Научная статья на тему 'Информационное обеспечение технологии аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением'

Информационное обеспечение технологии аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЛОКИ / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА / УПРАВЛЕНИЕ / EDUCATIONAL INFORMATION / INFORMATIONAL SUPPORT / INFORMATIONAL APPROACH / ANALYTICAL ACTIVITIES / NEWS ITEMS / ANALYSIS TECHNOLOGY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Дмитрий Андреевич

В статье рассмотрена система информационного обеспечения аналитической деятельности управления образовательным учреждением представленная виде однородных информационных единиц (блоков), анализ которых позволяет дать сущностную характеристику одному из объектов управленческого или образовательного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational support of technology of analytical activity in the management of educational institution

In this article we consider a system of informational support of analytical activity in educational institution management represented as homogeneous information units (blocks), which analysis can provide the essential characteristics to one of the objects of administrative or educational processes.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение технологии аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением»

2. Ильяшенко Е.Г. Педагогическая антропология в России: история и современность. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 130 с.

3. Круглый стол: культура, образование, религия // Педагогика. - 1995. - №5. - С. 50-63.

4. Кудаева Л.А. Религиозно-нравственное просвещение в общеобразовательных учреждениях России // Педагогика. - 1998. - № 8. - С. 69-74.

5. Массовая культура и нравственность. «Круглый стол» в издательском отделе Московского Патриархата // Педагогика. - 1990. - № 9. - С. 61-70.

6. Метлик И.В. Религия в школе: опыт изучения проблемы // Педагогика. - 1990. - № 12. - С. 36-42.

7. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 38-40.

Быргазов Павел Сергеевич, аспирант кафедры педагогики Восточно-Сибирской государственной академии образования. E-mail: byrgazoff@yandex.ru

Byrgazov Pavel Sergeevich, postgraduate student, department of pedagogy, East-Siberian State Academy of Education. E-mail: byrgazoff@yandex.ru

УДК 378.147

© Д.А. Дмитриев

Информационное обеспечение технологии аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением

В статье рассмотрена система информационного обеспечения аналитической деятельности управления образовательным учреждением представленная виде однородных информационных единиц (блоков), анализ которых позволяет дать сущностную характеристику одному из объектов управленческого или образовательного процессов.

Ключевые слова: педагогическая информация; информационное обеспечение; информационный подход; аналитическая деятельность; информационные блоки; технология анализа; управление.

© D-А. Dmitriev

Informational support of technology of analytical activity in the management of educational institution

In this article we consider a system of informational support of analytical activity in educational institution management represented as homogeneous information units (blocks), which analysis can provide the essential characteristics to one of the objects of administrative or educational processes.

Keywords: educational information; informational support; informational approach; analytical activities; news items; analysis technology; management.

Современное развитие управления идет не только по пути приспособления к существующим условиям, но и по пути их преобразования, и в ходе свой профессиональной деятельности руководители школ решают не только текущие задачи, но и ставят перспективные цели, стремясь обеспечить их достижение не любой ценой для всего социума и самого образовательного учреждения, а исходя из знания законов развития общества, образовательной системы и управления ею.

В управлении образовательным учреждением используют целый ряд методов для получения информации. Какой из них рационально применить - решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один ка-

кой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Информация есть условие обеспечения управления, и ее сущностная специфика обусловлена функциями сопровождения процессуальных объективирующих компонентов. Руководитель образовательной системы должен учитывать естественную рассогласованность целей различных субъектов педагогической системы, выявлять все точки зрения и осуществлять их интеграцию с учетом того, что общая сводная информация часто значительно отличается от информации, полученной от отдельного конкретного источника.

Отношения, сравнения, анализ и синтез составляют основу информационного подхода исследований всех без исключения социальных процессов [1, 2, 3 и др.]. Информационный под-

ход базируется на исследовании и изучении конкретного объекта с его взаимоотношениями и взаимосвязями с внешними объектами и внутренними средами. Информационный подход имеет важное значение, ибо в основе его лежит одна из главных целей любого исследования -получение конечных результатов, имеющих практическое приложение.

Информация обладает в управлении определенными специфическими качествами как носитель содержания. Управление, являясь видом деятельности, представляет собой опыт реализации системообразующей функции в социальных организациях [4, 5].

В этом контексте информация для управления не только значима, но и представляет жизненную основу, т.к. управление само есть процесс движения и определенной переработки информации.

Т.к. повышение эффективности управления образовательной системы связано с уровнем информационного обеспечения, и руководители должны иметь обязательный объем информации

о состоянии и развитии всех процессов в системе [6-9], то первое, с чего должен он начать свою деятельность, - постоянная, повседневная работа с информацией.

Одним из основных требований к повышению эффективности управления является налаженная система обратной связи в образовательной системе, которая обеспечивает многосторонний анализ информации для принятия своевременного и правильного управленческого решения.

Без эффективной системы информационного обеспечения, когда отсутствуют полнокровные информационные потоки между подсистемами управления, само осуществление управления образовательной системой принимает самые негативные черты, выражающиеся в необоснованных, неграмотных, нереальных, авторитарных решениях, которые вызывают их неприятие всеми субъектами педагогического процесса.

Руководитель образовательной системы осуществляет свои управленческие функции лишь на основе доступной ему информации о состоянии объекта управления. Все это требует организации информационного обслуживания (предоставления необходимой информации в нужное время и место), создания информационной среды, способствующей выполнению поставленных целей [10, 11, 12]. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности.

Итоговый анализ результатов деятельности -самый сложный его вид, требующий от руководителя глубокого знания предмета, осуществляется по окончании учебного года на основе собранных при помощи педагогического мониторинга, в соответствии с информационными базами данных блоков, составляющих предмет анализа. Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [13].

Анализ итогов учебного года - процесс, разворачивающийся во времени с определенной последовательностью действий, для чего необходимо определить направления аналитической деятельности всех его осуществляющих субъектов, т.е. очертить предмет анализа, которым является педагогический процесс или наиболее значимые совокупности его сторон, составляющих, показателей, характеристик, и рассматривается он как сложная, целостная система, анализируемая при помощи метода педагогического анализа и его принципов.

Проанализировать развитие учебно-воспитательного процесса и его результаты одному руководителю в полном объеме очень сложно, да и практически невозможно, поэтому надо эту проблему решать методом «главного звена», при котором, «если анализируется сложный и объемный процесс, характеризующийся большим количеством показателей, черт и признаков, разносторонними фактами и явлениями, значение которых для проникновения в сущность этого процесса далеко неравнозначно, то в нем для анализа выделяются наиболее важные его составляющие - узлы процесса, состояние и развитие которых в течение всего учебного года оказало особенно сильное влияние на формирование конечных реальных результатов педагогического процесса. Информация, определяющая сущностные характеристики этих составляющих педагогического процесса, группируется в блоки. Такой отбор есть орудие борьбы с нестройностью и беспорядком информационной основы анализа, без чего, собственно говоря, он и не может быть осуществлен на научном уровне» [14, с. 34].

Каждый рассматриваемый блок является системой относительно однородных информационных единиц, взаимодействующих между собой, образующих целостную систему, анализ которых позволяет дать сущностную характери-

стику одному из объектов педагогического процесса.

В разработанной технологии анализа результатов итоговой деятельности образовательной системы формирование системы информационного обеспечения управления направлено на управление по результатам, для чего создаются определенные информационные блоки.

Информационные блоки подразделяются на целевые, куда входят информация с I по VI блоки [15], обеспечивающая постановку целей образовательного учреждения, и деятельностные - с VII по XIII блоки [16], направленные на создание условий, обеспечивающих достижение целей.

1 группа - целевые блоки:

Блок 1 - «Базовое образование», целью которого является определение уровня развития учащихся, тенденции его формирования, качества знаний, умений, навыков и выяснения источников низкого качества знаний.

Анализ этого блока - один из самых трудных и самый объемный по содержанию информации. Знания, умения и навыки учащихся необходимо рассматривать не в отрыве от развития личности, а как инструменты ее развития, анализируя которые, надо обязательно прослеживать связи преемственности. Анализ результатов этого блока желательно осуществлять отдельно и последовательно по начальному, среднему и старшему звеньям во взаимосвязи и взаимозависимости.

Блок 2 - «Дополнительное образование», целью которого является определение уровня состояния и эффективности работы по развитию творческого потенциала учащихся.

В анализе информации данного блока выделяются основные тенденции развития творческих способностей детей, инновационной деятельности, и ее влияние на обновление содержания педагогического процесса, создание условий для инновационной работы, обеспечение соответствующего уровня ее научности и системной целенаправленности, взаимодействие с системой дополнительного образования и использование ее ресурсов, определяется степень удовлетворенности учащихся дополнительным образованием и формами обучения.

Блок 3 - «Готовность к продолжению образования», целью которого является определение уровня и состояния работы с учащимися по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся.

Анализируются особенности комплектования школы, профориентационная работа с учащимися, действенность во взаимодействии с высшими, средними и начальными профессио-

нальными учебными учреждениями, готовность к продолжению образования.

Блок 4 - «Формирование воспитанности учащихся», целью которого является определение уровня и состояния воспитательной работы по формированию личности учащихся.

Анализируется состояние уровня воспитанности учащихся, тенденции в изменениях параметров качеств личности, формирование и развитие органов ученического управления.

Блок 5 - «Обеспечение здоровья и здорового образа жизни», целью которого является определение уровня состояния здоровья, физического развития детей, действенности проводимой оздоровительной работы и ее продуктивности.

Анализируются условия, обеспечивающие определенный уровень здоровья, соответствующую психологическую среду и здоровый образ жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима и системы рационального питания.

Блок 6 - «Организация социо-психоло-гического мониторинга учащихся», целью которого является определение уровня профессиональной ориентации учащихся, их социальных установок и психологического состояния.

Анализируется состояние работы по профессиональной направленности учащихся, формирование классных коллективов и социальная адаптация обучающихся, уровни психологического состояния.

2 группа - деятельностные блоки:

Блок 7 - «Работа с родителями учащихся», целью которого является определение уровня взаимодействия семьи и школы, ее эффективность и действенность воспитании.

Анализ информации, включенной в этот блок, необходимо вести в ракурсе разъяснения того факта, что единство школы и семьи в воспитании ребенка является одним из основных источников его развития, прочности, осознанности его знаний, умений и навыков, рассматривается уровень организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания.

Блок 8 - «Кадровое обеспечение учебновоспитательного процесса», целью которого является определение уровня кадрового обеспечения педагогического процесса и состояния работы с педагогическим коллективом.

Анализируется информация по состоянию и кадровому обеспечению педагогического процесса, система повышения квалификации и переподготовки, эффективность мер по стимулированию творческой деятельности учителя, по повышению ее результативности.

Блок 9 - «Методическое обеспечение учебновоспитательного процесса», целью которого является определение уровня состояния методической работы и ее продуктивности.

Анализируется состояние методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, использование педагогических технологий, формирование педагогически целесообразного единства учебных программ и учебно-методических комплексов, подбор учебных программ по предметам, содержательная и методическая их стыковка.

Блок 10 - «Материально-техническое обеспечение», целью которого является определение уровня состояния материально-технической базы педагогического процесса.

Анализируется состояние материальнотехнической базы образовательного процесса, определяются пути ее совершенствования, выявляются основные сбои в коммунальных обеспечивающих системах.

Блок 11 - «Финансовое обеспечение», целью которого является определение уровня обеспеченности финансовыми средствами.

Анализируется финансовое состояние школы, возможности и результаты привлечения внебюджетных средств и их соотношение к поступившим бюджетным средствам.

Блок 12 - «Внутришкольное управление», целью которого является определение степени влияния внутришкольного управления на развитие учебно-воспитательного процесса и его результативность.

Анализируется состояние внутришкольного управления, система внутришкольного контроля, формирование коллектива учреждения.

Блок 13 - «Социальное партнерство школы с другими учреждениями», целью которого является определение уровня взаимодействия школы с учреждениями и организациями, эффективности и действенности совместной деятельности в воспитании, развитии и формировании личности ребенка.

Анализируется состояние совместной работы с организациями, учреждениями, взаимодействие с шефствующей организацией, формирование общественной составляющей управления школой.

Анализ информации по блокам повторяется ежегодно, информация накапливается целенаправленно, ее сбор проводится с использованием различных методов и способов. По каждому блоку определено содержание информации, лица, которые производят ее сбор в определенные сроки, анализируют и хранят. В этом случае

практическая познавательная деятельность руководителя образовательной системы формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности системы в целом.

Образовательная система, представляя собой единое целое, в то же время состоит из отдельных компонентов, которые, интегративно взаимодействуя, обусловливают ее системную сущность.

Таким образом, как и все системы, образовательная имеет определенную архитектонику -сочетание частей в одном стройном целом. Поскольку описание педагогического процесса представляет собой описание системы, то естественно, что «технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [17].

На основе связей всех элементов образовательной системы можно выделить одиннадцать составляющих блоков, которые имеют определяющее влияние на конечные результаты деятельности.

Каждый из блоков состоит из большого количества подсистем и может быть декомпозирован до элементарного уровня. Количество блоков и направлений в нем определяются особенностями образовательного учреждения и могут меняться в зависимости от его отличий, поэтому данная схема является примерной, на основе которой образовательное учреждение, в каждом конкретном случае, создает свою систему, что свидетельствует о возможностях ее массового использования, что и происходит в настоящее время.

Анализ результатов проводится по этим системообразующим компонентам (блокам), состояние и развитие которых определяют результаты деятельности.

Система информационного обеспечения на базе информационных массивов способствует практической познавательной деятельности руководителя в процессе педагогического анализа информации о деятельности системы в целом [18-21 и др.].

Каждый информационный блок является системой относительно однородных информационных единиц, взаимодействующих между собой, образующих целостную систему, анализ которых позволяет дать сущностную характеристику одному из объектов педагогического процесса.

Управленческая деятельность требует от руководителей постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управление непосредственно связано с информацией, информационными процессами и от

степени достоверности и полноты имеющейся информации зависит эффективность управления, поэтому в технологии анализа результатов итоговой деятельности школы формирование системы информационного обеспечения управления направлено на управление по результатам.

Технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) показывает не только что и какие итоговые результаты необходимо анализировать, но и как, в какой последовательности его необходимо осуществлять [22, 23 и др.].

Технология анализа результатов работы представляет собой совокупность научно -

обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию педагогического процесса, направленных на реализацию образовательных целей.

Литература

1. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Ментальные модели: основа и препятствие для аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Сер.: Экономика и управление.

- 2012. - №3. - С. 64-68.

2. Коростелев А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. № 24 (29). -С. 96-100.

3. Пудовкина Н.Г. Значение аналитической деятельности в управленческом цикле // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 234-236.

4. Коростелев А.А. Стратиграфия уровней управления в социальных и образовательных системах // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2010. - №3.

- С. 75-78.

5. Пудовкина Н.Г. Функция анализа в управленческом цикле // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №2. - С. 167-170.

6. Дмитриев Д.А. Основные факторы инновационного развития кадрового потенциала руководителей муниципальной системы образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №4(8). -С. 135-138.

7. Денисова О.П. Оценка деятельности образовательной организации на основе аналитического подхода // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2012. - №1. - С. 78-83.

8. Коростелев А.А. Технология анализа результатов работы образовательной системы на основе информационного обеспечения // Информатика и образование. 2008. - № 7. - С. 121-124.

9. Коновалова Е.Ю. Методика обучения слушателей презентации различной информации // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2012. - №8. -С. 186-189.

10. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 192-195.

11. Дмитриев Д.А. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 87-90.

12. Денисова О.П. Совершенствование аналитической подготовки специалистов на основе технологии анализа // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 82-85.

13. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

14. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Педагогический поиск, 1997.

15. Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. - 2010. - № 2.

- С. 67-71.

16. Коростелев А.А., Деобальд Н.В. Стратиграфическое построение информационного обеспечения аналитической деятельности внутришкольного управления // сб. науч. тр. Sworld по материалам междунар. науч.-практ. конф. 2009. - Т. 14. - № 2. - С. 66-69.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность: оценка уровня информационного обеспечения // Вектор науки ТГУ. Сер.: Экономика и управление. - 2012. -№3. - С. 36-42.

19. Коновалова Е.Ю. Использование лингвистических переменных в осуществлении аналитической деятельности управления образовательными системами // Вестник Бурят. гос. ун-та. - 2012. - №1. - С. 96-102.

20. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность управления: теоретический аспект // Вектор науки ТГУ. Сер.: Экономика и управление. - 2012. - №2. - С. 206-209

21. Ярыгин О.Н., Роганов Е.С. Понятие и функции рефлексии в педагогике и аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2012. - №3(10). - С. 264-268.

22. Коростелев А.А. Методологические подходы к использованию информационных технологий в аналитической деятельности руководителей школы // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 108-112.

23. Коростелев А.А. Определение уровней и качества аналитической деятельности управления на основе технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) // Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - №4. - С. 153-155.

Работа выполнена в рамках госзадания по теме № 461201 «Методология аналитической деятельности управления образованием».

Дмитриев Дмитрий Андреевич, младший научный сотрудник научного образовательного центра «Перспектива», аспирант Тольяттинского госуниверситета. E-mail: Jordan-dima@yandex.ru.

Dmitriev Dmitry Andreevich, junior scientific researcher, scientific educational center «Perspektiva», postgraduate student, Toglyatti State University. E-mail: Jordan-dima@yandex.ru .

УДК 372.881.161.1

© Е.Ю. Коновалова

Особенности лексического использования табличной формализации в аналитической деятельности

В статье рассмотрены лексические аспекты в реализации различных методик педагогического анализа, а также их проявление при использовании табличной формализации в технологии анализа.

Ключевые слова: педагогический анализ; лексические особенности в аналитической деятельности; аналитическое чтение.

© E.Yu. Konovalova Features of lexical use of tabular formalizaytion in analytical activities

The article describes the lexical aspects of implementation of various methods in pedagogical analysis, as well as their manifestation by using a tabular formalization in technology of analysis.

Keywords: pedagogical analysis; lexical features in analytical activities; analytical reading.

В современной управленческой практике в образовательных учреждениях большое распространение получили две методики педагогического анализа: 1) анализ итоговых результатов по направлениям деятельности руководителя и его заместителей [1, 2], 2) логика анализа итогов учебного года [3].

В первом случае общешкольный анализ за учебный год состоит из четких разделов ответственности руководителей и заместителей за оп-

ределенное направление деятельности: анализ учебной работы, анализ методической работы, анализ воспитательной работы и т.д. (схема 1), поэтому единого документа не образует. В результате многие показатели того или иного направления имеют различные значения в отдельных разделах анализа, что во многом обусловлено тем, что каждый заместитель директора ведет статистику по своему фронту работы.

Схема 1

Характерной особенностью данного вида анализа является то, что руководитель и его заместители имеют различную предметную профессиональную подготовку и, соответственно,

переносят ее на проведение анализа, в результате чего каждый раздел имеет свою колоритную особенность: у руководителя-филолога - практически целый описательный «роман», у руко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.