Этнические группы Санкт-Петербурга в представлении СМИ1
П.В. ФАДЕЕВ*
*Павел Васильевич Фадеев - младший научный сотрудник, Центр исследования межнациональных отношений, Институт социологии РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5. E-mail: [email protected]
Цитирование: Фадеев П.В. (2017) Этнические группы Санкт-Петербурга в представлении СМИ // Мир России. Т. 26. № 1. С. 103-126
Исследование роли этничности в средствах массовой информации, проведенное в 2015 г., показало, что именно в Санкт-Петербурге СМИ выпускают значительное число этнически окрашенных сообщений. С целью определения, присутствуют ли в потоке медийной информации скрытые стереотипы, настраивающие население против представителей определенных этнических групп, нами использовался специальный программный продукт «Медиалогия». Объектом исследования стали украинцы, евреи, таджики и чеченцы, проживающие в Санкт-Петербурге. Гипотеза исследования заключалась в том, что давние, более интегрированные, этнические группы (украинцы и евреи) представлены чаще в положительном свете в медиапространстве Петербурга, чем относительно новые (таджики и чеченцы). Она отчасти подтвердилась: к петербургским евреям СМИ менее критичны, чем к чеченцам и таджикам; но на отношение к петербургским украинцам повлиял российско-украинский кризис. Также в статье показано, что численность этнической группы, длительность проживания, ее интегрированность влияют на контекст, в котором ее описывают СМИ. Преимуществом с точки зрения распространения знаний о группе и ее культуре является наличие собственных средств массовой информации. Обнаружено, что не все СМИ подвержены стереотипам: число сообщений отрицательной направленности редко превышало треть от всех сообщений.
Ключевые слова: СМИ, этнические группы, мигранты, установки, межэтническая напряженность, контент-анализ
Статья написана при поддержке Российского научного фонда (грант .№ 15-18-00138, проект «Социально-экономические и социально-культурные предпосылки напряжений и конфликтов в сфере межнациональных отношений»).
Современный Санкт-Петербург - это многонациональный мегаполис, духовный центр многих религий. Официальный и неофициальный статус Петербурга на протяжении истории неоднократно менялся: он носил звание «окна в Европу», столицы Российской империи, столицы Российской республики, РСФСР, а в настоящее время этот город - культурная столица Российской Федерации, Северная Пальмира. Язык большинства жителей города - русский, но на улицах можно услышать азербайджанскую, армянскую, грузинскую, польскую, таджикскую, татарскую, украинскую и чеченскую речь [Многонациональный Петербург 2012]. Это связано не только с наплывом туристов, но и с тем, что в Санкт-Петербурге с первых дней его существования проживали люди разных национальностей и конфессий.
Предыдущее исследование роли этничности в средствах массовой информации 2015 г. «Социально-экономические факторы межэтнической напряженности в регионах Российской Федерации» показало, что именно петербургские СМИ выпускают большое количество новостей о взаимодействии представителей различных национальностей, способных повлиять на межэтнические установки жителей Петербурга и на восприятие межнациональных отношений в целом [Черныш 2015, с. 28-31]. Формулируя гипотезу настоящего исследования, автор опирался на тот факт, что в Санкт-Петербурге представлены как относительно новые, недавно образованные (в 1980-1990-х гг. и позже) этнические общности, так и населяющие город с момента его основания, давно интегрировавшиеся в городское сообщество и на сегодняшний день являющиеся его неотъемлемой частью. Автор предполагал, что давние, более интегрированные этнические группы в медиапространстве Петербурга фигурируют чаще в положительном свете.
Согласно переписи 1897 г., город, помимо представителей славянских народов (русских, украинцев, белорусов), населяли немцы, поляки, финны, эстонцы, евреи и татары [Тройницкий 1905]. Современная перепись 2010 г. свидетельствует, что со временем европейцы в большинстве своем либо покинули северную столицу, либо ассимилировались, уступив место другим народам. Что касается украинцев, то они на момент последней переписи оказались второй по численности этнической группой после русских (64446 чел., 1,32%). Также, несмотря на массовую эмиграцию в Израиль и США 70-х гг. XX в., в «пятерку» наиболее многочисленных народов Петербурга вошли евреи (24132 чел., 0,49%) [Итоги Всероссийской переписи 2010]. Выбор для исследования представителей именно этих этнических групп обусловлен тем, что они давно интегрировались в местное сообщество и по-прежнему занимают важное место среди национальностей Санкт-Петербурга. В случае с евреями требовалось установить, как и каким образом в СМИ позиционированы стереотипы о представителях этой национальности, из-за которых они с древних времен подвергались гонениям. Также важно было понять, отразился ли конфликт на востоке Украины на восприятии украинцев в Санкт-Петербурге.
Вследствие того, что новые для города этнические группы мигрантов из среднеазиатских республик и Северного Кавказа (в качестве объекта изучения были выбраны таджики2 и чеченцы) начали селиться здесь относительно недавно, их представители оказывались не всегда способны интегрироваться в городское сообщество, многие не знали и до сих пор не знают языка и обычаев принимающего сообщества. Только по официальным данным, за 8 лет, прошедшие между переписями 2002 и 2010 гг., численность таджиков выросла более чем в пять раз (с 2449 до 12072 чел.) [Всероссийская перепись населения 2002; Итоги Всерос-
По официальным данным, за 8 лет, прошедшие между переписями 2002 и 2010 гг., численность таджиков возросла более чем в пять раз (с 2449 до 12072 чел.) [Всероссийская перепись населения 2002; Итоги Всероссийской переписи 2010].
сийской переписи... 2010]. Предыдущее исследование, касающееся освещения в СМИ жизни узбеков в Петербурге, показало, что их чаще всего изображают участниками криминальных сводок: либо в качестве злоумышленников, либо в качестве жертв преступлений [Черныш 2015]. Что касается чеченцев, то, несмотря на свою немногочисленность, они также часто попадают на страницы средств массовой информации: последний громкий случай, вызвавший резкий общественный резонанс, был связан с решением топонимической комиссии Санкт-Петербурга о переименовании безымянного моста в мост им. Ахмата Кадырова [Сю 2016].
Освещению этничности в СМИ посвящены работы экспертов разных научных направлений: этнологов, социологов, обществоведов, лингвистов, юристов и др. Автор данной статьи предлагает подробно остановиться на отечественной традиции контент-анализа этнически окрашенной информации и на усилиях эт-носоциологов и этнологов, чьи исследования начались в советское время3. Так, еще в конце 1960-х гг. на страницах газеты «Правда» О.Р. Будина писала о быте русских рабочих [Будина 1968], роли СМИ в становлении советской идентичности посвящены были работы В.К. Мальковой [Малькова 1977; Малькова 1982; Малъкова 1991]. Уже в постсоветский период она, используя метод контент-анализа, проанализировала положение русских в России, Эстонии и Литве [Малькова, Тишков 2002]. В изучение роли СМИ в современных межэтнических отношениях и конфликтах на современном этапе развития российской науки внесли свой вклад Н.Г. Деметер [Деметер 2000], М.Н. Губогло [Губогло 2003], И.Ю. Заринов [Заринов 1999], Н.А. Лопуленко [Лопуленко 2000], В.А. Тишков [Тишков 2005], Л.С. Христолюбова [Христолюбова 2005]. Также при проведении исследований в качестве дополнительного метода сбора информации контент-анализ СМИ использовали Ю.В. Арутюнян [Арутюнян 1980], В.Н. Иванов, А.П. Котов, И.В. Ла-додо, М.М. Назаров [Иванов, Котов, Ладодо, Назаров 1995], М.М. Назаров [Назаров 2010], О.А. Карпенко [Карпенко 2003], В.И. Мукомель [Дробижева 2015, с. 92], Л.В. Сагитова [Сагитова 1995]. Социологическому изучению этнических меньшинств Санкт-Петербурга посвящены работы Г.В. Старовойтовой [Старовойтова 1987], З.В. Сикевич [Сикевич 1995] и ученых «школы Б. Грушина». Анализом СМИ в качестве фактора, гармонизирующего межнациональные отношения, занимаются М.Л. Ахмедов [Ахмедов 1999], B.C. Воронцов [Воронцов 2003], Н.С. Му-хаметшина [Мухаметшина 2003] и H.A. Романович [Романович 2006]. В своих работах они акцентируют внимание на местных проблемах межэтнического общения, освещаемых в прессе конкретных регионов России.
Автору настоящей статьи необходимо было определить, как средства массой информации изображают представителей выбранных этнических групп: украинцев, евреев, таджиков и чеченцев, - а также выявить, в связи с какими событиями они упоминаются чаще. Для того чтобы ответить на вопрос, присутствуют ли в потоке медийной информации скрытые стереотипы, настраивающие население против представителей определенных национальностей, был использован специальный программный продукт «Медиалогия»4.
3 При подготовке теоретической базы статьи использовались материалы диссертации В.К. Мальковой «Этничность и толерантность в средствах массовой информации: опыт исследования современной российской прессы» [Малькова 2006].
4 «Медиалогия» - автоматическая система мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени, состоящая из базы данных СМИ и автоматизированного аналитического модуля, который позволяет проводить самостоятельный поиск и анализ по количественным и качественным характеристикам за любой заданный период. В базу данных круглосуточно поступает более 35 тыс. СМИ (информагентства, газеты, журналы, радио, интернет) и 92 млн источников соцмедиа - http://www.mlg.ru/
Позитивные, нейтральные и негативные медиаповоды отбирались по следующей схеме:
- если представители этнических групп упоминались в качестве участников событий положительной направленности (футбольный матч, открытие кафе, культурного центра и т.д.), то медиаповоды рассматривались как позитивные;
- если изображались в индифферентном ключе или в качестве потерпевших, -как нейтральные;
- если выступали фигурантами преступлений, описывались в нелестных тонах (нелегалы, засилье мигрантов и др.), вызывали протест со стороны жителей или официальных властей, - как негативные.
Исследование охватило период с мая 2015 г. по май 2016 г.
Этнические группы Санкт-Петербурга в поисковых системах и социальных сетях
Анализ результатов поисковых систем способствует пониманию стереотипов восприятия этнических групп. Очевидно, что, являясь своеобразным зеркалом поисковых запросов, стереотипы в большинстве случаев воссоздают психологические клише Интернет-пользователей. Так, было установлено, что, если в Google ввести запрос «три белых подростка» (three white teenagers), система выдаст фотографии с позитивной эмоциональной составляющей: улыбающиеся люди, юноши и девушки, занимающиеся спортом или позирующие в красивой одежде и др. В то же время недавний запрос «три черных подростка» (three black teenagers) стал причиной громкого скандала: Google предложил преимущественно иллюстрации молодых чернокожих преступников5. Опираясь на результаты этого эксперимента, автор посчитал необходимым проверить, какие результаты выдадут Yandex и Google по запросам: «евреи», «евреи Санкт-Петербурга», «таджики», «таджики Санкт-Петербурга», «украинцы», «украинцы Санкт-Петербурга», «чеченцы», «чеченцы Санкт-Петербурга».
Таблица 1. Данные информационного поиска этнических групп Санкт-Петербурга, ед.6
Запрос Yandex Google
«украинцы Санкт-Петербурга» 120 000 000 1 420 000
«евреи Санкт-Петербурга» 25 000 000 410 000
«чеченцы Санкт-Петербурга» 9 000 000 489 000
«таджики Санкт-Петербурга» 4 000 000 443 000
Оказалось, что в обеих поисковых системах более всего представлены петербургские украинцы: Yandex - 120 млн, Google - 1,42 млн (таблица 1). На первых страницах поиска Yandex и Google украинцы презентуются исключительно
Подробнее см. [В сети поразились расистским стереотипам 2016].
6 Дата обращения: 31.10.2016.
в позитивном свете: на фотографиях изображены радостные люди с украинскими флагами в национальной одежде, красивые девушки, румяные дети, усатые казаки, подтянутые военнослужащие и т.д. Интернет-энциклопедии и популярные порталы предлагают сведения об истории украинского народа, его происхождении, традициях, рассказывают, с какими трудностями сталкиваются украинцы в Москве, Санкт-Петербурге и других городах [Млеко 2014].
Данные поиска подтверждают, что украинцы давно интегрировались в городской социум, создали свои структуры и являются неотъемлемой частью мегаполисов. Хотя в «ВКонтакте» самым многочисленным является ресурс «Украинцы в Москве», там также представлены и петербургские сообщества общей численностью около 3000 чел. В этих группах происходит обсуждение повседневных нужд и потребностей: поиск жилья и работы, оформление документов, участие в праздниках и т.д. На страницах социальных сетей украинских групп автору не удалось обнаружить ксенофобских высказываний, напротив, их участники настроены на совместное сосуществование и общение как друг с другом, так и с представителями других национальностей.
Первоначальные результаты поиска иллюстраций по запросу «евреи» создают у пользователей, скорее, отталкивающее впечатление: Yandex и Google предлагают изображения ортодоксальных евреев, сфотографированных в неудачные моменты7. Однако ситуация меняется, если искать информацию по запросу «евреи Санкт-Петербурга»: в этом случае акцент перемещается на их культурные традиции, роль в Великой Отечественной войне, архивные фотографии, красивые здания, относящиеся к еврейскому наследию, еврейские праздники и т.д. Анализ социальных сетей (в частности, «ВКонтакте») и новостных еврейских порталов («ЕСОД», «Еврейский Петербург») показывает, что петербургские евреи ведут достаточно активную работу по привлечению соплеменников и оказанию им помощи. Однако, помимо групп созидательной направленности, существуют и другие: большой популярностью у посетителей интернет-сайтов (чаще всего неевреев) пользуются сообщества, ставящие своей целью культивирование стереотипов о евреях и открыто высмеивающих жадность, хитрость и другие неблаговидные черты, которые приписываются этому народу. Речь в первую очередь идет о трех группах в «ВКонтакте» под общим названием «Хитрый Еврей», имеющих в совокупности около 300 тыс. подписчиков.
Если украинцы и евреи представлены в поисковых системах зачастую мирными людьми, чеченцы, напротив, показаны крепкими бойцами в полной экипировке и камуфляже, иногда с оружием. В отличие от поиска по картинкам, предлагающего стереотипную информацию негативной направленности, при текстовом поиске на первый план выходит информация об истории чеченского народа, его происхождении и выдающихся деятелях. В «ВКонтакте» самой популярной группой, посвященной чеченцам, стал паблик «Злой чеченец» (около 49 тыс. подписчиков), и, несмотря на название, это сообщество формирует положительный образ современного чеченца. Также популярны группы «Мысли чеченца», посвященная вопросам религии, истории, философии, и «Чеченцы в UFC», рассказывающая об успехах чеченцев в боях без правил. Интернет-сообщества чеченцев Санкт-Петербурга в сети «ВКонтакте» немногочисленны (примерно 500 участников) и чаще всего закрыты для стороннего пользователя.
7 См.: «Google поиск по картинкам» https://www.google.ru/search?q=%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5 %D0%B8&newwmdow=1&espv=2&biw=1280&bih=899&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwjup-pWmx8PNAhVhCpoKHSk3BzMQ_AUIBigB#imgrc=-N4NSAFjqjRfwM%3A; https://www.google.m/search?q=%D 0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8&newwindow=1&espv=2&biw=1280&bih=899&source=lnms&tbm=is-ch&sa=X&ved=0ahUKEwjuppWmx8PNAhVhCpoKHSk3BzMQ_AUIBigB#imgrc=lyP70nDP1Q7IMM%3A
Поисковый запрос «таджики» по иллюстрациям указывает на стереотипность общественного восприятия: на первых местах находятся «рабочие» Равшан и Джамшуд из телепрограммы «Наша Russia». По версии пользователей поисковиков, таджики - это молодые мужчины-гастарбайтеры, работающие на стройке или в коммунальном хозяйстве, усталые, в грязной униформе и живущие в тесных общежитиях, подвалах или на съемных квартирах. При этом фотографии, касающиеся культурных традиций таджиков, в поиске находятся гораздо ниже.
У петербургских таджиков есть свои общины и сообщества в социальных сетях, но, в отличие от евреев, в «ВКонтакте» крупные сообщества дискриминационной направленности в отношении таджиков не выявлены8. При этом, если общественные организации исследуемых групп могут позволить себе оплату хостинга собственных сайтов, то возможности таджикской общины ограничены: петербургские объединения представлены в основном в социальных сетях, а первые страницы Yandex и Google по большей части посвящены новостным сообщениям о таджиках.
Этнические группы Санкт-Петербурга в СМИ
Украинцы
Украинская диаспора (полтавское землячество) существовала с основания Санкт-Петербурга, принимала участие в его строительстве и в дальнейшем способствовала переселению и обустройству приехавших в город украинцев. Активное формирование украинской общины началось в XIX в., достигнув к началу ХХ в. 10 тыс. чел. По данным переписи 2010 г., в начале XXI в. на территории города проживало уже 64446 украинцев (1,52% населения Петербурга) [Итоги Всероссийской переписи 2010]. Среди множества украинских организаций выделяются «Украинская национально-культурная автономия» и «Украинская Община Санкт-Петербурга "Славутич"», «Полтавское землячество», «Союз Донбассовцев»; издаются 3 украинские газеты, посвященные Украине и украинской диаспоре.
За изучаемый период об украинцах в совокупности вышло больше сообщений, чем о трех других этнических группах (евреях, таджиках, чеченцах) (1585 упоминаний без перепечаток). Большинство публикаций носят нейтральный характер (70%, 1109 упоминаний), а медиаповоды, в которых присутствовал позитив или негатив, делятся примерно поровну (14% и 16% или 229 и 247 упоминаний соответственно) (рисунок 1).
Теперь подробнее остановимся на самых заметных событиях, посвященных петербургским украинцам. В СМИ широкую огласку получили несостоявшиеся дебаты В. Познера и М. Найема в Санкт-Петербурге (самое заметное событие нейтральной направленности, посвященное петербургским украинцам, индекс за-метности (ИЗ) - 9,242). Организаторы встречи «Россия - Украина: что делать?» ожидали полный зал, но М. Найему отказали в участии из-за его причастности к подготовке и проведению Майдана в Киеве [Дебаты Познера и Найема 2015], при этом сам текст этой публикации не содержал негативного подтекста относительно М. Найема или украинцев.
Напротив, даже такие группы, как «Клуб Веселый Таджик» (самая популярная группа о таджиках «ВКонтакте», почти 53 тыс. подписчиков), имеют положительную юмористическую направленность: здесь таджики знакомятся, делятся веселыми историями из своей жизни, фотографиями и мемами, продают вещи и пр.
га
229 (14%)^^—-^^^247 (16%) (
1109 (70%)
| Негативные О Нейтральные О Позитивные
Рисунок 1. Тональность упоминания петербургских украинцев в СМИ
Наиболее резонансной новостью отрицательной тональности стала публикация «Коммерсанта» об украинцах-наркоторговцах (ИЗ - 3,822): «При досмотре ходившего под флагом Багамских Островов "банановоза" Autumn Wind таможенники нашли тайник, в котором было спрятано 4,5 кг кокаина, стоимость которого на черном рынке составляла $1,5 млн. Удалось вычислить и хозяев тайника - ими оказались двое моряков-украинцев, ходивших на этом судне, Олег Манкевич и Валерий Кортунов» [Литовченко 2015].
Одной из самих примечательных статей положительной направленности (ИЗ -3,043, 5 перепечаток) стала информация о старте футбольного Кубка Содружества, в котором принимала участие и команда Украины [Кубок Содружества 2016].
Стоит отметить активность зарубежных средств массовой информации: судя по распределению сообщений, они проявляют даже больший интерес, чем федеральные и региональные российские СМИ по отдельности (40% против 32 и 28% соответственно) (рисунок 2, см. на стр. 110). Однако если сравнивать число российских и украинских сообщений, то первых все же больше (1549 против 908, если говорить о сообщениях с перепечатками).
Как видно из рисунка 3 (см. на стр. 110), категории, на которые приходятся упоминания об украинцах, весьма разнообразны, и обращает на себя внимание большое число сообщений, относящихся к рубрикам «Транспорт» и «Чрезвычайные происшествия» (ЧП).
Анализ сообщений показывает, что украинский вопрос до сих пор вызывает дискуссии. С одной стороны, петербуржцы выражают украинцам поддержку, выходя на антивоенные акции [Горбацевич 2015], посылают открытки с теплыми пожеланиями для братского народа [Накануне Дня Независимости Украины 2015], СМИ рассказывают об играх сборной Украины в Петербурге [Кубок Содружества 2016]. С другой стороны, от внимания общественности не ускользают и связанные с ними инциденты: участие украинца в секте [Секте «Аум Синрике» рубят корни 2016], обвинение граждан Украины в планировании терактов в Санкт-Петербурге [Бойко 2015], нападение пьяных украинцев на вдову ополченца [В Петербурге совершено нападение 2015].
Причем фокус средств массовой коммуникации часто перемещается с украинцев, проживающих в Санкт-Петербурге, на проблемы украинского государственного устройства, на власти Украины, революционный Майдан, войну на Донбассе и т.д. Свой вклад в обострение ситуации вносят и российские, и украинские СМИ.
I Федеральные Щ Региональные О Зарубежные Рисунок 2. Упоминания петербургских украинцев по уровням СМИ
Рисунок 3. Распределение упоминаний украинцев в СМИ Санкт-Петербурга
по категориям
Одним из самых заметных событий 2015 г. стало крушение над Синайским полуостровом самолета Airbus А-321, на борту которого, помимо россиян, находились и украинцы. В то время как одни российские и украинские СМИ писали об украинцах, высказывающих слова сочувствия и соболезнования, несущих цветы и игрушки к российскому посольству в Киеве, другие средства массовой информации, проанализировав активность украинских пользователей в социальных сетях, публиковали информацию об украинцах, празднующих трагедию: «Ну вот. Они дождались, наконец, крупной авиакатастрофы. И теперь реагируют, как и многие из нас предполагали. Свидомые поклонники Бандеры и Шухевича с Украины и наши либералы. Одни из них сейчас откровенно радуются в соцсетях, другие притворно соболезнуют, но не могут скрыть своего злорадства. Но ни капли искреннего сочувствия и соболезнования в их высказываниях нет» [Гришин 2015]. Такой текст с заголовком «Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы» вышел в «Комсомольской правде». Ответ со стороны «РИА Новости Украина» не заставил себя ждать: «В российском сегменте интернета, в комментариях к публикациям о синайской трагедии нередко априори мелькают обвинения в адрес украинцев <...>. Судя по размерам российского сегмента всемирной паутины, эта точка зрения получила достаточно серьезное распространение. О реакции адекватной части населения Украины в публикации ничего не говорилось. А несколько десятков или даже тысяч представителей Украины, тусующихся в социальных сетях и похожих на выложившего на YouTube пакостную запись, не представляют какой-либо значительной части граждан Украины <...>. В том же украинском сегменте интернета преобладали тексты, проникнутые глубокой скорбью и искренними соболезнованиями семьям погибших и России» [Сострадание и ненависть 2015]. Этот обмен мнениями демонстрирует, насколько порой могут различаться взгляды на один и тот же очевидный факт.
Евреи
Во время царствования Екатерины II территория России расширилась за счет присоединения Крыма, Литвы, Польши и Волыни, и евреи этих регионов официально стали российскими подданными. Однако их дальнейшее расселение было затруднено, а порой и вовсе невозможно: за евреями закреплялась обязанность проживать на прежних местах, въезд во внутренние губернии был запрещен из-за черты оседлости. Тем не менее евреям позволялось приезжать в столицу по своим делам, и к концу 80-х гг. XVIII в. в Петербурге появилась маленькая, но уже полноценная еврейская община, выросшая в период правления Александра II. К 1920-м гг. в Петрограде проживало около 100 тыс. евреев, а к началу ленинградской блокады - уже 180 тыс. [Еврейская община Санкт-Петербурга (б/г)]. По данным переписи 2010 г., в настоящее время численность еврейской общины сократилась до 31 тыс. чел. [Итоги Всероссийской переписи 2010], хотя по некоторым оценкам, евреев все же больше, так как многие из них в графе «национальность» указывали, что они русские.
Всего за исследуемый период о петербургских евреях опубликовано 619 сообщений, большинство из которых носят нейтральный характер (59%, 365 упоминаний) (рисунок 4). Основная масса этих публикаций посвящена Холокосту и судьбе евреев, прошедших концлагеря. В нейтральные сообщения также попадают новости об антисемитской деятельности, но сам факт этого осуждается. Обычно такой подход используют серьезные новостные сайты при необходимости публикации информации о громких межнациональных скандалах. Подобный случай получил широкую огласку, когда в соцсети на странице победительницы
конкурса «Мисс Обаяние РФПЛ» обнаружили фотографии националистического содержания, а также сообщения, дискриминирующие евреев и кавказцев. На новость сразу отреагировали болельщики ЦСКА: «Ольга, как же ты могла представлять клуб, где президент - еврей, которого ты хочешь видеть горящим в печи? Зачем же так низко опускаться? ... Ольга, ты не мисс, а позор ЦСКА, так как мы никогда не забудем подвиг наших ветеранов и миллионы наших жертв» [Мисс Обаяние РФПЛ 2015].
Укорененность еврейской общины, ее интегрированность в городское пространство влияют на круг тем, в которых упоминаются петербургские евреи: на втором месте после «Прочего» расположились рубрики «Культура, искусство», «Общество и социальная сфера» и «Религия и вероисповедания (рисунок 5).
Сообщения, демонстрирующие нетерпимость в отношении евреев, встречаются относительно часто: «Ок-тйэгт.ги» и другие издания писали о появлении в интернете признанного экстремистским «Курса молодого антисемита». В нем содержалось описание признаков, по которым можно идентифицировать евреев, а также были опубликованы стихотворения, изображения, высказывания, пропагандирующие неполноценность граждан по признаку принадлежности к еврейской национальности и иудейской религии [Колокольцев 2015].
Истории позитивного характера занимают треть всех публикаций о петербургских евреях (34%, 209 упоминаний) (рисунок 4), и в этом немалая заслуга еврейской общины, представленной несколькими новостными сайтами9. Важным информационным поводом положительной направленности стало открытие после реставрации старейшей петербургской синагоги (ИЗ - 5,105, 7 перепечаток). «Малая синагога была построена в 1886 году, на семь лет раньше Большой хоральной синагоги, частью которой она теперь является. В советские годы Малая синагога стала центром и средоточием еврейской религиозной жизни в Петербурге. Она функционировала даже в годы блокады; несмотря на холод, прихожане сохранили ее уникальную мебель. В 2011 году здание синагоги было закрыто на реставрацию. Открытие Малой синагоги Санкт-Петербурга, приуроченное к празднику Рош ха-Шана, собрало руководителей и членов петербургской еврейской общины, представителей городских властей, видных деятелей культуры, науки и бизнеса» [Старейшая синагога 2015].
Следует отметить, что, по данным «Левада-Центра», одну из крайних форм ксенофобии - ограничение проживания евреев на территории России - в 2015 г. выбрали только 7% граждан10 [Общественное мнение 2016]. Именно среди них были замечены самые радикально настроенные россияне, уверовавшие в теорию еврейского заговора и в то, что «миром управляют евреи» и «евреи контролируют мировые финансовые потоки». И хотя сообщений подобной тональности немного (7%, 45 упоминаний), они способны удивить как исследователей, так и обычных интернет-пользователей своей враждебной одержимостью евреями. Один из интернет-авторов, «Поручик», даже написал статью о Достоевском-пророке, якобы предсказывавшем еврейскую революцию: «Евреям надо низложить ту веру, ту религию, из которой вышли нравственные основания, сделавшие Россию и святой, и великой <...>. На протяжении 40-вековой истории евреев ими двигала всегда одна лишь к нам безжалостность... безжалостность ко всему, что не есть еврей... и одна только жажда напиться нашим потом и кровью» [Федор Михайлович Достоевский - Пророк 2016]. Хотя этот текст не единичен, тем не менее, как показывают
См.: www.jeps.ru,www.esod.spb.ru/history/community.htm и т.д.
10 Причем в 2004 г. эта цифра составляла 15%.
данные «Медиалогии», круг читателей аналогичных сочинений весьма ограничен. Схожие произведения по заметности располагаются в конце списка, так как выкладываются на непопулярных сайтах.
| Негативные О Нейтральные О Позитивные Рисунок 4. Тональность упоминания петербургских евреев в СМИ
Рисунок 5. Распределение упоминаний евреев в СМИ Санкт-Петербурга
по категориям
Самым заметным текстом (ИЗ - 2,00), в котором содержалась отрицательная оценка евреев, стала публикация «Русской службы новостей» о нападении ортодоксального еврея с ножом на участников акции секс-меньшинств в Израиле, в результате чего пострадали 6 чел. [ЛГБТ-активист не откажется 2015].
Таджики
По некоторым оценкам, на данный момент численность петербургских таджиков (наравне с узбеками) является одной из самых больших (примерно 1 млн), хотя, по официальным данным, в городе проживают лишь 12 тыс. таджиков [Итоги Всероссийской переписи 2010]. Рост таджикского населения начался с 1989 г. и продолжился после распада СССР (таблица 2). На данный момент в городе действуют «Санкт-Петербургское общество дружбы российского и таджикского народов "Сомониён"» и «Санкт-Петербургское общественное объединение таджики-станцев "Аджам"»; на таджикском языке издаются газеты «Хуросон и «Туран» [Таджики в Санкт-Петербурге (б/г)].
Таблица 2. Динамика численности таджикского населения в Санкт-Петербурге, чел.
1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
- 61 - 361 473 1917 2449 12072
Несмотря на их многочисленность, СМИ пишут о таджиках достаточно редко (342 упоминания): половина сообщений носит нейтральный характер (53%, 181 упоминание), отрицательные медиаповоды составляют треть сообщений (33%, 112 упоминаний), при этом положительных - меньше всего (14%, 49 упоминаний) (рисунок 6).
Самым заметным позитивным медиаповодом (ИЗ - 8,001) стала премьера спектакля «Сван» Центра им. Всеволода Мейерхольда. История повествует о тяжелой судьбе мигрантов в будущем: «Дело происходит в стране Лебедяни (отсюда и название, swan по-английски "лебедь"). Ее жители говорят высоким слогом, а потому особенно непросто приходится мигрантам» [Бугулова 2016].
Обращает на себя внимание, что если в исследовании петербургских узбеков [Черныш 2015] на первом месте в списке категорий находились сообщения из рубрики «Криминал», то у таджиков этот пункт оказался четвертым (рисунок 7). Хотя по сравнению с более интегрированными евреями и украинцами Санкт-Петербурга этот показатель находится все же на достаточно высоком уровне (у украинцев и евреев эта категория не попала даже в первую десятку рубрик). Стереотип об этнической преступности, провоцируемой таджиками, продолжает влиять на СМИ: практически половина всех сообщений связана с эпизодами, где таджики выступают либо в роли злоумышленников, либо в роли жертв преступлений. Причем в погоне за рейтингом интернет-порталы и информационные агентства пытаются поразить читателей яркими и шокирующими заголовками. В случае с таджиками выделяется сайт «Piter.tv»: «Мигрант Сафар жестоко изнасиловал петербурженку во дворе детского сада в Комарово», «На Уткином проспекте таджик порезал сирийца из-за шавермы», «Пара бездушных петербуржцев и их друг-таджик избивали
пенсионерок огнетушителем и грабили», «Бездушная мамаша-гастарбайтер оставила новорожденного сына во дворе на улице Есенина», «Мигрант-головорез из Таджикистана задержан в Петербурге по подозрению в терроризме»11.
Н Негативные П Нейтральные П Позитивные Рисунок 6. Тональность упоминания петербургских таджиков в СМИ
Прочее Л
Общество \ и социальная сфера [
Уровень региональный р Криминал I Силовые структуры Г Власть Г Право Г Спорт Г Культура, искусство Г Религия и вероисповедания [
О
Рисунок 7. Распределение упоминаний таджиков в СМИ Санкт-Петербурга по категориям
См.: www.piter.tv
В топе медиаповодов отрицательного характера оказались сообщения «Лен-ты.ру», в которых тем не менее прослеживается определенная юмористическая направленность. Первый случай (ИЗ - 4,831) произошел с 27-летним выходцем из Таджикистана, задержанного сотрудники МВД за ношение футболки с символикой, запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Пока мужчина отбывал наказание, он сгрыз участок футболки с надписями на арабском языке [Задержанный в Петербурге таджик 2015]. Второй эпизод (ИЗ - 2,442) также произошел с таджиком, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, «публично оскорбил грубой нецензурной бранью» инспектора УФМС. «Своими преступными действиями злоумышленник унизил честь и достоинство инспектора миграционной службы как представителя власти», — заключили в прокуратуре [В Петербурге таджика оштрафовали 2015].
За изучаемый период самой обсуждаемой в СМИ Санкт-Петербурга стала история пятимесячного таджикского младенца Умарали Назарова (63 сообщения без учета перепечаток, ИЗ - 7,155). Причем она вызвала протест не только среди петербургских таджиков и жителей Таджикистана, но и у представителей других национальностей, живущих в Санкт-Петербурге. По данным газеты «Коммерсант», ребенок скончался в течение суток после того, как его забрали у матери, гражданки Таджикистана, у которой истек срок временного пребывания в России. «13 октября сотрудники регионального УФМС обнаружили в одном из расселенных домов в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга семью нелегальных мигрантов. 21-летнюю Зарину Юнусову вместе с сыном доставили в I отдел полиции. Бабушка приехала сразу после того, как мать и ребенок были доставлены в отделение. Ребенка ей не отдали, смесь взять отказались. Скорая помощь доставила ребенка в медицинский центр имени Цимбалина, где он через несколько часов скончался» [Мишина, Чесноков, Алленова, Литовченко, Карпенко 2015].
Чеченцы
Заселение северной столицы чеченцы начали относительно недавно: согласно переписи 1979 г., их численность на тот период составляла 384 чел. (0,01% населения Петербурга), в 2010 г. - 1482 чел. [Всесоюзная перепись населения 1979 года 2016; Итоги Всероссийской переписи 2010]. Социальный состав чеченской диаспоры очень разнообразен, практически все знают родной язык, чтут традиции народа, отмечают национальные и религиозные праздники. Каждый год представители чеченской диаспоры собираются в День памяти жертв депортации 23 февраля 1944 г., когда весь народ был выслан в Казахстан и Киргизию [Переятенец 2015].
Сообщений о петербургских чеченцах значительно меньше, чем о других изучаемых этнических группах (166 упоминаний без перепечаток), среди которых нейтральные (60) и негативные (61) медиаповоды распределились практически равномерно (рисунок 8), в то время как позитивные публикации встречаются в полтора раза реже.
Малочисленность медийной информации, по всей видимости, связана с незначительным представительством чеченцев в северной столице. Тем не менее в СМИ все же появляются сообщения об участии чеченцев в жизни города: во время празднования годовщины освобождения Ленинграда, в вечерах памяти жертв депортации, в «Фестивале народов Кавказа» и т.д. С другой стороны, информация о чеченцах проскальзывает и в сводках этнопреступности: им инкриминируются применение насилия, похищение людей, нападение на сотрудников полиции. При этом стоит
отметить, что, когда речь заходит о чеченцах (всего 18 сообщений с перепечатками), в распределении упоминаний по категориям рубрика «Криминал» находится далеко не на первом месте, следуя за разделами «Прочее», «Общество и социальная сфера», «Уровень региональный», «Власть» и «Культура, искусство» (рисунок 9).
Рисунок 8. Тональность упоминания петербургских чеченцев в СМИ
Рисунок 9. Распределение упоминаний чеченцев в СМИ Санкт-Петербурга
по категориям
К заметным сообщениям положительного характера следует отнести статью «Чеченцы и ингуши в Петербурге почтили память погибших во время депортации» о возложении цветов к Соловецкому камню (ИЗ - 4,501). Корреспондент «Росбалта» свидетельствует: «Возложение цветов произошло после того, как чеченцы и ингуши совершили намаз в Соборной мечети Петербурга <...> На церемонию пришли не только чеченцы и ингуши, но и балкарцы, калмыки, крымские татары и представители других народов, которые также стали жертвами сталинских репрессий <...>. Собравшиеся считают, что такие акции сплачивают людей и помогают сохранить память о событиях февраля 1944 года» [Чеченцы и ингуши в Петербурге 2016].
Важным событием культурной жизни северной столицы стала презентация фильма «Чечен» Беаты Бубенец, на который «Коммерсант» откликнулся публикацией «Общее частное» (ИЗ - 5,263). В фильме, действия которого разворачиваются во время украинских событий на Майдане, в Крыму и на Донбассе, рассказывается история чеченца, отправившегося воевать на Украину в составе ВСУ [Общее частное 2015]. Средства массовой информации освещали этот фильм по-разному: в одном случае главный герой Руслан был представлен «преинтересной личностью, хранящей в подвале гранаты, цитирующей Шекспира, почтительно отзывающейся о Торе и Вальгалле, любящей Россию и активно не любящей режим» [Лебедев 2015]. В других СМИ его изображали одиозной личностью: «Чеченец Руслан едет на Украину воевать против России» [Визгалова 2015], «чеченец, по его собственному признанию, всю жизнь занимался тем, что воевал с русскими» [Артдокфест. Чечен 2015].
Помимо фильма «Чечен», еще одним неоднозначным событием стал митинг 21 января 2016 г. в поддержку Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова. По данным «Грозный-информ», на предложение представительства Главы Чеченской Республики в Северо-Западном федеральном округе поддержать Р. Кадырова откликнулись сотни петербуржцев: среди собравшихся были уроженцы Чеченской Республики, чиновники и студенты, поддерживающие главу Чечни [В Санкт-Петербурге прошел митинг 2016]. Но вскоре на это сообщение поступило опровержение со стороны «Новой газеты», усомнившейся в проведении митинга: «Сообщение о митинге, якобы прошедшем в Петербурге, появилось вечером 21 января на сайте Министерства Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Только его почему-то никто не заметил» [Пет-лянова 2016]. Помимо «Новой газеты», попытки отыскать следы массового мероприятия предприняли и другие издания (например, «Фонтанка» [Ермаков 2016], сообщение которой стало самым заметными медиаповодом отрицательной направленности - 2,965), но их усилия оказались тщетными, что в определенном смысле бросает тень на представителей Чечни в Санкт-Петербурге.
Среди сообщений нейтральной направленности выделяется транскрипт радиопрограммы Сергея Медведева, опубликованный на сайте «Радио Свобода» и посвященный проблемам европейской миграции (ИЗ - 4,772) [Медведев 2016]. В нем чеченцы упоминаются в контексте переселения народов во времена СССР, и данная публикация не несет в себе ни позитивной, ни негативной оценки представителей этой этнической группы.
Заключение
Как показал анализ, численность этнической группы, длительность проживания, ее интегрированность влияют на контекст, в котором ее описывают СМИ. Преиму-
ществом с точки зрения распространения знаний о группе и ее культуре является наличие собственных средств массовой информации. У каждой из исследуемых этнических групп есть свои СМИ, однако таджикские и чеченские средства массой информации на русском языке не столь многочисленны, как еврейские и особенно украинские, что повлияло на их представленность в информационном медиапро-странстве и поисковых системах. Также исследование показало, что не все средства массовой информации подвержены стереотипам (число сообщений отрицательной направленности редко превышало треть всех сообщений) и что о евреях и чеченцах чаще писали в связи с праздниками и важными культурными событиями.
Наша гипотеза, что наиболее интегрированные этнические группы (евреи, украинцы) представляются петербургскими СМИ в большей степени в положительном свете, подтвердилась частично, поскольку на отношение к украинцам, проживающим в Санкт Петербурге, повлиял кризис в российско-украинских отношениях. При этом к менее интегрированным петербургским чеченцам и таджикам СМИ ожидаемо относятся более критично (в процентном соотношении они в два раза чаще упоминаются в сообщениях негативной направленности).
Литература
Артдокфест. Чечен (2015) // «Meduza» // https://meduza.io/feature/2015/10/03/artdokfest-chechen Арутюнян Ю.В. (1980) Опыт этносоциологического исследования образа жизни: по материалам МССР. М.: Наука. Ахмедов М.Л. (1999) СМИ как фактор стабилизации межнациональных и федеративных отношений (на материалах России 1990-1998 гг.). М.: Автореферат канд. политических наук. Бойко А. (2015) Бандеровцы планировали теракты в Москве и Санкт-Петербурге // Комсомольская правда // http://www.kp.ru/daily/26448/3321734/ Бугулова И. (2016) Далеко до Лебедяни? // Российская газета // https://rg.ru/2016/03/23/reg-
szfo/na-scene-aleksandrinskogo-teatra-pokazali-spektakl-o-migrantah.html Будина О.Р. (1968) Вопросы культуры и быта русских рабочих на страницах большевистской печати (По материалам газеты «Правда» за 1912, 1914, 1917 гг.) // Крупянская В.Ю. (ред.) Этнографическое изучение быта рабочих отдельных промышленных районов СССР. М.: Наука. С. 151-174. В Петербурге прошел митинг в память об Умарали Назарове (2015) // Радио «Свобода» //
http://www.svoboda.org/content/article/27365670.htmi В Петербурге совершено нападение на вдову ополченца пьяными украинцами, воевавшими в ВСУ (2015) // Информагентство «Новороссия» // http://www.novorosinform.org/ news/id/30641
В Петербурге таджика оштрафовали за нецензурную брань в адрес сотрудника ФМС (2015)
// Lenta.ru // http://lenta.ru/news/2015/12/21/piter/ В Санкт-Петербурге прошел митинг в поддержку Главы Чеченской Республики, Героя России Р. А.
Кадырова (2016) // «Грозный-информ» // http://www.grozny-inform.ru/news/society/68021/ В сети поразились расистским стереотипам в поисковых результатах Google (2016) //
Лента.ру // https://lenta.ru/news/2016/06/08/three_teenagers/ Визгалова Е. (2015) Артдокфест-2015. Путеводитель. // Кино-театр.ру //
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/4215/ Воронцов В.С. (2003) Этническое самосознание учащейся молодежи Удмуртии: По данным этносоциологических опросов. Ижевск: Автореферат канд. исторических наук. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по регионам России.
г. Ленинград (2016) // Демосюп Weekly // http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=9 Всероссийская перепись населения 2002 (2002) // Федеральная служба государственной статистики // http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17
Горбацевич А. (2015) В Петербурге движение «Весна» провело акцию в поддержку Украины // Радио «Свобода» // http://www.svoboda.org/content/article/27204494.html Гришин А. (2015) Нелюди выползли напитать себя кровью катастрофы // Комсомольская
правда // http://www.kp.rU/daily/26453.7/3323050/ Губогло М.Н. (2003) Русский язык и толерантность. М.: Старый сад. Дебаты Познера и Найема в Петербурге могут не состояться (2015) // Life.ru //
http://rusnovosti.ru/posts/374706 Деметер Н.Г. (2000) Цыгане и пресса или образ цыган в московских СМИ // Малькова В.К. (ред.)
Пресса и этническая толерантность. Пособие для журналистов. М.: НИП. Дробижева Л.М. (ред.) (2015) ИНАБ № 2. Межнациональное согласие в региональном контексте. М.: Институт социологии РАН // http://www.isras.ru/files/File/INAB/ inab_2015_2_final.pdf
Еврейская община Санкт-Петербурга // ЕСОД - «дом еврейской культуры» //
http://esod.spb.ru/history/community.html Еврейская община Санкт-Петербурга // Свободная энциклопедия «Википедия» //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Еврейская_община_Санкт-Петербурга Ермаков А. (2016) Петербург незримо поддержал Кадырова Фонтанка // Фотанка.ру //
http://www.fontanka.ru/2016/01/21/214/ Задержанный в Петербурге таджик сгрыз символику ИГ с футболки (2015) // Lenta.ru //
http://lenta.ru/news/2015/10/20/futbolka/ Заринов И.Ю. (1999) «Чеченский узел» в этнополитике постсоветской России (анализ центральной и региональной прессы России и стран ближнего зарубежья). М.: Старый сад. Иванов В.Н., Котов А.П., Ладодо И.В., Назаров М.М. (1995) Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации // Социологические исследования. № 6. С. 51-60. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей (2010) // Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/results2.html Карпенко О.А. (2003) Некоторые речевые приемы сайтов ненависти // Дубровский Д.В., Карпенко О.В. (ред.) Язык вражды в русскоязычном Интернете. Материалы исследования по опознаванию текстов ненависти. СПб.: изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге. С. 41-66. Колокольцев М. (2015) Суд Петербурга признал экстремистским «Курс молодого антисемита» о том, как вычислить еврея // «Общественный контроль» // http://ok-inform.ru/ obshchestvo/43768-sud-peterburga-priznal-ekstremistskim-kurs-molodogo-antisemita-o-tom-kak-vychislit-evreya.html Кубок Содружества среди молодежных футбольных сборных стартует в Санкт-Петербурге
(2016) // ТАСС // http://tass.ru/sport/2592630 ЛГБТ-активист не откажется от пикета в Петербурге после событий в Израиле (2015) //
Life.ru // http://rusnovosti.ru/posts/381580 Лебедев А. (2015) Не спи, замерзнешь: Артдокфест 2015 // Russmodamag.ru //
http://www.russmodamag.ru/31165 Лопуленко Н.А. (2000) Народы Крайнего Севера России во второй половине 90-х годов
XX века. Экономика. Культура. Политика. М.: Старый сад. Малькова В.К. (1977) Применение контент-анализа для изучения материалов о сотрудничестве советских народов // Советская этнография. № 5. С. 71-80. Малькова В.К. (1982) Роль периодической печати в интернациональном воспитании советских людей. М.: Автореферат кандидатской диссертации. Малькова В.К. (1991) Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологиче-
ского изучения. М.: ИЭ АНСССР. Малькова В.К. (2006) Этничность и толерантность в средствах массовой информации:
опыт исследования современной российской прессы. М.: Диссертация. Малькова В.К., Тишков В.А. (2002) Этничность и толерантность в СМИ. М.: ИЭА РАН. Медведев С. (2016) Новое переселение народов // Радио «Свобода» // http://www.svoboda. org/content/transcript/27333371.html
Мисс Обаяние РФПЛ уличили в симпатии к нацизму (2015) // Проект «Медуза» //
https://meduza.io/shapito/2015/07/20/miss-obayanie-rfpl-ulichili-v-simpatii-k-natsizmu Мишина В., Чесноков И., Алленова О., Литовченко В., Карпенко М. (2015) Нет такого закона, чтобы изымать ребенка, потому что он мигрант // Коммерсант.ру // http://www.kommersant.ru/doc/2841291 Млеко А. (2014) С какими трудностями сейчас сталкиваются украинцы в Москве // The Village.ru // http://www.the-village.ru/village/people/people/141053-make-borsh-not-war Многонациональный Петербург (2012) // Исторический литературный клуб «Исткнига» //
http://istkniga.ru/club/forum/forum34/topic108/ Мухаметшина Н.С. (2003) Трансформации национализма и «символьная элита»: Российский опыт. Самара: Изд-во «Самарский университет». Назаров М.М. (2010) Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. М.: УРСС.
Накануне Дня Независимости Украины петербуржцы подписали открытки дружбы для украинцев (2015) // Городской портал. Санкт-Петербург // http://gorodskoyportal.ru/ peterburg/news/news/17399156/ Общее частное. Завершается «Артдокфест» (2015) // Коммерсант.ру //
http://www.kommersant.ru/doc/2877271 Общественное мнение-2015 (2016) // Левада-Центр // http://www.levada.ru/cp/wp-content/
uploads/2016/02/0M20151.pdf Переятенец И. (2015) Традиции чеченской диаспоры в Санкт-Петербурге // Газета «Гумс» //
http://gums-41.ru/news/84399/ Петлянова Н. (2016) Начавшийся с рассветом митинг закончился многими часами после
заката // Новая газета // http://www.novayagazeta.ru/politics/71551.html Романович Н. А. (2006) Региональные СМИ: возможности и проблемы // Социологические
исследования. № 4. С. 77-84. Сагитова Л.В. (1995) Республиканская пресса как фактор формирования национального самосознания в Татарстане в современных условиях // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М. С. 78-89. Секте «Аум Синрике» рубят корни в Москве, Петербурге и Черногории (2016) // Вести.т //
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2739554 Сикевич З.В. (ред.) (1995) Петербуржцы. Этнонациональные аспекты массового сознания.
Социологические очерки. СПб: НИИКСИ. Старейшая синагога Петербурга откроется после реставрации (2015) // РИАНовости //
https://ria.ru/religion/20150917/1256508761.html Старовойтова Г.В. (1987) Этническая группа в современном советском городе. Л.: Наука. Сю М. (2016) Мост Ахмата Кадырова: Почему он появился в Санкт-Петербурге // Комсомольская Правда // http://www.kp.ru/daily/26543/3559903/ Таджики в Санкт-Петербурге (б/г) // Свободная энциклопедия «Википедия» //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Таджики_в_Санкт-Петербурге Тишков В.А. (2005) СМИ и ксенофобия // Народы России // http://www.narodru.ru/articles1520.html Тройницкий Н.А. (ред.) (1905) Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г..т. II. С.-Петербург: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Украинцы в Санкт-Петербурге // Свободная энциклопедия «Википедия» //
https://ru.wikipedia.org/wiki/Украинцы_в_Санкт-Петербурге Христолюбова Л.С. (2005) О национальных проблемах в прессе Удмуртии (тезисы
VI Международного конгресса этнологов и антропологов). СПб. Федор Михайлович Достоевский - Пророк (или нострадамусы и ванги нервно курят и отдыхают в сторонке...) (2016) // Cont.ws // https://cont.ws/post/176575 Чеченцы и ингуши в Петербурге почтили память погибших во время депортации (2016) //
Росбалт Санкт-Петербург // http://www.rosbalt.ru/piter/2016/02/24/1492568.html Черныш М.Ф. (ред.) (2015) ИНАБ № 3. Социально-экономические факторы межэтнической напряженности в регионах Российской Федерации. М.: ИС РАН. Штраус О. (2016) Сказка за колючей проволокой // Российская газета // https://rg.ru/2016/02/01/opera.html
The Perception of Different Ethnic Groups in the Mass Media of Saint Petersburg
P. FADEEV*
*Pavel Fadeev - Junior Research Fellow, Department of Studying International Relations, Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences. Address: bld. 5, 24/35, Krzhizhanovskij St., Moscow, 117218, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Citation: Fadeev P. (2017) The Perception of Different Ethnic Groups in the Mass Media of Saint Petersburg. Mir Rossii, vol. 26, no 1, pp. 103-126 (in Russian)
Abstract
Previous research on the place of ethnicity issues in the mass media of Saint Petersburg speculates that the mass media in this city aids the formation of specific attitudes towards migrants. To determine whether this is the case, we analyse the media content by means of the Medialogia software package. We identify the following ethnic groups living in Saint Petersburg and study their representation in mass media: Jews, Ukrainians, Tajiks and Chechens. Our primary hypothesis was that older, more integrated ethnic groups (Jews and Ukrainians) are more positively represented in the city's mass media compared to more recent groups (Tajiks and Chechens). The hypothesis was partly confirmed: the city's media produces less critical information about Jews, compared to Chechens and Tajiks. The attitude towards Ukrainians was affected by the current crisis in Russian-Ukrainian relations. Moreover, we found that the media representation of an ethnic group is affected by its size and level of integration. A positive factor in affecting the spread of information about an ethnic group and the formation of public stereotypes about it is whether it controls its own mass media. We also found that not all mass media heavily exploit existing ethnic stereotypes: the share of negatively coloured messages accounts roughly for one third of all the messages containing reference to ethnic issues.
Key words: mass media, ethnic groups, migrants, attitudes, interethnic intensity, content-analysis
References
Akhmedov M.L. (1999) SMI kakfaktor stabilizatsii mezhnatsional'nykh i federativnykh otnoshenij (na materialakh Rossii 1990-1998 gg.) [Media as a Factor of Stabilizing Interethnic and Federal Relations (Russian Data 1990-1998)], Moscow.
Artdokfest. Chechen (2015) [Artdokfest. Chechen]. Proekt "Meduza". Available at: https://meduza.io/feature/2015/10/03/artdokfest-chechen, accessed 31 October 2016.
Arutjunjan Yu.V (1980) Opyt etnosotsiologicheskogo issledovaniya obraza zhizni: po materialam MSSR [Experience in Ethno-sociological Lifestyle Research: MSSR Materials], Moscow: Nauka.
Bojko A. (2015) Banderovtsy planirovali terakty v Moskve i Sankt-Peterburge [Bandera Followers Planning Terrorist Attacks in Moscow and St. Petersburg]. Komsomol'skaya pravda. Available at: http://www.kp.ru/daily/26448/3321734/, accessed 31 October 2016.
The Perception of Different Ethnic Groups in the Mass Media of Saint Petersburg, pp. 103-126
Budina O.R. (1968) Voprosy kul'tury i byta russkikh rabochikh na stranitsakh bol'shevistskoj pechati. Po materiaiam gazety «Pravda» za 1912, 1914, 1917 gg. [The Culture and Everyday Life of Russian Workers According to the Bolshevik Press. Based on Newspaper 'Pravda' Publications in 1912, 1914, 1917]. Etnograficheskoe izuchenie byta rabochikh otdel'nykh promyshlennykh rajonov SSSR [An Ethnographic Study of the Life of Workers in Several Industrial Regions of the USSR] (ed. Krupyanskaya V.Yu.), Moscow: Nauka, pp. 151-174.
Bugulova I. (2016) Daleko do Lebedyani? [How Far is Lebedyan?]. Rossijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2016/03/23/reg-szfo/na-scene-aleksandrinskogo-teatra-pokazali-spektakl-o-migrantah.html, accessed 31 October 2016.
Chechency i ingushi v Peterburge pochtili pamyat' pogibshikh vo vremya deportatsii (2016) [The Chechens and the Ingush Gave Tribute to People Died During the Deportations in Saint Petersburg]. Rosbalt Sankt-Peterburg. Available at: http://www.rosbalt.ru/ piter/2016/02/24/1492568.html, accessed 31 October 2016.
Chernysh M.F. (ed.) (2015) INAB № 3. Sotsial'no-ekonomicheskie faktory mezhetnicheskoj napryazhennosti v regionakh Rossijskoj Federatsii [Socio-economic Factors of Ethnic Tensions in the Regions of the Russian Federation], Moscow: IS RAN.
Gorbatsevich A. (2015) V Peterburge dvizhenie «Vesna» provelo aktsiyu v podderzhku Ukrainy [The 'Spring' Movement in Saint Petersburg Rallied to Support Ukraine]. Radio "Svoboda". Available at: http://www.svoboda.org/content/article/27204494.html, accessed 31 October 2016.
Grishin A. (2015) Nelyudi vypolzli napitat' sebya krov'yu katastrofy [Monsters Feeding from the Blood of Disaster]. Komsomol'skaya pravda. Available at: http://www.kp.ru/daily/26453.7Z3323050/, accessed 31 October 2016.
Guboglo M.N. (2003) Russkijyazyk i tolerantnost' [Russian Language and Tolerance], Moscow: Staryj sad.
Debaty Poznera i Najema v Peterburge mogut ne sostoyat'sya (2015) [The Debate Between Posner and Nayem in Saint Petersburg Risks Cancellation]. Life.ru. Available at: http://rusnovosti.ru/posts/374706, accessed 31 October 2016.
Demeter N.G. (2000) Tsygane i pressa ili obraz tsygan v moskovskikh SMI [The Gipsies and the Press in Moscow Media]. Pressa i etnicheskaya tolerantnost'. Posobie dya zhurnalistov [Press and Ethnic Tolerance. Handbook for Journalists] (ed. Mal'kova VK.), Moscow: NIP.
Drobizheva L.M. (ed.) (2015) INAB № 2. Mezhnatsional'noe soglasie v regional'nom kontekste [Interethnic Consent in the Regional Context], Moscow: IS RAN.
Evrejskaya obshchina Sankt-Peterburga [The Jewish Community of St. Petersburg]. ESOD -«Dom evrejskojkul'tury». Available at: http://esod.spb.ru/history/community.html, accessed 31 October 2016.
Evrejskaya obshchina Sankt-Peterburga [The Jewish Community of St. Petersburg]. Svobodnaya entsiklopediya «Vikipediya». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Evrejskaja_ obshhina_Sankt-Peterburga, accessed 31 October 2016.
Ermakov A. (2016) Peterburg nezrimo podderzhal Kadyrova [Petersburg Tacitly Supported Kadyrov]. Fontanka.ru. Available at: http://www.fontanka.ru/2016/01/21/214/, accessed 31 October 2016.
Fedor Mikhajlovich Dostoevskij - Prorok (Ili nostradamusy i vangi nervno kuryat i otdykhayut v storonke...) (2016) [Fyodor Dostoevsky - The Prophet (Or Vanga and Nostradamus Nervously Smoking and Have a Rest Aside...)]. Cont.ws. Available at: https://cont.ws/post/176575, accessed 31 October 2016.
Itogi Vserossijskoj perepisi naseleniya 2010 goda v otnoshenii demograficheskikh i sotsial'no-ekonomicheskikh kharakteristik otdel'nykh natsional'nostej (2010) [The Results of the National Population Census 2010 Regarding the Demographic and Socio-economic Characteristics of Individual Nationalities]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results2. html, accessed 31 October 2016.
Ivanov V.N., Kotov A.P., Ladodo I.V., Nazarov M.M. (1995) Etnopoliticheskaya situatsiya v regionakh Rossijskoj Federatsii [Ethnopolitical Situation in Russian Regions]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no 6, pp. 51-60.
Karpenko O.A. (2003) Nekotorye rechevye priemy sajtov nenavisti [The Uses of On-Line Hate Speech]. Yazyk vrazhdy v russko-yazychnom Internete. Materialy issledovaniya
po opoznavaniyu tekstov nenavisti [Hate Speech in the Russian-speaking Internet. Research Materials Regarding Text Recognition with the Purpose of Tracking Hate Speech] (eds. Dubrovskij D.V, Karpenko O.V), SPb.: izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peteiburge, pp. 31-66.
Khristolyubova L.S. (2005) O natsional'nykh problemakh v presse Udmurtii (tezisy VIMezhdunarodnogo kongressa etnologov i antropologov) [National Issues in the Press of Udmurtia (Theses of the VI International Congress on Ethnology and Anthropology)], SPb.
Kolokol'tsev M. (2015) Sud Peterburga priznal ekstremistskim «Kurs molodogo antisemita» o tom, kak vychislit' evreya [The 'Young Anti-Semite Course' for Recognizing the Jews Declared Extremist by the Court of St. Petersburg]. Obshchestvennyj kontrol'. Available at: http://ok-inform.ru/obshchestvo/43768-sud-peterburga-priznal-ekstremistskim-kurs-molodogo-antisemita-o-tom-kak-vychislit-evreya.html, accessed 31 October 2016.
Kubok Sodruzhestva sredi molodezhnykh futbol'nykh sbornykh startuet v Sankt-Peterburge (2016) [The Commonwealth Youth Football Cup Starts in St. Petersburg]. TASS. Available at: http://tass.ru/sport/2592630, accessed 31 October 2016.
Lebedev A. (2015) Ne spi, zamerznesh': Artdokfest [Don't Sleep, or You'll Freeze: Artdokfest]. Russmodamag.ru. Available at: http://www.russmodamag.ru/31165, accessed 31 October 2016.
LGBT-aktivist ne otkazhetsya ot piketa v Peterburge posle sobytij v Izraile (2015) [An LGBT Activist Refusing to Abandon the Picket in St. Petersburg after Israel Events]. Life.ru. Available at: http://rusnovosti.ru/posts/381580, accessed 31 October 2016.
Lopulenko H.A. (2000) Narody Krajnego Severa Rossii vo vtoroj polovine 90-kh godov XXveka. Ekonomika. Kul tura. Politika [The Peoples of the Far North of Russia in the Second Half of the 90-s of the XX Century. Economy. Culture. Policy], Moscow: Staryj sad.
Mal'kova V.K. (1977) Primenenie kontent-analiza dlya izucheniya materialov o sotrudnichestve sovetskikh narodov [The Use of Content Analysis in Studies of Cooperation Among the Soviet Peoples]. SovetskayaEtnografiya, no 5, pp. 71-80.
Mal'kova V.K. (1982) Rol' periodicheskojpechati v internatsional'nom vospitanii sovetskikh lyudej [The Role of Mass Media in the International Education of the Soviet People], Moscow.
Mal'kova V.K. (1991) Obrazy etnosov v respublikanskikh gazetakh. Opyt etnosotsiologicheskogo izucheniya [Images of Ethnic Groups in the National Newspapers. Findings from an Ethno-sociological Study], Moscow: ANSSSR.
Mal'kova V.K. (2006) Etnichnost' i tolerantnost' v sredstvakh massovoj informatsii: opyt issledovaniya sovremennoj rossijskoj pressy [Ethnicity and Tolerance in the Media: the Findings from the Study of Modern Russian Press], Moscow.
Mal'kova V.K., Tishkov V.A. (2002) Etnichnost'i tolerantnost'v SMI [Ethnicity and Tolerance in the Media], Moscow: IEA RAN.
Medvedev S. (2016) Novoe pereselenie narodov [New Migration]. Radio «Svoboda». Available at: http://www.svoboda.org/content/transcript/27333371.html, accessed 31 October 2016.
Mishina V., Chesnokov I., Allenova O., Litovchenko V., Karpenko M. (2015) Net takogo zakona, chtoby izymat' rebenka, potomu chto on migrant [On the Illegality of Withdrawing Children from Migrants]. Kommersant.ru. Available at: http://www.kommersant.ru/doc/2841291, accessed 31 October 2016.
Miss Obayanie RFPL ulichili v simpatii k natsizmu (2015) [Miss Charm of Premier League Accused in Sympathies Towards Nazism]. Proekt «Meduza». Available at: https://meduza.io/ shapito/2015/07/20/miss-obayanie-rfpl-ulichili-v-simpatii-k-natsizmu, accessed 31 October 2016.
Mleko A. (2014) S kakimi trudnostyami sejchas stalkivayutsya ukraintsy v Moskve [The Difficulties Faced by Ukrainians in Moscow]. The Village.ru. Available at: http://www.the-village.ru/village/people/people/141053-make-borsh-not-war, accessed 31 October 2016.
Mnogonatsional'nyj Peterburg (2012) [Multinational Petersburg]. Istoricheskij literaturnyj klub «Istkniga». Available at: http://istkniga.ru/club/forum/forum34/topic108/, accessed 31 October 2016.
Mukhametshina N. S. (2003) Transformatsii natsionalizma i «simvol'naya elita»: Rossijskij opyt. [Transformations of Nationalism and 'Symbolic Elite': Russian Experience], Samara: Samarskij universitet.
Na mezhdunarodnom festivale dokumental'nogo kino pokazhut tri fil'ma o Chechne (2015) [Three Films about Chechnya to Be Shown at the International Documentary Film Festival]. «Eto Kavkaz». Available at: http://etokavkaz.ru/news/2136, accessed 31 October 2016.
The Perception of Different Ethnic Groups in the Mass Media of Saint Petersburg, pp. 103-126
Nazarov M.M. (2010) Massovaya kommunikatsiya i obshchestvo. Vvedenie v teoriyu i issledovaniya [Mass Communication and Society. Introduction to the Theory and Research], Moscow: URSS.
Nakanune Dnya Nezavisimosti Ukrainy peterburzhtsy podpisali otkrytki druzhby dlya ukraintsev (2015) [Friendship Cards for the Ukrainians Signed by the Citizens of St. Petersburg Prior to Ukraine's Independence Day]. Gorodskoj portal. Sankt Peterburg. Available at: http://gorodskoyportal.ru/peterburg/news/news/17399156/, accessed 31 October 2016.
Petlyanova N. (2016) Nachavshijsya s rassvetom miting zakonchilsya mnogimi chasami posle zakata [The Rally Started Before the Dawn Ends Late at Night]. Novayagazeta. Available at: http://www.novayagazeta.ru/politics/71551.html, accessed 31 October 2016.
Obshchee chastnoe. Zavershaetsya «Artdokfest» (2015) [The Common and the Specific. Artdokfest Coming to an End]. Kommersant.ru. Available at: http://www.kommersant.ru/ doc/2877271, accessed 31 October 2016.
Obshchestvennoe mnenie-2015 (2016) [Public Opinion-2015]. Levada-Centеr. Available at: http://www.levada.ru/cp/wp-content/uploads/2016/02/OM20151.pdf, accessed 31 October 2016.
Pereyatenets I. (2015) Traditsii chechenskoj diaspory v Sankt-Peteiburge [The Traditions of the Chechen Diaspora in St. Petersburg]. Newspaper «Gums». Available at: http://gums-41.ru/news/84399/, accessed 31 October 2016.
Romanovich N.A. (2006) Regional'nye SMI: vozmozhnosti i problemy [Regional Media: Opportunities and Challenges]. Sotsiologicheskie issledovaniya, no 4, pp. 77-84.
Sagitova L.V (1995) Respublikanskaya pressa kak faktor formirovaniya natsional'nogo samosoznaniya v Tatarstane v sovremennykh usloviyakh [The Republican Press as the Factor of Formation of National Identity in Tatarstan]. Suverenitet i etnicheskoe samosoznanie: ideologiya i praktika [Sovereignty and Ethnic Identity: Ideology and Practice], Moscow, pp. 78-89.
Shtraus O. (2016) Skazka za kolyuchej provolokoj [A Fairy Tale From Behind the Barbed Wire]. Rossijskaya gazeta. Available at: https://rg.ru/2016/02/01/opera.html, accessed 31 October 2016.
Sekte «Aum Sinrike» rubyat korni v Moskve, Peterburge i Chernogorii (2016) [The Sect 'Aum Shinrikyo' Chased in Moscow, St. Petersburg and Montenegro]. Vesti.ru. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2739554, accessed 31 October 2016.
Sikevich Z.V. (ed.) (1995) Peterburzhtsy. Etnonatsional'nye aspekty massovogo soznaniya. Sotsiologicheskie ocherki [The Citizens of St. Petersburg. Ethno-national Aspects of Mass Consciousness], SPb: NIIKSI.
Starejshaya sinagoga Peterburga otkroetsya posle restavratsii (2015) [The Oldest Synagogue in St. Petersburg Opens after Restoration]. MANovosti. Available at: https://ria.ru/religion/20150917/1256508761.html, accessed 31 October 2016.
Starovojtova G.V. (1987) Etnicheskaya gruppa v sovremennom sovetskom gorode [Ethnic Group in the Modern Soviet City], Leningrad: Nauka.
Syu M. (2016) Most Akhmata Kadyrova: Pochemu on poyavilsya v Sankt-Peterburge. [Akhmat Kadyrov Bridge: Why it Appeared in St. Petersburg]. Komsomol'skaya Pravda. Available at: http://www.kp.ru/daily/26543/3559903/, accessed 31 October 2016.
Tadzhiki v Sankt-Peterburge [Tajiks in St. Petersburg]. Svobodnaya entsiklopediya «Vikipediya». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Tadzhiki_v_Sankt-Peterburge, accessed 31 October 2016.
Tishkov V.A. (2005) SMI i ksenofobiya [Media and Xenophobia]. Narody Rossii. Available at: http://www.narodru.ru/articles1520.html, accessed 31 October 2016.
Trojnitskij N.A. (ed.) (1905) Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossijskoj Imperii 1897 g. [The First National Census in the Russian Empire in 1897]. Vol. II, S.-Peterburg: izdanie Central'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennih del.
Ukraintsy v Sankt-Peterburge [Ukrainians in St. Petersburg]. Svobodnaya entsiklopediya «Vikipediya». Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ukraincy_v_Sankt-PeteI^burge, accessed 31 October 2016.
V Peterburge proshel miting v pamyat' ob Umarali Nazarove (2015) [Rally in the Memory of Umarali Nazarov Held in Saint Petersburg]. Radio "Svoboda". Available at: http://www.svoboda.org/content/article/27365670.html, accessed 31 October 2016.
V Peterburge soversheno napadenie na vdovu opolchentsa p'yanymi ukraintsami, voevavshimi
v VSU (2015) [Pro-Russian Fighter's Widow Attacked by Drunk Former Ukrainian Militaries in Saint Petersburg]. Informagentstvo «Novorossiya». Available at: http://www.novorosinform.org/news/id/30641, accessed 31 October 2016.
V Peterburge tadzhika oshtrafovali za netsenzurnuyu bran' v adres sotrudnika FMS (2015) [Tajik
Fined for Insulting Migration Officer with Obscene Language in Saint Petersburg]. Lenta.ru. Available at: http://lenta.ru/news/2015/12/21/piter/, accessed 31 October 2016.
V Sankt-Peterburge proshel miting v podderzhku Glavy Chechenskoj Respubliki, Geroya Rossii
R.A. Kadyrova (2016) [A Rally Supporting the Head of the Chechen Republic, Hero of Russia RA Kadyrov, Took Place in St. Petersburg]. Groznyj-inform.ru. Available at: http://www.grozny-inform.ru/news/society/68021/ , accessed 31 October 2016.
V seti porazilis' rasistskim stereotipam v poiskovykh rezul'tatakh Google (2016) [Web-
Surfers Amazed by Racist Stereotypes in Google Search Results]. Lenta.ru. Available at: https://lenta.ru/news/2016/06/08/three_teenagers/, accessed 31 October 2016. Vizgalova E. (2015) Artdokfest-2015. Putevoditel' [A Guide to Artdokfest-2015]. Kino-teatr.ru.
Available at: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/4215/, accessed 31 October 2016. Vorontsov V.S. (2003) Etnicheskoe samosoznanie uchashchejsya molodezhi Udmurtii: Po dannym etnosotsiologicheskikh oprosov [Ethnic Consciousness of Students in Udmurtia: Findings from Ethno-sociological Surveys], Izhevsk. Vserossijskaya perepis' naseleniya-2002 (2002) [National Population Census 2002]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http://www.perepis2002.ru/ index.html?id=17, accessed 31 October 2016. Vsesojuznaya perepis' naseleniya 1979 goda. Natsional'nyj sostav naseleniya po regionam Rossii. g. Leningrad (2016) [All-Union Census, 1979. National Structure of Population in Russian Regions. Leningrad]. Demoscope Weekly. Available at: http://demoscope.ru/ weekly/ssp/rus_nac_79.php?reg=9, accessed 31 October 2016. Zaderzhannyj v Peterburge tadzhik sgryz simvoliku IG s futbolki (2015) [Tajik Arrested in St. Petersburg Chews the ISlS Symbols on His T-shirt]. Lenta.ru. Available at: http://lenta.ru/news/2015/10/20/futbolka/, accessed 31 October 2016. Zarinov I.Yu. (1999) «Chechenskij uzel» v etnopolitike postsovetskoj Rossii (analiz tsentral>noj i regional>noj pressy Rossii i stran blizhnego zarubezh>ya) [The 'Chechen Knot' in the Ethnic Policy of Post-Soviet Russia (an Analysis of Central and Regional Press in Russia and CIS countries)], Moscow: Staryj sad.