Научная статья на тему 'Информационные аспекты предпрофильной подготовки'

Информационные аспекты предпрофильной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные аспекты предпрофильной подготовки»

С О В Р Е М Е Н Н Ы Е О Б Р А 3 О В А Т Е Л Ь Н Ы Е СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Г. Н. Шорникова (г. Новокузнецк), кандидат педагогических наук, доцент

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРОФИАЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Одной из задач, решаемых перед введением профильного обучения, является организация информационной работы с девятиклассниками. Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях, территориально доступных им в муниципальном образовании (городе, районе, микрорайоне). Информация необходима всем участникам образовательного процесса и каждому в полном объеме, в соответствии с его потребностями. Информацию об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование, пройти пробу по предметным областям, тестовые или рейтинговые испытания, продолжить обучение по выбранному профилю, учащиеся, родители должны получить в рамках предпрофильной подготовки.

В соответствии с этим в каждом муниципальном субъекте в зависимости от возможностей должны быть определены формы и методы информирования родителей и учащихся о реальных путях и способах организации предпрофиль-ной подготовки во второй ступени общеобразовательной школы.

Одним из наиболее успешных подходов организации информирования учащихся и родителей является «образовательная карта». Образовательная карта — это карта муниципального субъекта (города, района, микрорайона), на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального професси-

онального образования и другие организации и учреждения, на базе которых предполагается осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение[1].

Образовательная карта может быть составлена и издана в виде буклета, брошюры, плаката. Желательно отразить на карте расположение образовательных учреждений с прописанными маршрутами движения общественного транспорта, на котором можно доехать до места обучения, информацию о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.

Аттестация выпускников основной школы в рамках предпрофильной подготовки.

В рамках предпрофильной подготовки будут реализованы новые подходы к проведению аттестации учащихся основной школы, это вызвано тем, что число желающих продолжить образование в старших классах определенного образовательного учреждения может превышать возможности данного учреждения. При этом возникает ситуация конкурсного приема учащихся на определенный профиль. Поэтому в рамках введения профильного обучения проходит отработку вариант открытой, гласной процедуры конкурсного набора и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, переход к «внешней», проводимой государственными (муниципальны-

Г.Н. Шорникова. Информационные аспекты предпрофильной

ми) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен сегодняшней «внутришкольной» формы итоговой аттестации.

Выпускники 9-х классов, поступающие в профильную школу, в соответствии с действующим Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации сдают не менее четырех экзаменов: два экзамена обязательных (письменных) - русский язык и алгебра, и два экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в 9 классе. При этом государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут ввести в общеобразовательных учреждениях экзамен дополнительно к установленным.

Обязательные экзамены сдаются государственной экзаменационной комиссии, которая определяет порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и систему оценивания, единые для всех общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по предпрофильной подготовке. Для координации работ по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов создается Координа-ци-онный совет.

Определяемые учеником экзамены по выбору могут быть установлены образовательным учреждением для поступления на соответствующий профиль. Так, для поступления на физико-математический профиль необходимо сдать два выпускных экзамена из трех предлагаемых: физика, информатика, геометрия. На естественнонаучный профиль необходимо сдать два экзамена из следующих предлагаемых: а) биология, география; б) физика, химия. Экзамены на другие профили: на социально-экономический — обществоведение, география; на гуманитарный — история, литература; на филологический — иностранный язык, литература; на информационно-технологический — информатика, физика.

При комплектовании 10-х профильных классов, наряду с аттестацией, целесообразно учитывать дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся. Индивидуальные достижения учащихся, позволяющие более полно оценить уровень готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени, предлагается оформить в виде портфолио. При наличии

подготовки

конкурса на выбранный учеником профиль в действие вступает портфолио, а в некоторых регионах - «средний балл». На профиль зачисляются учащиеся, успешно сдавшие основные экзамены (русский язык и алгебра) и экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю, при наличии конкурса на профиль также учитываются индивидуальные достижения учащихся, причем предпочтение отдается профильным достижениям.

Система предпрофильной подготовки интегрируется в большую систему - в муниципальную образовательную сеть. Именно сеть позволит решить стоящие перед предпрофильным обучением задачи.

Муниципальная образовательная сеть.

Сеть - это совокупность различных учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. Муниципальная образовательная сеть предпрофиль-ной подготовки должна включать в себя самые разные типы образовательных учреждений. Прежде всего это школы и учреждения дополнительного образования, в их задачи будет входить проведение курсов по выбору для всех учащихся района, организация мероприятий и различных видов рейтинговых состязаний для накопления информации в «портфолио». Помимо учреждений образования в сеть должны войти пси-холого-валеологические и профориентационные службы. На них будут возложены различные вспомогательные функции, например, по оказанию консультативной помощи учащимся и родителям. Образовательные сети предпрофильной подготовки должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе профиля обучения в старшей школе.

Совокупность учреждений становится сетью благодаря наличию единого центра управления и конкретных форм сетевого взаимодействия. Взаимодействие учреждений может происходить по нескольким различным направлениям: по линии обмена учащимися и по линии обмена кадровыми, информационными, научно-методическими, материально-техническими и другими ресурсами. В работе образовательных сетей могут использоваться различные формы сетевого взаимодействия учреждений.

Организация эксперимента по введению предпрофильной подготовки.

Особое значение в принятой Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования придается предпрофильной

Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования

подготовке. Она понимается как принципиально новая для российской школы педагогическая система, являющаяся подсистемой профильного образования старшей школы и призванная выполнять по отношению к ней подготовительную функцию, то есть должна позволять учащимся осознанно и ответственно участвовать в выборе будущего профиля обучения.

Согласно «Плану-графику мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени образования» [2] предпро-фильная подготовка вводится в школы с 2005/06 учебного года. Однако многие территории организуют муниципальные эксперименты по введению предпрофильной подготовке. Актуальность запуска муниципального эксперимента [3] по организации предпрофильной подготовки обуславливается:

- во-первых, необходимостью создания условий для формирования у учащихся особых личностных качеств, лежащих в основе социально-профессионального мышления и поведения, соответствующего требованиям современного динамично развивающегося постиндустриального информационного общества;

- во-вторых, задачей построения гуманистически ориентированных систем обучения, создающих возможность внутри института массовой средней школы индивидуализированных образовательных траекторий, учитывающих потребности и интересы личности каждого отдельного ученика;

- в-третьих, задачей отработки механизмов целостной системной реализации основных положений Концепции модернизации российского образования как на уровне отдельного образовательного учреждения, так и на уровне муниципальной системы образования в целом.

Цель эксперимента: апробировать идеи организации и введения предпрофильной подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях города, обобщить и рекомендовать положительный опыт для массового перехода школ на профильное обучение.

Задачи эксперимента:

■ разработать (на примере одного района) модель муниципальной образовательной сети, способной максимально удовлетворить образовательные запросы девятиклассников в прохождении пред-профильной подготовки;

■ создать все необходимое организационное и учебно-методическое обеспечение системы предпрофильной подготовки;

■ подготовить управленческие и педагогические кадры для успешного введения предпро-фильной подготовки;

■ создать мониторинговую систему оценки эффективности предпрофильной подготовки учащихся;

■ обобщить и тиражировать полученный опыт осуществления предпрофильной подготовки;

■ разработать региональный вариант пор-тфолио;

■ организовать экспериментальную научно-исследовательскую работу по комплексному изменению содержания образования в основной школе.

Основные направления деятельности:

■ содержание и формы предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов;

■ создание муниципальной (районной) образовательной сети;

■ разработка регионального варианта пор-тфолио;

■ методическое и информационное обеспечение программы реализации предпрофильной подготовки;

■ разработка и опробирование мониторинговой программы по оценке эффективности предпрофильной подготовки;

■ система повышения квалификации организаторов и участников эксперимента;

■ обобщение опыта по предпрофильной подготовке;

■ проектирование модели основной общеобразовательной школы как школы позитивных социальных проб;

■ психологическое сопровождение организации и введения предпрофильной подготовки.

Результаты эксперимента:

■ муниципальная образовательная сеть по организации предпрофильной подготовки;

■ региональный вариант портфолио: рекомендации по его наполнению и использованию, механизм итоговой аттестации и формирование профильных классов;

■ серия методических пособий по сопровождению предпрофильной подготовки;

■ мониторинговая программа;

■ комплекс курсов повышения квалификации для осуществления предпрофильной подготовки;

■ подготовка управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений для введения предпрофильной подготовки;

■ материалы по обобщению опыта реализации предпрофильной подготовки;

Г.H. Шорникова. Информационные аспекты предпрофильной

■ модель воспитательно-образовательного процесса основной общеобразовательной школы как школы позитивных социальных проб.

Варианты участия образовательных учреждений в эксперименте.

Эксперимент по предпрофильной подготовке имеет сложную многоплановую структуру. Каждое образовательное учреждение вправе выбрать один из предлагаемых вариантов участия в данном эксперименте или выбрать свой.

Предлагаемые варианты:

Вариант 1 - разработка пакета элективных курсов.

Вариант 2 - разработка проекта (модели) введения предпрофильной подготовки на уровне образовательного учреждения.

Вариант 3 - апробация модели предпро-фильной подготовки на уровне образовательного учреждения.

Вариант 4 - апробация модели предпро-фильной подготовки на уровне муниципальной образовательной сети (только для школ Новоиль-инского района).

Вариант 5 - включение в научно-исследовательский эксперимент по изменению содержания образования основной школы.

подготовки

Выбор варианта участия может быть обусловлен реальными возможностями и интересами каждого конкретного образовательного учреждения. Каждый вариант предполагает свою траекторию движения по мероприятиям намеченной программы.

Литература:

1. В качестве примера можем сослаться на следующее издание: Образовательная карта Но-воильинского района г.Новокузнецка / Отв. ред. Н.П.Недоспасова, С.В.Кривых. - Новокузнецк: ИПК, 2004. - 52 с.; Профессиональная ориентация школьника (выбор, реалии, перспективы) / Составители Т.Н. Иванова, Р.П. Ракетская, В.В. Турчинская. — Тобольск, 2004. - 14 с

2. Приложение 1 к приказу Минобразования России от 26.06.03 № 2757.

3. Программа эксперимента по организации и введению предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях г. Новокузнецка / Отв. ред. Т.С. Шахматова, Е.В. Буски-на, Т.Ю. Перова. - Новокузнецк: ИПК, 2003. - 74 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.