ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СИРИЙСКОГО КОНФЛИКТА)
Бурыкин И.А.
Аэропорт Шереметьево. Москва
Аннотация. В статье рассматривается особенности информационного противоборства между Россией и Западом через призму освещения социальных конфликтов в СМИ. Автор обращает внимание на специфику информационного сопровождения на примере гражданской войны в Сирии. По мнению автора, изложенные в исследовании положения могут быть использованы на практике для совершенствования российской стратегии информационного сопровождения упомянутого в исследовании конфликта. Соответствующие меры могут способствовать укреплению имиджа РФ на мировой арене в целом и в Западном мире в частности.
Ключевые слова: СМИ, медиапространство, сирийский конфликт, социальный конфликт., информационная борьба, идеологическая борьба.
Для цитирования: Бурыкин И.А. Информационное сопровождение социальных конфликтов в средствах массовой информации (на примере сирийского конфликта) //Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №2.
Сведения об авторе: Бурыкин Илья Александрович, заместитель начальника полиции аэропорта «Шереметьево». Адрес: 141400, Московская обл., г. Химки, а/п Шереметьево.
Статья поступила в редакцию: 26.02. 2019. Принята к печати21.06.2019.
Информация в современном мире успешно используется в качестве средства ведения гибридной войны. Мощным оружием против России стало негативное информационное сопровождение сирийского конфликта, в рамках которого она выступает в качестве третьей стороны. Западные СМИ прикладывают все возможные усилия для того, чтобы предельно исказить и демонизировать роль нашей страны в данном конфликте. В конечном итоге у массовой аудитории формируется представление о России как об «агрессоре», помогающем «кровавому режиму» Б. Асада угнетать свой народ. Осознание вышеуказанных обстоятельств подталкивают Россию к тому, чтобы находить решительные и эффективные меры противодействия информационным вызовам современности [Аронсон].
Возникновение социальных конфликтов
Социальный конфликт представляет собой противоборство отдельных частей общества, возникающее как результат столкновения не согласующихся друг с другом интересов или ценностей. Возникновение конфликтов следует рассматривать как сбой функционирования социально-политических институтов, однако без борьбы между политическими, экономическими и социальными субъектами не было бы и прогресса. Соответственно, любой социальный конфликт может нести как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, жесткая общественная конфронтация провоцирует насилие, утрату материальных ресурсов, межгрупповую разобщенность, экономическую стагнацию и т.д., но с другой, - она способствует решению давно назревших проблем, снятию социально-политической напряженности, национальному сплочению и единству. Для того, чтобы направить социальный конфликт в наиболее приемлемое русло, применяется набор специфических управленческих технологий. В частности, важную роль играет информационное сопровождение подобных явлений.
В процессе информационного сопровождения получателем информации выступает потенциальная целевая аудитория, для которой создавался проект. Задействованный канал или каналы коммуникации служат связующим звеном между авторами-разработчиками проекта и целевыми группами. Продвигаемая информация в каналах коммуникации играет первостепенную роль. Главная задача - донесение максимально понятного сообщения до получателя, с учетом собственно его особенностей и его группы поддержки, всех, кто может быть задействован в процессе.
Целью информационного сопровождения представляется удовлетворение общественного интереса к личности, организации, событию, проекту, предполагающее трансляцию информации, вне зависимости от того заинтересован в ней объект или нет, но которая вызывает общественный интерес. Другой, возможно более значимой задачей информационного сопровождения является первоначальное
Формирование общественного интереса к определенному объекту
Интерес формируется по уже обозначенному алгоритму. Сопутствующей сверхзадачей информационного сопровождения на более
высоком уровне управления - на уровне государства и общества в целом -является повышение информационной открытости социальных процессов и конфликтов в том числе.
Ключевым фактором повышения эффективности информационного сопровождения проектов является именно информационная открытость, доступность для общественности каналов коммуникаций.
Современные информационные технологии и интерактивные медиа позволяют вовлекать в процесс обсуждения проблематики социальных проблем и противоречий практически неограниченное число участников.
Главное и существенное отличие интерактивных медиа от классических медиа как раз и состоит в том, что интерактивные медиа порождают принципиально новые возможности для коллективных действий, направленных на реальное и действенное решение выявляемых в этом процессе социально-значимых проблем с прямым участием общественности.
Социально значимая проблема отражаясь в информационной среде может по-разному проявить себя и послужить основой для мобилизации различных социальных групп и слоев, затронутых данной проблемой; наполнить проблему политическим содержанием и перевести ее в предмет внимания публичной власти; в предмет политической борьбы.
На сегодняшний день СМИ, как необходимый элемент системы институтов современного информационного общества, зачастую выступает одним из наиболее значимых факторов в системах, где присутствует конфликтная динамика.
Освещение событий в информационных войнах
В современных информационных войнах, средства массовой информации представляются одним из ключевых инструментов воздействия. Значительно выросла роль СМИ как фактора, определяющего сознание и поведение людей. Содержание, форма и динамика сообщений, передаваемых в средствах массовой информации оказывает серьезное влияние на психологическое состояние аудитории, и ее отношение к окружающему миру, способна мобилизовать на реальные действия. А многочисленные примеры искажения, фальсификации и намеренного введения недостоверного информационного контента приводят к серьезным проблемам с определением степени ее достоверности, точности, что способно оказывать влияние на дезорганизацию
общественного мнения, введение в заблуждение и формирование негативного отношения к происходящим событиям.
Освещение различных событий, особенно политических, происходящих в нашей стране зарубежными СМИ, всегда было весьма субъективно и представлялось весьма своеобразно. В годы железного занавеса и идеологического противостояния СССР и стран Запада, зарубежными СМИ активно выстраивался образ «советского агрессора».
Следует отметить, что информационное освещение событий советской информационной системой была одной из самых эффективных в мире. В СССР любая, даже совсем незначительная информация в новостных материалах содержала в себе элемент пропаганды. Разветвленная система внешнеполитической информации и пропаганды, созданная в Советском Союзе была в 1990-е годы практически полностью демонтирована. В тоже время расширилась сеть представительств зарубежных информационных агентств внутри России. Однако противостояние современной России и стран Запада не исчезло. Российские эксперты сегодня признают такие действия серьезной ошибкой, с последствиями которой мы сталкиваемся постоянно [Арель].
Информационное сопровождение сирийского конфликта в западных СМИ
Информационное сопровождение следует рассматривать как один из ключевых инструментов управления социальными конфликтами. При помощи освещения межгрупповой конфронтации под тем или иным ракурсом можно способствовать как примирению враждующих сторон, так и обострению их противоборства. В современном обществе технологии информационного сопровождения, как правило, используются для эскалации социальных конфликтов и дискредитации субъектов, принимающих в них участие. Со времен Холодной войны западные средства массовой информации освещают международные и локальные конфликты таким образом, что сначала СССР, а затем и Россия предстает в качестве страны-агрессора. Впрочем, вред от применения подобных манипулятивных технологий может быть сведен к минимуму за счет своевременной и симметричной информационно-пропагандистской работы. Для этого необходимо наращивать российское присутствие в мировом информационном пространстве [Батюк].
По ближневосточному региону весной 2011 г. прокатилась волна как будто бы спонтанных выступлений народных масс против
государственных режимов, которые имели серьезные последствия и повлекли геополитические сдвиги не только в регионе Ближнего и Среднего Востока, но и в мире в целом. Сирия, занимающая центральное место на Аравийском полуострове явилась узлом пересечения интересов целого ряда региональных и глобальных игроков, преследующих экономические и политические цели глобального характера. Перерастание местных конфликтов в региональный и в итоге в кровавую и крайне жестокую гражданскую войну сопровождалось острейшим информационным противостоянием в виртуальном пространстве.
Особенно усердно проявили себя западные СМИ, которые активно и порой изобретательно формировали и продвигали негативный образ сирийского правительства и в частности президента Башара Асада.
Процесс формирования общественного мнения различными странами в информационной среде направлен на получение одобрения своей политики со стороны собственного населения и общественности своих стран, необходимой поддержки для дальнейших действий. США и их союзники любым способом, включая организацию "цветных революций" отстаивают свои интересы как политического так и экономического характера [Борисов; Бзежинский, 2005; Бзежинский 2006].
В ходе конфликта в Сирии, информационное противостояние было особо обостренным. В зарубежных СМИ сначала предвзято относились к Б. Асаду и его правительству, а после начала операции ВКС России регулярно публиковались дезинформирующие статьи, основанные на сфабрикованных или вырванных из контекста фактах, дискредитирующие действия России. Целевая аудитория западных СМИ выходит далеко за рамки национальных государств. Прежде всего, это касается англоязычной прессы и телеканалов (Washington Post, CNN, BBC, New-York Times и др.). На Западе сирийский конфликт пытаются представить как борьбу угнетенного народа с кровавым деспотом, который удерживает власть исключительно благодаря поддержке со стороны России. Таким образом, создается благоприятный информационный фон для деятельности так называемой «демократической оппозиции», которая зачастую неотделима от террористических организаций.
Выводы
«Медийная среда» активно участвует в создании, выражении, распространении и внедрении в сознание представителей общественных, социальных, этнических и других целевых групп специальным образом
конструируемых мнений, суждений, оценок, стереотипов и предрассудков. Что выделяет их в качестве весомого инструмента манипулятивного воздействия на общественное сознание, особенно в период обострения военных конфликтов.
Как результат, в целом, Россия в конфликте в Сирии не только занимает лидирующие позиции, представляя собой являясь в глазах мирового сообщества одного из главных борцов с ИГИЛ.
В тоже время, российской стороне необходимо больше внимания уделять активно освещаемым в западных СМИ аспектам сирийского конфликта, донося до аудитории в других странах свою позицию, не только реагируя на конкретные провокационные материалы, но и формируя свою собственную информационную повестку дня.
Источники Нормативные документы
Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Резолюция 36/103 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1981г. / Действующее международное право. Т.1 М.,1996.
Устав ООН // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/ustav_oon.php
National Security Council // Совет по национальной безопасности // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://clinton3.nara/gov/WH/EOP/ NSC/html/nschome.html
The National Security Strategy: March 2006 // Национальная стратегия безопасности: март 2006 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://whitehouse.gov/nsc/nss/2006/index.html
Статьи и монографии
Аронсон Э. (2003). Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э.Р. Пратканис. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК.
Арель Д. (2015).Украина выбирает Запад, но без востока / Д.Арель // Pro et Contra/ июль-август. С.39-51.
Батюк В.И. (2006). Россия, США и "цветные революции" / В.И. Батюк // Вестник Российского университета дружбы народов. 2006. №8. С.15-26.
Борисов H.A.(2013). Пятилетие «цветных революций»: последствия «навязанных размежеваний» // Социология власти. 2013. № 1. С. 95-101.
Бжезинский З. (2005). Великая шахматная доска / З.Бжезинский. М.: Международные отношения.
Бжезинский З. (2006). Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / З.Бжезинский. М.: Международные отношения.
INFORMATION SUPPORT OF SOCIAL CONFLICTS IN THE MEDIA (ON THE EXAMPLE OF THE SYRIAN CONFLICT).
Burykin I. A.
Sheremetyevo airport. Moscow.
Abstract. The article discusses the features of the information confrontation between Russia and the West through the prism of coverage of social conflicts in the media. The author draws attention to the specifics of information support on the example of the civil war in Syria. According to the author, the provisions set out in the study can be used in practice to improve the Russian strategy of information support mentioned in the study of the conflict. Appropriate measures can help to strengthen the image of the Russian Federation on the world stage in General and in the Western world in particular.
Keywords: media, media space, Syrian conflict, social conflict., information struggle, ideological struggle.
For citation: Burykin I. A. Information support of social conflicts in the media (on the example of the Syrian conflict) //Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No. 2.
Inf. about the author: Burykin Ilya Alexandrovich, Deputy chief of police of Sheremetyevo airport. Address: 141400, Moscow region, Khimki, a/p Sheremetyevo.
Received: 26.02. 2019. Accepted: 21.06.2009.
References
Normative document
Declaration on the inadmissibility of intervention and interference in the internal Affairs of States. UN General Assembly resolution 36/103 of 9 December 1981. / Existing international law. Vol. 1 M., 1996.
National Security Council // national security Council // [Electronic resource]. Access mode: http://clinton3 ahhh!nara/gov/WH/EOP/ NSC/html/nschome.html
The Charter of the United Nations [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/ustav_oon.php
The National Security Strategy: March 2006 // national security strategy: March 2006 // [Electronic resource]. Mode of access: http://whitehouse.gov/nsc/nss/2006/index.html
Articles and monographs
Arel D. (2015).Ukraine chooses the West, but without the East / D. Arel // Pro et Contra/ July-August. P. 39-51.
Aronson E. (2003). The age of propaganda: Mechanisms of persuasion, everyday use and abuse / E. Aronson, E. R. Pratkanis. SPb.: Prime EURO SIGN.
Batyuk V. I. (2006). Russia, USA and "color revolutions" / V. I. Batyuk // Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. 2006. No. 8. P. 15-26.
Borisov H. A.(2013). The fifth anniversary of "color revolutions": the effects of "imposed demarcations" // Sociology of power. 2013. No. 1. P. 95-101.
Brzezinski Z. (2005). Great chessboard / Z. Brzezinski. M.: International relations.
Brzezinski Z. (2006). Choice. Global domination or global leadership / Zbigniew Brzezinski. M.: International relations.