ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ INVESTMENT AND INNOVATIONS
УДК 004.032
DOI 10.52575/2687-0932-2022-49-2-243-255
Информационное обеспечение органов государственной власти РФ
Валова Ю.И., Жмуркин И.М.
Московский государственный областной университет Россия, 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящее время от органов государственной власти как никогда требуется принятие оперативных управленческих решений. Для этого необходимы не только информационная компетентность некоторых государственных служащих, а также целесообразное использование информации, но и знания о наличии соответствующих информационных систем. В связи с этим автор проводит исследование в этой области, излагая характеристику тех систем, которые востребованы не только органами власти, но и обществом в целом. Важную роль для обмена информацией играет структура самого информационного процесса. Вопросы информационного обеспечения различных российских федеральных органов исполнительной власти, в частности, Федеральной налоговой службы (ФНС), Федерального казначейства, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а также информационные системы Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и Министерства энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) включают различные аспекты интеграции. Целью данного исследования является изучение всех аспектов, связанных с информационным обеспечением, для устранения пробелов в данном направлении. Рассмотрена правовая основа внедрения данных информационных систем, а также цели и задачи их внедрения. Особое внимание уделяется информационной безопасности, также на примере информационной системы Министерства энергетики ГИС ТЭК рассматривается процесс обеспечения информационной безопасности. В результате исследования доказана необходимость интеграции между различными информационными системами для непрерывного контакта между государственными органами. Данное исследование может быть полезно и интересно при изучении дисциплин, связанных с информационными технологиями в управлении.
Ключевые слова: информация, стратегия, система, безопасность, оператор, власть, автоматизация, интеграция, внедрение, хранение
Для цитирования: Валова Ю.И., Жмуркин И.М. 2022. Информационное обеспечение органов государственной власти РФ. Экономика. Информатика, 49(2): 243-255. DOI 10.52575/2687-0932-202249-2-243-255
Information Support of State Authorities of the Russian Federation
Abstract. The structure of the information process itself plays an important role for the exchange of information. Issues of information support for various Russian federal executive authorities, in particular, the Federal Tax Service (FTS), the Federal Treasury, the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology (Rosstandart), as well as information systems of the Federal State Statistics Service (Rosstat) and the
Yulia I. Valova, Ivan M. Zhmurkin
Moscow State Regional University 10A Radio St, Moscow, 105005, Russia, E-mail: [email protected]
Ministry of Energy of the Russian Federation (Ministry of Energy of Russia) include various aspects of integration. The purpose of this study is to study all aspects related to information support in order to eliminate gaps in this direction. The legal basis for the implementation of these information systems, as well as the goals and objectives of their implementation are considered. Special attention is paid to information security, also, the process of ensuring information security is considered on the example of the information system of the Ministry of Energy GIS Fuel and Energy Complex. As a result of the research, the need for integration between various information systems for continuous contact between government agencies is proved.
Keywords: information, strategy, system, security, operator, power, automation, integration, implementation, storage
For citation: Valova Yu.I., Zhmurkin I.M. 2022. Information Support of State Authorities of the Russian Federation. Economics. Information technologies, 49(2): 243-255 (in Russian). DOI 10.52575/2687-09322022-49-2-243-255
Введение
Каждый российский гражданин имеет конституционное право на информацию, в т. ч. и о решениях, принятых органами государственной власти. Поэтому соблюдение закреплённых в Конституции РФ прав должно установить равноправные отношения между обществом и властью. В связи с этим возникает вопрос - а насколько органы власти открыты и прозрачны в своём информационном пространстве. В настоящее время существует огромное количество информационных систем (по данным Федеральной государственной информационной системы координации информатизации в Росси на конец 2019 года имелось 876 ГИС федерального уровня), т. к. каждая властная структура имеет свой сайт. Вследствие этого возникают определённого рода сложности.
Во-первых, в поиске достоверной и актуальной информации. Создание этих информационных систем изначально предполагало повысить эффективность государственного и муниципального управления, а также ускорить процесс обмена информацией между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. Информационная неопределённость, дефицит информации и, наконец, некорректная информация никак не должны оправдывать неэффективные управленческие решения органов власти. Тем более, это информационное обеспечение образует информационный государственный ресурс.
Во-вторых, существует очень много вопросов в оценке эффективности работы данных информационных систем и её целесообразности. Сложность возникает в том, что назначение этих систем отличное от информационных систем коммерческих предприятий. Все коммерческие предприятия при разработке и установке информационных систем преследуют цель не только в повышении качества их работы, но и получения прибыли. Для государственных же учреждений цели иные, не экономические. Кроме того, отсутствует единый ресурс о затратах ведомств на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем.
В-третьих, большая часть государственных информационных систем в России не имеет общедоступных сведений об их назначении, т. е. зачем они создавались в принципе?
Данное исследование не охватывает все проблемы, связанные с работой информационных систем, а лишь обращает внимание на вопросы открытости, назначения и наличия сведений о государственных информационных системах. Научная новизна исследования состоит в том, что авторы разработали сводную характеристику по целям и задачам востребованных государственных информационных систем, представлены агрегированные данные по расходам на эти системы, а также оценка открытости некоторых ведомств.
Для каждой организации с целью эффективного управления необходимо обеспечить либо хозяйствующий субъект, либо государство в целом актуальной, полной и достоверной информацией. Информация - это один из инструментов управления в организации, поэтому от того, как пользуются этим инструментом, во многом зависит воплощение принятых решений. Соответственно, чем больше необходимой информации мы получаем, тем больше вариантов решений имеет субъект управления. Необходимость непрерывного изучения всех ас-
пектов, связанных с информационным обеспечением, обусловлена устранением пробелов в данном направлении. Корпоративные структуры и органы государственного управления рассматривают информацию в качестве важного фактора успеха в предпринимательской деятельности, выработке управленческих решений и повышении качества услуг, оказываемых населению. Информационные технологии проникли во все сферы жизни людей. Само общество становится все более цифровым и предъявляет все более высокие требования к функционирующим и разрабатываемым информационным системам.
Существует большое количество определений понятия «информация», однако одним из основоположников в области информационной теории стал американский учёный Ральф Хартли. В 1928 году он сформулировал понятие «мера информации», а в дальнейшем Хартли развивал информацию с точки зрения электронной коммуникации. В свою очередь, американский инженер, криптоаналитик Клод Шеннон даёт свое определение следующим образом -«информация представляет из себя сообщение, которое передаётся через каналы связи» [Шеннон К., 1963]. Данное сообщение также имеет свою ценность, однако, по его мнению, важность и ценность сообщения определяется не содержанием и смыслом, а неожиданностью и необычностью сигнала. Однако это не единственное определение понятия «информация». Рассмотрим еще несколько определений.
Один из основоположников кибернетики и искусственного интеллекта, американский математик Норберт Винер представляет информацию как «обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств» [Винер, 1983].
Многие умы придавали данному понятию различные качества, перечисленные ранее определения действительно могут существенно отличаться, однако стоит отметить, что они сходятся в том, что информация представляется из себя некие данные, систематизированные определенным образом и передающиеся по каким-либо каналам связи до своего адресата.
Теперь обратимся к правовой части в понимании информации. Согласно Федеральному закону N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Любая информация проходит различного рода этапы - это обработка, хранение, корректировка, анализ, оценка и т. д. В совокупности все действия, связанные с информацией, можно обозначить как информационную систему в целом. Наиболее точное определение закреплено Федеральным законом №149-ФЗ и выглядит оно следующим образом: «информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
На основании вышеизложенного, можно заключить, что информационная система -это интегрированные между собой инструменты по хранению, обработке и предоставлению информационных ресурсов, предназначенные для достижения целей создания системы или целей управления. На данном этапе развития информационных систем существенная часть из них имеют дело не с информацией как таковой, а непосредственно с данными, то есть с необработанными сведениями. В связи с этим подобные системы могут называться не информационными системами, а системами обработки данных.
Информационное обеспечение - весьма широкое понятие, можно сказать, что это некий непрерывный процесс по предоставлению, обновлению и актуализации различного рода информации. Информационным обеспечением можно считать совокупность решений «по объему и размещению информации, которая передается в системе управления. Это оперативная и нормативно-справочная информация, классификаторы технико-экономической информации и документы» [Калошина, 2020].
Основная часть
С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам [Валова, 2021]. Первым стратегическим документом, определившим направления развития
информационного общества в России, стала стратегия развития информационного общества в РФ. В результате этого органы государственной власти РФ, бизнес и граждане начали интенсивно применять информационные и коммуникационные технологии. Помимо этого, в данной стратегии закреплены и основные направления развития информационных систем, которые, в свою очередь, могут меняться по мере появления новых технологий. К этим направлениям относятся: конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения, обработка больших объёмов данных, искусственный интеллект, доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, в т. ч. в кредитно-финансовой сфере, облачные и туманные вычисления, интернет вещей и индустриальный интернет, информационная безопасность и т. д.
В наше время самым эффективным методом сбора, хранения и предоставления информации для органов государственной власти является использование интегрированных автоматизированных информационных систем. На рисунке 1 схематически представим некоторые информационные системы, которые находятся в распоряжении органов государственной власти. Данные информационные системы обладают широким масштабом ресурсов, хранящим в себе большое количество полезной информации, касающейся совершенно различных сфер деятельности. При создании всех информационных систем решалась одна общая задача - обеспечить доступ с помощью сети Интернет всем государственным, региональным и муниципальным органам власти, а также юридическим и физическим лицам к официальной статистической информации для повышения эффективности реализации и решения своих специфических задач.
Рис. 1. Интегрированные автоматизированные информационные системы для органов государственной власти РФ Fig. 1. Integrated automated information systems for public authorities of the Russian Federation
Разумеется, создание каждой системы изначально преследовало определенные цели, относящиеся к конкретной информационной системе, однако стоит определить схожие цели, которые можно причислить к каждой информационной системе.
Во-первых, внедрение информационных систем позволяет существенно ускорить работу государственного органа в целом.
Во-вторых, упростить процесс документооборота.
В-третьих, обеспечить более высокое качество функционирования государственных органов.
В-четвертых, обеспечить открытый доступ к необходимой информации для пользователей.
Предлагается более подробно рассмотреть принцип работы каждой из перечисленных информационных систем.
ЕМИСС Росстата. Единая межведомственная информационно-статистическая
система (ЕМИСС)
В данной информационной системе собирается огромное множество различного рода статистической информации, предоставляемой государственными информационными статистическими ресурсами. Весь сбор статистической информации проходит в соответствии с Федеральным планом статистических работ, это организовано как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном уровне. Система открыта и публична, ей могут пользоваться рядовые пользователи, которым достаточно иметь доступ в сеть Интернет, различные ведомства и подведомственные организации, хозяйствующие субъекты, средства массовой информации. ЕМИСС функционирует уже более 10 лет, она была разработана и введена в эксплуатацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 367. Оператором назначено Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
Данная система включает в себя большое множество различных показателей. Перечислим некоторые:
- количество организаций с веб-сайтом или организации, присутствующие в интернете, где бизнес имел контроль за контентом;
- совокупный доход домашних хозяйств, в среднем на одного члена домашнего хозяйства за один месяц;
- средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях, выданным с начала года;
- среднемесячные фактические ставки по кредитам, предоставленным московскими банками в долларах США (MIACR USD);
- средства материнского капитала, которые направлены на формирование накопительной пенсии.
Как можно заметить, показатели присутствуют по различным данным, собранным с большого множества ведомств. Таких ведомств, министерств, агентств и других органов, с которых собирается статистическая информация, насчитывается порядка 150 штук. Например, МВД РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная антимонопольная служба, которая в свою очередь предоставляет следующие показатели:
- информация об осуществлении государственного контроля (надзора);
- полезный отпуск - продажа отдельным категориям потребителей электрической и тепловой энергии;
- отпуск (передача) электроэнергии потребителям распределительными сетевыми организациями;
- оплата граждан за коммунальные услуги.
Федеральная государственная информационная система Росстандарта (ФГИС)
Основное назначение этой системы заключается в улучшении качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. ФГИС Росстандарта разработана в соответствии с Концепцией информатизации деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на период до 2018 года.
Данная система подразделяется на три части для различных областей деятельности.
ФГИС «Береста» является первым элементом этой системы и разрабатывалась она для осуществления полномочий Росстандарта в сфере стандартизации. Данный элемент информационной системы необходим для того, чтобы автоматизировать все процессы, связанные с национальной системой стандартизации, представляющей собой множество национальных стандартов и классификаторов.
Основная цель второго элемента системы ФГИС «Аршин» - организация деятельности Росстандарта в сфере обеспечения единства измерений. Данная часть ФГИС призвана обеспечить достаточную автоматизацию процессов при координации деятельности агентства в сфере обеспечения единства измерений. На данный момент «Аршин» способен предоставлять ряд государственных услуг в данной области в электронном формате, в онлайн-режиме, а также создавать универсальные информационные базы.
Третий элемент системы ФГИС «Контур» разработан в целях осуществления полномочий Росстандарта в сфере управления кадрами, имуществом, проектной и финансово-хозяйственной деятельности. Помимо этого, элемент позволяет автоматизировать управленческие процессы Росстандарта и его подведомственных организаций, в их число, по большей части, входят научно-исследовательские институты, ведущие деятельность в сфере статистики, метрологии и др. «Контур» состоит из шести модулей, отвечающих за определенную область.
1. Модуль «Программы развития»;
2. Модуль «Управление проектами (программами)»;
3. Модуль «Управление закупками»;
4. Модуль «Управление имуществом»;
5. Модуль «Управление клиентами»;
6. Модуль «Управление персоналом».
ГИИС «Электронный бюджет» Федерального казначейства
Данная система позволяет обеспечить максимальную открытость и прозрачность деятельности государственных органов при управлении государственными денежными средствами, а также государственными внебюджетными фондами. Денежные средства, поступающие из бюджета, предназначены для финансового обеспечения задач и функций государства в производственной области, сельского хозяйства, транспорта, социальной защиты населения, обеспечения воспроизводства природных ресурсов и во многих социально-экономических сферах [Васильева, 2019]. Помимо этого, благодаря данной системе существенно возросла эффективность финансового управления. Таких улучшений удалось добиться благодаря формированию так называемого единого информационного пространства.
В этой системе с легкостью можно получить данные по доходам бюджета, рассмотреть динамику доходов бюджета, такие же операции можно провернуть и с расходами. Это лишь самые очевидные показатели, множество других данных также можно получить с помощью данной информационной системы.
Таким образом, любой желающий может обратиться к данной системе и получить доступ к большому количеству информации, касающейся бюджета РФ.
АИС «Налог-3» Федеральной налоговой службы
В настоящее время ФНС Росси считается одним из самых технологичных ведомств, во многом благодаря системе АИС Налог-3. С её помощью ведомство принимает, обрабаты-
вает, предоставляет различную информацию, анализирует данные, формирует отчеты. Разработчиком является Главный научно-инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ). Своё развитие данная система получила ещё в 2010 году, с течением времени она постоянно совершенствовалась, и крайняя модернизация состоялась в 2019 году. С 2014 года, в связи с началом действия санкций западных стран и появившимися рисками их влияния на устойчивую работу АИС «Налог-3», развитие архитектуры стало двигаться в направлении открытого программного обеспечения. Все новые проекты создавались с использованием программных продуктов экосистемы Hadoop и СУБД с открытыми кодами (MongoDB, PostgreSQL). Программное обеспечение, построенное на этом стеке технологий, обеспечивает прием и обработку почти 12 млрд сведений из книг покупок-продаж ежегодно, более 120 млн чеков ежесуточно. По открытому API ежедневно обрабатывается более 2 млн запросов к сведениям о чеках и более 1 млн запросов к сведениям о самозанятых.
ГИС ТЭК Министерства энергетики
Информационная система предназначена для автоматизации процессов сбора, обработки информации в целях включения в ГИС ТЭК, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией о состоянии и прогнозе развития ТЭК. На рисунке 2 представим структуру ГИС ТЭК.
Рис. 2. Структура ГИС ТЭК Fig. 2. Structure of GIS Fuel and energy complex
Как видим, ГИС ТЭК обеспечивает информационную поддержку в принятии управленческих решений и их реализацию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе и смежных отраслей экономики.
Информационная безопасность
Информационная безопасность состоит из трёх основополагающих элементов: конфиденциальность, целостность и доступность. В свою очередь, каждый элемент выполняет определенные функции. Например, конфиденциальность предполагает обеспечение доступа к информации только авторизированным пользователям; целостность подразумевает обеспечение достоверности и полноты информации и методов её обработки; доступность - обеспечивает доступ к информации и связанным с ней активам по мере необходимости.
Однако как электронные, так и физические данные могут быть использованы не по назначению и во вред носителям этой информации. В связи с этим каждая информационная система должна обеспечивать должный уровень безопасности информации. Вопрос информационной безопасности необходимо прорабатывать при разработке абсолютно любой информационной системы. Информационная безопасность является одним из инициативных направлений национального проекта «Цифровая экономика». В 2021 году для поддержки и благоприятного развития этого инициативного направления была создана и утверждена Президентом РФ «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». Суть данной стратегии заключается в сохранении национальных интересов и социально-экономическом развитии страны. Чуть позже, в связи с участившимися компьютерными атаками на российские информационные ресурсы, Правительством РФ были приняты дополнительные меры, так называемый «второй пакет мер господдержки 1Т-отрасли» или «дорожная карта». Эти меры направлены на развитие и внедрение российских разработок в медицинские, образовательные сервисы и т. д. Параллельно с этим для некоторых сегментов ИТ-рынка предусмотрены следующие меры:
• во-первых, снятие ограничений и барьеров для использования современных цифровых решений с подтверждением законодательной базы;
• во-вторых, финансирование создания российских цифровых платформ и типовых решений для бюджетных организаций;
• в-третьих, введение отраслевых цифровых стандартов, определяющих необходимый уровень цифровизации соответствующих процессов и устанавливающих преимущественное использование для них российских программных продуктов и оборудования;
• в-четвёртых, подготовка кадров для отдельных отраслей экономики, необходимых для внедрения современных цифровых решений.
Основной целью обеспечения информационной безопасности следует выделить обеспечение защищенности информационных активов (рис. 3).
Рис. 3. Актив информационных систем Fig. 3. Activation of information systems
Следует отметить, что безопасность актива информационных систем сопровождается на всё время функционирования информационных систем: создание, обработка, хранение, передача, уничтожение.
При обеспечении безопасности информационных систем принято пользоваться следующими принципами:
- системность;
- рациональность;
- транспарентность и конфиденциальность;
- непрерывность, обучение и накопление опыта;
- прогнозируемость и функциональная взаимосвязанность;
- своевременность, оперативность, адекватность;
- контроль.
Соблюдение данных принципов позволяет обеспечить функционирование системы как одного целого, охватывающего управленческие и организационные решения для управления, а также для постоянного непрерывного совершенствования безопасного функционирования с возможностью быстрого реагирования на внештатные ситуации.
Оперативное реагирование является одним из важнейших факторов, нивелирующих возможность возникновения негативных последствий, то есть «обнаружение деструктивного воздействия - принятие решения - реакция системы» должны опережать реализацию деструктивного воздействия нарушителем информационной безопасности [Закалкин и др., 2016].
Для эффективного обеспечения безопасности информации в государственных информационных системах необходимы следующие мероприятия:
- формирование требований к защите информации, содержащейся в ГИС;
- разработка системы защиты информации (далее - СЗИ) в ГИС;
- внедрение СЗИ в ГИС;
- аттестация ГИС по требованиям защиты информации и ввод ее в действие;
- обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной ГИС [Старикова, 2017].
Так, на примере информационной системы Министерства энергетики ГИС ТЭК рассмотрим процесс обеспечения информационной безопасности. Первая очередь ГИС ТЭК введена в эксплуатацию в октябре 2019 г., вторая очередь данной информационной системой введена в апреле 2020 г.
Описание обеспечения безопасности информации и доступа к ней можно увидеть в положении о порядке доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.02.2013 № 80 «О порядке доступа к информации, содержащейся в ГИС ТЭК». В данном положении установлен порядок доступа к информации государственными органами, юридическими и физическими лицами и другими пользователями системы. Информационная система топливно-энергетического комплекса аттестована по требованиям безопасности информации и имеет Аттестат соответствия № И-28/16 от 16 декабря 2016 года. Помимо этого, на основании нормативных документов ФСБ и ФСТЭК были разработаны организационно распорядительные документы ФГБУ «РЭА» Минэнерго России по защите информации в ГИС ТЭК:
- Инструкция администратора информационной безопасности;
- Инструкция пользователя по обеспечению безопасности информации;
- Порядок защиты от вредоносного кода;
- Правила оповещения и повышения квалификации кадров;
- Порядок обеспечения с помощью криптосредств безопасности информации ограниченного доступа;
- Порядок обнаружения и предотвращения вторжений;
- Порядок работы с машинными носителями информации;
- Порядок резервирования и восстановления информационных ресурсов;
- Порядок управления доступом к информационным ресурсам;
- Порядок управления конфигурацией ГИС ТЭК;
- Порядок эксплуатации средств защиты информации по обеспечению безопасности и информации;
- Регламент применения электронной подписи;
- Процесс мониторинга событий;
- Процесс управления инцидентами информационной безопасности.
Представленные документы регламентируют действия по обеспечению безопасности
данных, хранящихся в системе, а также дают представления о необходимых действиях для недопущения и предотвращения кризисных ситуаций.
Оценка эффективности работы ГИС
Далее, прежде чем приступить к оценке эффективности работы ГИС, необходимо знать, что главная цель создания этих систем всё же повышение качества предоставления государственных услуг, открытость, результативность и качество принимаемых управленческих решений, в т. ч. и для удаленных территорий. Следовательно, эффективность работы данных систем может оцениваться только в рамках поставленных целей, которые у каждого ведомства свои (Росстат - предоставить актуальную и необходимую статистическую информацию, ФНС - создать благоприятные условия для своих налогоплательщиков по соблюдению своих обязанностей, Росстандарт - защита прав потребителей в области контроля над соблюдением требований безопасности товаров и т. д.). В рамках данной работы целесообразно рассмотреть объём расходов на государственные информационные системы по категориям. В таблице 1 приведем данные по расходам на создание, развитие и эксплуатацию государственных информационных систем. За 2020-2021 гг. информация по расходам авторами не указывалась ввиду её отсутствия на портале ГИИС «Электронный бюджет».
Таблица 1 Table 1
Категории расходов на государственные информационные системы в целом, млн руб.
Categories of expenditures on state information systems in general, million rubles
Категория расходов 2018 год 2019 год
Затраты на создание 2921 6383
Затраты на развитие 12938 19619
Затраты на эксплуатацию 13105 17199
Суммарные затраты 28964 43201
Достаточно высокий темп роста бюджета в 2019 году обусловлен тем, что сюда включены расходы по мероприятиям национальной программы «Цифровая экономика». Отсутствие единого ресурса, учитывающего траты ведомств на создание, развитие и эксплуатацию ГИС в полном объеме, очень затрудняет их поиск, так как финансирование такого рода расходов может проходить по разным статьям госбюджета. Помимо того, непрозрачность затрат на ГИС некоторые эксперты связывают с низким качеством открытой информации, публикуемой на порталах ФГИС КИ и ГИИС «Электронный бюджет».
В таблице 2 представлены лидеры по объему расходов на информационные технологии. Росстат на эти цели потратил 8,9 млрд рублей, ФНС - 7,12 млрд рублей, а Федеральное казначейство - 7,03 млрд рублей. При этом в рейтинге учтены не только расходы на информационные технологии, учитываемые в официальной статистике, но и те средства, которые идут на информатизацию и цифровизацию через субсидии подведомственным учреждениям. В пятерку лидеров по объему расходов также вошли Судебный департамент при Верховном Суде РФ, сумма расходов которого составляет 4,63 млрд рублей, и Минкомсвязь РФ с расходами в 4,14 млрд рублей.
Таблица 2 Table 2
Лидеры по объему расходов на информационные технологии, млрд руб.
Leaders in terms of spending on information technology, billion rubles
Наименование органа государственной власти 2019 год 2020 год 2021 год
Росстат 2,07 2,07 8,9
ФНС России 19,3 17,4 7,12
Казначейство 9,88 9,82 7,03
СД при ВС РФ 5,37 5,56 4,63
Минкомсвязь 13,44 1946 4,14
МВД России 6,79 9,94 3,82
ПФР 15,06 9,49 2,75
Одним из основных критериев по оценке работы ГИС является их открытость. Правительство РФ в постоянном режиме работает над переходом от оценки формальной открытости к более качественным показателям и уже с 2020 года включили такие новые критерии оценки открытости, как оценка пользовательского опыта, понятности языка, на котором написаны ответы ведомств на запросы граждан и так далее. В таблице 3 представим, как по уровням открытости данных происходит распределение ФОИВ.
Таблица 3 Table 3
Распределение ФОИВ по уровням открытости данных, 2019-2021 гг.
Distribution of FOI by levels of data openness, 2019-2021
Уровень / Год 2019 год 2020 год 2021 год
Группа А 22 18 55
Группа Б 37 43 8
Группа С 13 11 7
Каждая ГИС была причислена к одной из четырех категорий: A, B, C или D, где A означает высокую степень открытости, B - среднюю, C - низкую, D - отсутствие необходимой для оценки информации, в том числе в публичном доступе. Главными причинами неудовлетворительной оценки ФОИВ являются отсутствие данных в разделе «Открытые данные» при наличии самого раздела. По результатам оценки за 2020 год улучшились практики раскрытия данных практически у всех анализируемых органов власти. Количество органов власти, которые получили оценку А, увеличилось за год втрое, с 18 до 55. Уровень А означает, что орган власти прикладывает существенные усилия по работе с открытыми данными. Эти ФОИВ публикуют не только минимально требуемые наборы данных по «формальному» списку, но и раскрывают данные в своих информационных системах, на собственном сайте, поддерживают актуальность уже опубликованных данных.
Заключение
В заключение отметим, что наличие данных систем существенно ускоряет работу каждого перечисленного органа. Помимо этого, большая часть информационных систем обладает взаимной интеграцией между собой, что также упрощает процесс кооперации данных государственных органов между собой. Таким образом, благодаря взаимной интеграции между различными информационными системами обеспечивается непрерывный контакт между государственными органами, упрощается контроль, а также гораздо более просто проводится анализ.
Наше государство обладает весьма неплохой базой для обеспечения государственных органов и рядовых пользователей необходимой информацией. Стоит отметить, в данной работе рассмотрены лишь некоторые представители большого комплекса информационного обеспечения, т. к. фактически информационных систем в разы больше. Данный факт означает, что при необходимости получения определенного рода информации, содержащейся в нескольких информационных системах, пользователь потратит большее количество времени, чем, если бы вся информация находилась в одном крупном ресурсе. Рядовому пользователю будет совсем не просто во всем разобраться из-за некоторой разрозненности информационных систем, несмотря на их взаимную интеграцию.
Список источников
«Концепция информатизации деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на период до 2018 года» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220554/ (дата обращения 14 декабря 2021). Винер Н. 1983. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество/ 2-е издание. — М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 344 с. Госрасходы. URL:https://spending.gov.ru/analytics/ratings/it/ (дата обращения 9 апреля 2022).
Информатика: учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997. 768 с.
Открытость государства в России - 2021. URL:https://ach.gov.ru/upload/pdf/0tkrytost-2021.pdf (дата обращения 9 апреля 2022).
Постановление Правительства РФ от 26 мая 2010 г. № 367 «О единой межведомственной информационно-статистической системе» // СПС КонсультантПлюс. URL: http:// www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_100843/92d969e26a432 6c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения 12 декабря 2021).
Указ президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения 12 декабря 2021).
Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 03.12.2011 № 382-ФЗ» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122558/ (дата обращения 27 октября 2021).
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ» // СПС КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 24 октября 2020).
Список литературы
Ажмухамедов И.М. 2011. Принципы обеспечения комплексной безопасности информационных систем. Вестник АГТУ. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика, 1: 7-11.
Валова Ю.И. 2021. Цифровизация современного общества. Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 11-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 34-39.
Васильева И.А. 2019. Особенности документирования экономических преступлений в бюджетной сфере. Предпринимательство в России: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов преподавателей и студентов кафедры экономики и предпринимательства МГОУ. Москва: Московский государственный областной университет, 74-77
Закалкин П.В., Сагдеев А. К., Стародубцев Ю. И., Сухорукова Е. В. 2016. Проблема формирования системы динамической защиты государственных информационных систем. Актуальные проблемы инфоте-лекоммуникаций в науке и образовании. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 239-243.
Калошина, Т.Ю. 2020. К вопросу о сущности информационных технологий в управлении персоналом. Теория и практика современной аграрной науки: Сборник III национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Изд-во: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 830-834.
Старикова А.А. 2017. Оценка эффективности управления системой защиты информации в государственных информационных системах. Интерэкспо Гео-Сибирь, 8: 188-192.
Шеннон К.Э. 1963. Математическая теория связи. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИИЛ, 832 с.
Osipov V.S., Tutaeva D.R., Diakonova O.S., Krupnov Y.A., Khrunova A.L. 2021. Digital society as the basic institution of the digital economy of the 21st century. Lecture Notes in Networks and Systems, 198:1133-1141.
References
Azhmuhamedov I.M. 2011. Principy obespecheniya kompleksnoj bezopasnosti informacionnyh sistem [Principles for ensuring the integrated security of information systems]. Vestnik AGTU. Seriya: Upravlenie, vychislitel'naya tekhnika i informatika, 1: 7-11.
Valova Yu.I. 2021. Cifrovizaciya sovremennogo obshchestva [Digitalization of modern society]. Trendy razvitiya sovremennogo obshchestva: upravlencheskie, pravovye, ekonomicheskie i social'nye aspekty. Sbornik nauchnyh statej 11-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kursk, 34-39.
Vasil'eva, I.A. 2019. Osobennosti dokumentirovaniya ekonomicheskih prestuplenij v byudzhetnoj sfere [Features of documenting economic crimes in the public sector]. Predprinimatel'stvo v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya: sbornik nauchnyh trudov prepodavatelej i studentov kafedry ekonomiki i predprinimatel'stva MGOU. Moscow: MSRU, 74-77.
Kaloshina, T.Y. 2020. K voprosu o sushchnosti informacionnyh tekhnologij v upravlenii personalom [To the question of the essence of information technology in personnel management]. Teoriya i praktika
sovremennoj agrarnoj nauki: Sbornik III nacional'noj (vserossijskoj) nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Publishing house: IC NGAU «Zolotoj kolos», 830-834.
Zakalkin P. V., Sagdeev A. K., Starodubcev Yu. I., Suhorukova E. V. 2016. Problema formirovaniya sistemy dinamicheskoj zashchity gosudarstvennyh informacionnyh system [The problem of forming a system of dynamic protection of state information systems]. Aktual'nye problemy infotelekommunikacij v nauke i obrazovanii: Sbornik nauchnyh statej: in 3 volumes. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet telekommunikacij im. prof. M.A. Bonch-Bruevicha, 239-243.
Shennon K.E. 1963. Matematicheskaya teoriya svyazi [Mathematical communication theory]. Raboty po teorii informacii i kibernetike. M.: IIL, 832 p.
Starikova, A.A. 2017. Ocenka effektivnosti upravleniya sistemoj zashchity informacii v gosudarstvennyh informacionnyh sistemah [Evaluation of the effectiveness of managing the information security system in state information systems]. Interekspo Geo-Sibir', 8: 188-192.
Osipov V.S., Tutaeva D.R., Diakonova O.S., Krupnov Y.A., Khrunova A.L. 2021. Digital society as the basic institution of the digital economy of the 21st century. Lecture Notes in Networks and Systems, 198:1133-1141.
Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Валова Юлия Игоревна, кандидат экономиче- Julia I. Valova, Candidate of Economic Sciences,
ских наук, доцент, доцент кафедры государ- Associate Professor, Associate Professor of the De-
ственного и муниципального управления, Мос- partment of State and Municipal Administration,
ковский государственный областной универси- Moscow State Regional University, Moscow, Russia тет, г. Москва, Россия
Жмуркин Иван Максимович, магистрант 2 курса Ivan M. Zhmurkin, 2nd year master's student of the
кафедры государственного и муниципального Department of State and Municipal Administration,
управления, Московский государственный об- Moscow State Regional University", Moscow, Russia ластной университет, г. Москва, Россия