Научная статья на тему 'Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России'

Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
174
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНСТИТУТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / STRUCTURAL-&-FUNCTIONAL INSTITUTION / INFORMATION SOCIETY / POLITICAL SYSTEM / POLITICS IN THE MAKING / INSTITUTION / PUBLIC ADMINISTRATION / INFORMATION AND COMMUNICATION MAINSTREAMING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Никодимов Игорь Юрьевич

Изучен термин «политическая система» как у отечественных исследователей, так и у зарубежных. Проанализирован информационный институт как неотъемлемая часть политического процесса. Предложен новый подход к рассмотрению развития информационного общества как части политической системы. Сделан вывод о том, что институт информационного общества является важнейшим элементом структуры политической системы. Роль данного института в политической системе определяется такими основными аспектами, как: экономический аспект, коммуникативный аспект, управленческий аспект. Особую роль приобретает государственное управление информационно-коммуникативными процессами, на первый план выходит информационно-коммуникативная функция государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SOCIETY AS A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL INSTITUTION WITHIN THE POLITICAL SYSTEM OF THE CONTEMPORARY RUSSIA

The paper explored the term «political system» in quotations from Russian researchers and foreign ones. The study considered an information institution as integral part to politics in the making and suggested a new approach to considering advancement of the information society as part to the political system. The study inferred that the institution of Information society is an important element to the political system’ framework. One may determine the part this institution takes in the political system by such basic aspects as economic perspective, the communicative and managerial aspects. Public administration and management in information and communication mainstreaming gain in special importance assuming at the forefront an information and communicative function of the State.

Текст научной работы на тему «Информационное общество как структурно-функциональный институт политической системы современной России»

УДК 323

НИКОДИМОВ Игорь Юрьевич,

доктор юридических наук, Москва, Россия

inikodimov@rambler.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Изучен термин «политическая система» как у отечественных исследователей, так и у зарубежных. Проанализирован информационный институт как неотъемлемая часть политического процесса. Предложен новый подход к рассмотрению развития информационного общества как части политической системы. Сделан вывод о том, что институт информационного общества является важнейшим элементом структуры политической системы. Роль данного института в политической системе определяется такими основными аспектами, как: экономический аспект, коммуникативный аспект, управленческий аспект. Особую роль приобретает государственное управление информационно-коммуникативными процессами, на первый план выходит информационно-коммуникативная функция государства.

Ключевые слова: информационное общество, политическая система, структурно-функциональный институт, политический процесс, институт, государственное управление, информационно-коммуникативные процессы.

NIKODIMOV Igor Juryevich, Ph.D. in Law, Moscow, RUSSIA inikodimov@rambler.ru

INFORMATION SOCIETY AS A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL INSTITUTION WITHIN THE POLITICAL SYSTEM OF THE CONTEMPORARY RUSSIA

The paper explored the term «political system» in quotations from Russian researchers and foreign ones. The study considered an information institution as integral part to politics in the making and suggested a new approach to considering advancement of the information society as part to the political system. The study inferred that the institution of Information society is an important element to the political system' framework. One may determine the part this institution takes in the political system by such basic aspects as economic perspective, the communicative and managerial aspects. Public administration and management in information and communication mainstreaming gain in special importance assuming at the forefront an information and communicative function of the State.

Keywords: information society, political system, struc-tural-&-functional Institution, politics in the making, Institution, public administration, information and communication mainstreaming.

В юридической науке существуют различные подходы к понятию политической системы. Этим вопросом занимался В.М. Сырых, В.Д. Перевалов и др. Исходя из их работ, можно дать следующее определение: политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства [4.]

Представляется, что важнейшим структурным элементом современных политических систем является институт информационного общества, от степени оформленности которого в значительной степени зависит сегодня нормальное и эффективное функционирование политической системы в целом.

Так в 1993 г. правительство США выпустило доклад о плане развития национальной информационной инфраструктуры, В преамбуле отмечалось, что его реализация позволит американским фирмам конкурировать и побеждать.

Ответом на американский вызов в 1994 г. явилась Европейская программа действий (часто называемая Инициативой Бангемана), которая исходит из предпосылки, что страны, которые первыми войдут в информационное общество, приобретут величайшие преимущества.

Россия также подключилась к данной гонке, и в 1995 г. министр связи В.Б. Булгак подписал программу строительства информационного общества в Российской Федерации.

В настоящее время мы видим результаты. Приоткрытие только части информации по продвижению данных программ, сделанное Ассанжем и Сноуденом, показывают насколько глубоко продвинулись данные программы и насколько глубоко они интегрированы в обществе.

Информационное преимущество является важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов. Вместе с тем информационное неравенство ведет и к социальному неравенству. Одновременно растет вес информационных факторов во всех составляющих национальной безопасности - политической, экономической и т.д.

Вполне очевидно, что возможности быстрого обмена политической, экономической и другой информацией, применение новых информационных технологий во всех сферах общественной жизни, особенно в производстве и управлении, является несомненным благом. Но подобно тому, как быстрый промышленный рост создал угрозу экологии Земли, а успехи ядерной физики породили опасность ядерной войны, так и информатизация может стать источником серьезных проблем. Сноуден это подтверждает.

Политические науки

Человеческое общество использует четыре основных ресурса: природные богатства, труд, капитал и информацию. Три первые вида ресурсов являются главными факторами производства, четвертый - необходимым условием их эффективного использования.

Современную цивилизацию сотворил печатный станок, который сделал информацию достоянием многих.

Вторым технологическим изобретением, революционно изменившим способ обмена информацией, стал телефон.

Третью революцию в обмене информацией совершил А.С. Попов в 1905 г., изобретя радио. С появлением радио время и расстояние перестали быть препятствием, одновременно театром информационно-психологического противоборства стал весь мир.

Четвертая информационная революция - это телевидение, изобретенное В.К. Зворыкиным.

Пятую информационную революцию совершили на наших глазах персональные компьютеры и мобильные телефоны. Соединение персональных компьютеров с телекоммуникационными сетями дало развитие информационным технологиям с невиданными ранее возможностями. Компьютеры и телекоммуникационные сети открыли доступ к мировым информационным ресурсам.

По оценкам психологов, только 15-25% населения способны критически усваивать информацию, а до 75% людей обладает повышенной внушаемостью. На смену толпам у костров инквизиции и на улицах фашистского рейха приходят рассеянные толпы у экранов телевизоров и персональных компьютеров. Эти толпы непривычны по способу организации, но также управляемы и потенциально подвержены культурной экспансии информационно-агрессивных стран. С его помощью возможны изменения политической карты мира и сложившегося соотношения между геополитическими центрами сил.

Сегодня список информационно колонизируемых стран не исчерпывается перечнем стран третьего мира.

Для политической системы нашей страны сегодня несомненную опасность представляют внешние информационные и духовно-психологические угрозы. Выделяя социально-политический аспект этой проблемы, важно заметить, что наметившийся в результате поражения СССР в холодной войне разрыв времен, эпох, традиций и поколений уже сегодня приносит России колоссальный урон.

В борьбе за сферы экономического и политического влияния акцент с применения военной силы все больше смещается на использование незаметных и гибких средств, таких как контроль и управление информационными ресурсами государств.

Таким образом, глобальные перемены в информационно-технической сфере предопределили существенные перемены и в сфере социально-политической. Так, Р.Ф. Абдеев выделяет следующие основные черты информационной цивилизации:

1. Сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве.

2. Благодаря нарастающей интенсификации информационного обеспечения производства снижается потребность во многих традиционных видах сырья, что способствует приро-досбережению и решению экологических проблем.

3. Наукоемкие производства с минимальным использованием сырья и энергии позволяют даже малым государствам, многие из которых не имеют собственных природных ресурсов, добиваться впечатляющих успехов в экономике.

4. Государство в новой цивилизации не отмирает. Напротив, как сложная самоорганизующаяся система, оно еще больше совершенствует свою структуру.

5. Резкое возрастание динамизма экономики.

6. Происшедшие за последние десятилетия перемены в сфере материального производства ослабляют, а порой сводят на нет значение ряда известных социальных категорий.

7. В хорошо поставленные системы образования и здравоохранения вкладываются все большие капиталы для их совершенствования.

8. Несомненны успехи в области охраны природы [3].

Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод о том, что институт информационного общества является важнейшим элементом структуры политической системы. Роль данного института в политической системе определяется такими основными аспектами, как:

1. Экономический аспект. Первичным становится не стоимость труда, а стоимость знаний. Наряду с традиционными формами богатства, все большее значение приобретает накопление информационного богатства, что обусловливает и специфику политических отношений в обществе.

2. Коммуникативный аспект. Возникновение качественно новых условий, необычайное усложнение социально-экономических, коммуникационных, межличностных связей. Информационное общество предполагает новые, информационные методы и средства взаимодействия между субъектами политических отношений.

3. Управленческий аспект (с учетом особенностей выше изложенных трех аспектов) характеризуется широким внедрением новых форм организации и методов управления, усилением значимости информационных методов управления обществом в целом, общественными организациями, государственными органами и отдельными лицами. Особую роль приобретает государственное управление информационно-коммуникативными процессами, на первый план выходит информационно-коммуникативная функция государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Афанасьев В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. - М., 1963.

2. Информационное общество: информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. - СПб; СПб университет, 1999. - С. 11.

3. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - С. 95-98.

4. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М.: Юрист, 2000. - С. 116.

REFERENCES

1. Afanasev V.G. Problemy tselostnosti v filosofii i biologii. - M., 1963.

2. Informatsionnoe obshchestvo: informatsionnye voyny. Informatsionnoe upravlenie. Informatsionnaya bezopasnost. -SPb; SPb universitet, 1999. - S. 11.

3. Abdeev R.F. Filosofiya informatsionnoy tsivilizatsii. - M.: VLADOS, 1994. - S. 95-98.

4. Teoriya gosudarstva i prava / Pod red. N.I. Matuzova, A.V. Malko. -M.: YUrist, 2000. - S. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.