Научная статья на тему 'Информационное воздействие в процессе формирования массового сознания молодежи'

Информационное воздействие в процессе формирования массового сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
768
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ / УРОВНИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА / СМИ И ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузина Светлана Владимировна

Автор анализирует состояние механизма влияния СМИ на молодежную среду, роль государства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационное воздействие в процессе формирования массового сознания молодежи»

УДК [323.23:070] - 053.6

Кузина С.В. Информационное воздействие

в процессе формирования массового сознания молодежи

Автор анализирует состояние механизма влияния СМИ на молодежную среду, роль государства в этом процессе.

Ключевые слова: СМИ как институт социализации, уровни информационного воздействия, взаимодействия общества, СМИ и государства.

Kuzina S.V. Information influence during

formation of mass consciousness of the youth

The author analyzes a condition of the mechanism influence of mass-media on the youth environment, a role of the state in this process.

Keywords: mass-media as institute of socialization, levels of information influence, interaction of a society, mass-media and the states.

Подобной ситуации нет, пожалуй, ни в одной стране мира. Преемственность исторических, культурных, государственных традиций - основа и гарантия существования и поступательного развития нации, общества и государства. Современная молодежная культура все более отрывается от культуры поколений, национальных традиций. Это проявляется в моделях поведения, языке, культурных пристрастиях, литературных увлечениях (если таковые имеются) и особенно в массовой молодежной музыке, где национальные традиции исчезают ускоренными темпами. Подрастающие поколения все более утрачивают национальный менталитет, национальную гордость. Молодежи внушается комплекс некоей "национальной вины" перед всем остальным миром.

Ведущие державы мира интенсивно используют огромные возможности современных СМИ для усиления своего влияния в других странах. Манипуляция сознанием подрастающих поколений с использовани-

ем СМИ, Интернета на современном этапе развития нашего государства приобрела невиданные прежде масштабы, широко используется совокупность всех средств духовного манипулирования, идейного воздействия на сознание подростков. Информационная обработка молодежи России уже принесла свои ядовитые плоды в виде все возрастающей разобщенности поколений, незнания или абсолютно искаженного представления молодежи об истории своей страны и мировой истории, утраты чувства патриотизма, понимания долга и ответственности, замены общинных традиций позициями крайнего индивидуализма, утраты морально-нравственных традиций во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной - любви, верности, чистоты, искренности и бескорыстности взаимоотношений.

СМИ и другие институты социализации влияют на сознание и поведение подрастающего поколения не только через информацию об окружающем мире, но и путем

Светлана Владимировна Кузина - аспирант кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

64

№ 4 (5) 2007 Г.

изменения самого человека: его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. Они создают те ценностные магнитные полюса, которые структурируют поведение молодежи в нужных для государства направлениях. Фактически уже сейчас наша страна живет в условиях информационного общества, в котором информация становится средством социального прогресса, цивилизованного развития, социального управления.

К сожалению, "положительным" - с точки зрения официальной пропаганды - ценностным полюсом и на Западе, и в современной России становятся потребительство, доминирование материальных критериев при определении социального статуса личности (богатство и власть - его основные критерии), понимание жизненного успеха только как повышение социального ранга, обладание престижными вещами, презрение к неудачникам. Система идей и ценностей, основанная на потребительстве, вещизме, статусности и индивидуализме, изо дня в день внушаемая с помощью рекламы и других средств, выступает своего рода "политической религией". Божествами же здесь служат золотой телец и престижное место в социальной иерархии.

Механизм влияния средств массовой информации и коммуникации на формирование сознания и поведения является достаточно сложным феноменом. С одной стороны, он сохраняет общие закономерности воздействия на сознание и психику личности. С другой, общество, качественно изменившееся в условиях перехода к рыночной экономике, часто не воспринимает нравственно-гуманистическую составляющую информации, ее идеологическую нравственность, существовавшие ранее формы социального контроля не срабатывают. Это привело к значительному расширению в молодежном и образовательном социуме негативных поведенческих действий, к скептическому отношению молодежи к идейным и нравственным ценностям родителей, в своем абсолютном большинстве родившихся при советском строе и сохранивших верность лучшим гуманистическим советским ценностным нормам и идеалам.

Особо следует выделить такую проблему среди молодежи, как массовое упот-

ребление наркотиков. Освещение проблемы наркотиков в современных российских СМИ, за редким исключением (официальные государственные каналы и издания), приносит сегодня больше вреда, чем пользы, когда вопросы незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими освещаются непрофессионально. Причем если в части изданий вред проистекает от некомпетентности и небрежности отдельных журналов и редакторов, то другая часть изданий под прикрытием поиска решения важной проблемы, выработки эффективных мер борьбы с наркоманией ведет плохо маскируемую пропаганду наркотиков.

Суть профилактической деятельности, в которой должны участвовать СМИ, состоит в том, чтобы оказать предупреждающее воздействие на подростков, входящих в группу риска, еще до того, как сработал спусковой механизм наркотизации (или, по крайней мере, пока не возникло зависимости от наркотиков), и нейтрализовать факторы риска.

Следует учитывать, что профилактическим усилиям со стороны правоохранительных органов и других субъектов профилактики противостоит, в отличие от прошлых лет, организованная наркопреступность. Вовлечение несовершеннолетних в злоупотребление наркотическими средствами, в их незаконный оборот проводится продуманно и целенаправленно, на конспиративной основе.

Влияние СМИ необходимо рассматривать в контексте всей совокупности проявлений "политического" качества общественных явлений: на уровне идеологии и психологии; на уровне отношений, институтов и процессов; в границах различных форм политического участия, поведения и деятельности региональных и центральных СМИ.

Представляется, что выявление механизмов и содержательных особенностей негативного влияния СМИ, их воздействия на молодежную среду, опирающееся на отработанную в российской политической науке методологию анализа общественно-политических явлений, поможет выработать адекватные тенденциям развития данной сферы направления информационной политики государства по регулированию этих процессов

в целях обеспечения стабильности и прогресса общества. Среди этих направлений важное место должно занимать противодействие негативным и разрушительным тенденциям при воздействии СМИ на молодежную аудиторию.

Как известно, СМИ являются основными средствами распространения политических решений. Важную роль здесь играет телевидение. По выразительности, объемности информации оно не имеет себе равных. Телерепортажи с места событий создают у зрителей иллюзию сопричастности показываемым на экране событиям. Эффект восприятия такой "информации" в значительной мере зависит от содержания и тональности комментариев, пропагандистского мастерства ведущего программы, соответствующего разъяснения фактов. А они, как правило, находятся в прямой зависимости от целей, преследуемых конкретными политическими силами. Повторно используя телепередачи и апеллируя в основном к эмоциям, можно навязать объекту воздействия практически любую точку зрения1.

Например, новости на телеэкране всегда ранжируются в зависимости от их значимости. Однако даже "невооруженным глазом" видно, что российские телеведущие слишком часто используют пугающие темы и сообщения, что не может не воздействовать на психику подростков. Как правило, большинство новостей носит негативный характер, а хорошие новости вообще трудно назвать новостями.

Необходимо отметить еще одну важную тенденцию. Сегодня в российских СМИ наблюдается американское информационное доминирование. Характерными средствами манипулирования являются целенаправленное создание абсолютно чуждой России языковой среды, навязывание западных стандартов, образа жизни и мышления.

Даже простой анализ объема задействованных в России информационных ресурсов показывает, что удельный вес зарубежных многократно превосходит отечественные программы. В условиях кризисного состояния российской экономики реклама западных потребительских товаров или их аналогов способствует формированию западных запросов массовой те-

леаудитории, особенно детской и молодежной, запросов, не соответствующих их материальным возможностям.

В процессе такой "вестернизации" у российской молодежной телеаудитории формируются ценностные установки в соответствии с западными стандартами, причем наихудшими. Вестернизация российской телепродукции - одно из проявлений духовного кризиса общества. Хотя и с опозданием, в Доктрине информационной безопасности РФ зафиксирована одна из угроз - девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов западной культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе.

Понятие поп-культуры становится настолько общим для современного состояния общества, что оно проникает в иные кроме искусства сферы духовной деятельности. Поп-культура - это некоторое отражение, некоторая имитация реальной культуры, реальной деятельности. Ее условием является постоянная раскрутка СМИ, а последние описывают не только развлекательную сферу, но и иные сферы бытия человека. Соответственно такие описания в большей степени связаны с "законами раскрутки", чем с действительным анализом положения дел.

Философия как форма общественного сознания уступила свои позиции и не может в современных условиях реализовать свою сущность как ядра культуры личности и общества. Современная культура базируется на неизмеримо более широком коммуникационном пространстве с одновременной фрагментацией восприятия культуры отдельным человеком. Это умонастроения эпохи, когда человек устал читать толстые тексты, будь то образцы литературы или философии: он, во-первых, объективно не имеет для этого времени, которое заполнено фрагментами новообразованных культурных феноменов, и, во-вторых, стал более свободен в собственном мыслеизъявлении, что позволяет ему строить собственные схемы объяснения тех или иных феноменов, а не накладывать предлагаемые ему схемы, которые к тому же нужно еще как-то освоить2.

На этом фоне проявился феномен "мыльных опер", просматриваемых абсо-

66

№ 4 (5) 2007 г.

лютным большинством современных людей, многие из которых прекрасно осознают невысокую художественную ценность данных творений (с позиции соотнесения с классическими образами), который вполне объясним. Человек не имеет возможности и времени держать в голове некую устойчивую структуру (идею автора, как это было в классике), которая разворачивается посредством сконструированной другим человеком фабулы, развивающей эту "глубокую" идею. Человеку проще заглянуть в телевизор, как в окно, зафиксировав сиюминутный событийный момент, не утруждая себя вопросами о сущности, глубинном подтексте происходящих событий. Наблюдение вместо рассуждения - вот одна из установок подобной культуры.

Не рассматривая детально существующие типологии функций СМИ применительно к телевидению, выделим две основные группы. К первой группе относятся функции информационного, организаторского воспитательного характера, которые определяются сущностной ролью СМИ в обеспечении единства и стабильности общества.

Вторая группа функций призвана удовлетворять широкий спектр культурно-рекреационных потребностей аудитории.

Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела, в современном мире СМИ взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям СМИ смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определенное представление и сформировать к ним определенное отношение3.

Очень важной является проблема оптимального использования СМИ в формировании политической культуры современной молодежи. Учитывая современные условия, образ жизни, когда радио, телевидение, пресса - носители общественного сознания, средства социально-политического воспи-

тания масс - постоянно и по доброй воле реципиентов приходят в каждый дом, необходимо остановить внимание на некоторых вопросах взаимодействия семьи и учащихся в сфере функционирования СМИ.

В сложившейся ситуации виноваты не только СМИ как институт, за все происходящее несут ответственность стоящие за ним силы, и прежде всего государство, призванное охранять своих граждан от любого агрессивного воздействия. В настоящее время сфера отношений СМИ, общества и государства является крайне несовершенной, и даже там, где эти отношения имеют нормативно-правовое урегулирование, законодательные нормы просто игнорируются. Не созданы законодательные инструменты противодействия разрушительному воздействию со стороны СМИ, не определены критерии того, что "хорошо" или "плохо", "можно" или "нельзя", исходя из норм морали и нравственности. Сейчас стало немодным употреблять слово "цензура", оно ассоциируется у большинства людей с временами тоталитаризма.

Однако нельзя отрицать и тот факт, что общество и государство не могут допускать также и вседозволенности, в том числе морального плана. Нельзя забывать, что каждое человеческое сообщество имеет свою систему ценностей, обусловленную историей и ментальностью страны, выработанную опытом предыдущих поколений и представляющую собой наиболееудобный и целесообразный способ существования. Только учитывая все факторы и беря за основу российскую систему ценностных ориентиров, можно разработать успешные механизмы противодействия деструктивному воздействию СМИ на молодежь. Для того, чтобы противостоять негативным тенденциям, изложенным выше, Российское государство должно вести национально ориентированную информационную политику, защищая демократические права и свободы граждан, в том числе молодежи.

1 См.: Средства массовой информации России: аудитория и реклама. М., 2000. С. 6-7.

2 Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. С. 10-85.

3 Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 165-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.