СОЦИОЛОГИЯ
УКД 316.346.32-053.6
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зайцева Ольга Михайловна, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The article analyses the role of the mass media in socializing the Russian youth. The author analyses the mass media as an institute of the contemporary society and analyses the factors influencing the increasing role of the mass media in personality socialization. The author also considers the forms of the mass media's influencing the mass consciousness and reveals the role of the mass media in the contemporary society and young people's socialization.
В статье анализируется роль СМИ в социализации российской молодежи. Дается анализ средств массовой информации как института современного общества. Анализируются факторы, влияющие на возрастание роли СМИ в социализации личности. Рассматриваются формы воздействия средств массовой информации на массовое сознание. Выявляется роль масс-медиа в современном обществе и в процессе социализации молодежи.
Keywords: youth, the mass media, young people's socialization, socialization agent, information space, mass consciousness manipulation
Ключевые слова: молодежь, средства массовой информации (СМИ), социализация молодежи, агент социализации, информационное пространство, манипуляция массовым сознанием
Роль массовой коммуникации в социализации молодежи, формировании ее мировоззрения неоспорима, особенно в век всеобщей информатизации. В каждом государстве средства массовой информации (СМИ) являются либо конструктивным, либо деструктивным средством формирования массового сознания, ценностных ориентаций, политических и общегражданских установок молодого поколения.
СМИ являются важнейшим средством воздействия на самосознание людей. Их статус обусловлен функциями, которые они призваны выполнять, обеспечивая граждан достоверной и актуальной информацией о наиболее важных событиях. СМИ способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший промежуток времени. Они служат наилучшим способом для изменения традиционной политической ориентации и политического поведения граждан, в том числе молодежи.
СМИ участвуют в выражении и формировании общественного мнения о тех или иных политических институтах, об экономической,
политической, культурной и других сферах жизни общества, реализуют образовательную функцию. Последняя самым тесным образом связана с функцией социализации. Социализация понимается как процесс становления личности, усвоения социального опыта, в ходе которого формируется наиболее общие, устойчивые черты личности. Социализация преследует цель формирования социально активной личности, действия которой регулируются социальными нормами и интересами общества. Данный процесс обеспечивает прочность, сохранение общества и передачу его культуры следующим поколениям.
Кроме того, СМИ осуществляют функцию критики и контроля в обществе, опираясь при этом на общественное мнение и на закон. СМИ выступают также инструментом диалога между различными социальными группами. Только такой диалог, основанный на журналистской этике и правилах ведения бизнеса в сфере СМИ, способен сплотить, консолидировать общество, повысить эффективность по-
литической социализации граждан.
С официальной точки зрения под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [1].
С социологической точки зрения СМИ представляет собой информационно-пропагандистский комплекс, который, с одной стороны, является политическим инструментом, с другой — одним из наиболее эффективных средств сохранения и распространения культуры общества, способом социализации молодого поколения [3].
К социальным функциям средств массовой информации можно отнести: наблюдение за внешней средой, связывание воедино фрагментов внешней среды (с целью формирования более адекватного представления об окружающем мире), передача социальных норм и установлений новым поколениям, развлечения, парасоциальное взаимодействие, уход от реальности, редукция тревоги, игра как способ получения удовольствия в вымышленном мире.
Функция наблюдения за внешней средой реализуется всякий раз, когда молодежь получает из СМИ информацию о событиях, происходящих в мире, естественно под тем углом зрения, которые расставляют редакторы телевизионных каналов, режиссеры и ведущие новостей, передач и т. п. Можно сказать, что в каком-то смысле телевизор является для подрастающего поколения своеобразным окном в большой мир и малый мир. И то, что видят в этом окне наши юные граждане, формирует у них соответствующие представления о том, как устроен окружающий их мир.
Функция связывания воедино фрагментов внешней среды с целью формирования более адекватного представления об окружающем мире осуществляется практически постоянно. Поскольку у молодых людей возможностей тестирования реальности значительно меньше, чем у взрослых, а их собственный жизненный опыт не позволяет им критически осмыслить то, что предлагают СМИ, поэтому формирующееся представление об окружающем мире нередко включает в себя не совсем реалистичные, а иногда и очевидно сказочные фрагменты. Результатом таких представлений может стать снижение самооценки, вследствие невозможности достичь того образа жизни, который они видят
на экране телевизора, или, наоборот, появление агрессивности в поведении и т. п. Все эти детали определяют как выработку устойчивых стратегий поведения, так и психологическое состояние личности, ее самооценку, способность справляться со стрессом и, в конечном итоге, ее социально-психологическое здоровье [2].
Место и роль СМИ в жизни общества в целом, рост их значения как фактора социализации стали резко меняться в связи с теми объективными процессами, которые стали развертываться в мире со второй половины XX века. Речь идет о новых информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), ставших основой третьей цивилизованной революции — информационной.
Информационно-коммуникационный взрыв привел к тому, что средства массовой коммуникации приобрели способность оказывать широкомасштабное влияние на сознание и поведение людей. В этой связи социализацию современной личности нельзя рассматривать без учета воздействия на него средств массовой коммуникации и информации.
Становление глобального информационного общества, прежде всего, означает приоритет информации и знаний в процессе производства и распределения благ. На смену материальным ценностям приходят ценности неэкономического, скорее духовного порядка. Основой успешности становится не наличие частной собственности, а обладание информацией и знаниями, возможность их приобретения.
Информационному пространству принадлежит значительное место в структуре социализации личности, воздействия на его самосознание. Мощное воздействие информационного пространства ощутимо на всех возрастных этапах, и, прежде всего, на этапе становления личности. Совокупное воздействие коммуникативных каналов и, прежде всего СМИ, исключительно по масштабу и охвату населения.
Влияние средств массовой информации существенно сказывается на акселерации, которая характеризует развитие молодежи в настоящее время. Она, в частности, состоит в ускорении темпов психического развития, поскольку причинное влияние на индивида всевозрастающего объема информации, получаемой им с раннего возраста, представляется несомненным. В целом ряде западных стран с помощью масс-медиа проводится в жизнь специальный курс граждановедения, то есть
обучения и воспитания гражданина, приобщение его к социальным ценностям и продуктам человеческой культуры [4].
В то же время социализирующее воздействие средств массовой информации, как правило, ограничено внешней сферой мотивации, простое накопление или увеличение интенсивности потоков информации само по себе еще не приводит к желаемым результатам в смысле повышения уровня политического сознания и изменения установки на поведение.
Для этого требуется, чтобы политическая информация вошла составной частью в более значимую социальную информацию и образовала бы неразрывное целое с другими стимулами и индикаторами сознательной деятельности. Иначе говоря, политические нормы должны занять свое место в едином нормативном комплексе (мораль, обычаи, традиции, сложившиеся стереотипы действия). Только при этом условии достигается эффективность воспитания. Поэтому важно учитывать влияние не только сугубо политической информации, идущей через каналы средств массовой информации, но и весь широкий спектр социализации.
Уже в подростковом возрасте формируется разветвленная шкала индивидуальных оценок как по отношению к самой информации, так и способу ее получения. Например, в среднем от 90 до 95% респондентов воспринимают политическую и правовую информацию вер-бально, и только около трети учитывают ее в реальном поведении. Подавляющая часть опрошенных официальными источниками информации вообще не пользуется, предпочитая черпать ее посредством неформальных контактов и речевого общения.
Результаты исследования свидетельствуют, что у тех, кто использует одни и те же каналы коммуникаций, вырабатываются свои взгляды на современную действительность, включающие в себя множество индивидуальных различий. В данном случае каналы массовых коммуникаций выполняют функцию не только технических средств, но и социального контроля над коммуникативным поведением индивидов [5].
СМИ могут быть инструментом обеспечения поддержания общественного равновесия, выполняя, таким образом, стабилизирующую функцию в обществе. Необходимо также учитывать воспитательную и образовательную функции СМИ. Кроме того, сегодня СМИ
являются одной из главных форм досуга. Однако влияние СМИ противоречиво.
Одним из самых негативных способов воздействия СМИ на человека является манипулирование с их помощью его сознанием и поведением. Термин «манипуляция» в переводе с латинского означает оказывать помощь, управлять со знанием дела. Однако в наше время этот термин приобрел несколько иной смысл. Под ним понимается искусство управлять поведением людей с помощью незаметного воздействия на их сознание и подсознание. Манипуляция является одним из средств социального контроля в обществе с рыночной экономикой. Владеть и управлять СМИ может лишь экономическая и политическая элита, а СМИ являются мощным рычагом воздействия на массовое сознание.
Любая манипуляция — это завуалированное насильственное навязывание личности каких-либо суждений, оценок, чувств и она служит, прежде всего, не развитию сознания, а механизмом для управления сознанием и поведением человека.
По мнению ряда ученых, манипулирование массовым сознанием наряду с экологическими катастрофами, военными конфликтами, демографическими бедствиями может превратиться в глобальную проблему XXI века. Посредством средств массовой коммуникации в обществе насаждается скрытая отчужденность людей, в сознание человека внедряются качественно новые установки. Манипулирование ведет, прежде всего, к утрате индивидуальности, а в данном случае индивид еще более подвержен манипуляции. Манипуляция массовым сознанием осуществляется через формирование его содержательной составляющей, воздействуя на знания, представления, нормы, ценности, разделяемые большинством общества. Бороться с манипулированием общественным сознанием можно только непрерывным информированием граждан о целях и средствах манипуляции.
Еще одна серьезная проблема, с которой столкнулось современное общество, — это большие информационные перегрузки, которые нередко приводят к нервным расстройствам, особенно у молодежи, потому что несформировавшаяся психика порой не выдерживает подобного натиска. С одной стороны СМИ, в частности Интернет, дают возможность приобщиться к культуре, искус-
ству, литературе различных стран. Неоспоримым фактом является то, что Интернет является самым колоссальным в истории человечества источником информации. И его возможности (такие как оперативность, доступность связи) позволяют использовать Интернет не только как средство познания окружающей действительности, но и как средство общения.
По признанию большинства молодежи (73,6%), для них Интернет сегодня — это источник обогащения своих знаний по различным проблемам. Для многих важна также рекреационная роль Интернета как средства отвлечения от повседневных забот, проблем (39,7%). Важную роль играет Интернет в расширении межличностных коммуникаций молодежи (39,5%) и для знакомств (33,9%). В спектре мотивов пользования Интернетом — гарантия информационной свободы личности — 17,9%, доступа к культурным ценностям — 15,8%, средство самовыражения — 13,5%, средство для дискуссий, споров по политическим проблемам — 6,9% [6].
С другой стороны, возникает опасность полного ухода в так называемую «виртуальную реальность», которая действует подобно наркотику. Некоторые люди утрачивают реальное межличностное общение, отрываются от реальной жизни.
В связи с возрастающей компьютеризацией и интернационализацией общества в обыденной жизни миллионов людей, в том числе молодежи, стала актуальной проблема неправильного использования Интернета. Чрезмерное увлечение Интернетом часто приводит к различного рода социальным и психологическим проблемам. Проблема аддиктивного поведения и его влияния на социально-психологические аспекты здоровья молодежи приобретает особенную актуальность в настоящее время.
В числе основных симптомов аддиктив-ного поведения выделяют следующие поведенческие характеристики: активное и часто агрессивное нежелание отвлечься от работы в Интернете; неспособность спланировать время окончания работы в Интернете, постоянное увеличение расходов денежных средств для обеспечения работы в Интернете, в том числе «влезание в долги»; хроническая склонность ко лжи — публичное преуменьшение длительности и частоты работы в Интернете; игнорирование домашних дел, учебы, служебных обязанностей, важных личных и деловых
встреч в период работы в Интернете; неприятие критики такого своего образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей круга общения из-за поглощенности Интернетом; пренебрежение собственным здоровьем, сокращение длительности сна из-за работы в Интернете в ночное время; избегание физической активности под предлогом срочной работы, связанной с Интернетом; пренебрежение личной гигиеной; готовность удовлетворяться случайной, однообразной и некачественной пищей; нерегулярность питания и сокращение времени на еду — «проглатывание» еды без отрыва от компьютера; злоупотребление кофе и другими стимулирующими средствами; значительное снижение и полное избавление от ранее возникших состояний тревоги, чувств вины и беспомощности; ощущение эмоционального подъема во время работы в Интернете; подбор, просматривание, изучение литературы преимущественно о новинках Интернета и обсуждение их окружающими [2].
В настоящее время у молодежи практически нет таких форм пропаганды политических знаний, как единый политдень, профсоюзные и другие собрания. Очевидным является тот факт, что все виды политической работы значительно уступают по популярности телепередачам, газетным и журнальным публикациям. К числу субъектов социально-политического информирования относятся, прежде всего, органы государственной власти, общественно-политические организации и общественные формирования (партийные, профсоюзные, молодежные) и др. Наряду с выполнением основных задач они призваны донести до различных слоев населения, в том числе молодежи, разнообразную, наиболее важную информацию, касающуюся целей и задач функционирования политической системы общества. СМИ в этом плане оказываются посредником между властью и обществом.
Процесс социально-политического информирования включает постановку целей информирования, восприятия политико-правовой и иной информации, ее оценку, определение объемов и использование полученных сведений на практике. Целью в данном случае является получение в связи с участием в политической жизни той или иной информации, приобретении нужных сведений, которые необходимы в жизни. В реализации этой цели большую роль играет эффективность деятельности СМИ.
Получение полной информации о политике, праве и деятельности политических институтов может быть обеспечено в процессе реализации принципа обратной связи. Это означает, что наряду с существующей системой сбора, обработки и использования информации, необходимо создавать и использовать иные каналы политической информирования населения, в том числе молодежи. Необходимо систематически предоставлять информацию, получаемую в ходе опросов, анкетирования и интервьюирования. Этим элементам обратной связи в информационном обслуживании уделяется мало внимания.
Социально-политическая информация должна отвечать требованию ее рационального накопления. Это означает, что при сложной организации субъектов социально-политического информирования важно осуществлять выбор того или иного подразделения, где сосредоточение нормативных актов и иной информации является целесообразным. Использование электронно-вычислительной техники, создание
информационных центров позволяют концентрировать информацию на различных уровнях.
Таким образом, значение социальных институтов для процесса социализации молодежи состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предполагаемых образцов поведения, происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, наибольшее влияние на личность оказывают институт семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации, они не тождественны в своих функциях. Важным агентом социализации личности, молодежи в частности являются СМИ. Обладая цен-ностно-ориентирующей, культурно-образовательной функциями, СМИ играют ведущую роль в формировании мировоззрения молодых людей. В контексте модернизации Российской Федерации СМИ оказывают огромное влияние на социализацию молодежи, помогая правильно расставлять выбранные приоритетные направления развития.
Литература
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124—1 «О средствах массовой информации». М., 2001.
2. Молодежь в современном обществе: проблемы и решения: Сборник материалов Международной научно-практической конференции 30 сентября — 2 октября 2010 г. Псков: ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010. 208 с.
3. Оссовский В.Л., Костенко Н. В., Матусевич В.А. Массовая информация и общественное мнение молодежи. М., 2001.
4. Ch. Foster — Civil education in the Unitet Statet and Federal Reppublik ofGeimany // International Jomal ofPolitical Education, 1977. № 1. P. 45-60.
5. Намлинская О. О. Научно-практическая конференция «Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен» // Знание. Понимание. Умение. 2005. С. 233-234.
6. ГоршковМ.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010.