Научная статья на тему 'Значение системы информационной безопасности в развитии политических коммуникаций современного российского общества'

Значение системы информационной безопасности в развитии политических коммуникаций современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джамалудинов Гамзат Магомедгазиевич, Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич

В статье анализируются современные понятия «информационная безопасность» и ее содержание в политической системе современного российского общества. Информационная безопасность связывается с развитием политических институтов средств массовой информации, общественных движений, а также рассматривается как важный атрибут взаимодействия политической власти и общества, в процессе создания коммуникаций и обеспечения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Джамалудинов Гамзат Магомедгазиевич, Сеидов Шахрутдин Гаджиалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение системы информационной безопасности в развитии политических коммуникаций современного российского общества»

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 321.2

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАЗВИТИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

© 2013 Джамалудинов Г.М. Сеидов Ш.Г.*

Дагестанский государственный педагогический университет, * Дагестанский государственный университет

В статье анализируются современные понятия «информационная безопасность» и ее содержание в политической системе современного российского общества. Информационная безопасность связывается с развитием политических институтов средств массовой информации, общественных движений, а также рассматривается как важный атрибут взаимодействия политической власти и общества, в процессе создания коммуникаций и обеспечения их эффективности.

The article analyses the modern concepts of “information security” and its content in the political system of modem Russian society. Information security is associated with the development of political institutions of the mass media, social movements, and also viewed as an important attribute of the interaction between political power and society, in the process of establishing communications, and to ensure their effectiveness.

Ключевые слова: информационная безопасность, политический институт,

коммуникации.

Keywords: information security, political institution, communications.

Формирование информационного общества в целом не видится возможным без формирования культуры обеспечения безопасности в информационном пространстве как у пользователей, так и у владельцев информационных систем и ресурсов. Подготовленный теоретически гражданин с минимальными

практическими навыками владения инструментами информационной

безопасности гораздо менее уязвим при возникновении угроз в отношении него или в отношении принадлежащих ему систем.

Политический институт (political institution) - это та или иная организация, учреждение, орган в области политической жизни [13. С. 170].

Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и

субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность -организацию, нормы, отношения» [12. С. 11].

Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе.

Устойчивость политических институтов достигается за счет:

1. норм, регламентирующих

характер взаимодействия;

2. санкций, препятствующих

отклонению от нормативных моделей поведения;

3. привыкания людей к

сложившемуся институциональному порядку [11 С. 189].

Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели, на определенные нормы и правила. Вместе с тем политические институты реализуются только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий.

В современном обществе существуют следующие политические институты:

- институт парламентаризма,

выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве;

- институты исполнительной власти,

регулирующие систему взаимодействий, складывающихся между органами, должностными лицами,

осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны;

- институт государственной службы,

регулирующий профессиональную

деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе;

- институт главы государства,

обеспечивающий устойчивое

воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан;

- институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов [11. С. 189].

В современных условиях развития информационного общества появляются новые институциональные формы. Более того, отдельные составные части политической системы общества

настолько приобретают ярко выраженные институциональные признаки, что это позволяет выделить их в самостоятельные политические

институты.

Например, довольно давно средства массовой информации (СМИ) трактуются как политический институт. Особенно выделяется роль Интернета.

На наш взгляд, благодаря развитию средств коммуникаций, массовой

информации возникает новая форма социального взаимодействия в

политическом плане. Эта форма не требует обязательного личного

взаимодействия индивидов с разными социальными статусами. Взаимодействие может происходить прежде всего по схеме, установленной правилами информационного обмена. В эту схему включаются представители разных социальных слоев, носители

политической власти, политических партий и движений. Благодаря новым технологиям коммуникации и обмена информацией, не только ускоряется процесс взаимодействий, но и увеличиваются возможности этих

взаимодействий.

В современных условиях, как считают многие исследователи, средства массовой информации становятся

«системообразующим элементом

политики», приобретают в ней «новый институциональный статус, постепенно теряя прежнюю роль - просто средства, инструмента» [15. С. 5]. По мнению современных российских политологов, СМИ как информационнокоммуникационный институт

формирования имиджа политиков можно определить как организационную форму объединения журналистов, которая основана на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях в сфере

производства и распространения имиджевой информации о политике и ее факторах [4. С. 140].

Сегодня СМИ стали особым информационно-коммуникационным институтом, который играет все возрастающую роль в процессе формирования имиджа политиков [4. С. 143]. Особое значение приобретает Интернет, который сам приобретает признаки политического института [10].

Все интернет-источники, которые формируют сегодня имидж политиков, можно разделить на следующие группы:

- политико-государственные сайты (Kremlin.ru, Президент.рф и др.);

- интернет-СМИ (сайты РИА «Новости», «Эксперт» и т.д.);

- личные сайты политиков (http://www. yavlinsky.ru/ и др.);

- личные блоги политиков (http:// zhirinovski.livejournal.com/ и т.п.);

- сообщества в социальных сетях (группа «За Путина» в контакте и др.);

- иные ресурсы (Twitter, ICQ, Skype и др.) [4. С. 141].

Современная модернизация

политической системы вызывает проблемы, связанные не только с развитием демократии в России, с обеспечением политической

конкуренции, но и с обеспечением реального контроля общества над политической сферой, государственным управлением. Проблема доступа к информации имеет отнюдь не только академический интерес, но

непосредственно связана с

перспективами развития нашей страны и провозглашенной властью модернизации. В частности, по мнению современных политологов, без создания и упрочения института доступа и контроля над информацией невозможно вести

успешную борьбу против коррупции, грозящей результатам модернизации [17. С. 25].

Политические институты

структурируют поле политических властеотношений, делают

взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. К ним сегодня можно отнести не только давно известные политические институты

(государство, парламент, институт президентства, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы), но и систему современных средств массовой коммуникации и информации.

Важнейшим условием политической стабильности и эффективности политической системы является процесс инстуционализации. Под

институционализацией В. Ачкасов и Б. Грызлов понимают «процесс

образования, развития и усвоения индивидами и различными социальными общностями необходимых норм и ролей, ценностей и эталонов политического поведения, способов контроля за их поведением, а также результат процесса, в рамках которого политическое действие начинает регулироваться и приобретать стабильные черты политической

структуры» [2. С. 6]. В каждом обществе возникает специфическая конфигурация государственных и негосударственных политических институтов, которая носит название «институциональный дизайн». Р. Арон полагает, что в каждом обществе институты власти должны быть приспособлены к особенностям

конкретной исторической обстановки [1. С. 46].

При этом возрастает необходимость создания такой системы, которая будет относиться к институтам современных коммуникаций, но будет выполнять адаптивную функцию во взаимодействии государственных и негосударственных политических институтов. Именно такая миссия отводится созданию системы информационной безопасности.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее

национальных интересов в

информационной сфере,

определяющихся совокупностью

сбалансированных интересов личности, общества и государства [3].

Доктрина информационной

безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина служит основой для:

- формирования государственной

политики в области обеспечения информационной безопасности

Российской Федерации;

- подготовки предложений по

совершенствованию правового,

методического, научно-технического и организационного обеспечения

информационной безопасности Российской Федерации;

- разработки целевых программ

обеспечения информационной

безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере [5].

Основными задачами подпрограммы «Безопасность в информационном обществе» являются:

- обеспечение контроля и надзора, разрешительной и регистрационной деятельности в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;

- развитие технологий защиты

информации, обеспечивающих

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

неприкосновенность частой жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

- противодействие распространению идеологии терроризма, экстремизма, пропаганды насилия [16].

Государственная политика в области информационной безопасности

охватывает государственные

информационные системы и

информационно- коммуникационные сети, созданные или используемые в целях реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также в целях предоставления информационных и государственных услуг гражданам (т. н. информационные системы общего пользования). Минкомсвязи России наряду с другими ведомствами осуществляет функции по

выработке и реализации государственной политики по данному направлению.

Система государственного

регулирования в области

информационной безопасности в

качестве важнейшего компонента

включает в себя организационнотехническое обеспечение устойчивого и безопасного функционирования

информационных систем общего

пользования, предусматривающее

совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание:

1) целостности информационной

системы общего пользования как

способности взаимодействия входящих в ее состав компонентов, при котором

становится возможным выполнение

функций по обработке информации;

2) устойчивости функционирования

информационной системы общего пользования как ее способности сохранять свою целостность и возвращаться в исходное состояние при отказе части компонентов системы, так и в условиях внутренних и внешних деструктивных информационных

воздействий;

3) безопасности информационной

системы общего пользования как ее способности противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам системы и преднамеренным

дестабилизирующим внутренним или внешним информационным

воздействиям, следствием которых могут быть нежелательное состояние системы или ее неправильное функционирование [16].

Термин "институт" в политической науке используется прежде всего для обозначения разного рода

упорядоченных и формализованных политических отношений [9. С. 409].

Институализация политических

отношений выступает в качестве механизма, обеспечивающего

организацию совместной политической деятельности людей, и предполагает формирование определенных

организаций, в рамках которых протекает та или иная политическая деятельность [9. С. 409].

Институционалисты (Т. Веблен, М. Ориу, Ж. Ренар, А. Грачи и др.) под политическими институтами понимают группы людей, объединенных какой-либо идеей, чувством солидарности и так далее для выполнения определенных функций. Т. Парсонс и П. Хортон трактуют политические институты как систему ролей, организованную систему поведения и политических отношений. Р. Кениг под политическими институтами понимает систему норм, регулирующих поведение человека в политической сфере [9. С. 409].

Структура, внутренние элементы политических институтов выглядят следующим образом: а) статус людей в политической сфере деятельности и политических отношений; б)

совокупность ролей, которые выполняют люди, ассоциированные в рамках данного института; в) политические нормы, как субъективные компоненты деятельности, которые функционируют в форме обычаев, традиций, законов, принципов, что классификацию политических институтов необходимо дать по таким критериям как: а) степени

организованности б) вертикальной и горизонтальной дифференциации; в) видам деятельности. Важным является и функция политических институтов.

Следует сосредоточить внимание на трех из них: регулятивной

(регулирование деятельности и политических отношений); закрепление и воспроизводство политических

отношений; включение людей в

политическую деятельность и

политические отношения при

соблюдении преемственности и

непрерывности. Главная функция всех институтов - регулирование

общественно-политичес-ких процессов и явлений с целью сохранения их

стабильности и поддержания равновесия между ними [9. С. 410].

Концепция информационной

безопасности РФ служит

методологической основой разработки комплекса нормативно-правовых и

организационно-методических документов, регламентирующих

деятельность в области информационной

безопасности органов представительной, исполнительной и судебной властей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (органы

государственной власти и управления), предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-

правовой формы и формы собственности (предприятия).

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской

Федерации, законы Российской

Федерации "О безопасности», "О государственной тайне", "Об

информации, информатизации и защите информации", другие законодательные акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные

Российской Федерацией, определяющие права и ответственность граждан, общества и государства в

информационной сфере.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности

относятся:

- выявление, оценка и

прогнозирование источников угроз информационной безопасности;

- разработка государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации;

- разработка нормативно-правовой

базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления и предприятий по обеспечению информационной

безопасности;

- развитие системы обеспечения

информационной безопасности,

совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий ее нарушения;

- обеспечение активного участия

России в процессах создания и использования глобальных

информационных сетей и систем [3].

Нужно также отметить

существенную особенность генезиса политических институтов. Она состоит в том, что деятельность по созданию того или иного института не носит одноактного, разового характера, а представляет собой процесс, охватывающий значительный

исторический период, в котором могут быть выделены определенные этапы, переходные формы становления того или иного политического института. Необходимо учитывать и различные общественные условия, в которых происходит и развитие политических институтов. Например, известная незавершенность политических

институтов в докапиталистических обществах была обусловлена прежде всего недостаточной зрелостью частнособственнических отношений. Кроме того политические институты в ходе своего исторического развития претерпевают значительную

трансформацию и они могут быть устойчивыми и неустойчивыми. От степени их стабильности во многом зависит уровень стабильности всей политической системы [9. С. 410].

На протяжении исторического развития российского государства идет постоянный поиск согласования локальных (региональных) и общих (государственных) интересов, что выражается в конечном счете в формировании соответствующей системы политических институтов, выступающих на следующем шаге уже регулятором региональных отношений. Согласно гипотезе С. Г. Кирдиной, к базовой структуре политических, властных институтов, определяющих характер региональных отношений, относятся [7]:

1. Административное территориальное деление государства.

2. Иерархия статусов регионов и поселений.

3. Властная иерархическая вертикаль органов регионального управления во главе с центром.

4. Назначение региональных

руководителей.

5. Выборность региональных органов управления.

6. Единогласие или круговая порука

как форма ответственности

территориальных общностей.

7. Жалобы населения как регулятор деятельности региональных органов.

Данные институты

взаимообусловлены, поддерживают друг друга и образуют устойчивую систему. Это означает принципиальную невозможность кардинального изменения одного из них без одновременного изменения всех остальных в этой системе. Названные институты эволюционируют в ходе исторического развития, приобретают более сложные формы, но сохраняют свое основное содержание.

Анализ функционирования и эволюции социальных систем

свидетельствует, что их развитие сопровождается следующими

тенденциями:

- расширением диапазона реакции системы в ее взаимодействиях с внешней средой;

- повышением обоснованности, а, следовательно, и точности таких решений;

- экономией ресурсов;

- опережающим повышением роли информации в сравнении с другими ресурсами [8. С. 8].

Развитие социальных систем определяется информационными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закономерностями. Если динамическая система одновременно испытывает информационную недостаточность и энергетический дефицит, то следствием этого, как правило, является утрата целостности, системный кризис, который в предельном случае способен изменить сам канал (аттрактор) эволюционного развития системы [6].

Система информационной

безопасности будет успешно действовать, если будет создана на основе указанных информационных закономерностей,

определяющих развитие социальных систем. В Доктрине информационной безопасности РФ сформулированы четыре принципа информационной безопасности, составляющих основу национальных интересов России в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения и использования информации;

- информационное обеспечение

внутренней и внешней государственной политики страны;

- развитие современных

информационных технологий

отечественной индустрии информации, в том числе, средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности национальных информационных телекоммуникационных систем [3].

Таким образом, обеспечение информационной безопасности

Российской Федерации является одной из ключевых задач формирования информационного общества. Ее решение предполагает обеспечение

информационной безопасности граждан в условиях информационного окружения, а также самой информационной

инфраструктуры.

Примечания

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М. : Текст, 1993. 303 с. 2. Ачкасов В. А., Грызлов Б. В. Институты западной представительной демократии в сравнительной перспективе: Учеб. пособие. СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2006. 264 с. 3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Российская газета. 2009. 28 подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, скорректирована распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 г № 2161-р. 4.

Дорожкин Ю. Н., Каримова Н. И. Этапы развития российских СМИ как информационнокоммуникационного института формирования имиджа политиков // Власть. 2012. № 3. С.139-142. 5. Информационное общество. 1995. Вып. 6. С. 53-78. 6. Информационная безопасность России в условиях глобализации. Ч. 1. Политическое образование. Информационноаналитический журнал // URL:http://www. lawinrussia.ru. 7. Кирдина С. Г. //

URL:http://nesch.ieie.nsc.ru/3KIRD8.html. 8. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М. : Устойчивый мир, 2001. 9. Общая и прикладная политология / под ред. В. И. Жукова, Б. И. Кретова. М. : МГСУ, Изд-во «Союз», 1997. 992 с. 10. Песков Д. Н. Интернет как политический институт в России // URL:ecsocman.hse.ru/data/ 123/687/ 1219/005Peskov.pdf. 11.

Политология / словарь по обществознанию / под ред. Ю. Ю. Петрунина, М. И. Панова. М., 2006. 290 с. 12. Соловьев О. М. Политические институты: Учеб. пособие. СПб. : Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. 145 с. 13. Халипов В. Ф., Халипова Е. В. Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. М. : Луч, 1996. 271 с. 14. Холодковский К. Г. Доступ к информации как демократический институт // Политические исследования. 2010. № 5. С. 18-28. 15. McLuhan М., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventoty of Effects. N.Y. : Wired Books, 1996. 16. URL:http://minvvaz.ru/ru/directions.

Статья поступила в редакцию 22.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.