Научная статья на тему 'Информационное взаимодействие между медицинскими организациями Алтайского края в рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения'

Информационное взаимодействие между медицинскими организациями Алтайского края в рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / цифровизация / Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения / медицинская информационная система Алтайского края

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тяпкина Ольга Александровна, Коренек Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению опыта внедрения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в медицинские организации Алтайского края. Авторы анализируют основные направления деятельности региональной медицинской информационной системы, их интеграцию с федеральной системой, выделяют проблемы, с которыми сталкиваются медицинские организации при работе с данными системами, и показывают дальнейшие направления развития процесса цифровизации в сфере здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тяпкина Ольга Александровна, Коренек Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное взаимодействие между медицинскими организациями Алтайского края в рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023 № 12-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 40.

3. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»: Постановление Правительства Алтайского края от 29 октября 2019 г. № 423 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-прав. системы Консультант Плюс.

4. Борисова Е.П. Специфика вовлечения населения регионов в процесс инициативного бюджетирования // Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах. Сборник докладов участников I междун. науч.-практ. конф. - Ростов-на-Дону, 2019. - С. 208-211.

5. По Проекту поддержки местных инициатив в Алтайском крае продолжается прием заявок на 2021 г. // Голос хлебороба: [сайт]. - URL: http://golos-khleboroba.ru.

УДК 004.08

Информационное взаимодействие между медицинскими организациями

Алтайского края в рамках Единой государственной информационной системы

в сфере здравоохранения

Тяпкина Ольга Александровна, Коренек Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению опыта внедрения Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в медицинские организации Алтайского края. Авторы анализируют основные направления деятельности региональной медицинской информационной системы, их интеграцию с федеральной системой, выделяют проблемы, с которыми сталкиваются медицинские организации при работе с данными системами, и показывают дальнейшие направления развития процесса цифровизации в сфере здравоохранения.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения, медицинская информационная система Алтайского

Актуальным направлением развития информационных технологий в сфере здравоохранения является обеспечение качества и доступности медицинской помощи, оказываемой жителям региона. В настоящее время деятельность Министерства здравоохранения Алтайского края и медицинских организаций направлена на внедрение электронных медицинских карт, а также на сокращение количества посещений пациентами лечащих врачей для получения рецептов, требуемых справок и иных документов. Необходимым в условиях возросшей нагрузки на медицинский персонал, на наш взгляд, является уменьшение числа врачей, вовлеченных в непрофильную деятельность, а также их обеспечение требуемой информацией о том, как чувствует себя пациент, какие медицинские услуги он получил.

Во исполнение положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1], Постановления Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» [2] (далее - ЕГИСЗ), а также в рамках реализации мероприятий национального проекта «Здравоохранение» [3] и государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае» [4], в регионе реализуются мероприятия по цифровизации сферы здравоохранения.

В работе региональных медицинских организаций нашла применение медицинская информационная система, которая обеспечивает процесс ведения медицинской документации в форме электронного документооборота. Действующие региональные информационные медицинские системы объединены с сервисами федерального уровня, в том числе «Запись на прием к врачу» и «Электронная медицинская карта». Пациенты на прием в медицинские организации могут попасть, предварительно осуществив запись через электронные сервисы. К таким сервисам относятся: Единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный интернет-портал, а также функционирующее мобильное приложение. Доступная и качественная медицинская помощь для жителей Алтайского края обеспечивается реализаций проекта «Бережливая поликлиника».

В 2018 г. в целях развития государственной информационной системы Алтайского края в сфере здравоохранения в медицинских и аптечных организациях региона была внедрена централизованная информационная система льготного лекарственного обеспечения «ГБ Льгота - Облачный сервер», позволяющая осуществлять ведение полного цикла централизованного учета всех этапов обслуживания населения по льготным программам лекарственного обеспечения (ведение справочников, выписка рецепта в медицинской организации по всем видам льготного лекарственного обеспечения, обслуживание выписанного рецепта в аптеке по всем видам льготного обеспечения, полный набор электронной отчетности). В 2021 г. 99% бесплатных рецептов выписаны в информационной системе льготного лекарственного обеспечения, доля рецептов ручной выписки составила 1% [5].

Централизованная система льготного лекарственного обеспечения позволяет осуществлять выписку электронных рецептов. Врачами и членами врачебной комиссии получены электронные цифровые подписи. Электронные рецепты на лекарственные средства выдаются на основании приказа Министерства здравоохранения Алтайского края 10 сентября 2019 г. № 241 «Об использовании на территории Алтайского края электронных рецептов» [6]. Реализация данного мероприятия позволяет эффективно, быстро, вовремя и в срок решать проблемы обеспечения лекарственными средствами.

В настоящее время осуществляется налаживание взаимодействия между информационной системой льготного лекарственного обеспечения «ГБ Льгота - Облачный сервер» и Федеральным регистром. Это касается граждан, которые обеспечены правом на получение лекарственных средств, медицинских изделий и специального питания. В 2022 г. на лекарственные препараты в данном регистре находилось более 600 000 рецептов [5].

С 1 июля 2018 г. все подведомственные организации Министерства здравоохранения Алтайского края имеют техническую возможность формировать и отправлять в электронном виде направления на медико-социальную экспертизу (далее - МСЭ), то есть пациенту на руки направление по форме № 088 уже не выдается, и весь пакет документов сразу направляется в ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России. При создании электронного направления большая часть информации заполняется по данным электронной медицинской карты пациента, что значительно упрощает работу врача. По состоянию на 1 января 2022 г. 84% медицинских организаций региона обеспечивали с помощью ЕГИСЗ связь с учреждениями МСЭ [5].

Также Минздравом Алтайского края и ФКУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» Минтруда России осуществляется ежедневный мониторинг процесса передачи направлений на МСЭ, а также при выявлении случаев нарушения порядка и сроков отправки направлений проводится адресная работа с медицинскими организациями.

Что касается взаимодействия между медицинскими организациями, то в настоящее время действует сервис направления на плановую госпитализацию и консультации. К данной программе подключены все медицинские региональные учреждения. 94% медицинских организаций региона в 2022 г. применяли различные информационные медицинские системы. Также осуществлялось информационное взаимодействие с ЕГИСЗ. В 2022 г. 94,1% медицинских организаций в Алтайском крае осуществляли передачу сведений из электронных медицинских карт в подсистему «Интегрированная электронная медицинская карта» ЕГИСЗ [5]. Это позволяет гарантировать неразрывность оказания медицинской помощи.

Пациенты могут осуществить запись на лечение дистанционно, что помогает обеспечить постоянное взаимодействие с врачами. Существует возможность получения в электронном виде пациентами всех необходимых документов. Кроме того, у пациентов существует возможность увидеть записи из электронной медицинской карты с использованием личного кабинета «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ). Личный кабинет «Мое здоровье» на ЕПГУ пользуется популярностью: в 2022 г. им воспользовались 392,93 тыс. жителей Алтайского края [5].

С целью дальнейшего развития информационного взаимодействия между медицинскими организациями в рамках Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранении, а также с пациентами, требуется внедрение информационных технологий в форме мобильных приложений для жителей сельских и труднодоступных районов Алтайского края в формате «врач-пациент» для дистанционного наблюдения за амбулаторными пациентами с хроническими заболеваниями.

Основными формами дистанционного сопровождения пациентов на амбулаторном этапе могут стать: электронный дневник самоконтроля, обмен текстовыми сообщениями и файлами медицинского характера, в том числе дистанционное консультирование. Так, при ведении электронного дневника в любое время лечащий врач через сайт медицинской организации сможет просмотреть заполненные

данные по каждому отдельному пациенту, выполнить мониторирование по каждому показателю по дням (например, за две недели, за месяц). В случае необходимости у врача будет возможность экстренно связаться с пациентом. При обмене текстовыми файлами и сообщениями пациент сможет в личном кабинете получить необходимый медицинский документ, выписку, результаты анализа. Кроме того, такие документы можно отправить лечащему врачу.

Дистанционное консультирование позволит получать пациентам консультации необходимых специалистов, находясь дома, оперативно назначать лечение, лабораторно-инструментальные обследования. Данные нововведения будут особенно актуальны для жителей сельских поселений, которые вынуждены тратить время и финансовые средства для того, чтобы добраться до центральных районных больниц.

Кроме того, реализация данных мероприятий позволит обеспечить качественной и доступной медицинской помощью жителей отдаленных сельских территорий Алтайского края; позволит снизить количество обострений заболеваний, количество амбулаторных обращений, количество госпитализаций; достичь целевые показатели лечения; обеспечит приверженность пациента лечению.

Библиографический список

1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011.- № 48. - Ст. 6724.

2. О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения: постановление Правительства РФ от 05 мая 2018 г. № 555 (ред. от 14.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2849.

3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение»: утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 03 сентября 2018 г. № 10) // Российская газета. - 2018. - № 183.

4. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения в Алтайском крае»: постановление правительства Алтайского края от 26 декабря 2019 г. № 541 // Алтайская правда. - 2019. - № 175.

5. Об исполнении поручений Президента Российской Федерации // Сайт Министерства здравоохранения Алтайского края. - URL: http://zdravalt.ru/management/execution-orders.

6. Об использовании на территории Алтайского края электронных рецептов: приказ Министерства здравоохранения Алтайского края от 10.09.2019 № 241 // Сайт Министерства здравоохранения Алтайского края. -URL: http://zdravalt.ru/management/documents/348.

УДК 651.012.12

Преимущества и проблемы применения системы электронного документооборота

в организациях

Шевченко Игорь Юрьевич, Пашкова Елена Юрьевна

Целью данной статьи являлось выявить плюсы и минусы внедрения системы электронного документооборота в организациях. В результате проведен сравнительный анализ и приведены некоторые пути решения выявленной проблематики на основе применения информационных технологий. Сделаны выводы в виде основных положительных эффектов, получаемых при внедрении электронного документооборота.

Ключевые слова: документооборот, электронный документооборот, система электронного документооборота, электронный документооборот в организациях.

Система электронного документооборота (далее - СЭД) с каждым годом все больше расширяет свою сферу применения и играет важную роль в организации и осуществлении современного делопроизводства. Количество документов, подлежащих обработке в рамках юридически значимого электронного документооборота, постоянно растет. Этому способствует развитие информационно-коммуникационных технологий, которые, с одной стороны, предоставляют новые возможности для улучшения работы с документами в режиме реального времени, а с другой - заставляют организации пересматривать свои технологии работы с документами, чтобы соответствовать современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.