Территория науки. 2015. № 2
предоставляет ему более гибкие возможности в будущем развитии и дает возможность выглядеть более привлекательным в глазах потенциальных инвесторов. Внедрение ИТ-систем на предприятии -это повышение его эффективности и конкурентоспособности. Информационные технологии и системы являются инструментом управления, который он служит для координации и контроля хода бизнес-процессов в работе предприятия. Примитивное обладание этим инструментом не гарантирует успеха, хотя его отсутствие на крупном предприятии ведет к краху.
Список литературы
1. Башмаков А.И. Интеллектуальные информационные технологии: учебное пособие / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. - 302 с.
2. Венделева М.А. Информационные технологии управления: учебное пособие для бакалавров / М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. -М.: Юрайт, 2011. - 462 с.
3. Гапонова С.Н., Давыдова Е.Ю. Повышение эффективности управленческой деятельности на основе разработки и внедрения информационной системы предприятия: монография / С.Н. Гапонова, Е.Ю. Давыдова. - Воронеж, 2008. - 114 с.
4. Грудкин А.Ю. Информационная база анализа экономических активов финансовых корпораций / А.Ю. Грудкин. // Экономика, статистика и информатика, -2011.-№ 4.-С.70-75
5. Крылович А. В. Информационные технологии в управлении предприятием. // Материалы сайта www.cfin.ru/itm/kis/
6. Андерсон К. Наиболее эффективные методы внедрения систем управления. Материалы сайта www.cfin.ru/vemikov/kias/
Казанцев А.А., Толстых А.А.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ
СУБЪЕКТОВ
Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: информационное обеспечение, транспортное обеспечение, транспортное обслуживание, грузовой автотранспорт, управление транспортным обслуживанием.
103
Территория науки. 2015. № 2
Аннотация: В работе рассматриваются вопросы формирования системы информационного обеспечения управления транспортным обслуживанием, раскрываются функциональные возможности информационных систем управления автотранспортом, рассматриваются возможности использования в управлении автотранспортом ГИС-технологий.
Key words: information support, transport providing, transport service, freight motor transport, management of transport service.
Abstract: In work questions of formation of system of information support of management of transport service are considered, functionality of information management systems motor transport reveals, possibilities of use in management of motor transport of GIS-technologies are considered.
Социально-экономические системы характеризуются большим набором факторов, значительно усложняющих управление ими. Это: трудности при определении начальных координат системы, усугубляющиеся практической невозможностью их точного измерения, отсутствие четкой структуры и периодичности процессов; нерегулярность проявления свойств; нерегулярность воздействия
внешних факторов; трудность четкого определения единого критерия функционирования; определенная вероятность изменения заданной цели движения системы; вероятностный характер параметров
процессов; отсутствие стационарности внутренних и внешних характеристик процессов. Влияние этих факторов особенно
усиливается в условиях нерегулируемой или слабо регулируемой экономики, когда условия функционирования систем могут меняться стохастически под неконтролируемым воздействием «незримой руки рынка».
В целом управление можно определить как функцию социальноэкономической системы, которая обеспечивает направление
деятельности в соответствии с планом, удерживает в допустимых пределах отклонения системы от заданных целей.
В современной экономической литературе, посвященной информационным аспектам управления и его информатизации, приоритет отдается информационным технологиям поддержки принятия решений. Основным инструментом реализации информационных технологий являются информационные системы, в общем виде представляющие собой совокупность технических и программных средств, информационного фонда, базы моделей и алгоритмов. В общем виде система информационного обеспечения представляется как информационная система, реализующая функции
104
Территория науки. 2015. № 2
сбора и формирования массивов исходной информации, обоснования перспективных параметров и альтернативных вариантов развития управляемой подсистемы, проведения плановых расчетов на основе апробированных методик и алгоритмов и использования комплекса экономико-математических моделей, генерации плановых документов, обеспечивающих необходимый уровень эффективности и устойчивости функционирования объекта планирования.
Большинство компаний, предоставляющих услуги по внедрению и сопровождению информационных систем строят свои решения на базе «коробочных продуктов» (SAP R/3, BAAN, Oracle EBS, Парус, 1С), адаптируя такие системы под потребности клиента, что налагает на конечный продукт определенные ограничения. Как правило, в системах такого рода отсутствует возможность изменения логики и алгоритмов системы. Информационные системы данного типа разрабатываются на базе типовых проектов с некоторой степенью адаптации к реальным условиям функционирования того либо иного хозяйствующего субъекта. Альтернативный подход к созданию и внедрению автоматизированных информационных систем заключается в ориентации при создании системы на реальные потребности заказчика и его пожелания. Это увеличивает сроки разработки системы и затраты на разработку, но позволяет сконструировать информационную систему, адаптированную к индивидуальным особенностям конкретного хозяйствующего субъекта [1].
В настоящее время на рынке программного обеспечения существует ряд фирм-разработчиков программ, предлагающих свою продукцию в области управления системой транспортного обеспечения хозяйствующих субъектов: «1С-Рарус» - «1С: Рарус-Автотранспорт», НТЦ «Гектор» - «Гектор: Путевые листы», фирма «Звезда Софт» -подсистема «Путевые листы», Ининг Бизнес Софт - «Ининг-Автопарк», Инфин - «Автотранспорт», Информавто, фирма «Форт Диалог» и др.
Как правило, все эти системы ориентированы на обработку путевых листов. В соответствии с планом перевозок на каждый автомобиль выписывается путевой лист установленной формы, который является основным первичным документом для учета работы и одновременно документом, удостоверяющим право перевозки груза.
Одной из возможностей, предоставляемых автоматизированной системой, должны являться накопление и хранение разнообразной информации по каждому автомобилю (технический паспорт, «история» изменений - установка и снятие компонентов, прохождение техосмотров, аварии, ремонт и техническое обслуживание и т.д.).
Достаточно сложной задачей является учет топлива и
105
Территория науки. 2015. № 2
нефтепродуктов. Автоматизированная система должна иметь гибкую настройку норм расхода топлива в зависимости от марки машины, горючего, использования прицепов, специального оборудования, нормы расхода, летней и зимней норм расхода горючего и др.
Расчеты с заказчиками (клиентами). В зависимости от вида работ, перевозимого груза, тары, расстояния и даже от конкретного клиента или объекта могут использовать различные расценки на выполняемые услуги. Программное обеспечение должно легко настраиваться на любой алгоритм расчета стоимости выполняемых работ. Выписка счетов клиентам, ведение реестров по ним, отслеживание оплат, взаиморасчеты с заказчиками - все это система автоматизации управления автотранспортом должна выполнять самостоятельно или формировать соответствующие данные для передачи в универсальную бухгалтерскую программу.
Функции составления графиков и контроля за проведением работ также могут быть возложены на автоматизированную систему.
Основным недостатком существующих программных комплексов можно назвать ориентацию на автоматизацию отдельных служб, а не всего аппарата управления системой транспортного обеспечения. Достаточно проблематичной во многих разработках выглядит и связь с бухгалтерскими системами, хотя одним из основных направлений их применения является проведение расчетов и передача данных о заработной плате водителей, износе транспортных средств и других в автоматизированные бухгалтерские системы.
Неотъемлемым элементом системы информационного обеспечения управления транспортным обслуживанием является комплекс оптимизационных и имитационных моделей, используемых для решения задач планирования работы автомобильного парка [2-5].
Современный уровень развития компьютерной техники и информационных технологий создает предпосылки формирования современной системы управления грузоперевозками в разрезе отдельных управленческих функций с выделением двух основных блоков: автоматизации плановых расчетов, связанных с процессами формирования и использования парка грузовых автомобилей, и учета работы автотранспорта. С внедрением технологий управлением транспортом на основе ГЛОНАСС/GPS можно обеспечить эффективный контроль за работой автопарком предприятия за счет технологий автоматизации логистики и спутникового слежения.
Территориальная распределенность транспортных систем делает их идеальным объектом автоматизации посредством использования геоинформационных систем. Пространственная составляющая является
106
Территория науки. 2015. № 2
естественной основой интеграции задач управления транспортной инфраструктурой, расчетных задач, задач оперативного управления, навигации, что в итоге приводит к повышению эффективности использования грузового автотранспорта.
ГИС обеспечивают управление оборудованием, инфраструктурой и документированными ресурсами. Например, слежение за местонахождением автомобиля, контроль и планирование маршрутов передвижения, планирование ремонтных работ, оптимизация маршрутов движения, анализ аварийности, логистика, анализ транспортных потоков и планирование развития сети дорог. ГИС помогают большим и малым предприятиям повысить эффективность работы и снизить расходы на поддержание и развитие транспортных сетей. Эти технологии предоставляют гибкие инструменты, позволяющие учесть все аспекты и особенности транспортной инфраструктуры каждого конкретного предприятия и создать высокоэффективные транспортные системы.
Основу этих технологий составляют интеллектуальные системы спутникового мониторинга, сбор информации в которых основан на определении местонахождения автотранспорта с использованием американской системы NAVSTAR GPS (Global Positioning System) или российской спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. Наиболее распространенной и доступной на сегодняшний день является система GPS, которая позволяет определить географические координаты объекта с точностью до нескольких метров. Сигналы GPS принимаются практически на всей поверхности планеты абсолютно бесплатно.
Основные задачи и возможности, которые должна обеспечить система GPS, - мониторинга и контроля автотранспорта сельскохозяйственных предприятий: визуальное отображение местонахождения
автотранспортных средств на карте в текущий момент времени (режим online); фиксация фактов схода с плановых маршрутов и соответственно пресечение незапланированных рейсов; получение объективной оценки загрузки автотранспорта и хода выполнения работ; формирование плановых и фактических маршрутных графиков; формирование технологических заданий; контроль графика движения автотранспорта; возможность оперативного перенаправления транспортных средств на более необходимый рейс; увеличение количества рейсов вследствие их оптимального планирования; снижение расходов на организацию системы оперативного управления парком; повышение безопасности эксплуатации транспорта; интеграция с системами бухгалтерского учета; формирование статистических отчетов о выполнении плановых заданий и простое автотранспорта, о расходе горючего с выявлением фактов хищения, о
107
Территория науки. 2015. № 2
пробеге и т.д.; обеспечение оперативной голосовой связи с водителем, в экстренном случае принятие тревожного сигнала и при необходимости дистанционная блокировка двигателя; автоматизация составления графика работ, формирование разнарядки на день и путевых листов.
Для реализации поставленных задач необходимо выполнить ряд условий и этапов. На первом этапе требуется подобрать соответствующую приемо-передающую аппаратуру, обеспечивающую надежный прием спутниковых данных и передачу их на диспетчерский пункт.
Существуют три основных режима функционирования системы мониторинга: «off-line» (постобработка информации), «on-line» (постоянная передача) с использованием мобильных радиостанций и «on-line» с использованием каналов связи сотовых сетей. Режим «off-line», в котором накопление информации происходит в пути, а обработка по прибытии на базу транспортного средства, более экономичен, но не позволит решить некоторые поставленные задачи. Режим «on-line» с использованием мобильных радиостанций тоже не подходит, так как часть автомобилей будет доставлять продукцию с полей на приемные пункты, расположенные на значительном удалении от хозяйства, и соответственно этот режим не обеспечит требуемую дальность связи.
Общая эффективность внедрения системы мониторинга в сельскохозяйственные предприятия будет складываться из частных эффективностей 1-го, 2-го и 3-го родов.
Эффективность первого рода (прямая) будет определяться за счет снижения потерь от хищения грузов; исключения возможности нецелевого использования транспорта; экономии топлива и ГСМ за счет снижения пробега; увеличения срока эксплуатации транспортных средств; увеличения оборачиваемости рейсов, повышение объемов перевозок.
Эффективность второго рода будет достигаться за счет повышения дисциплинированности и ответственности персонала; оперативного реагирования на происшествия и нештатные ситуации; снижения потребности в расширении транспортного парка, а третьего рода - за счет сокращения простоев путем согласования графиков движения с графиком погрузочно-разгрузочных работ в пункте назначения.
Наибольший эффект от экономии средств, как правило, достигается в первые 2-3 года эксплуатации системы. Затем, по мере роста культуры транспортного обслуживания, рост эффективности будет снижаться, а система транспортного обеспечения будет приближаться системы к своему оптимальному состоянию.
На втором этапе комплексной автоматизации в эту же диспетчерскую систему можно будет интегрировать блок мониторинга
108
Территория науки. 2015. № 2
сельскохозяйственной техники и агрегатов, что позволит решить такие задачи, как оперативный контроль за работой агрегатов и выполнением норм выработки; автоматизация учета материальных затрат и заработной платы; передача координат положения сельскохозяйственной техники на обслуживающие их автомобили с целью прокладки кратчайших маршрутов к ним; внедрение системы точечного земледелия и т.п.
Список литературы
1. Курносов А.П. Оптимизация состава грузового автомобильного транспорта и его использование в сельскохозяйственных предприятиях / А.П. Курносов и др. - Воронеж: ВГАУ, 2009. - 218 с.
2. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие / О.Н. Лихачева. - М.: «Проспект», 2005. - 264 с.
3. Наумов А.С. Концептуальный и методический подходы к рационализации процессов формирования и использования парка грузовых автомобилей интегрированных агропромышленных формирований / А.С. Наумов, А.В. Улезько // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. - 2014. - Вып. 1-2 (40-41). - С. 255-260.
4. Улезько А.В. Имитационное моделирование как инструмент исследования агроэкономических систем / А.В. Улезько, А.П. Курносов, А.А. Тютюников // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №8. - С. 28-30.
5. Улезько А.В. Приоритетные направления развития системы транспортного обслуживания интегрированных агропромышленных формирований / А.В. Улезько, А.С. Наумов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета/ - 2014. - №02 (096). - С. 761-774.
Кобелева С.В., Конова О.Ю.
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ
Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Россия
Ключевые слова: дебиторская задолженность, рефинансирование, управление, контроль.
Аннотация: В статье рассмотрены причины возникновения
дебиторской задолженности, а так же факторы, обуславливающие рост ее объема, представлена классификация и последовательность
109