном уровне, что отмечено и в Окинавской Хартии 2000, и в национальном законодательстве. В частности, целью деятельности по обеспечению международной информационной безопасности России является создание оптимального международного правового режима информационной безопасности, в числе прочего путем разработки и принятия государствами-членами ООН Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности.

Во-вторых, развитие информационно-коммуникационных средств и последствия этого (возможности и угрозы) предопределяют содержание деятельности государства в рамках конкретной функции государства. Так, в рамках внешней функции обороны страны государство обеспечивает предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате применения информационных технологий, прогнозирование и оценку информационных угроз, нейтрализацию информационно-психологического воздействия, повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления и т.д.

При осуществлении внешнеэкономической функции одними из элементов содержания деятельности являются: сведение к минимуму влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности; разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности; повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и электронной промышленности; производство и эксплуатация средств обеспечения информационной безопасности; развитие отечественного конкурентоспособного производства электронных компонентов и выход его на мировой рынок.

Обеспечение международного сотрудничества также связано с решением задач в области использования информационных технологий:

участие в формировании системы международной информационной безопасности; создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве и др.

Глобальная информатизация - средство реализации внешних функций государства

Интенсивное развитие информационных и коммуникационных технологий, их широкое применение во всех сферах деятельности государства создали условия для формирования глобальной информационной инфраструктуры, которая предоставила качественно новые возможности обеспечения международного сотрудничества, решения глобальных проблем, доступа к накопленному опыту, а также влияния на внутренние дела отдельного государства. Так, современные государства «не отказывают себе» в проведении различных акций, направленных на подрыв стабильности какого-либо государства, в частности, астротерфинга. Последний представляет собой формирование искусственного общественного мнения, проведение фальшивых массовых кампаний, создающих видимость требования большим количеством граждан реализации определенного политического курса. Для астротерфинга характерно применение специальных программ - persona management software, позволяющих получить астротерферам все необходимые элементы, идентифицирующие их в Сети как реальных личностей: имя, почтовый ящик, сайты, аккаунты в социальных сетях. В качестве примера можно привести «онлайн-революции», произошедшие в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В сферу использования информационных технологий справедливо включается система управления государственной власти. От уровня развития коммуникаций зависит оперативность принятия и исполнения решений. В управлении государством информация, ее быстрое и качественное прохождение «сверху вниз» и хорошо налаженная обратная связь имеют важное значение: данное обстоятельство лежит в основе способности государства (в лице его полномочных органов) оперативно вырабатывать и качественно реализовывать управленческие решения.

В современном государстве информационные и коммуникационные технологии являются основным фактором, определяющим уровень его социально-экономического развития и состояние национальной безопасности.

В России на официальном уровне подчеркивается, что дальнейшая информатизация основных областей экономики и развитие технологий обеспечат высокую производительность труда и эффективность отраслей, вносящих основной вклад в валовой внутренний продукт. Успешное решение задач в области государственной поддержки развития информационной отрасли создаст стимулы к технологическому развитию самой отрасли информационных технологий. Расширение применения информационных технологий в государственном секторе, развитие электронных услуг и инвестиции в инфраструктуру способствуют более широкому применению информационных технологий не только в частном секторе и корпоративном секторе, но и на государственном уровне.

С помощью информационных технологий происходит вхождение национальных и региональных финансовых рынков в единый мировой рынок финансов. Конкуренцию на геополитической арене определяют метатехнологии, обладая которыми, государства получают возможность влиять на процессы глобализации.

В связи с высокой скоростью развития информационных технологий создается необходимая коммуникационная платформа для учета мнений научных институтов, отраслевых ассоциаций, ведущих компаний, государственных заказчиков, институтов развития и представителей ведущих технологических платформ в информационно-технологически емких областях.

В сфере оборонно-промышленного комплекса, непосредственно имеющего отношение к внешним функциям государства, развитие и использование информационных технологий связаны с разработкой методов роботизации и автоматизации производства предприятий комплекса; методов программного моделирования на всех уровнях производства; технологий, обеспечивающих наиболее быструю разработку собственных специальных протоколов и технологий передачи и обработки информации; программных технологий поддержки принятия решений в реальном времени с элементами искусственного интеллекта.

В современных условиях многие важные системы промышленного и оборонного сектора экономики, например системы управления воздушным сообщением, предприятиями энергетической отрасли и электросети, работают на основе информационно-коммуникационных технологий.

Помимо этого средства информатизации, особенно компьютерные технологии и средства

современной связи широко используются государством для доведения информации о своей деятельности до широких слоев населения, обмена документами с иностранными партнерами, оперативного участия в работе международных организаций, обеспечения военных операций по борьбе с террористическими угрозами со стороны Исламского государства (организация, запрещенная в РФ), как ранее использовались для обеспечения информационных мероприятий в ходе контртеррористической операции в Чечне, когда был создан Федеральный информационный центр, обеспечивающий общение командования с журналистами и внутреннюю поддержку властей.

Результаты

Сферы и аспекты использования информационных технологий весьма многочисленны. Соответствие уровня развития информационной инфраструктуры мировым тенденциям - залог равноправного участия в формировании системы глобального управления и глобальной инновационной системы, обусловливающего статус и возможности государства в современных международных отношениях [10, 11].

Все сказанное ранее о процессах информатизации, их влиянии на развитие человека и социальных общностей, выстраивание коммуникаций между ними позволяет утверждать, что глобальная информатизация - процесс неизбежный, как и сама глобализация, дает возможность увеличить возможности управления, мобильности и оперативности принятия решений, участия в решении задач различных уровней и масштабов, однако имеет немало явных и скрытых опасностей и угроз.

Список литературы

1. О концепции правовой информатизации России : указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1993. № 27, ст. 2521.

2. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001. 253 с.

3. Касаткина М. О. Глобальная информатизация общества // Экономический журнал РГГУ. 2010. № 20. С. 41-43.

4. Талапина Э. В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). М. : ИД «Юриспруденция», 2015. 192 с.

5. Чесноков А. А. Ресурсы INTERNET и российские политические технологии : состояние и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 4. С. 65-71.

6. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций) (вместе с «Положением о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"», «Правилами ведения федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)"», «Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"», «Требованиями к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций)») : постановление Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 (в ред. от 16.02.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 44, ст. 6274 ; 2015. № 8, ст. 1175.

7. Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (вместе с «Правилами использования федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"») : постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 584 (в ред. от 14.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 30 (ч. II), ст. 4108 ; 2015. № 47, ст. 6599.

8. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде : распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 г. № 2516-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 2 (ч. II), ст. 155.

9. Панарин А. С. Глобальное информационное общество : вызовы и ответы // Глобальная информатизация и безопасность России : материалы круглого стола «Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества» (МГУ, октябрь 2000 г.). М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001. С. 15-27.

10. Сидорова Е. А. Взаимодействие процессов глобального управления и формирования глобальной инновационной системы : теоретический аспект // Вестн. ЯрГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (27). С. 128-132.

11. Попсуйко А. Н. Феномен глобального управления в контексте устойчивого развития современных глобальных процессов // Глобализация как этап развития мирового сообщества : материалы Между-нар. науч.-практ. конф. 25-26 сентября 2011 г. Пенза ; Сургут ; Баку : НИЦ «Социосфера», 2011. С. 135-139.

Образец для цитирования:

Туманов С. Н. Глобальная информатизация как содержание и средство реализации внешних функций государства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 445-451. Б01: 10.18500/19942540-2017-17-4-445-451.

Global Informatization as the Content and Means of Realization of External Functions of the State

S. N. Tumanov

Sergey N. Tumanov, ORCID 0000-0002-4011-1210, Saratov State Law Academy, 1, Volskaya str., Saratov, 410056, Russia, edu@ssla.ru

Introduction. A significant part of the research phenomena of social life, including the state-legal sphere, contains an appeal to the effects of globalization processes on the course of their deve-opment, determining positive effects, as well as the conditions and means of minimizing negative effects. Informatization, being global in nature condition for the functioning of modern society, has an impact on the scope of implementation of the external functions of the state both within the country and in the international arena. The article suggests consideration of Informatization in relation to the mechanism of external functions of the state. Theoretical analysis. Consideration of global information in connection with the implementation of the main directions of state activities in the international arena is based on the General doctrine of functions of the state, about state power, about the means of exercise of public authority and on the basic rules and principles of scientific research. Empirical analysis. An important part of the proposed study took the analysis of the current legislation, as well as doctrinal documents of legal nature in which the value of Informatization for the management of modern processes, to formulate the priorities of implementation of state policy in the sphere of Informatization. Results. As a result, the author works on the analysis of the impact of Informatization processes on the mechanism of action of implementation of the external functions of the state is the hypothesis of multi-vector their influence on the mechanism and on the possibility of consideration of Informatization in relation to external functions. Key words: state, globalization, functions of the state, sovereignty, means of implementation of the external functions of the state, public authorities, informatization.

References

1. On the concept of legal informatization of Russia. Decree of the President of the Russian Federation of 28.06.1993 No. 966. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1993, no. 27, art. 2521 (in Russian).

2. Vershinin M. S. Politicheskaia kommunikatsiya v in-formatsionnom obschestve [Political communication in the information society]. St. Petersburg, Izdatel'stvo Mikhailova V. A., 2001. 253 p. (in Russian).

3. Kasatkina M. O. Global'naia informatizatsiya ob-schestva [Global informatization of the society].

Ekonomicheskiy zhurnal RGGU [Economic journal], 2010, no. 20, pp. 41-43 (in Russian).

4. Talapina E. V. Gosudarstvennoe upravlenie v infor-matsionnom obschestve (pravovoi aspekt) [Public administration in the information society (legal aspect)]. Moscow, ID «Iurisprudentsiia», 2015. 192 p. (in Russian).

5. Chesnokov A. A. Resursy INTERNET i rossiyskie politicheskie tekhnologii: sostoianie i perspektivy razvitiya [INTERNET-resources and Russian political technologies: state and perspectives of development]. VestnikMoskovskogo universiteta. Ser. 18. Sotsiologiya i politologiya [Moscow State University Bulletin. Ser. 18. Sociology and Political Science], 1999, no. 4, pp. 65-71 (in Russian).

6. About the Federal state information systems security-handling, the provision of electronic public and municipal services (execution of functions) (together with "Statute on the Federal state information system "Federal register of state and municipal services (functions)", "Rules of maintaining the Federal state information system "Federal register of state and municipal services (functions)", "Position on the Federal state information system "Single portal of public and municipal services (functions)", "Mission-tions to the regional portals of state and municipal services (functions)". Resolution of the RF Government of 24.10.2011 No. 861 (an edition of 16.02.2015). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2011, no. 44, art. 6274; 2015, no. 8, art. 1175 (in Russian).

7. On the use of Federal state information system "unified system of identification and authentication in the infrastructure ensuring information and technological interaction of information systems used for rendering state and municipal services in electronic form" (together with "Regulations on the use of Federal state information system "unified system of identification and authentication in the infrastructure ensuring information and technological interaction of information systems used to provide state and municipal services in electronic form"). Resolution of the RF Government of 10.07.2013 No. 584 (an edition of 14.11.2015). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2013, no. 30 (pt. II), art. 4108; 2015, no. 47, art. 6599 (in Russian).

8. On approval of Concept of development of mechanisms of providing state and municipal services in electronic form. Decree of the RF Government of 25.12.2013 No. 2516-R. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 2 (pt. II), art. 155 (in Russian).

9. Panarin A. S. Global'noe informatsionnoe obschestvo: vyzovy i otvety [Global information society: challenges and responses]. In: Global'naya informatizatsiya i bezo-pasnost'Rossii. Materialy kruglogo stola «Global 'naya informatizaciya i social'no-gumanitarnye prob-lemy cheloveka, kul 'tury, obschestva» (MGU, oktjabr' 2000 g.) [Global informatization and security of Russia. Materials of the round table "Global informatization and socio-humanitarian problems of person, culture, society" (MSU, October 2000)]. Moscow, Moscow University Press, 2001, pp. 15-27 (in Russian).

10. Sidorova E. A. Interaction of the of Global Governance Processes and Global Innovation System Formation: Theoretical Approach. Vestnik JarGU. Ser.

Gumanitarnye nauki [The Bulletin of the Yaroslavl State University. Ser. Humanities], 2014, no. 1 (27), pp. 128-132 (in Russian).

11. Popsujko A.N. Fenomen global'nogo upravleniya v kontekste ustoychivogo razvitiya sovremennykh global'nykh protsessov [The phenomenon of global governance in the context of sustainable development of modern global processes]. In: Globalizatsiya kak etap razvitiya mirovogo soobschestva [Globalization as stage of development of the world community. Materials Int. sci. and pract. conf. 25-25 September 2011]. Penza, Surgut, Baku, Nauchno-izdatel'skii tsentr «Sotsiosfera», 2011, pp. 135-139 (in Russian).

Cite this article as:

Tumanov S. N. Global Informatization as the Content and Means of Realization of External Functions of the State. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 4, pp. 445-451 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-4-445-451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.