УДК 343.2/.7
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
© К.Р. Аветисян
Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя 117437, Российская Федерация, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12 E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражен правовой анализ информационно-психологических воздействий. Влияние информации носит различный характер, который подлежит контролю со стороны общества и государства в лице компетентных органов. Так, имеют место различные информационные конфликты, явное или скрытое предоставление субъектами информации ложных, деструктивных обстоятельств, влияющих на психологическое состояние общества. Характерно появление новых источников информационного воздействия, имеющих собственные цели и интересы, что порождает конфликты информационного характера. Рассмотрены три уровня воздействия информации. Способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, вырабатывать определенные воззрения и убеждения и принимать решения в соответствии с ними рассмотрена как объект обеспечения информационно-психологического воздействия на индивидуальном уровне. На групповом уровне информационно-психологическое воздействие должно быть отграничено от воздействия противоправного воздействия как со стороны государства, так и других групп. На массовом уровне необходимо обеспечить охрану интересов общества, его традиций и устоев, безопасность в целом. Выдвинуто предположение, что угрозы массовому сознанию могут быть выражены в насильственном насаждении иных интересов, ценностей, что может привести к разрушению нравственности общества, его здоровья.
Ключевые слова: информационные воздействия; стадии механизма правого регулирования; психосфера
Развитие информационного общества несет в себе множество аспектов как позитивного, так и негативного характера. На основе новых информационных технологий развиваются и обобщаются новые формы передачи сведений. Сама по себе информационная составляющая напрямую зависит от своего содержания, достоверности и своевременности. Влияние информации может носить различный характер, который подлежит контролю со стороны общества и государства в лице
компетентных органов. Здесь могут иметь место различные информационные конфликты, явное или скрытое предоставление субъектами информации ложных, деструктивных обстоятельств, влияющих на психологическое состояние общества.
Тем самым комплексы организационных технологий информационно-психологического воздействия обеспечивают управление социальными процессами. Появляются новые источники информационного воздействия, имеющие собственные цели и интересы, что порождает конфликты информационного характера.
В науке конфликты, связанные с информацией, получили разнообразное выражение и обобщение. Распространенным является термин «информационная война», определяемый как:
- целенаправленное воздействие методов и способов воздействий субъектов на социальные процессы и отношения с использованием средств информационных технологий, информационных ресурсов и коммуникаций путем создания факторов торможения, трансформации стабильности, развития, информационной, экономической и политической устойчивости государства, общества, человека в целях удержания (достижения) господства, преимущества, монополии в разных сегментах человеческого бытия [1, с. 6];
- латентное воздействие информации на индивидуальное, групповое и массовое сознание при помощи методов пропаганды, дезинформации, манипулирования с целью формирования новых взглядов на социально-политическую организацию общества через изменение ценностных ориентаций и базовых установок личности [2, с. 93];
- политическая борьба, выраженная в форме информационно-психологических операций с применением информационного оружия и выступающая непременным атрибутом политического руководства [3];
- воздействие, направленное на общественное или элитное внимание и включающее дипломатию, пропаганду, психологические кампании, политическую и культурную подрывную работу, проникновение в информационные сети и базы данных, продвижение оппозиционных или диссидентских движений посредством компьютерных сетей [4].
Понятия «информационное противоборство» и «информационно-психологическое воздействие» также распространены в научной литературе, включая в себя различные аспекты рассматриваемых явлений и процессов.
О.М. Кузнецов, Д.А. Шултина и К.Ю. Шитова рассматривают информационно-психологическое воздействие как воздействие на созна-
ние человека, групп людей с помощью различных информационных и психологических средств, к которым относятся средства массовой информации, Интернет и другие источники получения информации о мире [5, а 242].
По мнению С.А. Сидченко, К.И. Хударковского и В.Л. Петрова информационно-психологическое противоборство представляет собой анализ (обработку) информационных потоков, поступающих в информационную сферу государства (в том числе информации, полученной через систему разведки), противодействие информационно-психологическим воздействиям, составление документов с необходимыми параметрами воздействия, а также защиту государственных информационных потоков [6, а 305].
Здесь можно выделить понятие информационно-психологической безопасности. Считаем верным присоединиться к позиции К.Д. Рыд-ченко, определяющего ее как основанное на балансе интересов личности, общества и государства состояние защищенности индивидуальной психики и общественного сознания от осуществляемого при обороте вредоносной информации негативного психологического воздействия [7, а 10]. Необходимо отметить также выделение вредоносной информации, являющейся основой для обеспечения информационно-психологической безопасности. Защита индивидуальной психики и общественного сознания от негативного воздействия вредоносной информации имеет целью обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Л.Р. Шишкина определяет информационно-психологическую борьбу как вид информационной борьбы, характеризующийся активным столкновением контрсубъектов, стремящихся нанести друг другу информационный или иной ущерб посредством информационных воздействий нелетального характера как на психику отдельных людей, так и на различные формы коллективного и общественного сознания противоположной стороны в интересах достижения конкретных политических или иных целей, а также предотвратить, парировать или ослабить аналогичный ущерб от подобных воздействий противника [8, а 34].
Одновременно с этим необходимо определить уровни информационно-психологического воздействия и соответствующей безопасности. Так, на наш взгляд, следует выделить индивидуальные, групповые и массовые информационно-психологические воздействия, которые уже выделялись и обосновывались в литературе [9, а 49].
Объектом обеспечения информационно-психологического воздействия на индивидуальном уровне является способность человека адекватно воспринимать окружающую действительность, вырабатывать определенные воззрения и убеждения, принимая решения в соответствии с ними.
На групповом уровне информационно-психологическое воздействие должно быть отграничено от противоправного воздействия как со стороны государства, так и со стороны других групп. Здесь объектом охраны будут являться интересы группы, нормальное психологическое состояние такой группы.
На массовом уровне необходимо обеспечить охрану интересов общества, его традиций и устоев, безопасность в целом. Угрозы массовому сознанию могут быть выражены в насильственном насаждении иных интересов, ценностей, что может привести к разрушению нравственности общества, его здоровья.
Условия и факторы, создаваемые за счет развития вредоносной информации и создающие опасность интересам личности, общества и государства в информационно-психологической сфере, составляют угрозу информационно-психологической безопасности. В этой связи обоснованной и целесообразной выглядит одна из целей государственной программы «Информационное общество» - предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе1.
К.Д. Рыдченко трактует вредоносную информацию с правовой точки зрения как сведения, содержащие качества недостоверности, непристойности или деструктивности, негативное воздействие которых на индивидуальную психику и общественное сознание обусловливает необходимость ограничения или запрета их оборота в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [7, а 10].
В зависимости от конкретного негативного качества к подвидам вредоносной информации могут быть отнесены непристойная, деструктивная, недостоверная информация, сведения, включающие субинституты диффамации и информации экстремистского характера, которые имеют дополнительные вредоносные качества.
1 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 313 // СЗ РФ. 2014. № 18 (Ч. 2). Ст. 2159.
По нашему представлению, информационно-психологическая безопасность является разновидностью информационной безопасности, под которой, согласно Доктрине информационной безопасности, утвержденной указом Президента Российской Федерации, понимается состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства2.
Обеспечение законности и правопорядка является непосредственной целью органов внутренних дел. Это должно также касаться предотвращения негативных последствий использования вредоносной информации, обеспечения информационного противоборства распространению сведений, носящих деструктивное воздействие на психику.
С принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» органы внутренних дел в силу пункта 33 статьи 13 наделены правом использовать в своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. Одновременно с этим в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ) создан департамент информационных технологий, связи и защиты информации, деятельность которого связана с координацией работы информационных подразделений и подразделений, обеспечивающих связь и защиту информации.
Также в информационном противоборстве задействованы такие структуры МВД РФ, как организационно-аналитический департамент и главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом контексте организационно-аналитический департамент выполняет функции по:
- анализу эффективности мер, принимаемых органами, организациями и подразделениями системы МВД РФ по совершенствованию управленческой деятельности;
- координации деятельности подразделений МВД РФ по выполнению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Основ стратегического планирования в Российской Федерации;
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http:// www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 11.07.2017).
- координации проведения общесистемных экспериментов, направленных на повышение эффективности деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД РФ;
- организации мониторинга состояния национальной безопасности в сфере внутренних дел на основании критериев и показателей национальной безопасности, утвержденных Президентом Российской Федерации.
Функция по обеспечению участия ведущих научно-исследовательских и проектных организаций Российской Федерации и в соответствии с утвержденными планами проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в области информатизации и компьютеризации возложена на Главный информационный центр МВД РФ. Поэтому полагаем, что разработка и апробация информационно-психологических средств воздействия должна проходить именно в рамках данной структуры совместно с департаментом информационных технологий, связи и защиты информации, уполномоченным на организацию работ по разработке, модернизации, созданию, вводу в действие, обеспечению функционирования и развитию средств и систем.
Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата министерства, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, лицензионно-разрешительной работы, координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Именно на это структурное подразделение возложены основные функции по реализации задачи, предусмотренной статьей 12 Федерального закона «О полиции», которая заключается в обеспечении совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка, оказании в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых
мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Кроме того, в обязанности полиции вменено обеспечение защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, проведение экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов (пункт 17 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Федерального закона «О полиции» полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов. Тем самым полиция правомочна осуществлять непосредственное информационно-повелительное воздействие на массовое скопление граждан.
Надлежащая реализация указанных прав и обязанностей в контексте целенаправленных психологических воздействий в информационном противоборстве органов внутренних дел должна быть обеспечена системным взаимодействием указанных структурных подразделений, в том числе при проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов массового пребывания граждан.
В заключение рассмотрения вопроса о применении целенаправленных психологических воздействий в информационном противоборстве органов внутренних дел сделаем следующие выводы.
Обеспечение информационно-психологического противоборства включает в себя два компонента. Во-первых, собственно психологический, включающий в себя соответствующие явления и процессы в обществе, а также психику отдельных индивидов или их совокупности. Во-вторых, это информационно-технические средства. Ввиду этого информационное противоборство, связанное с информационно-психологической борьбой, должно быть обеспечено и психологическими, и техническими средствами.
Эти компоненты должны учитываться при организации работы органов внутренних дел, при организации информационного противоборства органов внутренних дел.
Основным структурным подразделением органов внутренних дел, связанным с обеспечением информационного противодействия, нам представляется Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД РФ. Основная сфера деятельности департамента заключается в координации работы информационных подразделений и подразделений, обеспечивающих связь и защиту информации. Организационные аспекты находятся в ведении организационно-аналитического департамента. Проработку научно-технической стороны информационного противоборства предполагается рассматривать через функционирование Главного информационного центра. Обеспечение правомерного информационного воздействия на участников массовых мероприятий возложено на Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которого напрямую предусмотрены обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий.
Список литературы
1. Разуваев В.Э. Правовые средства противостояния информационным войнам: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 c.
2. Кунакова Л.Н. Информационная война как объект научного анализа (понятие и основные характеристики информационной войны) // Альманах современной науки и образования. 2012. № 6. С. 93-96.
3. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного конфликта. URL: http://psyfactor.org/lib/psy war35.htm (дата обращения: 11.07.2017).
4. Балуев Д.Г. Новые современные технологии и международные отношения. Н. Новгород, 1998. 44 с.
5. Кузнецов О.М., Шултина Д.А., Шитова К.Ю. Использование информационно-психологического воздействия в разрешении международных конфликтов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 2. С. 242.
6. Сидченко С.А., Хударковский К.И., Петров В.Л. Система анализа воздействия информации на подсознание человека в условиях информационно-психологического противоборства // Теория и методика обучения математике, физике, информатике. 2005. Т. 5. № 3 (15). С. 303-310.
7. Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2011. 27 с.
8. Шишкина Л.Р. Особенности информационно-психологических воздействий в современной информационно-психологической борьбе: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 214 с.
9. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. 1999. № 3. С. 47-51.
Поступила в редакцию 28.08.2017 г. Отрецензирована 30.09.2017 г. Принята в печать 28.11.2017 г.
Информация об авторе
Аветисян Карэн Рафаелович - адъюнкт, кафедра информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Аветисян К.Р. Информационное противоборство органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий // Актуальные проблемы государства и права. 2017. Т. 1. № 3/4. С. 84-94.
INFORMATION ANTAGONISM OF LAW-ENFORCEMENT BODIES WHEN PROVIDING A PUBLIC ORDER AND SAFETY CARRYING OUT MASS ACTIONS
K.R. Avetisyan
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot
12 Academician Volgin St., Moscow 117437, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The legal analysis of information-psychological influences of information is presented. The influence of information has many different characters which are subject to be controlled by the society, the state and entity authorities. So, there are various information conflicts, explicit or implicit provision by subjects of information about the destructive circumstances that affect the psychological state of society. We can see growing of the new sources of information influence with their own goals and interests, which generates informational conflicts. The three levels of information exposure are considered. A person's ability to perceive the surrounding reality, to develop certain attitudes and beliefs, and make decisions in accordance with them is treated as the object of ensuring information and psychological im-
pact on the individual level. At the group level of information and psychological impact we must distinguish from the effects of illegal influence, both from the state and from other groups. At the mass level it is necessary to ensure the protection of the interests of society, its traditions and practices and the protection of security in general. The threat of mass consciousness can be expressed in a forcible imposition of other interests, values, and could lead to moral destruction of society and its health.
Keywords: information influences; stages of mechanism of right regulation; psychosphere
References
1. Razuvaev V.E. Pravovye sredstva protivostoyaniya informatsionnym voynam: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Means of Opposing Information Warfare. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2007, 24 p. (In Russian).
2. Kunakova L.N. Informatsionnaya voyna kak obekt nauchnogo analiza (ponyatie i os-novnye kharakteristiki informatsionnoy voyny) [Information warfare as an object of scientific analysis (the notion and basic characteristics of information warfare)]. Al'ma-nakh sovremennoy nauki i obrazovaniya - Almanac of Modern Science and Education, 2012, no. 6, pp. 93-96. (In Russian).
3. Manoylo A.V. Informatsionno-psikhologicheskaya voyna: faktory, opredelyayushchie format sovremennogo vooruzhennogo konflikta [Information and psychological warfare: factors that determine the format of the modern armed conflict]. (In Russian). Available at: http://psyfactor.org/lib/psywar35.htm (accessed 11.07.2017).
4. Baluev D.G. Novye sovremennye tekhnologii i mezhdunarodnye otnosheniya [New Modern Technologies and International Affairs]. Nizhny Novgorod, 1998, 44 p. (In Russian).
5. Kuznetsov O.M., Shultina D.A., Shitova K.Y. Ispol'zovanie informatsionno-psikhologicheskogo vozdeystviya v razreshenii mezhdunarodnykh konfliktov [The use of information and psychological impact to resolve international conflicts]. Byulleten' meditsinskikh internet-konferentsiy - Bulletin of Medical Internet Conferences, 2013, vol. 3, no. 2, p. 242. (In Russian).
6. Sidchenko S.A., Khudarkovskiy K.I., Petrov V.L. Sistema analiza vozdeystviya infor-matsii na podsoznanie cheloveka v usloviyakh informatsionno-psikhologicheskogo pro-tivoborstva [System of the information impact analysis on the subconscious of the person in conditions of information and psychological struggle]. Teoriya i metodika obu-cheniya matematike, fizike, informatike - Theory and Methods of Learning Mathematics, Physics, Informatics, 2005, vol. 5, no. 3 (15), pp. 303-310. (In Russian).
7. Rydchenko K.D. Administrativno-pravovoe obespechenie informatsionno-psikholo-gicheskoy bezopasnosti organami vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Administrative and Legal Ensuring of Information and Psychological Security of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation. Cand. jurid. sci. diss. abstr.]. Voronezh, 2011, 27 p. (In Russian).
8. Shishkina L.R. Osobennosti informatsionno-psikhologicheskikh vozdeystviy v sovremennoy informatsionno-psikhologicheskoy bor'be: dis. ... kand. polit. nauk [Peculiarities of Information and Psychological Influence in Modern Information and Psychological Struggle. Cand. polit. sci. diss.]. Moscow, 2005, 214 p. (In Russian).
9. Emelyanov G.V., Lepskiy V.E., Streltsov A.A. Problemy obespecheniya informatsion-no-psikhologicheskoy bezopasnosti Rossii [Problems of ensuring information and psychological security of Russia]. Informatsionnoe obshchestvo - Information Society, 1999, no. 3, pp. 47-51. (In Russian).
Received 28 August 2017 Reviewed 30 September 2017 Accepted for press 28 November 2017
Information about the author
Avetisyan Karen Rafaelovich - Post-graduate Student in a Military College, Department of Information Security of Educational and Scientific Complex of Information Technologies. Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Y. Kikot, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Avetisyan K.R. Informatsionnoe protivoborstvo organov vnutrennikh del pri obespechenii obshchestvennogo poryadka i bezopasnosti pri provedenii massovykh meropriyatiy [Information antagonism of law-enforcement bodies when providing a public order and safety carrying out mass actions]. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2017, vol. 1, no. 3/4, pp. 84-94. (In Russian, Abstr. in Engl.).