Научная статья на тему 'Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы'

Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / INFORMATION SUPPORT TRAINING ACTIVITIES / INFORMATION LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергушина Ольга Васильевна, Евсеева Ольга Алексеевна

Современное общество располагает значительным объемом информации, который стремительно увеличивается и, как следствие, влечет быстрое изменение содержания труда и необходимость эффективного обновления прикладных знаний, о какой бы сфере деятельности человека не велась речь. Процесс информатизации образования в условиях компетентностного подхода предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогов в области организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергушина Ольга Васильевна, Евсеева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SUPPORT TRAINING ACTIVITIES STUDENTS PEDAGOGY: PROBLEM

Modern society has a considerable amount of information, which is growing rapidly and, as a consequence, implies a rapid change in the content of labor and the need to efficiently update applied knowledge on whatever sphere of human activity not conducted speech. The process of informatization of education in a competence-based approach makes new demands on the training of teachers in the field of selflearning activities of students.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение учебной деятельности студентов вуза по педагогике: постановка проблемы»

УДК 372 (045)

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПО ПЕДАГОГИКЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

© 2014

О.В. Сергушина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика дошкольного и начального образования» О.А. Евсеева, магистрант

Мордовский государственный педагогический институт, Саранск (Россия)

Аннотация: Современное общество располагает значительным объемом информации, который стремительно увеличивается и, как следствие, влечет быстрое изменение содержания труда и необходимость эффективного обновления прикладных знаний, о какой бы сфере деятельности человека не велась речь. Процесс информатизации образования в условиях компетентностного подхода предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогов в области организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: информационное обеспечение учебной деятельности, информатизация учебной деятельности студентов.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современное общество располагает значительным объемом информации, который стремительно увеличивается и, как следствие, влечет быстрое изменение содержания труда и необходимость эффективного обновления прикладных знаний, о какой бы сфере деятельности человека не велась речь. Этот факт требует от студента вуза умения ориентироваться в многогранном информационном потоке, анализировать большое количество информации в динамичной обстановке, выбирать нужные и ценные сведения, творчески решать профессионально-значимые задачи. Обозначенная тенденция, которая нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах для системы высшего профессионального образования, должна способствовать формированию у студентов компетенции самостоятельно приобретать знания, умения, навыки с помощью информационных технологий и использовать их в своей практической деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Значительный вклад в теорию и практику разработки и внедрения информационных технологий в системе образования внесли следующий ряд отечественных и зарубежных учёных: А.П. Беляева, В.П. Беспалько, И.В. Роберт, Я.А. Ваграменко, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова,

A.П. Ершов, В.В. Рубцова, М.И. Жалдак, В.М. Зеленин,

B.А. Извозчиков, А.А. Кузнецов, Ю.К. Кузнецов, Г.А. Кручинина, О. А. Козлов, М.П. Лапчик, А.Е. Марон, И.В. Марусева и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Будущий специалист должен быть подготовлен теоретически и практически для своей профессиональной деятельности, знать и активно применять в работе все средства информационных технологий, электронно-вычислительной техники, различных видов связи, компьютерных сетей Internet Freenet, RUNnet, и др.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Под информационным обеспечением учебной деятельности понимается система информации, необходимая для обеспечения различных учебных дисциплин, помогающая реализовать различные формы обучения.

По мнению исследователей, современный образовательный процесс в вузе должен быть направлен на применение совокупности технологий обучения, в рамках которых обучающийся должен тратить до 40 % времени на дистанционные формы обучения, примерно 40 % - на очные, а оставшиеся 20 % - на самообразование [1].

Процесс информатизации образования в условиях компетентностного подхода предъявляет новые требования к профессиональной подготовке педагогов в области организации самостоятельной учебной деятельности

студентов под которой будем понимать организационные преподавателем процесс и результат информационного взаимодействия со студентами, направленный на усвоение обучающимися содержания образования, предусматривающий поэтапный и итоговый контроль за процессом и результатом этой деятельности, а также консультирование со стороны обучающего, в том числе средствами ИКТ [2].

В связи с этим возникает проблема совершенствования педагогического процесса в системе высшего профессионального образования. Реальная компьюте-ризацияи информатизация в системе профессионального образования осуществится только тогда, когда каж-дыйпедагогпрофессионального обучения будет владеть прикладными аспектами информационных технологий, сможет привлечь студентов к использованию средств информатизации в своей деятельности, что в свою очередь и будет способствовать формированию у них коммуникационных и информационных компетенций.

Несмотря на достижения, полученные учёными в области применения информационных технологий в обучении (в основном естественно-научных дисциплин), в настоящее время недостаточно разработаны информационные технологии обучения педагогическим дисциплинам, учитывающие специфику содержания данной предметной области знания.

В связи с этим, актуальной становится проблема моделирования информационных технологий обучения педагогическим дисциплинам студентоввуза, которая сможет обеспечить наиболее полную реализацию задач при подготовке педагогических кадров.

Необходимо отметить, что информатизация учебной деятельности студентов вуза в процессе подготовки к будущей профессии - это комплекс мер по взаимодействию преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза, характеризующийся: организацией информационной среды, которая направлена на активизацию студентов в учебной работе; созданием условий для освоения студентами информационных ресурсов, включающим в себя механизм поиска, накопления, хранения, распределения, передачи, анализа, синтеза, интерполирования, экстраполирования учебной информации, необходимой для решения профессиональных задач; стимулированием активности студентов в учебной деятельности, проявляющейся в стремлении интерпретировать предметные знания, в инициативности, самостоятельности, креативности при разработке и создании электронных продуктов предметной направленности [4].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Информационное обеспечение образовательного процесса в институте совершенствует технологические приемы и способы педагогического взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов, способствует интенсификации учебного процесса, улучшает его информационно-ресурсные возможности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лагунова, М. В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза / М. В. Лагунова, Т. В. Юрченко. - М., 2006.

2. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / И. В.

Роберт, Т.А. Лавина. - М., 2009.

3. Соловова, Е. Н. Автономия учащихся как основа современной модели образования и развития личности / Е. Н. Соловова // Сборник научных статей ТГРУ Таганрог. - 2004. - С. 120 - 130.

4. Студенческий научный форум [Электронный ресурс]. -http://www.scienceforum.ru/2014/427/2280.

INFORMATION SUPPORT TRAINING ACTIVITIES STUDENTS PEDAGOGY: PROBLEM

© 2014

O.V. Sergushina, candidate of pedagogical sciences associate professor of the chair «Pedagogy preschool and primary education» O.A. Evseeva, master

Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk (Russia)

Annotation: Modern society has a considerable amount of information, which is growing rapidly and, as a consequence, implies a rapid change in the content of labor and the need to efficiently update applied knowledge on whatever sphere of human activity not conducted speech. The process of informatization of education in a competence-based approach makes new demands on the training of teachers in the field of self- learning activities of students.

Keywords: information support training activities, information learning activities of students.

УДК 378.147: 811.133

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОРИЕНТИРЫ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

© 2014

Н.В. Сидакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова, Владикавказ (Россия)

Аннотация: Обучение иностранному языку студентов вуза происходит с соблюдением основополагающих тенденций профессионального образования: формирование межкультурной компетентности, реализация личностного подхода, использование технологий интерактивного обучения. Модернизированный процесс иноязычного обучения, построенный на коммуникативной основе, ориентирован на личность студента как будущего профессионала.

Ключевые слова: иностранный язык; модернизация; иноязычное образование, межкультурная компетентность; личностный подход; активная, интерактивная формы обучения.

Из всего множества проблем, обусловленных модернизацией высшей школы, выделяется проблема, которая представляется особенно важной в контексте профессионально ориентированного подхода к подготовке специалистов. В целом она связана с осмыслением и обеспечением на практике комплексности, целостности результата образования, что имеет выражение в таких общих интегральных характеристиках выпускника вуза, как высокий уровень профессионализма и компетентности.

Педагогическая наука разрабатывает стратегию организации общего и профессионального образования и новые критерии измерения его эффективности в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры, искусства и сферы бытового обслуживания и др. Таким образом, назрела необходимость организации учебного процесса с соблюдением основополагающих тенденций профессионального образования, при которой студенты ориентировались бы на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения собственной жизнедеятельности.

Проблему иноязычного образования неоднократно обсуждали на страницах специализированной литературы отечественные исследователи: Т. Т. Амиранова, Н. И. Гез, О. А. Голубенко, Г. В. Ейгер, Л. М. Зельманова, И. А. Зимняя, Ю. Н. Караулов, А. А. Леонтьев, С. Д. Мартынов, Е. И. Пассов, В. А. Сластенин, И. И. Халеева, Н. С. Шаброва, Л. В. Щерба и др.

Анализ научных источников указывает на необходимость организации учебной деятельности на основе профессионально ориентированного подхода и с соблюдением основных тенденций в сфере преподавания иностранных языков и предусматривает совокупность разнообразных форм и методов иноязычного обучения.

Актуальность данного исследования заключается в следующем: в свете компетентностной образовательной парадигмы обучение иностранным языкам является одной из фундаментальных задач общего и

профессионального образования.

Иноязычное образование осуществляется посредством иностранного языка как инструмента познания мировой культуры и направлено на становление личности обучающегося, т.е. его развитие, воспитание, учение. В современной концепции иноязычного образования отражаются общие тенденции гуманистического направления в образовании [1, с. 94].

Вооруженные знанием иностранного языка, будущие специалисты получают доступ к самой современной зарубежной информации и возможность общаться со своими иностранными коллегами без языкового барьера.

В конце ХХ столетия зарубежные исследователи в области педагогики и языка обращались к проблеме образования и обучения иностранным языкам в свете возросших требований к последним.

К примеру, в высших и средних учебных заведениях Франции языковая практика предполагала изучение наряду со старыми языками (латинского и греческого) изучение живых языков: английского, немецкого, итальянского и др., так как старые языки оказывают огромное влияние на современные и происходит их ассимиляция, которая крайне необходима для живых языков.

Сегодня в образовательных кругах ряда развитых стран мира владение иностранным языком является не самоцелью, а необходимым условием успешной профессиональной деятельности, осуществляемой в процессе взаимообогащающего полилингвистического и поликультурного общения.

Современная методика обучения иностранным языкам в вузах России предполагает развитие навыков и умений межкультурной компетентности обучаемых, которая является показателем способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и постигать иноязычную культуру и собственно язык.

Основная задача обучения иностранному языку в вузе - использование иноязычной литературы в профессиональных целях, умение составлять рефераты и анно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.