Научная статья на тему 'Информационное обеспечение аналитической деятельности в технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС)'

Информационное обеспечение аналитической деятельности в технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТОКИ / "СИНДРОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ" / ИНФОРМАЦИОННЫЕ БЛОКИ / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА / MANAGEMENT INFORMATION / INFORMATION FLOWS / "SYNDROME OF EMAIL" / NEWS ITEMS / TECHNOLOGY OF ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коростелев Александр Алексеевич

Интенсивность информационных потоков приводит к тому, что руководитель школы находится в постоянном информационном стрессе и цейтноте, так как объем различной поступающей информации превышает его управленческие возможности, что требует структурирования системы информационного обеспечения, особенно в аналитической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коростелев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION PROVISION FOR EVALUATION ACTIVITIES IN TECHNOLOGY ANALYSIS OF RESULTS OF THE WORK OF EDUCATIONAL SYSTEM (TARROS)

The intensity of information flows leads to the fact that the principal of school is always in the situation of information stress and time pressure, as a volume of various incoming information exceeds his management capacities. It needs a structured system of information provision, particularly in analytical activity.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение аналитической деятельности в технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС)»

А.А. Коростелев

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНОЛОГИИ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ТАРРОС)

Интенсивность информационных потоков приводит к тому, что руководитель школы находится в постоянном информационном стрессе и цейтноте, так как объем различной поступающей информации превышает его управленческие возможности, что требует структурирования системы информационного обеспечения, особенно в аналитической деятельности.

Ключевые слова: управленческая информация, информационные потоки, «синдром электронной почты», информационные блоки, технология анализа.

А.А. Korostelev

INFORMATION PROVISION FOR EVALUATION ACTIVITIES IN TECHNOLOGY ANALYSIS OF RESULTS OF THE WORK OF EDUCATIONAL SYSTEM (TARROS)

The intensity of information flows leads to the fact that the principal of school is always in the situation of information stress and time pressure, as a volume of various incoming information exceeds his management capacities. It needs a structured system of information provision, particularly in analytical activity.

Keywords: management information, information flows, «syndrome of email», news items, technology of analysis.

Постоянно увеличивающийся объем различного вида информации создает и такую проблему в системе подготовки и переподготовки руководителей школ, как отсутствие системного подхода к отбору управленческой информации. Развитие новых информационных технологий и увеличение массива доступной информации трансформируют умения, необходимые человеку в современной профессиональной деятельности.

Однако до настоящего времени «не разработана полная методология количественной и качественной оценки информационных потребностей и ресурсов, а также прогнозирования потребности в информа-

ции, на уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, планировать информацию и управлять информационными ресурсами» [2, с. 16].

Особенно это актуально в ситуации резкого увеличения информационного потока, так называемого «информационного бума», обусловленного созданием электронных средств информации и всемирной информационной сети. В результате чего директор школы должен осознавать необходимость постоянного усовершенствования своей профессиональной управленческой деятельности на основе непрерывного образования и самообразования, которое

«реализуется в жизни всегда и везде в тех случаях, когда принципиально важные условия жизнедеятельности меняются быстро по сравнению с периодом жизни того или иного субъекта деятельности.

Руководитель образовательного учреждения должен уметь обрабатывать, отбирать нужную и полезную информацию, оценивать ее достоверность, - данное умение невозможно сформировать без развития аналитической деятельности директора школы.

В условиях феномена «эквифи-нальности» школы как образовательной системы, когда одни и те же результаты могут быть достигнуты за счет разнообразных сочетаний процессов и методов [3], умение критически относиться к информации имеет огромное значение в профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, ибо основано на умении анализировать, что позволяет избежать скрытых допущений и предвзятых мнений, различных существующих и создаваемых стереотипов.

В этом случае субъект вынужден выходить за пределы до сих пор значимого опыта, с тем чтобы «сформировать новый, более устойчивый образ мира, образ самого себя в этом мире, такой образ, скорость изменения которого оказалась бы ниже скорости процессов, по отношению к которым строится система деятельности субъекта» [3].

Увеличение скорости прохождения информации в связи с использованием информационных технологий, а также резко растущий объем различной директив-

ной, управленческой и запрашиваемой информации в системе образования породил у руководителей образовательных учреждений так называемый «синдром электронной почты», то есть боязнь просматривать по утрам входящие сообщения.

Изучение информационных потоков в муниципальной системе образования г. Тольятти показало, что в течение только трех месяцев руководителями школ было получено более 200 (двухсот) приказов, не считая различных писем, запросов статистической информации и т.д. В результате руководители образовательных учреждений находятся в постоянном информационном управленческом стрессе и временном цейтноте, когда объем поступающих различных указаний, запросов и требований превышает управленческие возможности как директора, так всей школы.

Современное «развитие управления идет не только по пути приспособления к существующим условиям» [6], но и по пути их преобразования, и в ходе свой профессиональной деятельности руководители школ решают не только текущие задачи, но и ставят перспективные цели и стремясь обеспечить их достижение не любой ценой для всего социума и самого образовательного учреждения, а исходя из знания законов развития общества, образовательной системы и управления ею.

Обратные связи в управлении образовательными системами не могут рассматриваться только лишь как получение, анализ информации и оказание корректи-

рующего воздействия. Это один из способов деятельности всех субъектов, при котором произвольное получение и переработка информации педагогами и обучаемыми о характере и результатах собственной и чужой деятельности не может быть объективно значимой, она является проявлением их субъектности, вследствие чего все субъекты социально-педагогических систем должны рассматриваться как активные пользователи информации и ее источники.

Информация есть условие обеспечения управления, и ее сущностная специфика обусловлена функциями сопровождения процессуальных объективирующих компонентов. Руководитель образовательной системы должен учитывать естественную рассогласованность целей различных субъектов педагогической системы, выявлять все точки зрения и осуществлять их интеграцию с учетом того, что общая сводная информация часто значительно отличается от информации, полученной от отдельного конкретного источника.

При характеристике обратных связей в управлении образовательными системами необходимо иметь в виду и источник информации, и ее объект, и пользователя, и линии связи - прямые или непосредственные.

Каналы информационного обмена имеют огромное значение в получении объективной информации, так как информация из различных источников об одном и том же объекте разительно отличается друг от друга в зависимости от того, как получена, от кого получена и по каким линиям информацион-

ного обмена проходила, при этом каждое промежуточное звено, исходя из своих субъективных и объективных воззрений, вносит свои дополнения и изменения, что приводит к непригодности информации.

Таким образом, по каналам информационного обмена может прийти достаточно отличающаяся друг от друга информация, и сказать, какой из них нужно отдать предпочтение, невозможно, поэтому учет специфики обратных связей в управлении образовательными системами требует отказа в управленческой деятельности от идеализации абсолютной объективности педагогической информации и независимости педагогических процессов от содержания, способов получения, выбора субъектов-источников и субъектов-пользователей этой информацией, определив главным критерием качества получаемой информации не ее абстрактную объективность, а соответствие поставленной цели содержания управленческой информации, ее источников и измерительных инструментов, а также того влияния, которое производится самим измерением.

Качественная система сбора и анализа информации позволяет технологизировать управление за счет делегирования обратных связей как временно, так и постоянно нижестоящим субъектам. Если эффективный сбор и переработка информации руководителем сочетается с «обучением педагогов по использованию и овладению соответствующего инструментария, то учитель начинает контролировать себя сам, обеспечивая уменьшение

доли коррегирующих воздействий в деятельности руководителя, высвобождая время и силы руководителей образовательной системы» [7].

Информация обладает в управлении определенными специфическими качествами как носитель содержания. Управление, являясь видом деятельности, представляет собой опыт реализации системообразующей функции в социальных организациях. В этом контексте информация для управления не только значима, но и представляет жизненную основу, т.к. управление само есть процесс движения и определенной переработки информации.

Так как повышение эффективности управления образовательной системы связано с уровнем информационного обеспечения, и руководители должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии всех процессов в системе, то первое, с чего должны они начинать свою деятельность, - постоянная, повседневная работа с информацией.

В настоящее время требования к информационному обеспечению управленческой деятельности и к управлению информацией формируются следующим образом:

- удовлетворение информационных потребностей органов управления;

- правильный отбор первичных сведений и источников информации;

- правильная систематизация и классификация информации;

- непрерывность процесса сбора и обработки информации;

- отсутствие дублирования информации;

- проверка корректности (непротиворечивость данных);

- многократное использование информации;

- приведение к общему формату информации;

- фильтрация, агрегирование и актуализация информации;

- уменьшение числа показателей и объемов информационных потоков (числа документов и объема документооборота).

Одним из основных требований к повышению эффективности управления является налаженная система обратной связи в образовательной системе, которая обеспечивает многосторонний анализ информации для принятия своевременного и правильного управленческого решения.

Без эффективной системы информационного обеспечения, когда отсутствуют полнокровные информационные потоки между подсистемами управления, самоосуществление управления образовательной системой принимает самые негативные черты, выражающиеся в необоснованных, неграмотных, нереальных, авторитарных решениях, которые вызывают их неприятие всеми субъектами педагогического процесса.

Руководитель образовательной системы осуществляет свои управленческие функции лишь на основе доступной ему информации о состоянии объекта управления. Все это требует организации информационного обслуживания (предоставления необходимой информации в нужное время и место), создания информационной

среды, способствующей выполнению поставленных целей. Осуществление таких действий называется информационным обеспечением управленческой деятельности.

Итоговый анализ результатов деятельности, самый сложный его вид, требующий от руководителя глубокого знания предмета, осуществляется по окончании учебного года на основе собранных при помощи педагогического мониторинга материалов, в соответствии с информационными базами данных блоков, составляющих предмет анализа. Педагогический мониторинг - это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [8].

Анализ итогов учебного года -процесс, разворачивающийся во времени с определенной последовательностью действий, для чего необходимо определить направления аналитической деятельности всех его осуществляющих субъектов, то есть очертить предмет анализа, которым является педагогический процесс или наиболее значимые совокупности его сторон, составляющих, показателей, характеристик, и рассматривается он как сложная, целостная система, анализируемая при помощи метода педагогического анализа и его принципов.

Проанализировать развитие учебно-воспитательного процесса и его результаты одному руководителю в полном объеме очень сложно, да и практически невозможно,

поэтому надо эту проблему решать методом «главного звена», при котором, «если анализируется сложный и объемный процесс, характеризующийся большим количеством показателей, черт и признаков, разносторонними фактами и явлениями, значение которых для проникновения в сущность этого процесса далеко неравнозначно, то в нем для анализа выделяются наиболее важные его составляющие - узлы процесса, состояние и развитие которых в течение всего учебного года оказало особенно сильное влияние на формирование конечных реальных результатов педагогического процесса. Информация, определяющая сущностные характеристики этих составляющих педагогического процесса, группируется в блоки. Такой отбор есть орудие борьбы с нестройностью и беспорядком информационной основы анализа, без чего, собственно говоря, он и не может быть осуществлен на научном уровне» [5, с. 34].

Каждый рассматриваемый блок является системой относительно однородных информационных единиц, взаимодействующих между собой, образующих целостную систему, анализ которых позволяет дать сущностную характеристику одному из объектов педагогического процесса.

В разработанной технологии анализа результатов итоговой деятельности образовательной системы формирование системы информационного обеспечения управления направлено на управление по результатам, для чего создаются определенные информационные блоки (рис. 1).

Блок I

«Базовое образование»

Блок II

«Дополнительное

образование»

Блок Ш

«Готовность к продолжению образов ания»

Блок IV

« Ф ормиров ани е в о спи танн о сти учащихся»

Блок V

«Обеспечение здоровья и здорового образа жизни»

Блок ХШ

«Социальное партнерство пколы»

БлокХП

«Вн утриш коль ное уп равление»

Структура информационного обеспечения ТАРРОС

Блок XI

« Фи нан совое обеспечение»

Блок Х

«Материально - техническое обеспечение»

Блок IX

«Методическо е обеспечение УВП»

Блок ^Ш4

«Кадровое

обеспечение

УВП»

Блок VI

«Организация социо -

психологическог о мониторинга

Бло^П

«Еабота с

родителями

учащихся»

Рис. 1. Структура информационного обеспечения технологии анализа результатов работы образовательной системы

Информационные блоки подразделяются на целевые, куда входят информация с I по VI блоки, обеспечивающая постановку целей образовательного учреждения, и деятельностные - с VII по XIII блоки, направленные на создание условий, обеспечивающих достижение целей.

1 группа - целевые блоки: Блок I. «Базовое образование», целью которого является определение уровня развития учащихся, тенденции его формирования, качества знаний, умений, навыков и вскрытия источников низкого качества знаний.

Анализ этого блока - один из самых трудных и самый объемный по содержанию информации. Знания, умения и навыки учащихся

необходимо рассматривать не в отрыве от развития личности, а как инструменты ее развития, анализируя которые, надо обязательно прослеживать связи преемственности. Анализ результатов этого блока желательно осуществлять отдельно и последовательно по начальному, среднему и старшему звеньям во взаимосвязи и взаимозависимости.

Блок II. «Дополнительное образование», целью которого является определение уровня состояния и эффективности работы по развитию творческого потенциала учащихся.

В анализе информации данного блока выделяются основные тенденции развития творческих способностей детей, инновационной

деятельности, и ее влияние на обновление содержания педагогического процесса, создание условий для инновационной работы, обеспечение соответствующего уровня ее научности и системной целенаправленности, взаимодействие с системой дополнительного образования и использование ее ресурсов, определяется степень удовлетворенности учащихся дополнительным образованием и формами обучения.

Блок III. «Готовность к продолжению образования», целью которого является определение уровня и состояния работы с учащимися по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся.

Анализируются особенности комплектования школы, профори-ентационная работа с учащимися, действенность во взаимодействии с высшими, средними и начальными профессиональными учебными учреждениями, готовность к продолжению образования.

Информационные блоки подразделяются на целевые, куда входят информация с I по VI блоки, обеспечивающая постановку целей образовательного учреждения, и деятельностные - с VII по XIII блоки, направленные на создание условий, обеспечивающих достижение целей.

1 группа - целевые блоки:

Блок I. «Базовое образование», целью которого является определение уровня развития учащихся, тенденции его формирования, качества знаний, умений, навыков и вскрытия источников низкого качества знаний.

Анализ этого блока - один из самых трудных и самый объемный по содержанию информации. Знания, умения и навыки учащихся необходимо рассматривать не в отрыве от развития личности, а как инструменты ее развития, анализируя которые, надо обязательно прослеживать связи преемственности. Анализ результатов этого блока желательно осуществлять отдельно и последовательно по начальному, среднему и старшему звеньям во взаимосвязи и взаимозависимости.

Блок II. «Дополнительное образование», целью которого является определение уровня состояния и эффективности работы по развитию творческого потенциала учащихся.

В анализе информации данного блока выделяются основные тенденции развития творческих способностей детей, инновационной деятельности, и ее влияние на обновление содержания педагогического процесса, создание условий для инновационной работы, обеспечение соответствующего уровня ее научности и системной целенаправленности, взаимодействие с системой дополнительного образования и использование ее ресурсов, определяется степень удовлетворенности учащихся дополнительным образованием и формами обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Блок III. «Готовность к продолжению образования», целью которого является определение уровня и состояния работы с учащимися по самоопределению и профессиональной ориентации учащихся.

Анализируются особенности комплектования школы, профори-ентационная работа с учащимися, действенность во взаимодействии с высшими, средними и начальными профессиональными учебными учреждениями, готовность к продолжению образования.

Блок IV. «Формирование воспитанности учащихся», целью которого является определение уровня и состояния воспитательной работы по формированию личности учащихся.

Анализируется состояние воспитанности учащихся, тенденции в изменениях параметров качеств личности, формирование и развитие органов ученического управления.

Блок V. «Обеспечение здоровья и здорового образа жизни», целью которого является определение уровня состояния здоровья, физического развития детей, действенности проводимой оздоровительной работы и ее продуктивности.

Анализируются условия, обеспечивающие определенный уровень здоровья, соответствующую психологическую среду и здоровый образ жизни, соблюдение санитарно-гигиенического режима и системы рационального питания.

Блок VI. «Организация социопсихологического мониторинга учащихся», целью которого является определение уровня профессиональной ориентации учащихся, их социальных установок и психологического состояния.

Анализируется состояние работы по профессиональной направленности учащихся, формирование классных коллективов и социальная адаптация обучающихся,

уровни психологического состояния.

2 группа - деятельностные блоки:

Блок VII. «Работа с родителями учащихся», целью которого является определение уровня взаимодействия семьи и школы, его эффективность и действенность в воспитании.

Анализ информации, включенной в этот блок, необходимо вести в ракурсе разъяснения того факта, что единство школы и семьи в воспитании ребенка является одним из основных источников его развития, прочности, осознанности его знаний, умений и навыков, рассматривается уровень организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания.

Блок VIII. «Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса», целью которого является определение уровня кадрового обеспечения педагогического процесса и состояния работы с педагогическим коллективом.

Анализируется информация по состоянию и кадровому обеспечению педагогического процесса, системе повышения квалификации и переподготовки, эффективности мер по стимулированию творческой деятельности учителя, по повышению ее результативности.

Блок IX. «Методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса», целью которого является определение уровня состояния методической работы и ее продуктивности.

Анализируется состояние методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, использование педагогических тех-

нологий, формирование педагогически целесообразного единства учебных программ и учебно-методических комплексов, подбор учебных программ по предметам, содержательная и методическая их стыковка.

Блок X. «Материально-техническое обеспечение», целью которого является определение уровня состояния материально-технической базы педагогического процесса.

Анализируется состояние материально-технической базы образовательного процесса, определяются пути ее совершенствования, выявляются основные сбои в коммунальных обеспечивающих системах.

Блок XI. «Финансовое обеспечение», целью которого является определение уровня обеспеченности финансовыми средствами.

Анализируется финансовое состояние школы, возможности и результаты привлечения внебюджетных средств и их соотношение к поступившим бюджетным средствам.

Блок XII. «Внутришкольное управление», целью которого является определение степени влияния внутришкольного управления на развитие учебно-воспитательного процесса и его результативность.

Анализируется состояние внут-ришкольного управления, система внутришкольного контроля, формирование коллектива учреждения.

Блок XIII. «Социальное партнерство школы с другими учреждениями», целью которого является определение уровня взаимодействия школы с учреждениями и

организациями, эффективности и действенности совместной деятельности в воспитании, развитии и формировании личности ребенка.

Анализируется состояние совместной работы с организациями, учреждениями, взаимодействие с шефствующей организацией, формирование общественной составляющей управления школой.

Анализ информации по блокам повторяется ежегодно, информация накапливается целенаправленно, и ее сбор проводится с использованием различных методов и способов. По каждому блоку определено содержание информации; лица, которые производят ее сбор в определенные сроки, анализируют информацию и хранят. В этом случае практическая познавательная деятельность руководителя образовательной системы формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности системы в целом.

Образовательная система,

представляя собой единое целое, в то же время состоит из отдельных компонентов, которые, интегра-тивно взаимодействуя, обуславливают её системную сущность.

Таким образом, как все системы, образовательная имеет определенную архитектонику - сочетание частей в одном стройном целом. Поскольку описание педагогического процесса представляет собой описание системы, то естественно, что «технология - это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике» [1].

На основе связей всех элементов образовательной системы можно

выделить одиннадцать составляющих блоков, которые имеют определяющее влияние на конечные результаты деятельности.

Каждый из блоков состоит из большого количества подсистем и может быть декомпозирован до элементарного уровня. Количество блоков и направлений в нем определяются особенностями образовательного учреждения и могут меняться в зависимости от его отличий, поэтому данная схема является примерной, на основе которой образовательное учреждение в каждом конкретном случае создает свою систему, что свидетельствует о возможностях ее массового использования, что и происходит в настоящее время.

Анализ результатов проводится по этим системообразующим компонентам (блокам), состояние и развитие которых определяют результаты деятельности.

До настоящего времени не разработана полная методология количественной и качественной оценки информационных потребностей и ресурсов, а также прогнозирования потребности в информации, на уровне организации можно и нужно изучать информационные потребности, планировать информацию и управлять информационными ресурсами.

Система информационного обеспечения на базе информационных массивов способствует практической познавательной деятельности руководителя в процессе педагогического анализа информации о деятельности системы в целом.

Каждый информационный блок является системой относительно

однородных информационных единиц, взаимодействующих между собой, образующих целостную систему, анализ которых позволяет дать сущностную характеристику одному из объектов педагогического процесса.

Управленческая деятельность требует от руководителей постоянного анализа состояния дел, решения объективно поставленных задач. Управление непосредственно связано с информацией, информационными процессами, и от степени достоверности и полноты имеющейся информации зависит эффективность управления, поэтому в технологии анализа результатов итоговой деятельности школы формирование системы информационного обеспечения управления направлено на управление по результатам.

Технология анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) показывает не только, какие итоговые результаты необходимо анализировать, но в какой последовательности его необходимо осуществлять.

Технология анализа результатов работы представляет собой совокупность научно обоснованных приемов и способов деятельности по конструированию педагогического процесса, направленных на реализацию образовательных целей, и состоит из блоков, имеющих табличную форму, которая является наиболее оптимальной для его проведения, так как имеет заданные параметры действий, где процесс описывается в пошаговой, поэтапной последовательности действий.

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 362 с.

2. Годин В.В., Корнеев И.К. Информационное обеспечение управленческой деятельности: учеб. - М.: Мастерство; Высшая школа, 2001. - 240 с.

3. Долженко О.В., Шатуновский В.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: метод. пособие. -М.: Высшая школа, 1990. - 192 с.

4. Кабаченко Т.С. Психология управления: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 384 с.

5. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). -

М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. - 112 с.

6. Коновалова Е.Ю. Уровень рече-ведческой компетентности студентов как условие адекватности воспроизведения содержания учебных текстов // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 1 (4). - С. 74-28.

7. Коростелева Е.Ю. Современные методологические требования к профессиональной деятельности учителей // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 3 (3). -С. 7882.

8. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 268 с.

Коростелев Александр Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Экономическая и управленческая подготовка» Тольяттинского государственного университета. E-mail: kaa1612@yandex.ru

Korostelev Alexander Alexeevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of economic and managerial training, Tolyatti State University.

УДК 37.011 И.А. Маланов

ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

В статье рассматривается понятие «образовательное пространство», анализируются различные трактовки данного понятия, выявляется его сущность и содержание.

Ключевые слова: социальное пространство, образовательное пространство, целостный процесс образования, проектирование образовательного пространства, непрерывное образование, образовательная среда.

I.A. Malanov

THE CONCEPT «EDUCATIONAL SPACE» AS A PEDAGOGICAL CATEGORY

The article deals with the concept «educational space», analyzes various treatments of this concept, reveals its essence and content.

Keywords: social space, educational space, complete process of education, design of educational space, continuous education, educational environment.

Гуманитаризация образования в рует осмысление образовательных современных условиях стимули- процессов на методологическом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.