Научная статья на тему 'Информационное сопровождение деятельности службы судебных приставов в СМИ'

Информационное сопровождение деятельности службы судебных приставов в СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRESS SERVICE / IMAGE / BAILIFF SERVICE / INFORMATION SUPPORT / COMMUNICATION / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Машкова С. Г., Калашникова Ю. В.

Promotion of information on the activities of the bailiff service in the media is an important task that contributes to the promotion of activities and improve the image of the institution of bailiffs. In this article, the authors present the results of a study of the features of promoting information about the activities of the bailiff service in the media. This article consider information activity of the press service in the implementation of the communication policy of the bailiff service. In addition, the results of the analysis of information activities of the press service of the regional Office of the Federal bailiff service. Also there are presented quantitative criteria for evaluating the effectiveness of the press service are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT OF THE BAILIFF SERVICE IN THE MEDIA

Promotion of information on the activities of the bailiff service in the media is an important task that contributes to the promotion of activities and improve the image of the institution of bailiffs. In this article, the authors present the results of a study of the features of promoting information about the activities of the bailiff service in the media. This article consider information activity of the press service in the implementation of the communication policy of the bailiff service. In addition, the results of the analysis of information activities of the press service of the regional Office of the Federal bailiff service. Also there are presented quantitative criteria for evaluating the effectiveness of the press service are highlighted.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение деятельности службы судебных приставов в СМИ»

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 10.01.10)

УДК 81

С.Г. Машкова, Ю.В. Калашникова

Тамбовский государственный технический университет г. Тамбов, Россия sanvita@mail.ru

DOI: 10.18522/2070-1403-2018-67-2-181-188

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СМИ

[Svetlana G. Mashkova, Yzliya V. Kalashnikova Information support of the bailiff service in the media]

Promotion of information on the activities of the bailiff service in the media is an important task that contributes to the promotion of activities and improve the image of the institution of bailiffs. In this article, the authors present the results of a study of the features of promoting information about the activities of the bailiff service in the media. This article consider information activity of the press service in the implementation of the communication policy of the bailiff service. In addition, the results of the analysis of information activities of the press service of the regional Office of the Federal bailiff service. Also there are presented quantitative criteria for evaluating the effectiveness of the press service are highlighted.

Key words. Press service, image, bailiff service, information support, communication, public relations.

На сегодняшний день в системе государственной и исполнительной власти Федеральная служба судебных приставов служит мощнейшим механизмом исполнения судебных решений и актов иных органов, то есть защищает интересы конкретного гражданина и государства в целом. В целях более эффективного функционирования данной структуры крайне важно популяризировать ее деятельность в средствах массовой информации. По своей сути и назначению Федеральная служба судебных приставов призвана действовать в целях достижения общественного благополучия, например, по таким направлениям как борьба с коррупцией, социальная защита населения и т.д. Поэтому так важно формировать положительный образ судебного пристава и структуры в целом в информационном пространстве.

Возрастающая роль мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы, а также выработка оптимальной системы взаимодействия средств массовой информации с государственными органами власти отмечается различными авторами [2].

Целью представленной работы является исследование особенностей продвижения информации о деятельности службы судебных приставов в средствах массовой информации на примере продвижения информации о деятельности УФССП по Тамбовской области в СМИ. С момента утверждения в России главного закона - Конституции Российской Федерации, в стране положено начало новым переменам и преобразованиям. С данного времени неизменно повышается роль средств массовой информации в нашей стране. Новости для каждого индивида нашей страны являются важным источником правовых знаний, формирующих правосознание. А основным связующим звеном между государственной структурой и общественностью является пресс-служба, деятельность которой направлена на информационное обеспечение деятельности соответствующего органа [4].

В основу деятельности пресс-службы службы судебных приставов положена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации 30 января 2014 года. В 2014 году Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации А.О. Парфенчи-ковым были утверждены «Методические рекомендации по внедрению механизмов (инструментов) открытости в деятельность территориальных органов ФССП России» (от 30 декабря 2014 года).

В основу этой концепции заложены принципы открытости и прозрачно -сти государственного управления, подотчетности и подконтрольности власти гражданскому обществу, а также широкого использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации в осуществлении взаимодействия с гражданами. На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов (fssprus.ru) имеется раздел «Открытая служба» и «Пресс-служба», которые являются основным источником данных о деятельности ФССП и ключевым элементом взаимодействия со средствами массовой информации.

Пресс-служба обеспечивает взаимодействие ФССП России со средствами массовой информации, формирует объективное общественное мнение о службе судебных приставов, проводит мониторинг СМИ, а также разрабатывает и реализует информационные кампании в сфере профилактики нарушений, подпадающих под юрисдикцию ФССП России. Пресс-служба органично входит в структуру Федеральной службы судебных приставов.

Основные подразделы раздела «Пресс-служба» отражают ту информацию, которую средства массовой информации могут использовать в своей работе:

• Новости

• Анонсы мероприятий для СМИ

• Официальные визиты руководителей и делегаций ФССП России

• Официальная позиция ФССП России

• Выступления руководства и официальных лиц ФССП России

• Правовая информация и пресс-релизы

• Фотогалерея

• ФССП России благодарят и поздравляют

• ФССП России в лицах

• Информация для СМИ

Если говорить об организационном аспекте пресс-службы ФССП, то в литературе описывается модель идеальной пресс-службы, которая включает в себя несколько структурных компонентов. Каждый структурный компонент несет в себе определенную функцию [1].

Первый компонент - глава пресс-службы или руководитель данного подразделения, который определяет основную стратегию деятельности отдела, ставит цели и задачи перед подчиненными, а также контролирует исполнение поручений. Второй компонент - пресс-секретарь. В ряде организаций пресс-секретарь и руководитель пресс-службы - одно и то же лицо. В обязанности пресс-секретаря входит довольно широкий круг вопросов, связанных с обеспечением контактов с журналистами, составлением графика мероприятий, подготовкой материалов, текстов выступлений, комментариев для СМИ и т.д. Третий компонент - группа мониторинга информационного пространства. Четвертый компонент - аналитическая группа. Пятый компонент -группа текстовиков (спичрайтеров, копирайтеров).

Однако, на практике пресс-служба территориального органа ФССП, как правило, состоит из одного человека, который совмещает все перечисленные функции. Пресс-служба ФССП при осуществлении своей деятельности руководствуется законами, нормативными актами Российской Федерации, методическими рекомендациями и информационными письмами ФССП России [3].

Особенности продвижения информации о деятельности УФССП по Тамбовской области в СМИ

Большинство жителей нашей страны узнают о специфике деятельности ФССП из средств массовой информации. Взаимодействие СМИ и ФССП обеспечивается с помощью пресс-службы. Официальный интернет-сайт Тамбовского УФССП1 является источником сведений для средств массовой информации разной направленности (правовых, тематических, специальных, правозащитных и т.д.), которые имеют свою аудиторию.

Новости на сайте Тамбовского УФССП начали появляться с 2009 года. Авторы работы проанализировали информационную активность пресс-службы в период с 2009 по 2017 год. В 2009 году информационная активность пресс-службы была слабой - 37 новостей за 12 месяцев, то есть примерно три новости в месяц. Но уже к 2014 году активность работы пресс-службы резко возрастает, количество новостей в этом году составило более 500 (то есть порядка 10 новостей в неделю) и к настоящему времени активность остается на довольно высоком уровне (примерно 400 новостей в год или 7-8 новостей в неделю).

Необходимо учитывать тот факт, что широкая общественность не читает новости на сайте пресс-службы ФССП, она узнает из средств массовой информации. Поэтому основная задача пресс-службы ФССП состоит в том, чтобы новости ретранслировались в СМИ. Для оценки степени информационного присутствия материалов пресс-службы Тамбовского УФССП в СМИ был проведен мониторинг СМИ. В частности, было проанализировано количество материалов, связанных с деятельностью Тамбовского УФССП, на страницах информационного агентства ОнлайнТамбов.ру (это наиболее популярное информационное агентство Тамбовской области, имеющее регистрацию в качестве средства массовой информации). Период анализа - с 2011 по 2017 год.

Изучив данные мониторинга сайта пресс-службы УФССП и информационного агентства, мы видим прямую зависимость между активностью пресс-

'Управление Федеральной службы судебных приставов [http://r68.fssprus.ru/ ]

службы УФССП и количеством материалов, появившихся в СМИ. Так, на официальном сайте УФССП по Тамбовской области за семь лет было опубликовано 2835 статей (с 2011 года по 2017 год.), а на ОнлайнТамбов.ру за этот же период было размещено 533 статьи. Стоит обратить внимание на резкий скачок количества материалов на сайте пресс-службы в 2014 году (более 500 материалов), такой же скачок количества материалов мы видим и на сайте ОнлайнТамбов.ру (около 160 материалов о деятельности службы судебных приставов за этот год).

Еще одна закономерность, которая была выявлена в ходе мониторинга СМИ, заключается в следующем: на страницах средств массовой информации размещается примерно каждый третий материал, подготовленный пресс-службой ФССП. То есть, чем больше будет материалов на сайте пресс-службы ФССП, тем больше их появится на страницах СМИ.

Одной из особенностей деятельности пресс-службы УФССП является работа с негативом. Большинство средств массовой информации, особенно рассчитанных на широкий круг читателей, в погоне за рейтингами и читательским интересом, отдают предпочтение новостям негативного содержания, так как они пользуются значительно большей популярностью среди аудитории. Возникает противоречие, пресс-служба хотела бы публикации позитивных материалов о деятельности ФССП, а средства массовой информации отдают предпочтение негативным материалам.

Порядок действий при публикации негативных материалов отражен в документе: «Федеральная служба судебных приставов, письмо от 24 декабря 2012 года №12/13-33154-ТИ «О порядке реагирования на негативную информацию о деятельности территориального органа». В данном документе определен порядок действия в случае обнаружения в СМИ информации негативного содержания о ФССП России или ее структурных подразделениях. Работникам, отвечающим за взаимодействие со СМИ, рекомендуется действовать следующим образом: проинформировать Отдел по взаимодействию со СМИ ФССП России; установить, соответствует ли данная информация действительности; разместить разъяснение либо опровержение с последующим разъяснением, возможно создать горячую линию, организовать пресс-конференцию либо брифинг; разместить комментарий на сайте территориального органа, в самом СМИ, разместившем информацию, а также, если необходимо, в других СМИ.

Еще одно направление работы пресс-службы ФССП - это информирование о корпоративной жизни структуры, о спортивных достижениях, общественных мероприятиях и т.д. Пресс-служба с помощью новостей старается донести до населения, что деятельность судебных приставов заключается не только в исполнении решений, постановлений и взыскании денежных сумм, но также судебные приставы активно участвуют в различных мероприятиях.

Например, на сайте пресс-службы можно встретить такие заголовки новостей: «Судебные приставы приняли участие в соревнованиях по боулингу», «Спортивно-оздоровительный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»», «Добрая традиция - сдача крови» и т.д.

Оценка эффективности деятельности пресс-службы

Пресс-служба Тамбовского УФССП при оценке эффективности своей деятельности руководствуется методическими рекомендациями, разработанными специально для этого. Согласно этим рекомендациям при оценке эффективности деятельности пресс-службы используются в основном количественные критерии:

1. Количество интервью, которые были даны руководителем территориального органа ФССП России по основным направлениям деятельности службы судебных приставов федеральным и региональным СМИ.

2. Количество проведенных пресс-мероприятий, в которых принимал участие руководитель территориально органа ФССП России, и публикаций, вышедших в СМИ по их итогам.

3. Количество интервью, которые были даны заместителями руководителя территориального органа ФССП России по основным направлениям деятельности службы судебных приставов федеральным и региональным СМИ.

4. Количество проведенных пресс-мероприятий, в которых принимали участие заместители руководителя территориального ФССП России, и публикаций, вышедших в СМИ по их итогам.

Анализируя деятельность пресс-службы Тамбовского УФССП за 2017 год, авторы работы получили следующие данные, характеризующие информационную активность региональной службы судебных приставов.

За 2017 год руководителем Тамбовского УФССП было предоставлено 47 комментариев (интервью) представителям СМИ. Зафиксировано 8 выступлений на радио и 80 публикаций в газетах.

Необходимо отметить, что окончательную оценку эффективности деятельности региональных пресс-служб производит Отдел по взаимодействию со СМИ ФССП России. На основании полученных данных, формируется сводный рейтинг эффективности деятельности территориальных органов России по линии взаимодействия со СМИ. В основе рейтинга лежат оценки и баллы по выше указанным показателям. Сумма оценок по всем показателям определяет итоговое место территориального органа ФССП России в рейтинге эффективности деятельности пресс-службы.

Авторы хотели бы акцентировать внимание на том, что при оценке деятельности пресс-службы регионального УФССП используются только количественные показатели эффективности - количество публикаций в СМИ, количество интервью, количество выходов на радио и т.д. Действительно, так проще оценить эффективность деятельности и составить сводный рейтинг по каждому региональному представительству службы судебных приставов. Однако, при осуществлении информационного взаимодействия со СМИ необходимо помнить и о качественных критериях эффективности - какой имидж судебного пристава складывается у широкой общественности, как видоизменяется отношение к службе судебных приставов, как информационная активность ФССП в СМИ влияет на поведение гражданина в обществе, что читатели и слушатели знают о деятельности службы судебных приставов, как ее оценивают.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Гнетнев А.И., ФильМ.С. Совершенная пресс-служба. М., 2009.

2. Денисенко С.Е. Образ российского полицейского в общественном сознании населения // Гуманитарные и социальные науки. 2013. №2.

3. Ряховски, К.Б. Организационные и правовые основы деятельности по формированию положительного образа Федеральной службы судебных приставов. М., 2015.

4. Чумиков А.Н. Медиарилейшнз. Мастер-класс. Учебное пособие. М., 2014.

R E F E R E N C E S

1. Gnetnev A. I., Fil M. S. Perfect press service. M., 2009.

2. Denisenko S. E. Image of the Russian policeman in the public consciousness // Humanities and social Sciences. 2013. No. 2.

3. Ryakhovsky K. B. The Organizational and legal bases of activity on forming of a positive image of Federal bailiff service. M., 2015.

4. Chumikov A. N. Mediareleases. Master class. Textbook. M., 2014.

_24 марта 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.