И.А. Бронников
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В статье показано, что информационно-коммуникационные технологии на этапе становления информационного общества определяют доминирующую парадигму прогресса, связанную с конструированием политической жизни социума. Для исследования готовности к информационному обществу используют такие рейтинги и индикаторы: 1СТ Development Index (IDI)
- индекс развитости информационных технологий, Network Readiness Index (NRI)
- индекс готовности к сетевому обществу, e-Government Index (e-Gov) - индекс развития электронного правительства. Данные показатели отображают сильные и слабые стороны информационного развития государств. Исходя из представленных данных, делается вывод, что в XXI в. человечество должно избрать свободный путь для формирования институтов информационной эры и глобального общества. Одна из ключевых сил, оказывающих влияние на мировой политический процесс
- это так называемое «глобальное политическое пробуждение». При этом отмечается, что отождествление политического пробуждения лишь с т.н. «цветными революциями» является узким подходом к данной проблематике. Политическое пробуждение рассматривается в тесной взаимосвязи с формированием политического сознания у значительной части граждан. Выявлено, что политическое пробуждение ранее пассивных граждан является своеобразным ответом на вызовы современного информационного общества.
Ключевые слова:
информационное общество, глобальное политическое пробуждение, электронное гражданское общество, политическое сознание, Интернет.
I. Bronnikov
POLITICAL AWAKENING IN THE INFORMATION SOCIETY
Abstract
The article shows that information and communication technologies in the information society to the dominant paradigm of progress related to the construction of the political life of society. To investigate the readiness for the information society use these ratings and indicators: 1ST Development Index (IDI) - the index of development of information technology, Network Readiness Index (NRI) - Readiness Index networked society, e-Government Index (e-Gov) -the e-government index. These figures reflect the strengths and weaknesses of Information Development. Based on the data, it is concluded that in the XXI century. humanity must choose a clear path for the institutions of the information age and global society. One of the key forces that influence the global political process is the so - called "global political awakening". It is noted that the identification with the so-called political awakening "Color revolutions" is a narrow approach to this issue. The political awakening is considered a close relationship with the formation of political consciousness of a large part of the citizens. It was revealed that the political awakening of the previously passive citizens is a response to the challenges of a modern information society.
Key words :
information society, global political awakening, electronic civil society, political consciousness, Internet.
По поводу специфики и характера современного информационного общества однозначных оценок не существует. Принято считать, что информационное общество - это общество нового типа, в котором главными неисчерпаемыми ресурсами являются знания и информация, транслируемые в свободном доступе через новые коммуникационные каналы.
Несмотря на то, что в достаточно отчетливом варианте идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века, популярность исследований в этой области остается неизменно высокой. Исследователи информационного общества подразумевали, что благодаря повсеместному распространению знаний и образования человечество придёт к новому витку своего развития. Однако реальности XXI века демонстрируют, что горизонт искомых надежд всё ещё находится за достаточно высокими горами. Краеугольная проблема информационного общества заключается в том, что колоссальное количество предложенных теоретических механизмов плохо реализуются в современной социально-политической действительности. Бурное развитие технологий заслоняет собой суть происходящих глобальных трансформаций. Не в последнюю очередь этому способствует традиционный абсентеизм, а также насаждение поверхностного отношения к возникающим политическим проблемам. Более того развлекательный характер социальных медиа выполняет функцию сходную со зрелищами Древнего Рима, отворачивая людей от политики и порождая политическую апатию.
В этой связи некогда забытая история про «Карго-культ» вновь становится актуальной, особенно тогда, когда встаёт вопрос о получаемых благах информационного общества. Во время Второй мировой войны американцы построили аэродром на одном из островов Океании. Зачарованные туземцы смотрели, как приземляются самолеты с надписью «Карго» и из них извлекаются продукты, оборудование и прочие крайне полезные вещи, которые туземцам представлялись дарами свыше. Война закончилась, американцы ушли, иссякли «дары богов». Тогда туземцы из соломы построили взлетную полосу и стали ждать появления самолетов. Это выросло в целый религиозный карго-культ.
Нам же представляется, что в современном мире яркость и доступность коммуникативных технологий дискредитирует нормы и образцы взаимоотношения граждан с государством и институтами власти, т.е. формы политического поведения, которые принято обозначать термином «по-
литическая культура». Новаторский характер инноваций не должен затмевать наш взор.
Карл Маркс заметил, что сознание обычно отстаёт от реальности. Другими словами, понимание сути социально-политических изменений наступает после того, как они произошли, а не предшествуют им и даже не сопровождает их. Отсутствие «университета политических ошибок» приводит к их повторному появлению.
В любом случае мы с вами являемся свидетелями создания нового типа общества. Информация стала играть основную, стратегическую роль в деятельности человечества, начиная с отдыха, включая деловую активность и работу правительства.
По оценкам учёных, модернизация информационных технологий происходит в 3-6 раз быстрее, чем технологий использования энергии.
Формирование современного информационного общества - это не дело свободного выбора, а суровый, естественно необходимый процесс, поскольку сегодня в ведении человечества нет другого ресурса, кроме информации, который послужил бы в роли уникального рычага преобразования общества и дальнейшего прогресса. Информационное общество - это целесообразно организованный ответ цивилизации на вызовы современной эпохи. Наша «возможная цель - предпринять все мыслимые усилия для утверждения на планете информационного общества как условия, совершенно необходимого для продолжения истории, если угодно, как нового этапа истории» [6].
Информационное общество и модель его экономики является своеобразным ответом человечества на информационное перенасыщение, которое и лежит в основе увеличения числа занятых в информационной сфере: надо же с этим как-то справляться. Начиная со второй половины XX в. объемы информации в социуме растут экспоненциально. По расчетам они удваиваются каждые 18 месяцев - против 50 лет во времена промышленной революции. Существуют и интегральные исторические оценки. С начала нашей эры первое удвоение знаний в обществе произошло к 1750 году, второе - к началу XX века, третье - к 1950 году. С этого рубежа объем знаний человечества удваивался каждые 10 лет, с 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно. В итоге интеллектуальные ресурсы к началу XXI в. увеличились в 250 тыс. раз. Будучи благом, когда общество владеет информацией, она превращается во зло, когда выходит из-под контроля,
т.к. в состоянии захлестнуть, а затем и «утопить» специалистов системы управления [6].
Опираясь на количественные меры математической теории информации и, исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов Д.С. Робертсон, выдвинул формулу «цивилизация - это информация», и проранжировал уровни развития цивилизации по количеству производимой информации (табл. 1).
Таблица 1. Информационные уровни развития цивилизации [13]
уровень Количество информации Исторический период Достижения Эволюция экономики
0 информационная емкость мозга человека - 107 бит 3,1 тыс. лет до н.э. Владение речью Преобразование индивидуального труда в коллективный
1 устное общение внутри общины, деревни или племени: количество циркулирующей информации ^ 109 бит 3 тыс. лет до н.э. Владение речью Появление возможности передачи информации в экономическом обмене
2 письменная культура: мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит 1,4 тыс. лет до н.э. Изобретение письменности Использование письменности в экономике; расширение экономических границ в связи с обменом знаниями
3 книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит XV в. Изобретение печатного пресса и наборного шрифта Гуттенберга Начало капитализации; открытие экономических законов; появление цены информации
4 Книжный фонд, радио, телеграф, телефон -1021 бит XIX - сер. XX вв. Изобретение телеграфа, радио, телефона, ТВ Начало поточного производства; создание транснациональных корпораций
5 Информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит С 70-х гг. XX в. Появление ЭВМ, ПК, Интернета, сетей. Компьютеризация жизни; переход к информационной экономике
Таким образом, судить о степени развития информационного общества в той или иной стране можно только с учетом создаваемого ею или привлекаемого извне материального базиса для решения поставленных задач. Уже сегодня можно говорить о том, что обозначились контуры мирового разделения труда в сфере создания информационного общества, в котором все страны от развитых до развивающихся имеют или ищут свои специализации. При этом страны, имеющие сильные экономики и защищенные языковым барьером, например, Сингапур, Южная Корея и Япония, могут приобрести уникальный опыт создания национальных информационных обществ и соответствующих экономик.
На сегодняшний день существует несколько признанных рейтинговых агентств, которые оценивают технологические, экономические, политические и социальные аспекты развития стран, а также их совокупное воздействие на их соответствующие информационные экономики. Международные оценки оказывают значительное влияние на политические действия правительств.
Как известно, в России в 2011 году началась реализация государственной программы «Информационное общество 2011-2020 годы». Одним из критериев её успешного выполнения, в числе прочих, является улучшение рейтинга страны по некоторым международным индексам, включая: ICT Development Index (IDI) - индекс развитости информационных технологий, Network Readiness Index (NRI) - индекс готовности к сетевому обществу, e-Government Index (e-Gov) - индекс развития электронного правительства. По оценкам за 2014 г. положение России здесь следующее:
- по индексу IDI [1] - 42-е место из 166 стран;
- по индексу NRI [2] - 41-е место из 143 стран (данные за 2015 год);
- по индексу e-Gov [5] - 27-е место из 193 стран.
В ходе успешной реализации государственной программы «Информационное общество 2011-2020 годы» показатели России по данным индексам должны быть следующими: по индексу IDI войти в Т0П-10 стран, по индексу NRI войти в Т0П-20 стран, по индексу e-Gov войти в Т0П-20 стран.
Если по общим показателям развития информационных технологий ведущих рейтинговых агентств Россия показывает положительную динамику и располагается на достаточно высоких позициях, то ситуация с индексами, непосредственно связанными с политическим процессом, экономикой или промышленностью не столь обнадеживающая.
В 2014 году опубликованы последние результаты исследования «Индекса процветания» крупнейшей независимой британской частной инвестиционной компании Legatum Group, частью которой является Legatum Institute, проводивший исследование. Legatum Institute обрабатывал данные для 142 стран мира. Чтобы вычислить уровень процветания страны, аналитики Legatum Institute исследуют значения 89 различных параметров, которые для удобства разбиты на 8 групп: экономика, предпринимательство, государственное управление, образование, здоровье, безопасность, личные свободы, социальный капитал.
В соответствии с расчетами (табл. 2), первое место по сумме показателей заняла Норвегия, Россия на 68-м месте, последнее место в рейтинге занимает Центральноафриканская Республика. Согласно данному рейтингу, Россия входит в число «слабых» стран по показателям уровня государственного управления, безопасности и личных свобод (113, 96 и 124-е место в мировом рейтинге). Остальные показатели относятся к «среднему уровню».
Следует отметить, что Россия в 2014 году продемонстрировала самое большое падение среди европейских стран - за год наша страна опустилась с 61 на 68 место в рейтинге.
Таблица 2. Рейтинг процветания стран мира в 2014 году [3].
Место Страна Эконо-миика Пред-прини- Гос.упр авле- Обра-зова- Здраво охра- Безо-пас- Личные свобо- Социальный
1 Норвегия 3 7 7 5 5 6 2 1
2 Швейцария 1 3 1 21 3 11 12 9
3 Новая Зеландия 15 18 2 7 20 10 1 2
4 Дания 18 2 3 3 13 8 9 3
5 Канада 5 17 8 2 11 9 5 4
6 Швеция 4 1 4 16 12 4 6 11
7 Австралия 12 13 9 1 14 16 3 6
8 Финляндия 26 4 5 6 15 3 16 5
9 Нидерланды 25 10 11 4 6 18 7 8
10 США 17 11 12 11 1 31 21 7
67 Филиппины 40 75 55 76 97 111 50 59
68 Россия 57 46 113 37 44 96 124 67
69 Македония 110 63 69 74 52 67 77 82
141 Чад 124 140 141 142 140 138 129 113
142 Центральн. афр. республ. 127 142 128 141 141 135 94 141
Динамика индекса процветания России с 2009 по 2014 год выглядит следующим образом (табл. 3):
Таблица 3. Динамика «индекса процветания» России, 2009-2014 гг.
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Индекс процветания 62 63 59 66 61 68
Особенное беспокойство вызывают показатели нашей страны по таким категориям как «государственное управление» и «личные свободы». Эта тенденция коррелирует с данными авторитетного рейтинга Worldwide Governance Indicators (далее - WGI), составляемого Всемирным банком (табл. 4). По всем шести показателям в 2013 г. Россия имеет отрицательную статистику.
Таблица 4. Показатели WGI, 2013: от +2,5 до -2,5 [4].
Страна Политическая стабильность и отсутствие насилия Эффективность госуправления Качество господдержки частного сектора Закон и порядок Контроль над коррупцией Свобода слова и контроль власти
Норвегия 1,3 1,9 1,7 2,0 2,3 1,8
Сингапур 1,3 2,1 2,0 1,7 2,1 0,1
Германия 0,9 1,5 1,6 1,6 1,8 1,4
США 0,6 1,5 1,3 1,5 1,3 1,1
Армения 0,1 0,1 0,2 -0,3 -0,5 -0,6
Китай -0,5 0 -0,3 -0,5 -0,4 -1,6
Россия -0,8 -0,4 -0,4 -0,8 -1,0 -1,0
Украина -0,8 -0,7 -0,6 -0,8 -1,1 -0,3
Зимбабве -0,7 -1,1 -1,8 -1,6 -1,4 -1,4
ЦАР -2,1 -1,8 -1,1 -1,8 -1,0 -1,5
В динамике рейтинги России по данным Worldwide Governance Indicators по ключевым показателям за период 1996-2013 гг. выглядят следующим образом:
Схема 1. Динамика отдельных показателей WGI для России
0
-0,21994 -0,4 -0,6 -0,8 -1 -1,2 -1,4 -1,6
1996 1998 -0,3 ,
-0,52
2000
-1,23
-0,39 -0,77
-1,42
2002 2004 2006 2008 2010 2012
-0,3 -0,34 -0,36
-0,46 -0,45 -0,43
-0,58
-0,68 -0,76 -0,75
-0,85
2014
-0,91
-0,83
-0,98-1,01
-1,2 -1,25
Свобода слова и контроль власти
Политическая стабильность и отсутствие насилия
Эффективность государственного управления
Долгосрочных сильных изменений в плане свободы слова и контролируемости властей гражданами индексы, как видим, не показывают. Напротив, это яркие индикаторы стагнации системы государственного управления.
Соглашаясь с политологом В.И. Буренко отметим, что правящий класс России (впрочем, как и ряда других стран) пока ещё вынужден использовать демократическую риторику для прикрытия недемократической политики. Одним из инструментов маскировки авторитарного наступления стало применение технологий мимикрии под демократию.
Политика и технологии мимикрии под демократию активизируются в условиях нарастания экономических трудностей, в периоды электоральных кампаний, в условиях роста гражданских движений и оппозиционных настроений. Технологии мимикрии снижают на определенное время накал политической борьбы, умиротворяют демократически настроенную часть общества [8, с. 18].
В XXI веке человечество должно избрать свободный путь для формирования институтов информационной эры и глобального общества.
Инновационный прорыв в социально-политическом развитии общества проявляется в тесной зависимости от желания и способности политической элиты включать гражданский потенциал в те сферы, которые раньше являлись заповедной зоной государства - в процесс принятия и реализации важнейших политических решений.
Интересный взгляд на проблему перестройки глобальной системы высказывает норвежский социолог Й. Гальтунг [10]. В статье «Десять тенденций, меняющих мир», он фиксирует 10 трендов определяющих, по его мнению, современное мировое развитие. Среди них 5 глобальных тенденций: «закат и падение империи США», «закат Запада», «ослабление государств и усиление регионов», «подъем остальных», «рост Китая»; и 5 социальных тенденций: «укрепление наций», «укрепление гражданского общества», «рост активности молодежи», «повышение роли женщин» и «усугубление неравенства и мятежи».
Среди выделенных Й. Гальтунгом тенденций и направлений развития современной мировой политической системы, основополагающими для понимания сути политических метаморфоз, по нашему мнению, является возникновение так называемого «глобального гражданского общества» («электронного гражданского общества»).
Под этим определением, однако, не следует понимать некое надгосу-дарственное образование в форме «мирового государства». Это явление суть активизма организованного в глобальном масштабе на основании всестороннего (политического, экономического, информационного, культурного и т.д.) взаимопроникновения объединения людей, которые независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности.
Таким образом, начинает обозначаться реалия, подрывающая основы, типичные для современного информационного общества, и, в то же время, определяющая ключевую силу, оказывающую влияние на политический процесс в настоящее время - нарождающуюся активацию политического и общественного сознания в мире, или, другими словами, «глобальное политическое пробуждение» [19].
XX век показал, что человечество умеет не отступать перед трудностями. Однако трудности XXI века зачастую ставят в тупик самые просвет-
ленные умы общества. Современный неиерархический мир переживает повсеместное политическое пробуждение - миллионы людей находятся в поиске своей идентичности. Одни апеллируют к стремлению в светлое будущее, другие - уповают на великое прошлое.
Всеобщая устремленность к обретению человеческого достоинства -это стержень самого феномена глобального политического пробуждения...такое пробуждение является социально мощным, политически радикализирующим и географически всеобщим. Хотя глобальный его охват представляет собой новый момент, история самого пробуждения началась с Французской революции 1789 года, которая вызвала сначала во Франции, а затем и во всей Европе заразительную популистскую активность беспрецедентной интенсивности и социального размаха [7, с. 175]. Аромат этого пробуждения добрался и до России, что вылилось в восстание декабристов. Но со времени возникновения яркого девиза «Свобода, равенство, братство» до настоящего времени прошло более 225 лет! За эти годы политическое пробуждение медленно трансформировалось в более мягкие, но сложные формы. В ряде работ последних лет затрагиваются вопросы глобального политического пробуждения и его влияния на мировой порядок.
Впервые употребил это определение Зб. Бжезинский в статье, опубликованной в The New York Times от 16 декабря 2008 года. В публикации дается определение феномена и его характерные черты. При изучении текстов выступлений Зб. Бжезинского можно выделить следующие тезисы, имеющие определяющее значение для понимания феномена «глобального политического пробуждения».
Во-первых, впервые в истории генерируется поиск личного достоинства в глобальном масштабе ввиду повсеместной активации политического сознания, культурных ценностей и новых экономических возможностей. Во-вторых, стимулирующими эту активации факторами выступают национальная память, связанная с историческими противоречиями, воспоминаниями о колониальном прошлом и имперском владычестве. В-третьих, унификация и всеобщая доступность СМИ и Интернета, как следствие развертывания глобальных сетей, создает сообщество общего восприятия и зависти, которое может быть использовано как среда для внедрения ложных идей политической мобилизации [19].
Три названных императива, по мнению Зб. Бжезинского, бросают вызов, как самим существующим государствам, так и существующей глобаль-
ной иерархии, на вершине которой все еще покоится Америка. Кроме того, интернет-коммуникации выступают мощным ресурсом активизации молодёжи и студенчества.
Вместе с тем, события 2010-2015 гг. показали, насколько тонка грань между стремлением установить развитую демократию и манипулятивным влиянием заинтересованных групп на политический процесс. Именно поэтому мы предлагаем рассматривать политическое пробуждение как стремление граждан к формированию политического сознания, как форму осознания политической действительности, как концентрацию мыслей и поступков на идее гражданственности.
В этой связи, применительно к России, не стоит забывать меткого замечания Н.А. Бердяева: «То, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезой или, во всяком случае, истиной относительности, частичной, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, во что-то вроде религиозного откровения». Это коррелирует с некоторыми тенденциями современной политической реальности.
Поэтому любые зарубежные теории стоит рассматривать сквозь отечественную практику, адаптировав их к российским реалиям. В противном случае мы будем иметь дело с псевдоконструкциями, от которых останется только название (симулякры), а смысл будет использован в лучших традициях пропагандистских кампаний.
Таким образом, безусловно, колоссальный рывок в области коммуникаций и распространения информации задаёт новый вектор развития человечества. Размах глобального политического пробуждения настолько велик, что оно охватывает практически все уголки планеты. Этот процесс усилен благодаря развитию современных сетевых технологий, и повсеместному распространению знаний и образования. Именно эта интеллектуализация населения создала условия для глобального политического пробуждения, притом, что его содержательное философское и политическое наполнение всегда зависит от исторического и культурного контекста конкретной страны.
Поэтому, нужно иметь ввиду, что далеко не каждый случай политического пробуждения дает одинаковый результат, даже если политическое пробуждение является движением народных активистов. История России,
как и многих других стран, знает много печальных страниц, когда политическое пробуждение приводило к катастрофическим последствиям.
Устойчивое политическое сознание выращивается постепенно и укрепляет себя изнутри. Оно напрямую связано с внутренними мотивами и потребностями Homo politicus. Суровая политическая встряска последних лет послужила неожиданному гражданскому сплочению.
Политическое пробуждение - это процесс, который не затухнет с течением времени. Оно должно во что-то вылиться. Именно поэтому современная вертикально-иерархическая система власти стоит на пороге фундаментальных изменений. Вопрос открытый: произойдут ли эти изменения мирным, дипломатическим способом или путём болезненных перемен, сопровождающихся ломкой устоявшихся институтов.
Если нынешнее общество пойдет по пути минимизации симуляции политической деятельности, укрепления политического самосознания и гражданственности, мы будем жить в современном процветающим государстве с развитыми политическими институтами.
Литература
1. Бжезинский Зб. Ещё один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М.: Междунар. отношения, 2010.
2. Буренко В.И. Консерватизм и традиционализм в политическом процессе современной России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. №7.
3. Буренко В.И. Мимикрия как политическая технология в условиях демодернизации // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. №16.
4. Гальтунг Й. Десять тенденций, меняющих мир. URL: http://globalaffairs.ru/number/Desyat-tendentcii-menyayuschikh-mir-15276 (дата обращения: 20.03.2015).
5. Гришин О.Е. Взаимосвязь государства и политической системы: теоретический аспект // Евразийский юридический журнал. 2015. №4(83).
6. Гришин О.Е. Политическая стабильность: понятие, фактора, инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №6-1(56).
7. Грум-Гржимайло Ю.В. Экономика информационного общества: иллюзии и реальность. Часть 1 // Информационное общество. 2010. №2.
8. Еляков А.Д. Современное информационное общество // Высшее образование в России. 2001. №4.
9. Знаменский Д.Ю. К проблеме формирования национальной модели государственной политики в современной России // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. №7.
10. Иванов В.К. Особенности консьюмеризации политической жизни // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №7.
11. Иванов В.К. Социально-политическая трансформация газетной прессы России // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. №3.
12. Крючков В.А., Сковиков А.К., Шумилова О.В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.
13. Мельникова Н.И. Индекс готовности к сетевому обществу в плену у экспертных показателей // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2014. Т. 2. №1(75).
14. Потапов В.А. Глобальное политическое пробуждение в контексте постмодерна. URL: http://www.pglu.ru/science/researches/nii-panin/vestnik/v3/V_A_Potapov.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
15. Соколов Н.Н. Государственная программа «Информационное общество 2020» как один из факторов информационной интеграции России в глобальное мировое сообщество // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. №11.
16. Хмельченко Е.Г. Интеллектуальный капитал - основа развития экономики и инновационных процессов в РФ // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. №16.
17. Measuring the Information Society Report 2014. URL: http://www.itu.int/en/ITU-
D/Statistics/Documents/publications/mis2014/MIS2014_without_Annex_4.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
18. The 2014 Legatum Prosperity Index™. URL: https://lif.blob.core.windows.net/lif/docs/default-source/publications/2014-legatum-prosperity-
index.pdf?sfvrsn=0%20%20%20http://www.li.com/activities/publications/2014-legatum-prosperity-index (дата обращения: 20.03.2015).
19. The Global Information Technology Report 2015. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR2015.pdf (дата обращения: 20.03.2015.)
20. The Worldwide Governance Indicators. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/ (дата обращения: 20.03.2015).
21. United Nations E-Government Survey 2014. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (дата обращения: 20.03.2015).
References
1. Bzhezinskii Zb. Eshche odin shans. Tri prezidenta i krizis ameri-kanskoi sverkhderzhavy. M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2010.
2. Burenko V.I. Konservatizm i traditsionalizm v politicheskom prot-sesse sovremennoi Rossii. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2014. №7.
3. Burenko V.I. Mimikriya kak politicheskaya tekhnologiya v usloviy-akh demodernizatsii. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2014. №16.
4. Gal'tung I. Desyat' tendentsii, menyayushchikh mir. URL: http://globalaffairs.ru/number/Desyat-tendentcii-menyayuschikh-mir-15276 (data obrashcheniya 20.04.2015).
5. Grishin O.E. Vzaimosvyaz' gosudarstva i politicheskoi sistemy: teo-reticheskii aspekt // Evraziiskii yuridicheskii zhurnal. 2015. №4(83).
6. Grishin O.E. Politicheskaya stabil'nost': ponyatie, faktora, innovat-sii. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'tur-ologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2015. №6-1(56).
7. Grum-Grzhimailo Yu.V. Ekonomika informatsionnogo obshchestva: illyuzii i real'nost'. Chast' 1. Informatsionnoe obshchestvo. 2010. №2.
8. Elyakov A.D. Sovremennoe informatsionnoe obshchestvo. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2001. №4.
9. Znamenskii D.Yu. K probleme formirovaniya natsional'noi modeli gosudarstvennoi politiki v sovremennoi Rossii. Vestnik universiteta (Gosu-darstvennyi universitet upravleniya). 2014. №7.
10. Ivanov V.K. Osobennosti kons'yumerizatsii politicheskoi zhizni. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2014. №7.
11. Ivanov V.K. Sotsial'no-politicheskaya transformatsiya gazetnoi pressy Rossii. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2012. №3.
12. Kryuchkov V.A., Skovikov A.K., Shumilova O.V. Zarubezhnyi opyt politicheskogo razvitiya obshchestva (po materialam arkhivnykh dokumen-tov). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. №4.
13. Mel'nikova N.I. Indeks gotovnosti k setevomu obshchestvu v plenu u ekspertnykh pokazatelei. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2014. T. 2. №1(75).
14. Potapov V.A. Global'noe politicheskoe probuzhdenie v kontekste postmoderna. URL: http://www.pglu.ru/science/researches/nii-panin/vestnik/v3/V_A_Potapov.pdf (data obrashcheniya 20.03.2015).
15. Sokolov N.N. Gosudarstvennaya programma «Informatsionnoe obshchestvo 2020» kak odin iz faktorov informatsionnoi integratsii Rossii v global'noe mirovoe soobshchestvo. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2011. №11.
16. Khmel'chenko E.G. Intellektual'nyi kapital - osnova razvitiya eko-nomiki i innovatsionnykh protsessov v RF. Vestnik Universiteta (Gosu-darstvennyi universitet upravleniya). 2014. №16.
17. Measuring the Information Society Report 2014. URL: http://www.itu.int/en/ITU-D/Statistics/Documents/publications/mis2014/ MIS2014_without_Annex_4.pdf (data obrashcheniya 20.03.2015).
18. The 2014 Legatum Prosperity Index™. URL: https://lif.blob.core.windows.net/lif/docs/default-source/publications/2014-legatum-prosperity-index.pdf?sfvrsn = 0%20%20%20http ://www.li.com/activities/ publications/2014-legatum-prosperity-index (data obrashcheniya 20.03.2015).
19. The Global Information Technology Report 2015. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GITR2015.pdf (data obrashcheniya 20.03.2015.)
20. The Worldwide Governance Indicators. URL: http://info.worldbank.org/governance/wgi/ (data obrashcheniya 20.03.2015).
21. United Nations E-Government Survey 2014. URL: http://unpan3.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2014-Survey/E-Gov_Complete_Survey-2014.pdf (data obrashcheniya 20.03.2015).