ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, КАДАСТР И МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ
УДК 631
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ПРОЕКТАХ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Валерий Борисович Жарников
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, профессор кафедры кадастра СГГА, тел. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]
Вера Николаевна Щукина
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Луначарского, 2, старший преподаватель кафедры геодезии и фотограмметрии ТГ АСУ, тел. (909)190-01-92, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрено обеспечение условий устойчивого землепользования в проектах разработки месторождений полезных ископаемых на территориях традиционного природопользования на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Представлены рекомендации по использованию методики исчисления убытков общинам коренных малочисленных народов и других показателей устойчивого землепользования.
Ключевые слова: устойчивое землепользование, территории традиционного природопользования, рекультивация.
MAINTENANCE OF CONDITIONS OF STEADY LAND TENURE IN PROJECTS OF DEVELOPMENT OF DEPOSITS IN TERRITORIES OF TRADITIONAL WILDLIFE MANAGEMENT
Valery B. Zharnikov
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Prof., Department of cadastre SSGA, tel. (383)361-05-66, e-mail: [email protected]
Vera N. Shyukina
Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, 625000, Tyumen, 2 Lunachars-kogo, senior teacher, department of geodesy and photogrammetry TSUACE, tel. (909)190-01-92, e-mail: [email protected]
In clause maintenance of conditions of steady land tenure in projects of development of deposits of minerals in territories of traditional wildlife management on an example Khanty-Mansiysk autonomous region-Ugra is considered. Recommendations on use of a technique of calculation of
72
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
losses are presented to communities to aboriginal small-in-number people and other parameters of steady land tenure.
Key words: steady land tenure, territories of traditional wildlife management, recultivation.
Проблема рационального использования земельных ресурсов в значительной степени разрешается эффективной системой управления, одним из главных звеньев которой является ее нормативное правовое обеспечение и основанный на нем правовой механизм регулирования земельных отношений [1, 2]. В современных условиях именно такой механизм является определяющим, в том числе в системе управления северными и сибирскими территориями.
Известно, что именно эти территории с 60-х гг. прошлого столетия превратились в основной источник минерального сырья и углеводородов, обеспечивших России высокий международный статус и авторитет.
Первое место по добыче нефти в Российской Федерации занимает Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО). В ХМАО открыто более 400 месторождений, выдано более 283 лицензий на проведение добычи и поисково-разведочных работ на нефть и газ [3].
Одновременно эти территории являются исконной средой проживания коренных малочисленных народов (КМН). Выделение территорий традиционного природопользования является важнейшей мерой правовой защиты экономических и социальных интересов коренного населения.
Декларируемые нефтегазодобывающими предприятиями программы и системы защиты земельных и иных природных ресурсов далеки от совершенства, дают невысокий эффект при достаточно высоких затратах времени и средств. Поэтому активное промышленное освоение северных и сибирских регионов, оказывающее негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды вследствие низкой экологичности технологий добычи полезных ископаемых и высокой степени аварийности, сокращает ареалы традиционной хозяйственной деятельности, дестабилизирует природные процессы, создает «антропогенные пустыни», сокращает видовый состав флоры и фауны, а также продолжительность человеческой жизни.
На современном этапе правовые вопросы образования, охраны и использования земель традиционного природопользования регламентируются Конституцией РФ, Земельным Кодексом РФ, рядом федеральных законов, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в границах территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные объекты, а также возмещаются убытки [4].
73
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Региональным законодательством [5] регламентированы дополнительные к федеральным требования по осуществлению хозяйственной деятельности, не связанной с традиционным природопользованием и традиционным образом жизни малочисленных народов:
1) при разработке проектной документации хозяйственной деятельности схема размещения промышленных объектов, в том числе буровых скважин и иных сооружений временного и постоянного характера, подлежит согласованию с субъектами права традиционного природопользования;
2) размещение транспортных путей, обслуживающих перевозки, должно предусматривать минимальное количество переправ через реки (ручьи) с учетом требований природоохранного законодательства;
3) при использовании авиации для доставки пассажиров и грузов на место непосредственной хозяйственной деятельности маршрут и график авиаперевозок должны исключать полеты над местами отела и выпаса оленей;
4) вокруг промышленных и иных сопутствующих объектов, определенных совместно с субъектами права традиционного природопользования (их уполномоченными представителями), осуществляется установка ограждений (коралей);
5) по требованию субъектов права традиционного природопользования им представляются планы природоохранных мероприятий и информация об их исполнении.
То есть без согласия представителей коренных народов не подлежат отчуждению земельные участки, находящиеся в границах территорий традиционного природопользования.
Для создания организационно-территориальных условий, обеспечивающих устойчивое и рациональное использование и охрану земельных ресурсов, рядом авторов [6, 7] подчеркивается необходимость совершенствования разработки землеустроительной документации, начиная со схем использования и охраны земельных ресурсов как в целом на территории Крайнего Севера, так и по отдельным регионам, и заканчивая проектами внутрихозяйственного землеустройства оленеводческо-промысловых и общинно-родовых хозяйств.
Выделение земель предприятиям, ведущим разработку газовых и нефтяных месторождений, осуществляется в виде горного отвода. При предоставлении лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода. Его уточненные границы устанавливаются после рассмотрения и утверждения проекта разработки месторождения нефти или газа [8].
Подробнее взаимосвязь природоохранных мероприятий с основными процессами проектирования разработки месторождений представлены на рисунке.
Г раницы горного отвода окончательно устанавливаются на основании проекта разработки месторождения, при составлении которого обязательно планируются мероприятия по рекультивации. Здесь же приводятся сведения о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков, в случае их изъятия во временное и (или) постоянное пользова-
74
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
ние. Кроме того, организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение нефти, нефтепродуктов, газового конденсата разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, при составлении которых также разрабатывается комплекс мероприятий по рекультивации нефтезагрязненных участков.
Рис. Взаимосвязь природоохранных мероприятий в проекте разработки месторождений
На стадии эксплуатации объектов нефтегазовой отрасли (НГО) в случае аварийного разлива нефтепродуктов разрабатывают проект рекультивации нефтезагрязненных земель, выполняют расчет ущерба компонентам окружающей природной среды при составлении акта технического расследования.
75
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
Таким образом, важнейшими составляющими охраны земель традиционного природопользования (ТПП) и защиты интересов коренного населения при разработке месторождений полезных ископаемых являются:
- оптимальное размещение границ горного отвода;
- проектирование рекультивационных мероприятий;
- возмещение убытков правообладателям земельных участков в случае их изъятия во временное и (или) постоянное пользование;
- определение ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах.
На стадии поиска и разведки месторождений полезных ископаемых происходит в основном механическое нарушение грунта и незначительное загрязнение почв буровыми растворами. Природоохранные требования заключаются в ведении работ строго в границах предоставленного отвода, контроле за работой строительной техники, проведением технической рекультивации. Восстановление плодородия земель при этом, как правило, происходит естественным путем.
Наибольший ущерб компонентам окружающей природной среды, а также традиционному природопользованию наносится вследствие порывов трубопроводов, вызванных различными причинами. В этих условиях одним из основных мероприятий, направленных на соблюдение принципов устойчивого землепользования и охраны земель, является рекультивация нефтезагрязненных земель. При составлении проекта рекультивации выполняется определение границ и площади нефтезагрязненного участка, а также отбор проб для химического анализа с целью выбора соответствующих материалов и технических средств [9].
По факту разлива составляют «Акт технического расследования отказа нефтепровода», в который включается величина ущерба, определяемая по методике [10].
В целях обеспечения реализации Концепции устойчивого развития КМН РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р разработана Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям КМН.. .[11].
Исчисление общего размера убытков при ухудшении качества (Суб ух) проводится по общей схеме [11]:
С
уб ух
С
зд ух
+ С
ув ух
+ С
прр ух?
где Сзд ух - реальный ущерб имуществу при ухудшении качества;
Сув ух - упущенная выгода при ухудшении качества;
Спрр ух - прочие, документально подтвержденные расходы правообладателя при ухудшении качества.
Размер упущенной выгоды при ухудшении качества зависит от следующих факторов:
- площади участка с ухудшенным качеством;
- степени ухудшения качества;
76
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
- периода времени восстановления качества земель и других природных ресурсов;
- периода времени восстановления нарушенного производства;
- ежегодного валового дохода по видам традиционной хозяйственной деятельности, руб./га;
- ставки дисконтирования.
На наш взгляд, исчисление убытков в соответствии с Методикой [11] целесообразно осуществлять при составлении проектов рекультивации, поскольку большая часть информации для расчета может быть получена именно на этой стадии.
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что обеспечение устойчивого, безопасного землепользования при ведении хозяйственной (промышленной) деятельности на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ связано с необходимостью выполнения следующих условий:
1) формированием необходимого нормативного правового обеспечения, позволяющего следовать основным принципам земельного законодательства, закрепленным в ст. 1 Земельного кодекса: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; соблюдение приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства, приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
2) созданием необходимых организационно-территориальных условий при размещении объектов нефтегазовой отрасли, отвечающих требованиям рационального использования земель;
3) объективной оценкой ущерба окружающей природной среде и убытков традиционному природопользованию в случае аварийных ситуаций.
Вместе с тем отметим, что оценка ущерба и убытков в указанных условиях вряд ли когда-нибудь будет полностью соответствовать приоритетным позициям, закрепленным в Земельном кодексе. Поэтому не менее важно оценить природоохранное качество указанных мероприятий в целом, используя специальные оценки и методики, таковыми, в частности, являются так называемые индикаторные задачи [12], формулируемые в процессе планирования разработки месторождений. Индикаторами рационального хозяйственного использования земель традиционного природопользования в этом случае выступят: площади земель, переданные под иные нецелевые виды их использования; площади рекультивированных земель, а также расчетные значения реальных ущербов окружающей природной среде и убытков объединениям коренных малочисленных народов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2008. - 112 с.
2. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве: федер. закон (принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
77
Землеустройство, кадастр и мониторинг земель
3. Атлас ХМАО-Югры. Том II. Природа. Экология. - Ханты-Мансийск; М., 2004.
4. Российская Федерация. Законы. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации : федер. закон (принят Гос. Думой 04 апреля 2001 г.) // Российская газета. - № 88. -11.05.2001 г. (с изм. от 23.07.2008 № 160-ФЗ).
5. Закон ХМАО - Югры от 28.12.2006 № 145-оз. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (принят Думой ХМАО - Югры 27.12.2006) // «Новости Югры». - № 7. - 19.01.2007 г.
6. Волков С.Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. Т. 1. - М.: Колос, 2001. - 496 с.
7. Емельянова Т. А. Организация рационального использования и охраны земельных ресурсов северных территорий Российской Федерации (теория, методика, практика): монография. - М.: ГУЗ, 2004. - 324 с.
8. Постановление Госгортехнадзора РФ. Об утверждении инструкции о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 г. № 35) // «Российские вести». -№ 197. - 17.10.1996 г.
9. Типовой проект рекультивации загрязненных нефтью земель на месторождениях ОАО «Юганскнефтегаз». - Тюмень: ООО «Институт экологии и природопользования», 2004.
10. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утв. Минтопэнерго РФ 01.11.1995 г.). - Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс».
11. Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2009 № 565). - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Щукина В.Н. Разработка методики информационного обеспечения охраны и рекультивации земель традиционного природопользования : автореф. дис. ... канд. техн. наук. - Новосибирск, 2011. - 23 с.
Получено 09.02.2012
© В.Б. Жарников, В.Н. Щукина, 2012
78