Научная статья на тему 'Информационное воздействие на общественное мнение: эффект "спирали молчания" в региональном измерении'

Информационное воздействие на общественное мнение: эффект "спирали молчания" в региональном измерении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1575
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / СМИ / MASS-MEDIA / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ETHNIC GROUP / ЭТНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ETHNIC INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гаспарян Л.С., Данченко Н.Ю., Обшарская А.В., Туснетова А.И.

В основу статьи положена работа немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман «Открытие спирали молчания», согласно которой лишение возможности информационного общения ведет к социальному недовольству определенных групп, и, как следствие, к росту социально-политической напряженности в обществе. СМИ оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение и формируются индивидуальные предпочтения. Интенсивность коммуникации в СМИ, в свою очередь, может служить одним из механизмов определения того, какие группы людей активно участвуют в общественной жизни через выражение своего собственного мнения, а какие, напротив, находятся в изоляции. В статье на примере Республики Крым анализируется этнически окрашенная информация, передаваемая в массовое сознание через СМИ. Анализируется содержание информационных сообщений и пропорциональная представленность этнических групп в крымских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гаспарян Л.С., Данченко Н.Ю., Обшарская А.В., Туснетова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Impact on Public Opinion: The Effect of "The Spiral of Silence" in Regional Measurement

In the basis of this article is fixed the work of German research of public opinion Elizabeth Noelle-Neumann “The Spiral of Silence”. In her opinion, the public opinion is formed due to existence of the psychological mechanism which is called "a silence spiral". This work shoes that the privation of possibility of informational communication leads to social dissatisfaction of certain groups, and, as a result, to the height of socio-political tension. Mass media exerts a huge impact on how the public opinion is represented and individual preferences are formed. Intensity of communication in mass media can be the one of mechanisms of definition of what groups of people actively participate in public life through expression of own opinion and what, on the contrary, are in isolation. In the article on the Crimean example analyzed ethnically painted information transferred to mass consciousness through mass media. Analyzed the maintenance of information messages and proportional representation of ethnic groups in the Crimean mass media.

Текст научной работы на тему «Информационное воздействие на общественное мнение: эффект "спирали молчания" в региональном измерении»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 58-71.

УДК 32.019.51

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ: ЭФФЕКТ «СПИРАЛИ МОЛЧАНИЯ» В РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Гаспарян Л. С., Данченко Н. Ю., Обшарская А. В., Туснетова А. И.

В основу статьи положена работа немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман «Открытие спирали молчания», согласно которой лишение возможности информационного общения ведет к социальному недовольству определенных групп, и, как следствие, - к росту социально-политической напряженности в обществе. СМИ оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение и формируются индивидуальные предпочтения. Интенсивность коммуникации в СМИ, в свою очередь, может служить одним из механизмов определения того, какие группы людей активно участвуют в общественной жизни через выражение своего собственного мнения, а какие, напротив, находятся в изоляции.

В статье на примере Республики Крым анализируется этнически окрашенная информация, передаваемая в массовое сознание через СМИ. Анализируется содержание информационных сообщений и пропорциональная представленность этнических групп в крымских СМИ.

Ключевые слова: общественное мнение, СМИ, этническая группа, этническая информация.

Его изучают, к нему прислушиваются, и некоторые даже осмеливаются

утверждать, что оно - травит...

Г. Любарский

Повышенный интерес современных исследователей к общественному мнению вполне закономерен: будучи одним из главных регуляторов социальных отношений, общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и общепризнанному определению [1, с. 164]. Подразумевается, что общественное мнение выражает устремление и отношение общества к определенным фактам, событиям и процессам, формируя своеобразный «заказ» для государства, но одновременно оно (общественное мнение) оказывает влияние на самих людей, чьи агрегированные индивидуальные мнения его составляют. Особо значимым аспектом исследования общественного мнения является изучение связи между процессом его формирования, выражения,

58

функционирования и существующим уровнем социальной напряженности в обществе, социальных настроений и самочувствия.

Наиболее значимой в этом отношении принято считать работу немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман «Открытие спирали молчания» [3]. В 1960 - 80-е гг. Э. Ноэль-Нойманн сотрудничала, а затем возглавляла Институт демоскопии в Алленсбахе (ФРГ), который занимался изучением электората при обеспечении выборов в бундестаг. Опираясь на работы социологов и социальных психологов, в частности, П. Лазарсфельда, Р. Мертона и К. Ховланда, она доказала зависимость индивидуальных мнений и установок от оценки мнений других людей, выразителем которых являются СМИ [2].

По ее мнению, общественное мнение формируется благодаря существованию психологичного механизма, который назван «спираль молчания». Эта спираль закручивается тогда, когда люди, не желая оказаться в изоляции, постоянно наблюдают за своим окружением, подробно регистрируя, какое мнение убывает, а какое усиливается. Те люди, которые видят, что их мнение вызывает поддержку, начинают его открыто высказывать, те же, чье мнение не поддерживают, погружаются в молчание. Затем возникает оптический или акустический обман (иллюзия), мнение, которое произнесено вслух - это мнение большинства, то же мнение, которое не выражено, кажется мнением меньшинства. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие - на его сокрыте, приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения, а другие группы людей фактически исключаются из активной общественной жизни. Лишение возможности информационного общения ведет к социальному недовольству данных групп, и, как следствие, - росту социально-политической напряженности [3].

СМИ оказывают огромное влияние на то, как изображается общественное мнение, и могут сильно влиять на индивидуальное восприятие, независимо от того, соответствует ли описание действительности [4]. Реальная власть СМИ, по мнению Ноэль-Нойман, состоит в том, что они могут сделать большинство - меньшинством. Ноэль-Нойман описывает спираль молчания как динамический процесс, в котором прогнозы относительно общественного мнения становятся фактом, поскольку освещение мнения большинства в СМИ становится статусом-кво. Меньшинство, в свою очередь, всегда остается в тени, избегая социальной изоляции и присоединяясь к тем мнениям, которые, как ему кажется («по данным» субъективной статистики), имеют широкий «охват». Основным фактором, определяющим закручивание спирали, является страх перед изоляцией, негативной реакцией окружения, создающей слишком большие риски для индивида [3].

СМИ создают публичное пространство, из которого каждый конкретный индивид черпает свое представление об общественном мнении. В рамках данного подхода в 1970-е гг. появилась концепция «повестки дня», суть которой состоит в том, что «пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать читателям, о чем думать». Это определение получило эмпирическое подтверждение во время исследования президентских выборов 1968 г., проведенного М. Маккомбсом и Д. Шоу. Найдя почти совершенную

59

корреляционную зависимость между политическими предпочтениями избирателей и содержанием сообщений средств массовой информации, они утверждали, что именно СМИ формируют политические предпочтения избирателей. Дальнейшее изучение влияния средств массовой информации на общественное мнение послужило выделению С. Янгаром такого понятия, как «структурирование», что означает способ подачи новостей средствами массовой информации. Эффекты структурирования, в свою очередь, зависят от контекстуальных акцентов, расставленных внутри новостей и воздействующих на избирателей в момент принятия решения определенным образом, необходимым коммуникатору. Эффект структурирования складывается из отбора информации, ее объема и частоты подачи, использования ключевых слов и выражений, видео- и звукоряда, позволяющих сделать расстановку содержательных и оценочных эффектов и связать их со знакомой мировоззренческой символикой; смысловых клише, упрощающих восприятие; интонационной окраски и выражения лица комментатора, наделяющих нейтральный в содержательном смысле текст эмоциональной окраской и др. Таким образом, концепция структурирования рассматривает СМИ как силу, манипулирующую практически пассивной в восприятии сообщений аудиторией.

Об использовании СМИ как механизма формирования поведения и общественного мнения говорит и Дж. Цаллер. Данное утверждение было сделано в результате эмпирического исследования, проведенного Дж. Цаллером во время президентских выборов и выборов на пост главы Демократической партии в США в 1984г. Дж. Цаллер строит три коммуникативные модели, в которых и подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений, а влияние это может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникативных потоков [5, с. 77 - 79].

Таким образом, интенсивность коммуникации в СМИ может служить одним из механизмов определения того, какие группы людей активно участвуют в общественной жизни через выражение своего собственного мнения, а какие, напротив, не имеют возможности выражать свое мнение, и, тем самым, говоря языком Ноэль-Нойман, находятся в изоляции, постоянно накапливая социальное недовольство, часто перетекающее в политический протест [3].

В условиях интеграции Крыма в российское политическое, социально-экономическое и правовое пространство этнополитические и этносоциальные процессы в Крыму приобрели принципиально новые контуры развития. Эти процессы имеют особое преломление в связи с наличием в крымском сообществе внутреннего этноконфликтного потенциала, связанного с сосуществованием и взаимодействием трёх доминирующих в статистическом отношении этнических групп: русских, украинцев и крымских татар [6]. Этнически окрашенная информация, передаваемая в массовое сознание через СМИ, может быть толерантной, а может быть и конфликтной. То есть может способствовать стабильности и спокойствию в обществе, интегрируя полиэтничное население, но может его и дезинтегрировать, разбивать на противостоящие группы.

60

С точки зрения информационно-стратификационного закона, несоблюдение которого ведет к возникновению информационного неравенства граждан, а также росту на этой почве социально-политической напряженности и нестабильности в обществе [7], интересно проследить, насколько пропорционально (структурированному составу населения) представлены интересы различных этнических групп, проживающих в Республике Крым в средствах массовой информации.

Цель исследования - проследить, насколько пропорционально представлены различные этнические группы в крымском информационном пространстве.

Задачи:

- определить единицы анализа;

- произвести количественный подсчет упоминаний искомых единиц;

- определить, как представлены этнические группы в крымском информационном пространстве.

Объект - этническая информация в СМИ Крыма.

Предмет - ее представленность по этническим группа.

Исследуемый период: с 1 октября 2014 года по 1 октября 2015 года.

Описание выборки

При выборе СМИ учитывались следующие критерии: 1) охват аудитории; 2) рейтинг цитирования и 3) наличие интернет-архива.

Для анализа были выбраны следующие крымские СМИ:

• информ-агентство Крыминформ (ежедневная аудитория - от 30 до 100 тысяч, индекс цитирования 668,02, есть интернет-архив),

• газета Крымская правда (тираж - 45 тысяч, индекс цитирования 8,99, есть интернет-архив),

• Крымская газета (индекс цитирования 13,70, является официальным изданием властей, есть интернет-архив).

Следует сказать, что изучение проблем освещения этнических групп в СМИ в Республике Крым находится на начальной стадии, что придает данному исследованию несомненную актуальность.

Этническая информация в прессе - это, прежде всего, упоминания в публикациях о народах и странах, о национальных или этнических обычаях и ценностях. В некоторых случаях это могут быть упоминания в публикациях стран или республик, ассоциированных в массовом сознании с определенными этническими группами (Грузия, Белоруссия, Казахстан, Татарстан), а также упоминание в публикациях слов, связанных с этничностью: национализм, шовинизм, национал-экстремизм и др [8].

Сразу следует отметить, что мы не ставили задачу определить форму и направленность передачи этнической информации (хотя подобная работа могла бы быть достаточно полезной для изучения работы крымских СМИ), для нас важно было определить количество сообщений в СМИ с тем, чтобы своевременно можно было говорить о росте этнической напряженности.

Итак, согласно результатам переписи 2014 года, этнический состав Крымского федерального округа представлен следующим образом:

61

Национальность Численность % от указавших свою национальность

Русские 1492078 67,90

Украинцы 344515 15,68

Крымские татары 232340 10,57

Татары 44996 2,05

Белорусы 21694 0,99

Армяне 11030 0,50

Азербайджанцы 4432 0,20

Узбеки 3466 0,16

Молдаване 3147 0,14

Евреи 3144 0,14

Корейцы 2983 0,14

Греки 2877 0,13

Поляки 2843 0,13

Цыгане 2388 0,11

Чуваши 1990 0,09

Болгары 1868 0,09

Немцы 1844 0,08

Мордва 1601 0,07

Грузины 1571 0,07

Турки 1465 0,07

Таджики 874 0,04

Марийцы 801 0,04

Караимы 535 0,02

Крымчаки 228 0,01

другие 12854 0,58

Этносы, состав которых в населении Крыма представлен более чем 10 %, были определены как доминирующие, это русские, украинцы, крымские татары. По ним подсчет проводится за каждый месяц.

Что касается оставшихся 17-ти этносов, фигурировавших в переписи, то их упоминания были подсчитаны не по месяцам, а за весь исследуемый период.

Результаты исследования. Ввиду того, что в выборку вошли три источника (информ-агентство Крыминформ, газета «Крымская правда» и «Крымская газета», первоначально результаты будут представлены по каждому из них.

Информ-агентство Крыминформ

62

Табл. 1

Этнос Данные переписи, % СМИ

частота %

Русские 67,90 52 18,37

Украинцы 15,68 40 14,13

Крымские татары 10,57 170 60,07

Татары 2,05 1 0,35

Белорусы 0,99 0 0

Армяне 0,50 6 2,12

Азербайджанцы 0,20 1 0,35

Узбеки 0,16 0 0

Молдаване 0,14 0 0

Евреи 0,14 6 2,12

Корейцы 0,14 0 0

Греки 0,13 0 0

Поляки 0,13 0 0

Цыгане 0,11 1 0,35

Чуваши 0,09 0 0

Болгары 0,09 1 0,35

Немцы 0,08 3 1,06

Мордва 0,07 0 0

Грузины 0,07 0 0

Турки 0,07 2 0,7

Исходя из полученных результатов, мы видим, что информация о трех доминирующих этнических группах представлена обратно пропорционально существующему структурированному составу населения, что свидетельствует об изоляционной политике издательства относительно одной из доминирующих этнических групп и, как следствие, возможном росте социально-политической напряженности среди своих читателей.

В таблице 2 представлены данные относительно наличия этнической информации в информагентстве «Крыминформ» по месяцам.

Табл. 2

Период Русские Украинцы Крымские Всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

татары

частота % частота % частота % частота %

Октябрь 4 10,8 6 16,1 25 67,3 35 100

2014

Ноябрь 5 36,2 2 14,5 6 43,5 13 100

2014

63

Декабрь 2014 4 19,8 5 24,8 10 49,6 19 100

Январь 2015 3 11,3 6 22,6 16 60,3 25 100

Февраль 2015 5 27,7 2 11,1 10 55,4 17 100

Март 2015 3 15,7 1 5,2 14 73,3 18 100

Апрель 2015 5 21,4 1 4,3 16 68,5 22 100

Май 2015 5 16,2 6 19,5 18 58,5 29 100

Июнь 2015 9 36,9 2 8,2 12 49,1 23 100

Июль 2015 0 0 1 5,9 15 88,3 16 100

Август 2015 2 13,5 3 20,2 9 60,6 14 100

Сентябрь 2015 7 21,3 5 15,2 19 57,7 31 100

При анализе динамики упоминаний этнических групп за год сложилась следующая картина:

Русские:

• min - июль 2015, упоминаний нет

• max - июнь 2015, 36,9 %

Украинцы:

• min - апрель 2015, 4,3 %

• max - декабрь 2014, 24,8 %

Крымские татары:

• min - ноябрь 2014, 43,5 %

• max - июль 2015, 88,3 %

Информационным поводом, который обусловил наибольшее кол-во упоминаний о крымскотатарском этносе в июле 2015, послужил Всемирный конгресс крымских татар в Турции. Наибольшее кол-во упоминаний русских в июне 2015 было вызвано проведением фестиваля «Великое русское слово».

Среди 17-ти малочисленных (меньше 10 %) этносов встречаются упоминания 8-ми, больше всего - армян и евреев, по 2,1 % соответственно.

Газета «Крымская газета»

64

При анализе информационных сообщений, вышедших в «Крымской газете» (Табл. 3), мы видим, что представленность этнических групп также не отражает общую структуру этнического состава населения Республики Крым. Ограничение возможности информационного общения может быть свидетельством роста социального недовольства.

Табл. 3

Этнос Данные переписи, % СМИ

Частота %

Русские 67,90 199 21,0

Украинцы 15,68 46 4,9

Крымские татары 10,57 273 28,8

Татары 2,05 34 3,6

Белорусы 0,99 7 0,7

Армяне 0,50 90 9,5

Азербайджанцы 0,20 21 2,2

Узбеки 0,16 1 0,1

Молдаване 0,14 13 1,4

Евреи 0,14 39 4,1

Корейцы 0,14 29 3,1

Греки 0,13 83 8,8

Поляки 0,13 23 2,4

Цыгане 0,11 7 0,7

Чуваши 0,09 1 0,1

Болгары 0,09 38 4,0

Немцы 0,08 39 4,1

Мордва 0,07 0 0,0

Грузины 0,07 4 0,4

Турки 0,07 1 0,1

В таблице 4 представлены данные относительно наличия этнической информации в «Крымской газете» по месяцам.

Табл. 4

Период Русские Украинцы Крымские татары Всего

частота % частота % частота % частота %

Октябрь 2014 - - - - - - - -

Ноябрь 2014 - - - - - - - -

65

Декабрь 2014 - - - - - - - -

Январь 2015 - - - - - - - -

Февраль 2015 20 33,64 2 3,36 34 57,19 56 100

Март 2015 28 33,82 8 9,66 42 50,72 78 100

Апрель 2015 34 24,45 11 7,91 86 61,84 131 100

Май 2015 26 36,02 7 9,7 35 48,49 68 100

Июнь 2015 50 51,76 11 11,39 30 31,05 91 100

Июль 2015 13 58,31 1 4,49 7 31,4 21 100

Август 2015 16 40,74 3 7,64 18 45,83 37 100

Сентябрь 2015 12 31,4 3 7,85 21 54,95 36 100

При анализе динамики за год сложилась следующая картина:

Русские:

• min - апрель 2015, 24,5 %

• max - июнь 2015, 58,3 %

Украинцы:

• min - июль 2015, 4,5 %

• max - июнь 2015 , 11,4 %

Крымские татары:

• min - июнь 2015 , 31,1 %

• max - апрель 2015, 61, 9%

Увеличение количества упоминаний крымскотатарского этноса в апреле связано с Днем памяти жертв депортации народов Крыма (18 мая). Наибольшее количество упоминаний русских в июне 2015 обусловлено проведением фестиваля «Великое русское слово».

Газета «Крымская правда»

Газета «Крымская правда» оказалась единственным источником, где доминирующие этнические группы представлены пропорционально структурированному составу населения:

Табл. 5

66

Этнос Данные переписи, % СМИ

частота %

Русские 67,90 699 41,4

Украинцы 15,68 383 22,7

Крымские татары 10,57 322 19,1

Татары 2,05 0 0

Белорусы 0,99 15 0,9

Армяне 0,50 114 6,8

Азербайджанцы 0,20 4 0,2

Узбеки 0,16 7 0,4

Молдаване 0,14 2 0,1

Евреи 0,14 42 2,5

Корейцы 0,14 2 0,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Греки 0,13 18 1,1

Поляки 0,13 15 0,9

Цыгане 0,11 6 0,4

Чуваши 0,09 2 0,1

Болгары 0,09 14 0,8

Немцы 0,08 30 1,8

Мордва 0,07 1 0,1

Грузины 0,07 6 0,4

Турки 0,07 6 0,4

В таблице 6 представлены данные относительно наличия этнической информации в «Крымской правде» по месяцам.

Табл. 6

Период Русские Украинцы Крымские Всего

тата ры

частота % частота % частота % частота %

Октябрь 71 47,8 25 16,8 44 29,6 140 100

2014

Ноябрь 47 54,7 26 30,2 8 9,3 81 100

2014

Декабрь 66 58,1 30 26,4 11 9,7 107 100

2014

Январь 51 51,7 34 34,4 8 8,1 93 100

2015

Февраль 69 50,4 45 32,9 15 10,9 129 100

2015

Март 66 44,1 36 24,01 39 26,01 141 100

2015

67

Апрель 2015 70 49,6 24 17 39 27,6 133 100

Май 2015 83 61,6 20 14,8 24 17,8 127 100

Июнь 2015 54 47,1 33 28,8 21 18,3 108 100

Июль 2015 44 41,9 24 22,8 31 29,5 99 100

Август 2015 54 39,1 24 17,4 52 37,7 130 100

Сентябрь 2015 24 26,3 32 35 30 32,9 86 100

При анализе динамики за год сложилась следующая картина:

Русские:

• min - сентябрь 2015, 26,3 %

• max - май 2015, 61,6 %

Украинцы:

• min - май 2015, 14,8 %

• max - февраль 2015, 32,9 %

Крымские татары:

• min - январь 2015, 8,1 %

• max - август 2015, 37,7 %

Событием, которое послужило причиной наибольшего количества упоминаний крымских татар, является прошедший в июле конгресс крымских татар в Турции.

Практически все остальные этносы, которые были отнесены к малочисленным (меньше 10 %), имеют хотя бы одно упоминание. Больше всего упоминаний у армян, что обусловлено вниманием газеты к теме армянского геноцида.

Ввиду того, что целью нашего исследования было проанализировать не работу отдельного СМИ, а определить, как представлены доминирующие этнические группы в крымском информационном пространстве, мы составили таблицу представленности этнических групп по всем анализируемым СМИ.

Табл. 7

Период Русские Украинцы Крымские

тата ры

частота % частота % частота %

Октябрь 2014 75 42,86 31 17,71 69 39,43

Ноябрь 2014 52 55,32 28 29,79 14 14,89

Декабрь 2014 70 55,56 35 27,78 21 16,67

Январь 2015 54 45,76 40 33,90 24 20,34

Февраль 2015 94 46,53 49 24,26 59 29,21

Март 2015 97 40,93 45 18,99 95 40,08

68

Апрель 2015 109 38,11 36 12,59 141 49,30

Май 2015 114 50,89 33 14,73 77 34,38

Июнь 2015 113 50,90 46 20,72 63 28,38

Июль 2015 57 41,91 26 19,12 53 38,97

Август 2015 72 39,78 30 16,57 79 43,65

Сентябрь 2015 43 28,10 40 26,14 70 45,75

В таблице 8 представлены данные представленности этнических групп за весь исследуемый период в сравнении с данными перепеси.

Табл. 8

Данные переписи, % Представленность в СМИ, %

Русские 67,9 32,9

Украинцы 15,68 15,2

Крымские татары 10,57 26,5

Другие 5,85 25,4

Из таблицы 8 видно, что о пропорциональной представленности в крымском информационном пространстве можно говорить относительно одной этнической группы - украинцев. Для двух других доминирующих этнических групп наблюдается значительное несоответствие с разной направленностью. Доля представленности русских в информационном пространстве в 2 раза меньше по сравнению с их численностью, тогда как представленность крымских татар - в 2,5 раза больше. Если говорить о совокупном показателе других этнических групп в информационном пространстве, то он более чем в 4 раза превышает их численность.

Полученные данные свидетельствуют о том, что представленность этнических групп не соответствует статистической структуре этносов. Непропорциональная информационная представленность может быть причиной неравных возможностей для информационного общения и самоидентификации данных групп в политической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни.

Таким образом, подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний день в Республике Крым наблюдается определенная диспропорция представленности этнических групп в информационном пространстве. Природа данной диспропорции может быть различна, что требует более детального изучения, в том числе с учетом расширения временных рамок исследуемых массивов.

Список литературы

69

1. Клименко О. А., Патухин А. А. Исследование процесса формирования общественного мнения с использованием клеточных автоматов // Молодой ученый. - 2014. - № 16. - С. 161 - 164.

2. Ноэль-Нойман Э. Гипотеза «спирали молчания» [Электронный ресурс]// RL: http://studopedia.org/10-

124499.html

3. Общественное мнение: открытие спирали молчания [Текст] / Э. Ноэль-Нойман; пер. с нем.; под общ. ред. и предисл. Н.С. Мансурова. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352 с.

4. Ноэль Э. Массовые опросы : введение в методику демоскопии / Э. Ноэль ; пер. с нем., общ. ред., вступ. ст. Н. С. Мансурова. - Москва: Прогресс, 1978. - 380 с.

5. Стариков А.Г. Масс-медиа современной России / А.Г. Стариков. - Ростов н/Д, 2013. - 250 с.

6. Сенюшкина Т.А. Раннее предупреждение этнических и религиозных конфликтов: крымский опыт [Электронный ресурс] // Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-31-10178 «Этническая и этнополитическая карта Крыма. Организация мониторинга и раннего предупреждения этнических и религиозных конфликтов»/ URL : http://ta.cfuv.ru/novosti/xxi-ezhegodnyj-seminar-seti-etnologicheskogo-monitoringa-i-rannnego-preduprezhdeniya-etnicheskix-konfliktov

7. Киричёк П. Н. Современная информационная политика: императивно-модусная трансформация

[Текст] / П. Н. Киричёк // СОЦИС. - 2007. - № 10. - С. 86 - 96.

8. Малькова В.К. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности

[Электронный ресурс] // URL:

http://mdn2011.web.belti.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/publikacii2/stati/vk_malkova.html

(01.03.2013).

Information Impact on Public Opinion: The Effect of "The Spiral of Silence" in Regional Measurement // Scientific Notes of Crimea Federal V. I. Vernadsky University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2015. - Vol. 1 (67). - № 4. - P. 58-71.

In the basis of this article is fixed the work of German research of public opinion Elizabeth Noelle-Neumann "The Spiral of Silence". In her opinion, the public opinion is formed due to existence of the psychological mechanism which is called "a silence spiral". This work shoes that the privation of possibility of informational communication leads to social dissatisfaction of certain groups, and, as a result, - to the height of socio-political tension. Mass media exerts a huge impact on how the public opinion is represented and individual preferences are formed. Intensity of communication in mass media can be the one of mechanisms of definition of what groups of people actively participate in public life through expression of own opinion and what, on the contrary, are in isolation.

In the article on the Crimean example analyzed ethnically painted information transferred to mass consciousness through mass media. Analyzed the maintenance of information messages and proportional representation of ethnic groups in the Crimean mass media. Key words: public opinion, mass-media, ethnic group, ethnic information.

References

1. Klimenko O. A., Patukhin A. A. The Public Opinion Formation Process Research Using Cellular Automaton // Young Scientist. - 2014. - №16. - p. 161-164.

2. Noelle-Neumann E. The Spiral of Silence Theory [Web source] // Studopedy [Site], M. - 2010. URL: http://studopedia.org/10-124499.html

3. The Public Opinion: the Spiral of Silence Finding [Text] / E. Noelle-Neumann; trans. from German; under the gen. red. and foreword by N. S. Mansurov. - M.: Progress-Academy, The Whole World, 1996. - 352 p.

4. Noelle E. Mass Surveys: An Introduction to the Demoscopy Technique / E. Noelle; trans. from German; under the gen. red., art. foreword N. Mansurov. - Moscow: Progress, 1978. - 380 p.

5. Starikov A. G. Mass Media of Modern Russia / A. G. Starikov. - Rostov o/D , 2013. - 250 p.

6. Senyushkina T. A. The Early Warning of Ethnic and Religious Conflicts: Crimean Experience [Web source] // The publication was prepared within the framework of a research project supported by the

70

Russian Foundation for Humanities № 15-31-10178 «Ethnic and Ethno-political Map of Crimea. Monitoring and Early Warning Organization of Ethnic and Religious Conflicts» / URL: http://ta.cfuv.ru/novosti/xxi-ezhegodnyj-seminar-seti-etnologicheskogo-monitoringa-i-rannnego-preduprezhdeniya-etnicheskix-konfliktov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kirichek P. N. Modern Information Policy: the Transformation Imperative Modus [Text] / P. N. Kirichek //

SOCIS. - 2007. - № 10. - p. 86-96.

8. Malkova V. K. Russian Press and the Problems of Ethnic Tolerance and Conflict [Web resource] // GBI Moscow House of Nationalities: [site]. - M., 2005. URL:http://mdn2011.web.belti.ru/cntnt/blocksleft/menu_left/nacionalny/publikacii2/stati/vk_malkova.htm l (01.03.2013).

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.