УДК 581.51 ББК 459:09
Федотова Марина Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра английского языка Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Корщикова Ольга Викторовна
старший преподаватель кафедры английской филологии Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Fedotova Marina Gennadyevna Doctor of Pedagogics, Assistant Professor Chair of English Language Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Korshchikova Olga Victorovna Senior lecturer Chare of English Philology Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Дидактический потенциал компетентностного подхода к подготовке учителя иностранного языка The didactic potential of competence approach in teaching training
В данной статье речь идет о месте и роли компетентностного подхода в развитии аудитивных умений, навыков. Описаны основные принципы построения аудиокурса, условия его реализации в образовательном процессе высшей школы.
The article tells of the system, role of competence approach in the development of listening skills of students. It presents the major principles of the listening course, conditions of its realization in the educational process at university.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, самостоятельная работа, технология, аудирование, подготовка учителя иностранного языка.
Key words: competence approach, competence, independent work, technology, listening, training of foreign language teachers.
Педагогическое образование сегодня сталкивается с вызовами современного мира и испытывает серьезные затруднения. Становится ясно, что решение
вновь возникающих проблем требует не только их осмысления, но и глубокой системной трансформации всех элементов профессиональной подготовки будущих учителей. Иными словами, образование нуждается в радикальной смене целей своей деятельности [4], а вместе с ними средств, методов и технологий работы . Нужны специалисты, эффективно работающие, способные создавать новые подходы; нужны социализированные, то есть самостоятельные и ответственные люди [4]. В связи с этим переход к компетентностной модели образования, ориентированной на открытость, интеграцию, а вместе с ними и на качество образования весьма востребован и является ответом на вызовы современной реальности. Как результат, осознание возможностей коипетентностного подхода, его потенциала в решении задач, стоящих перед педагогическим образованием, весьма актуально и, на наш взгляд, обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, педагогическое образование в своем современном состоянии осознает, что реализация и внедрение компетентностной модели обучения в практику массовой образовательной школы невозможно без подготовки будущего учителя решать такие профессиональные задачи. Это, в свою очередь, диктует необходимость изменения всех компонентов профессиональной подготовки с целью активизации поиска новых средств, форм и методов обучения будущих учителей к использованию компетентностного подхода в учебном процессе как эффективного инструмента решения профессионально-педагогических проблем ( например, проблема интеграции содержания образования на основе межпредметных связей, формирование обобщенных умений и навыков, проявляющихся в умении решать жизненные и профессиональные задачи, а также способности к иноязычному общению в условиях поликультурной среды, организация подготовки будущих учителей к реализации информационных технологий, разработка и внедрение учебно-методических комплексов и т.д.). Иными словами, применение компетентностного подхода открывает новые возможности для совершенствования всех аспектов педагогического об-
разования, для разработки тех его составляющих, которые соответствуют требованиям современного общества, а именно: профессиональной мобильности, открытости к новым идеям, технологиям как фактору непрерывного самообразования, саморазвития, самореализации личности будущего учителя.
Во-вторых, признание прагматико-ориентированной доминанты ком-петентностной модели обучения ставит во главу угла развитие индивидуальности студента, что предполагает целенаправленное создание специально организованной обучающей поликультурной иноязычной среды, обеспечивающей всемерное проявление личностных функций субъектов обучения, их самоактуализацию, которая чрезвычайно велика и многогранна. Проблема самореализации личности касается не только возможностей активизации и актуализации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей в тех или иных видах деятельности, но и затрагивает основы индивидуального существования, предполагая «.....жизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе[8].» Мы разделяем позицию тех исследователей, которые считают, что освоение культуры - это необходимое условие истинной самореализации человека, так как в процессе усвоения культурных традиций, обычаев у человека формируются ценности и ценностные ориентации, связанные с его глубинной сущностью. [1] Исходя из того, что самореализация личности выступает инвариантом структуры человеческой деятельности, ее реализация в контексте компетентностного подхода должна восприниматься во всей полноте ее строения как личностно - значимая ценность и направлена на формирование и развитие креативных способностей личности.
В-третьих, признавая, что универсальной характеристикой педагогического процесса выступает педагогическое взаимодействие, которое играет важную роль в становлении субъектной позиции студента, мы считаем, что компетентностный подход создает условия для проявления такой субъектности благодаря осознанию и принятию целей деятельности, адекватности самооценки своих возможностей, критичностью по отношению к себе и окружающим,
потребностью в самоконтроле, готовность принимать самостоятельно решения и нести ответственность за их реализацию, заинтересованностью в положительном результате. Следовательно, организация педагогического взаимодействия должна не только учитывать особенности компетентностного подхода, но и, опираясь на них, создавать условия, которые обеспечивают проявление и развитие личностных качеств. Нельзя отрицать тот факт, что таким образом специально организованное педагогическое взаимодействие, несомненно, способствует качественным изменениям в управлении педагогическим процессом, которое подразумевает совместную деятельность, сотрудничество. Суть положительного педагогического взаимодействия составляет способность самостоятельно разворачивать учебное сотрудничество на основе реализаций индивидуальных способностей, которые и обеспечивают, и гарантируют его субъектно -субъектное проявление. По мнению ряда ученых, в этих условиях общение с педагогом приобретает продуктивный характер, становится взаимодополняющим, равноправным [2].
В-четвертых, развитие современного педагогического образования невозможно представить без информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), без использования которых в профессиональной деятельности немыслим современный учитель, особенно учитель иностранного языка. Использование ИКТ на всех этапах профессиональной подготовки позволяет привить будущим учителям навыки коллективной работы в рамках электронных сетевых структур, научить презентовать и продвигать собственные знания, умения на рынке высококвалифицированных кадров через электронное пространство [2]. С другой стороны, именно учитель должен не только осмыслить дидактический потенциал ИКТ, но и уметь его использовать в процессе обучения иностранному языку. Таким образом, место и роль информатизации в обществе и образовании весьма велика, так как именно в педагогической сфере осуществляется подготовка людей, которые не только формируют информационную среду, но и которым самим предстоит жить и работать в этой среде. В связи с
этим информатизация образования тесно связана как с развитием материально-технической базы, что весьма важно и необходимо, так и с решением ряда дидактических проблем, таких как подготовка учебно-методических материалов, формирование новой культуры преподавания, разработка приемов, способов включения ИКТ в учебный процесс, разработка критериев их эффективного использования, результативности.
В новых стандартах ФГОС ВПО сформулированы четкие требования к уровню подготовки учителя, представленные в виде комплекса компетенций, которым должен владеть выпускник педагогического вуза для успешного и эффективного осуществления своих профессиональных обязанностей. Профессиональная компетентность будущего учителя иностранного языка представляет собой совокупность общих профессиональных компетенций в неразрывной связи с педагогической культурой, мастерством и владением педагогическими технологиями. Общие компетенции не обусловлены профессионально, они присущи современным специалистам независимо от сферы профессиональной деятельности. Владение такими компетенциями дает возможность быть востребованными на рынке труда, успешно реализовать себя в различных профессиональных областях. К общим компетенциям относятся общенаучные, коммуникативные, организационно-управленческие. Профессиональные компетенции предполагают готовность учителя к осуществлению профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что качественной характеристикой учителя иностранного языка является иноязычная коммуникативная компетенция ( ИКК ) под которой мы понимаем способность и готовность обучаемого осуществлять иноязычное межличностное, межкультурное общение, что обеспечивает каждому студенту возможность решения коммуникативных задач на соответствующем уровне компетентности [5]. В связи с этим одной из ключевых компетенций, входящих в состав ИКК, выступает компетенция, которая обеспечивает восприятие и понимание речи на слух, то есть обучение студентов аудированию. Тот факт, что 45% времени люди отводят слушанию, свидетельствует о
важности данного умения в контексте формирования ИКК. В связи с этим, разработанный нами «Аудиокурс» для студентов 3 курса факультета иностранных языков позволяет эффективно и оптимально решать поставленную задачу.
Следует отметить, что, основываясь на личном опыте и принимая во внимание компоненты ИКК в структуре модели учителя, можно утверждать, что обучение восприятию речи на слух является одним из трудностей, с которыми встречаются студенты. Необходимо подчеркнуть, что существуют как объективные, так и субъективные факторы, которые затрудняют этот процесс и требуют оптимизировать его содержание и максимально приблизить к потребностям студентов. На наш взгляд, анализ и осмысление нашего собственного опыта через призму инновационных тенденций современного образовательного процесса позволил выделить проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе обучения восприятию речи на слух: недостаточный уровень развития психофизиологических механизмов аудирования, которые при переходе на иноязычную базу демонстрируют существенные ухудшения; формирование у студентов ценностных ориентаций, что требует осмысление цели овладения умениями аудирования; вооружение студентов умениями самостоятельной работы с аудиотекстом. В итоге нами сделано следующее:
-- осуществлено и проанализировано состояние сформированности данной компетенции, уточнены реальные потребности личности; -- сформулированы цели курса, определены задачи; -- отобрано содержание Аудиокурса с учетом ФГОС ВПО; -- создана структурная модель курса, новые подходы к организации учебного материала;
-- определены принципы учебного взаимодействия в процессе обучения, разработаны типологии форм работы и учебных заданий;
-- разработаны содержание, формы и методы контроля [4]. Итак, обучение аудированию в рамках компетентностного подхода содержит все необходимые предпосылки для его анализа в качестве фактора раз-
вития иноязычной коммуникативной компетенции, однако теоретические основы обучения аудированию нуждаются в дальнейшем развитии, отвечающем современным требованиям.
Библиографический список
1. Зобов, Р.А., Келасьев, В.Н. Самореализация человека: Введение в человекознание: Учеб. пособие / С-Петерб. гос.ун-т.; Р.А.Зобов, В.Н.Келасьев. - СПб.: СПбУ, 2001. - 176с.
2. Гейхман, Л.К. Синергетическая педагогика: монография / Л.К.Гейхман, Л.В.Кушнина, А.В.Кушнин. - Пермь: Изд-во Перм.гос.техн.ун-та, 2011. - 176с.
3. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. Учебное пособие для студ. лингв. фак. высш.учеб. заведений / Н.Ф.Коряковцева. - М.:Издательский центр Академия, 2010. -192с.
4. Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Г.Зарубина, Л.А.Громовой.- СПб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. - 511с.
5. Никитина, Е.Ю. Содержательный аспект концепции педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева // Вестник ЧГПУ. - 2009. - №4. - С. 65-81.
6. Педагогика в современном мире: Сборник статей всероссийской научной конференции/ Ред. сов.: Т.Б.Алексеева, И.В.Гладкая, И.Э.Кондракова, Н.М.Федорова- СПб., Изд-во «Лемма», 2011. - 305с.
7. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография [Текст] / Е.Н. Соловова. - М.: Глосса-Пресс, 2004. - 336с.
8. Цыренова, Л. А. Самореализация личности как предмет философского исследования. автореф. Дисс. канд. филос. наук. - М.,1992. - 21с.
Bibliography
1. Zobov, R.A., Kelasiev, V.N. Self-realization of a person: An introduction to the science of man: Textbook / S-Petersburg State University; R.A. Zobov, V.N. Kelasiev. - SPb.: SPbU, 2001. - 176 p.
2. Geikhman, L.K. Synergistic Pedagogics: monograph / L.K. Geikhman, L.V. Kushnina, A.V. Kushnin. - Perm: Perm State Engeneering University, 2011. - 176p.
3. Koryakovtseva, N.F. The Theory of Teaching Foreign Languages: Productive Teaching Technologies [Text] / N.F. Koryakovtseva. - M.: Academia, 2010. - 192p.
4. Competence approach in training in the field of humanitarian technologies: Handbook for students / Under the editorship of V.G. Zarubina, L.A. Gromovoy. - SBp.: RGPU after A.I.Gertsen, 2007. - 511 p.
5. Nikitina, E.Yu. Pedagogical management of students' communicative education: content aspect / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasyeva // Vestnik CGPU. - 2009. - № 4. - P. 65-81.
6. Pedagogics in the modern world: Collection of scientific materials of the All-Russian scientific conference / Aditorial staff: T.B. Alekseeva, I.V. Gladkaya, I.E. Kondrakova, N.M. Fedo-rova - SPb., «Lemma», 2011. - 305 p.
7. Solovova, Ye. N. Training in Teaching Methods and Further Training of a Foreign Language Teacher: Integrative-Reflexive Approach: Monograph [Text] / Ye.N. Solovova. - M.: Glos-sa-Press, 2004. - 336p.
8. Tsirenova, L.A. Self-realization of a personality as a subject of philosophical research. Abstract Diss. ... Candidate of Philosophy - M., 1992. - 21 p.