Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
УДК 332 В.Н. Щукина
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, Тюмень
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Рассмотрены особенности рационального использования и охраны земель северных территорий, такие как установление границ территорий традиционного природопользования, отвод земель под объекты нефтегазовой отрасли, выявление и учет нарушенных и загрязненных земель, планирование рекультивации. Представлены предложения по совершенствованию информационного обеспечения рационального использования и охраны земель северных территорий.
традиционное природопользование, нефтегазовая отрасль, информационное обеспечение, база данных, рекультивация.
V.N. Shyukina
Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, Tyumen
INFORMATION SUPPLY OF RATIONAL USE AND PROTECTION OF NORTHERN TERRITORIES
Features of rational use and protection of the lands of northern territories, such as an establishment of borders of territories of traditional wildlife management, granting of the lands under objects of oil-and-gas branch, finding and the account of the broken and polluted lands, planning recultivation are considered. Offers on perfection of an information supply of rational use and protection of the lands of northern territories are presented.
traditional wildlife management, oil-and-gas branch, information supply, data base, recultivation.
Территории Сибирского Севера, в том числе Тюменской области, являются исконной средой проживания коренных малочисленных народов (ханты, манси, ненцы) и одновременно районами интенсивного нефтегазового освоения, оказывающего негативное влияние на окружающую среду и, как следствие, на традиционное природопользование коренных жителей. Данное обстоятельство регулируется действующим законодательством, тем не менее, усугубляется вследствие все большего развития нефтегазовой отрасли (НГО) и роста ее продукции. В этой связи нашей задачей является совершенствование информационного обеспечения рационального использования и охраны земель таких территорий и разработка рекомендаций по их восстановлению методом рекультивации.
В соответствии с п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (КМНССиДВ) относятся к землям особо охраняемых природных территорий, включают в себя оленьи пастбища, охотничьи и рыбопромысловые угодья, угодья для сбора дикоросов.
В то же время, общинами КМНССиДВ РФ могут использоваться земли сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, земли запаса.
60
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
К 1998 г. была проведена работа по упорядочению учета земель, используемых под оленьи пастбища [1], площади которых выведены из состава угодий северных территорий.
Оленьи пастбища являются частью особо охраняемых земель водного, лесного фонда, запаса. К оленьим пастбищам относятся те участки земельных угодий (лесов, кустарников, болот и др.), которые по составу имеющейся на их территории растительности могут служить кормовой базой для содержания северных оленей.
К охотничьим угодьям относятся все земельные участки, в том числе лесные и водопокрытые, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего промысла.
Реки, ручьи, озера и другие внутренние водоемы, которые служат местом обитания различных пород рыб и могут быть использованы для их вылова с целью личного потребления и для иных целей, считаются рыбопромысловыми угодьями.
Земельные участки, используемые для сбора грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и др., относятся к промысловым угодьям для сбора дикоросов.
Можно предположить, что охотничьи, рыбопромысловые, угодья для сбора дикоросов также находятся на особо охраняемых землях, землях лесного, водного фонда, запаса.
Землеустроительные действия, направленные на организацию рационального использования северных территорий и их охраны, будут иметь определенные особенности (табл. 1), такие как установление границ территорий традиционного природопользования, отвод земель под объекты НГО, установление продуктивности оленьих пастбищ, организация территорий оленеводческих, оленеводческо-промысловых, общинно-родовых хозяйств, выявление нарушенных и загрязненных земель, их учет, планирование рекультивации.
Таблица 1
Содержание землеустройства северных территорий
Содержание землеустройства Землеустроительные действия с учетом особенностей северных территорий
Изучение состояния земель - геодезические съемки; - картографические работы; - кадастровые данные; - почвенные, геоботанические и другие обследования; - оценка качества земель, в том числе в целях установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов, необходимых для обеспечения традиционного образа жизни КМНССиДВ; - инвентаризация
61
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Окончание табл. 1
Содержание землеустройства Землеустроительные действия с учетом особенностей северных территорий
Планирование и организация рационального использования и охраны - распределение земель по категориям и угодьям; - отвод земель под объекты НГО
Территориальное землеустройство - образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; - межевание объектов землеустройства; - установление границ территорий традиционного природопользования
Внутрихозяйственное землеустройство - организация рационального использования земельных участков для сельскохозяйственного производства; - организация территорий традиционного природопользования: проекты организации территорий оленеводческих, оленеводческо-промысловых, общиннородовых хозяйств и т. д.; - разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, загрязнения отходами производства и потребления, и других негативных воздействий
В данной статье более подробно рассмотрим следующее:
- порядок установления границ территорий традиционного природопользования;
- оценку влияния нефтегазовой отрасли на окружающую среду в целом и природопользование КМНССиДВ;
- информационное обеспечение рационального использования и охраны северных территорий.
Порядок установления границ территорий традиционного природопользования. Правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов установлены в ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», а также региональных правовых актах, например, [3].
Согласно [3], территории традиционного природопользования образуются по обращению лиц, относящихся к малочисленным народам, общинам малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
Осуществление хозяйственной деятельности в границах территорий традиционного природопользования допускается при условии возмещения ущерба
62
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
окружающей среде, убытков, причиненных субъектам права традиционного природопользования, а также иных платежей.
Указанный федеральный закон [2], а также [3] практически не говорят о том, какие меры необходимо осуществить для обеспечения рационального использования земли и их охраны.
В этой связи, в первую очередь необходимо установить четкие границы территорий КМНССиДВ, относящихся к категории особо охраняемых природных территорий, а также границы угодий, находящихся на землях лесного, водного фонда и землях запаса.
Согласно ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», установление местоположения границ лесных участков, земельных участков в составе особо охраняемых природных территорий или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования КМНССиДВ, проводится без их закрепления на местности.
В связи с этим, указанные границы должны быть обозначены на картографическом материале.
Вторым важным вопросом рационального использования и охраны земель северных территорий является оценка влияния нефтегазовой отрасли на окружающую природную среду (ОПС) в целом и природопользование КМНССиДВ (табл. 2).
Таблица 2
Влияние нефтегазовой отрасли на окружающую природную среду
Негативное воздействие Мероприятия по защите земельных ресурсов
1. Поиск и разведка месторождений
Нарушение почвенно-растительного покрова, уничтожение и порча посевов сельскохозяйственных культур и сенокосных угодий, нарушение гидрогеологического режима, сброс отходов, общее загрязнение, выбросы от строительных машин и механизмов, техногенные ландшафты в виде карьеров, строительных площадок, заброшенных скважин, дорог, захламленных промышленными и строительными отходами участков Контроль за работой строительной техники, техническая, биологическая рекультивация
2. Добыча нефти и газа
То же, что в п. 1 Контроль за работой строительной техники, техническая, биологическая рекультивация, оценка рисков, расчет ущерба окружающей природной среде
63
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Окончание табл. 2
Негативное воздействие Мероприятия по защите земельных ресурсов
3. Размещение объектов сбора, хранения, транспорта, переработки нефтепродуктов
3.1. Проектирование
Потери земельного фонда, изымаемого под размещение постоянных наземных сооружений, неудобства в землепользовании из-за разделения сельскохозяйственных угодий трассами инженерных коммуникаций и автодорог, ухудшение плодородных свойств почвы на временно отводимых землях Планирование полосы отвода, рациональное размещение объектов, оценка рисков, расчет ущерба окружающей природной среде
3.2. Строительство
То же, что в п. 1 Рекультивация, исключение самовольного занятия земель, снятие плодородного слоя почвы, срезка загрязненного грунта, противоэрозионные мероприятия, недопущение захламления, ведение работ в отведенных границах, использование существующих проездов, расчет убытков КМНССиДВ
3.3. Эксплуатация
Аварийные разливы Удаление разлива нефтепродуктов, рекультивация, расчет ущерба окружающей природной среде, расчет убытков КМНССиДВ
Максимальный вред ОПС наносится на стадии строительства объектов НГО (в пределах полосы отвода) и эксплуатации (в результате аварийного разлива нефти и нефтепродуктов).
Г раницы отвода для размещения линейного объекта на местности согласно [4] не обозначаются.
Поэтому для наглядного отображения влияния НГО на ведение традиционного природопользования КМНССиДВ необходимо использовать картографические материалы. Решение задачи упрощается с использованием геоинформационных систем (ГИС).
В отдельном слое фиксируют границы территорий традиционного природопользования, границы разливов, границы отвода. Эту информацию следует хранить, как минимум, до момента устранения загрязнения или окончания строительства. При этом основой является топографическая карта или карта с нанесенными объектами НГО (рис. 1).
64
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Гранщы разлива Границы отвода
Гранщы территорий КМНССиДВ
Карта объектов НГО
Топографическая
карта
Рис. 1. Сочетание слоев для оценки негативного влияния НГО
Сочетание различных слоев (см. рис. 1) показывает отношения пространственных объектов и явлений. При этом можно выявить совпадающие, несовпадающие или частично совпадающие контуры, а также проследить динамику изменений во времени, например, обозначив границы оставшегося загрязнения по окончании рекультивационных мероприятий.
Помимо графической информации, для характеристики аварийного разлива необходимо иметь атрибутивную информацию, такую как название объекта, тип объекта, площадь загрязнения, степень загрязнения, экотоп. Данные показатели имеют важное значение для планирования рекультивации.
Наиболее удобным способом хранения подобной информации являются таблицы, строки которых соответствуют определенному объекту, а столбцы содержат однотипные характеристики всех объектов.
Такую структуру имеют реляционные базы данных (БД), на основе которых была разработана программа «Рекультивация» (свид-во о гос. регистрации № 2010613036). Основными функциями программы являются хранение качественных и количественных характеристик загрязненного участка, подсчет необходимых для рекультивации материалов, формирование перечня технических средств, выбор соответствующей технологической карты производства восстановительных работ.
На рис. 2 представлено окно программы «Рекультивация». Каждая строка таблицы соответствует объекту НГО (кустовая насосная станция, центр добычи нефти и газа и др.), а в столбцах приведены характеристики нефтяного загрязнения почвы (площадь загрязнения, степень загрязнения, экотоп).
По данным таблицы БД для анализа загрязнения территории Мамонтов-ского месторождения в СУБД Access, в автоматическом режиме составим диаграмму (рис. 3).
По этим данным можно сделать следующий вывод: всего на территории Мамонтовского месторождения в результате порыва трубопровода подверглось загрязнению 196,06 га. Из них: экотоп - низинное болото 2,5 га и 39,39 га соответственно средней и сильной степени загрязнения; экотоп - луговой 0,6 га и 32,59 га; экотоп - лесной 7,71 га и 92,83; экотоп - водный 20,04 га сильной степени загрязнения.
65
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Рис. 2. Окно программы «Рекультивация»
Рис. 3. Диаграмма загрязнения территории Мамонтовского месторождения
Полученные результаты позволяют произвести учет нефтезагрязненных земель, сформировать перечень восстановительных мероприятий, выполнить анализ и оценку влияния нефтегазовой отрасли на земельные ресурсы северных территорий Тюменской области.
Обобщая все вышесказанное, этапы информационного обеспечения рационального использования и охраны северных территорий можно представить в следующем виде (рис. 4).
66
Для восстановления и рекультивации нарушенных и загрязненных земель
Статистические данные
Рис. 4. Этапы информационного обеспечения рационального использования и охраны северных территорий
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
В заключение следует отметить, что особенно важными землеустроительными мероприятиями, проводимыми с учетом особенностей северных территорий, должны стать:
- определение границ территорий особо охраняемых земель, земель традиционного природопользования, оленеводческо-промысловых хозяйств, общинно-родовых хозяйств и т.п.;
- учет земель, в первую очередь нарушенных и загрязненных при разработке месторождений полезных ископаемых;
- разработка проектов рекультивации;
- мониторинг рекультивируемых земель;
- оценка ущерба окружающей природной среде;
- оценка ущерба традиционному природопользованию коренных малочисленных народов Севера.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Емельянова, Т.А. Организация рационального использования и охраны земельных ресурсов северных территорий Российской Федерации (теория, методика, практика) / Т.А. Емельянова. - М.: ГУЗ, 2004. - 324 с.
2. Российская Федерация. Законы. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 04 апреля 2001 г. № 49] // Российская газета, № 88, 11.05.2001 г. (с изм. от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре [принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 28 декабря 2006 г. № 145-оз] // Консультант Плюс.
4. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: федер. закон [принят Гос. Думой 04 июля 2007 г. № 221]. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. -48 с.
Получено 18.11.2010
© В.Н. Щукина, 2010
В.Н. Щукина - аспирант СГГА, старший преподаватель кафедры геодезии и фотограмметрии Тюменского государственного архитектурно-строительного университета.
Тел.: 8-906-824-76-16. E-mail: shukina82@mail.ru
68