Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ»

УДК 339.543

Гончарова А. С.

студент Ковалёва М.М. студент

финансово-экономический факультет специальность «Таможенное дело» Шуклина З.Н., д.э.н.

профессор

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Россия, г. Брянск ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

Разработка и внедрение информационных технологий в таможенных и околотаможенных структурах является процессом, повышающим качество и оперативность совершения таможенных операций, обеспечивающим установление внешних связей в бизнесе и снижению рисков, усиливающим динамику продвижения товаров и услуг в ВЭД. В России сформулирована целая госпрограмма - Национальная технологическая инициатива, нацеленная на создание условий для глобального технологического лидерства РФ к 2035 году.

Информационное обеспечение нужно понимать как получение, распространение и снабжение необходимой информацией для выполнения заданий, реализации функций и управления развитием фирмы. Согласно определению ЮНЕСКО, ИТ-технологии- это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники, методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. [3] В составе информационных технологий можно научно-техническое, программно-математическое, информационно-методическое, организационно-правовое, лингвистическое обеспечение. Чтобы управлять взаимодействием сложных

информационных систем внутри корпорации, оперативно принимать решения и разрабатывать бизнес-стратегии, аналитики и руководители компаний используют программное обеспечение класса BI (Business Intelligence).

Актуальным становится применение многоцелевых BI-платформ, которые должны обеспечивать безопасный доступ к большим объемам корпоративных данных, их консолидацию, анализ и удобное, наглядное

представление результатов. Такие платформы включают в себя различные средства, инструменты и технологии, обеспечивающие построение хранилищ данных, обработку запросов, выпуск отчетов, оперативный анализ данных (OLAP), интеллектуальный анализ данных (Data Mining), поиск знаний в базах данных (Knowledge Discovery in Databases, KDD), рассылку отчетов внутри и вне организации. К системам класса BI относится и платформа Metasonic Suite 4.0. Существуют облачные технологии, позволяющие применять расположенные вне предприятия вычислительные мощности, оборудование, дисковое пространство, приложения и информационные сети. [3] Облачные вычисления (cloud computing) — это технология обработки информации, при использовании которой обеспечивается сетевой доступ по требованию к общим конфигурируемым сетевым и вычислительным ресурсам (сетям передачи данных, серверам, хранилищам данных, приложениям и сервисам). Примером может служить разработка корпорацией Microsoft специализированного ПО под названием Windows Server AppFabric. [5]

Особенно актуальным является ITSM - подход к управлению и организации ИТ-услуг, направленный на удовлетворение потребностей бизнеса. Управление ИТ-услугами реализуется поставщиками ИТ-услуг путём использования оптимального сочетания труда, процессов и информационных технологий. Основная идея ITSM заключается в том, чтобы ИТ отдел перестал быть вспомогательным элементом для основного бизнеса компании, ответственным только за работу отдельных серверов, сетей и приложений. ИТ отдел должен стать полноправным участником бизнеса, выступая в роли поставщика сервисов для бизнес-подразделений, а отношения между ними формализуются как отношения «поставщик сервисов - потребитель сервисов». Бизнес-подразделение формулирует свои требования к необходимому спектру сервисов и их качеству, а ИТ подразделения поддерживают и развивают информационную инфраструктуру компании таким образом, чтобы она была в состоянии обеспечить запрошенный сервис с заданным качеством. [4]

В соответствии с проектом Таможенного кодекса ЕАЭС под «таможенной инфраструктурой» понимается совокупность мест перемещения товаров через таможенную границу, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также административных зданий и помещений, технических средств таможенного и иных видов контроля, инженерных, информационных, телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, объектов социального назначения, предназначенных для обеспечения деятельности таможенных органов и учреждений, входящих в систему таможенных служб государств-членов Евразийского экономического союза. Деятельность государств-членов ЕАЭС и ЕЭК направлена на гармонизацию таможенной инфраструктуры государств - членов Союза, оптимизацию

оснащения и поддержания работоспособности элементов таможенной инфраструктуры стран Союза, выработку согласованной политики применения элементов таможенной инфраструктуры странами Союза, повышение эффективности таможенного контроля при снижении временных затрат участников внешнеэкономической деятельности. [1]

В 2016 году на конференции «Цифровая повестка в Евразийском экономическом союзе», которая прошла в рамках ежегодного форума «Открытые инновации», согласован проект стратегии формирования и развития цифрового пространства ЕАЭС в перспективе до 2025 года. В России самый высокий показатель проникновения мобильных технологий: 153 абонента мобильной связи на 100 человек.

Таблица 1-Информационные технологии и параметры информации в околотаможенной сфере Типы ресурсов

Информационные ресурсы - прикладные системные и клиентские программы (специализированное программное обеспечение), составляющие основу прикладных информационных систем. На значение - поддержка деятельности субъектов управления;

Вычислительные ресурсы - серверные комплексы с операционными системами и системами управления базами данных, персональные компьютеры (рабочие станции). Назначение связано с обеспечением функционирования информационных ресурсов

Транспортные ресурсы - технические и программные средства магистральной и локальных сетей передачи данных. Предназначены для обеспечения информационно-технического взаимодействия между вычислительными ресурсами.

Цели информационного обеспечения: Применяемые ИТ обспечит конкурентоустойчивоть бизнеса и преимущества на рынке информации. Вычислительные и телекоммуникационные средства достигли такого уровня развития, а объемы перерабатываемой информации стали настолько велики, что информация стала товаром и важнейшим стратегическим

Информационные Параметры технологии информации

CRM-технологии Своевременность, доступность, надежность

RFM-анализ

Взаимосвязь и взаимодополняемость

RFID, iBeacon Достоверность

OLAP, Data Mining, KDD

облачные вычисления (cloud computing)

TGI-технология ( Target Group Index — индекс

Репрезентативность

Контролированность и корректность

Унификация

ресурсом

целевых групп)

Матрица Синергетичность

факторного

распределения

"ОиАШ - шаШх"

Проект стратегии содержит цели, стратегические ориентиры, потенциальные экономические эффекты цифровой трансформации ЕАЭС. Эксперты считают, что вклад цифровой экономики стран Союза в прирост ВВП должен составить 20% в год. Прогнозируются высокие темпы роста эффективности экономических процессов за счет цифровой трансформации инфраструктур и систем управления. [3] К объектам околотаможенной инфраструктуры относят вспомогательные подразделения таможенных органов. Часть из них является коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по оказанию различных посреднических услуг основным подразделениям таможенных органов на основании включения их в соответствующий Реестр. К основным объектам околотаможенной инфраструктуры относят таможенного брокера, таможенных перевозчиков и таможенные склады. Прочие объекты околотаможенной инфраструктуры — это магазины беспошлинной торговли, таможенные лаборатории, научно-исследовательские и учебные учреждения, консультативные, маркетинговые, обучающие фирмы. [3]

Департамент таможенной инфраструктуры провел анализ состояния, динамики и тенденций развития таможенной инфраструктуры на основе 7 представляемых таможенными органами стран Союза сведений. Результаты анализа включены в отчет. Обеспечение публикации результатов анализа на официальном веб- сайте ЕЭК направлено на повышение информированности всех участников внешнеэкономической деятельности государств - членов Союза и соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования. [2] В России к 2017 году насчитывается 80 тыс. участников ВЭД, из них около 9 тыс. - крупные, выплачивающие свыше 300 тыс. долл. таможенных платежей в год. На территории государств-членов ЕАЭС на 01.01.2015 года зарегистрировано: 1011 владельцев складов временного хранения; 240 владельцев таможенных складов; 50 владельцев свободных складов. Около 20 % всех товаров оформляется таможенными представителями-брокерами, остальные 80 % формируют потенциал роста рынка, заполнение которого связано с уровнем развития околотаможенной инфраструктуры.. На околотаможенную инфраструктуру возлагается выполнение посреднических услуг по подготовке таможенной документации, правовому консультированию, приему, хранению и таможенному оформлению несопровождаемого багажа. Все более актуальной становится деятельность, связанная с профессиональным посредничеством.

Таким образом, высокая степень информационной нагрузки на оклотаможенную инфрастуктуру вызывает необходимость активного использования информационноых ресурсов, технологий, программных продуктов. Информационное обеспечение позволяет повысить скорость прохождения грузов, оперативность расчетов контрагентов, безопасность и контроль экспорта и импорта товаров. Эффективная информационная система значительно упрощает процесс управления околотаможенными предприятиями, позволяет вовремя собрать, отсортировать, обработать необходимую информацию и принять эффективное решение по оказанию услуг.

Использованные источники:

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Интеллектуальные информационные технологии: Учеб. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. -304 с.

2. Гаврилов, Л. П. Инновационные технологии в коммерции и бизнесе : учебник для бакалавров / Л. П. Гаврилов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 372 с.

3. Дианова В.Ю., Макрусев В.В., Маркина O.A. Развитие таможенных институтов.- М.: Изд-во РТА. 2009.-322с.

4. Павлова А.В. Околотаможенная инфраструктура стран-участниц Евразийского Экономического Союза // Экономика и социум, №8(27) 2016

5. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. Издание 4-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. - С. 105

6. Шуклина З.Н. Управление экономической безопасностью предприятия в условиях нестабильных международных отношений// Экономика и предпринимательство, 2016, №1, ч.1,с. 554-561

УДК 331.1

Горбатенко Е.А. ст. преподаватель кафедра Управления Таганрогский институт управления и экономики

Россия, г. Таганрог

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности мотивации труда муниципальных служащих, которые определяют алгоритм построения эффективной системы мотивации в муниципальных организациях.

Ключевые слова: мотивация, стимулирование, материальное стимулирование, нематериальное стимулирование, муниципальная служба, эффективная система мотивации трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.