Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Корчемная Нина Валерьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», г. Москва, Россия
ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТИЗАЦИИ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВИДА ТЕХНИКО-
КОНСТРУКТОРСКОГО СПОРТА
Аннотация. Представлена новая форма организации робототехнических фестивалей, позволяющая объективно выявлять наиболее перспективные разработки в робототехническом творчестве молодёжи. Определены основные сложности становления робототехнического спорта, связанные с искажённым представлением о спорте целевой аудитории. Разработано информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности, позволяющее объяснить социальное значение робототехнического спорта в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Ключевые слова: спортизация робототехнической деятельности, информационное сопровождение, робототехнические фестивали, робототехнический спорт.
Зарождающиеся элементы физической культуры и спорта в первобытном обществе были средством подготовки человека к практической жизнедеятельности (помогали готовиться к охоте, собирательству, строительству жилья) [1, с. 4]. В странах Древнего мира физическое воспитание применялось в военно-прикладных целях. Однако уже в то время использование физических упражнений и спортивной деятельности не ограничивалось выполнением бытовых и военных задач. На Олимпийских играх в Древней Греции принимали участие профессиональные спортсмены,
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
следовательно, уже тогда занятия спортом носили профессиональный характер. Физические упражнения применялись для лечения некоторых заболеваний. В Древнем Риме, спорт, став зрелищным мероприятием, приобрел досуговую функцию. Кроме этого спорт не ограничивался лишь демонстрацией физических способностей человека. Так, например, В Древней Греции частью программы Олимпийских игр был конкурс искусств [2]. В 1906 году по инициативе Пьера де Кубертена Международный Олимпийский Комитет постановил проводить на Олимпийских играх Пятиборье муз (соревнования по живописи, музыки, скульптура, архитектуре и литературе) [3].Такие соревнования проводились с 1912 по 1948 гг. Хотя важнейшей задачей физкультурно-спортивной деятельности почти во все времена являлась обеспечение обороноспособности государства.
Сегодня физкультурно-спортивная деятельность так же помогает решать военно-прикладные задачи, готовить человека к трудовой деятельности человека. Однако под влиянием научно-технического прогресса происходит модификация применяемых средств. Средства физической культуры и спорта стали более технологичными. В XX в. появились технико-конструкторские виды спорта (авиамодельный, автомодельный, судомодельный, ракетомодельный), в начале XXI в. - компьютерный спорт, танковый биатлон. Таким образом, сегодня физическая культура и спорт, используя современные достижения науки и техники, выполняет исторически сформировавшиеся задачи: подготовка человека к трудовой деятельности, формирование сильной армии, профилактика и лечение заболеваний, организация интересного досуга, но на более высоком материально-техническом и методическом уровне.
Спорт - это быстрый и объективный способ определения различных достижений человеческой деятельности (физической, интеллектуальной, творческой) [4, с. 426]. В условиях рыночной экономики эта возможность
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
спорта позволяет достаточно быстро определить конкурентоспособности разработки, до поступления её на рынок, что позволит ускорить процесс вхождения в реальный сектор экономики продукта высокого качества.
Сегодня существует множество фестивалей по робототехнике, организованных в форме соревнований. Робототехнические фестивали проводятся на различных уровнях: региональном, государственном, европейском и международном [5]. Наиболее ярким примером таких фестивалей является Всемирная Олимпиада робототехники, которая проходила в Сочи в 2014 году [6].
Однако организационные формы публичной презентации результатов инженерно-технического творчества учащихся и студентов в сфере робототехники не имеют единой нормативной основы, позволяющей единообразно и объективно сравнивать достижения участников [5]. Отсутствие классификации роботов и унифицированной системы правил и требований в проводимых фестивалях не даёт возможность участникам соревнований выбрать определённую специализацию совершенствоваться в ней, и видеть стратегическую цель. Спортизация робототехнической деятельности позволит решить данную проблему. Спортизированная робототехническая деятельность - это состязательное робототехническое творчество, реализуемое по правилам и принципам организации спортивных соревнований. Однако отсутствие унифицированной системы правил соревнований по робототехническим состязаниям не является основной проблемой спортизации робототехнической деятельности. Важная проблема, связанная со становлением
робототехнического спорта - это не понимание целевой аудитории значения, предпосылок возникновения этого вида спорта и его места в социуме.
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
- определить причины отрицательного отношения к робототехническому спорту (с помощью опросов ключевой и целевой аудитории, контент-анализа секционных занятий в технических вузах г. Москвы);
- на основе полученных данных разработать информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности;
- провести эксперимент с использованием информационного сопровождения спортизации робототехнической деятельности для определения его влияния на мнение целевой аудитории.
На первом этапе исследования был проведён пилотажный эксперимент, который позволил выявить основные причины отрицательного отношения к робототехническому спорту. Пилотажный эксперимент включал в себя несколько этапов:
- интервьюирование ключевой аудитории (управленцев среднего звена Олимпийского комитета России (ОКР), работников Государственного бюджетного образовательного учреждения центра организационно-методического обеспечения физического воспитания города Москвы (ЦОМОФВ));
- анкетирование целевой аудитории (студентов ФГБОУ ВПО МГАФК и ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН»);
- контент-анализ секций в технических вузах г. Москвы.
Для разработки информационного сопровождения спортизации робототехнической деятельности было выявлено, с помощью опросов, отношение (и те факторы, на основе которых это отношение было сформировано) к робототехническому спорту представителей ключевой и целевой аудитории. Всего было опрошено 60 человек, из них 10 работников ОКР и 10 работников ЦОМОФВ, 20 студентов физкультурно-спортивных специальностей и 20 студентов технических специальностей.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Общий результат опроса представлен на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Результаты опроса целевой и ключевой групп
Так же был проведён контент-анализ, который позволил выявить количественную информацию о соотношении различных групп видов спорта (по классификации Л.П. Матвеева), проводимых на секционных занятиях в технических вузах Москвы. В исследовании были проанализированы секционные занятия десяти технических вузов Москвы (диаграмма 2).
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
180 160 140 120 с 100 е 80 к 60
40 20 0
ц
Л
и_
л
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
группы спорта
Общий итог
Диаграмма 2. Общее распределение групп спорта в 10 технических вузах г. Москвы
Таким образом, в вузах наиболее распространенными секциями являются виды спорта, принадлежащие к первой группе
На основе первого этапа исследования можно сделать следующий вывод: в основе негативного отношения людей к возникновению робототехнического спорта лежат неправильные убеждения по отношению к сущности физической культуры, спорта, Олимпийского движения, истории возникновения физкультуры и спорта, например:
- спорт - это способ определения физических качеств человека;
- в спорте соревнуются люди, спортом должен заниматься человек, а не робот;
- эмоциональное переживание человеком спортивного состязания -непременное условие спорта;
- Олимпийский спорт - это соревнования, в которых выявляются физические качества человека.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Кроме прочего, не знание о существование технико-конструкторских видов спорта, широкое распространение видов спорта, основу которых составляют высокоактивная двигательная деятельность, в том числе и в программе секционных занятий технических вузов г. Москвы.
Полученные данные стали основой информационного сопровождения спортизации робототехнической деятельности.
На втором этапе исследования было разработано информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности. Ключевые пункты информационного сопровождения:
- спорт - это собственно-соревновательная деятельность, унифицированный способ выявления, сравнения и объективизированной оценки определенных человеческих возможностей: сил, способностей, умения искусно использовать их для достижения соревновательной цели [4, с. 426];
- существуют технико-конструкторские виды спорта: в состязаниях, по которым сопоставляются не столько сами непосредственно соревновательные действия спортсменов, сколько результаты — предметы условной модельно-конструкторской деятельности (авиамодельный, автомодельный, судомодельный, ракетомодельный) [4, с. 428];
- сегодня наиболее распространенными видами спорта являются те, результат в которых зависит от двигательной активности [4, с. 429];
- в Древней Греции соревнования не ограничивались лишь сферой физической культуры. Влияние и дух спортивных состязаний распространились повсюду. С 84-х игр частью программы олимпийских состязаний стал конкурс искусств [2];
- МОК в 1906 году постановил проводить на Олимпийских играх состязания по архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и литературе -пятиборье муз [3];
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
- под эгидой МОК с 2008 года проводятся Всемирные интеллектуальные игры (спортивный бридж, шахматы, шашки, го);
- в 2013 году появилась военно-прикладная спортивная дисциплина -танковый биатлон.
На третьем этапе исследования для выявления эффективности информационного сопровождения спортизации робототехнической деятельности мы провели эксперимент, в котором участвовали студенты трёх вузов: ФГБОУ ВПО Московской государственной академии физической культуры, ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», ФГБОУ ВПО Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова. Таким образом, были опрошены студенты физкультурно-спортивных (60 человек), технических (60 человек) и медицинских (60 человек) специальностей и направлений в форме анкетирования. Студенты всех вузов были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную, по 30 человек в каждой группе. Экспериментальной группе до анкетирования было презентовано информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности. Контрольной группе презентация информационного сопровождения не проводилась, была дана только краткая информация. Вопросы в анкете и варианты ответов у обеих групп были одинаковыми. Результаты анкетирования представлены на диаграммах 3 и 4.
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
Диаграмма 3. Результаты анкетирования студентов экспериментальной группы
Диаграмма 4. Результаты анкетирования студентов контрольной группы
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
По результатам эксперимента можно сделать выводы:
- большинство студентов экспериментальных групп положительно относятся к появлению робототехнического спорта и считают его появление вполне возможным;
- студенты экспериментальных групп понимают влияние робототехнического спорта на увеличение эффективности робототехнической деятельности;
-информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности является эффективным средством, позволяющим объяснить целевой аудитории значимость робототехнического спорта в условиях ускорения научно-технического прогресса, автоматизации и роботизации производства;
- представление большинства людей о спорте как о средстве физического развития человека формирует негативное отношение к робототехническому спорту.
Таким образом, информационное сопровождение спортизации робототехнической деятельности объясняет отличия физической культуры и спорта, определяет функции и место робототехнического спорта в условиях становления информационного общества и научно-технического прогресса.
Библиографический список
1. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2000. - 480 с., с. 4.
2. Богданова М.А. Культурное содержание Олимпизма: от Античности к современности / М.А. Богданова. - Тамбов: Альманах современной науки и образования, 2010 [Электронный ресурс], URL: http: //www.gramota. net/materials/1/2010/1 -2/6 .html
Раздел 3. Вопросы спорта и спортивной подготовки
3. Чернецкий Ю.М. Философские концептуальные основы изучения Олимпизма и Олимпийского образования/ Ю.М. Чернецкий. - Москва: Теория и практика физической культуры, 2002 [Электронный ресурс], URL: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2002N1/p47-51 .htm
4. Матеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991г. — 543 с., с. 426-429.
5. Корчемная Н.В. Спортизация организационных форм публичной презентации результатов инженерно-технического творчества молодёжи в сфере робототехники, тезисы докладов к Межвузовской научно-практической конференция молодых ученых и студентов Инновации в экономике - 2013. Первый тур молодёжной научно-практической конференции «АИТ-2013». Москва, 26 марта 2013г. / под ред. Е.Д. Коршуновой, А.П. Ковалёва, Ю.А. Еленевой и др. - М., 2013.- С.68-71
6. Официальный сайт телеканала культура [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/123665. Время доступа: 24.11.2014