УДК 378:304
Хапай Адыиф Арамбиевна
кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Института экономики и управления
Khapay Adyif Arambiyevna
PhD in Law, Assistant Professor, Dean of Law Faculty, Institute of Economics and Management
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
THE STRATEGY OF INFORMATION SOCIETY DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: INNOVATIVE APPROACHES OF IMPLEMENTATION AT THE PRESENT STAGE
Аннотация:
В статье анализируется ход реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации. Исследуется инновационное содержание современной государственной политики в области развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности России. Охарактеризована деятельность Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества и Института развития информационного общества в контексте рассматриваемого вопроса. Особо отмечена необходимость совершенствования правового обеспечения информационной безопасности в современных условиях.
Ключевые слова:
информация, информационное общество, государственная политика, информационные технологии, информационная безопасность, Совет при Президенте РФ по развитию информационного общества, Индекс сетевой готовности, Институт развития информационного общества.
Summary:
The article analyzes the implementation of the Strategy of information society development in the Russian Federation. The author explores innovative content of the modern state policy in the field of information society development and information security of Russia. The paper describes the activities of the Presidential Council on Information Society Development and the Institute of Information Society Development in the context of the question under consideration. The author emphasizes the need for improving the legal framework of the information security in the modern conditions.
Keywords:
information, information society, public policy, information technology, information security, Presidential Council on Information Society Development, Networked Readiness Index, Institute of Information Society Development.
Неотъемлемой компонентой современной картины мира является информационная война. Именно поэтому для устойчивого развития общества и преодоления информационного противоборства все более необходимым становится осуществление целенаправленной политики государства в области развития информационного общества и обеспечения информационной безопасности России.
В первую очередь отметим, что в последние годы ученые акцентируют особое внимание на возрастающей роли информационной сферы, которая является системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, военной и других составляющих национальной безопасности Российской Федерации [1, с. 3].
В предложенном нами ранее опыте анализа мы исходили из представления о том, что процессы становления информационного общества, развития информационных технологий определяющим образом влияют на все сферы человеческой жизнедеятельности. Информационное преимущество, определяемое информационными ресурсами, становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических ресурсов, что в конечном счете ведет не только к информационной дифференциации общества, но и к социально-экономическому дисбалансу [2, с. 5].
Наше очередное обращение к данной теме обусловлено необходимостью выявления инновационного содержания государственной политики в области развития информационного общества в России.
Принимая во внимание неоднозначность понятийного ряда, представляется методологически необходимым уточнение содержания анализируемого феномена. В современной социогу-манитарной науке под информационным обществом понимается «ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, информационных про-
дуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей» [3, с. 18].
Многофакторность и проблемность развития информационного общества в России обусловливают необходимость постоянной исследовательской экспертизы, требуют всестороннего изучения, своевременного и научно обоснованного реагирования со стороны научного сообщества.
В последние годы процесс разработки национальной стратегии, необходимой для реализации указанной задачи, существенно активизировался. Первым шагом на этом пути стало образование в ноябре 2008 г. Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества (далее - Совет) - совещательного органа, созданного для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации. Создание Совета стало существенной новацией в принятии управленческих решений в информационной сфере.
Положение о Совете предусматривает, что его основными задачами являются [4]: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации, а также по определению ключевых мер и механизмов, включая государственную поддержку, необходимых для решения этой проблемы; рассмотрение основных вопросов развития информационного общества в Российской Федерации, а также определение способов и форм их решения; подготовка предложений Президенту Российской Федерации по вопросам реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, а также по иным вопросам развития информационного общества в Российской Федерации; рассмотрение и утверждение плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации; анализ практики реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и иных программ и проектов в области развития информационных и телекоммуникационных технологий; оценка эффективности мер, направленных на развитие в России информационного общества, а также подготовка предложений по совершенствованию деятельности в этой области; проведение по поручению Президента Российской Федерации экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, связанным с развитием информационного общества в Российской Федерации; представление Президенту Российской Федерации ежегодного доклада по вопросам развития информационного общества в Российской Федерации.
Вслед за созданием Совета в декабре 2008 г. Указом Президента РФ принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (далее - Стратегия), которая разработана в целях достижения высокого уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивного использования органами государственной власти, гражданами и бизнесом [5]. Стратегией определяются цель, задачи, принципы и основные направления политики государства в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий, науки, образования и культуры для продвижения страны по пути формирования и развития информационного общества.
В доктринальном плане новые подходы Стратегии в области развития информационного общества оправдали себя. Среди основных мероприятий Стратегии можно выделить: создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации; стимулирование применения организациями и гражданами информационных и телекоммуникационных технологий; привлечение инвестиций для развития российской отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, а также отечественной электронной промышленности; создание условий для развития компаний, работающих в области электронной торговли; поддержка реализации социально значимых проектов в СМИ; обеспечение уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем и др.
Рассуждая о развитии информационного общества, следует отметить, что по Индексу развития интернета Россия занимает 3-е место в рейтинге 86 стран мира. На основании Индекса сетевой готовности 2014 г. - комплексного показателя развития информационно-коммуникационных технологий в стране, Россия на 50-м месте [6]. В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии планировалось, что к 2015 г. Россия окажется в числе 20 ведущих стран мира в международных рейтингах в области развития информационного общества и займет не ниже 10-го места в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы.
Исключительная роль в решении задач Стратегии принадлежит Институту развития информационного общества (ИРИО). Это независимая исследовательская и сервисная организация, созданная 7 сентября 1998 г. по инициативе известных специалистов в сфере информационных технологий, телекоммуникаций и информационной политики, объединенных идеей развития информационного общества в России. В сотрудничестве с федеральными и региональными органами власти, российскими, зарубежными и международными организациями Институт часто выступает в качестве организатора и соорганизатора ряда конференций и семинаров.
В настоящее время в стране в рамках реализации Стратегии проводятся конференции, круглые столы, активно привлекаются средства массовой информации (печатные и электронные), создаются и продвигаются специализированные сайты, осуществляется мониторинг и анализ рынка интернет-СМИ, издаются буклеты, брошюры, книги, в том числе на электронных носителях. Так, традиционным стал Тверской социально-экономический форум «Информационное общество», целью которого является содействие развитию информационного общества в России посредством публичного обсуждения текущего состояния и планов развития информационного общества и формирования электронного правительства, анализ выполнения национального плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Следует отметить, что Стратегия акцентирует внимание на инновационных ресурсах развития информационных и телекоммуникационных технологий и является важнейшим концептуальным документом, влияющим на обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России. Как следует из Стратегии, совершенствование правового обеспечения информационной безопасности является одним из приоритетов при построении глобального информационного общества, провозглашенного в Окинавской хартии глобального информационного общества, подписанной Президентом РФ 22 июля 2000 г. Именно поэтому совершенствование механизмов правового регулирования общественных отношений, возникающих в области обеспечения информационной безопасности, должно стать одним из приоритетных направлений государственной политики.
Нужно подчеркнуть, что Стратегия разработана и реализуется в новых условиях - на этапе активного внедрения во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, создающих необходимый фундамент для перехода к информационному обществу и оказывающих колоссальное воздействие на все аспекты жизнедеятельности личности, общества и государства. Следует также напомнить, что данный доктринальный документ предполагает постановку и решение многих актуальных проблем [7]:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
- сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.
Необходимо также подчеркнуть, что на первом заседании Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества 12 февраля 2009 г. были внесены предложения о создании межведомственных рабочих групп для координации и реализации Стратегии. Примечательно, что Совет является действующим органом, в рамках которого происходит проективная экспертиза, аналитика и выявление динамики развития информационного общества. В этих целях создан Президиум Совета, в состав которого входят председатели межведомственных рабочих групп и их заместители.
Вслед за принятием Стратегии развития информационного общества последовали сопутствующие управленческие решения и мероприятия федерального уровня. Так, разработаны «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
Также Правительством РФ приняты государственные программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» - с целью создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий [8]; «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» - направлена на обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны; «Доступная среда» - с целью формирования к 2016 г. условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствования механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы; ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы».
Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» включает в себя четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство».
Эти значимые правовые документы и основанная на них деятельность стали существенным этапом на пути развития информационного общества в Российской Федерации. В последние годы реализация Стратегии и программ набирает темп, в их воплощении принимают участие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители научных организаций и гражданского общества. Они предусматривают выделение субсидий из федерального бюджета, а также самофинансирование и софинансирование для обеспечения региональных целевых программ в сфере информационных технологий.
Прошедший период реализации Стратегии и программ выявил проблемы и противоречия развития информационного общества в России. Мы разделяем суждения, согласно которым информационное общество, несмотря на прогрессивные технологии и инновационный строй системы, является достаточно противоречивым. Эти противоречия проявляются в том, что технологические возможности этого типа общества и те возможности, которые связаны с развитием социальной и культурной сфер, в известной мере расходятся [9].
В связи с вступлением России в информационное противоборство с некоторыми странами и возросшей ролью информационной безопасности на XVII Национальном форуме информационной безопасности «Инфофорум-2015» (5-6 февраля 2015 г., Москва) акцентировалось внимание на разработке новой Доктрины информационной безопасности. Об этом в своем выступлении заявил референт аппарата Совета безопасности РФ Д. Грибков: «В сложившихся внешнеполитических условиях возросла потребность в поиске более эффективных мер и подходов к информационной безопасности. Действующая Доктрина была утверждена 15 лет назад, и анализ современных обстоятельств показывает, что документ требует корректировки. Новая редакция Доктрины информационной безопасности должна быть согласована с представителями отрасли и отражать интересы государства в информационной среде: соблюдение прав человека и гражданина, развитие информационно-коммуникационных технологий, повышение конкурентоспособности российской продукции при создании сетей связи, обеспечение безопасности национальной информационной критической инфраструктуры» [10]. Разработка такого документа и его реализация возможны только в тесном взаимодействии государственных органов с бизнесом и институтами гражданского общества. Главной задачей должно стать упрочнение работы системы информационной безопасности информационно-коммуникационных технологий и их влияния на общество.
Анализируя ход реализации Стратегии развития информационного общества в нашей стране, мы разделяем мнение академика К.К. Колина о том, что «по своему содержанию принятая Стратегия выгодно отличается от аналогичных документов других стран своей комплексностью, а также конкретностью и четкостью сформулированных в ней целей и основных концептуальных положений» [11, с. 32].
В заключение подчеркнем, что основная проблема развития информационного общества в России на современном этапе состоит в том, каким образом отвечать на вызовы и угрозы, существующие в отношении не только информационной безопасности России, но и ее национальной безопасности. Актуальность такой постановки вопроса возрастает, как известно, в связи с
введением санкций США и европейскими странами в отношении России. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации располагает необходимыми механизмами и технологиями для решения этой важной задачи.
Ссылки:
1. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2008.
2. Хапай А.А. Правовое регулирование информационных отношений в современной России (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.
3. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е., Шапошник С.Б. Информационное общество для всех сегодня и завтра: совместные действия заинтересованных сторон по реализации стратегии развития информационного общества // Информационное общество. 2008. Вып. 5-6.
4. Положение о Совете при Президенте по развитию информационного общества в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 1 ноября 2008 г. № 1576) [Электронный ресурс]. URL: http://archive.krem-lin.ru/text/docs/2008/11/208795.shtml (дата обращения: 29.07.2015).
5. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212) // Российская газета. 2008. № 459. 16 февр.
6. Индекс сетевой готовности 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bizhit.ru/index/indeks_setevoj_gotov-nosti_2014/0-451 (дата обращения: 29.07.2015).
7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.
8. Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 // Российская газета. 2014. 24 апр.
9. Шендрик А.И. Информационное общество и его культура: противоречия становления и развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2010/4/Shendrik/ (дата обращения: 29.07.2015).
10. XVII Национальный форум информационной безопасности «Инфофорум-2015» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/info/infopartner/601269/ (дата обращения: 29.07.2015).
11. Колин К.К. Системная модернизация России и проблемы развития информационного общества // Государственная служба. 2010. № 2.