Научная статья на тему 'Информационное сопровождение деятельности образовательной организации: прикладной аспект'

Информационное сопровождение деятельности образовательной организации: прикладной аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
информационное сопровождение / образовательная организация / этапы организации информационного сопровождения / результаты обучения. / information maintenance / educational organization / stages of the organization of information maintenance / results of training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Н. А., Геворгян Б. Г.

В статье представлены материалы, которые могут помочь преподавателям высших и средних учебных заведений, читающим курсы по организации информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса. Авторы анализируют некоторые определения понятия «информационное сопровождение», приходя к выводу о том, что данное понятие пока не имеет четкой дефиниции, несмотря на довольно частое его применение в работах самых разных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION MAINTENANCE OF ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION: APPLIED ASPECT

Materials which can help the teachers of the highest and average educational institutions giving courses on the organization of information maintenance of teaching and educational process are presented in article. Authors analyze some definitions of the concept "information maintenance", coming to a conclusion that this concept has no accurate definition, despite its quite frequent application in works of the most different researchers yet.

Текст научной работы на тему «Информационное сопровождение деятельности образовательной организации: прикладной аспект»

PUBLIC ADMINISTRATION

УДК: 377; 378

Артеменко Н.А.

Краснодарский университет МВД России, г. Новороссийск, Новороссийский филиал

Геворгян Б.Г.

Новороссийский социально-педагогический колледж, г. Новороссийск

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10539 ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

Artemenko N.A.

Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russia,

Novorossiysk, Novorossiysk branch Gevorgyan B. G.

Novorossiysk social teacher training college, Novorossiysk

INFORMATION MAINTENANCE OF ACTIVITY OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION:

APPLIED ASPECT

Аннотация.

В статье представлены материалы, которые могут помочь преподавателям высших и средних учебных заведений, читающим курсы по организации информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса. Авторы анализируют некоторые определения понятия «информационное сопровождение», приходя к выводу о том, что данное понятие пока не имеет четкой дефиниции, несмотря на довольно частое его применение в работах самых разных исследователей.

Abstract.

Materials which can help the teachers of the highest and average educational institutions giving courses on the organization of information maintenance of teaching and educational process are presented in article. Authors analyze some definitions of the concept "information maintenance", coming to a conclusion that this concept has no accurate definition, despite its quite frequent application in works of the most different researchers yet.

Ключевые слова: информационное сопровождение, образовательная организация, этапы организации информационного сопровождения, результаты обучения.

Keywords: information maintenance, educational organization, stages of the organization of information maintenance, results of training.

Вступление общества в информационную эпоху сегодня приобретает приоритетное значение.

Современное общество активно расширяет сферу использования информационных технологий. Ряд современных ученых пришли к выводу, что в мире произошла глобальная информационная революция, которая затронула все сферы жизни государства и населения: экономику, политику, здравоохранение, образование и т.д. Человек окружен информацией всегда и везде.

В «Концепции региональной информатизации образования» подчеркивается, что информатизация образования - это процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях информационного общества [1]. При этом, информатизация образования - не только следствие, но и стимул развития новых информационных технологий, поскольку она содействует ускоренному социально-экономическому развитию общества в целом. В этой связи актуальным становится понятие информационного сопровождения образовательной деятельности.

Понятие «информационное сопровождение» разными исследователями понимается по-разному. Э.А. Капитонов в своей работе «Организация

службы связей с общественностью» характеризует информационное сопровождение как организованный процесс, включающий работу со средствами массовой информации, формирование информационных поводов, организацию определенных мероприятий, по итогу которых проводится анализ и подводятся итоги [2]. О.Л. Лаврик понимает информационное сопровождение как целенаправленную и систематическую работа по созданию и организации информационных ресурсов и(или) информации о них в электронной среде и набор сервисов(услуг) по их доведению и доступу, осуществляемых через Интернет, использование которых возможно, как через посредника, так и напрямую самим пользователем [3]. Мы полагаем, что наиболее полным является определение, данное Н.В. Лазуренко: «распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращённое к кругу заинтересованных лиц» [4].

Деятельность по организации информационного сопровождения включает несколько этапов, взаимосвязанных между собой:

- определение целей и задач;

- определение целевой аудитории;

<<ШУШетиМ~^®У©Ма1>#Щ19)),2(0]9 / ривью АБМЕЧВТКАТЮМ

- выбор оптимальных каналов коммуникации;

- разработка медиаплана;

- создание информационных материалов;

- проведение информационной кампании, реализация мероприятий;

- анализ эффективности информационной кампании, подведение ее итогов, отчетность.

Ниже представлен материал, который может быть использован в процессе обучения преподавателями учебных заведений, осуществляющих подготовку (и переподготовку) педагогических кадров (учреждения высшего и среднего профессионального образования, институты повышения квалификации учителей). По сути это конспект занятия по дисциплине «Информационное сопровождение деятельности образовательной организации» по теме «Работа в социальных сетях: базовая верстка публикаций».

Представленное занятие предполагает изучение нового материала в течение 2 академических часов. Форма проведения: лекционно-практиче-ская. Для проведения занятия понадобится демонстрационное оборудование (проектор и экран), доска для письма мелом/маркерами, персональные компьютеры (десктопы или ноутбуки) для обучающихся.

Цели занятия: формирование понятий «верстка материала», «оформление публикации», понимание обучающимися общих принципов создания информационной публикации о деятельности образовательной организации.

Задачи:

• научить обучающихся алгоритмам построения «базовых» информационных публикаций (заметок) о деятельности образовательной организации;

• научить обучающихся логической разбивке текста публикации на абзацы, несущие разные смысловые нагрузки.

• с помощью конкретных примеров (кейсов) обозначить приемлемые, нейтральные и некорректные способы подачи информации в публикациях;

• с помощью проблемной ситуации мотивировать творческую деятельность обучающихся по созданию текста для информационной публикации.

Применяемые образовательные технологии:

- технология мастерских (использование методического приема «Индукция»; необходимо достижение баланса между изложением способов работы, сообщением информации и ее освоением обучающимися);

- технология витагенного образования (обучение, основанное на жизненном опыте обучающегося): используется для интерпретации информационных поводов для создания публикаций и представления окружающим авторского видения тех или иных событий, явлений.

Планируемые результаты.

Личностные:

• навыки сотрудничества;

• умение отстаивать свою точку зрения на обозначенную проблему;

• умение избегать конфликтов;

• готовность обучающихся к саморазвитию через решение поставленных задач с помощью применения знаний, полученных на данном занятии (теория + закрепление знаний на практике в рамках одного занятия).

Метапредметные результаты:

Познавательные:

• сформированность интереса к познанию способов работы с информацией для создания публикаций;

• умение искать необходимую информацию;

• умение проводить анализ полученной информации, проверять ее на актуальность и достоверность;

• умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные:

• понимание смысла задания;

• умение выполнять учебные действия, исходя из поставленной цели;

• умение выполнять задание строго в обозначенные сроки (наличие т.н. дедлайна);

• исключение лишних манипуляций для оптимизации работы над заданием.

Коммуникативные:

• сформированность умений точно, грамотно излагать свои мысли в письменной форме;

• умение аргументировать свою позицию в тексте публикации;

• умение удерживать внимание читателя с помощью нестандартных форм изложения мыслей;

• работа в сотрудничестве.

Предметные результаты:

В познавательной сфере:

• понимание и применение в практической деятельности рекомендаций по созданию и оформлению информационных публикаций о деятельности образовательной организации;

• понимание и владение понятиями и терминами, связанными с темой занятия.

В ценностно-ориентационной сфере:

• понимание ответственности за возможные репутационные потери образовательной организации при попустительском подходе к созданию информационной публикации: использование недостоверной информации, отсутствие согласования публикуемых материалов с администрацией образовательной организации, выставление педагогов и/или обучающихся в неприглядном свете, наличие в публикации грамматических и пунктуационных ошибок и др.;

• понимание важности формирования положительного имиджа образовательной организации;

• осознание личной причастности к развитию и информационной популярности образовательной организации.

Ход занятия. Занятие начинается с организационного момента: преподаватель озвучивает цели и задачи занятия.

Следующий этап: актуализация знаний и жизненного опыта обучающихся. Преподаватель предлагает студентам ситуацию: автор опубликовал в интернете информационный материал о мероприятии в образовательной организации, но допустил несколько ошибок: грамматические и логические, ошибки в фактах и допустил изложение личного мнения (крайне субъективного) по поводу какой-либо части прошедшего мероприятия. Все ошибки скрыты в тексте и не должны быть очевидными обучающимся.

Необходимо разобрать эту ситуацию: дать возможность обучающимся, основываясь на их личном и/или художественном опыте, высказать свои предположения о возможных ошибках автора публикации.

Далее идет изложение нового материала. Преподаватель освещает, к примеру, такие вопросы: 1. Рекомендуемое оформление публикации. 2. Структура описательной части публикации. 3. Что не рекомендуется публиковать? 4. Что запрещено публиковать?

Студенты должны уяснить, что при оформлении текста должны быть соблюдены следующие требования:

1. Визуально понятное обозначение даты и названия мероприятия/события, основной текстовый блок, блок хэштегов, мультимедийные элементы, ссылки на источники информации (при необходимости) и сторонние электронные ресурсы.

2. Ключевые моменты, которые желательно обозначить в тексте публикации: «Что было?», «Где было?», «Как это связано с ОО?», «Каков итог?», «Какими могут быть возможные последствия (положительные/отрицательные) для ОО?».

3. В информационной публикации не рекомендуется:

- перечислять всех гостей (кроме ключевых фигур мероприятия/события) с подробным описанием их должностей и регалий;

- указывать количественный охват целевой аудитории с выборкой по возрастным и иным категориям;

- выражать оценочное мнение от имени обучающихся, работников ОО и иных лиц по поводу мероприятия/события.

4. Запрещено публиковать:

- информацию, содержащую подробные персональные данные обучающихся, работников ОО и иных лиц;

- информацию, порочащую честь и достоинство обучающихся, работников ОО и иных лиц.

На этапе первичного закрепления материала можно предложить обучающимся, исходя из полученных на занятии знаний, самостоятельно скорректировать текст публикации из примера на основе дополнительной информации: предоставляются достоверные факты о мероприятии в образовательной организации. Обучающимся также необходимо максимально исключить грамматические, пунктуационные и логические ошибки в тексте и сделать публикацию лаконичной, приятной для чтения.

На этапе вторичного закрепления возможно проведение экспресс-опроса по теме занятия. Обучающиеся получают возможность задать преподавателю вопросы и получить на них ответы.

В конце занятия всем обучающимся в электронном виде предоставляются необходимые лекционные материалы для более детального изучения темы занятия.

Обязательным является задание на дом: составить заметку о каком-либо мероприятии, состоявшемся в образовательной организации, в которой работают (или учатся) обучающиеся.

Список литературы:

1. Концепция региональной информатизации образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420244215

2. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. Ростов н/Д., 1997. 77 с.

3. Лаврик О.Л., Шевченко Л.Б. Информационное сопровождение как новый этап развития информационной деятельности // Научно-техническая информация. Сер.1 Организация и методика информационной работы. 2006. №9. С.19-23.

4. Лазуренко Н.В., Подпоринова Н.Н. Информационное сопровождение семейной политики в муниципальном образовании // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения, 2014. -№10. С.124-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.